» » Сергей волковвам поможет чудотворец святой василий блаженный. Блаженный Василий - московский юродивый: краткая биография, пророчества

Сергей волковвам поможет чудотворец святой василий блаженный. Блаженный Василий - московский юродивый: краткая биография, пророчества

У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Похожее на драгоценную шкатулку здание не спутать ни с каким другим из-за удивительного силуэта, образованного главами девяти церквей, возведенных на едином основании, и неповторимого, красочного и радостного оформления их фасадов…

Любое произведение искусства, рукотворное и нерукотворное чудо окружено ореолом тайны. Взять хотя бы «Джоконду» Леонардо, «Реквием» Моцарта, Великие пирамиды, озеро Байкал или Большой каньон. Что же это за чудо, если о нем не слагают легенды? Если оно не вызывает желания узнать о нем побольше и, когда сведений недостаточно, начать строить догадки, которые со временем превращаются в легенды?

Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).

В этом, как и во многих других отношениях, храм Василия Блаженного — истинное, стопроцентное чудо — каких только историй о нем не рассказывают! А ведь, казалось бы, о здании, возведенном на центральной площади столицы, все должно быть доподлинно известно. Но нет, не тут-то было...

Считается, что Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Хотя существует гипотеза, что это был один мастер — Иван Яковлевич Барма.

Известна легенда, будто на вопрос Ивана Грозного, смогут ли мастера построить другой, такой же прекрасный храм, один из них с вызовом ответил: «Сможем!» — и тем прогневил царя.

«Лжешь!» — вскричал Грозный и велел ослепить мастеров, чтобы они нигде больше не построили такого чуда. Подобные истории, впрочем, рассказывают о многих русских и зарубежных соборах, так что едва ли им стоит верить.

Еще одна легенда гласит, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы и пошло название храма.

В честь другого Василия

Первоначально на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный.

Затем, по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг него стали возводиться новые церкви, большинство которых было освящено в память событий Казанского похода.

Выросший на месте прежнего храма комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в просторечии — храмом Покрова на рву

В конце XVI века на месте разобранной северо-восточной части галереи над могилой московского юродивого, причисленного к лику святых Василия Блаженного, появилась церковь, освященная его именем.

В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви Св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — храма Василия Блаженного.

Этот храм был геометрическим центром градостроительного ансамбля столицы, а его 46-метровый шатер — самым высоким в Москве до тех пор, пока Борис Годунов не распорядился достроить колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, после чего ее стали называть Иваном Великим.

Коротко о главном

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.

Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие.

Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. Всего в нем 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Стены собора оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлены портретная и пейзажная живопись и церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Храним людьми и Богом

По мнению православных священников, храм Василия Блаженного сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и все же остался цел.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара, но был отреставрирован и, по уверениям очевидцев, стал еще краше. Увидев его, Наполеон, если верить легенде, распорядился перевезти московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась не в состоянии решить эту задачу.

Тогда, перед отступлением французской армии, Наполеон приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались погасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог им остановить взрыв.

Среди прочих существует легенда, будто в 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. По его распоряжению был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским храмом, который Каганович и принес к Сталину.

Начав с рассказа о том, как собор мешает демонстрациям и машинам, он якобы со словами «А если бы его — р-раз!..» — рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!»

Вопрос о сносе храма действительно поднимался, но, по мнению ряда историков, в решении его главную роль сыграло мужество архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали подготовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил резкую телеграмму в Кремль: в ЦК и, как водится, лично товарищу Сталину.

По одной из версий, письмо дошло до адресата, и Барановский, будучи приглашенным в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм. Едва ли именно это подействовало, но так или иначе, Сталина действительно что-то остановило — решение о сносе было отменено.

Все возвращается на круги своя...

Согласно одной из официальных версий, а их тоже несколько, в 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

Затем собор стал филиалом Государственного исторического музея. Начались научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквях интерьеров XVI-XVII веков. С этого момента были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX века во время реставрационных работ открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 года (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут увидеть великолепный взмывающий в небо шатер и ценнейший иконостас, а также пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, расписанной дивными узорами.

Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 года используется одновременно как музей и как храм, в котором Русской православной церковью проводятся богослужения.

Земная жизнь Василия Блаженного продолжалась более восьмидесяти лет. А расстояние, которое он прошел по земле, всего несколько километров – от храма в Елохове до Покровского собора на Красной площади.

Удивительный подмастерье

В декабре 1468 года в селе Елохове, в храме Владимирской иконы Пресвятой Богородицы молилась крестьянка – просила у Божией Матери благополучного разрешения от бремени. И Бог услышал ее: здесь же, на паперти, она родила сына. Так пришел в мир один из самых почитаемых на Руси святых – Василий Блаженный.

Иногда мальчик бросал работу и замирал, будто прислушивался к чему-то, что слышал только он

Это, несомненно, было знамение Божие. Но тогда родители будущего чудотворца, простые люди, о чудесах не думали. Они думали о будущем ремесле для своего сына и, едва он подрос, отдали обучаться сапожному делу. Трудился мальчик старательно и быстро освоил азы мастерства. Но иногда бросал работу и замирал, будто прислушивался к чему-то, что слышал только он один. А вскоре случилось событие, которое ясно показало, что подмастерье сапожника – человек не совсем обычный.

Один купец привел в Москву баржи с хлебом и зашел к мастеру, чтобы заказать себе сапоги. «Только сделай так, чтобы я не сносил их за год», – попросил он. Неожиданно Василий заплакал и сказал: «Сошьем такие, что и не износишь их». Когда заказчик ушел, хозяин спросил ученика о смысле сказанного. Подросток ответил, что купцу не доведется носить сапоги: он вскоре умрет. Так и случилось – спустя три дня заказчик скоропостижно скончался.

Обличитель неправды

Видения все чаще посещали мальчика. Он отрешался от мира, погружался глубоко в себя и начинал пророчествовать. А когда Василию исполнилось шестнадцать лет, он втайне от родителей отправился в Москву, где принял на себя подвиг юродства.

Вскоре после его появления в столице о нем узнала вся Москва. В летний зной и лютую стужу бродил Василий нагой и босой по улицам города. Его речь порой трудно было понять, а поступки – объяснить.

Однажды на базаре он опрокинул лоток с калачами. Возмущенная толпа едва не побила его. Но купец вдруг пал на колени и стал просить прощения у народа. Признался, что подмешал в муку мел.

В другой раз двое бродяг решили обмануть самого Василия Блаженного, узнав, что тому была пожалована дорогая лисья шуба. Один обманщик притворился мертвым, а другой стал просить у Блаженного богатую обнову, чтобы продать ее и на вырученные деньги похоронить товарища. Василий укрыл лежащего на земле человека шубой со словами: «Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся».

Мнимый покойник после этих слов действительно испустил дух, а его подельник на всю жизнь усвоил суровый урок святого угодника.

Провидец

Однажды Василий совершил, казалось, страшный поступок: швырнул камень в образ Божией Матери у Варварских ворот, почитавшийся чудотворным. Доска разбилась. Но когда верующие бросились к Василию, желая наказать за святотатство, он попросил соскоблить верхний слой краски. И люди с ужасом увидели под святым ликом изображение дьявола.

Оказалось, это была так называемая адописная икона. Считалось, что молящийся перед такой иконой обращается не к Богу, а к сатане, и молитва приводит к обратному действию.

В 1547 году святой угодник предсказал великий пожар в Москве. А однажды упрекнул царя Иоанна Грозного за то, что тот во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Почитание юродивого быстро росло, перед ним были раскрыты все двери – и в бедных лачугах, и в царских палатах.

Учитель царя

Как-то на пиру Василий Блаженный вылил дорогое вино, поданное ему самим государем, в окно. Царь нахмурился, но налил своему гостю во второй раз. И снова вино было вылито в окно. Так продолжалось до трех раз.

– Ты что же это делаешь, охальник? – разгневался Иван Грозный.

– Я, царь-батюшка, твоей милостью пожар в Новгороде тушу.

