» » Библия. Наказание за грехи наши

Библия. Наказание за грехи наши

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 18-ю на Евангельский отрывок о двух должниках

Сегодня на Литургии мы с вами слышали притчу о двух должниках, в которой говорилось о том, что царь простил своему слуге огромный долг, а тот, в свою очередь, своему должнику не простил, хотя сумма долга была незначительной. Когда царь узнал об этом, он разгневался: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?».

В этой притче говорится о прощении. Это очень важно для нас, потому что все мы согрешили, как говорит апостол Павел, и потому лишены славы Божией. Все мы нуждаемся в Божьем прощении. Когда у людей спрашиваешь, что ценного они нашли в Священном Писании, то они говорят, что нашли там прощение. Действительно, Библия — это книга о прощении, книга о спасении человека. Бог прощает людям их грехи, но чтобы заслужить Его прощение, они должны выполнить некоторые условия. Что это за условия? В притче о двух должниках эти условия обозначены.

Первое: ты сам должен попросить у Бога прощения. Ты должен возжелать этого прощения, ты должен захотеть очиститься от скверны греховной.

Второе: мы должны быть милосердными к своим должникам, мы должны прощать наших обидчиков. В молитве «Отче наш» говорится: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И как бы ни были велики твои грехи, Бог простит тебя, если ты выполнишь эти два условия. Так же, как Он простил, например, Давида.

Как мы помним, Давид совершил тяжкие грехи. Он не только соблазнил жену ближнего своего, но и убил его. Один грех всегда влечет за собой другой, еще более тяжелый. Кроме того, грех имеет свойство ослеплять человека. Человек порой даже не осознает, что он делает. Давиду помог пророк Нафан. Он сказал ему: «Давид, что ты натворил!». У Давида как будто пелена с глаз спала: он пал на колени, стал каяться и просить прощения. В псалме 50-м, который мы ежедневно читаем, говорится: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». После этого покаяния Нафан сказал: «Давид, Господь снимает с тебя грех твой». То есть Бог простил Давида. Однако нужно сказать об одной особенности.

Некоторые люди путают наказание за грех с последствиями греха. Давайте выясним, что такое последствия греха. Дело в том, что каждый грех запускает определенный механизм, который очень трудно остановить. Например, сыновья Давида видели, что творит их отец — это и было запуском механизма. Да, Бог простил Давида, но после этого у него умер один из сыновей. Другой сын Пророка — Авессалом — сам начал вести разгульную жизнь, а затем вообще пошел войной на своего отца. Это наказание? Нет, это последствия грехов.

Так что же с этим делать? Меня иногда спрашивают: «Батюшка, какую молитву нужно прочитать, чтобы мой сын исправился? Может, акафист какой-нибудь?». Видимо, люди думают, что Бога нужно специально просить, чтобы Он помог их родственникам. Они не понимают, что Господь любит их сыновей и внуков неизмеримо больше, нежели они сами. Бог Сам хочет, чтобы они исправились, но Он не может исправить сыновей и внуков вопреки их воле. Если у нас сломается, например, стиральная машина, то мы же не Господа просим ее починить, а вызываем мастера. Каждый из вас может попросить Бога исцелить свое сердце. Но по вашим молитвам Он не может исцелить другого человека. Человек — не стиральная машина, он должен сам возжелать спасения и исцеления.

Некоторые говорят: «Я просил у Бога прощения, но у меня все равно — беда за бедой. Видно, Бог не простил меня и наказывает». Но люди ошибаются. Если они искренне покаялись, то Бог их простил. А беды — это не наказание, а последствия грехов. Если бы Господь хотел наказать, то все было бы гораздо хуже.

Был такой случай: пьяный мужчина ударил свою жену, и от удара у нее вытек глаз. Когда он протрезвел, то ужаснулся своему поступку и попросил прощения у жены. Жена простила его, и Бог простил, но глаза-то нет. Это необратимые последствия греха, хотя в жизни бывают вещи и похуже.

У Достоевского в романе «Братья Карамазовы» описывается один интересный случай. Друзья сидели за столом, и один от нечего делать пошутил о вере. Другой, услышав эту шутку, потерял веру в Бога. Его мировоззрение перевернулось. Тот, кто шутил, не преследовал такой цели, и, возможно, он потом покаялся, и Бог его простил, однако у человека вера-то не восстановилась. Мы видим, что даже одно неосторожно сказанное слово может запустить страшный механизм. Не зря говорит апостол Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный». Некоторые тешат себя мыслью, что я, мол, согрешу, а потом пойду и покаюсь, и Бог меня простит. Бог-то, может, и простит, но последствия греха никуда не денутся. Поэтому греха нужно бояться как огня. Аминь.

