» » Устное собеседование по русскому языку. Спонтанный русский Устное собеседование по русскому языку год

Устное собеседование по русскому языку. Спонтанный русский Устное собеседование по русскому языку год

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 21 регионе РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное, и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.

Проект демонстрационного варианта итогового собеседования по русскому языку опубликован на сайте ФИПИ в разделе

Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.

В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.

Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.

Литература

  1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Настоящий Регламент включает Порядок действий при подготовке и проведении итогового собеседования (документ.doc 2,12 МБ).

Подготовка к итоговому собеседованию

Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ.doc 14,9 КБ).

Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).

Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).

Добрый день. Пишу свои впечатления. Собеседовала 16 детей. Детей видела впервые. У меня опыт экзаменатора-собеседника на экзаменах по иностранному языку 5 лет, знакома с ньюансами проведения такого "экзамена". Детей у нас в школе никто не стращал, не запугивал. Была ли предварительная подготовка у ребят? Наверно да. Впечатление противоречивые. Экзамен такой нужен? Я отвечаю "ДА". Ребята не умеют читать вслух, не видят "партитуру текста" (смысловые отрезки, паузы, интонацию). При пересказе не выделяют главное, хотя можно было в процессе подготовки к пересказу делать записи, выделять микротемы, не видят задание для пересказа "необходимо включить цитату в пересказ". Тексты были простые,а не сложные для пересказа. Один вариант был о генерале Николае Раевском, второй о художнике Викторе Васнецове. Время я жестко не ограничивала, ребенок мог начинать свой пересказ не через две, а через 3 минуты. При устном диалоге, чаще выбирали описание фотографии. Это либо фото дня рождения, либо спортивные состязания. Но при описании приходилось задавать наводящие вопросы. У многих очень бедный словарный запас. Но все ребята получили "зачет". Критерии выставления баллов я не смотрела, в классе был учитель русского языка. Она заполняла все бумаги. Поможет ли "натаскивание перед таким экзаменом"? Нет. Это очень долгий процесс именно образования и развития речи ребенка. Обвинять во всем школу, что не научила несправедливо. Сужу по своему предмету. На уроке я объяснила, показала, дома нужно тренироваться. Чаще всего этого ребенок дома и не делает. Родителям я очень часто привожу сравнение со спортивной школой. Тренер показывает, ребенок тренируется. Если есть упорство, настойчивость, РЕГУЛЯРНОСТЬ - результат будет. А списывание с ГДЗ и "училка сама дура" ведет к неудачам. Школа уже не справляется с этой нагрузкой, за 45 минут 32 человека не выслушаешь, а только 3-4. Ученик и рад этому, меня не спросили. Умению общаться нужно учить и учиться не только в школе, но и дома. Читать художественную литературу вслух, обсуждать вместе с ребенком прочитанное. У меня родители с образованием 7 классов смогли привить любовь к чтению, мы часто читали по ролям вслух. Любимым произведением был "Конёк-горбунок" Ершова. Родители работали на заводе, смены у них чередовались, я часто вечером сидела одна и читала куклам вслух. Собственную дочь пришлось заставлять читать, она и сейчас этого не любит делать. Но технику быстрого и выразительного чтения, умение пересказать я смогла ей вдолбить. Через силу. Это было через слезы, не хочу, отключение компьютера. Понимание моего "террора" к дочери пришло позже. Поэтому, бояться экзамена не стоит. Проводился экзамен без пафоса и официоза, микрофона никто не боялся. Дети на него просто не обращали внимания. У меня на столе лежали наушники от компьютера. Я просила только ребят отвечать громко. Для ребят с нарушением речи есть послабления, время у них на подготовку и ответ больше, около 30 минут. Если есть вопросы, готова ответить. Но только по процедуре, не по оцениванию.
В понедельник новые ребята. Для учителя процедура изматывающая , без перерыва 16 человек (это 4.5 часа), а потом свои уроки во вторую смену.

МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы Ø Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ выпускники 9 классов будут сдавать в своих школах. Оценка по системе «зачет» / «незачет» . Ø На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника. Ø Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, - 19. Ø Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов. Ø Согласно приказу Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования» оценочные процедуры в 9 -х классах в форме итогового собеседования по русскому языку пройдут с 14 по 16 февраля 2018 года.

Спонтанная (неподготовленная) речь Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г. М. ]. Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В. Д. ]. Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.

Инструкция по выполнению заданий Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута. Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Коммуникативные задачи Задание 1 Чтение текста вслух Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками. Задание 2 Сохранить все основные микротемы исходного Пересказ прочитанного текста и уместно, логично включить в него во текста с привлечением время пересказа приведённое высказывание. дополнительной информации Задание 3 Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы ü Описать фотографию, раскрыв тему в полном объёме; ü рассказать о своём личном жизненном опыте, раскрыв тему в полном объёме; üдать полный ответ на поставленный проблемный вопрос, аргументировав свою точку зрения; дать полные ответы на вопросы плана. Задание 4 Дать полные ответы на поставленные Участие в диалоге с вопросы, изложить мысли логично, экзаменатором-собеседником последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря.

