» » В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Конспект урока на тему «Морфологическая норма

В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Конспект урока на тему «Морфологическая норма

В нашей маленькой семье уже несколько лет существует приятная летняя традиция: каждый год мы обязательно отправляемся в Белградский зоопарк. Это без преувеличения одно из самых интересных и красивых мест сербской столицы. Ну а нам, любителям животных и немного сумасшедшим родителям, доставляет истинное удовольствие прогуливаться между всеми этими свободными вольерами и ухоженными клумбами, подмечая, как выросла за прошедшие месяцы наша Тияна.
2011 2012

2013

Свои гостеприимные двери Белградский зоопарк распахнул на Петровдан, 12 июля 1936 года, то есть ровно семьдесят семь лет назад. За это следует сказать отдельное спасибо мэру города, промышленнику Владе Иличу. К началу Второй Мировой войны территория зоопарка увеличилась с трёх с половиной до четырнадцати гектаров, а коллекция представленных здесь животных постоянно пополнялась. Но две разрушительные авиабомбардировки сербской столицы в 1941 и 1944 годах практически погубили начинание знаменитого сербского промышленника. В 1941 году, например, был не только уничтожен почти весь животный фонд, но и погибли десятки жителей Белграда, которые, полагая, что зоопарк не станет мишенью бомбардировщиков, пытались укрыться на его территории. О том страшном дне, возможно, многое бы мог рассказать аллигатор Муя, который вместе с бегемотом Буцей (Толстяком) тогда чудом остался в живых. Но, в отличие от упитанного "товарища по счастью", Муя до сих пор нежится на солнышке в своём бассейне и официально считается самым старым из живущих на свете американских аллигаторов.

С 1 мая 1986 г. Белградским зоопарком заведует знаменитый скульптор Вук Бойович. За это время «Зоолошки врт града Београда» получил статус Большого Супер бренда Сербии, а сам "госпОдин директор" написал несколько книг под общим названием "Зоопарковые истории". Читать их - дело такое же увлекательное, как и любой день в этом интересном месте, где порой рождаются настоящие легенды.
Одна из них - о знаменитом шимпанзе Сами, прибывшем в зоопарк 12 января 1988 года. Его новые «квартиры» никак не отвечали требованиям сильного и любопытного «мужьяка», поэтому совершенно не удивительно, что Сами быстро решил «и свет посмотреть, и себя показать». Благодаря двум побегам из "врта" он стал настоящей мировой знаменитостью. Британская ВВС назвала Сами первым организатором столичных митингов, потому что на освободившегося «узника клетки» собирались посмотреть тысячи людей. 21 февраля 1988 года Сами удалось добраться аж до кинотеатра «Балкан», где началась настоящая паника. Согласитесь, испуганный шимпанзе, мчащийся по улице с боевыми воплями, - не самая приятная встреча во время вечернего моциона. Сами немедленно получил почётный эскорт из десятка полицейских машин, которые следовали по заданному им маршруту до Студенческой площади, где Вук Бойкович, наконец, смог успокоить животное и, взяв подопечного за мохнатую руку, сказал: «Давай, Сами, идём домой». После чего... посадил его в свой автомобиль и отвёз в зоопарк. Но через пару дней, 23 февраля, Сами опять потянуло пройтись по Белграду. На этот раз он прогулялся до улицы царя Душана, раскачав по пути парочку трамваев - незабываемый аттракцион для пассажиров. Во двор, где шимпанзе устроился на крыше гаража, пришло около четырёх тысяч человек. Многие держали плакаты: «Сами, ты прав!», «Держись, Сами!», «Сами, не слезай!». Никогда прежде Дорчол не видел такого количества фоторепортёров и журналистов, а радио каждые пять минут передавало свежую информацию о новой белградской «звезде». В итоге пришлось посылать в зоопарк Осиека за специальным ружьём и усыплять безобразника, а потом несколько дней лечить его от простуды.

(фотографии с официального сайта белградского зоопарка)

Умер Сами 11 сентября 1992 года. Печальную новость сообщили все сербские СМИ. «Любимого белградского диссидента» и «идола детей» похоронили рядом с новым обезьянником, а рядом поставили памятник, который знает, пожалуй, каждый житель столицы, и не только.