Послал Грозный гонца в Новгород, чтобы про пожар узнать. Тот, вернувшись, рассказал, что в страшном огне полгорода сгорело, а в тот день, когда царь пировал, вдруг дождь пошел и затушил пламя…Царь почитал юродивого и всегда прислушивался к его словам. Он был, пожалуй, единственным человеком, кого Иван Грозный действительно боялся. Только Василий Блаженный мог сказать жестокому правителю правду в глаза.

Шел Великий пост. Но даже в это святое время, отведенное Господом для молитв и покаяния, в Великом Новгороде не прекращались массовые казни по доносу. Желая образумить правителя, Василий Блаженный принес ему в дар кусок свежего мяса.

– Я христианин, – возмутился Иван Грозный, – мяса в пост не ем.

– Мяса не ешь? А кровь-то христианскую пьешь… – сказал юродивый.

Только после этих слов Иван Грозный остановил на время пытки и казни.

Когда Василий Блаженный умер, царь почел за честь проводить юродивого в последний путь. Вместе со своими боярами он нес гроб до самого кладбища Троицкой церкви, что во Рву, где святитель Московский митрополит Макарий совершил чин погребения.

Вскоре на этом месте Иоанн повелел строить Покровский собор. И хотя он был возведен в память покорения Казани, сегодня мы чаще всего называем его храмом Василия Блаженного. А также – главным символом Москвы и всей России.

Что такое подвиг юродства

Богословы называют его самым тяжким и полезным для общества. По Божьему откровению в своем самоотверженном служении людям юродивые приносили в жертву не только внешние удобства мирской жизни, но и разум – высшее дарование Бога человеку. Для чего? Для того, чтобы проложить самый короткий путь к умам и душам современников. И в этом нет никакого парадокса.

По велению наследника Ивана Грозного – царя Федора – для Василия Блаженного была изготовлена богатая серебряная рака, украшенная жемчугом и драгоценными
камнями. Но в годы Смуты она была утеряна.

Как Господь поучал учеников притчами, прибегая к различным сравнениям и символам, так и юродивые, говоря загадками или совершая на первый взгляд странные действия, трансформировали христианское учение в тот или иной образ. И тогда становилась очевидной вся гнусность греха и духовная красота добродетели. Так юродивые несли истину Христовой веры людям.

Само юродство как добровольно избранный путь – тоже образ. Образ абсолютного христианского смирения. Как Иисус Христос отдал себя на поругание врагам, так и юродивые заранее обрекли себя на унижения и страдания. Это и образ высшей добродетели. Только в этом случае добро творится действительно анонимно – не от лица конкретного человека, под маской безумия.

Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове». Кто были родители Блаженного, житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей.

Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» .

Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», - и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия.

И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля. Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

Подвиг юродства Христа ради, который избрал для себя Блаженный Василий, - необычайный и один из труднейших видов подвижничества. Всей своей жизнью он отрицал общепринятый уклад. Живя среди самой суеты, он был далек от суеты этого мира. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства, который совершал 72 года. Он не имел крова, подвергал себя всяким лишениям, отягощал тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.

Непримиримость к греху и жалость к людям стали проявляться с первых дней подвижнической жизни Блаженного Василия. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то странное, загадочное и непонятное. Странны были и его поступки: зайдет в калашный ряд - то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд - там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога.

Странные и непонятные поступки Блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным. Уважение к Блаженному Василию стало возрастать: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды человеческой, преемника Блаженного Максима, скончавшегося около пятидесяти лет назад, имя которого в Москве широко почиталось. Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни - в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра.

Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь. Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» - «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь.

Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других.

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005 г.

В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», - отвечал Блаженный Василий. - «Почему отдал не нищим, а купцу?» - вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, - сказал святой, - купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда… и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают».

