» » Святой старец прототип ильи муромца. Первый «Илья Муромец»

Святой старец прототип ильи муромца. Первый «Илья Муромец»

П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Илья Муромец - хрестоматийный персонаж древнерусской культуры. Его считают свои героем и российские, и украинские, и беларуские исследователи. С его именем связано множество сказаний: по крайней мере в 14 сюжетах он упоминается как реально действующий персонаж. А вот кто является прототипом Ильи Муромца - былинного богатыря и защитника Руси? Попробуем разобраться.

Происхождение богатыря

По легенде, первые 33 года своей жизни Илья Муромец был инвалидом - не вставал с печи и был огромной обузой для своих родителей. После визита таинственных «калик перехожих» Илья стал на ноги и «силою налился», то есть стал богатырем. Этот сюжет повторяется в вариациях в различных сказаниях и имеет лишь небольшие изменения у разных народов.

Такой многогранный герой, чья реальность была доказана достоверными сведениями, не мог не иметь реального прототипа. Илью Муромца искали во всех городах и населенных пунктах Киевской Руси, но реальных свидетельств о месте его рождения практически не осталось. С определенной долей достоверности можно лишь указать место захоронения былинного богатыря: Киево-Печерской Лавры. Там прототип Ильи Муромца покоится под именем святого Ильи вместе с 69 другими святыми угодниками. Именно эти останки и стали объектом исследования историков.

Тот или не тот?

Исследователи провели сопоставление останков святого Ильи со сведениями, изложенными в эпосе об Илье Муромце. Прототип реальный должен иметь те же физические характеристики, что и былинный богатырь. Это частично подтверждается обследованием: Илья имел высокий для того времени рост - 177 см. В те времена высокие мужчины едва дотягивали до 165 см. Кости святого имели развитые бугристости на месте мышц - это дополнительно свидетельствует об отлично развитой физической системе.

Кроме этого, останки святого должны демонстрировать признаки болезни, которой страдал Муромец на протяжении первого этапа своей жизни.

Болезнь суставов

Как говорилось выше, в первой части своей жизни Илья был инвалидом. Лишь после исцеления на 33 году жизни к Илье вернулась сила, и он стал дружинником князя Киевского.

Рентгенологическое исследование подтвердило, что прототип Ильи Муромца, былинного богатыря, мощи которого хранятся в лавре, действительно страдал спондилоартрозом, который в прогрессирующей стадии может затруднить движения больного. Это заболевание характеризуется утратой подвижности позвонков поясничного и шейного отдела и может привести к полному обездвижеванию человека.

Чудесное исцеление

Одним из самых эффективных методов лечения спондилоартроза является массаж. Хороший мануальный терапевт может действительно восстановить двигательные функции больного при помощи массажа и вправления позвонков. Так что таинственные «калики перехожие» могли действительно поспособствовать восстановлению здоровья прототипа Ильи Муромца.

Богатырь и святой

Интересно сопоставление былинного Ильи c Ильей-святым угодником. Для начала пройдемся по заслугам святого. Как ни странно, канонического жития преподобного Ильи нет - видно, не так уж много времени посвятил он делам духовным. О нем могут рассказать немного: что после славной воинской карьеры Илья принял постриг и окончил свои дни иноком Феодосиевого монастыря.

Куда больше внимания уделяется мирской жизни богатыря. По разным источникам, местом его рождения был не современный Муром и его окрестности, а небольшой городок в Черниговской области. Тогда объясняется достаточно быстрый путь Ильи из родного поселка в стольных град - по разным источникам дорога занимала три-четыре дня.

В сказаниях много говорится о военных подвигах богатыря. Это и расчистка торговых путей в Киев, и победа над Соловьем-разбойником. Достаточно вольное изложение всех сражений с участием Муромца и его товарищей было не так давно изложено в мультфильме студии «Мельница».

Последние годы богатыря

Слава Ильи Муромца распространилась далеко за пределы Руси. Его имя, например, встречается в германских сказаниях. А вот конец его жизни в легендах практически не отражен. Считается, что прототип Ильи Муромца закончил свою военную карьеру еще до 50 лет - по тем меркам, он был уже седым старцем. Вполне возможно, что постриг богатырь принял во времена игуменства преподобного Поликарпа.

