» » Современная концепция сестринского дела швеции. Современная концепция сестринского дела

Современная концепция сестринского дела швеции. Современная концепция сестринского дела

По данным «World Vision International » от 1993 года, понятие сестринского дела включает четыре основные составляющие:

  • Здоровье
  • Окружающая среда
  • Личность
  • Сестринское дело

1. Сестринское дело

Флоренс Найтингейл в свое время заявляла о том, что сестринское дело включает двойственный подход к пациенту: искусство и наука.

К примеру, медсестра-исполнитель, накладывающая повязку больному, не только хорошо осведомлена о технической стороне этого дела, но и понимает, в каких лечебных целях это необходимо.

Значит, в этой ситуации техника удачно пересекается с наукой.

Если учесть, что повязка должна быть наложена с особой аккуратностью, а пациент нуждается в разъяснениях и общении, то никак не обойтись без этических и моральных качеств хорошей медицинской сестры.

Без научного понимания проблемы невозможно оказать правильную помощь и уход. Вопросы искусства и науки тесно сплетены во всех сферах сестринской деятельности:

  • в общении с коллегами
  • в построении стратегии сестринской помощи
  • в освоении новых знаний и навыков
  • в общении с родственниками больных
  • в саморазвитии и самообучении и т.д.

Области компетенции медицинской сестры:

  • наблюдение пациента
  • диагностика
  • обучение
  • умение быстро принимать решения
  • лечебные назначения и процедуры
  • организационные вопросы
  • обеспечение безопасности при оказании сестринской помощи больному.

2. Личность

Философия личности всегда была наиболее популярной и обсуждаемой темой. В случае с медицинской деятельностью в роли личности выступает пациент. При этом крайне важно учитывать как общие особенности личности, так и ее индивидуальные составляющие:

  • психическое состояние
  • физическое состояние
  • умственное состояние и т.д.

Еще в древние времена врачеватель Авиценна утверждал, что каждый отдельный человек является неповторимой индивидуальностью, к которой необходимо найти соответствующий подход.

В деле медицинской сестры отношения с пациентом являются крайне важными факторами для выздоровления. При этом медсестра должна уметь работать с любой личностью, независимо от каких-либо качеств и личных предпочтений.

Убедиться в важности личности можно, если вспомнить, сколько вывозов дежурных медсестер, споров и трений возникает в палатах только из-за того, что неверно объединены в одной палате совершенно несовместимые личности, не способные ужиться рядом.

В общем, проблема личности в системе здравоохранения, так сказать, налицо!

Медицинская сестра в обязательном порядке, несмотря на распоряжения врачей и коллег, следит за безопасностью пациента.

«Этический Кодекс Международного Совета медицинских сестер » ясно говорит, что никакие факторы не способны снять с медсестры моральной, этической и юридической ответственности за здоровье пациента. По этому поводу логично вспомнить основные качества, предписываемые медицинской сестре, — это Неравнодушие, Заступничество, Опыт .

Примерно то же самое пропагандирует «Первое Международное сестринское сообщество »: Любовь, Мужество, Честь .

3. Окружающая среда

Данный фактор оказывает очень сильное влияние на пациента, на ход течения заболевания, на процесс выздоровления. Этот факт был замечен еще во времена жизни Флоренс Найтингейл и до сегодняшнего дня остается не менее значимым, чем сто лет назад.

Окружающая среда подразделяется на составляющие:

  • физическую (погода, время года, география, температура окружающей среды, влажность и пр.)
  • социальную , формирующую человека как личность (школа, семья, рабочие коллеги, знакомые и пр.)
  • культурную (религиозные предпочтения, язык, манера разговора, традиции, верования и пр.).

В свете всех вышеописанных представлений о жизни и мире медицинской сестре значительно проще найти подход к определенному пациенту, выработав соответствующую манеру поведения с ним.

Такой подход наиболее эффективен при борьбе с недугами. При этом медсестра, сумевшая найти общий язык с больным, может рассчитывать на его помощь в любой сложившейся ситуации.

4. Здоровье

Концепция здоровья достаточно обширна и сложна для понимания. Тем не менее, ВОЗ в 1947 году определила здоровье как полное благополучие во всех сферах человеческой жизни и деятельности, а не простое отсутствие болезни.

Здоровье является конечной целью в профессии медицинской сестры . При этом считается, что для здорового человека адаптация к изменчивым условиям окружающей среды является нормой.

Здоровый умственно, физически и психически пациент способен преодолеть любые недуги и невзгоды без особых усилий и затруднений.

Флоренс Найтингейл говорила: «Ни одна из человеческих профессий не связана так близко со Смертью и Жизнью, как профессия медицинской сестры »!

ГОУ ВПО Крас ГМУ

им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Росздрава

Кафедра «Сестринского дела»

Зав. Кафедрой, доцент Камаева Т.Р.

Контрольная работа

По дисциплине: Теория сестринского дела.

ТЕМА: «Функции, цели и задачи сестринского дела, соответствующие Вашим взглядам и определяющие деятельность среднего медицинского персонала Вашего ЛПУ»

Выполнила студентка 1 курса

ФВСО гр. 158

Поляховская А.А.

Проверила доцент, к.м.н.,

преподаватель

Мудрова Л.А.

Красноярск


3. Введение

4. Сестринское дело

5. Определение сестринского дела

6. Функции сестринского дела

7. Цели сестринского дела

8. Задачи сестринского дела

9. Заключение

11.Список литературы


План

1.Введение.

2.Сестринское дело.

Определение сестринского дела

Функции сестринского дела

Цели сестринского дела

Задачи сестринского дела

3.Заключение.


Введение

Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения и деятельности любой медицинской организации является повышение качества и доступности медицинской помощи. В профессиональном сообществе ширится осознание того, что проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и сестринского персонала. Врачебное и сестринское дело являются самостоятельными профессиями.


