» » Боги древней греции. Мифы древней греции зевс Медное чудище Крита

Боги древней греции. Мифы древней греции зевс Медное чудище Крита

Он был самым страшным из греческих богов. Его имя не решался произнести ни один смертный. Он олицетворял саму смерть и правил царством мертвых. Каждый знал, что рано или поздно встретится с ним.

Аид является мифологическим стражем смерти, царем загробного мира, куда так боялись попасть все древние греки. В те времена было не принято каким-то образом изображать Аида. В его честь практически никогда не строили храмов и никак не почитали его. Миф о царе загробного мира объяснял древним грекам, что происходит с ними после смерти. Все эти легенды показывают, насколько сильно люди стремились к выживанию, и какие страхи и мысли пробуждала в них смерть. У многих религий и верований есть отдельный способ существования после смерти физического тела.

Миф рассказывает, что после кончины, дух умершего опускается в Аид - подземный мир. Древнегреческий загробный мир Аид, сочетает в себе одновременно рай и ад. В христианской религии все обстоит иначе - душа человека будет наказана или ей даруется вечное блаженство в Божием царстве, в зависимости от ее Земных деяний. У древних греков разделение на рай и ад отсутствовало, они считали, что все загробные царства находятся в одном месте - под землей.

Аид состоял из трех уровней. Почти все души умерших попадают на асфоделовый луг . Там прибывают в забвении безликие массы. Душа умершего человека обречена на долгие скитания в мрачном подземном мире. Асфоделовый луг можно сравнить с чистилищем. Это тихое, спокойное место, где стоят облетевшие скорбные деревья, меж которых бесцельно скитаются души людей.

Для тех, кто прогневал богов, в царстве Аида предусмотрено особое место - пропасть в 65 тыс. километров. Душа, попавшая в это место, обречена на вечные мучения и истязания. Это место окружено огненной рекой Пирифлегетон , древние греки называли его Тартар .

Христианский Ад - это своего рода вариант греческого Тартара. В него попадали исключительно души злых людей. Первые христиане так ассоциировали Ад с Тартаром, что написали о нем в Новом Завете. Сведения о Тартаре можно найти во втором послании Петра Нового Завета. Историки считают, что Христианское понятие Ада произошло от древнегреческого Тартара.

Самые праведные попадали на третий уровень Аида, где их ждал настоящий Рай - Элизиум. Он также известен как Остров Блаженных.

Элизиум является древнегреческим эквивалентом Рая. По легенде это место изобилует пищей, там нет страданий и тягот. Попавшие в Элизиум души находились в окружении таких же праведников, какими при жизни являлись и сами. Все греческие герои однозначно попадали в Элизиум.

Все древние греки подчинялись воле Аида. Однако некоторые знакомились с ним в самом рассвете сил.

Аид выбрал себе в царицы прекрасную Персефону . Он похитил ее во время прогулки. В тот день Персефона собирала цветы на лугу, как вдруг земля разверзлась, и невидимая рука Аида утащила ее в свой загробный мир. Он сделал ее пленницей своего царства, чтобы навсегда сделать ее своей женой.

Тем временем в мире живых ее отчаянно ищет мать - Диметра , богиня плодородия. Этот миф рассказывает о главнейшем аспекте жизни древних греков. Диметра способна уничтожить всех людей. Греки полагали, что Диметра имела власть над временами года. Считалось, что с момента похищения Аидом Персефоны зародился годичный цикл на Земле.

Диметра не подозревала, какая беда приключилась с ее дочерью. Она скиталась по свету в поисках Персефоны и в горе забыла наградить Землю плодородием. Все растения медленно завяли и вскоре умерли. После смерти растений последовало бесплодие женщин, на Земле больше не рождались дети. Наступила самая суровая зима за всю историю. Когда боги Олимпа увидели надвигающуюся угрозу вечной зимы, они приказали Аиду немедленно вернуть Персефону к жизни. Однако Аид не собирался исполнять волю Олимпийцев.

Аид считал, что если ему удастся, заставить прекрасную Персефону есть подземную еду - она станет одним целым с миром мертвых. Царь подземного мира предложил Персефоне гранатовые зерна, она приняла лакомство, и судьба ее была предрешена. Позже за эту ошибку высокую цену заплатит весь мир. После того, как Персефона вкусила еду подземного мира, она была обязана проводить в царстве мертвых три месяца в году. По одному месяцу за каждое съеденное ей зернышко граната. Все остальное время ей было позволено находиться рядом со своей матерью.

