» » Три функции мягкого знака.  Разделительный мягкий знак и его функции 

Три функции мягкого знака.  Разделительный мягкий знак и его функции 

Твёрдый знак выполняет в русском языке разделительную функцию - указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я - [й’а], е - [й’э], ё - [й’о], ю - [й’у] (объять [абй’́ат’], съест [сй’эст], съёмка [сй’́омка]).

Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции - разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : (бульон, компаньон ).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию - пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ - ночь, учится - учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам - месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],

[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’],

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],

[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],

[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’].



Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.

В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, - расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] (лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл - [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,

стн - [сн]: местный ме[сн]ый,

здн - [сн]: поздний по[з’н’]ий,

здц - [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

ндш - [нш]: ландшафт ла[нш]афт,

нтг - [нг]: рентген ре[нг’]ен,

ндц - [нц]: голландцы голла[нц]ы,

рдц - [рц]: сердце се[рц]е,

рдч - [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,

лнц - [нц]: солнце со[нц]е.

Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’ис́ы]), [ы] (жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’́элат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашш́ыт’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]), а (часы [ч’ис́ы]), я (ряды [р’ид́ы]), е (певун [п’ив́ун]).

Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с , а ь выполняет грамматическую функцию - указывает на форму инфинитива..

Слог

Фонетический слог - гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слоги бывают ударные и безударные.

Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ќо]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С - согласный, Г - гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.

Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются:

1) в конце фонетического слова: вагон [ва-ѓон],

2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если

а) после [й"] следует любой другой согласный: война [вай"-н́а],

б) после остальных непарных звонких ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [л́ам-па].

В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [б́у-тка], весна [в"и-сн́а].

Фонетический слог следует отличать от слога для переноса . Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па ), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать.

Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й"́а-ма].

Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са ; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причём на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук: ванна [в́а-на], касса [ќа-са].

В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной , но границы фонетических слогов проходят иначе: разбить [ра-зб"́ит"], лесной [л"и-сн́ой"].

Ударение

Ударение - это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Другие отличительные признаки русского ударения - его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо .

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги - ноѓи.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение , однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую - группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"́а], он-то [́онта];

2) смыслоразличительную - ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука - муќа, з́амок - зам́ок ,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли - земл́и .

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жар́а], но [жысм"́ин]).

Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определённых позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Эти произносительные нормы были нами описаны выше.

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

1) произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж"] на месте сочетаний жж, жд, зж ,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р"]ем, [т"]ермин, му[з"]ей, ши[н"]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р"]есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задаётся списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы , с [шн] - слова конечно, скучный , в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч"н"]ик и двое[шн"]ик, було[ч"н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж"], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд : дрожжи, вожжи, езжу, дожди : [др́ож"и], [в́ож"и], [й"́эж"у], [даж"́и]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([др́ожы], [й"́эжу]), на месте сочетания жд в слове дожди - [жд"] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ"] и [дошт"]).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [щ"]: барабанчик [бараб́ан"ч"ик], барабанщик [бараб́ан"щ"ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [л́афк"и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н"] и [т"], [з] перед [н"] и [д"]: кость [кос"т"], песня [п"́эс"н"а], жизнь [жыз"н"], гвозди [гв́оз"д"и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв"], [дв"], [св"], [зл"], [сл"], [сй"] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв"эр"] и [д"в"эр"], съем [сй"эм] и [с"й"эм], если [й"́эсл"и] и [й"́эс"л"и]).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причём из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звон́ишь, звон́ит . Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тв́орог и твор́ог . Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткал́а и тќала , кос́у и ќосу.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

С этим же связано различие в произношении безударных гласных, нашедшее отражение в учебных комплексах. Система описания изменения (редукции) гласных в безударных слогах в комплексах 1 и 2 отражает «младшую» норму: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м"ир́ы], село [с"ил́о], пятёрка [п"ит"́орка]. В безударном слоге после твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквой е (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нём сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас ), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс"ич"а] и [т́ыщ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).

Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор , который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, крас́ивее - ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов :

1) написание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.

Русский язык

Учитель: Ибраимова З.А.

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.

Задачи:

Образовательная:

Формировать умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова;

Развитие фонематического слуха;

Воспитательная:

Формировать правильное умения общаться и слушать друг друга, прививать интерес к изучению русского языка.

Развивающая:

Продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать, развивать внимание, память, воображение, сообразительность.

Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягкий знак, правила переноса слов с мягким знаком в середине.

Познавательные УУД:

Обозначать мягкость согласных звуков на письме;

Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные УУД : строить сообщения в устной и письменной форме при работе в паре.