Особенности задания 1 (чтение текста вслух) § § § § Будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихзся людях России; текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста; объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов; контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов; проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины; текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять. На подготовку к заданию отводится 2 минуты. При подготовке экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи (подчёркивать трудные слова и выражения) в КИМ.

Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого знает весь мир, - академика Николая Миха йловича Амо сова, чья жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Знаменитый на весь мир врач-кардио лог, академик, Николай Михайлович Амо сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы. Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок» , который получил широкую известность. В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо сов. Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца. (174 слова)

Работаем с заданиями 1 и 2 КИМов Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно! Последовательность подготовки к чтению: подчеркнуть слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, динные и незнакомые слова; правильно употребить числительные; Последовательность подготовки к пересказу: прочитать текст и сформулировать его основную мысль; пронумеровать количество абзацев; выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием; пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части Задание 1. Чтение текста вслух Критерии оценивания чтения вслух ИЧ ТЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. Максимальное количество баллов за всё задание Баллы 1 0 2

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста! Медленный темп чтения, монотонная интонация; неправильное прочтение окончания зависимого слова; искажение слов; замена слов по смыслу; неправильная постановка ударения; неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже. замена целых слов по оптическому сходству. Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т. п.

Задание 2. Пересказ текста В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, - получите инвалида, разучившегося ходить» . Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент. Подумайте, где лучше использовать слова Н. М. Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Особенности пересказа Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. ü Объём задания для чтения на экзамене составляет 170 -180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. ü При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. ü Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст. ü Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. ü Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание. ü Время на подготовку составляет 1 минуту. ü Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания № П 1 П 2 П 3 П 4 Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Сохранение при пересказе микротем текста Баллы Все основные микротемы исходного текста сохранены Упущена или добавлена одна и более микротем. Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. Допущены фактические ошибки (одна и более) Работа с высказыванием 1 0 Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа. Способы цитирования Ошибок нет Допущены ошибки при цитировании (одна и больше) 1 Максимальное количество баллов за всё задание 1 0 0 1 0 4

Способы цитирования Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, - получите инвалида, разучившегося ходить» . Предложения с косвенной речью Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида. Предложения с вводными словами По словам Амосова, регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.

Формулируем основные мысли абзацев 1. Кардиохирург Н. М. Амосов призывал вести здоровый образ жизни. 2. 40 лет: «режим ограничений и нагрузок» . 3. В 79 лет Амосов увеличил ежедневные физические нагрузки в три раза. 4. 89 лет: активная жизнь замедляет старение и побеждает порок сердца. + высказывание: Чтобы жить долго и быть здоровым, нужно больше двигаться, максимально использовать резервы, данные человеку природой.

Смысловые отношения между предложениями в тексте Причинно-следственные и условно-следственные отношения Сопоставление и противопоставление частей информации Временная соотнесенность частей информации Иллюстрация, пояснения к предыдущей информации Дополнение и уточнение предыдущей информации Ссылка на предыдущую или последующую информацию Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

Смысловые отношения между предложениями 1. Причинно-следственные и условно-следственные 2. Сопоставление и противопоставление частей информации 3. Временная соотнесенность частей информации Поэтому, в результате, следовательно, значит, вследствие этого, благодаря этому, в связи с этим, при этом условии, в таком случае Так (же), таким (же) образом, тогда как, в то время как, с одной стороны, но, однако, зато Вначале, сначала, прежде всего, в то же время, наряду с, впоследствии, в заключение, далее

Смысловые отношения между предложениями 4. Дополнение и уточнение данной информации Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, более того, между прочим, в частности 5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения Например, так, именно, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря 6. Порядок перечисления Во-первых, затем, далее, наконец

Смысловые отношения между предложениями 7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно и т. п. 8. Ссылка на предыдущую или последующую информацию Как было сказано, как говорилось, как видно, в соответствии с этим, в отличие от этого, согласно этому, как увидим дальше и т. п.

Определяем место высказывания Знаменитый на весь мир врач-кардио лог, академик, Николай Михайлович Амо сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы. Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок» , который получил широкую известность. В 79 лет Амосов, невзирая на свое больное сердце, ежедневно выполнял свои 1000 движений, бегал два километра трусцо й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо сов. Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца. В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, - получите инвалида, разучившегося ходить» .

