» » Ваше предложение ни на чем не обосновано. Грамматические нормы

Ваше предложение ни на чем не обосновано. Грамматические нормы

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

А. Энергетическая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

Б. После окончания школы он поступает работать на наше предприятие, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

В. Ваше предложение ни на чем не обосновано.

Г. Магазину срочно требуются продавцы овощей и картофеля.

Д. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все это когда-то было в его жизни.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М., 2001. – С.300 - 331;

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие. – М., 1997. – С.81 - 90;

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997. – С.57 - 75.

* А. Энергетическая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

Ошибка в использовании превосходной степени имени прилагательного, так как здесь одновременно используется простая превосходная степень (важнейший) и составная (самый важный).

Правильные варианты : 1)Энергетическая промышленность является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. 2) Энергетическая промышленность является одной из самых важных отраслей народного хозяйства.

Б. После окончания школы он поступает работать на наше предприятие, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

Нарушение норм согласования однородных членов (глаголов) во времени.

Правильный вариант :

После окончания школы он поступил работать на наше предприятие, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

В. Ваше предложение ни на чем не обосновано.

Нарушены нормы управления: местоимение должно быть употреблено в Д.п. без предлога.

Правильный вариант:

Ваше предложение ничем не обосновано.

Г. Магазину срочно требуются продавцы овощей и картофеля .

В ряд однородный членов включены родовое (овощи) и видовое (картофель) понятия.

Правильный вариант:

Магазину срочно требуются продавцы овощей.

Д. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось , что все это когда-то было в его жизни.

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Действие, выраженное деепричастием, должно соотноситься с подлежащим, поэтому недопустимо употребление деепричастного оборота в безличном предложении (ему не верилось). Деепричастный оборот в данном примере необходимо заменить придаточным предложением.

Правильный вариант:

Когда он рассматривал фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все это когда-то было в его жизни.

II. Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6 . На основе предложенного текста составьте тезисы. Обозначьте композиционно-смысловую структуру тезисов.

Основные понятия культуры речи

Культура речи – это, во-первых, владение средствами языка в речевом процессе, а во-вторых, – лингвистическая дисциплина, изучающая речевой процесс и средства оптимального речевого воздействия и взаимодействия. Культура речи исходит из требований нормативности и целесообразности выбора языковых средств.

Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Целесообразность речи – ее соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность.

Культура речи как качество личности – умение не только нормативно и целесообразно строить речь, но и говорить так, чтобы собеседник с максимальной полнотой понимал сказанное. Объем понимания – отражение качеств нашей речи. «Другому как понять тебя?» - Ф.И.Тютчев задает этот вопрос отнюдь не как риторический: у собеседников обычно оказывается различным жизненный опыт, с одним словом связываются разные представления; общению мешает то, что называют «внутренней формой слова» (А.А.Потебня) или «индивидуальным смысловым контекстом» (А.Л.Никифоров). Культурной можно считать лишь такую речь, которая не только предполагает понимание и активный ответ, но и исключает непонимание. Говоря, скажем, о «фрактальных аттракторах сложных систем», ученый окажется понятым своими коллегами на симпозиуме, но его сообщение не будет соответствовать требованиям культуры речи, если он в таких же выражениях будет давать интервью, предназначенное для популярного издания, для широкого читательского круга.

Целью всякой речевой деятельности является достижение понимания и взаимопонимания; этим подчеркивается безусловный приоритет коммуникативной функции языка. Даже в такой, казалось бы, монологической ситуации, как научная лекция, Л.Витгенштейн обычно задавал вопросы присутствующим и отвечал на их реплики. Часто большую часть занятия вообще шел прямой диалог. «Живое общение, непосредственное взаимодействие» с аудиторией видит в преподавательской деятельности известный философ А.Ф.Лосев, признающий, что он не только учит студентов, но и многому учится в творческом взаимодействии с ними. Профессор современного вуза, предлагающий студентам примеры аналогичных явлений, схожих фактов, подобных позиций, вызовет у аудитории гораздо большее внимание, понимание и интерес к предмету, чем просто излагающий материал, даже самый интересный.

Литературовед М.М. Бахтин подчеркивал, что «высказывание с самого начала строится с учетом возможных ответных реакций»; по мнению психологов, мыслить – значит пересоздавать сказанное, повторять процесс создания высказывания, речи, произведения (текста).

Таким образом, именно в слове собеседники предстают друг перед другом как личности; слово помогает им пристальнее вглядеться в настоящее и воскресить прошлое.

И координация общественного бытия тоже достигается общением, диалогом; язык консолидирует людей, делает возможным их совместную деятельность. С наибольшей полнотой это показано в сюжете о Вавилонской башне: люди перестали понимать друг друга – и строительство было прекращено. Можно говорить, что язык дает возможность формировать некое коллективное «Я»; именно благодаря этому человек становится преимущественно не биологическим, а социальным существом.

(Мурашев А.А., Русецкий В.Ф. Культура речи: Практикум. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - С. 20 - 22).

I. Тезис-преамбула.

Культура речи – понятие многозначное: это и владение средствами языка (культура речи как качество личности) и лингвистическая дисциплина.

II. Основное тезисное изложение.

      Основные требования культуры речи к выбору языковых средств – нормативность (соответствие нормам современного языка) и целесообразность (соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность).

      Культура речи как качество личности – это умение говорить так, чтобы собеседник понял тебя с максимальной точностью.

      Целью речевой деятельности является достижение понимания и взаимопонимания, что подчеркивает приоритет коммуникативной функции языка.

III. Заключительный тезис.

Благодаря этой цели язык консолидирует людей, делает возможной их совместную деятельность.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ОБОСНОВАТЬ (ОБОСНОВЫВАТЬ) - ОСНОВАТЬ (ОСНОВЫВАТЬ)

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов обосновать - основать

2.Примеры словосочетаний с паронимом обосновать

3.Примеры предложений с паронимом обосновать

4.Примеры словосочетаний с паронимом основать

5.Примеры предложений с паронимом основать

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ОБОСНОВАТЬ - ОСНОВАТЬ

ОБОСНОВАТЬ - подкрепить убедительными доказательствами, привести убедительные доказательства, доводы в пользу чего-либо.

ОСНОВАТЬ -

1. Положить начало чему-либо; создать, образовать.

2. Построить на основе чего-либо, исходя из чего-либо, сделать что-либо основой, причиной, источником чего-либо.

3. (на чем ). Подкрепить доказательствами, обосновать.