Личностные УУД: установление учащимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Раздаточный материал: учебник, тетрадь, карточки, индивидуальные карточки в форме солнышка и тучки.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент:

Сегодня урок русского языка необычный. На уроке у нас гости – давайте поприветствуем их.

Русский язык, ребята, как предмет, наверное, самый сложный и интересный из всех предметов начальной школы?

Слайд 1. Русский язык-это государственный язык, на нем говорят все народы, которые живут в России и даже за ее пределами. Русский язык-это часть нашей культуры, богатство и достояние народа, и поэтому его надо изучать, любить и знать!

II . Самоопределение к деятельности.

Вы любите преодолевать трудности?

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте определим наше настроение. У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите .



Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. (На доску)

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить и работать под девизом:

Слайд 2. « Всё сумею, всё смогу и соседу помогу».

Дом. заданием для 1 группы ребят было узнать значение слова «ученый» в словаре Ожегова / Читают/

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли ученых-исследователей. Согласны?

Сели правильно, открыли тетради, записываем число, месяц, классная работа.

I II. Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности:

Слайд 3. метел Ь сосул Ь ка в Ь юга


Что общего в написании этих слов?

В чем различие?

IV . Постановка учебной задачи.

Кто может назвать тему урока ?

- Какую цель перед собой поставим? (Я хочу научиться писать слова с ь без

ошибок…

Я хочу понять до конца работу мягкого

знака в слове и уметь правильно переносить

слова с мягким знаком……

Хочу знать, когда мягкий знак смягчающий,

а когда - разделяющий…)

Слайд 4. Тема: Роль мягкого знака на письме.

-Можно ли ее считать новой?

Цель:

V . Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак таинственная .

Как вы думаете, почему её так назвали – таинственная?

Слайд 4. Проблемная ситуация

Почему буква мягкий знак таинственная?

VI .Чистописание: Ь (открытое/закрытое соединение)

Слайд 5. Выпишите слоги с разделительным Ь знаком:

тья бью льн лью рьк вья онь вьи жье

Ученье - путь к уменью.

- Какую функцию мягкого знака видим в этой записи? (разделяет и смягчает)

Сколько букв в слове ПУТЬ, а звуков? (3) Почему?

Как понимаете эту пословицу?

Поэтому, мы сегодня на уроке будем учиться исследовать работу Ь и выясним его место на письме.

VII . Словарная работа:

- Спрячь мягкий знак в середину слова:

День-ден.ки, пень-пен.ки, фасоль-фасол.ка, медаль- медал.ки)

Пал Ь то, деревЬя, конЬки, сучЬя, веселЬе, ветер, февралЬ. (2 уч-ся у доски)

-Проверка с комментированием орфограмм. (1- ученик-контролер)

Назовите слово, в котором нет мягкого знака, но все согласные мягкие. (ветер). Напишите транскрипцию к слову в э т и р

Слайд 5. ПОПУТНОГО, ВАМ, ВЕТРА.

Мы часто его слышим в разных значениях.

А кто может объяснить значение фразеологизмов:

Не бросай слов на ветер.

Прокатиться с ветерком.

ПОПУТНОГО, ВАМ, ВЕТРА. (пожелать удачи)

Видите, какой богатый русский язык. Писатель К. Паустовский писал, что русский язык творит чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом.

Я вам желаю тоже удачи в разрешении нашей учебной проблемы.

Слайд 6. Алгоритм письма:

1.Четко произнести слово

2.Послушать звук

3.Понять роль мягкого знака в слове: смягчает согласный или

разделяет согласный звук от гласного.

4.Написать букву правильно – ь.

- На прошлом уроке мы составили алгоритм письма слов с мягким знаком.

Пользуясь алгоритмом, докажем правописание слов. (1 ученик из первой группы)

Измороз сосул ка снегир

в южит пал то метел в юга


Изморозь – слышу на конце слова , ) – обозначу на письме – ь. В слове 8 букв, но 7 звуков; и т.д

Какую роль выполнил ь? (обозначил мягкость согласного звука на конце и в середине слова) и т.д.

- Итак, подведем выводы, какую роль выполняет мягкий знак на письме? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука на конце и в середине слова, разделяет согласный звук от гласного. На письме мягкий согласный звук на конце слова обозначается Ь ).

Найдите однокоренные слова: вьюга – вьюжный (чередование согласной г/ж)

Сравним вывод, сделанный нами, с правилом в учебнике на стр.1251.

-Составляем кластер:

1)

согласный согласный

2)

согласный

3)

согласный гласные Е Е И Я Ю

Физминутка:

Слайд 7. Лексическая задачка:

Сравните пары слов: угол -уголь, ел – ель.

Что изменилось в этих словах? (Звук и лексическое значение)

Работа в парах: /ПРАВИЛА/

Образуйте новые слова с помощью ь и распишите их в 3 столбика:

М ел, кот, брат, банка, стал, сын, был, полка, дал, семя.