Судя по уцелевшим записям, в монахах Илья ходил недолго. Вероятная гибель постигла старца в 1204 году, когда монастырь, в котором он обитал, подвергся атаке половцев.

Идентификация

Первые научные попытки идентифицировать мощи преподобного Ильи относятся к XIX веку, хотя до этого периода тождественность мощей преподобного Ильи и былинного богатыря не подвергалась сомнению. К примеру, паломник Леонтий, живший в XVIII веке, при посещении Лавры не сомневается в том, что видел усыпальницу Ильи Муромца, причем и он обратил внимание на гибель богатыря от раны в области сердца. В советские времена на мнение паломников внимание обращали мало: коммунистическая идеология стремилась сделать из православного героя простого русского богатыря, изымая из летописей целые пласты сказаний о божественном даре Ильи. Так, нигде в советских энциклопедиях не упоминается, что те самые калики в христианстве отождествлялись с апостолами, а своей необычной силой и мудростью Илья был обязан Богу.

Позиция церкви

Церковь никогда не препятствовала изучению мощей былинного богатыря. С точки зрения православия любое чудо — даже чудо исцеления - должно быть подтверждено материальными доказательствами: от подтверждения фактов чудо не перестанет быть чудом. Особое значение придается тому, что пальцы Ильи были сложены в молитвенном положении так, как это сейчас предписывает Церковь - три пальца вместе, а два подогнуты к ладоням. Это дополнительно указывает на преемственность современных церковных обрядов, которые ведут свое происхождение от православных традиций древней Руси.

Серьезная работа по идентификации останков преп. Ильи была проведена в 1988 году: межведомственная экспертиза провела серьезный криминалистический анализ монастырских останков. Для получения достоверных данных использовалась самая современная на тот момент методика и аппаратура. Результаты поражали воображение. Возраст усопшего был определен с точностью до пяти лет, подтверждены врожденные дефекты костей и позвоночника. Гибель богатыря датируется 11-12 веками.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что все заключения, сделанные в процессе исследования останков преподобного Ильи, полностью ложатся в канву были о древнем богатыре. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что преп. Илья и является прототипом Ильи Муромца - все рассказы о его чудесном исцелении вполне подтверждаются научными фактами, так что вопрос о том, кто является прототипом Ильи Муромца, былинного богатыря, можно считать закрытым.

Илья Муромец

Мифология:

Славянская

Происхождение:

Крестьянского происхождения, село Карачарово под Муромом

Упоминания:

«Обретение силы Ильёй Муромцем»; «Илья Муромец и Святогор»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Идолище»; «»; «Илья Муромец и Жидовин» и др.

Иван Тимофеевич

Ефросинья Яковлевна

Златыгорка (баба Горынинка)

Сын - Сокольник (или дочь поляница в другом варианте)

Связанные персонажи:

Племянник Ермак, Святогор, Добрыня Никитич

Исторический прототип

Илия Печерский

Илейко Муромец

Сенсационные исследования

Муром или Моровск

Подвиги русского Геракла

Словесность

Изобразительное искусство

Компьютерные игры

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана ) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.

По предположению некоторых историков Российской Империи его малой родиной могло быть не село Карачарово под Муромом, а селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины), что ведёт из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Особую популярность эта версия получила в трудах современных украинских историков.

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю).

  • Обретение силы Ильёй Муромцем(Исцеление Ильи Муромца)
  • Илья Муромец и Святогор
  • Илья Муромец и Соловей-разбойник
  • Илья Муромец и Идолище
  • Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  • Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
  • Я иду служить за веру христианскую,

    И за землю русскую,

    Да и за стольный Киев град,

    За вдов, за сирот, за бедных людей

    И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,

    А для собаки-то князя Владимира

    Да не вышел бы я вон из погреба.

  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и разбойники
  • Три поездки Ильи Муромца
  • Илья Муромец и Батый-царь
  • Илья Муромец и Жидовин
  • Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
  • Илья Муромец и Сокольник
  • Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  • Камское побоище
  • Илья Муромец и Калин-царь
  • Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  • Илья Муромец и Алеша Попович

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» - это Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

  • Илья Муромец и Соловей-разбойник;
  • Илья Муромец и разбойники;
  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и сын.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Исторический прототип

Илия Печерский

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илейко Муромец

В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) - самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина. Б. М. Соколов писал, что существенным фактом крестьянской переработки былин явилось превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом.

