» » Третий крестовый поход кто участвовал. Третий крестовый поход – кратко

Третий крестовый поход кто участвовал. Третий крестовый поход – кратко

Третий крестовый поход – третий по счету поход крестоносцев в Святую землю с целью изгнания из нее неверных. Был организован папой римским Григорием VIII. Начался Третий крестовый поход в 1189 году и закончился спустя четыре года.

Причины похода

В ответ на крестовые походы, мусульмане объявили священную войну – джихад, возглавил который Саладин. В 1187 году огромная армия Саладина взяла в осаду самый священный город во всей Палестине – Иерусалим. Гарнизон города был невелик, и армия Саладина превосходила его по численности в десятки раз. После непродолжительной осады, крестоносцы сдались, и им было позволено мирно покинуть город. Иерусалим был вновь в руках мусульман. Католическая церковь была озлоблена потерей Святого города и объявила о Третьем крестовом походе.

Участники похода

Всего в Третьем крестовом походе против неверных приняли участие четыре сильнейших монарха Западной Европы: император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное Сердце, австрийский герцог Леопольд V и французский король Филип II Август.

Имеются сведенья о численности войск крестоносцев. Источники говорят, что изначально армия Ричарда Львиное Сердце насчитывала около 8 тыс. хорошо обученных воинов. Армия французского короля была немногочисленной – всего 2 тыс. воинов. Однако император Фридрих Барбаросса повел огромную армию числом в 100 тыс. воинов со всей империи.

Немецкая армия была способна исправить положение дел в Святой земле. Этого войска хватило бы, чтобы полностью избавить ее от присутствия мусульман. Но случилось ужасное событие, император утонул в реке, после чего часть воинов вернулась в Европу, и лишь малая ее часть дошла до Святой земли, однако их немногочисленность никак не повлияла на исход похода.

Боевые действия в Святой земле

Христиане долгое время пытались захватить Акру, но им это не удавалось, так как оборона города всегда была сильна, а для ее захвата нужны были осадные орудия, чего пока крестоносцы не могли позволить из-за отсутствия строительного леса. Кроме того, ранее христиане атаковали Акру только немногочисленными силами и никогда не объединялись в одну армию.

Когда в 1191 году к берегам Акры высадились европейские монархи, ситуация могла в корне перемениться. Но и тут возникли трудности, между французским и английским монархами развязалась вражда, причиной ей был и личная неприязнь, так и ситуация с захватом Кипра. Ричард захватил Кипр собственноручно и отказался делить его с французами, так как договор предусматривал разделение захваченных территорий только мусульман. По этим причинам две армии не могли объединиться.

Но, не смотря на это, Акра все же была взята в осаду. Крестоносцы не позволяли мусульман отправлять провизии в город, из-за чего силы защитников сильно истощились. Под угрозой голодной смерти, гарнизон Акры начал помышлять о сдачи города в руки крестоносцев. И, наконец, 12 июля этого же года, мусульмане сдали город. Именно во время осады Акры был основан Тевтонский орден, который сначала должен был помогать бедным немцам.

После захвата Акры, разногласия между монархами усилились еще сильнее, все пришло к тому, что французский монарх вместе с войском покинули Акру и отправились обратно во Францию. Таким образом, Ричард Львиное Сердце остался один на один с огромным войском Саладина.

После захвата Акры Ричард вместе с войском двинулся к мусульманскому городу Арфус. Во время похода на него напало войско мусульман. Неверные обсыпали крестоносцев стрелами. Тогда Ричард построил свои отряды таким образом, что кавалерия разместилась в центре, а вокруг нее была построена пехота с большими щитами, получились своего рода «коробочки». С помощью подобного боевого строя, крестоносцы двигались вперед, игнорируя мусульманских лучников. Но вот рыцари-госпитальеры не выдержали и перешли в атаку, Ричарду удалось выждать момент, и он приказал всем силам пойти в решительную атаку, которая завершилась победой крестоносцев.
После победы войско крестоносцев двигалось к Иерусалиму. Крестоносцы преодолели пустыню, после чего были сильно истощены. Подойдя к городу, у крестоносцев не осталось сил для осады Иерусалима. Тогда Саладин предложил крестоносцам уйти без боя, если они покинут Иерусалим. Ричард отступил к Акре и там казнил несколько тысяч мирных жителей арабского происхождения, Саладин ответил той же монетой.