- Как вы думаете, всегда ли можно твердый согласный с помощью мягкого знака превратить в мягкий согласный? (Нет) - 4) /ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА

Ь меняет лексическое значение слова/

В каких словах нельзя было вставить Ь? Почему?

Что вы можете сказать о количестве букв и звуков в словах? (букв больше, чем звуков). Почему? (Ь звука не дает) 5)/ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА

Ь собственного звука не дает/

- Может ли Ь знак стоять в начале слова? (Нет) Следовательно не имеет заглавной буквы.

6)/ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА

Ь не стоит в начале слова/

- Проверка с комментированиеМ.

Гимнастика для глаз:

Слайд 8. Грамматическая задачка: (дифференцировано)

1группа: разделить слова для переноса:

Деревья, грязь, звенья, сосулька, из-мо-розь.

2 группа: найти опасные места в словах и выполнить перенос правильно :

Де-ревья, зря-зь, звень-я, сосул-ька, и-змо-розь.

3 группа: найти в предложении опасные места и записать его, употребляя все изученные орфограммы. Разделить слова на перенос.

Птичйа дружная симйа носит сучйа для жылйа.

Слайд 9. Письмо по памяти

Как понимаете эту пословицу?

Запишите пословицу.

Работу выполняем на время. Минута – час бережет . По моему сигналу положите

ручки.

Поднимите руки, кто выполнил задание полностью?

Кто не успел дописать? Не страшно, в следующий раз постарайтесь писать

быстрее.

- А проверим себя в паре.

Обменяйтесь тетрадками. Сравните работу соседа с образцом на контрольном листе. Если встретилась ошибка, исправьте её карандашом.

Оцените работу товарища. Обменяйтесь тетрадками.

Тест. Выбери верный ответ, обведи его. Будьте внимательны.

Слайд 10. Проверь себя.

    Отметь слово, в котором все согласные мягкие:

тюлень пальто тетрадь

    Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. В каком образованном слове не пишется мягкий знак?

воробьи лошади олени

    В каком словарном слове пишется на конце мягкий знак?

пенал… сахар… декабр…

    От какого слова можно образовать новое, если дописать на конце мягкий знак? стол угол свет

VIII . Рефлексия деятельности. (итог урока)

Слайды 11. Цель: Распознать роль Ь - показатель мягкости или разделительный знак?

Научиться правильному переносу слов с мягким знаком в середине.

Узнать, какое влияние оказывает Ь в написании слов.

- Какую цель достигли?

- Что для вас оказалось трудным?

Слайд 12. - Я научился …

- Мне понравилось…

- Мне было трудно….

- О какой орфограмме мы сегодня говорили?

- Назовите алгоритм работы с орфограммой Ь знак.

- Как оцените свою работу на уроке? Карточки самооценки.

- Чьим успехам смогли порадоваться?

- Какое настроение у вас создал урок?

- Оценивание учителем.

- Что было самым трудным?

- Какое настроение у вас создал урок? (Показывают солнышко или тучку)

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе и активной работе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали почему чягкий знак таинственный? И свое настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Это сделал мягкий знак!

Слайд 13. Спасибо за урок !

Самоанализ урока русского языка во 2-Б классе 22.01.2016г.

Тема: Правописание мягкого знака.

Краткая характеристика класса:

В классе 27 учеников: 12 мальчика и 15девочек. Не все учащиеся проявляют интерес к учению. На уроках большинство ребят активны, готовы сами делать открытия. Учащиеся умеют по вопросу находить в слове изученные орфограммы.

С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся были выбраны разные формы и методы работы (дифференцированный подход, дифференцированные задания, самостоятельная, индивидуальная работа и работа в паре, в группах). Поскольку класс по уровню развития и сформированности умений и навыков является средним, перед учителем стояла задача создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал и приобрел новые знания, умения и навыки.

Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изученного материала, уровнем подготовленности класса и прогнозом конечного результата.

Место урока в изучаемой теме: урок по данной теме -2.

Тип урока: нестандартный.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: мультимедийная презентация.

Цели: повторить и систематизировать материал по правописанию мягкого знака.

Обучающие :

- способствовать развитию умения проверять слова с безударной гласной и согласной в корне слов;

- формировать навыки правописания корня на основе сопоставления правил;

Развивающие

- развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;

- развивать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы; взаимопроверку;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление; творческие способности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- развитие самооценки учащихся;
воспитательные
- воспитывать трудолюбие, прилежание, аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и интерес к изучаемому предмету.

Тип урока. Урок актуализации знаний и умений с выдержанной структурой. Мной были определены этапы урока

1) Организационный этап.

