» » Вера Чаплина — Воробьиная наука: Сказка. Хитрая ворона читать онлайн Скачать рассказ хитрые вороны чаплина

Вера Чаплина — Воробьиная наука: Сказка. Хитрая ворона читать онлайн Скачать рассказ хитрые вороны чаплина

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;

развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;

воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.

Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

Словесное обозначение книги или текста.

Описание своей жизни.

Ответы:

ВОШЕБНАЯ СКАЗКА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

НАЗВАНИЕ

АВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

В. Чаплиной.

4. Получение изображения.

А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:

Описание города, где жили дети;

В какой город переехала семья?

Почему ребятам негде было играть?

Описание пустыря, где дети играли;

Что находилось рядом с домом?

Что росло по краям пустыря?

Описание ореховых деревьев;

Какими были деревья грецкого ореха?

Что нужно было иметь, чтобы получить орех?

Описание ворон;

Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?

Как прилетали вороны?

Описание «кузниц»;

Как вороны добывали себе вкусную мякоть?

Где были устроены «кузницы» ворон?

Описание запасов ворон.

Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)

Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:

Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.

План:

Принятое решение.

Наша хитрость.

Большая добыча.

Догадка ворон.

Хитрость ворон.

(появление второй части изображения на доске)

В) Работа в группах:

Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

Домики ___________________

Улицы____________________

Заборы______

(появление третьей части изображения)

5. Чтение сообщений о воронах.

Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.

Внешний вид.

Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте

Ворона - всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.

Гнездование.

Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.

6. Беседа о природе.

Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?

Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?

Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!

7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Стр. 222 вопрос 3.Ф

Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.

Домики ___________________

Улицы____________________

Карагандинская область город Балхаш
КГУ «Общеобразовательная школа-интернат общего типа города Балхаш»
Урок: Литературное чтение
Тема: В.Чаплина. Хитрые вороны.
Дата: 4.02.2016г.
Класс: 3Б

Учитель: Мирошниченко Н.С.

Цель: Познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с новым материалом, настроить детей на восприятия текста, донести до детей содержание текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.
Развивающая: Развитие общеучебных навыков – работа с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного чтения, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.
Воспитательная: Воспитать положительные стороны характера, любознательность, внимательное отношение к окружающим, культуру речи, бережное отношение и любовь к книге и устному слову.

Оборудование: Название темы, портрет писателя, картинки с зимующими птицами, мешочки с орехами, карточки со словарной работой, с заданиями по группам, тест с д/з.

ХОД УРОКА
1. Проверка Д/З:
- Ответить на вопросы теста по рассказу Турманжанова "Журавль - танцор". (2мин)
Имя____________________
Тест «Журавль-танцор»

1. Кого подражал Умиртай?
А) маму
Б) бабушку
В) дедушку
2. Какой танец поставил Умиртай?
А) танец маленьких лебедей
Б) танец маленьких гусей
В) танец маленьких утят
3. Чем занимался Айтжан-агай?
А) рыбалкой
Б) спортом
В) охотой
4. Что было сломано у журавлёнка?
А) крыло
Б) шея
В) хвост
5. Сколько времени обучал Умиртай
журавля танцам?
А) один месяц
Б) два месяца
В) три месяца

2 Актуализация знаний:
1.Задание: собрать пазлы
(у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивают на доске.
-Что объединяет всех этих птиц? (зимующие)
-Почему они являются зимующими?
-Как люди могут помочь птицам пережить зиму?
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей.
Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
- Угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной «Хитрые вороны», и узнаем, какой же способ выбрали вороны.
2. ФОТО с Верой Чаплиной. Вера Васильевна Чаплина. Детский писатель, которая писала рассказы о животных.
Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.
1гр. Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 108 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме, писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр. В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных "ПИТОМЦЫ ЗООПАРКА".

Учитель: Более 30 лет проработала Вера Чаплина в Московском зоопарке, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья».