В то время, когда Персефона пребывала в Аиде, Диметра не могла давать Земле плодородия - таким образом, древние греки объясняли себе зиму. По возвращении Персефоны ее мать радовалась, и тосковала, когда ее дочь снова забирал Аид. Так появлялись весна, лето и осень. Люди в те времена считали, что при смене времен года Персефона переходила из земного царства, в подземное. Однако каким образом она попадала в Аид? Древние греки верили, что пещера Элевсина являлась входом в Аид, вратами смерти. Когда Персефона в первый раз покинула царство мертвых, то ее мать Деметра встретила ее у этой пещеры. Элевсина считается границей между двумя мирами - миром живых и царством мертвых. Однако эта пещера была не единственным входом в подземное царство. Греки считали, что в Аид можно было попасть разными дорогами. Во время раскопок около входа в пещеру Элевсина археологи обнаружили развалины древнего храма. Среди прочих находок ученые отыскали каменный барельеф, надпись на котором гласила «Богу и Богине». Барельеф посвящался богу, имя которого произносить было запрещено. Этот храм принадлежал ангелу смерти - Аиду.

Такие храмы достаточно редки у греческой культуры. Сам Аид, как и его культ не способствует тому, чтобы в их честь возводили храмы. Когда грекам требовалось внимание Аида, они били ногами о землю, выкрикивая его имя. Поэтому храмы посвященные Аиду - большая редкость.

Для почитания тайного культа в Элевсине собиралась секта. В нее входила группа людей одержимых идеей смерти. В этой тайной секте прошли обряд инициации такие известные исторические личности как Платон, Сократ, Цицерон, это указывает на особую значимость культа. Найденные археологами письмена свидетельствуют о том, что разные члены общества приходили туда с одной целью - отыскать самую короткую дорогу в Рай, дорогу к бесконечному счастью и блаженству в царстве Аида. В те времена, секты давали все необходимые знания о достижении «острова блаженных». Элевсинская секта имела прямое воздействие на Христианство. Поскольку этот культ способствовал избавлению от страха смерти - его популярность росла и подготавливала основу для Христианской веры. В итоге основной идеей Христианства стала победа над смертью.

Древние Греки считали Аида жестоким повелителем душ. Однако бог смерти не всегда был таким, ему пришлось пройти через множество испытаний. Он преодолел путь от забытого ребенка до самого ужасного бога, вселяющего ужас в каждого смертного. Аид был проклят с самого момента своего появления на свет, в тот момент, когда был проглочен живьем собственным отцом.

Рождение Аида

Кроносу было предсказано, что один из его детей займет его место. Кронос являлся царем всех богов - титанов , и больше всего боялся потерять свою власть над миром. Он решает эту проблему, проглатывая живьем своих детей. Участь быть съеденным собственным отцом постигла также и Аида. Когда он только появился на свет, Кронос проглотил его.

В древней Греции умерщвление детей было довольно редким явлением, поэтому подобная жестокость вызывала у них настоящий ужас. Все проглоченные Кроносом дети не умерли, поскольку являлись бессмертными богами. Они росли, развивались и взрослели прямо в чреве Кроноса. Лишь одному ребенку удалось спастись от участи своих братьев и сестер - его звали Зевс . Он вернулся к своим братьям и сестрам, будучи взрослым богом и освободил их от плена внутри Кроноса. Зевс объединил спасенных богов, сделал их богами Олимпа, и низверг своего отца Кроноса, захватив власть над миром. После победы, Олимпийские боги должны были решить, каким образом им разделить свою власть. Трое богов, Зевс, Аид и Посейдон соглашаются разграничить свои владения. Это был решающий момент, который навсегда распределил силы между богами. Поскольку Аид являлся старшим из сыновей Кроноса, по древнегреческим законам он имел ряд преимуществ. У греков в те времена было принято право первородства. Согласно этому праву, Аид имел полное право унаследовать большую часть разделяемого имущества. Однако Зевс, младший брат Аида планировал править миром самостоятельно. В возникшем споре они приходят к жеребьевке.

У древних греков, если наследство не могло быть поделено иным способом, жребий был обычной процедурой раздела имущества. В результате жеребьевки Посейдону досталось море, Зевсу небо, Аиду - царство мертвых.