Сурово осуждал Блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а потому что верили и надеялись легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. В такой милости Блаженный видел дьявольское искушение. Отношение к подобной милостыне хорошо показано в рассказе Жития о преследовании Блаженным беса, принявшего облик нищего, сидящего у Пречистенских ворот. Бес в образе нищего просил милостыню и всем, кто подавал, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный увидел эту лукавую выдумку и осудил дающих корыстолюбцев, а беса изгнал. Бес пытался скрыться от святого в царских палатах, но и оттуда изгнал его блаженный Василий. Ради спасения ближних от греховной жизни Блаженный посещал и корчмы, где не гнушался общаться с самыми опустившимися людьми. Он умел видеть в самом испорченном сердце зерно добра, подкрепить лаской, ободрить его. Однажды, придя в корчемницу, Блаженный увидел трясущегося пьяницу, умолявшего корчемника дать вина на одну медную |монету. Корчемник подал ему стакан вина и с раздражением сказал: «Возьми, пьяница, черт с тобой». Пьяница же осенил себя и сосуд с вином крестным знамением. Тогда Блаженный захлопал руками и начал смеяться. К нему обратились с вопросами, что значит его смех, и Блаженный объяснил, что, когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему стакан, тогда бес вошел в стакан, а «когда пьяница осенил себя крестным знамением, бес выскочил из стакана, опаляемый крестным знамением, как огнем. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников.

Готовый всегда прийти на помощь нуждающимся и бедствующим, снисходительный к человеческим слабостям, Блаженный Василий был суров к тем, кто из корысти притворялся бедным и несчастным. Блаженный даже покарал смертью одного такого обманщика. Житие рассказывает, что Блаженный как-то зашел к одному боярину. На дворе стоял лютый мороз, и сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такой лютый мороз защитил Блаженный свое тело от холода. «Хочется тебе этого?» - спросил Блаженный. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей», - отвечал боярин. Блаженный с улыбкой сказал: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на юродивого шубу. Дорогую шубу на Блаженном Василии приметили воры. Один из них лег на дороге, притворившись мертвым, другие стали просить Василия подать что-нибудь на погребение. Глубоко возмущенный кощунственным обманом Блаженный вздохнул со скорбью, снял шубу, покрыл ею мнимого мертвеца и сказал: «Буди же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога и Страшнаго Его суда, захотел обманом принять милостыню». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 г., как рассказывают нам летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честнаго Креста, что на острове, и стал здесь умильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах все выгоре». Блаженный своим духовным взором созерцал события, совершавшиеся и вдали от Москвы, и там приходил на помощь. Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, - сказал юродивый, - надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», - спросил царь. «А я видел тебя, - отвечал Блаженный, - только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами - старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты - наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество Блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение Блаженного. Тело Блаженного Василия было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 г. был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Почитание Блаженного Василия началось сразу после его кончины. Уже до прославления, совершившегося 2 августа 1588 г., когда Блаженный просиял множеством чудес, происшедших у его гроба, была составлена служба святому Василию Блаженному, принадлежавшая перу старца Мисаила Соловецкого. На почитание Блаженного в народе обратил внимание англичанин Флетчер, который в своей книге «О государстве русском…» писал в 1588 году: «Был еще… умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба Блаженного, которые записывались с большой обстоятельностью и точностью. Так, рассказывается об исцелении 2 августа 1588 г. Ксении, жены протопопа града Вереи, сына боярского Василия Сергиева Коптяева, а также прозревшей некоей Анны, после 12-летних страданий от слепоты. После описания исцелений приводится иногда месячный итог: «Месяца сентября исцелил святый Василие всяческими различными недуги муж и жен 183 человеки». Большинство списков Жития приводят запись двадцати одного чуда, происшедших у раки святого. Некоторые, в том числе августовские Минеи Милютина, приводят описания 24 чудес. И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество.

Мария Пронина

На анонсе: Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2006 г.

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный» .

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги . Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534- 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

Юродивые... Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, - Блаженный Василий - самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

Василий Блаженный: житие

Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой - так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце - это то, с чем он пришел в мир.

Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Путь в Москву

После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег - веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги.

Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый.

Василий Блаженный: чудеса

Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле.

Известны и другиечудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василийсмог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец,смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение - пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок - шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли - их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался - стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания - это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь - с такими чувствами к нему относился один из них - Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного - 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название - храм Василия Блаженного. Причем, историяего интересна не только одним названием.

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

День памяти Василия Блаженного

После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти - 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.

Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Иконы святого угодника

Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. Историяна этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.

На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.

Итак, перед нами предсталаистория Василия Блаженного.Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.