3. Знакомство с текстом произведения:
После прослушивания рассказа ответьте на вопрос:
1.Почему рассказ называется «Хитрые вороны»?
2.В чем заключалась их хитрость?
Словарная работа: у учащихся на листах записаны словарные слова
Первичное чтение: чтение текста учителем.
-Со значением словарных слов познакомимся походу рассказа.

ИТОГ: Ответим на поставленный перед чтением вопрос
-Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?
-В чем заключалась их хитрость?
- К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование, в котором описано 1 или несколько событий с малым количеством героев.
-От чьего имени ведется рассказ? (автора)
-Кто главные герои? (ребята, вороны)
-Кому писательница посвящает свой рассказ?
(друзьям из далекого детства, воронам)

4. Чтение текста по абзацам, анализ.
а) 1 абзац самостоятельное чтение
- Где происходили действия?
ОПИШИТЕ: - Каким видела его писательница в детстве?
- Как выглядит он сейчас?

б) 2 и 3 абзац чтение цепочкой.
- Какое место было особенно дорого для ребятишек?
- Почему оно привлекало к себе детей?
(прекрасное место для игр)

в) 4 абзац чтение в парах с исправлением ошибок.
- Почему осенью стало еще интересней на пустыре?
(созрели орехи)
- Какое любимое занятие появилось у ребятишек?
(залезть на дерево, сорвать или сбить палкой орех, полакомиться)

г) 5 абзац чтение цепочкой

РАБОТА В ГРУППАХ

1 гр. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять, сколько сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи.

ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,
хорошее зрение, трусость.

2 гр. Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов? (подтвердите ответы словами из текста)
(хрупкие сучья)

3 гр. Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?

д) 6 абзац чтение подготовленными учениками (Семке В)
- Кто кроме детей любит лакомиться орехами?
- Как описывает ворон автор?
Неизвестно откуда появлялись
Не серые, а совсем черные
Прилетали большими стаями
С громкими криками рассаживались
НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ которыми писательница рассказывает о действиях ворон:
появлялись
прилетали начинали рвать
рассаживались бросали
-Кто может пересказать данный отрывок, используя глаголы?

е) 7 абзац самостоятельное чтение
- Как вороны раскалывали орехи?
- Из-за чего происходили драки?
- Кто побеждал в этих драках?
ж) 8 абзац чтение цепочкой
- Зачем вороны прятали орехи в ямки? Как?
- Зачем рыли несколько ямок?
- Как проделывали эту операцию?
- Находили ли вороны свои спрятанные орехи?
- Что им в этом помогало? ОЗАГЛАВИМ ЧАСТЬ.
- О чем рассказывается в этой части?
- Как можно озаглавить эту часть?

5.Физминутка.

6.РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ 2 ЧАСТИ (жужжащее чтение)
Работа в группах

1гр. - Как проходила охота за вороньими запасами?
(выберите глаголы из текста, которые помогают это представить)
вывод: -Долго ли ребята лакомились за счет ворон?

2гр. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников?
- Зачитать из текста.

3гр. - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ, ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ,
ШУМНЫЕ, БЫСТРЫЕ, ХИТРЫЕ, ЛОВКИЕ
- Можно ли их применить и к тем и к другим?
-Какой представляете себе ворону? ОПИШИТЕ

7. Работа в тетрадях:
Напишите отзыв: «Чем вам понравился данный рассказ?».

Итог: - Что В.Чаплина хотела сказать нам о воронах? (Вороны очень умные птицы)
- Понравился рассказ или нет? Чем?

8. Д/З:
1.Выразительное чтение стр. 5, составить план пересказа.
2.Ответить на вопросы к тексту.

Литературное чтение 3 класс Тема: Хитрые вороны. Вера Чаплина

ТЦУ : создание условий для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся ;

Задачи:

образовательные :

развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;

совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;

обогатить словарь детей;

развивать устную и письменную речь;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли;

обобщать и делать выводы;

прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

развивать творческое воображение;

способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;

прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.

