» » Сообщение художественный образ стиль язык. Художественный образ – стиль – язык — Гипермаркет знаний

Сообщение художественный образ стиль язык. Художественный образ – стиль – язык — Гипермаркет знаний

Художественный образ-стиль-язык

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.


При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.


Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

Какие из этих произведений созданы современными авторами?

В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?


Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ можно понимать как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.


Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение… Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера. Большой сфинкс в Гизе. Египет


Портрет юноши в золотом венке написанный неизвестным египетским художником еще в начале II века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя. Портрет юноши в золотом венке. Фаюм. Египет


Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. О. Роден. Граждане Кале. Франция О. Роден. Граждане Кале. Франция


Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Ф Малявин. Вихрь


Стиль (от греч. stylos – буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность к тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.


Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают: композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Д.Веласкес. Менины


Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объемом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. П.Пикассо. Менины Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объемом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. П.Пикассо. Менины



Художественный образ – стиль – язык.

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды, храм Василия Блаженного, рассматриваем полотна Рембрандта, Репина, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные придания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина, Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. В современном искусстве отражается наш мир, мы с вами.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания категорий: художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ - это обобщённое представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ понимается как часть произведения искусства: образ природы, образ главного героя и т.д. В опере, балете, программной музыке – это тема, лейтмотив – являющиеся характеристикой персонажа.

Тема «Прогулки», в сюите М.Мусорского «Картинки с выставки».

Лейтмотив феи «Карабос», в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Человек испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение. Художник создает формы, присущие его времени. Форма

диктуется стилем эпохи, художественной манерой мастера.

Портрет написан неизвестным египетским художником еще в начале второго века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетается юношеская мягкость черт лица и волевой решительный взгляд.

Большой Сфинкс в Гизе. Египет. Портрет юноши в золотом венке.

Фаюм Египет.

Французский.скульптор..О.Роден запечатлел в бронзе подвиг, которые совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во время осады, по требованию англичан, они должны были отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, они пришли на верную смерть: с верёвками на шеях, для спасения всех жителей города. Образ группы наполнен драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряжённости героев, глубокой характеристикой каждого, лаконичностью. Скульптор использовал дробный ритм в композиции, резкий контраст фигур, напряжённость поз и жестов.

Главные персонажи картины – крестьянки в ярких нарядах. Всё полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающих колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают лица женщин. Красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Формы и краски создают внутреннее напряжение в картине. Крупные фигуры, неглубокое пространство, звучный цвет подчеркивает декоративность картины. В её сюжете можно увидеть надежду на духовное возрождение русского народа, мощное начало в женских образах, придавая им значительность и монументальность.

Ф. Малявин «Вихрь»

Стиль - (от греческого stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают:

1) стиль эпохи (исторический),

2) национальный (принадлежность к тому или иному народу),

3) индивидуальный (характерен для конкретного художника).

Характеризуя стиль в архитектуре – это эпоха, в других искусствах – живописи, музыке, литературе – это человек. Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в мире искусств. Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объёмом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. Используя разные средства выражения автор передаёт чувства, раскрывает содержание своих произведении. Чтобы разбираться в многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

П.Пикассо. Менины

Д. Веласкес. Менины.

Тема урока: Художественный образ – стиль – язык 8 класс (2 урок)


Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи




О. Роден. Граждане Кале



Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.


Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают:

  • стиль эпохи (исторический),
  • национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
  • индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

Характеризуя стиль в архитектуре , говорят, что «стиль - это эпо-

ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».


Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

1

2

3

4

5

6

К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно

отнести эти произведения искусства?


К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному -

можно отнести эти произведения искусства?

1

2

3

4

5

6

Язык любого искусства помогает услышать в

Картина «На пороге вечности» или «Старик, опустивший голову на руки», в сохранившемся варианте, написанном маслом на основе литографии, во многом превосходит более ранние, аналогичные работы с изображением старого, больного крестьянина.

Если на раннем рисунке, наброски которого появились в 1881-1882 гг., Ван Гог изобразил старого, горюющего человека, то после возвращения к сюжету в 1890 году, когда ему открылись тайны передачи чувств посредством карандаша и кисти, на первый план выходит горе и одиночество старика, т. е., передано само состояние несчастного человека.

Более прозрачной становится внутренняя сущность больного, беззащитного существа. Художник не ищет нового отношения к тому, что изображал ранее, он просто в поиске воскрешения былых переживаний, но стремится передать их на более совершенном в эстетическом плане уровне, с учетом вершин мастерства, достигнутых им в процессе эволюции творчества. Если раньше, он только воспринимал истинное душевное состояние человека, то теперь, сумел постичь, как передать это чувство на холсте.

Винсент Ван Гог. "На пороге вечности"


Выразительность, эмоциональность,

образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:

композиция,

форма, -

фактура,

ритм,

тон,

интенсивность.

Это общее - в языке искусств.

К. Малявин. Вихрь


Каждый вид искусства говорит своим языком:

живопись - цветом,

графика - линией и пятном,

скульптура -объемом,

музыка - звуком, интонацией,

танец - пластикой жестов и движений,

литература - словом.

А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»

Д. Веласкез. Менины

Х. Миро. Карнавал Арлекина

П. Пикассо. Менины


Цвет - язык живописи

Шишкин И.И. Зима.

И.И. Шишкин. Пруд в роще

И.И.Шишкин

Лес весной.

Шишкин И.И. Рожь.


Линия и пятно – язык графики.

Альбрехт Дюрер

Леонардо да Винчи

"Меланхолия"

Набросок к картине

Врубель Автопортрет


Язык скульптуры - объём

Микеланджело Пьета

Е. Вучетич.

Памятник

воину-освободителю

вБерлине.

Этьен-Морис Фальконе

Памятник Петру I




Слово – язык литературы

Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции - эстетической.


В чем специфика средств выразительности этого произведения? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать образ?

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр - элегия.

Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха (строки) дают пейзаж­ную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы - воз­вышенности, поднятые к небу. Второй - лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и чет­вертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согла­сии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» - это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их дается в сле­дующих строках:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Следующие четыре сти­ха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.


Звук и интонация – язык музыки

Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»

Русская народная мелодия «Сударыня»

Шостакович Д.Д. «Симфония №7»