Третий крестовый поход близился к своему завершению. Ричард хотел вновь пойти не Иерусалим, но всегда находился повод вернуться в Акру. Когда французский монарх спланировали захватить земли Англии, в то время управляемую братом Ричарда Иоанном, Ричард заключил перемирье с Саладином и решил вернуться чтобы спасти свою корону. В 1192 году Ричард покинул Святую Землю, и Третий крестовый поход подошел к концу.

Во время возвращения домой, Ричарда пленил Леопольд V и посадил монарха в темницу на два года. Из плена Ричард вышел только после того, как Англия заплатила выкуп размером в 23 тонны серебра.

Последствия Третьего крестового похода

Третий крестовый поход закончился полным поражением крестоносцев, хотя им и изначально удалось одержать несколько побед. Победы Ричарда в конечно итоге, не принесли никаких результатов. Иерусалим вернуть во владения католиков не удалось, а Акра была сдана после ухода Ричарда. После окончания крестового похода за крестоносцами осталась только узкая полоска побережья.

Поход закончился смертью императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Власть Ричарда была подорвана и была поставлена под угрозу вся Англия. Усилились разногласия с Францией, а самого Ричарда пленили, за что Англия выкупила его и тем самым понесла потери в экономике.

Мусульмане тем самым укрепили свои позиции в Святой земле, а личность Саладина стала культовой, после победы над крестоносцами к нему присоединились многие мусульмане и были готовы к новому вторжению крестоносцев.

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости;папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции , разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого , воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

Первый крестовый поход (кратко)

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедникБернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином ). В этом походе участвовали три европейских государя: императорФридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Четвертый крестовый поход (кратко)

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен , нашедший поддержку в рыцаряхТевтонского ордена и добившийся от египетского султана аль-Камиля (угрожаемого султаном Дамасским) десятилетнего перемирия, с правом владения Иерусалимом и почти всеми землями, некогда завоеванными крестоносцами. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался иерусалимской короной. Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело снова к борьбе за Иерусалим и окончательной его потере в 1244 г., вследствие нападения турецкого племени хорезмийцев, вытесненного из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В 1249 он осадил Дамиетту, но попал в плен вместе с большой частью своего войска. Путем очищения Дамиетты и уплаты большого выкупа Людовик получил свободу и, оставаясь в Акке, занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 годуВосьмой (и последний) крестовый поход в Тунис, якобы с намерением обратить в христианство князя этой страны, но в действительности с целью завоевать Тунис для своего брата, Карла Анжуйского. При осаде столицы Туниса Людовик Святой умер (1270) от моровой язвы, истребившей большую часть его войска.

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов ), игравших немаловажную роль в истории.

III крестовый поход (1189 - 1192 годы)

Обстановка на кануне

Третий крестовый поход (1189-1192) в некотором отношении, по своему общему характеру, отличался от предшествующих. И на этот раз, как и в предшествующем походе, все дело оказалось в руках крупнейших феодалов, и английский и французский короли не устояли против неудержимого стремления своих наций. Но духовный, и особенно монашеский элемент, равно как народно-плебейский, уклонились от участия в крестовом походе. Участие в этом предприятии было весьма разумно ограничено известного рода цензом, обеспечением путевых расходов суммой в три марки серебра (около 60 р. с.), и уж это, конечно, исключило весь сброд, который был такой тягостной обузой при двух первых походах и так много способствовал их неудаче. И во всем остальном приготовления велись с большей осмотрительностью. Посольства были отправлены и к венгерскому королю, и к греческому императору, и к сельджукскому султану Кылыч-Арслану, который недружелюбно смотрел на возрастание могущества Саладина. К Саладину также были посланы послы, и когда он отклонил предложенный ему ультиматум, ему была объявлена война. Из этого ясно, что о грубой и беспорядочной военной сумятице первого похода тут не было уже и речи, и что самые формы государственных отношений стали более приличными. Нетрудно было организовать управление империей в отсутствие императора: он предоставил свою власть сыну Генриху, возвратившемуся из Италии. Одно только обстоятельство показалось Фридриху опасным: Генрих Лев вернулся из Англии в Германию, но уклонился от предложенного ему участия в походе. Ввиду этого надо было обезопасить себя от всяких с его стороны попыток захвата власти в отсутствие императора, и вот на рейхстаге в Регенсбурге (в апреле 1189 г.) было решено "еще на три года" удалить беспокойного принца из отечества. В конце апреля из Регенсбурга, который был для всех крестоносцев назначен сборным пунктом, масса вооруженных странников двинулась в дальний путь. Двинулось войско, какого прежде не было видано, состоявшее из 100 тысяч рыцарей, хорошо вооруженных, дисциплинированных, разумно предводимых. Путь, избранный ими, был старым путем Готфрида Бульонского. Они поплыли вниз по Дунаю.