воспитательные :

способствовать формированию нравственных качеств , воспитывать потребность в чтении книг

ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие гостей

Подготовка к уроку

Эпиграф:

Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...

2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы

1.Задание: собрать пазлы

(у каждой группы пазлы с изображением птиц)

Название птиц ребята вывешивает на доске.

Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.

Что объединяет всех этих птиц?

(зимующие)

Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?

Ответы детей. Почему?

Презентация о вороне

Слайд № 1 – 12

Мозговой штурм

На столе в мешочках лежат грецкие орехи.

Угадайте, что в мешочке?

2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.

Ответы детей.

3.Изучение новой темы.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной

«Хитрые вороны».

И узнаем, какой же способ выбрали вороны?

Работа с учебником: Библиографический словарь (стр. 246 - 258).

Будем листать весь словарь?

Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).

Фамилия начинается на букву Ч.

Где надо искать? (В конце словаря)

Есть? (нет)

А что надо делать? Ответы детей.

2. Презентация о Вере Чаплиной.

3. Знакомство с текстом произведения

(Стр. 218)

А) чтение текста учителем стр.218-219.

Дети озаглавливают отрывки.

Б) Самостоятельное знакомство с текстом.

(у каждой группы свой абзац)

Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.

Чтение вслух текстов.

Контрольные вопросы для каждой группы:

Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы, прилетая на другой день?
(IV. Вороны лакомились орехами).

V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).

VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

Прикрепить ответы детей на доску.

Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

Понравился? Чем?

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было

Посмотрите внимательно, что у нас получилось?

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

4. Закрепление

Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?

Понравился? Чем?

Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?

Теперь мы с вами будем иллюстраторами.

Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

РЕЗЕРВ*

Продолжение презентации о воронах. Часть 2.

Слайды № 14-24

Подготовить краткий пересказ

Составить сиквейн о вороне


Цели урока:

Тип урока:

Методы:

Формы:

(урок практикум)

Просмотр содержимого документа
«В. Чаплина. « Хитрые вороны»»

Тема урока: В. Чаплина. « Хитрые вороны»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографической справкой. В. Чаплиной и её произведением, « Хитрые вороны». Продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знания литературоведческих понятий.

2.Развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3.Воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально- коллективные, коллективные в группах

(урок практикум)

Оборудование: учебник, портрет.В.. Чаплиной, иллюстрации к тексту, слайды.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!

Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2.Деление на 2группы по цвету стикеров.

3. Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

Ребята вспомним литературоведческие понятия.

1.Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персанажей и предметов.

2.Такое изображение, когда предметы, явление природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

3.Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

5.Словестное обозначение книги или текста.

6.Описание свей жизни.

Ответы: (слайд)

В олшебная сказка

О лицеворение

Р ассказ

О сновная мысль

Н азвание

А втобиография

Прочитайте слова, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

2. Чтение сообщение о воронах. (слайд)

І V . Работа над новым материалом

1.Сообщение темы урока

3.Прослушивание чтение произведение. (по электронному учебнику)

Приготовьтесь слушать произведение внимательно, там встретятся не знакомые слова.

4.Словарная работа.

Дувал-глиняный забор(слайд)

Арык- искусственно сделанный ручей для полива.

Тюбетейка- вид головного убора.

Пикировать- падать вниз.

Ташкент- столица Узбекистана, соседнего с Казахстаном государства.

5.Работа в тетрадях. (записать новые слова)

К какому жанру относится это произведение? (Рассказ)

Рассказ- небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

6. Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1.Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..

Чтение по цепочке. 2 часть

2.Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).

3. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

-1-.Задание: Составить словосочетания которые служат для описания.(каждой гр. Отрывок из рассказа)

- 2-Задание: 1 группа. Составить пятистишие про ворону.