2. Сестринское дело

Во всем мире основоположницей сестринского дела является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910). В своих «Записках об уходе» (1859) она дала определение сестринскому делу и показала отличие сестринского дела от врачебного.

Определение сестринского дела

Сестринское дело- действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению.

Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровым – это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными – это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

С тех пор определение сестринского дела, как и сама деятельность медицинской сестры, прошло определенный путь эволюционного развития и претерпело существенные изменения.

Существует множество определений сестринского дела, на каждое из которых влияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, существующую систему здравоохранения и уровень ее развития, особенности структуры сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, представителями других профессий будут отличаться друг от друга.

«Сестринское дело» сравнительно недавно вошло в наш профессиональный язык. Впервые официально понятие «Сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 году, когда в номенклатуре образования специальностей в сфере здравоохранения место «медсестринской» специальности заняла специальность «Сестринское дело». В связи с этим в содержании базовой подготовки медицинских сестер возникла новая учебная дисциплина- «Основы сестринского дела». Введение любого нового понятия в профессиональную терминологию предполагает его точное определение.

В настоящее время в комплексе государственных мер по преодолению кризисного состояния здравоохранения, приостановлению ухудшения показателей общественного здоровья, их стабилизации большое значение придается сестринскому делу, которое получило новое определение.

Сестринское дело – важнейшая составляющая часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (Г.М.Перфильева, 1996).

Функции сестринского дела

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс между врачами и сестринским персоналом требуют существенной корректировки кадровой политики на всех уровнях управления здравоохранением. Сегодня на одного врача приходится 1,7 сестринского персонала. Если система здравоохранения теряет медицинских сестер, то от этого в первую очередь страдают наши пациенты, которые не получают качественной сестринской помощи.

В проекте Государственной программы поставлены такие задачи:

1. Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

2. Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

3.Содействие развитию профессиональных сестринских, акушерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела.

Необходимо выделить основные функции сестринского дела:

1.Предоставление сестринского ухода и управление им, будь то меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки пациента, семьи. Эта деятельность наиболее эффективна, если основана на сестринском процессе.

2.Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:

· оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

· подготовку и предоставление необходимой информации на соответствующем уровне;

· оценку результатов подобных просветительных программ;

· применение принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов.

3.Исполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады, что предусматривает:

· сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода;

· выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал;

· делегирование работы и функций медицинской сестры другому сестринскому персоналу и координация их деятельности;

· сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности;

· участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, политикам в виде докладов, семинаров, конференций, средств массовой информации и т.п.

4.Развитие сестринской практики через критическое мышление и исследование. Эта функция сестринского дела включает:

· внедрение новаторских методов работы для достижения лучших результатов в сестринской практике;

· определение областей сестринских исследований;

· использование культурных, этических и профессиональных стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.

Цели сестринского дела

При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи – эффективность – равенство – безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.

При этом основными целями сестринского дела являются:

1. Объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

2. Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

3. Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

4. Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Задачи сестринского дела

Сестринское дело решает следующие задачи:

1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

5. Осуществление консультативной сестринской помощи;

6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности – отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь – сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования, из зависимого подраздела медицины в отдельную, самостоятельную науку.


Заключение

Таким образом, сестринское дело – это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами – это профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной или расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, но по возрасту или полу.

Все вышеперечисленное, и функции, и цели, и задачи по определению должны соответствовать взглядам человека, выбравшего профессию медицинского работника. Концепция сестринского дела целиком и полностью соответствует моим взглядам.

Я работаю в Родильном доме №1. На базе нашего Родильного дома работает непосредственно родильное отделение, отделение новорожденных, патологии беременности, реанимационное отделение, гинекология, и женская консультация.

К сожалению не все, но некоторые функции, цели и задачи сестринского дела выполняются в нашем ЛПУ. Работа отделений направлена на профилактику, лечение, реабилитацию пациентов во время и после заболеваний. Обучение пациентов и их семей в процессе лечения и после выписки из стационара.

Сотрудники Родильного дома постоянно повышают свою квалификацию в Красноярском краевом центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием на базе ККБ №1.

Большинство медицинских сестер обучены работе с внедренными в медицину новыми технологиями. Такими как аппараты ИВЛ (взрослые и детские), искусственная почка, кувезы, прикроватные мониторы, инфузоматы – для дозированного введения лекарственных средств, помпа для энтерального питания, аппарат для подогрева инфузионных растворов, лапороскопические и гистероскопические операционные, аппараты для измерения тонов (стационарные и переносные). Для облегчения работы старшей медсестры и медсестры статиста используются ПК.

Для работы с подобной техникой требуются высококвалифицированные и подготовленные кадры.

Сестринский процесс в РФ не так распространен как зарубежом. Это объясняется не только недостатком кадров, но и финансированием здравоохранения в России.

Но основные этапы сестринского процесса в той или иной степени осуществляются. Большинство медицинских сестер, получая образование или повышая квалификацию, изучают сестринский процесс, получают необходимые знания в области философии, методологии сестринского дела, психологии человека, способны к педагогической и исследовательской деятельности. Но для внедрения сестринского процесса требуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера, и чтобы эти изменения произошли, важно признание необходимости таких перемен в законодательном порядке.

Сестринский процесс, положенный на практику выглядит иначе, чем в учебнике. При общении с пациентом медицинская сестра, как бы то ни было, оценивает ситуацию (I этап), выявляет проблемы пациента (II этап), планирует уход и реализует планы (III и IV этапы) и в конечном итоге, оценивает результат своей работы(V этап). Но в основном все это происходит на подсознательном уровне и у тех медицинских работников, кто правильно выбрал профессию. Ведь и само сестринское дело было основано именно на желании помочь страдающим и нуждающимся в помощи.

«Перед Богом и пред лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».


Список литературы

1. Теория сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования. Самара: Г.П. «Перспектива»; 2002 – 160с.