Аид имел возможность править миром, однако судьба распорядилась иначе. Он был крайне обижен и омрачен своей долей, но таков был его рок. Поскольку древние греки боялись смерти и относились к ней как к чему-то очень страшному - они не воздавали практически никаких почестей Аиду. Остальные боги Олимпа также не выносили его общества, поскольку ненавидели смерть. Царство Аида в древних писаниях описывалось как влажные пещеры и реки. В этом месте над реками носится туман, там все насквозь провоняло запахом разложения. От туда нет пути назад.

Под Грецией существует целая сеть огромных по своим масштабам пещер. Эта сеть представляет собой лабиринт пещер заполненных водой, место, которое в точности напоминает подземное царство Аида. Для греков эти пещеры были чем-то вроде промежуточных звеньев, их интерпретировали как точки перехода между двух миров - земной жизнью и царством мертвых. Греки находили пещеры очень важными в своей истории, поскольку они являлись домами для первых людей. После того, как древние греки покинули пещеры и занялись строительством отдельных домов, подземелья стали считаться священными. Аид и его мертвое царство наводило неподдельный ужас на всех людей. Больше самого Аида они боялись проклятых душ, которые скитались по миру и не могли попасть в Аид. Согласно легенде, мертвые души, не впущенные Аидом, преследовали живых.

Поскольку Аид являлся царем подземного мира мертвых, он пытался создать из него настоящее царство. Как и любой другой справедливый правитель, он наказывал злых и воздавал добрым. Для поддержания порядка Аид собрал некую группу, следящую за справедливостью и порядком среди мертвых душ. В эту группу вошли Гекатонхейры - сторукие великаны, Цербер (Кербер) - трехголовый пес, отличавшийся чрезвычайной жестокостью, и ученик Аида - Харон .

Харон являлся перевозчиком на оледеневшей реке из людских слез - Стиксе. Он переправлял мертвые души с одного на другой берег, в царство мертвых. Харон представлял собой демоническое, высохшее существо на границе между миром живых и миром мертвых. Все души, находящиеся в Аиде попали туда с помощью Харона. Однако за свои услуги он взымал небольшую плату - все души, за свою переправу обязаны были заплатить монетой. Души, которые не могли заплатить Харону были обречены вечно скитаться у берегов реки Стикс. Класть монеты у древних Греков был обязательным похоронным ритуалом, без этого обряда душа умершего никогда бы не узнала покоя. Во многих государствах древности были введены законы, наказывающие людей за несоблюдение ритуала погребения. Это говорит о том, насколько сильно люди верили в правдивость своих мифов. Древние источники рассказывают о том, что иногда души покойных возвращались к живым. Подобное происходило в тех семьях, которые по каким-то причинам не соблюли похоронный обряд погребения. Мертвые души не знали покоя, они плакали, что-то просили, разрушали и вредили, и никак не могли попасть в Аид.

Древние Греки оставили множество доказательств своей веры в призраков и духов. В греческих могилах археологи обнаружили статуэтки из свинца со связанными конечностями. Они были помещены в миниатюрные гробики на крышках которых были вырезаны проклятия. Все заклинания были направленны на мертвых и их богов, чтобы они истязали людей, которые еще не умерли. Таким образом, древнегреческие борцы просили мертвых связать руки своим противникам. Эта «магия» использовалась повсеместно для различного рода нужд, в основном, чтобы навредить сопернику или конкуренту в чем-либо. Статуэтки с проклятиями преимущественно клались в могилу тем, кто вряд ли попадет в Аид. Таковыми являлись неприкаянные мертвецы. Они те, кто умерли в слишком раннем возрасте, те, кто умер насильственной смертью, те, кого похоронили, не соблюдая правил и обрядов погребения.

Такие духи лишены возможности попасть в загробный мир, царство Аида. Именно поэтому их считали злыми и несчастными. Неприкаянные души проще всего подтолкнуть к выполнению дурного поступка. Души, которым удалось попасть в Аид, уже никогда не возвращались обратно. Тех, кто пытался покинуть царство мертвых, ждало суровое наказание. Но некоторые все же шли на риск.

