» » Слова с буквой е после гласной буквы. Конспект урока на тему "Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных"

Слова с буквой е после гласной буквы. Конспект урока на тему "Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных"

Методический паспорт:

Тема урока : Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Цель урока : Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Задачи урока:

    Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й, э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

    Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.

    Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.

    Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Развитие УДД:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебниках.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Выполнять правила поведения на уроке.

Технология проведения урока: по системе ТДМ

Тип урока : урок систематизации новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций:

    учебно-познавательной

    коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.

Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.

Учащихся в классе: 25

Используемые учебники и учебные пособия:

    Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.

    С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.

Этапы урока

- Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.- Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)- Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.
    Посчитать количество предложений. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.
Приглашает проверить выполненное. - Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.- Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?- Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.-Что такое ТИНА? ИЛ?- Замечательно, вы хорошо потрудились.

Подведём итог нашей работы.

Что нового узнали на уроке?

Продолжите моё предложение:

* Мы познакомились с буквой … .

* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….

Где можно применить полученные знания?

Что было для вас интересным на уроке?

А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо(раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.

А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)

Источники:

Физкультминутка для глаз

- стихи про енота

Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.

Цель:

- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;

- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;

Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийная презентация;

таблица гласных букв;

словарь Ожегова;

картинки лес, ветер, ели;

схемы;

фильм про букву Е;

Ход урока

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II . Психологический настрой. СЛАЙД 1

Человеческая улыбка - это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!

III . Актуализация опорных знаний.

Прочитайте буквы. А О И У Ы Э

Что объединяет их в группу? (гласные)

Назовите три признака гласных. (1. Поются

2. При произношении воздух не встречает преград.

3. Образуют слоги.)

Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э)

Чтение слогов.

А на мягкость? (И)

Чтение слогов.

IY . Постановка проблемы.

1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)

А что такое лес? (словарь Ожегова )

Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (1)

Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?

(1 зв. - [л`] -согл., мяг., обозначаем буквой Л)

2 зв. - [э] - гласн.)

Какой буквой обозначим звук? (э)

Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?

Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.

(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.

3 звук - [с] - согл., тв.

Какой буквой обозначим? (С)

Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.

Азбука- фильм - Выделите звук [э]

В какой ряд поставим Е?

Чтение слогов.

Буква Е особенная, хитрая.

На что похожа буква Е? СЛАЙД 3

2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель )

Ель - это типичный лесной житель.

Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)

Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.


ЛЕС ЕЛИ

Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.

Y . Открытие новых знаний.

Разделите слово ЕЛИ на слоги.

Сколько слогов?

Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.

Какие звуки слышим?

([й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным)

- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? (мягкого согласного с гласным)

Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?

(дети не могут)

- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е . Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е . Где стоит буква е ? (в начале слова)

Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)

А второй слог какими буквами обозначим? (л и)

Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв.)

Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.

(Чтение слов) СЛАЙД 4

ЕЛ ЕМ енот Егор

Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)

А как по другому можно сказать? (веет, воет)

Разделите на слоги.

1 слог? (во)

Какими буквами обозначим?

2 слог?

Из каких звуков он состоит?

Какими буквами обозначим?

Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.

YI . Постановка темы урока.

Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее)) СЛАЙД 5

ФИЛЬМ ПРО Е.

YIII . Закрепление изученного.

Наша ёлочка приготовила задание.

1. Работа с текстом.

Азбука 4 картинка.

2. Работа в парах.

Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.

Проверка. СЛАЙД 6

IX . Повторение.

Игра «Наряди ель».

Ребята, а какое сейчас время года?

Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

Без чего встреча Нового года будет неинтересной?

Нарядим нашу ель.

- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.

Выходит ребёнок и прикрепляет букву

Что случилось?

- Была ель, получилась (мель.)

е ?

Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.

Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е ?

Д. Звук [э].

Почему так получилось?

Д. Потому что буква встала за согласным.

Кто из вас знает, что такое мель ?