2) Минутка красивого письма

3) Актуализация знаний с целью закрепления изученной темы

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5) Обобщение и систематизация знаний. Составление «Кластера».

6) Физминутка

7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и рефлексия.

- Работа в паре.

- Самостоятельная работа (подведение итогов занятия).

- Словарная работа.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап имел свои определенные цели.

1 этап: Организационный этап. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа, дискуссия. Вспоминали все, что уже знаем о правописании мягкого знака.

2 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа - отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала прием постановки проблемных вопросов. Использовались фронтальная форма работы.

3этап. Применение знаний и умений в новой ситуации. Учащиеся ставили перед собой цель, которая должна быть достигнута в результате выполнения задания, выбирали пути ее достижения, учились объективно оценивать результаты работы товарища по классу и своей работы

4 этап. Обобщение и систематизация знаний . На этом этапе учащиеся выполняли самостоятельную работу по данной теме. Учились находить и выбирать способ решения, прогнозировать результат. Характер самостоятельной работы продуктивный.

5 этап: Рефлексия . Цель этапа – подведение итогов работы. Учащиеся должны были суметь распознать достигнута ли цель, поставленная в начале урока или необходима дальнейшая работа по данной теме. Я считаю, что все учащиеся поняли эту тему урока и достигли поставленных целей.

Во время урока проведена физкультминутка, с целью физической и умственной разгрузки учащихся. Использовалась веселая музыка, которая помогла детям немного расслабиться и отдохнуть.

5. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность. Время, отведённое на каждом этапе урока, определялось в соответствии поставленной целью, и было распределено достаточно рационально.

Урок построен последовательно, имеет чёткую структуру и логическое завершение.

Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам.

Все поставленные цели были реализованы в ходе урока. В ходе урока было предусмотрено развитие внимания, памяти, мышления. Учащиеся учатся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Важнейший познавательный компонент учебной деятельности реализуется через фронтальную, индивидуальную работу и работу в парах..

В ходе повторения и подведения итогов реализуется операционный (обобщение) и регулирующий компонент деятельности учащихся (самооценка)

Особая роль на уроке отводится достижению развивающей цели. Это достигается за счет создания ситуаций с применением логически мыслить, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Смена видов деятельности (слушать, отвечать на вопросы, анализировать) способствуют укреплению памяти, активизации мышления.

6. Применяемые технологии и методы работы. На уроке применены современные педагогические технологии: игровая, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

На всех этапах урока использовала компьютерную презентацию , что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

7.Оценка деятельности учащихся. Свой урок старалась построить так , чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова "потому что", "поэтому", учащиеся строили полный ответ на поставленный вопрос и, следовательно, при этом развивали свои коммуникативные навыки.

Я считаю, что учащиеся на уроке были достаточно активны, внимательны, работоспособны и мотивированны на урок.

Рефлексия показала, что учащихся умеют давать осмысление своим действиям и самооценку.

8. Использование возможностей кабинета. Возможности учебного кабинета использованы полностью.

9 Общий вывод. Выбранная форма организации учебной деятельности и виды деятельности были достаточно эффективны. Я считаю, что каждому ребенку на уроке было комфортно и интересно . Урок высокой плотности, цели достигнуты.

Атмосфера на уроке доброжелательная, стиль общения учителя и учеников – демократичный, способствующий сотрудничеству.

Учитель _____ / Ибраимова З.А./

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Разделительный мягкий знак и его функции



Введение.. 3

1. Значение мягкого знака.. 4

2. Функции разделительного мягкого знака.. 13

3. Правила употребления мягкого знака.. 14

Заключение.. 16

Список использованной литературы... 17

Введение

Ь, буква ерь, ерик, паерок, паерчик; мягкая полусогласная, у нас 29-я, 31-я славянского алфавита, в церковной азбуке 32-я; она противоположная букве ъ: это придает согласной самое грубое, твердое, тупое произношение, а ь – самое тонкое, мягкое; ни того, ни другого нет в западных языках, а есть среднее, свойственное нам только при некоторых буквах. Ставится и в средине и в конце слова; без нее обойтись нельзя, или нужен иной язык, что выйдет на то же.

Ерь старое название буквы «ь» («мягкий знак») в русском алфавите.

«ь» указывает на мягкость предшествующего согласного («кон» – «конь»).

Цель данной работы: рассмотреть значение мягкого знака и определить его функции.

Для раскрытия этой темы в работе будет приведен пример написания «Ь» в прошлом, так как именно на основе этого строятся функции мягкого знака.