И ещё один памятник всегда привлекает внимание посетителей - керуша Габи. Появилась она в зоопарке уже в возрасте восьми лет и вместе с другим псом «в сопровождении охранника» патрулировала город зверей ночью. В одно из Габиных дежурств из клетки сбежала молодая самка ягуара, которая успела дойти до административного здания. Габи, учуяв её запах бросилась на поиски, в то время как мохнатый «коллега» потрусил совершенно в другом направлении. Охранник обнаружил пропажу гораздо позже и тут же вызвал полицию. К сожалению, ягуариху пришлось застрелить - шансов вернуть её в клетку практически не было. Габи же нашли израненной недалеко от «квартиры» беглянки. Работники зоопарка потом установили, что именно овчарка предотвратила бегство дикого животного через стену и тем самым, возможно, спасла чью-то жизнь. Специалисты Ветеринарного факультета Белградского университета помогли отважной собаке и вернули её в зоопарк. Поправлялась она очень долго - раны были слишком тяжелы, а сама овчарка потеряла много крови. В память о её подвиге сотрудники зоопарка поставили Габике памятник, ещё когда та была жива и продолжала нести службу ночного сторожа. На постаменте надпись: «Керуша Габи. Её сердце было сильнее ягуара».

(Габика рядом со своим памятником и административное здание, рядом с которым отважная овчарка сразилась с ягуаром, фотографии с официального сайта белградского зоопарка)


Ну, а вчерашний день выдался таким жарким, что большинство обитатели города зверей предпочитало относиться ко времени философски.



"На посту", пожалуй, были исключительно сурикаты, танцующий под популярное "Если счастлив ты" бывший цирковой слон, общительные шимпанзе и вездесущие козочки-попрошайки.


Большая часть мохнатых и не очень обитателей всеми силами старалась оберегать приватную сторону своей непростой жизни, время от времени ненадолго высовывая из укрытий носы и уши.


И только сгорающий от страсти кенгуру полностью утратил контроль над собой.

Пока Тияна с радостным визгом носилась между вольерами, я созерцала окружающую действительность. Вчера она была на редкость симпатична - столько милых мам вывели своих празднично одетых чадушек на встречу с природой.

Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План


  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.

  2. Заполните клетки кроссворда:
По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.


  1. Рассказать о категории рода имени существительного:
а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.


  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.
Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.
МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.
Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:
Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. \ а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. \ а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. \ а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. \ а) вручил, б) вручила.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. \ а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. \ а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. \ а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. \ а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):


От 5 до 20 и 30

От 50 до 80

От 500 до 900

200

300

400

40

90

100

И.п.

пять

Р.п.

пяти

Д.п.

пяти

В.п.

пять

Т.п.

пятью

П.п.

(о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План


  1. Что такое стиль языка?

  2. Что имеется под стилистической окраской?

  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.

  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.

  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.

  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.

  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.
Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.
Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?
Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?
Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.

  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.

  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.

  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.

  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.

  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.

  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.

  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.

  5. Подберите фрагменты научных текстов.

  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.

  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.

  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.
Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия - (лат. recensio - рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле. Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый. Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ. Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали восхищение.Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.У меня остался последний лист бумаги.

5. Контрольные вопросы :

1.Нормы словоупотребления.

2.Употребление паронимов, синонимов, омонимов, многозначных слов.

3.Неологизмы, устаревшие слова, диалектизмы и жаргонизмы.

4.Фразеологические обороты. Речевые ошибки при употреблении фразеологических оборотов.

5.Речевая избыточность: плеоназм, тавтология.

6. Отчет:

7. 8) Информационные источники

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема « Особенности русской морфологической нормы».

1. Цель занятия :вырабатывать умение находить и исправлять нарушение морфологических норм.

3.Практическая часть:

1. Задание. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошейшампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

e) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к) Окно было закрыто красивымжалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

2 . Задание. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

а) На этих соревнованиях он был самым сильнейшим.

б) Наиболее худшие игроки были удалены с поля.

в) Эта книга более интереснее, чем та.

г) Это был самый наипрекраснейший день в моей жизни.