Если мы презрим постановления Всевышнего, если душа наша возгнушается Его законами, то и Он обратит лице Своё против нас. Если мы и далее не исправимся и будем продолжать идти против Него, то и Он в ярости будет всемеро увеличивать наказание за грехи наши на каждом следующем этапе нашего с Ним противостояния. Мы будем рассеяны от места присутствия Его. Враги наши возобладают над нами, неприятели будут господствовать над нами и будут губить нас.

Всевышний победит в этом противостоянии. Наконец-то, оставшиеся признают беззакония свои и беззакония отцов своих и потерпят за свои беззакония. Наконец-то, покорится необрезанное сердце наше. Мы всем сердцем обратимся к Господу Богу. Тогда и Всевышний вспомнит завет Свой с праотцами нашими и не возгнушается оставшимися, чтобы мы не были истреблены до конца. Он вспомнит о нас, ибо Он Господь наш и Бог наш.

1 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. Исх 20, 4 . Втор 5, 8 . Пс 96, 7 .
2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь.
3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, Втор 28, 1 .
4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;

11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; Втор 4, 7 .
12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. 2 Кор 6, 16 .

14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, Втор 28, 15 . Плач 2, 17 . Мал 2, 2 . Вар 2, 10 .
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,- Ис 24, 5 .
16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; Втор 28, 21, 66 . 1 Цар 2, 33 .
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Лев 17, 10 . Пс 33, 17 .
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; Втор 28, 23 .
20 и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих. Иер 8, 13 . Иоил 1, 12 .
21 Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
22 пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. Прем 11, 16, 18 .
23 Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
24 то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, 2 Цар 22, 27 . Пс 17, 27 .
25 и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; Иез 21, 14 .
26 хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты. Пс 104, 16 . Иез 4, 16 . Мф 15, 38 .
27 Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
28 то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, Втор 32, 23 .
29 и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; 4 Цар 6, 28-29 . Иер 19, 9 . Плач 2, 20 .
30 разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами;
31 города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания [жертв] ваших; Иер 7, 14 . Ис 1, 13 . Ам 5, 21 .
32 опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; Иер 19, 8 . Иер 25, 9 . Иез 23, 25 .
33 а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.

38 и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших;
39 а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут;
40 тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, Втор 4, 30 . Иез 36, 31 . Дан 9, 16 .
41 за что и Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои. Иер 9, 26 . Иез 44, 7 .
42 И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню; Исх 2, 24 . Втор 4, 29 . Ис 54, 10 .
43 тогда как земля оставлена будет ими и будет удовлетворять себя за субботы свои, опустев от них, и они будут терпеть за свое беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими,
44 и тогда как они будут в земле врагов их,- Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; Втор 4, 29 . Иер 14, 9 .
45 вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь.

РЕЛИГИОЗНЫЕ СТАТЬИ. ЧАСТЬ 24. КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ ЗА ГРЕХИ.

Этот вопрос на самом деле постоянно виден человеку, но, будучи нерелигиозным, человек все свои страдания видит, как следствие деятельности тех или иных людей, как следствие случайности или обстоятельств, как то, что непредвиденно и что можно было и предусмотреть и невозможно было бы предусмотреть. На самом деле в материальном мире нет и не может быть ничего случайного. Все страдания человеку на всех уровнях и во всех направлениях дает человеку только Бог. Также все страдания есть то, что Бог дает каждому человеку в строгом соответствии с его кармой, что есть те или иные заслуги и нет перед Богом и в соответствии также с Планом Бога на человека, как и в соответствии с его качествами и в некотором смысле желаниями из прошлой жизни, где человек желал любым путем быть великим, богатым, талантливым и никогда не беспокоился тем, какими путями и за счет кого может решать те или иные вопросы своего успеха. Бог наказывает за грехи, которые тянутся, как из прошлого рождения человека, так и в этой жизни. Все страдания уже включены в жизнь человека до его рождения, и даже те, которые он еще заработает в предстоящем рождении, ибо Бог Знает, как и в каких ситуациях себя человек проявит, и что или какая реакция неумолимо за этим последует.

Но какие страдания могут быть вообще? Прежде всего, связанные с телом человека. Это могут быть болезни, внешность человека, дефекты тела, особенности развития тела, умственные способности человека, отсутствие правильной реакции на окружающий мир, психические отклонения и пр. Также страдания непременно человека ожидают и от других живых существ. Это животные и сами люди, общество, закон. И непременно страдания могут быть от природы, природных катаклизмов или от температуры. На самом деле страдания человек терпит во всех этих направлениях, но считается самым большим страданием - это страдание от болезней и, собственно, от людей, где иногда просто может присутствовать человеческий фактор, ошибки других людей, их неразвитые качества или очень греховные качества, которые могут приносить человеку те или иные страдания.