2. Мухина С.А., Тарановская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие. В 2 частях. Ч. I. – М.: 1996. -184с.

3. П. Бейер, Ю. Майерс и др. Теория и практика сестринского дела в двух томах(Т.I):Учебное пособие. Пер. с англ. /Под ред. С.В. Лапик, В.А. Ступнина, В.А. Саркисовой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 800с.

4. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 512с.

План лекции:

1. понятие «сестринское дело», цели и задачи сестринского дела;

2. понятие об общем и специальном уходе за больными;

3. деятельность Флоренс Найтингел;

4. Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл (1820-1910).

5. Организация Общества Красного Креста, его роль в создании школ сестер милосердия.

6. Развитие сестринского дела в советское время.

7. Утверждение положения о медицинской сестре, организация медицинских школ, техникумов.

8. События Великой Отечественной войны. Героизм, милосердие и самопожертвование, проявленные медицинскими сестрами в тылу и на фронтах ВОВ (З.М. Туснолобова-Марченко, И.И. Левченко, Л.С. Кащеева и др.)

К молодежи, выбравшей профессию медицинской сестры, предъявляются следующие требования:

Профессиональная компетентность;

Физическая выносливость;

Порядочность;

Постоянное совершенствование умений и знаний.

Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина - основы сестринского дела.

Сестринское дело (медсестра Дорота Орем, 1971) – помощь человеку в саморегулирование, когда он по каким-то причинам это не может делать.

Сестринское дело (Международный Совет сестер, 1987) – является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболевания, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Эта помощь оказывается медсестрой в лечебных и др. учреждениях, на дому и везде, где есть в ней потребность.

Сестринское дело предусматривает целенаправленный уход за человеком в целях:

Его лечения;

Облегчения,

Укрепления здоровья.

Основные задачи сестринского дела в настоящее время:

1. Обеспечить эффективную подготовку высококвалифицированных медицинских сестёр, способствовать повышению их квалификации.

2. Обучать медицинских сестёр культуре общения с пациентами и членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения.



3. Проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

4. Обеспечивать высокий уровень медицинской информации.

5. Вырабатывать у медицинских сестёр определённый стиль мышления.

Уход за пациентами является необходимой и важнейшей частью лечения и делится на:

общий уход - включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент независимо от характера его заболевания (инъекции, кормление, раздача лекарств, уборка помещений и т.д.).

специальный уход - те мероприятия, которые применяются только к пациентам определённой группы: хирургическим (перевязки и др.), урологическим (промывание мочевого пузыря) и т.д.

Уход за пациентами является прямой обязанностью медицинской сестры.

Этапы развития сестринского дела:

1 этап - правление Петра I;

По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Несколько позже, по указу Петра I создается «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. После смерти Петра I все его начинания были прерваны практически на 100 лет.

2 этап - следующий шаг в развитии сестринского дела - появление службы «сердобольных вдов».

В 1803 г, когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвященную возложила особый знак – «Золотой Крест», на одной из сторон которого написано «Сердолюбие». В 1818 г. в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Первое руководство по уходу за больными (учебник Х. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 г. В этом руководстве впервые давались основы деонтологии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. Сестры милосердия принимали участие в Русско-турецкой войне (миссия Красного Креста в Яссах 1877-1878 гг.), Русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне (1914-1918 гг.).

3 этап - появление в России общин милосердия.

В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестер милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В., Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигиеническим правилам ухода за больными, а также некоторым лечебным процедурам.

4 этап - период Крымской войны.

По инициативе Н.И. Пирогова организована Крестовоздвиженная община: устав; разделение сестер → перевязочниц, дежурных, аптекарских, сестер-хозяек; сестры вели журналы, отмечая в нем недостатки по уходу; помогали во время операций. Он инициировал организацию передвижного госпиталя в Екатеринославль → сортировка.

Получает движение женщин из дома на государственную службу (Е. Бакунина, Д. Севастопольская). После войны формируются общины сестер милосердия (в них вступают знатные особы).

Во время Крымской войны отличились многие русские женщины: Даша Севастопольская, Екатерина Ба­кунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др.

Общество попечения о больных и раненых воинах (Общество Красного креста). Анри Дюнан, швейцарский банкир. В 1863г. предложил: необходимо сформировать группу добровольцев, которые осуществляли бы помощь (уход) раненым (больным) воинам; следует принять международное соглашение по защите этих добровольцев. В 1864г. приняты Женевские конвенции (по защите и помощи раненым и больным воинам; военнопленным; гражданскому населению на театре боевых действий; пострадавшим во время кораблекрушений). В 1863 году на Международной конференции принята эмблема - красный крест на белом фоне в качестве отличительного знака обществ помощи раненым военнослужащим (будущих национальных обществ).

К концу 1912г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сестры не получили оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильём, пищей, одеждой.

После Октябрьской революции сестры милосердия стали называться медицинскими сестрами.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки Флоренс Найнтингейл (1820-1910), родилась в итальянской богатой аристократической семье, знала 5 языков, изучала музыку, литературу, математику, естественные науки. В 1851г. в пастерской общине Германии получает сестринское образование. Через 2 года работает в Лондоне в больнице, затем - холерной больнице, королевской больнице, участвует в Крымской войне (1853 – 1856). По ее инициативе увеличивается число сестер милосердия в госпиталях, в результате снижается летальность с 42% до 2%

С ее именем связано появление эмблемы сестринской профессии - женщина со светильником. В Крыму в честь ее заслуг установлен мраморный крест, ее именем назван корабль, а также она была награждена бриллиантовой брошью: Блаженны Милостивы.

В 1860г. Найтингейл организовала первую школу сестёр милосердия. В Англии при больнице Святого Фомы. Она отмечала, что в сестринском деле есть 2 важные области:

Уход за здоровыми пациентами;

Уход за больными пациентами.

Флоренс Найтингейл применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования.