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р 1) Г О Р Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет Допущена грамматическая ошибка (одна и более) Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением) Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок. Допущены речевые ошибки (две и более) И Искажения слов Искажений слов нет Допущены искажения слов (одна и более) Максимальное количество баллов Баллы 1 0 1 0 4

Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки» На стене - смотрите! - новый стиль графф. Ити! За труд не нужно забывать учителей премиров. Ать. Из Парижа привези нам на окна жалюз. И, И оттуда ж т. Орты отправь в аэроп. Орты! Объявление: «По сред. Ам я пою для милых дам» . Долго я ждал. А гостей и приятных новост. Ей. Исинбаевой взят. А была и эта высота. Нам сегодня три ключа от дома нового вруч. Ат! Всем известны с детства от капризов ср. Едства. Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отд. Ав! Положи-ка в свой портф. Ель свежесрезанный щав. Ель. Чтоб в футбол играть нач. Ать, нужно мячик накачать. Тот свои знания углуб. Ит, кто уроки повтор. Ит. Как все дружно замолчат - сразу музыку включ. Ат! Всем раздали фанты - розовые б. Анты. Помни: тот счастливее, кто душой крас. Ивее! Подарила дочке длинную цеп. Очку. Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, моза. Ичный! Сегодня горько плачем мы: урок пропущен зн. Ачимый! По поведению видно, что вам сейчас зав. Идно. Аладдин был в ступоре: джинна он отк. Упори. Л! Возле речки - ива, а под ней - крап. Ива. Облюбован мухами старый столик к. Ухонный.

Особенности задания 3 (монолог) ü Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств. ü Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков. ü Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию. ü На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога, сделать пометы или записи на листке для подготовки. ü Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз. ü Учащийся должен учитывать речевую ситуацию. ü Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: Тема 1. Игры детства (на основе описания фотографии). Тема 2. Спортивное соревнование, которое мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта). Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу) Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Монолог Тема 1. Игры детства Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, Ø когда происходят события; Ø чему ребята решили посвятить своё время; Ø кто принимает участие в затее; Ø опишите присутствующих их действия и настроение.

Подсказки к заданию Когда происходят события? Чему ребята решили посвятить своё время? Ввод в ситуацию, участников которой следует описать. Кто принимает участие в затее? Следуют назвать изображённых на фотографии, т. к. их описания здесь на требуется. Опишите присутствующих, их действия и настроение Что делают и зачем они это делают? Описание детей не должно быть статичным: они именно что-то делают, поэтому описание должно быть динамичным: надо называть их действия и соотносить это с настроением всех участников затеи. Почему здесь собрались все присутствующие? (Что заставило ребят собраться вместе?)

Повествование Тема 2. Спортивное соревнование. Расскажите о том, как Вы участвовали в спортивных соревнованиях. Не забудьте рассказать, когда и где состоялось это соревнование, по какому виду спорта; каким было это соревнование - командным или на личное первенство, кто был Вашим соперником; как проходило соревнование; почему Вам запомнилось это спортивное соревнование и что бы Вы порекомендовали своим сверстникам, которым предстоят подобные состязания.

Алгоритм работы с повествованием Трехчастная логическая структура повествования: сначала делали… потом мы…, в конце…. (Фабула повествования – его основная информация, фабула с подробностями – это сюжет. Ответ на 4 -й вопрос – это оценочный вывод, сделанный экзаменуемым)

Рассуждение Тема 3. Нужна ли человеку мечта? Не забудьте дать ответы на вопросы. Что даёт человеку мечта и как влияет на его характер и самооценку? В каком случае мечта может остаться нереализованной? Как развить способность мечтать и научиться воплощать желаемое в жизнь? Как влияют мечты на развитие человечества?

Задание 3. Монологическое высказывание Критерии оценивания монологического высказывания (М). Выполнение коммуникативной задачи М 1 Ученик справился с коммуникативной задачей. 1 Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. Испытуемый предпринял попытку справиться с 0 коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привел менее 10 фраз по теме высказывания. М 2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации. Условия речевой ситуации не учтены. М 3 1 0 Речевое оформление монологического высказывания (МР) Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более). Максимальное количество баллов 1 0 3

Обратите внимание! Смысловая цельность – это соблюдение в монологе одной и той же темы. Речевая связность – это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная). Последовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними. Соблюдая эти законы построения монолога, можно избежать логических ошибок.

Особенности задания 4 (диалог) ü По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме; ü вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. ü Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. ü В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. ü Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю» , «У меня нет никаких интересов» , «Мне нечего рассказать» и т. п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. ü Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы; ü должна учиттываться речевая ситуация; ü речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Д 1 Критерии оценивания диалога (Д). Учащийся справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге. Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы. Д 2 1 0 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации Условия речевой ситуации не учтены Максимальное количество баллов 2 1 0 2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р 2) Г О Р РО Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет Допущена грамматическая ошибка (одна и более) Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок Допущены орфоэпические ошибки (три и более) Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. Допущены речевые ошибки (четыре и более) Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/ или используются однотипные синтаксические конструкции. Максимальное количество баллов Баллы 1 0 1 0 4

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19. Экзаменуемый получает зачёт в том случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ – ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Темы, актуальные для говорящего в сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и его личная жизнь, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения) Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство) Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека); Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)

Базовые умения работы с текстом в 5 классе 1. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. 2. Адекватно понимать содержание прочитанных учебнонаучных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение): устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. 3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Рекомендуемый объём текста для устного пересказа - 100 – 110 слов. Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, - 200– 250 слов.