Сравните: обосновать теорию - доказать её, привести убедительные доводы в пользу правильности теории;

основать теорию на чем-либо - создать теорию, приняв за основу её какое-либо положение.

Обосновать и основать (в значении: подкрепить доказательствами, обосновать) являются синонимическими сочетаниями, которые различаются формой зависимого слова:

обосновать что-либо чем

основать что-либо на чем.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОБОСНОВАТЬ

1)обосновать свое мнение

2)обосновать свою позицию

3)обосновать точку зрения

4)обосновать тезис

5)обосновать идею

6)обосновать теорию

7)обосновать концепцию

8)обосновать новый метод

9)обосновать прогноз

10)обосновать взгляды

11)обосновать тактику

12)обосновать стратегию

13)обосновать поведение

14)обосновать симпатии

15)обосновать антипатии

16)обосновать предположение

17)обосновать правильность выводов

18)обосновать доводы

19)обосновать проект

20)обосновать новыми данными науки

21)обосновать убедительными наблюдениями

22)обосновать свое предложение теоретическими выкладками

23)обосновать строгими расчетами

24)обосновать более точными данными

25)обосновать убедительными фактами

26)обосновать объективными наблюдениями

27)теоретически обосновать сделанные наблюдения

28)обосновать идеологически

29)обосновать политически

30)обосновать экономически

31)обосновать строго научно

32)обосновать логично

33)обосновать серьёзно

34)обосновать глубоко

35)обосновать убедительно

36)обосновать удачно

37)обосновать эмоционально

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОБОСНОВАТЬ

1)Попробуйте всесторонне обосновать вашу позицию!

2) Разработчики должны детально обосновать свой проект.

3) Чем ты можешь обосновать правильность выводов?

4) Чем обоснованы эти выводы?

5) Чем обосновано данное решение?

6) Я достаточно обосновал свой выбор пути.

7) Петр повторил свои доводы, стараясь обосновать их теоретически. (Л. Андреев. Молодежь)

8) [Ломоносов] показал происхождение полярных сияний и обосновал свои взгляды на их электрическую природу. (Ушаков. По нехоженой земле)

9) Та философия, которую обосновал Энгельс в "Анти-Дюринге", мещанства не допускает и на порог. (В.И.Ленин )

10) Очевидно, что сравни­тельное обоснование несводимо к абсолютному: если удалось обосновать , что одно утверждение более правдоподобно, чем другое, этот ре­зультат невозможно выразить в терминах изолированной обосно­ванности одного или обоих данных утверждений.

11) Типичной функцией условного высказывания является обоснование одного выс­казывания ссылкой на другое высказывание. Например, электропровод­ность серебра можно обосновать ссылкой на то, что оно металл: «Если серебро — металл, оно электропроводно».

12) В России геральдика была заимствована с Запада во 2-й половине 17 в. и сразу приобрела официальное, государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов.

13) По вопросу о войне и мире на 7-м съезде РКП (б) разгорелась острая внутрипартийная борьба. В прениях выступило 18 делегатов. Против ленинской политики по вопросу о мире на съезде ополчились "левые коммунисты". По докладу о войне и мире они выделили содокладчиком Н. И. Бухарина, который пытался защитить и обосновать авантюристическую позицию немедленной войны против Германии.

14) На съезде Ленин обосновал необходимость изменения названия партии. Он указывал, что название партии "социал-демократическая" устарело.

15) Этический социализм - система взглядов, стремящаяся обосновать социалистический идеал исходя из нравственных принципов.

16) Аргумент — суждение, посредством которого обосновыва­ется истинность какого-либо другого суждения. При доказа­тельстве некоторого суждения аргументы являются основаниями, или посылками, из которых логически следует доказываемое суж­дение. Например, для доказательства суждения «Железо плавко» мы можем воспользоваться двумя аргумента: «Все металлы плавки» и «Желе­зо есть металл». Приняв эти два суждения в качестве посылок, мы можем логически вывести из них доказываемое суждение и тем самым обосновать его истинность.

17) Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) - русский педагог, анатом и врач. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Лесгафт стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук».

18) Научные работники получают богатый материал, который помогает им критически проверить и с большей глубиной обосновать собственные теоретические построения.

19) Тихонов Владимир Алексеевич - талантливый беллетрист и драматург. Веселый и остроумный рассказчик, Тихонов больше старается заинтересовать читателя, чем психологически обосновать фабулу своих произведений.

20) Филип Хоуард - английский военно-морской теоретик и историк, вице-адмирал. В 1891 выпустил книгу «Морская война, её основные принципы и опыт», в которой пытался на военно-историческом материале пытался обосновать так называемую теорию «владения морем» как основу империалистической политики Великобритании.

21) Высший слой интеллигенции - ее аристократия - совместно с буржуазией стремится теоретически обосновать и научно защитить существующий общественный строй.

22) Исследования русского учёного, основоположника теоретической космонавтики К.Э.Циолковского впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полётов. Он первым обосновал идею создания искусственных спутников Земли и целых орбитальных поселений, предложил принципиально новый тип ракеты - ракету на жидком топливе - и показал возможность использования в качестве топлива жидких кислорода и водорода.

23) Русский учёный, основоположник теоретической космонавтики К.Э.Циолковский исследовал влияние перегрузок на живые организмы, впервые используя для этого центрифугу, обосновал и относительную безвредность невесомости для человека.

24) — Я вот теперь много думаю и читаю по этике, стараюсь философски обосновать мораль. (В.В.Вересаев. На повороте)

25) Учение о водном режиме растений и почвы позволило научно обосновать приёмы обработки почвы и способы орошения земель.

26) Древнегреческий учёный Аристотель стремился обосновать свой тезис «Природа боится пустоты» на базе физических и метафизических аргументов.

27) Итальянский ученый и философ конца ХVI -середины ХVII века Галилео Галилей обосновал фундаментальный принцип относительности и закон инерции равномерных круговых движений.

28) Знание закономерностей высшей нервной деятельности сельскохозяйственных животных позволяет правильно организовать воспитание молодняка и рациональный уход за животными, выработать у них стереотип на распорядок дня, научно обосновать тренинг.

29) Впервые в русской историографии В.Н.Татищев сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого общества, обосновать причины возникновения государственной власти.

30) Арсеньев Константин Иванович - русский статистик, историк и географ. В трудах «Начертание статистики Российского государства», «Статистические очерки России» стремился обосновать экономическое районирование России.