В 1912г. за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела английским правительством был учреждён Международный Фонд и медаль имени Флоренс Найтингейл.

Ежегодно 12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл проводится награждение лучших медицинских сестёр во всём мире.

В Белоруссии награждены 6 медицинских сестёр:

§ Туснолобова-Марченко Зинаида Михайловна (1957г.) – г. Полоцк.

§ Шевченко Евгения Максимовна (1967г.) – г. Скидель;

§ Сиренко Екатерина Ефимовна (1971г.) – г. Барановичи;

§ Белухова Софья Васильевна (1975г.) – г. Гомель;

§ Кунцевич Софья Адамовна (1981г.) – г. Минск;

§ Горячук Мария Афанасьевна (1983г.) – г. Гомель;

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1865г. было открыто первое в Беларуси среднее учебное заведение – Могилёвская повивальная школа. Инициатор её создания Н.М. Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины могилёвской губернии того времени. В октябре 1876г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах приказа общественного призрения: специальная школа сестринского милосердия в г. Минске (1890-1902г) и фельдшерская школа в г. Витебске (1872-1875г.).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902г. при Общине сестёр милосердия красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сеттер милосердия. С 1904 по 1910 г. в Минске работала девятимесячная школа повивальная бабок при родильном приюте Минского отделения российского общества защиты женщин.

Не малую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилёвской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872г. правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиология, хирургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 часа, в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1 год, акушерки первого разряда – 2 года, фельдшера – 3года. Школа придерживалась утверждений программы для фельдшерских школ.

1920г. – НКЗ РСФСР утвердил план обучения и программы школ сестер милосердия. Задача: «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного заведения».

1922г. – школы сестер милосердия переданы в систему Наркомпроса

25 –30 октября 1922г. первая Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию: сестра для лечебных учреждений; по охране материнства и детства; для социальной помощи. Сестра не должна быть механическим выполнителем назначений врача.

1926г. – 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию: медтехникумы, единые сроки обучения (акушерка – 3 года, сестра – 2,5 года).

Сентябрь 1926г. – Совнарком Белоруссии принял постановление «Об утверждении положения о профессии работника медицинского персонала и борьбе с незаконным лечением». Перечень медицинских специальностей: врач, зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медсестра.

В первые годы после окончания гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

В 1927 году под руководством Н.А. Семашко издано «Положение о медсестрах», в котором определены были обязанности медсестры по уходу за больными.

Во время Великой Отечественной войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80 %. Практически все медицинские школы были уничтожены вместе с оборудованием. В марте 1944 года, после освобождения Беларуси от немец­ких захватчиков, начали функционировать медицинские школы в Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено 22 сред­них медицинских учреждения. В 1954-1955 гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища. В настоящее время в Респуб­лике Беларусь медицинские кадры со средним медицинским образованием готовят 17 медицинских колледжей, Минское училище повышения квалифи­кации средних медицинских и фармацевтических работников, 10 филиалов повышения квалификации в медицинских колледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям:

  1. фельдшерско-акушерское дело;
  2. санитария;
  3. гигиена;
  4. лабораторная диагностика;
  5. техника массажа;
  6. сестринское дело.

С первых дней ВОВ 1000 врачей, фельдшеров и медицинских сестёр добровольно пошли на фронт. 17 женщинам-медикам присвоено звание Героя Советского Союза. Исключительное мужество и храбрость проявили медики в борьбе за жизнь раненых воинов. Ещё до начала сражений за Сталинград 75 тысяч женщин и девушек Сталинградской области прошли военно-медицинскую подготовку.

За несколько дней санитарка Анна Бондарчук вынесла из поля боя на улицах Сталинграда 120 раненых бойцов.

Евдокия Дуденкова спасла жизнь более 500 воинам, причём 124 тяжелораненых она вынесла из горящего госпиталя в ночь с 23 на 24 августа 1942г. когда фашистские самолёты бомбили город.

В бою за Крым И.Н.Левченко вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров.

Уроженка г. Полоцка Зинаида Туснолобова в начале войны добровольно пошла на курсы медицинских сестер, и после окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боёв оказала помощь 40 бойцам и командирам. Была награждена орденом Красной Звезды. За время боёв Туснолобова вынесла из под огня 123 раненых. В 1957г. она удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный Комитет Красного Креста наградил её медалью «Флоренс Найтингел».

Во время ВОВ здравоохранению РБ был нанесён огромный ущерб, но уже к концу 1944г. было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. В 1954-55гг медицинские школы были преобразованы в медицинские училища.

Проверь себя

  1. Дайте определение «Сестринскому делу».
  2. Сформулируйте основные цели и задачи сестринского дела.
  3. Дайте определение общему и специальному уходу за больными.
  4. Охарактеризуйте 1 этап развития сестринского дела в России.
  5. Охарактеризуйте 2 этап развития сестринского дела в России.
  6. Охарактеризуйте 3 этап развития сестринского дела в России.
  7. Охарактеризуйте 4 этап развития сестринского дела в России.
  8. Расскажите о жизни и деятельности Флоренс Найтингел.
  9. Охарактеризуйте развитие сестринского дела во второй половине 19 в.

10. Расскажите историю создания и основную деятельность Международного Комитета Красного Креста.

11. На каких основных принципах базируется деятельность Международного Комитета Красного Креста?

12. Охарактеризуйте деятельность медицинских сестер во время ВОВ.

13. Расскажите о жизни и деятельности Зинаиды Туснолобовой.

Тема: «История развития сестринского дела. Задачи, цели сестринского дела».

План лекции № 2:

Ø система подготовки медицинских сестёр в Белоруссии в настоящее время, специализация, система повышения квалификации. Аттестация профессионального уровня;

Ø квалификационная характеристика специалиста;

Ø международные медицинские организации (ВОЗ, Международный Совет медицинских сестёр);

Ø кодекс Международного Совета медицинских сестёр;

Ø ассоциация медицинских сестёр – форма общественного управления сестринским персоналом.