Монолог. 6 -й класс 1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолограссуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением. 2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. 3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка. 4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета. Рекомендуемый объём монологического высказывания - не менее 60 слов.

7 класс. Ведение диалога 1. Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы. 2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии). 3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики - стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику). Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации); не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически чёткого представления о функционально-смысловой типологии речи, без умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико -семантическими, структурными, лексикограмматическими характеристиками того или иного ФСТР. Т. Б. Трошева Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.

Признаки функционально-смысловых типов речи Функция Значение (поэтому функциональный тип речи) (отсюда - смысловой тип речи); описание тексты, тексты - в которых мысли отражается человека реальная о реальной действительность действительности структура и языковые средства повествование предполагают соотношение с миром предметов рассуждение предполагают соотношение с миром суждений

Структура и языковые средства Типы речи Описание Повествование (рассказ о событиях) Рассуждение Морфологические средства Примеры Прилагательные, существительные, глаголы в форме несовершенного вида (часто в прошедшем времени) и наречия. «Эти формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» А. . Горшков Аннушка работала больничным клоуном. Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу, развлекала тяжело больных детей, играла с ними, разучивала смешные стихи, пела песни, придумывала затеи, и детишки. . . с нетерпением ждали свою Нюшу. 1) Глагольные формы прошедшего времени совершенного вида. 2) Глаголы начинательного способа действия (начали, стали. . .). 3) Видовые формы глаголов со значением движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. . . Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи» . Обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно. Слово – дело великое… Словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Будьте внимательны к слову!

Целеустановка экзаменуемого изобразить мир одномоментно, перечислив характерные признаки описание отразить мир в динамике повествование предъявить информацию и аргументировать её рассуждение Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей. Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение). Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. Профессор Нечаева О. А.

Тип речи Описание Основная задача выпускника, использующего этот тип речи Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния (перечень постоянных или временных предметов) Повествование 1 234 5 Рассуждение Сообщить о последовательности действий или событий. (Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец) Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события (Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события.) Основные вопросы, характерные для данного типа речи Каков предмет? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходит потом? Почему? В чём причина данного явления? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Схемы функционально - смысловых типов речи Описание Повествование Рассуждение ПРЕДМЕТ Признак 1 + признак 2 + признак 3. . . Я Событие 1 + событие 2 + событие 3 … Тезис аргумент 1+ аргумент 2 + аргумент 3 вывод

ОПИСАНИЕ Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно. Изображается мир в статике (к тексту можно задать вопрос каков объект?) Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления. Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Структура описания: общее представление о предмете; перечень отличительных признаков предмета; авторская оценка, вывод, заключение. Функции описания - создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, перечислением их.

Описание Лингвостилистические особенности описания Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Они между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Каждое предложение относительно самостоятельно. В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен синтаксический параллелизм. В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени.

Композиционная модель этого типа речи: объект описания - его признаки - общая картина, образ. Отправная точка - сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, В текстах-описаниях признаки предмета - это та новая информация, ради которой создается высказывание. Новое 1 Новое 6 Новое 2 Новое 3 Предмет (явление) Новое 5 Новое 4

Задание 3. Монолог Тема 1. Игры детства Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, Ø когда происходят события; Ø чему ребята решили посвятить своё время; Ø кто принимает участие в затее; опишите присутствующих и их настроение; Ø какие чувства и эмоции вызывает изображённое на фотографии.

Описание. Смысловая модель «целое – части» . 1. Когда происходит события? (пейзаж на заднем фоне: погода; цветовая палитра) 5. Чувства и эмоции, вызванные изображённым на фотографии. (воспоминания, связанные со своим детством: радость, ощущение ежедневных открытий и чудес и т. п) Детство Кто принимает участие в затее? Настроение? (возраст детей, выражения лиц, одежда, позы) Чему ребята решили посвятить своё время? (карта, детали снаряжения)

Статические и динамические описания Описания можно разделить на статические, изображающие предметы в состоянии покоя, и динамические, показывающие предметы, явления природы в движении. В первых речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные; во вторых на первый план выдвигаются глаголы, которые отражают движение, рисуют динамическую картину.

Обратите внимание! Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает школьникам определить тип текста. Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.

Динамическое описание Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада. Таков был обычный приход Субоча. (К. Паустовский) Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий, характеризующих его поведение, и указание на реакцию окружающих. Однако употребленные здесь автором глаголы указывают на одновременность происходящего. «Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости» В. В. Виноградов

Фотография – это своеобразный закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.