2 группа. Составить кластер. Дать характеристику вороне.

4.Выполнение творческих заданий группами. (карточки)

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

1 звезда: что лично мне понравилось.

2 звезда: какие затруднения возникли.

Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька

Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька

Трудно, непонятно- первая ступенька.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

ХИТРАЯ ВОРОНА

Тощая растрёпанная Ворона сидела на дереве, свесив лапы с ветки, и сквозь цветное стёклышко, словно в лорнет, высокомерно разглядывала двор.

Двор был большой, но совсем бестолковый. Разные пристройки, сарайчики, будки, клетушки, заборчики.

Ворона меняла стёклышки, и всё, что было во дворе, окрашивалось в разные цвеета. Вот важно прошёл, весь голубой, здоровенный бездомный Пёс с медалью на ошейнике - зубчатой крышкой от консервной банки. Вот промелькнуло зеленоватое солнце. А вот пробежали ярко-жёлтые ребятишки.

Карр-тинки, - хмыкнула Ворона.

И, не раскрывая крыльев, лихо свалилась в своё гнездо - одной веткой ниже.

Гнездо у неё было необыкновенное. Многоугольное. А на хворостинки навешены всякие цветные тряпочки и ленточки.

Снизу донёсся какой-то скрежет. Ворона выглянула. Это Пёс-медалист, удобно устроившись под деревом, с наслаждением грыз большую кость.

Порра и мне под-карр-миться, - пробормотала Ворона и, пошарив под куском поролона на днище гнезда, выудила оттуда селёдочную голову.

Поглядела на неё, поглядела и пинком послала прочь.

Её тут же заглотил на лету толстый рыжий Кот, который скучал на подоконнике у приоткрытого окна возле большой тарелки с жареными рыбками.

Капрриза, - усмехнулась Ворона.

Подслеповатая пожилая Хозяйка в круглых очках возникла в окне и ласково взяла Кота на руки.

Давно уже вырос, а всё притворяюсь котёнком, - тяжело вздохнул Кот.

Ворона с интересом косилась на то, как угрюмый Кот лениво играет в комнате с большим клубком вязанья, как неохотно гоняется за игрушечными заводными мышками, как, отчаянно зевая, раскачивается на шторах.

Игррунчик, - процедила Ворона.

Кот, ласкаясь, вспрыгнул на колени Хозяйки, задремавшей в кресле, и потёрся бочком о её руку.

Прритворра, - пробурчала Ворона.

Худенький какой, - растроганно проговорила Хозяйка, выливая из пакета сливки в миску на детском столике. И повязала своему любимцу салфетку вокруг шеи, чтоб не запачкался.

Кот, недовольно морщась, стал хлебать сливки.

Ворона облизнулась и, спланировав на землю, напилась из лужи.

Тяжело переваливаясь, Кот отошел от миски и с трудом вскочил на подоконник. Но Хозяйка всплеснула руками:

Упадёшь! - И поспешно закрыла окно.

Кот уныло развёл лапами за стеклом: разве, мол, это жизнь?!

Ворона, снова взлетевшая в гнездо, только привычно хмыкнула:

Живут же… коты!

Задумчиво посмотрел Кот на Ворону. Размечтался Кот: эх, если б он был Вороной!.. Летал бы он, Кот, над двором, растопырив лапы и подруливая хвостом. Дразнил бы огромного Пса с его сосисочной медалью. Спал бы в гнезде, а над ним на веревочке висели бы сушёные рыбьи головы. Живи - не хочу!

А Ворона завистливо глядела на Кота. Ей бы кошачью жизнь!.. Гонялась бы за клубком вязанья, качалась бы себе на шторах. Сидела бы гордо вон за тем столиком в чёрном фраке своего оперения с белой салфеткой на шее - жареную рыбку бы кушала. Сливками бы запивала. И никаких вороньих забот!