Герои

Ричард Львиное Сердце надолго оставил о себе память в арабских землях. Арабы звали его Малик Рид, т.е. Царь Ричард, и до XIX в. арабские матери так стращали своих расплакавшихся детей: "Молчи, а то Малик Рид заберет тебя".

События

Молодой курд Юсуф ибн Айюб захватил власть в Египте и принял титул султана и тронное имя ал-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин, т.е. Победоносный царь, Защитник Веры; европейцы переделали его имя в Саладин. Расширив свои владения до Сирии и Палестины, этот дальновидный политик и талантливый полководец начал планомерное наступление на Иерусалиское королевство. Войско крестоносцев было им разбито в 1187 г. Саладин вступил в Иерусалим.

Европа была в шоке. Папа объявил крестовый поход и потребовал прекращения всех войн между христианами. Во главе Третьего крестового похода (1189-1192) стояли вечные враги: французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Короли беспрерывно ссорились между собой. Филипп принял крест, лишь повинуясь требованиям папы, и думал о своем королевстве больше, чем о Святой Земле, Ричард мечтал о славе больше, нежели о Гробе Господнем. Добиться возвращения Иерусалима крестоносцам не удалось, и поход окончился безрезультатно.

Итоги

Третий крестовый поход закончился неудачно. Алчность и жажда наживы привели крестоносцев к позорному поражению.

(1096-1099) рыцари из Западной Европы обосновались в мусульманской Палестине и создали на её землях несколько христианских государств. Главным среди них было Иерусалимское королевство с центром в Иерусалиме. Однако мусульманский мир не смирился с потерей. Он начал яростно сопротивляться, стремясь вернуть захваченные территории обратно. Во второй половине XII века на политическую арену вышел Салах ад-Дин Юсуф (1137-1193), которого европейцы прозвали Саладином. Этот человек объединил под своим началом Египет и Сирию, стал султаном и основал династию Айюбидов.

Саладин возглавил борьбу с крестоносцами и 4 июля 1187 года наголову разбил воинов Христа в битве при Хаттине. При этом король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян и многие знатные рыцари попали в плен. Затем пали такие крепости как Акра, Сидон, Кесарий, Бейрут, а 2 октября 1187 года после непродолжительной осады пал Иерусалим.

Три европейских монарха, возглавивших Третий крестовый поход

Когда католический мир узнал об этом, то впал в состояние глубокой скорби. Говорили, что получив известие о потере Иерусалим, римский папа Урбан III рухнул на землю замертво. После этого новый папа Григорий VIII призвал благородных рыцарей начать Третий крестовый поход (1189-1192). Но слуга божий скончался 17 декабря 1187 года, поэтому всю инициативу взял на себя новый понтифик Клемент III (был папой по 20 марта 1191 года).

На призыв католической церкви откликнулись самые могущественные правители Европы: король Англии Ричард I Львиное Сердце, французский король Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый). Этих властителей поддержал австрийский герцог Леопольд V, а союзником выступил первый царь Киликийской Армении Левон I. Как видно, военные силы подразумевались мощные. Но среди них не было единства. Каждый монарх руководствовался своими политическими интересами и его мало интересовали интересы других венценосных особ.