д) Эта блузка более красивее и оригинальна, чем все остальные.

e) Этот путь более ближе, чем тот.

ё) Вчера я посмотрел более интереснейший фильм.

ж) На уроках я стал более внимательнее.

з) Эти книги увлекательны и интересные.

3 . Задание. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ё) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж) Мы отметили (800-летие) Москвы.

з) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и) Вас ждут в (320 комната).

4 . Задание .

в) Я так за тобой соскучился.

5 . Задание . Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) Отец позвал к себе его сына.

в) Я так за тобой соскучился.

г) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

д) Ихняя команда заняла первое место.

е) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

6. Задание . Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более луч­ше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) Это платье гораздо красивше того.

е) Мы сходили туда зазря.

ё) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7. Задание . Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации побе­дителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

4. Порядок выполнения задания:

5. Контрольные вопросы :

1.Тенденции развития морфологических норм. 2.Употребление существительных, имеющих колебания в роде, числе и падеже.

3.Склонение иностранных фамилий и имен. 4. Морфологические нормы имён прилагательных.

5. Морфологические нормы имён числительных.

6.Морфологические нормы наречий.

7.Морфологические нормы глаголов.

6. Отчет:

7. Список литературы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема «Морфологические нормы и морфологические речевые ошибки.

1. Цель занятия :проверить умение видеть нарушение морфологической нормы в образовании слов и исправлять речевые ошибки в предложенных текстах.

2. Краткие теоретические сведения:

    Практическая часть.

1. Задание. Выберите и запишите правильный вариант.

1) трое юношей, три девушки, трое студенток;

2) 22 ножниц; 22 штуки ножниц, 22 пары ножниц;

3) Мы купили стол с (три, тремя) стульями.

4) В цех приняли (двое, двух) новых работников.

2. Задание . Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

3) В институт я не пошла, так как была заболевши.

4)Я никогда не убежу тебя в этом.

3. Задание. Составьте словосочетания « существительное + прилагательное.

Кольраби, салями, пенальти, авеню, бюро, желе, пальто, рагу, филе, фойе, спагетти., тюль, кофе, шампунь, мозоль,Онтарио, кенгуру.

4. Задание. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

1.Он шёл наперекор судьбы.

2.Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

3.Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

4.Вопреки ожидания он произвёл благоприятное впечатление.

5 . Задание. Слова и словосочетания из скобок поставьте в нужном падеже.

1.Для (улучшение)качества строительства важное значение имеет широкоераспространение(научные достижения и передовой технический опыт)

2. Особое внимание в журналах уделяется (материалы), в которых рассказывается о достижениях науки и практики в деле улучшения качества строительства.

3 Особый интерес для специалистов представляют материалы, которые рассказывают

(строительство жилых и гражданских зданий.)

6 . Задание. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.

2.Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

3. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов.

ФОСы по русскому языку и культуре речи.

ВАРИАНТ -1.

    Поставить ударение в словах: статуя, каталог, языковая норма, облегчить, намерение, баловать, мышление, обеспечение, откупорить, туфля, завидно.

    Образовать форму множественного числа:

чудо –

дворянин –

цыган –

директор –

профессор –

торт –

шофёр –

    Определить род имен существительных и подобрать определение к словам: рояль, какао, шампунь, лебедь, непоседа, алоэ, тюль, повидло, жалюзи .

    Укажите слова, в которых перед е произносится мягкий согласный: шинель, тембр, антенна, потенциальный, академия, терраса.

    Подобрать синонимы к словам:

зажечься –

победить –

неприятный

ВАРИАНТ – 2.

    Поставить ударение в следующих словах: эксперт, квартал, средства, красивее, запломбировать, звонит, пересоленный, маркетинг, приданое, ходатайствовать.

    Поставьте в родительном падеже множественного числа и единственного числа следующие слова:

блюдце –

площадь –

полотенце –

басня –

туфля –

грамм –

чулок –

носок –

    Образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода: учитель, кассир, парикмахер, врач, директор, бухгалтер, поэт, инженер.

    Найдите ошибку в следующих предложениях и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью.

Окна были занавешены тонкой тюлью.

Он уронил свой пенсне.

Редактора исправили текст.