Сизиф

Легенды рассказывают о больном и обессилившем человеке, который стоял у подножия горы. Сквозь его кожу проступала кровь, смешанная с потом. Его звали Сизиф . Он был первым человеком, бросившим вызов самому Аиду, задумавшим обмануть смерть. Перед самой своей кончиной он попросил жену не хоронить его. Он понимал, что если жена не станет хоронить тело, его душа зависнет между двух миров - миром живых и царством Аида. Сизиф был человеком образованным. Он предполагал убедить Аида отпустить его душу. Поскольку Сизиф понимал, что обмануть Аида невозможно, он решил действовать через его царицу. Сизиф пожаловался Персефоне на свою жену - как она могла так поступить с его телом? Ему удалось убедить царицу Аида, она испытала симпатию к несчастному Сизифу и разгневалась на его жену. Персефона позволила Сизифу вернуться в мир живых, чтобы наказать свою жену. Он добился того, что ему было нужно. Отпущенный на волю дух Сизифа и не думал возвращаться обратно в царство мертвых.Таким образом, хитроумному Сизифу удалось обмануть смерть. Но Аид никогда, и никого не выпускает из своего царства. Как только Аид узнал о побеге Сизифа, тут же вернул его душу обратно.

Таким образом, хитроумному Сизифу удалось обмануть смерть. Но Аид никогда, и никого не выпускает из своего царства. Как только Аид узнал о побеге Сизифа, тут же вернул его душу обратно.

Сизиф ошибся на счет того, что был достаточно умен, чтобы перехитрить великих богов. В древней Греции подобные поступки считались крайне опасными. Любой, кто пытался обмануть Аида, считался врагом Греции. Греки свято верили, что души умерших должны находиться в Аиде, и нигде больше. Считалось, что мертвые могли утащить души живых в иной мир, они похищали чужие жизни.

Наказание Аида за непослушание Сизифа было крайне суровым. Тех, кто пытался обмануть смерть, ждали вечные муки в подземном царстве. За свою дерзость Сизиф был заключен в Тартар - ад античных мифов. Окруженный огненной рекой он должен был толкать огромных размеров камень на вершину подземной горы. Каждый день Сизифа заканчивался одинаково - он докатывал тяжелый камень до вершины, а потом был вынужден бессильно наблюдать, как камень срывается и катится вниз. Ему приходиться терпеть эти страдания изо дня в день. Сизиф обречен мучиться веки вечные. Миф о Сизифе был строгим напоминанием людям о том, что никто из смертных не в силах перехитрить Аида и смерть.

Сизиф был не единственным, кто пытался обмануть смерть. Из всех богов, смертные чаще всего пытались провести именно Аида. Еще один хитрый способ обмануть смерть придумал Орфей.

Орфей

Орфей был известен тем, что играл самую прекрасную музыку в мире. Мастерство Орфея станет настоящим оружием против смерти. До Орфея в древней Греции никто не знал что такое музыка. Его считали основателем музыкальной традиции. Именно Орфей придумал поэзию и мелодию. Самую искусную игру Орфея можно было услышать, когда он брал в руки лиру - старинный струнный инструмент.

В Древней Греции слово музыка, означало не только исполнение песни, но и некую магическую формулу. Во время своей игры или пения, Орфей занимался своего рода магией.

Музыка, была смыслом жизни Орфея, однако истинную любовь, большую за все, что он знал, Орфей испытывал не к музыке, а к Эвридике - своей прекрасной жене. Самым печальным в мифе об Орфее и Эвридике было то, насколько сильно они любили друг друга. Орфей и Эвридика были по-настоящему счастливы вместе, но у древних греков счастливые люди непременно оказывались в какой-либо ужасной ситуации, потому как не могут смертные быть так счастливы.

Однажды Эвридика рвала плоды в прекрасном саду. Девушка не подозревала, что за ней следил сатир - полу человек, полу козел, уродливое и похотливое существо. У древних греков в образе сатиров олицетворялась необузданная мужская сила. У сатиров на уме было только одно - непреодолимое желание спариваться.

Когда сатир попытался наброситься на Эвридику, девушка заметила его и стала убегать. Но сатир был сильней и быстрей, он преградил путь прекрасной Эвридике. Девушка пятилась назад, пока не наступила на змеиное гнездо. Когда Орфей обнаружил свою возлюбленную, она была уже мертва. Аид забрал душу Эвридики.

Орфей так сильно любил свою жену, что не желал смириться с ее смертью и решил бросить вызов самому Аиду. Взяв с собой одну лишь лиру, он отправился в подземное царство. В греческих мифах герой становился героем только тогда, когда спускался в Аид и возвращался обратно невредимым. Своей прекрасной музыкой Орфей околдовал Харона и пересек Стикс. Однако на другом берегу Орфея ждало еще более ужасное препятствие - Цербер, сторожевой пес Аида с тремя головами. Задача Цербера заключается в том, чтобы следить за всеми, кто входит и покидает мрачное царство Аида. От одного его вида любой приходил в неописуемый ужас. Орфей снова начинает играть сладкие мотивы, очаровывая Цербера. Когда страж мира мертвых замирает, Орфею удается войти. Орфей предстал перед Аидом в надежде, что магия музыки поможет ему убедить великого бога смерти отпустить Эвридику. Орфей пытается сделать то, на что не решался никто - очаровать саму смерть.