31) Таким образом, данные наблюдения полностью подтверждают и обосновывают выводы теории. (И.Шкловский. Вселенная, жизнь, разум)

32) Русскими писателями создается теория, призванная ещё больше укрепить и обосновать возросшее международное значение Москвы. (Н.Мнева. Искусство Московской Руси)

33) Мрачные прогнозы относительно будущего городов, выросших на месте потухших вулканов или рядом с ними, обоснованы скорее эмоционально, нежели строго научно. (В.Мезенцев. Энциклопедия чудес)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОСНОВАТЬ

1)основать государство

2)основать больницу

3)основать город

4)основать музей

5)основать театр

6)основать монастырь

7)основать издательство

8)основать поселение

9)основать государство

10)основать республику

11)основать столицу

12)основать кооператив

13)основать артель

14)основать коммуну

15)основать университет

16)основать заповедник

17)основать партию

18)основать движение

19)основать направление

20)основать школу

21)основать в Сибири

22)основать в столице

23)основать в городе

24)основать на берегу озера

25)основать на севере

26)основать в Х веке

27) основать в 1703 году

28)основать в эпоху Возрождения

29)основать давно

30)основать много лет тому назад

31)основать спустя некоторое время

32)основать в давние времена

33)основать в прошлом году

34)основывать заключение на результатах экспертизы

35)основать на предположении

36)основать на памяти

37)основать выводы на данных практики

38)основать на законах науки

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОСНОВАТЬ

1) — Вам известно, как создалось наше общество? Его основала за наличные деньги небольшая компания капиталистов. (А.И.Куприн. Молох)

2)Книги я брал в городской библиотеке, основанной Чеховым. (К.Г.Паустовский. Героический юго-восток)

3) Академия художеств основана в середине восемнадцатого века.

4) На чём основано ваше подозрение?

5) Их брак основан на расчёте.

6) - Чем же заняться?

Ясно чем: надобно основать другую швейную. (Н.Г.Чернышевский)

7) Выгода наша [дворян] будет основана на нищете и горе людей. (Л.Н. Толстой)

8) Эвклид основал все свои геометрические построения на одной аксиоме.

9) Он [Райский] чуть не заплакал от умиления и основал было на нем [поцелуе Веры] дальние надежды (И.А.Гончаров)

10) М.Горький, A.Н.Тихонов и И.П.Ладыжников в 1918 году с целью широкого ознакомления читателей с зарубежной литературой основали издательство «Всемирная литература».

11) Организовать - учредить, основать путем привлечения общественных сил, предпринять сообща, коллективом.

12) [Иван Грозный] основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха. (А.Н.Толстой. Родина)

13) Значение группы "Освобождение труда" В. И. Ленин видел в том, что она теоретически основала русскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

14) На единственном судне "Нинья" Христофор Колумб добрался до берега и основал первое поселение Навидад, в котором оставил 39 человек.

15) Королева Изабелла и король Фердинанд оказали Колумбу теплый прием. В дополнение к ранее обещанным привилегиям они дали ему разрешение на вторую, более обширную экспедицию. Колумб заверил их, что богатый Азиатский материк находится поблизости от открытых им островов, где он хотел основать колонию.

16) Индейцы гуаями, жившие на территории современной Панамы, торговали золотом с экспедицией Колумба, но яростно противодействовали попыткам европейцев основать поселение.

17) Москву основал в 1147 году князь Юрий Долгорукий.

18) Город Переславль-Залесский стоит на Плещеевом озере. Он был основан в XII веке и служил крепостью. Его основал в 1152 году на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий.

19) Город Ярославль был основан в XI веке.

20) М.Горький основал Дом искусств как сознательное противопоставление Дому литераторов. (К.Федин. Из воспоминаний о Горьком)

21) По преданию, город Ярославль основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым.

22) Мелитополь - уездный город Таврической губернии, на реке Молочной, в 225 верстах от губернского города. Еще Екатерина II предполагала основать город Мелитополь при Молочном озере, вследствие чего восточная часть материковой части нынешней Таврической губернии получила название Мелитопольского уезда, с управлением в городе Орехов.

23) Дзержинский - город в Московской области на реке Москва. Николо-Угрешский монастырь основан в 1380 году князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве. В 1921году на территории монастыря создана детская трудовая колония имени Ф. Э. Дзержинского, существовавшая до 1938 года.

24) Великий князь Дмитрий Донской в ознаменование победы над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г повелел основать монастырь на том месте, где при отправлении в поход против полчищ Мамая ему было чудесное явление образа святителя Николая Чудотворца.

25) Вундт Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ. В 1883 году основал первый в мире журнал по экспериментальной психологии "Философские исследования".

26) Прохоровы - российские предприниматели. Василий Иванович, из крестьян, в 1799 году основал текстильную фабрику - Трехгорную мануфактуру, которая в 1874 году преобразована в "Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры".

27) Зазулин Иван Петрович — театральный деятель. С юношеских лет, питая большую страсть к театру, Зазулин на 19-м году уже сделался актером и начал странствовать по России, играя небольшие роли на провинциальных сценах. Желание руководить драматическою сценой всегда было его мечтою. Ему хотелось во что бы то ни стало основать в Петрограде частный драматический и оперный театр, и работал он в этом направлении много и упорно.

28) Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории.

29)Рублёв переселяется в Андроников монастырь, основанный на живописном берегу Яузы Андроником. (М.Алпатов. Андрей Рублёв)

30) Сила книг Горького также в том, что они основаны на глубоких жизненных наблюдениях, на подлинных впечатлениях. (В.Каверин. Литератор)

31) Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй… будет основан на красоте справедливости, красоте ума. (К.Паустовский. Золотая роза)

32) В недрах биофизики, селекции, ботаники, зоологии, медицины развился комплекс научных дисциплин, целиком основанный на признании реальности генов как материального фактора наследственности. (Из периодики)

33) Часть композиторов последних лет основывала свое творчество на тех напевах, которые сам народ хранил издревле и снова создает в глуши своих печальных и темных деревень. (С.Городецкий. Пути русской музыки)

34) В каждой строчке видел он странные, ни на чем не основанные претензии, легкомысленный задор, дерзость, манию величия. (А.П.Чехов. Черный монах)

35) Две дамы рассчитывали на главную драматическую роль. Одна основывала свое право на том, что видела в этой роли Федотову, другая утверждала, что нарочно для этой роли заказала платье с кружевными оборочками. (А.И.Куприн. К славе)

36) Риль понимал, что, уговаривая его, Зубр ничего определенного знать не может, что уверенность его ни на чем не основана . (Д.А.Гранин. Зубр)

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. - Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Как праильно: сделки необосноваНны или сделки необоснованы

Верно: сделки необоснованны . При наличии дополнения верно: сделки не обосн ованы (чем-либо).