У неё не было ни чулок, ни носок.

    Определите значение следующих слов:

амбиция –

брифинг –

вернисаж –

ВАРИАНТ – 3.

    Поставьте ударение в словах: древко, оптовый, сливовый, кухонный, добыча, искоса, ждала, гербовый, досыта, изыск, подростковый, торты, диспансер, начал.

    Отметьте слова, в которых пропущена буква ё :

Быти…, новорожд…нный, остри…, оп…ка, никч…мный, одноим…нный.

    Определите род имен существительных: туннель, фойе, лосось, кредо, коллега, ваниль, гантель, скряга, фиаско, вентиль.

    Найдите прилагательные, которые образуют краткую форму, и запишите её: длинный, младший, большущий, тесный, глухой, поздний, короткий, старший, хромой.

    Найдите глаголы, которые употреблены правильно:

Им двигает чувство сострадания.

Ветер колыхает листву.

Листья колышутся на ветру.

Человеку свойственно заблуждаться.

Ехай в райцентр.

ВАРИАНТ – 4.

    Поставьте ударение в словах: безудержный, вероисповедание, исчерпать, правы, премировать, сироты, столяр, таможня, украинский, углубить, умерший, жизнеобеспечение.

    Найдите слова, в которых чн произносится как шн: скучно, ночной, скворечник, нарочно, конечно, девичник, коричневый, справочник.

    Какие формы степеней сравнения прилагательных образованы правильно: более интенсивный, высоченный, наилучший, более умный, строже, наиболее прогрессивный, более прогрессивный, умнейший, красивше.

    Отредактируйте следующие предложения:

Среди приглашённых были профессоры, учёные, банкиры.

Обоим студенткам нужно пересдать зачёт.

МГУ проводила набор на подготовительные курсы.

Рабочий был уволен за прогул без уважительных причин.

    Составьте словосочетания со следующими словами:

клубы – клубы, трусить – трусить, ирис – ирис.

ВАРИАНТ – 5.

    Поставьте ударение в словах: бутик, симметрия, договор, жалюзи, диалог, арест, мастерски, досуг, обеспечение, корысть, диспансер, щавель, цыган, отнял.

    Укажите правильное произношение выделенных букв: п о эт, т е рмин, ску чн о, пр е сса, Ильини чн а, т е зис, инт е грация, компьют е р, кр е до, плат е жеспособный, игруше чн ый.

    Образуйте форму именительного падежа единственного числа от следующих существительных и подберите к ним определения: жирафы, неряхи, рояли, рельсы, тюли, выскочки, манжеты, тапки, босоножки.

    Отредактируйте предложения:

На обеих берегах реки раскинулись поля.

С докладом выступили четверо профессоров.

Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли.

    Составьте словосочетания с паронимами:

злой – злостный, длинный – длительный, тактичный – тактический.

1. Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.

2. Запишите числа словами:

Высота останкинской башни с антенной равна 540 м. 74 см.

3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);

б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.

4. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.

5. Запишите числа словами:

Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.

6.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Нельзя всех мерить под одну гребенку;

б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

7. Поставьте ударение в словах: путепровод, углубить, баловать, хвоя.

8. Запишите числа словами:

Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5000 (-ый) посетитель.

9. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.

10. Поставьте ударение в данных словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.

11. Запишите числа словами:

Прибытие поезда с 358 экскурсантами ожидалось через (пол)часа.

12. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.

13. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.

14. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2 яруса, дом в 3 этажа, перерыв в 11 минут, шарф длиной 1,5 метра.

15. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) вопреки (предсказание, совет, уговор);

б) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.

16. Поставьте ударение в данных словах: втридорога, языковая (норма), развитая (сеть дорог), предвосхитить.

17. Запишите числа словами:

На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.

18. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов. При наличии вариантов объясните их различие: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать.

19. Поставьте ударение в данных словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.

20. Замените числа словами, раскройте скобки: 75 (лет) юбилей, 30 (градус) мороз, 40 (ведер) бочка, 500 (миллион) народ.

21. Исправьте предложения:

а) Факты говорят за возможность использования резервов.

б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

22. Поставьте ударение в данных словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.

23. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) благодаря (выступление, успех, знание);

б) по (окончание) техникума, по(истечение) срока.

24. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.

б) Верный Пугачев своему обещанию приближался к Оренбургу.

25. Поставьте ударение в словах: сегмент, каталог, менеджмент, без умолку.

26. Раскройте скобки, определите род имен существительных:

Друг пьет только (черный) кофе.

В зале сидит (компетентный) жюри.

Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).

27. Поставьте существительные в форме Родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.

28. Поставьте ударение в словах: отрочество, звонит (телефон), бряцать (оружием), названый (брат).

29. Раскройте скобки:

Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (помидоры), ни (баклажаны), зато купила 6 (килограммы), (помидоры) и 5 (килограммы) (яблоки).

30. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.

31. Поставьте ударение в словах: валовой, газопровод, заменявший, намерение.

32. Раскройте скобки, определите род существительных:

Голову моют (шампунь).

На окна повесили (красивый) тюль.

У стены стоит (черный) рояль.

33. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке.

34. Поставьте ударение в словах: досуг, жалюзи, иначе, намерение.

35. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях:

Две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье.

36. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.

Не стоит почивать на достигнутом.

37. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.

38. Запишите числа словами:

В книге 487 страниц. Она иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами.

39. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

Как бык на новые ворота.

В этом движении важную скрипку играют демократы.

40. Поставьте ударение в словах: приговор, пуловер, ржаветь, таможня.

41. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени, поставьте ударения: ксерокопия, норма, пломба, премия.

42. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана помощь.

43. Поставьте ударение в словах: статуя, убранство, уведомить, усугубить.

44. Проспрягайте глаголы, расставьте ударения: звонить, одолжить.

45. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:

Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

46. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.

47. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть». Объясните свой выбор:

Зима …дела землю снегом.

На мебель были …деты чехлы.

Мать …дела ребенка.

48. Исправьте ошибки, связанные с неправильны употреблением деепричастного оборота:

Приехав домой, больному стало значительно лучше.

49. Поставьте ударение в словах: медикаменты, мизерный, мышление, намерение.

50. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: баловать, облегчить.

51. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

Веселое лицо при плохой игре.

Игра не стоит денег.

52. Поставьте ударение в словах: баловать, баржа, бармен, газопровод.

53. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: вручить, предложить.

54. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

Он работал целый день, от зари до вечера.

Все решили, что ребенок родился в сорочке.

55. Поставьте ударение в словах: включит, вручит, звонит, облегчит.

56. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

Команда спортсменов обречена на победу.

Она была в страшно красивом платье.

57. Определите, с какими существительными сочетаются глаголы «представить» - «предоставить»: квартира, отпуск, справка, факты.

58. Поставьте ударение в словах: одолжить, положить, предложить, углубить.

59. Запишите числа словами:

3128 пассажирами, город с 250 тысячами жителей.

60. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

а) По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.

б) Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром.

Перечень практических заданий к дифференцированному зачёту

Вариант 1.

1. Расставить ударения в словах

Агент, баллотироваться, документ, заем, злоба, индустрия, километр, красивее, маркетинг, обострить, принудить, ходатайствовать.

Адекватный, альтернатива, анестезия, агрессия.

Редактор, конструктор, фельдшер.

4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Граммы, центнеры, ботинки.

Прогуливаясь по вечернему город, 1/мы получили настоящее наслаждение. 2/у нас завязался разговор. 3/проспект произвел впечатление.

6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Расставить знаки препинания.

Д...лина тихая внима...т Журчанью мирн...го ручья. И темный лес скпоняясь дремл... т Под звуки песни с...ловья. /С.Есенин/

Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить и есть. Она теплится в каждом из нас, даже в самых невероятно тяжелых условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что даже в детстве, у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. /В. Белов

Вариант 2.

Аргумент, баловать, договор, завидно, дремота, каталог, коклюш, кремень, некролог, осведомиться, средства, исчерпать.

2. Написать транскрипцию выделенных слогов.

Тенденция, тезис, продюсер.

3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа.

Инженер, лектор, директор.

4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа.