1. Значение мягкого знака

Ь, мягкий знак, тридцатая буква русского алфавита. По начертании к букве ь («ерь») в кириллице. Цифрового значения в кириллице и глаголице не имела. В современном письме звука не обозначает. Она пишется:

1) на конце слов и перед согласными, обозначая мягкость предшествующих согласных («мель», «тьма»);

2) как разделительный знак перед буквами е, ё, и, ю, я («белье», «ручьи», «гостья»), в заимствованных словах и перед «о» («компаньон»);

3) является показателем грамматических форм (3-го склонения существительных – «ложь», «мышь», повелительной формы глагола «режь», «режьте», неопределенной формы глаголов на «ч» – «беречь», 2-го лица единственного числа глаголов – «читаешь», «смеешься»)

Вопрос мягкости знаков почти не исследован, поэтому любые наблюдения над памятниками письменности могут помочь восстановить общую картину формирования современных способов обозначения твердости-мягкости. Особый интерес представляет здесь обозначение мягкости срединных согласных перед согласными, поскольку на конце слова Ь как знак мягкости используется уже давно. Он принял на себя эту роль сразу после падения редуцированных. Как отмечают исследователи, "в отличие от положения в середине слова, где функции букв Ъ и Ь не сразу определились, на конце слова буквы Ъ и Ь после падения редуцированных приобрели безусловное значение знаков твердости и мягкости"

Наблюдения над текстами показывают: ассимилятивная мягкость согласных, как и в современном языке, обычно, специально ничем не обозначается. В связи с этим область исследуемых согласных была ограничена неассимилятивно мягкими согласными в положении перед согласными. Наша задача состоит в том, чтобы определить примерные сроки и закономерности утверждения еря в функции мягкого знака в этом положении. В настоящей статье мы рассматриваем печатные тексты первой половины XVIII в.

Основная часть исследуемых текстов напечатана в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук и в Москве при Сенате. Ограничение материала изданиями этих двух типографий не случайно, поскольку в первой половине XVIII века орфографические нормы в этой области отсутствовали, а действовала, скорее, традиция, и в разных типографиях это могло привести к разным результатам. Типографий тогда было мало, две указанные типографии принадлежали крупным государственным учреждениям, и можно предположить, что в крупных типографиях развитие и закрепление новых орфографических приемов должно было произойти раньше, чем в небольших периферийных типографиях.

Приведем полные названия исследованных памятников и примем необходимые сокращения. Для работы использовались: 1. Инструкция канцелярии конфискации. M., 1730. (далее - "Инструкция"); 2. Регламент Камор-Коллегии. М., 1731. (далее - "Регламент"); 3. Краткое описание комментариев Академии Наук, часть первая на 1726 год. Спб., 1728. (далее - "Комментарии"); 4. Немецко-латинский и русский лексикон. Спб., 1731 (далее - "Лексикон"); 5. Краткое описание той иллуминации, которая Апреля 28 дня, 1732 года, то есть в высокоторжественный день Коронования... Анны Иоанновны... при фэиэрверке в Санкт-Петербурге представлена была. Спб., 1732 (далее - "Иллуминация"); 6. Панегирик или Слово похвальное всемилостивейшей государыне императрице самодержице всероссийской Анне Иоанновне чрез всеподданнейшаго Ея величества раба Василья Тредиаковскаго сочиненное, и ея императорскому величеству в день Тезоименитства Ея поднесенное февраля в 3 день 1732 года. Спб., 1732 (далее - "Панегирик"); 7. Описание Великой Иллуминации в 28 Генваря 1733 года. Спб., 1733 (далее - "Описание"); 8. Ода торжественная о сдаче города Гданска сочиненная в вящщую славу имени... великия государыни Анны Иоанновны императрицы и самодержицы всероссийския. чрез Василья Тредиаковского. Спб., 1734 (далее - "Ода"); 9. Описание и употребление универсальных Солнечных часов сделанных от Исаака Брукнера. Спб., 1735 (далее - "Часы"); 10. Предложение о мерянии земли в России чтенное в конференции санкт-петербургския императорския Академии Наук, Генваря 21 дня, 1737 года чрез господина Делиля, перваго Профессора Астрономии. Спб., 1737 (далее - "Предложение");

Исследуемые тексты являются сочинениями делового (1, 2), научного (3, 9, 10) характера, кроме того, это описания (5, 7), оды (6, 8) и словарь (4). Часть текстов, небольших по объему, исследована полностью ("Панегирик", "Иллуминация", "Описание", "Ода", "Часы", "Инструкция"), остальные подверглись анализу лишь частично ("Лексикон" - 30 страниц, "Комментарии" - 52 страницы, "Предложение" - 16 страниц, "Регламент" - 17 страниц с начала текста). В каждом из названных текстов рассмотрены все случаи с неассимилятивно мягкими согласными, определено количество случаев обозначения мягкости с помощью Ь и отсутствия обозначения мягкости. Эти данные по каждому тексту мы приводим в абсолютных величинах и процентах.