Рассматриваем фотографию Какой момент изображен на фотографии? Где, по-вашему, сделана эта фотография? Почему была сделана такая фотография? Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь? Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются? О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии? Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных? Как вы считаете, удачным ли получился снимок?

Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии) Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию. Составьте предложения на предложенную тему. Назовите признаки предметов, изображённых на фотографии (цвет, форма, размер). Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние. Составьте описание фотографии по опорным словам.

Пополняем словарный запас 1. Выберите глаголы, которые Вы считаете наиболее уместными для передачи действий фотографа: увидеть, наблюдать, выбирать, снять, изобразить, заснять, запечатлеть, сфотать, сфоткать, щёлкнуть, сделать снимок. 2. Подберите определения, которые помогут Вам охарактеризовать позу (-ы) запечатлённого (-ых) на снимке. 3. Обратите внимание на детали, которые помогут Вам ответить на вопросы. 4. Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.

В устном монологе момент «поддержанности» речи ослабляется; здесь речь представляет собой не просто ответ на поставленный вопрос, а развернутое изложение мыслей по плану, где говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Следовательно, важнейшей особенностью монологической речи является ее программированность. Л. В. Щерба

Создание и интерпретация текстов на основе лексического поля фотографии Опора для создания текста: тематически обусловленные ключевые слова, отражающие содержание, композицию, авторское отношение к изображаемому Важно а) пробудить воображение школьников; б) учить использовать в создании текста языковые средства образности; в) ориентировать их на выражение собственного отношения к объектам, изображённым на фото.

Словарно-стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие а) содержание картины, её композиционный строй: яркая по накалу эмоций сцена спортивной борьбы, даны крупным планом, атакующий удар, занимает всё пространство фотографии, своеобразный приём как бы остановленного мгновения, на фоне буйной южной природы, противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники; специальная площадка, разделённая атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь; сеткой, дух соперничества и дружбы и т. п. Подберите синонимы к словам, включая эмоционально-оценочные: бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий; б) состояние спортсменов: битва – сражение, схватка, столкновение; физически сильные люди, крепкое слава – известность, популярность, знаменитость, признание; телосложение, напряжённые позы, защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать; С помощью каких слов и словосочетаний сильные руки, высокие прыжки, напряжённость – драматичность, острота, накал; вы можете выразить своё отношение стремление направить мяч на сторону победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т. п. к изображаемому? соперника и т. д. Серьезная физическая подготовка, умение работать в команде, развитие реакции, укрепление здоровья, умение не сдаваться, стремление идти к своей мечте через все преграды, доверие товарищам и т. п. в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии: Залитая ярким солнцем площадка, голубое небо, лёгкие белые облака, все оттенки изумрудного и бежевого цвета, яркокрасные и тёмно-синие костюмы игроков и т. д.

Монологическое высказывание. Беседа по монологу Задание 2. Вам даётся 1. 5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут. фотографию. 1. Опишите фотографию. 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего.

Каким бывает? историческим археологическим этнографическим зоологическим ботаническим художественным театральным музыкальным литературным политехническим сельскохозяйственным. краеведческим мемориальным изобразительных искусств истории чего-л. музеем-заповедником музеем-квартирой музеем-усадьбой космонавтики и т. п. городским школьным виртуальным небольшим частным знаменитым великолепным и т. д. Музей Что есть в нём? залы экспозиционные выставочные демонстрационные павильоны (выставочные) фонды реставрационные мастерские хранилища экспонаты коллекции картины произведения живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства уникальные редкие ценные оригиналы (подлинники) копии Кто работает? экскурсоводы реставраторы хранители исследователи учёные Что можно с ним сделать? Что может музей? открыть создать посетить осмотреть побывать вместить пополниться обогатиться выставить купить предложить пропагандировать исследовать воссоздать

Интересный концерт Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая… - Мы с мамой были на концерте! - закричала она прямо с порога. - Ой, до чего концерт был интересный - ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке - ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола. . . 1. Если люди делятся впечатлениями от спектакля (кино, Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый - ужас! Весь беленький, концерта), то о чём, как правило, рассказывают, на что перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная обращают внимание в первую очередь? - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы 2. Сумела ли героиня рассказа объяснить подруге, почему концерт по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр - ужас! был «очень интересным» ? А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А 3. По каким, на Ваш взгляд, критериям, Люська должна была там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный. оценивать концерт? На какие детали ей необходимо было А потом на сцену вышла очень красивая тётенька. . Ну, у неё платье было так себе, мне не обратить внимание? понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, 4. Можно ли по рассказу девочки определить круг её интересов? потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела! Обоснуйте своё мнение. Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и 5. Какие слова и детали в монологе героини Вам кажется начала кланяться. совершенно неуместными? Почему? А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий! Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело. . . Очень интересный был концерт! (По Пивоваровой И.)