Апельсины, мандарины, сапоги.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Путешествуя на велосипеде, 1) 2) 3) развиваются мышцы ног и спины. требуется немалая выносливость. вы получаете большое удовольствие. 6. Определите изобразительно-выразительные средства языка.

Плач...т у окошка пасмурн...я буря Понагнулись ветлы к мутн...му ст...клу И к...чают ветки голову понуря И с тоской угрюмой смотр... т в /полу/мглу.

7. Определить стиль и тип речи.

/С. Есенин/ Трудное и запутанное дело-писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, становится профессионалом. И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда ему нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уже писателя. Начинающий писатель, если он уважает свой талант, не должен «жить» литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. /В. Вересаев

Вариант 3.

1. Расставить ударение в словах.

Алкоголь, буржуазия, диспансер, заржаветь, тошнота, каучук, колосс, намерение, обеспечение, партер, столяр, щавель.

2. Написать транскрипцию выделенных слогов.

Темп, детектив, атеизм, шинель.

3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа.

Бухгалтер, договор, инспектор.

4. Образовать форму существительного родительного падежа множественного числа.

Томаты, гектары, чулки.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выбрав пьесу, 1) 2) 3) началось распределение ролей. была назначена первая репетиция. мы немедленно начали репетировать.

6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Улыбнулись со...ые березки Ра...трепали ш...лковые косы. Ш...лестят з...леные с...режки И г...рят серебря...ые росы.

7. Определить стиль и тип речи.

Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения. Считают иногда, что в век лазера и ракет новые средства коммуникации и информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам - классикам. И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. В нашей стране пока еще есть голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги,в ней как таковой есть оттенок « ретро», чего-то старомодного, сродни веку кринолинов и сюртуков. /В. Лакшин

Вариант 4 .

1. Расставить ударение в словах

Аристократия, демократия, дозвониться, повторим, изобретение, квартал, комбайнер, менеджмент, облегчить, премировать, усугубить, мусоропровод.

2. Написать транскрипцию выделенных слогов.

Кортеж, менеджер, антитеза, акварель.

3. Образовать существительное в именительном падеже во множественном числе. Корректор, профессор, инструктор.

4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Килограммы, носки, валенки.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя состав слова, 1) 2) 3) у меня возник вопрос. укажите его морфемы. мне поставили «отлично».

6. Определить изобразительно-выразительные средства языка.

Тихо струи... с я река серебрист...я В царстве вечерн...и зелен...й в...сны Солнце с...дится за горы л...систые Рог з...лотой выплывает луны.

7. Определить стиль и тип речи.

С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России. Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озера и реки, обрамленные лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. /В. Белов/

Перечень теоретических вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине Русский язык и культура речи

1. Язык как система. Основные единицы языка.

2. Язык как система. Функции языка.

3. Язык и речь.

4. Понятие о литературном языке и языковой норме.

5. Понятие литературной нормы. Типы нормы.

6. Слово, его лексическое значение.

7. Многозначные слова и их употребление.

8. Синонимы, антонимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов.

9. Омонимы, паронимы и их употребление. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

10. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

11. Русская лексика с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

12. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

13.Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

14. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

15. Лексические нормы: нормы словоупотребления.

16. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология и др.

17. Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

18. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание о/ё после шипящих и ц.

19. Орфоэпические нормы: нормы ударения. Ударение имён существительных. Ударение имён прилагательных.

20. Орфоэпические произносительные нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

21. Морфемика. Морфема. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.

22. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

23. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

24. Правописание приставок при-/пре-. Правописание сложных слов.

25. Морфология. Морфологические нормы: нормы образования грамматических форм слов различных частей речи. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

26. Употребление форм имён существительных в речи. Образование и употребление И. п. мн. ч. имён существительных.

27. Образование и употребление Р. п. мн. ч. имён существительных.

28. Род несклоняемых иноязычных имён существительных.

29. Род сложносокращённых слов (аббревиатур).

30. Образование и употребление степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.

31. Образование формы Р.п. имени числительного. Употребление числительных в речи.

32. Местоимение. Употребление в речи.

33. Глагол. Употребление форм глагола в речи.

34. Причастие. Правописание не с причастиями.