В настоящее время в РБ имеется 17 медицинских училищ, 1 одно училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников, 10 филиалов повышения квалификации в медицинских училищах. В мединститутах открыты отделения старших медицинских сестёр.

Подготовка среднего медперсонала ведётся по следующим специальностям:

  1. фельдшерско-акушерское дело;
  2. санитария;
  3. гигиена;
  4. лабораторная диагностика;
  5. техника массажа;
  6. зубное дело, зуботехническое дело;
  7. сестринское дело.

В соответствии со статьёй 17 Закона РБ от 18 июня 1993г. «О здравоохранении», Законом РБ от 29 октября 1991г. «Об образовании», постановлении Комитета Министров РБ от 11 января 1995г. №20 «Об утверждении Положения о профессиональном непрерывном обучении руководящих работников и специалистов» МЗ РБ принято Постановление 11 августа 2004г. «Об утверждении Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовке работников системы здравоохранения».

Главным учреждением образования по всем направлениям и видам повышения квалификации переподготовки кадров для работников с высшим средним специальным медицинским образованием является Белорусская медицинская академия последипломного образования.

Специалисты, прошедшие стажировку и приступившие к медицинской деятельности, должны пройти повышение квалификации по полученной специальности в течение первых 3-х лет работы. Повышение квалификации и переподготовки кадров проводится по трём основным видам:

Повышение квалификации;

Переподготовка;

Стажировка.

Обязательное периодическое повышение квалификации специалистов системы здравоохранения осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.

Переподготовка медицинских работников со средним медицинским образованием с присвоением квалификации должна быть не менее 600 часов, без присвоения квалификации – не менее 300 часов. Учебный процесс предусматривает следующие виды занятий: лекции, семинары, практические (лабораторные) занятия и т.д.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация, которая предусматривает комплексный подход к оценке уровня подготовленности слушателей с использованием различных форм: собеседование, тестирование, зачёт, экзамен и т.д. По положительным результатам итоговой аттестации слушатели получают документы установленного образца, не прошедшим итоговую аттестацию выдаётся справка.

Для оценки профессионального уровня работников учреждений здравоохранения системы МЗ РБ устанавливаются следующие квалификационные категории: вторая, первая, высшая – которые присваиваются в строгой последовательности и в дальнейшем их подтверждения не требуется.

  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем решить 2 задачи.
  • Определение сестринского дела как и сама деятельность медицинской сестры прошло определенный путь эволюционного развития и претерпело существенные изменения.

    Трудно подобрать какое-то одно определение сестринского дела, раскрывая всю многогранность этого понятия и однозначно толковать в разных странах. Существует множество определений, на каждое из которых влияли различные факторы , включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, существующую систему здравоохранения и уровень ее развития, особенности структуры сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, представителями других профессий будут отличаться друг от друга.

    Существует более ста определений сестринского дела, что свидетельствует об отсутствии определения, исчерпывающего это понятие.

    Первое научное определение сестринского дела дала Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело-это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению» . При этом задача заключалась в создании для больного наилучших условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Под «наилучшими условиями» Ф. Найтингейл подразумевала чистоту, свежий воздух, правильное питание. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

    Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Уникальной задачей сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». Сестра проявляет инициативу, она контролирует выполнение этой работы, здесь она хозяйка. Кроме того, она помогает пациенту выполнять все назначения, предписанные врачом. Она является членом бригады медицинской помощи и помогает другим (так же, как и они ей) планировать и выполнять полную программу действий – будь то улучшение здоровья, поправка после болезни или поддержка умирающего. Сестра - это «ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».



    Комитет Экспертов ВОЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».



    На совещании национальных представителей Международного Совета Медсестер, проходившем в 1987 г. в Новой Зеландии, была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

    Очень лаконичное и при этом содержательное определение сестринскому делу дали участники Всероссийской научно-практической конференции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 г.): «Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды».

    При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.

    При этом основными целями сестринского дела являются:

    объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

    Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио­нальных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения;

    Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена

    Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

    Сестринское дело решает следующие задачи:

    развитие и расширение организационных и управ­ленческих резервов по работе с кадрами;

    Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

    Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

    Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

    Осуществление консультативной сестринской помощи;

    Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

    Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

    Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

    Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

    Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности - отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь - сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.