Путь европейских монархов в Палестину на карте. Красной линией показан путь англичан, синей линией путь французов и зелёной линией по суше путь германских крестоносцев

Поход германских крестоносцев

Первым в Святую землю выступил германский император Барбаросса. Это был человек преклонного возраста. Родился он в 1122 году, а в Третий крестовый поход отправился в возрасте 66 лет. Но вначале 27 марта 1188 года он возложил на себя обет крестоносца в соборе Майнца. После этого император собрал армию, которая по словам летописцев насчитывала 100 тыс. человек. Из этой массы людей 20 тыс. приходилось на рыцарскую конницу.

В Палестину германская армия двинулась в мае 1189 года. Но столь мощная сила напугала византийского императора Исаака II Ангела. Он даже заключил тайный союз с Саладином, а вот Султанат Рума, наоборот, пообещал Фридриху I всяческую поддержку. То есть каждый властитель старался обезопасить себя, видя силу и многочисленность германского войска.

В марте месяце 1190 года Барбаросса со своим воинством переправился в Малую Азию, двинулся в юго-восточном направлении и к началу июня вышел к прибрежным горам Тавр, от которых уже рукой было подать до Палестины. Но видимо Бог отвернулся от германцев, так как 10 июня 1190 года при переправе через реку Салеф лошадь императора поскользнулась на камнях и сбросила седока в воду. Одетый в доспехи Фридрих тут же утонул.

После этого трагического события часть обезглавленной германской армии повернула обратно, а другая часть дошла до Антиохии. Это воинство возглавил сын императора герцог Фридрих Швабский. В Антиохии тело погибшего императора было погребено в церкви Святого Петра. Что же касается крестоносцев, то их количество ещё больше уменьшилось. Многие сели на корабли и отплыли в родные земли, а оставшиеся 5 тыс. рыцарей дошли до Триполи, где большая их часть заболела малярией.

Лишь с небольшим отрядом герцог Фридрих Швабский в октябре 1190 года прибыл к осаждённой крестоносцами Акре. Здесь он основал Тевтонский орден и умер от малярии 20 января 1191 года. После его кончины все германские крестоносцы отправились на родину. Так бесславно закончило Третий крестовый поход германское войско. Что же касается англичан и французов, то здесь события развивались совсем иначе.

Между английским и французским королями не было единства во взглядах

Поход французских и английских крестоносцев

Французы и англичане отправились в Палестину не по суше, а по морю. Ричард I Львиное Сердце отправил своих крестоносцев на кораблях в апреле 1190 года, а сам отправился во Францию, чтобы увидеться с французским королём Филиппом II. Два монарха встретились в Лионе в июле месяце. После этого Ричард I отправился в Марсель, чтобы встретить свои корабли, а Филипп II отбыл в Геную, чтобы нанять флот для перевозки своей армии.

Но прибыв в Марсель, Ричард увидел, что его кораблей ещё нет. Тогда он нанял судно и отбыл на Сицилию в Мессину. Туда же вскоре прибыли и его корабли, а чуть позже корабли Филиппа II. Таким образом, в сентябре 1190 года оба короля и их войска оказались на Сицилии. Приближалась зима, и крестоносцы решили переждать её на благодатном острове, а весной 1191 года отчалить к берегам Палестины.

В Мессине ярко проявились политические разногласия между французами и англичанами. В описываемый период Сицилия была завоёвана нормандцами, и Ричард I заявил о своих притязаниях на нормандскую корону. Данное заявление охладило отношения королей, и Филипп II отбыл в марте 1191 года к берегам Палестины. А Ричард I погряз в династических распрях и покинул Сицилию только в апреле того же года.

Флот англичан попал в бурю, и корабль, на котором плыла невеста короля принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на рифы возле острова Кипра. На этом судне находились деньги, собранные на проведение Третьего крестового похода. Ими завладел местный правитель Исаак Комнин. Он также объявил, что невеста английского короля теперь является его пленницей.

Неизвестно, каким местом думал этот правитель, бросая вызов Ричарду Львиное Сердце, но всё закончилось его полным разгромом. Английский король завладел островом в течение нескольких дней, заковал Исаака Комнина в цепи и устроил торжества в честь английской короны. В это время на Кипр прибыл бывший король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян. Ричард I тут же продал ему завоёванный остров и отплыл в Палестину.