Вопрос № 290137

Однако такая трактовка представленными аргументами не обснованна.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: ...представленными документами не обосн ована.

Вопрос № 274922
Здравствуйте!
Возникли разногласия при проверке тотального диктанта. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Предложение такое:
Перед нами распахивался гостеприимный и приветливый мир, жизнь уходила вдаль, в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным, и мы катились туда в скрипучем обшарпанном вагоне.
Здесь интересуют два момента.
Первый - запятая перед словом «жизнь». Комментарии организаторов диктанта, выложенные на сайте акции, предлагают только запятую, ссылаясь на Полный академический справочник под ред. Лопатина, § 127 раздела Пунктуация. То есть, однозначно указывается, что здесь именно запятая в БСП.
Но я считаю, что вполне обосн ованно можно поставить двоеточие. Рассмотрим структуру предложения. По правилам орфографии и пунктуации 1956 года, § 161, п. а, двоеточие ставится в БСП при раскрытии содержания того, о чём говорится в первом предложении. То же самое правило - и в известных справочниках Розенталя и Лопатина. Как нетрудно заметить, в рассматриваемом предложении как раз и раскрывается содержание «гостеприимного и приветливого мира», ведь следующие части предложения и относятся именно к этому сочетанию и поясняют содержание этой метафоры.
Получается, можно поставить двоеточие?
Второй момент - слово «вдаль». Комментарии организаторов предлагают здесь правило слитного написания наречий (ПАС, раздел Орфография, § 136, п. 6). Но в примечании к этому пункту указано, что 1) «именно В КОНТЕКСТЕ выявляется реальное значение»; 2) «В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА пишущий МОЖЕТ ВЫБРАТЬ и слитное, и РАЗДЕЛЬНОЕ написание». В рассматриваемом предложении именно контекст и позволяет считать «даль» существительным, и к нему - приложение «в слепящую бесконечность». На раздельное написание, на мой взгляд, указывает и параллелизм конструкций: «в даль», «в бесконечность». Комментарии, конечно, указывают, что «в слепящую бесконечность» - «уточняющее обстоятельство места». Но уточнение подразумевает сужение значения. В то время как утверждать, что даль - более широкое понятие, чем бесконечность, на мой взгляд, затруднительно.
В то же время справочник по правописанию и литературной правке Д. Э. Розенталя указывает, что наречия с пространственным значением пишутся слитно (§ 56, п. 7). Там же и прим.: «возможность вставки определяющего слова НЕ влечёт за собой раздельного написания». Но - п. 6 того же параграфа содержит противоречие: пишутся слитно наречия, если нельзя вставить определение или задать падежный вопрос. А значения групп наречий, на которые распространяется правило (как в п. 7), - не указаны. Таким образом, нет препятствий рассматривать содержание п. 6 как общее правило, которое должно работать всегда.
Как же, всё-таки, правильно? Допустимы ли оба варианта - как слитно, так и раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

1. На наш взгляд, двоеточие возможно, если его постановку допускает интонация диктовщика.

2. Раздельное написание возможно (при предпочтительном слитном написании, если нет зависимых слов).

Вопрос № 274312
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, отчего некоторые вопросы остаются у вас безответными?
Например, я несколько дней назад задал вопрос о том, как именно мне обосн овать знакомому неправильность словоупотребления после деепричастного оборота в примерно таком случае: "Стоя возле окна, мне казалось, что...".
Я понимаю, что правильно либо так: стоя возле окна, я... (далее сказуемое); либо так: я стоял возле окна. Мне казалось, что... Я даже более-менее могу своими словами как-то это объяснить. Но хочу обосновать не чувством языка (т.е. субъективным аргументом), а его нормами. Подскажите, пожалуйста, к каким именно правилам и нормам относится этот случай!
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. в "Справочнике по правописанию и литературной правке" Д. Э. Розенталя: Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к подлежащему данного предложения, например: Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания.

Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно, например: Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

Вопрос № 267852
Подскажите, пожалуйста, как правильно: "Выводы вполне обосн ова(н,нн)ы" и "Сочинение было написа(н,нн)о в_срок. "Написа(н,нн)ы" и "Обоснова(н,нн)ы" - какая часть речи и какое правило тут действует. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: выводы вполне обосн ованны (краткое прилагательное), сочинение было написано в срок (краткое причастие).

Вопрос № 267819
В словосочетании "выводы вполне обосн ова(н,нн)ы",
обоснова(н,нн)ы - какая часть речи, сколько в ней Н?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: выводы вполне обосн ованны . Это прилагательное.

Вопрос № 267367
Как правильно: "Такое мнение не обосн ованно." или "Такое мнение не обосн овано."?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: такое мнение необоснованно .

Вопрос № 265674
Вы везде рекомендуете писать "по независящим от меня причинам" слитно, но нигде не обосн овываете это слитное написание. Пожалуйста, объясните, каким правилом вы руководствуетесь. Ведь подобный вопрос задавался здесь уже не раз, и все без исключения считают, что речь идет о причастии с зависимыми словами. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Причастие употребляется здесь в значении прилагательного, вот в чём дело. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно. Ср.: рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот) – по независящим от кого-либо причинам / обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным).

Это правило можно найти в «Справочнике по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование» Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой (М., 2010); слитное написание по независящим от кого-н. обстоятельствам, причинам дает также «Русский орфографический словарь» РАН под ред. В. В. Лопатина.

Вопрос № 260917
Ничем необоснованные/ не обосн ованные процессы?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ничем не обосн ованные процессы .

Вопрос № 260167
Как правильно написать слово необосновано в предложении "Решение суда необосновано и подлежит отмене"?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты написания: Решение суда не обосн овано и подлежит отмене (т. е. решение не было обосновано) и Решение суда необоснованно и подлежит отмене (т. е. решение безосновательно).

Вопрос № 258277
Пожалуйста, подскажите правильный вариант фразы "нормы необоснованы", "нормы не обосн ованы", "нормы необоснованны" или "нормы не обосн ованны", если к данной фразе в тексте нет пояснительных слов.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: нормы необоснованны.