В 1730-1731 гг. в типографии г. Москвы при Сенате в целом уже установилась традиция обозначения мягкости срединных согласных с помощью Ь (95 - 98 % случаев). Примеры необозначения мягкости приведем полностью: пис /менно ("Инструкция"), пис менное (2 раза), пис менно (2 раза), мЬл ницахЪ ("Регламент"). В словах писменно, писменное не обозначена мягкость зубного согласного перед мягким губным. В таком сочетании зубной согласный и в современном языке может подвергаться ассимиляции. Можно предположить, что причиной необозначения мягкости в данных случаях послужило фонетическое и графическое сходство сочетания с сочетаниями без Ь в словах типа "смелый", "смех" и т.д., в которых возможная ассимиляция по мягкости не обозначается. В наших двух текстах слова писменно, писменое с Ь не встречаются. Слово мЬлницахЪ - другого типа. Здесь мягкость согласного нуждается в обязательном обозначении. Видимо, такое написание следует считать опечаткой, тем более, что еще 2 раза это слово в "Регламенте" передано с Ь.

Несколько позже обозначение мягкости срединных согласных с помощью Ь установилось в типографии г. Санкт-Петербурга при Императорской Академии Наук. Наши наблюдения показывают, что еще в 1728-1731 гг. написания без Ь занимали здесь около 90 %. Затем происходит очень резкий перелом, и с 1732 г. таких случаев встречается очень мало, а передача мягкости с помощью Ь становится обычной. Можно только предполагать, что послужило причиной столь резкого изменения. Возможно, был какой-то нормативный акт, распоряжение по типографии (наблюдения над изданиями других типографий дают несколько иные результаты, поэтому нельзя предположить распоряжение государственного масштаба). Так или иначе, но в данной типографии закрепление Ь в функции мягкого знака в середине слов следует отнести к 1732 г.

Случаи необозначения мягкости в данных текстах, начиная с 1732 года: "Иллуминация": мен ше, вес ма, достохвал нЬишiя, побЬдител ныя, Дел фiнами, Л виная (2 раза), ден гами, пис ма, сед мiю. Как видим, написания с Ь в этом тексте преобладают, но еще не победили окончательно. Зато в "Панегирике", вышедшем в том же году, случаев без Ь вообще нет. Очевидно, здесь играли роль еще и внимательность и образованность наборщика. Кроме того, "Панегирик", написанный Василием Тредиаковским, человеком образованным и притом филологом, возможно, был представлен к печати уже в таком, "правильном" (в нашем теперешнем понимании) виде. "Описание": вес ма (2 раза), л ви/ная; "Ода": т мЬ, Фел дмаршалу; кроме того, здесь Ь трижды употреблен перед суффиксом -ств- (этимологически -ьств-), т.е. по традиции. "Часы": децiмал ныхЪ, параллел ные(2 раза), воз ми; "Предложение":слЬдовател но.

Возникает вопрос, что привело в конце концов к утверждению Ь в функции мягкого знака в середине слов и что мешало этому раньше.

Употребление Ь в качестве знака мягкости встречается в памятниках на протяжении длительного времени, однако это употребление совершенно не упорядоченное. Если на конце слова Ь как мягкий знак употребляется регулярно, то о срединных согласных очень долгое время сказать такого нельзя. В текстах XVII и первой четверти XVIII вв. разная передача одних и тех же слов встречается даже на соседних строках одной и той же страницы, например: "Ратного строя учение и хитрость" (М., 1649):добродЬтел ному и добродЬтель ныи (Л. 2), во учител номЪ и учитель ныи (Л. 10 об.),ден ги и день гами (Л. 19 об.); "Комментарии" (Спб., 1728): цЬл ная и цЬль ныи (С. 36), доказател ство и доказатель ство (С. 10, 15); "Книга Устав Морскои" (Спб., 1720): карабел ное и карабель нои (С. 52). Написания с ерем свидетельствуют о попытке передать мягкость, о том, что необходимость этого чувствуется пишущими и наборщиками, однако регулярного обозначения мягкости, как уже сказано, нет примерно до 1730 г.