35. Причастие. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

36. Причастие. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

37. Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

38. Наречие. Употребление наречий в речи.

39. Предлог. Употребление предлогов в речи. Употребление предлогов между (меж), по. Употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки. Употребление предлогов в и на, их антонимов.

40. Союзы. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

41. Частица. Правописание частиц. Употребление в речи.

42. Междометие. Употребление в речи.

43. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы.

44. Словосочетание: нормы построения. Виды подчинительной связи между словами в подчинительном словосочетании.

45. Управление в словосочетании: употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки.

46. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

47. Нормы построения простых предложений. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

48. Нормы построения простых предложений. Прямой порядок слов в предложении.

49. Нормы построения простых предложений. Синтаксические ошибки. Их исправление.

50. Односоставное и неполное предложения.

51. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

52. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

53. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи.

54. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

55. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

56. Сложное предложение. Нормы построения сложных предложений различных видов.

57. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребления сложносочинённых предложений в речи.

58. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в нём. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

59. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

60. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

61. Построение сложных предложений: речевые ошибки при построении сложных конструкций.

62. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

63. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

64. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

65. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

66. Научный стиль речи. Основные жанры: доклад, статья, сообщение и др.

67. Официально-деловой стиль речи. Признаки. Назначение. Подстили.

68. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Особенности построения публичного выступления.

69. Художественный стиль речи, его основные признаки.

70. Лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи.

Текстильное оформление окна - настолько сложный вопрос, что даже не знаешь, как к нему подступиться. Надо выбрать цвет, рисунок, ткань, придумать фасон, купить нужное количество метров, отдать на пошив, повесить… Да еще и умудриться не потратить на всё это целое состояние.

Главное определись с цветом ткани и фактурой.

Тебе понадобятся

ткань
нитки
булавки
карандаш или мел
рулетка или измерительная лента
лента-тесьма
ножницы
бусины, кружево и другие элементы декора по желанию

Ход работы

Самое главное - сделать правильные замеры окна. Далее определись с длиной и фасоном штор. Учти тот факт, что штора крепится на карнизе над окном, поэтому приплюсуй еще 20-25 сантиметров. Также они занимают еще часть стены по бокам. Поэтому по ширине нужно с каждой стороны добавить еще минимум по 25 сантиметров. Ну конечно же, не забудь добавить по 2-3 сантиметра с каждой стороны для обработки края. Это замеры для прямой шторы, если есть драпировка,то нужно брать во внимание и этот факт.

Теперь приступай к выкройке. Для пошива простой шторы можешь чертить мелком сразу на изнаночной стороне ткани. Ровно отрежь необходимую ее часть и проутюжь.

С каждого бокового края занавески загни ткань на изнаночную сторону 2 раза, сначала на 1 см, затем на 2 см. Отутюжь и прострочи на машинке вплотную к внутренней линии сгиба.

Отрежь кусок тесьмы, равной ширине занавески + припуск 2,5 сантиметра с каждого края. С изнаночной стороны расположи тесьму по центру вдоль верхнего края занавески и приколи ее булавками, отступив от линии сгиба 1 сантиметр. Затем приколи булавками нижний край тесьмы. Натяни концы шнуров с лицевой стороны тесьмы и не завязывай. Подверни тесьму внутрь на 2,5 сантиметра. Во избежание образования складок выполняй швы по верхнему и нижнему краю тесьмы в одном направлении. Затем прошей ее с боков, не затрагивая свободные концы шнуров с лицевой стороны.

Вместо тесьмы можешь пришить петли. так даже более интересно и стильно.

Используй разные элементы для декора: пуговицы, бусины, ремни, цветки…

Также предлагаем твоему вниманию несколько интересных образцов. Тебе нужно только подставить свои замеры.

Несколько идей для вдохновения

Хорошо подойдет для дачи.

Интересный вариант для кухни.

Не спеши выбрасывать старые шторы. Их можно укоротить, тем самым подарить комнате совсем другой вид.

Необычное решение.

Хороший вариант для гостиной.

Идеальное сочетание.

Так свежо!

Очень богато смотрится.

Простые прямые шторы, но гармоничное сочетание цвета сразу сделало помещение более стильным и уютным.