Вопрос № 256372
Прочитал ответ на вопрос № 255983
" ... почему нормативно слово "Интернет" надо писать с большой буквы? ...
Ответ справочной службы русского языка
Интернет - это собственное название глобальной сети. На этом положении основывается рекомендация писать слово Интернет с прописной буквы".
Собственное название, как я понимаю, может быть у таких вещей, явлений и т.д, что существует не в единственном экземпляре: город Москва (городов много), ураган Катрина (угараны, к сожаления, тоже не редки).
А какие ещё глобальные сети существуют? Параллель с телефонией совершенно точна. Также, есть коды стран, множество компаний, предоставляющих эти услуги, и т.д.
Не вижу никаких причин, кроме кальки с английского, чтобы писать Интернет, а не интернет.
Благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Ваше мнение вполне обосн ованно. Тем не менее, Интернет - далеко не единственная глобальная сеть (WAN, wide area network).

Вопрос № 255841
Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как правильно написать "не обосн ован(н)о", с одной или двумя "н", в данном предложении:

"Данное изменение не обосн ован(н)о причинами, установленными в трудовом законодательстве".

Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически верно здесь: не обосн овано. С точки зрения лексической эти слова употреблены в предложении неуместно.

Вопрос № 253916
"Представленные главами предложения экономически не обосн ованны. Они также не взаимосвязаны с действующими программами (не обосн ованны и не взаимосвязаны нужно писать вместе или раздельно? Где можно прочитать правило?)

Ответ справочной службы русского языка

Верно: экономически необоснованны и экономически не обосн ованы; не взаимосвязаны с другими программами.

Вопрос № 248183
здравствуйте! Правильно ли следующее употребление с "не"?...Разработка ожидается, разработка не обосн ована или приостановлена, разработка нерентабельна. Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: разработка необоснованна (=не имеет оснований), разработка не обосн ована (=ее не обосн овали) .

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.

2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

5. Отредактируйте предложения, исправив ошибки в управлении.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.



6. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки в управлении и исправьте их.

1. Власть не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результате эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Достойной мести придумать не мог. 9. Никакие журналы я не выписываю. 10. Мы не теряем время зря. 11. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 12. Чтобы выявить отклонения по нормируемым оборотным средствам до установленных нормативов, составляют таблицу. 13. Большая работа сейчас предстоит перед нашими сотрудниками, которые должны освоить компьютерную технику. 14. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 15. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 16. Преступник не раскаялся за содеянное. 17. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим. 18. Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан. 19. Отсутствие необходимых материалов создает угрозу своевременного окончания строительных работ. 20. Люди жалуются на правоохранительные органы: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами.

7. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного -множественного числа определяемого слова в следующих предложениях, мотивируйте свой выбор.

1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый - неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных-огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные - неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых- целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой - новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые - первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие - набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда - команды) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области-областях) был утвержден. 10. Студенты географического и исторического ((факультета -факультетов) готовятся к экспедиции. 11. Нелегко было восстанавливать (разрушенную -разрушенные) промышленность и транспорт. 12. (Реставрированный -реставрированные) музей и картинная галерея открыты для посетителей.13. Объявлен конкурс на решение (шахматного- шахматных) этюда и задачи. 14. Изобретатель сконструировал (специальный - специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию. 15. Занятия посещают (отстающий-отстающие) ученик и ученица.

8. Устраните ошибки в согласовании определений и приложений.

1. Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва - Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.

9. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время "делать бизнес" в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.

10. Отредактируйте предложения, устранив нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения.

1.Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно поедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 10. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 11. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» . 12. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше... тысяч граждан.

11. Придумайте предложения с составным именным сказуемым, употребляя приведенные существительные в именительном и творительным падеже.

Банкир, бизнесмен, брокер, спонсор, имидж, дайджест, лидер, невозвращенец, рэкетир, взяточник, депутат, демократ.

12. Попытайтесь заменить в сказуемом форму творительного падежа прилагательного формой именительного падежа или краткой формой. Во всех ли случаях возможна замена обеими формами? Определите различие между формами по смыслу и стилистической окраске.

1. Предпринятые меры были решительными и быстрыми. 2. Освобождение заложников было молниеносным и бескровным. 3. Старушка была слабой и больной. 4. С виду парламентарий был спокойным и уравновешенным, но это только казалось. 5. Атака оказалась безрезультатной: освободить пленных не удалось. 6. Луна казалась тусклой, едва различимой за пеленой снежных облаков. 7. Положение вкладчиков «Роники» казалось безнадежным. 8. Обещания Минфина погасить задолженность по зарплате медикам представляются сомнительными. 9. В ярких лучах солнца маки казались огненно-красными. 10. Дуновение ветерка было легким и бодрящим.

11 класс

1 вариант

Задание 1.

К…прал ушел часовой остался на стенк… (не)большого форта со всех сторон окружен(н)ого к…лыхающимися валами.

Действительно близилась буря. Солнце садилось ветер все крепчал закат разг…рался пурпуром и (по)мере того как пламя разливалось по небу - синева моря становилась все глубже и холоднее. (Кое) где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов и тогда казалось что это таинствен(н)ая глубь океана пытается выглянуть (на)ружу зловещая и бледная от долго сдержан(н)ого гнева.

На небе тоже в…дворялась торопливая тревога. Облака вытянувшись длин(н)ыми полосами летели от востока к западу и там заг…рались одно за другим как будто ураган кидал их в жерло огромной раскален(н)ой печи.

В.Г. Короленко. Мгновение

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Ломоть, вероисповедание, асимметрия, благовест, включит, генезис, завидно, клала.

Задание 3. Объясните значение слов.

    импичмент

    апологет

  1. электорат

Задание 4.

    Началась подготовка по проведению экзаменов.

    Мы получили много откликов по этому произведению

    Серьёзные нарушения вскрыты по производству лекарств и витаминных добавок.

    Ваше предложение ни на чём не обосновано.

    Преступник не раскаялся за содеянное.

    Большая работа сейчас предстоит перед нашими правоохранительными органами.

Задание 5.

«На протяжении долгого времени он использовался как общий для всех славянских племен. Это надъязык, максимально приближенный к тогдашней славянской речи. Он цементировал единство диалектных различий славянского населения от Болгарии до Эгейского моря, от Альп до Заволжья».

В.Д. Андреев.

    О каком языке идёт речь?

    Как славяне использовали этот язык?

    Какова роль данного языка в становлении славянской культуры?

Задание 6.