Возможно, этому мешает то, что в это же самое время идет складывание функций разделительных знаков у Ъ и Ь. Мы наблюдаем в памятниках этого периода очень неупорядоченное употребление их в этой функции. В одних и тех же словах в одном тексте употребляется то Ь, то Ъ, см.: "Ратного строя учение и хитрость": обЪ Авлю (Л. 10 об.) и обь Авлю (Л. 8),wбь АденiА (Л. 16 об.) и wбЪ АдалсА (Л. 17); "Книга Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с россииского на голландскии язык" (Спб., 1717): сь Ьсноi (С. 165) и сЪ Ьст/нои (С. 175); "Комментарии" (Спб., 1728): изЪ яснiли и изь ясненiи (С. 1), изь явлена (С. 16) и изЪ являетЪ (С. 15), обь явилЪ (С. 51) и обЪ явили (С. 49). Создается впечатление, что главное здесь - поставить какой-либо знак, а какой именно - не слишком важно: главное - разделить. Однако если употребление ера в этой функции ничему не мешает (т.к. твердость звуков в середине слов все равно никак не обозначается), то употребление еря в функции разделительного знака мешает становлению его как знака мягкости. С одной стороны, Ь уже утвердился как знак мягкости на конце слов (в сильной позиции) и поэтому он является главным претендентом на роль символа мягкости; с другой стороны, Ь то и дело употребляется в функции разделительного. Согласный перед /j/ чаще всего тоже мягкий (ассимилятивно мягкий), поэтому Ь в этой позиции вроде бы закономерен. В то же время главная его роль здесь - роль "разделителя", т.е. знака йотового чтения гласной буквы.

С этой целью Ь и Ъ очень часто встречаются на стыке приставки и корня (и обычно только здесь употребляются оба эти знака), этим объясняется и гиперкорректное употребление разделительных знаков - перед буквами У, О, см.: в книге "О способах творящих водохождение рек свободное" (М., 1713): безЪ опа/сенЪ (С. 58), предЪ усмотреные (С. 71); в "Книге Устав Морскои" (Спб., 1720): предЪ уготовятЪ (С. 6); в "Книге Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с российского на голландский язык" (Спб., 1717): безЪ упокоiство (С. 7, 3 раза), полЪ осмiны (С. 112), предЪ увЬщанiе (С. 170); "Комментарии" (Спб., 1728): изЪ ученiя (С. 24), предЪ ускорилЪ (С. 34); "Регламент" (М., 1731): возЪ обновляли (С. 14); "Описание" (Спб., 1733): предЪ увидЬлЪ (С. 4). Это подтверждает, что главная задача здесь - обозначить /j/ перед гласными, часто просто отделить согласный от гласного, одну морфему от другой.

В текстах XVII - начала XVIII в. мы почти не встречаем случаев отсутствия знака "разделительности" (исключение составляют некоторые иноязычные слова типа "педесталЪ", освоение которых русским языком еще не закончено), зато встречаем множество случаев отсутствия показателя мягкости. Тексты показывают, как долго формировался принцип передачи "разделительности", который существует сейчас. И Ь, и Ъ встречаются после приставок (сейчас только Ъ). Ъ оправдан в большинстве случаев этимологически (и поддерживается использованием в омонимичных предлогах), а Ь передает мягкость согласного приставки, т.е. оба знака здесь закономерны. Но поскольку какая-то упорядоченность в употреблении знаков все же необходима,

между ними идет борьба, что и отражается в текстах. В одних текстах на первый план выходит Ъ, т.е. употребляется преимущественно: "Новеишее основание и практика артилерии Ернеста брауна капитана артилерии во Гданске 1682 года" (М., 1710) - 78 %, "О способах творящих водохождение рек свободное" (М., 1713) - 62 %, "Книга Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с российского на голландский язык" (Спб., 1717) - 89 %, "Рассуждение какие законные причины Его величество Петр Великий император и самодержец всероссийский... к начатию войны против Короля Карола 12, Шведского 1700 году имел" (Спб., 1722) - 71 %, "Комментарии" (Спб., 1728) - 79 %. В других в тех же позициях преимущественно употребляется Ь: "Ратного строя учение и хитрость" (М., 1649) - 73 %, "Книга Устав Морской" (Спб., 1720) - 70 %, "Копии Его царского величества Указов состоявшихся в 1719 и в 1720 Годех" (Спб., 1726) - 95 %. Однако все это мешает складывающемуся обозначению мягкости срединных согласных. Если пишущий пытается употреблять Ь и в том и в другом случае, такая двойственность, по-видимому, останавливает его. Ь в середине слов для него - это прежде всего знак "разделительности", поэтому он чаще всего "из двух зол выбирает меньшее" - не обозначает мягкость. Таким образом, неупорядоченность использования Ь и Ъ в функции разделительных знаков является тормозом для окончательного укрепления Ь в функции знака мягкости в середине слов. Лишь позднее, когда Ъ вытеснил Ь в положении после приставок и закрепился здесь в функции разделительного знака, Ь получил возможность использоваться преимущественно как знак мягкости в середине слов. Функцию разделительного он стал выполнять только в положении не после приставок, где раньше употреблялись I и Ь и при этом I преобладал, поскольку поддерживался этимологией, а во многих случаях и произношением. Затем произношение без /I/ и написание с Ь закрепилось в большинстве слов русского языка, а произношение с /I/ и написание И осталось преимущественно в абстрактных существительных.