    Сестринское дело — это наука и искусство, которое комплексно охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание и семьи, и общества, и индивида (Всемирная Организация Здравоохранения, 1944).
    Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность (Международный Совет медицинских сестер, 1987).
    Сестринское дело — неотъемлемая составная часть системы здравоохранения, являющаяся многогранной медико-санитарной дисциплиной. Сестринское дело имеет медико-социальное значение, так как призвано поддерживать, укреплять и охранять здоровье населения, оказывать помощь страждущим и проводить реабилитацию пациентов.
    Философия сестринского дела является частью общей философии и определяет:
    1) основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества;
    2) цели, к которым стремится профессионал;
    3) моральные качества добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.
    Основным принципом философии сестринского дела является уважение жизни, достоинств и прав человека. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребность общества и отдельных пациентов в охране здоровья. Сестринское дело не имеет ограничений по расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
    Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь больному, медицинская сестра должна стремиться создать атмосферу уважительного отношения к его духовным ценностям, обычаям и убеждениям. Медицинская сестра сохраняет конфиденциальность, оберегает полученную информацию в интересах пациента, если эта информация, не противоречит его здоровью и здоровью членов общества.
    Большинство теорий сестринского дела создано в США. Это объясняется тем, что именно там впервые было введено высшее образование для медицинских сестер, обеспечившее проведение научных исследований в сестринском деле. Теории и научные публикации по вопросам сестринского дела в других странах, в том числе и в европейских, в значительной мере основываются на американском опыте, так как первые медицинские сестры, начавшие исследования в сестринском деле, получили образование в университетах США.
    Понятие «теория сестринского дела», как и само «сестринское дело», имеет много определений. Ряд исследователей считает, что теория есть упрощенное отражение реальных явлений, происходящих в обыденной жизни. Другими авторами подчеркивается, что теория — это систематизированное описание или объяснение одного или нескольких явлений.
    Применительно к теориям сестринского дела можно считать, что их возникновение во многом объясняется стремлением авторов теорий систематизировать сестринскую деятельность, объяснить наиболее важные феномены сестринского дела, описать что есть сестринское дело и каким оно должно быть, а также разъяснить, чем оно принципиально отличается от других профессий. Современные исследователи рассматривают работы Найтингейл в качестве первой теоретической концептуальной модели сестринского дела.
    Некоторые разработчики теорий, расценивавшие сестринское дело как практическую прикладную дисциплину, считали, что теории должны направлять сестринскую деятельность, помогать объяснять типичные ситуации, связанные с уходом, предоставлять необходимую медицинскую информацию, особенно в части выбора стратегии и тактики действий.
    Одновременно признавалась необходимость развития сестринского дела как научной дисциплины, а это означало, что теории сестринского дела должны были иметь четкую структуру, однозначно понимаемый терминологический аппарат, ясно очерченные предположительные связи между элементами, философию сестринского дела. Иными словами, создаваемые теории должны были базироваться на научных методах исследования, использовать только объективную информацию.
    Однако по мере того как теоретики и практики совместно осмысливали и развивали теорию, этот разрыв уменьшался, и сейчас за рубежом сложилось устойчивое мнение, что любая теория, обосновывающая практические или теоретические положения, способствует формированию основы для практической деятельности медицинской сестры.
    В результате дискуссий назначение любой теории зарубежные исследовательницы сестринского дела сформулировали, используя следующие научные термины:
    . описательная;
    . разъясняющая;
    . прогнозирующая (предвидящая);
    . контролирующая (предписывающая);
    . нормативная.

    В описательных теориях содержится описание какой-либо области исследования. Эта область может ограничиваться одним или несколькими явлениями. Теории, которые не просто описывают одно или несколько явлений, а объясняют, почему данные явления таковы, каковы они есть, называются разъясняющими. Теория называется прогнозирующей или предвидящей, если она определяет, каким образом можно предвидеть изменение ситуации в данной области. Обозначение «контролирующая» применяется в отношении теорий, которые указывают, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию в нужном направлении. Нормативные теории, как правило, практические, дают конкретные рекомендации, методики как этого добиться. Структурными компонентами таких теорий являются:
    . основополагающие морально-этические ценности;
    . методики (описание процедур и манипуляций);
    . типичные ситуации (условия практической деятельности). Помимо вышеуказанных основных назначений теорий сестринского дела зарубежные авторы выделяли степень абстрактности теории и «границы теории».
    Под степенью абстрактности подразумевается та дистанция, которая существует между практической реальностью и описанием ее в терминах той или иной теории. Если перед нами очень отвлеченная теория, то требуется ряд усилий, чтобы понять, каким образом эти понятия связаны с практической деятельностью медицинской сестры, тогда данная теория имеет высокую степень абстрактности. Теория с низкой степенью абстрактности требует гораздо меньше усилий, чтобы соотнести ее с теми элементами действительности, которые она истолковывает, и, как правило, ее методики возможны для применения в практическом здравоохранении.
    Понятие «границы теории» связано с тем, какую часть области сестринского дела та или иная теория охватывает. С этой позиции теории бывают глобальные, промежуточные и ограниченные.
    Глобальные теории — это такие теории, которые являются масштабными, всеобъемлющими и хорошо разработанными. В них описывается несколько, но крупных явлений. Примером могут служить теории В. Хендерсон (V. Henderson), Д. Орем (D. Огет), К. Рой (С. Roy). Авторы данных теорий не ограничивали свои подходы к уходу за пациентом в определенной области сестринского дела. Другими словами, практическое применение данных теорий возможно в любых организациях, при любых заболеваниях и разной степени состояния пациента.
    Промежуточные теории охватывают меньшую область сестринского дела, и здесь все понятия более четко разграничены между собой. Примером может служить группа теорий, которые посвящены деятельности медицинских сестер с различной конкретной специализацией, например, в психиатрии как в теории X. Пеплау(X. Peplau).
    Ограниченные или «узкие» теории — это те теории, которые описывают только одно или несколько явлений. Зато эти явления и взаимоотношения между ними описаны детально. Примером ограниченной теории может служить теория, которая описывает влияние применения стероидов на кожные высыпания, сопровождающиеся зудом.
    Одной из наиболее активно обсуждаемых проблем является проблема развития теорий. Очень многие аспекты данной проблемы считаются спорными. Следует отметить, что, обсуждая научные подходы, их различают как по методу, так и по фундаментальному базовому знанию. В связи с этим можно говорить о двух подходах к исследованию, а именно дедуктивном и индуктивном.
    При дедуктивном методе исследователь идет от общего к частному от каких-то первоначальных предпосылок и с помощью логических умозаключений приходит к выводам, которые следуют из этих посылок. Чаще всего эти исходные предпосылки заимствованы из других теорий сестринского дела или вообще из других научных областей.
    При индуктивном методе исследователь исходит из конкретных наблюдений, и путем анализа и синтеза формулируются выводы. Исследователь исходит из наблюдаемых явлений, выбранных им в качестве типичных (т.е. исследователь идет от частного к общему).
    Интересным моментом в развитии теоретических подходов к сестринскому делу является изучение вопроса о количестве самих теорий. Особенно остро этот вопрос обсуждался в 1960-1970 гг. Сторонники существования одной теории приводили следующие аргументы:
    . развитие сестринского дела как научной дисциплины возможно только при наличии одной теории;
    . одна теория будет способствовать созданию единого профессионального «языка» в сестринском сообществе, однозначной трактовке терминов, понятий, феноменов сестринского дела.
    В пользу существования множества теорий назывались следующие контраргументы:
    . в настоящее время существует множество теорий сестринского дела, внесших определенный вклад в его развитие;
    . ни одна из созданных теорий не охватывает в равной степени все области сестринского дела;
    . выбрать из существующих теорий одну — значит уменьшить значение других.
    В России с теориями сестринского дела познакомились лишь в 1990-х гг., когда началось реформирование отечественного здравоохранения и были введены программы подготовки медицинских сестер повышенного уровня.
    Для развития отечественного сестринского дела сегодня является важным использование в практической деятельности уже существующих теорий сестринского дела, позволяющих с научной позиции улучшить сестринскую практику. Поэтому в качестве основополагающего понятия теории сестринского дела взято определение М. Киркеволд (M. Kirkevold): теория сестринского дело — это письменное изложение того, что представляет собой сестринское дело в целом или определенная его область.
    Таким образом, теория играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя и объединяя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медицинскими сестрами, работающими в различных областях.
    Учитывая значительный объем информации, касающийся развития сестринского дела в зарубежных странах, и необходимость его осмысления для дальнейшего анализа, далее приводится хронологическое описание важнейших этапов развития теорий сестринского дела в зарубежных странах, на основе обзора, выполненного А. Мелеиз (A. Meleis) в 1991 г. Эти этапы приводятся в табл. 1 и более подробно рассматриваются ниже.
    Таблица 1.
    Периодизация и хронология основных этапов развития теорий сестринского дела