Там в это время крестоносцы пытались вернуть себе крепость Акру, захваченную мусульманами. В осаде приняли участие Филипп II, австрийский герцог Леопольд V и присоединившийся к ним после Кипра Ричард I. В целом, осада продолжалась 2 года с 1188 по 1191, а войска Саладина постоянно нападали на осаждающих. Европейские властители, присоединившись к крестоносцам Палестины, увязли в этой осаде и свели на нет весь Третий крестовый поход.

Акра сдалась христианам 12 июля 1191 года. После этого французский король отплыл с частью своих рыцарей на родину, а английский король остался, так как главной задачей было освобождение Иерусалима. Но все военные потуги крестоносцев оказались крайне неудачными. В стычках с мусульманами Ричард Львиное Сердце начал использовать против всадников-магометан копейщиков и арбалетчиков. Тем самым прикрывались рыцари, ожидавшие атаки. Однако данное тактическое новшество положения дел не исправило.

Крестоносцы вернули Акру, а вот Иерусалим остался у мусульман

Иерусалим так и не был взят, и в сентябре 1192 года крестоносцы заключили мир с Саладином. Священный город остался во власти мусульман, но христианам было разрешено посещать его. В октябре того же года английский король отбыл на родину, и на этом Третий крестовый поход закончился.

В марте 1193 года скончался грозный султан Саладин. Это значительно облегчило положение воинов Христа, так как началась борьба за власть между наследниками мусульманского властителя. Однако кардинальных территориальных изменений на Латинском востоке не произошло, так как рыцари всегда действовали разрозненно и у них не было единого командования. А вот католическая церковь взялась за организацию следующего крестового поход, так как понтифики не могли допустить, чтобы Гроб Господний находился в руках представителей другой веры .

В XII в. началось сплочение мусульманских княжеств, в результате чего крестоносцы стали терять свои владения. В 1144г. правитель Мосула завладел Эдессой. В ответ на это был предпринят Второй крестовый поход (1147- 1149). Его главным вдохновителем выступил один из самых реакционных деятелей католицизма того времени аббат Бернар Клервоский. Поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, потерпел полнейшую неудачу. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии; французские крестоносцы безуспешно пытались взять Дамаск, но, ничего не добившись, бесславно вернулись в Европу.
В середине XII в. между западноевропейскими государствами, стремившимися к утверждению своего господства на Средиземном море, а также между ними и Византией стали нарастать серьезные противоречия. Это обрекало на провал крестоносные предприятия.

Третий крестовый поход.

Во второй половине XII в. произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. он завладел Иерусалимом.
Это послужило поводом к Третьему крестовому походу (1189- 1192), в котором участвовали феодалы Германии, Франции и Англии. Во главе крестоносцев стоял германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард I Львиное Сердце. Фридрих I, имевший агрессивные намерения в отношении Византии, заручился поддержкой ее главнейшего противника на Востоке - иконийского султана, враждовавшего с Салах-ад-Дином, в ответ на что Византийская империя вступила в союз с последним. Поход начался рядом неудач. Немецкие крестоносцы даже не достигли Палестины; они повернули назад после того, как Фридрих I утонул, переправляясь через небольшую горную речку в Киликии (Малая Азия). Французские и английские крестоносцы на протяжении всего похода враждовали между собой. Ричард I, стремившийся обеспечить влияние Англии на Средиземном море, по пути в Палестину попытался захватить Сицилию. Это вызвало противодействие Филиппа II и недовольство нового германского императора Генриха VI, претендовавшего на сицилийскую корону. Английскому королю пришлось довольствоваться захватом острова Кипр.
По прибытии в Палестину крестоносцы осадили Акру, которой овладели только в 1191 г. В самый разгар военных действий Филипп II уехал в Европу, где заключил союз с Генрихом VI против Ричарда I. Английский король, безуспешно пытавшийся вернуть Иерусалим, в конце концов добился у Салах-ад-Дина лишь некоторых уступок: за крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Паломникам и купцам разрешалось в течение трех лет посещать Иерусалим, оставшийся под властью Египта. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра.