Верность наших предположений, как кажется, должна подтверждаться следующим. Время закрепления Ъ после приставок должно примерно совпадать со временем закрепления Ь в функции знака мягкости в середине слов или чуть-чуть опережать его. Проследим это на примере исследуемых нами текстов (см. табл. 2).

Приведенная таблица показывает, что отношения между процентом употребления разделительного Ъ после приставок и процентом Ь как знака мягкости в середине слов прямо пропорциональны: чем больше первая величина, тем больше вторая. Это подтверждает связь формирования этих двух важнейших функций Ь.

Итак, наблюдения над изданиями конца 20 - начала 30-х г. XVIII века двух крупных типографий Москвы и Санкт-Петербурга показали, что в середине слов ерь утвердился в функции мягкого знака около этого времени. В типографии при Сенате г.Москвы это произошло немного раньше - в конце 20-х годов XVIII века. В типографии при Императорской Академии Наук г.Санкт- Петербурга Ь в указанной функции стали употреблять примерно с 1732 г. Неупорядоченность употребления Ь и Ъ в функции разделительных знаков на протяжении длительного времени мешала распространению у Ь функции знака мягкости на срединные согласные. Вместе с закреплением за Ъ функции разделительного знака в положении после приставок происходит и закрепление за Ь функции знака мягкости неассимилятивно мягких согласных в положении перед согласными.

2. Функции разделительного мягкого знака

Функции мягкого знака:

Разделительная,

Функция обозначения самостоятельной мягкости парных согласных,

Грамматическая функция.

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : (бульон, компаньон ).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ – ночь, учится – учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.

3. Правила употребления мягкого знака

Выбор неразделительного ь зависит от наличия мягких согласных, шипящих на конце слова, от положения мягких согласных перед некоторыми согласными (м, б, г, к).

Мягкий знак после нешипящих соглас-аых пи­шется: 1) на конце слов для обозначения мягкости согласных;

2) в стечении согласных после л, перед м, б, г, к; 3) у возврат­ных глаголов в неопределённой форме; 4) в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский).

Мягкий знак не пишется: 1) в стечении согласных чн , чк, чт, чш, нч, нщ, рч, рщ; 2) в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова.

Конь [н"]. Пять [т"]. Скользить. Письмо. Возьму. Кончить (в сочет. нч ). Июньский (от назв. месяца). Январский (от назв. месяца; исключ.). Восемьдесят.

Если глагол на -тся, -тъся отвечает на вопросы настоящего или будущего времени, то перед -ся мягкий знак не пишется. Если глагол отвечает на вопросы неопределён­ной формы, то мягкий знак пишется.

Купается (что делает? - наст. вр.). Купаться (что делать? - неопр. ф.).

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: 1) у существительных 3-го скло­нения; 2) у глаголов во всех формах; 3) у наречий на ш и ч и в одном слове на ж (настежь).

Пустошь (сущ. 3-го скл.). Режешь (глаг.). Стеречь (глаг.).Спрячь (глаг.). Навзничь (нареч. на ч). Настежъ (наречие -на ж - искл.).

Мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется:

1) у существительных не 3-го склонения; 2) у кратких прилага­тельных; 3) у наречий на ж (кроме настежь).

Рощ (сущ. не 3-го скл.). Плющ (сущ. не 3-го скл.). Горяч (кр. прилаг.).

В именительном и винительном падежах числи­тельных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак.

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Ь (буква) (ерь) в славянском алфавите означает краткий гласный, соответствует общеиндоевропейской й, исчезает в конце слова в русском языке уже с Х1 в., а в средине переходит в е, позже, усваивая все свойство последнего, переходит в ё перед твердой согласной: лён.

В современном языке ь обозначает легкое произношение конечной согласной слова. В славянском счислении не имела значения.

Мягкий знак выполняет следующие функции:

1) обозначает мягкость согласных;

2) обозначает грамматические формы слова (после шипящих).

В данной работе приведен материал по современным правилам употребления мягкого знака.

Список использованной литературы

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: справочные материалы: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 1987.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М.:Высш. школа, 1993.

3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996.

4. Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Учен. зап. Ин-та славяноведения. Т. 13. М., 1956. С. 150

5. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы: Орфография и пунктуация / В.Н.Светлышева, В.Л.Лещенко, Т.М.Воителева и др.; Под ред. В.Н.Светлышевой. - М: Просвещение; Учеб. лит., 1997.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. - М.: Дрофа, 1997.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997


Большая российская энциклопедия – М.: 2001

Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Учен. зап. Ин-та славяноведения. Т. 13. М., 1956. С. 150



>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.