Музыка Орфея была настолько трогательной, что слезы покатились по щекам у всех в подземном мире, включая самого Аида. Царя мертвых так сильно тронула песнь Орфея, что он решает дать ему шанс возвратить свою любимую. В первый раз Аид признал силу любви и потерю дорогого человека.

Властелин подземного мира соглашается отпустить Эвридику из мира мертвых, но с одним условием - на протяжении всего пути Орфея к выходу из Аида, он должен верить в то, что Эвридика следует за ним. Орфею было достаточно обернуться один лишь раз, что бы потерять свою любовь на веки.

Шаг за шагом на пути к выходу из Аида Орфея все больше одолевают сомнения - следует ли за ним Эвридика, или Аид устроил жестокую игру ради забавы. Дойдя до самого выхода из царства мертвых, Орфей не выдерживает, оборачивается и видит свою возлюбленную. В тот миг, когда их взгляды соприкоснулись, Эвридика уносится обратно в объятия Аида. Повелитель мертвых снова доказал свою несокрушимую власть над живыми. Однако скоро ему предстоит столкнуться с силой, во много раз превосходящую его.

Поднявшись на поверхность, Орфей остаток жизни проводит в скитаниях по пустоши. Он поет песню об ужасной потере любимой всем, кого встретит на своем пути.

За последние двести лет в древнегреческих захоронения были найдены таинственные таблички с надписями выполненные из чистого золота. Неожиданная археологическая находка помогла понять, как древние греки воспринимали царя мертвых и его царство. Эти таблички клались на рот умершего в момент погребения. Все таблички изготовлены в форме губ, как если бы текст на табличке произносил сам умерший. В тексте постоянно фигурирует Аид как бог мертвых и в качестве его царства. Эти текста являются объяснениями побывавших в Аиде как отыскать царство мертвых. «С левой стороны от дома Аида ты увидишь источник. В момент, когда душа покинет солнечный свет, лети вправо, но будь осторожен», гласит одна из надписей на золотой табличке. Предположительно эти тексты являлись пропуском в царство мертвых. В них описывается то, что происходит в подземном мире и какие ступени проходит душа. Тексты рассказывают, каких охранников в подземном мире встретит душа и что она должна сказать им, чтобы пройти дальше и попасть в царство Аида.

Когда Орфей вернулся из царства мертвых, то описал в своих песнях устройство Аида со всеми его обитателями. Он рассказал о том, что находится в мире мертвых, куда следует идти, что делать и говорить. Отдельные строки его песен встречаются на золотых табличках. В древности, песни Орфея использовались в качестве руководства по загробной жизни. Так греки видели царство мертвых на протяжении многих тысяч лет. Однако в первом веке нашей эры видение загробной жизни изменилось. Новые религиозные идеи перевернули представление о мире мертвых в умах людей. Аид встретился со своим сильнейшим соперником - Иисусом Христом.

Сокрушение Аида Иисусом Христом

Христианская религия рассказывает, о величайшей битве богов старого и нового мироустройства. Иисус явился, чтобы забрать принадлежащие Аиду души. Апокрифическое Евангелие от Никодима повествует о сошествии Иисуса Христа в преисподнюю. После своей смерти, он сошел в ад и вступил в схватку с Аидом. Иисусу удалось разгромить врата Аида и вывести всех людей в рай.

Спустившись в Аид, Христос прочитал проповедь всем мертвым душам. Ее смысл довольно прост - откажитесь от Аида и примите нового спасителя. О последних секундах Аида писал Иоан Богослов в предсказании конца света.

Чтобы показать людям свою власть и величие Иисус разрушает Аид и сражает саму смерть. В итоге бог мертвых погибает в огненном озере, куда его сбрасывает Иисус. Он показывает, что обладает такой силой, что способен победить саму смерть.

Все эти истории являются чем-то намного большим, чем обыкновенный миф или легенда. Они помогают понять суть человеческой сущности до самых ее глубин.