    Период Продолжительность Характеристика периодов
    1 до 1955 г. От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела
    II 1955-1970 гг. Бурное развитие теорий сестринского дела
    III 1971-1975 гг. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных сестринских исследований
    IV 1976-1980 гг. Период осмысления, возрастание роли практики.
    V 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии
    VI 1991 г. — по наст, время Развитие доказательной сестринской практики

    Период I: до 1955 г От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела.

    В этот период накопление знаний о сестринском деле и их распространение носило бессистемный характер. Большую часть знаний медицинские сестры приобретали в больницах, при которых существовали учебные заведения, а потом совершенствовали эти знания на практике.
    Такое положение дел, наряду с нехваткой сестринских кадров и низким уровнем преподавания, не устраивало профессиональное сообщество. Американское правительство после серии рабочих совещаний, проверок деятельности больниц приняло специальное постановление об улучшении системы образования, перенеся процесс подготовки преподавателей и администраторов сестринского дела в университеты. Первые школы и колледжи при университетах появились в США на рубеже XIX-XX вв. Более широко университетское образование для медицинских сестер и педагогов стало развиваться в 1950-х гг. Важнейшей задачей было определение содержания сестринского образования, и решение этой проблемы послужило толчком для появления первых теорий сестринского дела.

    Период 2: 1955-1970. Бурное развитие теории сестринского дела.

    В эти годы, благодаря начавшейся подготовке медицинских сестер в университетах, сестринское дело активно развивается. Медицинские сестры, работающие в больницах, выполняли все больший объем работы, что способствовало росту их профессионального статуса.
    Естественным следствием этого стало растущее недовольство врачей, считавших, что медицинские сестры выполняют врачебные функции. Врачи начали контролировать деятельность медицинских сестер. В ответ на этот контроль и растущее недоверие к компетентности сестер лидеры сестринского дела пытаются создать теории, которые бы описывали, что входит в обязанности медицинской сестры и за что она несет ответственность.
    К ранним концептуальным теориям этого периода относится теория Хильдегард Пеплау (Hildegard Peplau, 1952), ставшая впоследствии моделью сестринской практики в психиатрии. Сестринское дело Пеплау представляла в виде сложного процесса межличностного и терапевтического взаимодействия между сестрой и пациентом, где сестра выступает в роли помощника, советчика и опекуна для пациента, а процесс их межличностного взаимодействия включает ряд последовательных этапов: ориентацию, идентификацию, объяснение и решение.
    Наибольшую известность и популярность среди сестер в данный период получила теория Вирджинии Хендерсон (Virginia Henderson, 1955), основанная на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента. Она отмечала, что «уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний. Помощь, оказываемая пациенту сестрой, должна способствовать обретению им в кратчайшие сроки полной независимости».
    В 1961 г. Американская Ассоциация медицинских сестер опубликовала официальный документ, в котором определила сестринскую деятельность как самостоятельную профессию. В качестве одной из важнейших целей развития профессии было выдвинуто создание теорий сестринского дела.
    Новая группа теорий (Orlando, 1961; Wiedenbach, 1964; Travelbee, 1966) строилась уже не на основе теории потребностей, а на взаимодействии медицинской сестры с пациентом. Эти теории описывают, что характеризует хорошие и конструктивные отношения между сестрой и пациентом. Они оказали большое влияние на преподавание сестринского дела, выдвинув на первый план межличностный аспект сестринского дела и определив уход за больным, как процесс, позволяющий медицинской сестре целенаправленно выявлять осознаваемые потребности больного и рассматривать процесс лечения в перспективе и динамике.

    Период 3: 1971-1975. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных исследований.