Прочитайте фрагмент юмористического рассказа А. П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N. » , написанного от лица героини. Какие ошибки в её работе Вы можете отметить? Как я провела каникулы? Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе. . . Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики (похищено из «Затишья» Тургенева). Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа всё лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама всё ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец.

Варианты ответов Отсутствие абзацного членения; ошибки в построении предложений с однородными членами предложения: «… поехала с мамой, мебелью и братом …» , «…. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали» ; неуместное употребление слов: «Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова» ; склонение несклоняемого существительного: Дюму; нарушение управления в словосочетаниях "глагол + зависимое слово": «. . . топор еще не коснулся до их стройных стволов» нарушение логики повествования: «Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. » лексические ошибки: «Я ужасно люблю природу» ; пунктуационные: вопросительный знак после заголовка (Как я провела каникулы?); отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения (Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба); смешение средств с контрастной стилистической окраской в пределах узкого контекста (ср. книжное восходило и разговорное ужасно (люблю)); логические: (. . . облака носились немножко ниже неба); неуместны пространное описание природы, «похищенное» у Тургенева, информация о том, что «папа все лето был озабочен» ; . констатация очевидного факта (Солнце то восходило, то заходило) и т. д

Повествование Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друга во времени. Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1 -2 -34…) Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др. , обозначающие время и место события. Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий. Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т. п. , обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др. , обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т. п. , заключающие текст.

«Пришел, увидел, победил» - так прокомментировал 2 апреля 47 г. Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком. q Докажите, что этот знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом, - самое краткое повествование в мировой литературе. q Что является главным языковым средством, организующим это повествование? ü Предложение не описывает действия, а повествует о них. ü Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось. ü Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.

Повествовательный текст 1. Коммуникативная цель – информировать о событии или действиях героя. 2. Основной вопрос к тексту: «Что произошло с героем (со мной)? » 3. Основная мысль – ответ на основной вопрос («С героем (со мной) произошло следующее. . . » 4. План построения повествования: ü сообщение о действующем лице; ü указание на место и время событий; ü рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени; ü указание на итог действий, завершение повествования. ü вывод. 5. В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, както зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т. п.) 6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия. 7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.

Отличие повествования от описания Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе. Какова коммуникативная цель автора? (Охарактеризовать явление, сообщить о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о событиях и действиях во времени). Какие изображены признаки или действия – одномоментные или сменяющиеся, последовательные? «Новое» в тексте – это свойства или действия предметов?

Отличие повествования от описания Описание Повествование Нет динамики; действия или Повествование динамично, признаки в описании действия постоянные, последовательны. одновременные, не изменяющиеся во времени. Можно изменить порядок Последовательность перечисления действий или действий в признаков, поменяв повествовании изменить местами фрагменты невозможно. текста. «Новое» в описании – это «Новое» в повествовании – свойства предмета. это действия предмета.

Схема повествовательного текста Что произошло со мной? В каком порядке события сменяли друга? 1 – ое: однажды, сначала Я 2 -ое: вдруг, потом 3 -ье: а в это время, затем, тогда 4 -ое: в конце концов Действие развивается во времени

Экскурсия Какая? Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная, необыкновенная, прекрасная, фантастическая, трёхдневная, замечательная, великолепная, удивительная, незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная непродолжительная и т. п. Какие действия могут быть связаны с этим словом? Город, улицы, проспекты, набережные, бульвары, достопримечательности, скульптуры, памятники, монументы, обелиски, памятные места, исторические места, мемориалы, мемориальный комплекс (доска), музеи, парки, скверы, библиотеки, театры, кинотеатры, консерватории, цирк и т. д. осмотреть, посетить, Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти, подойти, начаться, проводить, последовать, продолжиться, восхититься, поинтересоваться, последовать, познакомиться, заинтересоваться, спросить, понравиться, оказаться, продолжиться, поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти, расспросить, увенчаться, случиться, увлечься, выслушать, обогатиться, привлечь внимание, состояться, убедить, войти, продлиться, превратиться, подходить, оказаться, называться, закончиться, завершиться.

Рассказ из глаголов Очнулась. Взглянула. Обомлела - проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся. Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться… Позвала. Молчит. Заглянула - накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул. Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась. Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит! Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло! Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать. Встали, собрались, пошли. Подошли, познакомились, отправились. Началась! Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились! Прошли, увидели, замерли… Спросили, показали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось! Продолжилась, вошли, поразились, залюбовались, выслушали. Не поверили, удостоверились. Оживились, обсудили. Завершилась, поблагодарили, распрощались.

Рассуждение. Обратите внимание! Тезис рассуждения следует формулировать как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.