По сообщению историка С.М. Соловьева, в 1705 году инспектор Московской ратуши Курбатов получил следующее поручение: «Надлежитъ разсмотрЬть ратушу московскую со всЬми ея околичностями. … »

Что означает выделенное слово в данном фрагменте? Какие еще значения этого слова вы знаете?

Задание 7.

Подберите к словам ощущать, соглашаться, заставлять синонимы, соотносимые с частицами и междометиями или образованные от них.

Задание 8. Выберите правильный ответ.

Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала:

    «Российская грамматика» (1755) М.В. Ломоносова.

    «Грамматика словенска» (1596) Л. Зизания.

    «Русская грамматика» (1831) А.Х. Востокова.

    «Грамматики словенския правильное синтагма» М. Смотрицкого.

Что Вам известно об остальных грамматиках?

Задание 9. В приведённых примерах укажите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, перифразы и другие). Объясните ошибки при их употреблении.

1. Пришелец испепелил его парализующим взглядом, так что тот застыл на месте.

2. Ты стоишь во мне, как памятник, потому и не согнусь.

3. Очаги культуры замерли и прекратили свою работу.

4. В недавние годы продукция нашего стекольного завода гремела по всей стране.

5. Сегодняшний день шахматного турнира был особенно кровопролитным.

Задание 10. Найдите в приведённых текстах авторское изменение фразеологизмов. «Восстановите» фразеологические обороты. Объясните их значение.

    Но ежели уничтожить всех мух, - то из чего слонов будем делать? (М. Горький).

    Лупит во всю ивановскую дождь (А.П. Чехов).

    Заместитель директора скоропостижно лысел на глазах коллектива.

    Звени, звени, гуди, гуди, малиновое сердцебиение! (В. Казин)

    Мы слышим трезвые слова, что труден всякий путь к успеху, к тому же дело и не к спеху: не сразу, дескать, и Москва…(П. Антокольский).

Задание 11. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 9, Новгород, 1160-1180 гг.) и объясните значение и происхождение выделенного словосочетания.

От Гостятыкъ Васильви. Еже ми отьць даялъ и роди съдаяли, а то за нимь. А нынѣ водя новую жену, а мънѣ не въдасть ничьто же. Избивъ рукы , пустилъ же мя, а иную поялъ. Доеди, добрѣ сътворя.

2 вариант

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Пыль или туман стояли над долиной а быть может и то и другое только вглядываясь в расст…лавшееся подо мною пространство я не мог разглядеть города. Что-то (туманно)серое грустное и (не) определенное залегло на (не)обозримое пространство у подножия гор и наша повозка быстро катилась в это фантастическое море. Только глухой отдален(н)ый звон доносился (от)туда смутным гулом. Праздника не было н… в тот день н… в следующий. Должно быть кого (нибудь) хоронили.

Я был не в духе. Мои провожатые с которыми мы много и очень мирно беседовали дорогой теперь пр…тихли тоже чувствуя что мне не до разговоров они понимали, (по) видимому что если есть в нашем взаимном положении что (либо) не располагающее вообще к особенной дружбе то теперь оно может сказаться резче чем когда-либо.

В. Г. Короленко. Обрывок.

Задание 2. Расставьте ударение в словах.

Баловать, банты, некролог, кладовая, закупорить, исчерпать, мусоропровод, наотмашь.

Задание 3. Объясните значение слов.

  1. беллетристика

    буффонада

    электорат

Задание 4. Исправьте ошибки в выборе предлогов и падежных форм в следующих предложениях.

    Люди жалуются: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами.

    Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

    Тургенев любил красоту русской природы и скучал за ней, когда жил в Париже.

    По прибытии гостей бабушка отправила маму в магазин с целью покупки хлеба.

    Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан.

    Писатель ярко раскрыл образы героев по линии лирических отступлений.

Задание 5. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

«Отправляясь с миссией в Великую Моравию, они везли с собой заранее подготовленные (переведённые с греческого языка) богослужебные тексты. В «Житии Кирилла» сказано: «Весь церковный чин перевёл». В «чин» вошло не менее трёх книг: «Избранный Апостол», «Избранное Евангелие», «Псалтырь»».

В.Д. Андреев.

    О ком идёт речь в данном тексте?

    С какой миссией они отправились в Великую Моравию?

    Какова их роль в становлении славянской культуры?

Задание 6.

Русский писатель М.Н. Муравьев писал в 1777. в письме к сестре: «Ты всегда нездорова, это меня оскорбляет… ». Каково значение глагола оскорблять в этом контексте? Каково современное значение этого глагола? В чем различие между этими значениями? Назовите причину скорби писателя.

Задание 7. Какой частью речи является слово на (нате) в приведенных ниже примерах? Что оно обозначает?

-- На (нате) книгу.

Дай, пожалуйста, карандаш.- На.

Задание 8. Из данного списка названий языков выпишите синонимичные.

Старославянский, украинский, праславянский, древнерусский, общеславянский, древнеболгарский, русский, великорусский, общевосточнославянский, малороссийский.

Задание 9. В приведённых примерах укажите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение, перифразы и другие). Объясните ошибки при их употреблении.

1. Подъём животноводства у нас начинался трудно: голодные коровы лежали и не могли подняться.

2. Ленский смотрит на мир через розовые очки, а Онегин – через чёрные, а надо – через обыкновенные, прозрачные.

3. В нашем колхозе овцы сняли зимний покров, собран обильный урожай шерсти.

4. В кабинет директора вихрем вошел бравый солдат, в котором непросто было узнать недавнего ученика.

5. Хихикал, словно голодная коза, веснушчатый извозчик!

Задание 10. Найдите в приведённых текстах авторское изменение фразеологизмов. «Восстановите» фразеологические обороты. Объясните их значение.

    А это проще всем известной репы. (Р. Рождественский.)

    Однако местные любители спорта были убеждены, что он и она на лыжне – не ударит лицом в снег хозяйка белых уральских круч. (Л. Кассиль.)

    Так рисовалась Козлевичу его новая чудная жизнь в Арбатове. Но действительность в кратчайший срок развеяла построенный воображением Адама Каземировича воздушный замок со всеми его башенками, подъёмными мостами. (И. Ильф, Е. Петров.)

    Пациент сидел в кресле дантиста, поджав зубы. (В. Ветров.)

    Алексей так никогда и не узнал, что, предвидя события, комиссар прятал часть его писем, чтобы в страшный для Мересьева день, передав летчику дружеские приветы и новости с родного аэродрома, смягчить для него тяжёлый удар. (Б. Полевой.)