Д. Мелкое место на реке.

Следующий шар. (Слоги кап-, -ник,)

А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…

- Получим слово цель.

Что такое цель?

- Это то, к чему мы стремимся, идём.

Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?

( Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е .)

X . Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Почему букву Е называют «хитрой»?

Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?

( Обозначает два звука.)

Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?

( Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)

XI . Рефлексия. СЛАЙД5

Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)

Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)

Продолжите фразу:

Меня удивило, что…

Сегодня на уроке я научился…

Дома я расскажу…

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук - люк

Мал - мял

Нос - нёс

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].

Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма)

2. После гласных (заявка, поют)

3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.

2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.

§ 19. Обозначение [j] ва письме

Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.

В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.

В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.

После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.

Произношение букв Е, Ё, Ю, Я

В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.

1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:

В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.

После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.

После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.

Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.

2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.

В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».

Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.

Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.

После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.

www.ruspeach.com

В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

учитель Харьковская школа №170

Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374

учитель МБОУ «СШ №39№

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»

учитель Мбоу сош

учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»

учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней

учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»

Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»

учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской

onlinerepetitor.net

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

    Закрепление знаний на практике

    Закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

    Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

    Проверим правильность выполнения задания:

    В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

    Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

    Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

    Мы едем, едем, едем

    Проверьте правильность выполнения задания:

    Мы е дем, е дем, е дем

    В далёки е кра я ,

    Хороши е соседи,

    Счастливы е друзь я .

    На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Тема: Буква ю в начале слова и после гласных.

Цели урока:

Обще об раз о вательная цель: познакомить детей с печатной и письменной буквой ю и обозначением ею мягкого слияния согласного и гласного звука в начале слова и после согласной.

Коррекционные цели:

Формировать фонематические процессы, звуко – буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ предложений.

Обогащение словаря путем подбора качественных прилагательных и глаголов, образования слов из двух основ.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фразовой речи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие пространственной ориентировки, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Продолжать работать над профилактикой дисграфии и дислексии.

Оргмомент.

Посмотрите на меня, посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

«Заведем часы».

Какое сегодня число

Время года

День недели

Вы сказали, что наступила весна.

А какая весна наступила? (Наступила ранняя весна)

Что происходит со снегом ранней весной? (С нег становится мокрый, рыхлый, он оседает и тает).

Как Вы думаете, что происходит весной на реке? (Весной на реке начинается ледоход)

Чтение слова ЛЕДОХОД хором и индивидуально.

Как вы можете объяснить слово ЛЕДОХОД. Что это значит? (Ледоход – это значит лед ходит. Лед трогается, льдины с треском лопаются).

Река становится свободной, по ней легко могут ходить пароходы.

Кто отдает команду на пароходе? (капитан)

Кому капитан отдает команды? (матросам)

Вспомните, как называют подростка, которого обучают матросскому делу на пароходе? (юнга)

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной хитрой буквой, будьте очень внимательны. Для самого внимательного Мишка приготовил призы.

Как вы думаете, сколько слогов в слове ЮНГА? (два)

Назовите первый? (юн)

Назовите второй? (га )

Повторите только первый слог? (юн)

Что слышится в начале этого слога? ([ йу ] – слияние двух звуков)

Сделайте слого – звуковой анализ этого слога, слова.

Как называется помещение, в котором живут матросы на пароходе? (каюта)

Назовите первый слог (ка )

Второй (йу )

Третий (та)

Повторите только второй слог (йу )

Из чего он состоит? (из слияния двух звуков [ йу ]).

Сделайте слого – звуковой анализ этого слова.

Давайте дадим характеристику звукам ? ([ й ] – согл ., мягк ., звонк .)

Когда мы произносим звук [ й ]

Губы – приближены к зубам. Зубы – на расстоянии. Язык – внизу. Воздушная струя – встречает преграду, значит звук согласный. Участие голоса – голосовой моторчик работает, значит, звук звонкий.