Рассуждаем вместе Эстонский язык очень оригинален. Многие слова начинаются с буквы «ы» . А количество падежей и вовсе исчисляется четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего. 1. Определите основную мысль текста. 2. Докажите, что между основной мыслью и доводами существуют причинные связи. 3. Сколько доводов использовано в данном случае? 4. Почему, на ваш взгляд, использование нескольких доводов для раскрытия основной мысли делает текст более убедительным? Тезис Почему это так? так как. . . Довод 1 Довод 2 Следовательно, Вывод Довод 3

Варианты заданий Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. Нужно заниматься самообразованием. 1. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель. 2. Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. 3. Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний. 4. Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию. 5. Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне. 6. Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия. 7. Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.

Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами к тезису. Нужно следовать моде. 1) Модно одетый человек чувствует себя уверенно в любом обществе. 2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры. 3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам. 4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным. 5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.

Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Следить за модой смешно, а не следить - глупо. Б. Шоу 1. Развить чувство стиля возможно. 2. Всё хорошо в меру. 3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей. 4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.

Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. У школьной формы есть свои достоинства. Вариант ответа: (Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. (Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива. (Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми. Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.

Тема 3. Интернет – это благо или зло? (рассуждение по поставленному вопросу) В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Каковы функции Интернета? Как Вы понимаете выражение «Интернет – Всемирная Паутина» ? Что, на Ваш взгляд, делает интернет благом? (Когда он превращается в зло?)

Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. Для каких целей Вы используете Интернет? Сколько времени Вы проводите в Интернете? Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть, Глобальная сеть или Всемирная Паутина.

Плюсы Интернета Интернет – бесценное хранилище информации и человеческого опыта. Интернет – самый быстрый источник получения информации. Интернет даёт возможность общения с друзьями и близкими по всему миру. Интернет - современный практичный инструмент самообразования и обучения. Интернет даёт возможность личностного развития. В Интернете можно зарабатывать.

Плюсы Интернета Интернет – возможность путешествовать по всему миру. Интернет позволяет знакомиться, находить друзей по увлечениям. Интернет даёт возможность приобрести необходимый товар, не выходя из дома. Интернет расширяет кругозор (виртуальные музеи, спектакли, кинофильмы и т. п.) Интернет – возможность провести свой досуг (игры, музыка, чтение книг и т. д.) Интернет позволяет стать участником любых массовых мировых мероприятий и соревнований

Минусы Интернета Переизбыток негативной информации, влияющей на психику человека. Опасные люди существуют не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве. Например, различные группы, такие как «Синий кит» , которые унесли уже много жизней подростков. Интернет забирает львиную долю времени, если пользоваться им бездумно. Интернет порой негативно влияет на здоровье (портится зрение, возникают проблемы из-за малоподвижного образа жизни и т. д.) Интернет лишает человека возможности живого, реального общения, делает его одиноким. Поведение в Интернете порождает подобное поведение в жизни (потребительство, а не созидание)

Минусы Интернета Во Всемирной паутине размещено множество вирусов. Они негативно сказываются на работе устройства, иногда даже приводят к его поломке. Быстрое возникновение Интернет-зависимости (от игр, бесцельного блуждания по Сети и т. д.) Интернет-игры порой формируют у человека ложное представление о собственном превосходстве, величии, воспитывают ничем не подтверждённые амбиции. Человек становится подвержен депрессиям и стрессам. Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни. В сети можно нарваться на мошенников, неадекватных людей либо людей с заболеваниями нервной системы.

1. Формулировка тезиса Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении). Интернет - это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это … … Интернет становится благом (злом) в том случае, если… … Интернет – благо (зло), потому что… Как мне кажется, Интернет - …

2. Основная часть. Аргументация Примеры – аргументы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Во-первых, … Во-вторых, … В третьих, … Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к таким фактам: . . . Данный факт подтверждает мысль о том, что Интернет - … Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т. п.) Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет - …. … Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример: …


Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе. Работая с пособием, учащиеся научатся грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты; выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи; излагать материал на основе личного жизненного опыта; представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге; Пособие рекомендовано учащимся 8 -9 -х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.

Литература ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М. , 2017 Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. Архарова Д. И. , Долинина Т. А, Чудинов А. П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ» , 2012 Материалы сайта http: //licey. net Егораева Г. Т. ОГЭ Тренажёр. Русский язык. Устное собеседование для выпускников основной школы. – М. , 2018

До того, как новая форма экзамена станет обязательной для всех, модель должна пройти апробацию. Осенью 2016 года два варианта устного экзамена (с «живым» собеседником и с компьютерной форме) «обкатали» на 1500 школьниках из Московской области, Татарстана и Чечни. Проанализировав результаты, разработчики решили остановиться на форме собеседования с преподавателем.

В 2017-2018 учебном году пройдет масштабная апробация этой модели: устное собеседование по русскому будут проходить девятиклассники из 19 регионов России. Экзамен пройдет осенью, и его результаты никак не повлияют на допуск или недопуск школьников к сдаче ГИА . Поэтому девятиклассники могут не волноваться - по сути, в этом году испытываются не их знания, а работоспособность модели экзамена.