Задание 11. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 297, Новгород, 1420-1430 гг.). Выделенное слово встречается в известном устойчивом выражении. Укажите это выражение и объясните его значение.

Целобитье от сергия з братьеи изъ рагуилова гну михаили юрьевицу. Стогъ гне твои ржаны и цетверетьнъи тати покрали…

КЛЮЧИ

11 класс

1 вариант

Задание 1.

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу, - синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

В.Г.Короленко. Мгновение

Оценка:

По 1 баллу за каждую правильно поставленную запятую, правильно вставленную букву и правильно раскрытые скобки (15 орфограммы и 13 пунктограмм).

ИТОГО: 28 баллов.

Задание 2.

ЛомО ть (1 балл) ,

вероисповЕ дание (1 балл) ,

асимметрИ я (1 балл) ,

блА говест (1 балл) ,

включИ т (1 балл) ,

гЕ незис (1 балл) ,

завИ дно (1 балл) ,

клА ла (1 балл) .

ИТОГО: 8 баллов.

Задание 3.

    импичмент - процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства (1 балл) .

    апологет - тот, кто выступает с апологией кого-л., чего-л. (апология - предвзятая защита, неумеренное восхваление кого-л., чего-л) (1 балл).

    бравада - показная удаль, смелость (1 балл).

    эпатировать [фр. epater] - поражать, удивлять скандальными выходками, нарушением общепринятых норм и правил (1 балл).

    цейтнот 1) Недостаток времени на обдумывание ходов в шахматной или шашечной партиях (1 балл). 2) перен. Очень сильно ощущаемый недостаток времени (1 балл).

ИТОГО: 6 баллов.

Задание 4.

1. Подготовка к проведению. (1балл).

2. На это произведение. (1балл).

3. В производстве лекарств. (1балл).

4. Ничем не обосновано. (1балл).

5. Не раскаялся в содеянном. (1балл).

6. Большая работа сейчас предстоит нашим правоохранительным органам. (1балл).

ИТОГО: 6 баллов.

Задание 5.

1. Речь идет о старославянском (церковнославянском) языке (1 балл) .

2. Это был письменный язык, который первоначально использовался для перевода книг (в том числе и библейских), затем исключительно для письменной фиксации (1 балл).

3. Старославянский язык, созданный Кириллом и Мефодием, стал первым литературным письменным славянским языком. Появление письменности (азбуки, графики) у славян позволило им:

    (от 1 до 3 баллов).

ИТОГО: 5 баллов.

Задание 6.

Слово околичности употреблено здесь в прямом значении «окрестности» (1 балл).

Имеющиеся значения: окрестности, округа, соседство; «не прямой, кружной путь» (Сл. РЯ XVIII в.) (до 4 баллов) ; обстоятельство, событие, факт (у С. Аксакова – удивиться таким околичностям ; у И. Гончарова – со множеством околичностей ) (до 3 баллов) .

ИТОГО: 8 баллов.

Задание 7.

Чу – чувствовать (1 балл) , да – поддакивать (1 балл) , ну – понукать (1 балл) .

Дополнительно – ага – агакать (1 балл) , угу – угукать (1 балл) .

ИТОГО: 5 баллов.

Задание 8.

Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала «Российская грамматика» (1755) М.В. Ломоносова (1 балл) , являвшаяся законодательницей русского языка почти 80 лет вплоть до появления грамматики А.Х. Востокова (1 балл). Грамматики Л. Зизания (1 балл) и М. Смотрицкого (1 балл) были грамматиками церковно-славянского языка.

ИТОГО: до 5 баллов.

Задание 9.

    Метафоры (метафорический эпитет) (1 балл) испепелил, застыл не сочетаются (1 балл) - (2 балла).

    Неудачное (1 балл) сравнение (1 балл) как памятник - (2 балла).

    Неоправданное использование (1 балл) перифразы (1 балл) - (2 балла).

    Из-за неудачного использования метафоры (1 балл) получается двусмысленность (1 балл) - (2 балла).

    Неудачная (1 балл) метафоризация (метафорический эпитет) (1 балл) - (2 балла).

ИТОГО: 10 баллов.

Задание 10.

    Делать из мухи слона (1 балл) (сильно преувеличивать) (1 балл) .

2. Кричать во всю (на всю) ивановскую (1 балл) (очень громко кричать) (1 балл).

3. Скоропостижно скончаться (1 балл) (неожиданно умереть) (1 балл) .

4. Малиновый звон (1 балл) (приятный, очень мягкий по тембру звон) (1 балл) .

5. Москва не сразу строилась (1 балл) (всякое большое дело начинается с малого) (1 балл)

ИТОГО: 10 баллов.

Задание 11.

От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали (= дали в придачу), то за ним (= осталось). А теперь (= ныне), женясь на новой жене (= взяв новую жену; снова женившись), мне он не дает ничего. Ударив по рукам , он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость.

Примечание. При оценке задания не всегда следует учитывать буквальный представленный в ключе перевод (например, ученик может перевести не к Василю, а к Васильви(-е); не сделай милость, а сотвори добро и т.д.) - (от 1 до 5 баллов)

Избивъ рукы (ударив по рукам) (1 балл ) - выражение, означающее заключение сделки, соглашение (1 балл ). Выражение связано с обрядом сватовства на Руси, который обычно завершался «рукобитьём»: отцы жениха и невесты ударяли ладонями, тем самым закрепляя согласие на брак (1 балл ). Обычай «рукобитья» восходит к древней символике «отдавания руки» второй договаривающейся стороне как гарантии безопасности и мира (1 балл) (Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - С. 499).

ИТОГО: 9 баллов

ИТОГО: 100 баллов.

2 вариант

Задание 1.

Пыль или туман стояли над долиной, а быть может, и то и другое, только, вглядываясь в расстилавшееся подо мною пространство, я не мог разглядеть города. Что-то туманно-серое, грустное и неопределенное залегло на необозримое пространство у подножия гор, и наша повозка быстро катилась в это фантастическое море. Только глухой отдаленный звон доносился оттуда смутным гулом. Праздника не было ни в тот день, ни в следующий. Должно быть, кого-нибудь хоронили.

Я был не в духе. Мои провожатые, с которыми мы много и очень мирно беседовали дорогой, теперь притихли тоже, чувствуя, что мне не до разговоров, они понимали, по-видимому, что если есть в нашем взаимном положении что-либо не располагающее вообще к особенной дружбе, то теперь оно может сказаться резче, чем когда-либо.