Красивый ламбрекен на кухню

Для того,чтобы пошить этот ламбрекен (здесь длина карниза 1,8м),нам нужно:вуаль двух цветов,косая бейка и люверсы-11штук.

Шаг 1: (я буду показывать пошаговое изготовление ламбрекена на бумаге-надеюсь,что всё будет для вас понятно)И так:Берём вуаль (цвета на ваш выбор) таких размеров и обрабатываем обе заготовки косой бейкой.

Шаг 2:Накладываем вуаль (цв.А) лицевой стороной наверх на лицевую сторону вуали (цв.Б) и сшиваем обе детали по верхнему краю.

Шаг 3:После того,как закрепили обе детали нашего ламбрекена по верхнему краю,обрабатываем верхний край оверлоком или зигзагом.Загибаем 5 см.верхнего края на изнаночную сторону и прокладываем машинную строчку.(Это вид с изнаночной стороны).

Шаг 4:Поворачиваем наш ламбрекен лицевой стороной наверх.Утюжим и делаем разметки для установки люверсов.От верхнего края отступаем вниз 1 см.Находим центр и обводим внутреннюю сторону люверсы.Затем устанавливаем люверсы влево и вправо от центральной.Расстояние между центрами люверсов 40 см. Как правильно установить люверсы,надеюсь вы знаете.(Для тех,кто это будет делать впервые,я советую посмотреть мастер-класс по установке люверсов на этом же сайте)После того,как все люверсы установлены,берём косую бейку,сворачиваем пополам и сшиваем.Из неё мы будем делать завязки,которыми будем крепить наш ламбрекен на карниз.Сколько метров вам её нужно,вы определите сами.Разрезаем сшитую косую бейку на равные части -всего нужно 11 шт.(по длине которую вы сами определите)Концы нужно слегка опалить,чтобы не осыпались.Теперь каждый отрезок косой бейки нужно поместить в люверсу и завязать свободной петлёй на круглом карнизе.И так все люверсы,делая петли одинаковыми по размеру.Затем поправляете руками наш ламбрекен, выдерживая одинаковое расстояние между петлями.Вот и всё!!!Желаю всем успехов.

Много лет тому назад на юге Франции в маленьком провинциальном городке Тюль мастера швейного дела создали уникальную ткань, которую назвали в честь города. Современная гостиная или спальня просто немыслимы без изящной гардины, в качестве материала для которой служит воздушный тюль.
Тюль в интерьере

Первым делом необходимо определиться с тем, какой вид тюля тебе необходим. Существует огромное множество видов этой ткани, однако выделяют основные типы: органзу, вуаль, сетку и кисею. Натуральный тюль прослужит тебе верой и правдой много лет, однако полотно будет мяться и терять цвет от воздействия ярких солнечных лучей.

Поэтому лучше приобрести тюль, изготовленный из полиэфирной ткани. Он позволяет сделать занавески более устойчивыми к выгоранию, а также поспособствует тому, чтобы после стирки материал не терял своей первоначальной формы. Очень важной характеристикой тюля является его пропускная способность.

Например, сетка не препятствует свободному прохождению сквозь неё воздушных потоков,но является накопителем частичек пыли. Следовательно, нуждается в частой стирке. Органза же,наоборот, плохо пропускает воздух, но при этом практически не собирает на своей поверхности пыль.
Как красиво повесить тюль

Не думай, что на маленьком окне нужно повесить узкую короткую тюль. Наоборот, если украсить его с двух сторон достаточно объемными занавесками из этого материала, то окно заиграет по-новому.

Если стены в печальном состоянии, не обязательно делать ремонт. Используй тюль разных цветов и фактур, получается очень оригинально.

Пошила шторы на кухню, и теперь меня не остановить… Простая деталь преображает весь дом!
Также можно наклеить на стены полоски тюля. Очень красиво выглядит.

Если на одной стене несколько окон, не вешай на каждый отдельную занавеску. Это очень упрощает и удешевляет. Лучше подвесить широкую тюль на всю стену.

Если же наоборот, ты счастливый обладатель окна на всю стену, то укрась его раздельным тюлем. Это практичней и тоже придает определенную изюминку.