Сроки, когда итоговое собеседование станет обязательным для всех учеников 9-х классов, пока официально не озвучиваются - это будет зависеть в том числе и от результатов апробации.

Как будет проходить устный экзамен по русскому языку

Предполагается, что собеседование девятиклассники будут проходить в своих школах , однако в качестве экзаменаторов будут выступать «незнакомые» учителя, ранее не преподававшие у этих ребят. Собеседование будет проходить в режиме «один на один» и записываться на аудио или видео. Время, отведенное на каждого ученика - около 15 минут .

Задания будут носить исключительно практический характер - никаких правил, разборов предложений и тому подобное. Задача собеседования - проверить, владеет ли школьник достаточными навыками спонтанной (неподготовленной) устной речи, умеет ли он внятно и относительно грамотно изъясняться по-русски, строить монологические высказывания, вести диалог и так далее.

Собеседование включает четыре задания , и все они относятся к базовому уровню. Это:

  • чтение вслух;
  • пересказ,
  • монолог,
  • диалог с экзаменатором.

Задания по сути своей являются несложными, а для их успешного выполнения не требуется специальная подготовка.

  1. В первом задании собеседования ученик должен прочитать вслух небольшой (150-200 слов) текст об одном из знаменитых представителей нашей страны. На подготовку ему дается две минуты. Читать надо внятно и с выражением, правильно интонируя знаки препинания (ведь только в таком случае текст будет адекватно восприниматься на слух).
  2. На подготовку ко второму заданию - пересказу текста - ученику дается одна минута. Для пересказа предлагается короткий, на один абзац, текст и дополнение к нему - высказывание, которое надо будет органично включить в пересказ. Первое и второе задание могут быть тематически связаны - так, в подготовленной ФИПИ демо-версии для чтения вслух предлагается текст о полете Гагарина на корабле «Восток», для пересказа - информация о создателе корабля Королеве.
  3. Третье задание собеседования по русскому языку - монологическое высказывание . Здесь экзаменующемуся предлагаются три варианта на выбор: он может описать предложенную картинку, рассказать о своем личном опыте или высказать свое мнение о проблеме. Предложенные темы разнонаправлены, что позволяет выбрать наиболее интересный для себя вариант. К каждой из них прилагаются опорные вопросы, что должно облегчить задачу. На обдумывание и подготовку также дается одна минута, а сам монолог должен «уложиться» в три.
  4. Последнее экзаменационное задание - диалог. Здесь ученику предстоит дать развернутые ответы на три вопроса экзаменатора (все они имеют отношение к теме, выбранной для монолога). На заключительную часть собеседования также отводится три минуты.

Критерии оценки итогового собеседования

Итоговые баллы за собеседование складываются из баллов, полученных за каждое из четырех заданий, а также оценки «качества речи» - оно оценивается отдельно по первым двум заданиям и по логическому блоку из монолога и диалога.

За чтение вслух можно получить два балла - один за правильное интонирование знаков препинания, второй - за темп речи (нельзя «частить» или напротив - слишком замедляться, темп должен быть таким, чтобы текст адекватно воспринимался на слух). Пересказ также оценивается в два балла - один можно получить за сохранение микротем исходного текста, второй - за органичность включения в пересказ заданного высказывания (цитировать его можно любым способом).

Если во время выполнения первых двух заданий не было допущено грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, а слова произносились без искажений - за качество речи будет начислено еще два балла (до трех ошибок - один балл). Таким образом, максимум, который можно получить за два первых задания - 6 баллов.

При оценке монологического высказывания основным критерием является степень выполнения коммуникативной задачи (то есть общее качество высказывания). Если экзаменующийся сумел выстроить внятное развернутое высказывание, дав ответы на все опорные вопросы и не допустил фактических ошибок - он получает по этому критерию один балл. Если эта задача не выполнена - баллы за монолог не выставляются. Второй критерий - речевое оформление монолога (цельность, логичность и последовательность изложения). Оно также оценивается в один балл, соответственно максимум за монолог - 2 балла .

В диалоге каждый из трех ответов оценивается отдельно - по баллу на каждый . Оценка «0» выставляется, если учащийся дал односложный ответ или не стал отвечать вообще.

Оценка за грамотность речи, выставляющаяся по итогам выполнения задания 3 и 4 - самая «весомая», здесь можно заработать до трех баллов . Два из них приходятся на грамотность речи (она оценивается так же, как и в первом блоке заданий), еще один балл можно получить за «речевое оформление» (лексический запас, синтаксическое разнообразие, точность и богатство речи).

Таким образом, максимальное число баллов за итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе составляет 14. Итоговая оценка за экзамен - «зачет» или «незачет» . Для того, чтобы собеседование считалось успешно пройденным, а допуск к ГИА был получен, девятикласснику необходимо набрать не менее 8 баллов .