Сенсационные исследования

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощейПреподобного Ильи Муромца . Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста - 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв - множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание - туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.

Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление

В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род - все мальчики будут рождаться калеками.

Через 10 лет родился Илья , и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли вещие старцы - калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…

Что это? Чудесное исцеление? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? На этот счет существуют разные предположения. Например, что странники были волхвами и магами и знали секреты древних заговоров.

А другие ученые предпогагают, что это был случай самоисцеления , объяснить который наука пока не в состоянии…

Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Муром или Моровск

По поводу места рождения Ильи также существуют разные версии. Самая распространенная - что происходит он из деревни Карачарово , близ города Мурома . Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня.

Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева - в Моровске (Моровийске) под Черниговом , который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день (что вряд ли возможно в случае города Мурома, который находится примерно в 1500 км от Киева), эта версия очень правдоподобна.Да, но ведь согласно былинам, Илья происходил из села Карачарово? Оказывается, недалеко от Чернигова был древний город Карачев . Более того, недалеко от Карачева протекает река Смородинная , а на берегу её находится древнее село Девятидубье . Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья-разбойника . И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов.

Подвиги русского Геракла

После чудесного исцеления Илья Муромец , как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником .

Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре - как самый сильный и могучий.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович - в 13 веке, а Илья - в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу , защищая Русь от половцев.

Но если это действительно так, и Илья Муромец - историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.

А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский .Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.

Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…

Так ли это было на самом деле? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.

Илья Муромец в русской культуре

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний «Стимэкс» и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи Муромца

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

  • Илья Муромец - фрегат Российского императорского флота.
  • В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
  • «Илья Муромец» - один из бронетракторов Гулькевича.
  • Илья Муромец - бронеавтомобиль
  • Илья Муромец - русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки
  • Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в Гражданскую войну
  • Илья Муромец - лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
  • «Илья Муромец» - один из танков КС
  • Илья Муромец - советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
  • В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец»
  • Илья Муромец - советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К
  • «Илья Муромец» - советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова.
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Хоровая музыка

  • В 2011 году композитор Андрей Микита написал «Славословие преподобному Илие Муромскому» для смешанного хора, солистов и трёх детских голосов.

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа» есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

Театр

  • Спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын» Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).
  • Илья Муромец - один из персонажей русского райка

Фильмы

  • В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм «Илья Муромец». Режиссёр Александр Птушко, исполнитель главной роли - Борис Андреев.
  • Образ Ильи Муромца был использован в фильме «Этот негодяй Сидоров» (1984).
  • В 1975-1978 была снята дилогия мультфильмов «Илья Муромец (Пролог)» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в 2010 - Три богатыря и Шамаханская царица, главным героем которого также является Илья. В первом из них рассказывается о том, как лукавый киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс. Во втором мультфильме богатыри во главе с Ильей спасают князя от чар коварной Шамаханской царицы.
  • В 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Илью Муромца сыграл Станислав Дужников.
  • В 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка», где Илью Муромца сыграл Алексей Дмитриев.

Компьютерные игры

  • В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу - Соловья-разбойника. Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.
  • В игре по одноименному мультфильму Илья Муромец отправляется по следам Соловья - Разбойника, в некоторых миссиях с ним в компании будет киевский князь. Им предстоит поговорить с Алешей Поповичем, его помощником Еремеем, Кащеем Бессмертным, Бабой Ягой и другими.
  • В игре Mechwarrior Online, один из варинтов боевого робота Cataphract имеет имя Илья Муромец (Ilya Muromets)

«Сказочно-былинный жанр» - Алёнушка. Сказочно-былинный жанр. Тестовое задание. Мифологический жанр. Преданья старины глубокой. Билибин Иван Яковлевич. Виктор Васнецов. Демон сидящий. Волшебные птицы. Любовь и интерес к искусству. Снегурочка. Витязь на распутье. Былины. Иллюстрации к сказкам. Сказка ложь, да в ней намёк. Врубель Михаил Александрович.