На другое утро, когда хмурый Кот опять появился на подоконнике, Ворона раздражённо сказала:

Всё стррадаешь? Взял и удррал бы!

Жалко её, - оглянулся Кот на дремлющую в кресле Хозяйку. - Пропадёт. Она одинокая.

И Ворона вдруг, затаив дыхание, предложила:

Ну, хочешь, я… Котом буду?

Виляя телом, она прошлась кошачьей походкой по толстой ветке и игриво взмахнула хвостом.

Карряу! - взвыла она, прокричав что-то среднее между «карр» и «мяу». - Я тобой стану, а?

А я - тобой, - быстро согласился Кот.

И спикировал с подоконника прямо на дерево. С ветки на ветку переползал, а считал, что перелетает. «Мяурр!» - вопил, подражая вороньему крику. Раскинув передние лапы, словно крылья, по толстой ветке перед Вороной ходил, шеей и носом на ходу дёргал. Ну словно птица!

Норрмально, - похвалила его Ворона. - Кррасиво!

А он настолько в раж вошёл, что у неё даже перо большое из хвоста выдернул.

Карраул, больно! - вскричала Ворона.

Кот вставил себе перо за ухо.

А-а, - понимающе протянула она. - Теперь ты совсем как я!

А она скучать не будет? - внезапно засомневался Кот, вновь оглянувшись на дремлющую за окном Хозяйку.

Со мной - не соскучится, - пообещала Ворона.

Так они и обменялись судьбой: Кот в гнездо забрался, а Ворона в квартиру влетела.

Перво-наперво Ворона мгновенно заглотила всех жареных рыбок и вылакала все сливки.

Затем запустила по паркету двух заводных мышек и игриво погналась за ними. Она закогтила обеих мышек лапами и с весёлым треском понеслась вокруг стола, как на роликовых коньках.

Хозяйка в кресле приоткрыла глаза.

Карряу! - прыгнула ей на колени Ворона.

У Хозяйки очки с носа упали от удивления.

Цепляясь когтями за рукав, Ворона взобралась к ней на плечо и нежно потёрлась клювом о её нос.

Хозяйка, оробев, уронила клубок вязанья.

Карряу! - жизнерадостно погналась за ним Ворона.

Запутавшись в пряже, носилась она по квартире. Нитки, словно дремучая паутина, перекрестили всю комнату, от люстры до ручек дверей.

А в довершение всего Ворона принялась грациозно на шторах качаться. Туда-сюда, туда-сюда!

Кис-кис-кис… - очнувшись, слабо сказала Хозяйка.

Карряу! - ещё веселее возопила Ворона. А ниток-то, ниток на ней!

Кокетливо улыбнулась Ворона Хозяйке и хвостом по полу заюлила, ласково так. И ещё больше в пряже запуталась. Только несвязанные крылья торчат.

Схватила Хозяйка очки, надела их. И сразу увидала: это не Кот. А что-то такое - непонятное!

Словно подменили, - ахнула она. И начала поспешно подматывать нить, чтобы подтянуть странное существо поближе.

Ещё ближе… Ближе!

Быстро перекусила Ворона клювом нитку. Ринулась испуганно прочь в открытое окно.

Вся в длинных нитках, ухнула она в своё гнездо, прямо на спящего Кота! Он взвыл спросонок. Гнездо рассыпалось! Уцепился Кот за нитки!..

Летит над двором, тяжело хлопая крыльями, Ворона. Кот за пряжу держится - под нею висит.

А внизу Пёс громадный гонится за Котом, которого Ворона низко над землёй несёт. Кот уже асфальт метёт хвостом перед носом Пса. Спасаясь от него, Кот по ниткам вверх карабкается, к Вороне.

Изо всех сил поднажала Ворона, и… Кот вдруг оказался на спине Пса.

Взревел Пёс!

Так и помчались они втроём: внизу очумелый Пёс, а Кот верхом на нём, подвешенный к летящей Вороне.

1