Когда мы произносим звук [у]

Губы – трубочкой вытянуты вперед. Зубы – на расстоянии. Язык – внизу. Воздушная струя проходит свободно, значит звук гласный.Участие голоса – звук образуется из голоса.

Молодцы. Мы с вами определили, что в словах юнга и каюта мы слышим слияние мягкого и согласного звука с гласным. А где мы слышим это слияние? (в начале слова и после гласной).

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь [йу]»

Юбка. Купаю. Игрушка. Юла. Рисую

Какое слово лишнее и почему? (игрушка, в этом слове нет [ йу ])

Девочки приготовили веселые стихи. Ваша задача – не только прослушать, но и назвать слово с [йу].

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

Я танцую, я пою,

Я в ладоши хлопаю.

Чашки мою, вытираю,

Расставляю, разбиваю –

Все я быстро делаю – до чего умелая!

Путешествие в страну «Буквария». Здесь мы с вами узнаем, что слияние [йу] обозначается одной хитрой буквой (открыть окошко).

Где живет буква ю? (в районе гласных букв)

Это гласная какого ряда? (второго)

Найдите человечка ю, который гуляет по поляне.

А почему я вам сказала что эта буква хитрая? (обозначает два звука)

Когда буква ю обозначает два звука? (в начале слова и после гласной)

Вывод: Сегодня на уроке мы будем работать со слогами и словами, в которых буква ю встречается в начале слова или после гласной.

Работа с печатной буквой ю. Найдите у себя в коробочке такую букву, сколько в ней элементов. (т ри)

Наш мишка держит в своей лапе строчную письменную букву ю.

Найдите в коробочке строчную письменную ю, подержите ее, рассмотрите.

Возьмите карточку с буквой ю из бархатной бумаги и обведите ее указательным пальчиком правой руки.

Сколько элементов в букве ю? (три)

Возьмите конверт и соберите строчную письменную ю из элементов.

Давайте встанем, прогуляемся до белой доски и напишем на ней по одной красивой букве ю.

Выберите и снимите в доски все буквы ю, написанные правильно.

Приготовились работать с числовым рядом и кубиком. «Узнай, на каком месте стоит буква ю». Юла, Июнь, Рою, Купаю.

Гимнастика для пальчиков («Дружные пальчики…»).

Положим перед собой тетрадь («Я тетрадь свою открою…»)

Читаем слоги и запоминаем их: Юп, ют, юм, юс

Закройте глазки. Какого слога не стало?

Запишите слог в тетради там, где стоит точка.

Сколько элементов написали в букве п ? а в т ?

Прочитайте слово РИСУЙ.

Закройте глаза. Что изменилось? (РИСУЮ)

Закройте глаза. Что изменилось? (РИСУЮТ)

Запишите слово в тетради, проговаривая, проверьте.

Если это делает один человек, какое слово выберете?

А если это делает много людей?

Даны буквы н, ю, г, а. Составьте слово. (у доски из букв «Мозаики»). Работать будете с буквами, расположенными в правом верхнем углу.

Даны буквы к, ю, а, а, т. Составьте слово. Работать будете с буквами, расположенными в левом верхнем углу.

Что это? (это схема предложения)

Сколько слов в этом предложении? (три)

1 слово – о ком говорится в предложении?

2 слово – что делает?

3 слово – что именно делает?

Например: Толя покупает лимон.

У каждого в коробочке лежит картинка. Возьмите ее, рассмотрите кто что делает. Дайте детям имена и составь те предложение по схеме.

А теперь измените это предложение так, как–будто это делаете вы.

Работа в тетрадях. На доске предложение. Я МОЮ КУКЛУ.

Сколько слов в этом предложении

Назовите 1? 2? 3?

Как пишутся слова в предложении?

Что обозначает мой первый сигнал? Второй?

Запишите. Сделайте проверку с простым карандашом.

Итог занятия. Призы детям.