    В начале 1970-х гг. было признано необходимым создание теории с четко выраженными структурными признаками. В США опубликован ряд статей, авторы которых наметили подходы к формированию приемлемых теорий сестринского дела. Это были критерии и характеристики, заимствованные из других областей знаний. Они определили необходимые составные части теорий сестринского дела, пути их практическою применения. Были сформулированы рекомендации по анализу и оценке теорий. Признание получили следующие критерии: объективность, эмпирическая достоверность, возможность применения количественных показателей, надежность, клиническая пригодность, гласность, коллегиальность и пр. Также в это время обсуждались следующие вопросы:
    . нужна ли теория сестринского дела и если да, то почему;
    . какая именно нужна теория;
    . что должно характеризовать эту теорию;
    . сестринское дело — это фундаментальная или прикладная наука.
    Были определены две базовые точки зрения относительно дальнейшего развития сестринского дела. Представители первой из них полагали, что теория сестринского дела в первую очередь должна быть ориентирована на практическую деятельность с целью ее улучшения. Другая часть исследователей придавала большее значение естественнонаучному фундаменту теорий, и для них приоритетным было, чтобы теория сестринского дела отвечала научным критериям, принятым в других областях знаний, таких как психология, социология, биология ит.д. Смысл дискуссии состоял в том, чтобы проанализировать, какой тип научного знания может стать фундаментом сестринского дела. Было аргументировано доказано, что для того чтобы сестринское дело могло считаться самостоятельной профессией и наукой, оно должно отвечать тем же научным критериям, что и другие научные дисциплины.
    В 1973 г. Американская ассоциация медсестер (ANA) опубликовала Стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов, а двумя годами позже — вторая.
    В это время появилось много солидных и влиятельных теорий, авторами которых явились: Каллиста Рой (Callista Roy, 1970), Марта Элизабет Роджерс (Marta E. Rogerc, 1970), Имогин Кинг (Imogene King, 1971), Д. Орем (D. Огет, 1971) и др.

    Период 4. 1976-1980 гг. Период осмысления. Возрастание роли практики.

    В конце 1970-х гг. американские преподаватели сестринского дела приобрели некоторый опыт работы с теориями сестринского дела, принимая участие в дискуссиях и используя теории или модели сестринского дела в преподавании. Новое поколение медицинских сестер, знакомясь с теориями в процессе обучения, работая в практическом здравоохранении, пыталось внедрить их в свою деятельность. Научное осмысление существующих теорий позволило выделить основополагающие для сестринской профессии понятия: личность, окружающая среда, здоровье, сестринское дело. В 1978 г. Д. Фоссет (J.Fawcett) объединила их в единое понятие «метапарадигма».
    Были также определены вопросы, которые входят в сферу компетенции сестринского дела как научной дисциплины:
    . какие факторы влияют на жизненные процессы, функции и благополучие человека;
    . каковы типы поведения человека по отношению к окружающим в критических ситуациях;
    . какие факторы могут оказывать влияние на состояние здоровья.

    Период 5. 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии.

    Дискуссии по поводу того, нужны ли теории в сестринском деле, прекратились. На сестринское дело стали смотреть как на самостоятельную научную дисциплину. В этот период вышло несколько книг, в которых различные теории сравнивались межу собой. Были сделаны попытки внедрить теории в научные разработки и практику, а также соединить результаты различных исследований в единой теории.
    Теперь на передний план выступили вопросы:
    . что нам дали возникшие теории сестринского дела;
    . как теория может использоваться в практике.
    В середине 1980-х гг. большинство исследователей пришли к общему выводу, что теория сестринского дела является важным инструментом в научной работе и практической деятельности.
    Эти годы были отмечены ростом интереса к серьезному обсуждению научно-философских проблем. Был проделан глубокий анализ различных философских направлений для поиска ответов на фундаментальные вопросы, связанные с развитием теорий в сестринском деле.
    Внимание привлекли и онтологические проблемы: что такое человек, каково его происхождение и развитие, как он воспринимает действительность.
    Еще одна особенность, характеризующая развитие сестринского дела в конце 1980-х гг. — это интерес к сестринскому процессу и сестринским диагнозам среди медицинских сестер многих стран мира.
    В данном периоде деятельность медицинских сестер была определена как научно обоснованная методология сестринского ухода в процессе предоставления помощи пациентам. В большинстве сестринских школ новую концепцию деятельности медицинских сестер включили в содержание учебных программ. В отдельных штатах, например, Канзас, Нью-Йорк, постановка сестринского диагноза была определена Законами о практической профессиональной деятельности медицинских сестер как юридической обязанности профессиональной медицинской сестры.

    Период 6. 1991 г. — по настоящее время. Развитие доказательной сестринской практики.

    После 1991 г. в США была продолжена дальнейшая систематизация и унификация профессионального сестринского языка и практики. К наиболее успешным результатам этой работы можно отнести созданные в Северной Америке Классификацию сестринских диагнозов (NANDA), Классификацию сестринских вмешательств (NIC) и Классификацию сестринских результатов (NOC).
    Доказательная сестринская практика своим появлением во многом обязана концепции доказательной медицины (ДМ), которая была предложена клиническими эпидемиологами из Канадского университета Мак-Мастера (McMaster University), г. Онтарио. Авторы ДМ предлагали врачам и другим специалистам проводить систематический поиск и анализ достоверных фактом в медицинской литературе и использовать полученную информацию для принятия решения об оказании медицинской помощи, Доказательная сестринская практика может быть представлена следующим алгоритмом действий:
    . формулирование вопроса, на которой может быть получен ответ, и оценка ситуации, в которой находится пациент;
    . систематический поиск доказательств, полученных в научных исследованиях, которые могут быть использованы для ответа на поставленный вопрос;
    . интеграция доказательств, полученных в исследованиях, с другой информацией, которая может повлиять на решение проблем пациента: клинический опыт медицинской сестры, предпочтения пациента в отношении альтернативных форм помощи, доступность ресурсов;
    . принятие решения об оказании доказательной сестринской помощи;
    . оценка результатов принятого решения.
    Следует отметить, что в настоящее время объем статей, посвященных различным аспектам деятельности медицинских сестер, значительно уступает количеству публикаций по клиническим вопросам. При этом, начиная с первой четверти XX в., исследования по сестринскому делу проводятся в различных странах мира, и к текущему моменту они представляют значительные объемы литературы, которым вполне применимы технологии поиска, оценки степени надежности представленных доказательств, обобщения результатов, используемых в доказательной медицине.