Надо также понимать, что человек дает себе отчет, что послужило причиной страдания, но меньше всего понимает то, что любое страдание никогда непременно не связано напрямую с источником страданий. Любой источник страданий есть всего лишь средство наказания Бога, не зависимо от того, что прямым участником видится или человек, или другой фактор. Только Бог собирает людей в один самолет, которому должно разбиться. Только Бог направляет человека в те места, где должно произойти землетрясение или цунами или наводнение или дает в этих местах рождение. Только Бог Знает, кто и в какой степени должны пострадать. Также только Бог указывает серийному убийце на жертву и дает желание совершить насилие или ограбление, или убийство. Только также Бог дает животному того, кого надо или покусать или растерзать, ибо Бог Знает, что этот человек был очень жесток или с животными или с другими людьми в прошлой своей жизни. Только Бог дает насилие над женщиной, ибо и она, будучи в теле мужчины, насиловала или того хуже. Только Бог дает ограбить и Указывает преступнику на ту жертву или выводит на того, кто это у Бога заслужил. Только Бог также дает в семью больного человека, и все в семье страдают и в своей мере помогают ему по карме и больного и каждого. Только Бог дает оправдательный приговор преступнику, потому что ему надо еще совершить преступления и наказать Волею Бога тех, кто это в свое время совершал сам в своем прошлом рождении. Только Волею Бога человек как бы невинно отсиживает срок за другого, и это происходит потому, что в его прошлой жизни кто-то отсидел срок за него самого. Только по Воле Бога ошибаются врачи и человек умирает, только по Воле Бога ошибается водитель, и машина попадает в аварию, только по Воле Бога в семье погибает молодой человек от передозировки наркотиком, и мать должна страдать потому, что в прошлой жизни или сама варила смертное зелье и давала другим или просто покрывала того, кто таким образом в семью зарабатывал деньги, не заботясь о том, чем это может закончиться для другой матери или жены, или для детей. Все страдания есть ни что иное, как наказание или возмездие Бога за прегрешение. Иногда страдания человека просто имеют отношение к тому, что член семьи имеет очень скверный или неуравновешенный характер, или семья может страдать от качеств ребенка или деспотизма одного из взрослых членов семьи, также люди могут страдать от общества, от неуживчивости в коллективе, от своей непонятливости, от слабой памяти, от неуважения или проявленного к человеку высокомерия. Страдать человек может просто от своей внешности, от бедности и невозможности хорошо одеваться, также может страдать от какого-то дефекта, например, речи или страдать от отсутствия некоторых возможностей, например, слеп, глух, нем. Страдают и полностью полноценные люди от отсутствия взаимности в любви, от того, что женщина не может родить, от постоянных конфликтов с мужем или родителями.

Все это есть только кармические плоды, и они непременно, будучи долгими, воспитывают в человеке те или иные качества и по-любому направленны на развитие человека. Все страдания в материальном мире непременно контролируются только Богом, имеют начало и конец и всегда сопровождаются и теми событиями, которые эти страдания могут и смягчать, давая человеку отдых или переход к другому типу страданий более слабого порядка. Но и невозможно сказать, что страдания полностью заполняют собой жизнь человека. Пока человек не очень сильно религиозен, Бог разрешает ему в пути преодолений и наслаждать себя и дает праздники, и дает некоторые и материальные блага, ибо многие страдания без денежных средств преодолеть и невозможно. Также надо знать, что страдания не могут быть беспричинными. Непременно в материальном мире Бог дает причины и как следствие сами страдания. Это необходимо потому, что человек - мыслящее живое существо, и он непременно должен понимать, что послужило причиной тех или иных страданий. Будучи материальным, человек всегда хочет знать эти причины и очень часто это знание как бы помогает человеку пережить страдание. Но такой человек, тем не менее, находится и в большом заблуждении и ему грозит совершить также то или иное греховное деяние, ибо он причиной может видеть другого человека и, не понимая и не видя стоящего за всем только Бога, может пожелать каким-то образом наказать того, кто ему видится виновным, и таким образом зарабатывает себе новые страдания. Надо всегда понимать, что за всем стоит только Бог, и на все только и единственно Воля Бога. Любое другое понимание неизменно ведет к страданиям и возвращает человека в круговорот сансары.

Вопрос:

Отче, отвечая на вопрос Юлии: можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков,- вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз приходилось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до шестого колена. Внесите ясность. И еще: мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т. е. длинные записки). Спаси вас Господи.

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:5—6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня ) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор. 24:16).

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29—30).

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез. 18:19—20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим. 5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит, воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Источник: http://1-rs.com

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На Православном форуме Украины священник отвечает на вопрос о том, как очиститься от родовых грехов. При этом он развенчивает бытующие даже среди православных кармические суеверия на сей счет, предостерегая от перекладывания собственной вины на предков.

Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего . И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости - это пренебрежение послушанием .

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали» .

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа .

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.