Четвертый крестовый поход (1202-1204)

Oсобенно ярко обнаружил истинные цели крестонос-цев и выявил резкое обострение противоречий между западноевропейскими странами и Византией. Он был начат по призыву папы Иннокентия III (1198-1216). Первоначально намечалось направиться в Египет, однако закончился поход захватом Константинополя и разгромом Византийской империи.
Решающую роль в изменении направления похода сыграла Венеция, к которой, не имея собственного флота, обратились крестоносцы. Купеческая олигархия, стоявшая во главе Венецианской республики, решила воспользоваться этим для утверждения собственных позиций в Византии. Венецианский дож Энрико Дан-доло (1192-1205) потребовал за услуги огромную сумму - 85 тыс. марок серебром. Крестоносцы согласились на эти условия. Однако вскоре оказалось, что они не в состоянии внести всю сумму. Тогда Дандоло, желая помешать походу на Египет, с которыми венецианцы вели регулярную торговлю, предложил крестоносцам в качестве компенсации за недоплаченные деньги помочь Венеции завоевать далматинский город Задар - крупный торговый центр на Восточном побережье Адриатического моря, конкурировавший с венецианскими купцами. В 1202 г. город был захвачен. Затем Дандоло по сговору с предводителем крестоносцев - итальянским маркизом Бонифацием Монферратским - направил войска и флот к Константинополю. Предлогом послужило обращение за помощью к папе и германскому королю царевича Алексея, сына свергнутого еще в 1195 г. византийского императора Исаака II Ангела.
Бонифация Монферратского втайне поддерживали Филипп II Август и некоторые магнаты Франции и Германской империи, рассчитывавшие извлечь выгоды от воины в Византии. Папа Иннокентий III, получив обещание от царевича Алексея, что в случае успеха предприятия греческая церковь будет подчинена «апостольскому престолу», фактически оказал содействие вождям крестоносцев в осуществлении их планов, хотя официально и запретил им причинять ущерб христианским землям. Таким образом, все наиболее влиятельные политические силы тогдашней Европы толкали крестоносцев к захвату Византии.
Осадив Константинополь летом 1203 г., крестоносцы добились восстановления на престоле императора Исаака II. Однако, когда он не смог уплатить им целиком сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в апреле 1204 г. штурмом взяли город и подвергли его жестокому разгрому. Огню предавались целые кварталы, был беспощадно разграблен храм святой Софии.
За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи.

Последние крестовые походы.

В XIII в. было предпринято еще , однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Пятого крестового похода (1217-1221) немецким, английским, голландским и венгерским крестоносцам удалось после продолжительной осады взять важную крепость, являвшуюся ключом к Египту, - Дамиет-ту. Внутренние раздоры и неумелое командование привели затем к военным неудачам, заставившим рыцарей покинуть страну.
Шестой крестовый поход (1228-1229) возглавил император Фридрих II, в войске которого находились немецкие, французские, английские и итальянские рыцари. Направившись в Сирию, Фридрих II воспользовался войной Египта с Дамаском и заключил с султаном договор, по которому получил Иерусалим и некоторые другие города в Палестине. За это он обязался поддерживать султана против его врагов на Востоке. Однако в 1244 г. мусульмане снова захватили Иерусалим.
Вскоре после этого папа Иннокентий IV организовал Седьмой крестовый поход (1248-1254), направленный против Египта. Его участниками были главным образом французские рыцари под предводительством короля Людовика IX, стремившегося обеспечить Франции более твердые позиции в Северной Африке, с которой были связаны торговыми отношениями города Южной Франции. Поход закончился полной неудачей. Таков же был результат Восьмого крестового похода (1270) под предводительством того же Людовика IX. Флот двинулся на этот раз в Тунис. Вскоре после высадки на берег среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король.
После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам: в 1268 г. Египет захватил Антиохию, в 1289 г. - Триполи, в 1291 г. пала последняя опора крестоносцев на Востоке - Акра. Иерусалимское королевство перестало существовать. В XIV-XV вв. европейскими странами предпринимались крестовые походы против османов, не принесшие успеха.