В. Г. Короленко. Обрывок.

Оценка:

По 1 баллу за каждую правильно поставленную запятую, правильно вставленную букву и правильно раскрытые скобки (12 орфограммы и 16 пунктограмм).

Оценка: 28 баллов.

Задание 2.

БаловА ть (1 балл) ,

бА нты (1 балл) ,

некролО г (1 балл) ,

кладовА я (1 балл) ,

закУ порить (1 балл) ,

исчЕ рпать (1 балл) ,

мусоропровО д (1 балл) ,

наО тмашь (1 балл) .

ИТОГО: 8 баллов.

Задание 3.

    апломб - чрезмерная самоуверенность (1 балл).

    кулуары - помещения, служащие для отдыха, неофициальных встреч, обмена мнениями и т.п. обычно во время работы парламента, конференций, съездов и т.п. (1 балл).

    беллетристика

1. Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы). Произведения, предназначенные для легкого чтения (1 балл).

2. перен. разг. Что-либо незначительное, неглубокое по содержанию. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка (1 балл).

    буффонада [ит. buffonata] - 1) актерская игра, построенная на использовании подчеркнуто комических, шутовских приемов (1 балл) ; 2) шутовство, паясничанье (1 балл).

    электорат [лат. elector избиратель] - круг избирателей, голосующих за какую-л. политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах (1 балл).

ИТОГО: 7 баллов.

Задание 4.

1 Грубят гражданам. (1балл).

2. Благодаря прошедшим дождям. (1балл).

3. Скучал (точнее: тосковал) о ней (можно: по ней). (1балл).

4. Когда пришли (приехали) гости, бабушка послала маму в магазин купить хлеба. (1балл).

5. Ввиду намеченных переговоров. (1балл).

6. В лирических отступлениях писатель…(1балл).

Всего: 6 баллов.

Задание 5.

1. Речь идет о славянских просветителях Кирилле (Константине) и Мефодии (1 балл) .

2. В 863 году Кирилл и Мефодий были приглашены князем Ростиславом в Великую Моравию для введения богослужения на славянском языке. По мнению большинства исследователей, еще до приезда в Моравию Кириллом и Мефодием уже был создан славянский (старославянский, церковнославянский) алфавит и переведена Псалтирь (1 балл) .

3. Кирилл и Мефодий создали первый литературный письменный славянский язык. Это был надъязык, максимально приближенный к тогдашней славянской речи. Он цементировал единство диалектных различий славянских наречий.

Появление письменности (азбуки, графики) у славян позволило им:

    встать в один ряд с цивилизованными народами (грекам, римлянами),

    обобщать свой культурный опыт и передавать его последующим поколениям,

    приобщиться к культурному наследию человечества через переводы текстов (от 1 до 3 баллов) .

ИТОГО: 5 баллов.

Задание 6.

Оскорблять в данном контексте означает – «заставлять испытывать скорбь, печаль (2 балла) .

Оскорблять в современном русском языке означает – «причинять моральный ущерб, тяжело обижать, унижать». (1 балл) .

1-е значение ближе к производящему существительному скорбь , прямо выводится из него (1 балл) ; 2-е значение лишь опосредованно связано с исконным (унижение является источником скорби) (1 балл) ; источником скорби в 1-м значении может быть действие лица, но и болезнь, беда (1 балл) , а во 2-м значении может быть только целенаправленное действие лица (1 балл) .

Это болезнь сестры, а не целенаправленные действия сестры в отношении автора (1 балл) .

ИТОГО: 8 баллов.

Задание 7.

В приведенных примерах слово на (нате) (1 балл) является частицей (1 балл) , сопровождающей жест передачи, вручения – (1 балл) : вот, возьми (те) (1 балл).

ИТОГО: 4 балла.

Задание 8.

Старославянский – древнеболгарский (1балл).

Украинский – малороссийский (1 балл).

Праславянский – общеславянский (1 балл).

Древнерусский – общевосточнославянский (1 балл).

Русский – великорусский (1 балл).

ИТОГО: 5 баллов.

Задание 9.

    Слово подъём утрачивает образное значении (1 балл) в контексте. Метафоры (1 балл) не получилось. – (2 балла).

    Неудачно использовано сочетание (1 балл ) эпитетов (1 балл) . - 2 балла.

    Невольное олицетворение (1 балл) , неудачная образность (1 балл) . – 2 балла.

    Неудачное (1 балл) сравнение: (1 балл) вошёл вихрем. – (2 балла).

    Неудачное (коза хихикает?) (1 балл) сравнение (1 балл). – (1 балл).

ИТОГО: 10 баллов.

Задание 10.

    Проще пареной репы (1 балл) (очень просто) (1 балл).

    Не ударить в грязь лицом (1 балл) (успешно справиться с чем-либо) (1 балл) .

    Строить воздушные замки (1 балл) (придумывать нереальные, невыполнимые планы) (1 балл).

    Стиснув зубы (1 балл) (подавить свои чувства, сдержаться)(1 балл).

    Тяжёлый удар (судьбы) (1 балл) (серьёзная и неожиданная неудача, помеха) (1 балл) .

ИТОГО: 10 баллов.

Задание 11.

Челобитье от Сергия и его братьев из Рагуйлова господину Михайле Юрьевичу. Стог ржи, господин, твой четвертной воры раскрали… (от 1 до 5 баллов)

Выделенное слово тать («вор») задания 1,2 стр. 116. четверг (12.02.15) : параграф 10, ответить на вопросы ... фотоэлемент от вакуумного? п.91 прочитать , ответить на вопросы : (в тетради письменно) ...

  • Документ

    Для учащихся 10 – 12 классов Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы : 1. Как понимает Кант главную задачу... порядке. Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть...

  • Тема. Развитие умения задавать вопросы

    Документ

    Его окружает. Люди задавались вопросами и стремились ответить на них, именно поэтому наша... 3 группы получают одинаковые тексты и вопросы к ним. Задание : прочитать текст , ответить на вопросы к нему, зачеркнуть лишние вопросы » Текст . Можно сказать так...

  • Литература

    Предмет Домашнее задание Русский 1.Написать сочинение на тему «Каждый... Канаева Э.Е.: 1) с.88 учебник чтение и перевод текста 2)с.88 №2-4 3) с.86 №2-3 Учитель Волкова... состояний вещества. § 82 прочитать и ответить на вопросы (или подготовить доклад по...

  •