«Былинные герои Руси» - Герои Древней Руси. Герои былин. Исследование. Мифология. Что такое былины. Былинный образ. Анкетирование. Причастность к древним традициям. Период развития. Былины и герои Древней Руси. Русское воинство. Киево- Печерская лавра. Илья Муромец. Киевская Русь.

«Героический эпос народов мира» - Краткое содержание. Кузнец Ильмаринен. 1 Понятие о героическом эпосе. «Махабхарата» - скульптурный рельеф. «Махабхарата» скульптурные иллюстрации. Смерть Зикфрида. Великан Виипунен. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии. Хален бросает золото в Рейн. Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв.

«Славянская мифология» - Сборник состоит из трех частей. Специфика жанра. Восточнославянская мифология. Живопись. Yдельница. Боровик. Игоша. Славянская мифология. Влияние на культуру. Cуседко. Происхождение термина. Сверхъестественные существа в славянской мифологии. Жердяй. Bолкодлак. Tюха Лохматая. Былички. Действительные случаи.

«Калевала» - Структура проектной деятельности. Этапы проекта. Типология проекта. Что такое «КАЛЕВАЛА»? Развитие умения добывать знания и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Работа с эпосом. Цель: узнать всё о «Калевале».

«Игра по летописям» - Богатыри. Сергий Радонежский. Библия. Машина времени. Летопись. Великий стон. Сведения о происходящих событиях. Волхвы. Московский князь. Игра «Летописи, былины, сказания, жития». Земля Русская. Монастырь, посвящённый Святой Троице. Отрывок из летописи. Русь. Летописец. Князь Дмитрий. Стены храма покрывались фресками.

Несмотря на то что по представлениям большинства людей Илья муромец является исключительно сказочно былинным персонажем — на самом деле это может быть совсем не так. Людям, заинтересовавшимся его историей известно, что у этого персонажа возможно есть вполне реальный прототип, известный не только на просторах старой Руси.

Немного цифр

После некоторых расследований выяснилось что самого Илью Муромца впервые упоминают приблизительно в 1570 годах. Староста одного из старинных городов в своем письме писал о нем, как о человеке, защитнике земель Руси. По мнению старца, очень не хватало таких богатырей старой России в то сложное и тяжелое время.

Следы в европейском эпосе

У европейских народов также то тут, то там мелькают сведения и рассказы, в которых задействованы похожие персонажи из России. Историки часто приходят к выводу что эти рассказы сложены на реальных фактах, что означает что человек прототип Ильи Муромца был реален. О его личности было упомянуто польскими людьми, путешественником из Австралии и в эпосе древних германцев.

О монашестве

Также упоминания об Илье муромце встречаются среди изданий одного из живущих в давнее время монахов. В его книгах Илья муромец описан как святой. Именно благодаря своему желанию безвозмездно и от всей души помогать Российской земле его и причислили к этому образу.

Илья муромец своей жизни также прибегал к монашескому существованию. Известно что Илья подался в монахи уже на заре своей жизни. Его монашеская жизнь началась после завершения им его образа жизни как богатыря спасителя. Но у церковных историков в работах Илья муромец никому не встречался кроме одного монаха упомянувшего его в своих изданиях.

Причина почему у церковных историков позже Илья муромец не встречался

Среди церковных историков почти никто не упоминает Илью муромца по той причине, что все свои подвиги он совершил, еще будучи в миру. Монашеская же его жизнь прошла тихо спокойно и незаметно. В советское время, когда религия не приветствовалась. Подвиги Ильи Муромца подавались без всякой связи с церковью и религией и корни его личности в этой сфере искать даже не пытались.

Новые исследования

Однако в 1988 году были проведены тщательные исследования, которые смогли подтвердить, что скорее всего, Илья Муромец был в Киево-Печерской лавре. А также были найдены доказательства что монах из этого монастыря является одной и той же личностью что и Илья Муромец.

Мощи, находящиеся в этом монастыре, принадлежат примерно тому же времени, когда предположительно жил Иль Муромец. Они очень подходят этому персонажу по возрасту и есть немало совпадений которые говорят о том, что это останки именно этого героя.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод что герой прототип Ильи муромца, скорее всего, был реальным человеком которых жил в определенный период истории. Тот факт что многие люди, изучающие фольклор, приходят к мнению что образ Ильи муромца это фигура собирательная на сегодняшний день подвергается большим сомнениям.