Источники

    • Нейхардт А.А. «Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима» — 1990
    • Гесиод «Теогония» («Происхождение Богов»)
    • Ян Парандовский «Мифология». «Czytelnik». Warszawa. 1939
    • Scott A. Leonard «Myth and Knowing»
    • Н. А. Кун «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях», 1922
    • Рудольф Мертлик Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. – М.: Республика, 1992. — 479 с.
    • Dennis R. MacDonald «The Homeric Epics and the Gospel of Mark»
    • Tom Stone «Zeus: A Journey Through Greece in the Footsteps of a God»
    • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Мировая мифология полна фантастических миров и королевств, которые существуют наряду с нашим собственным миром. Говорят, что во многие из них существуют входы, находящиеся в реальном мире, а это означает, что возможно многие из нас, по крайней мере, стояли на пороге некоторых довольно удивительных мест. Вот если бы мы еще знали волшебные слова, открывающие эти двери…

10. Сказочное королевство

Лес Кнокма (Knockma Woods) находится в дебрях западной части Ирландии и с ним связано несколько крупных легенд. По рассказам древних сказителей, легендарная королева-воительница Маэва была погребена под грудой камней на холме Конкма, и теперь сам холм якобы является входом в одно из сказочных королевств Ирландии. Управляемое королем Фионнбхаром (также известным под именем Финварра), сказочное королевство Коннахт существует только внутри одного из многих каменных кругов и волшебных колец, усеивающих гору.

Согласно легенде, однажды Финварра похитил красивую невесту ирландского лорда и унес в свое королевство. Лорд преследовал короля и свою невесту вплоть до самого холма и приказал своим людям начать копать, но каждую ночь, когда воины ложились спать, все ямы, которые им удавалось выкопать за день, были полностью восстановлены феями, прислуживающими Финварру. Чтобы предотвратить повторение подобного, лорд приказал насыпать соль вокруг холма и в конечном итоге сумел вырыть себе путь в сказочное королевство и вызволил свою жену.

Также в семейных легендах 18-го и 19-го веков упоминается, что Финварра якобы защищал близлежащий замок Хакет, следил за тем, чтобы винные погреба его владельцев постоянно были полны, а также обеспечивал победу их лошадей, в каких бы состязаниях они не участвовали. Однако лес Кнокма это не просто местная легенда или что-либо в этом духе, но и археологическая памятка, потому как в ходе раскопок здесь удалось обнаружить ряд неолитических поселений и каирнов (примеч. груд камней, насыпанных над захоронением) датирующихся около 6000-7000 до н.э.

9. Река Стикс

Греки верят, что река Стикс является главным входом загробный мир. Говорят, она семь раз огибает царство Аида, а ее вода чрезвычайно едкая, ядовитая и смертельно опасная. Кроме того, согласно слухам она течет между двумя массивными серебряными колоннами, охраняемыми нимфами, в честь которых она и получила свое название. Легенды гласят, что все это правда и что когда-то ее смертоносные воды убили одного из величайших лидеров в мировой истории.

По преданию, некогда Зевс заставлял богов пить воду из реки Стикс, которую использовали наподобие детектора лжи. Если они были лжецами, то теряли свой голос и способность двигаться в течение одного года. Эти симптомы устрашающе похожи на те, что наблюдались у Александра Великого, прежде чем он преждевременно скончался из-за неустановленной внезапно наступившей болезни в 323 г. до н.э. Прежде чем впасть в кому, греческий лидер страдал от колющих болей во внутренних органах и суставах, высокой температуры и потери голоса.

Эти симптомы также очень похожи на те, которые испытывает человек, когда в его организм попадает калихеамицин - токсин, вырабатываемый бактериями, находящимися в известняке, обнаруженном в высоких концентрациях в реке Мавронери. Она также известна под названием Черная вода, что вытекает из Пелопоннесских гор и уже давно считается реальным переходом на берег реки Стикс. Древнее предание гласит, что вода в ней была настолько ядовитой и смертельной, как и у мифического аналога, что единственное, чего она не могла повредить были лодки и плоты, сделанные из лошадиных копыт.

Если версия о смерти Александра Македонского верна, тогда можно предположить, что он умер не от малярии или брюшного тифа, как предполагалось ранее, а в действительности был отравлен человеком, сумевшим достать воду из мифической реки Стикс.

8. Затерянный город «Z»

Затерянный город «Z» является мифологическим городом, расположенным в дебрях Южной Америки. Предположительно, здесь проживала крупная, развитая цивилизация странно похожая на древние греческие города, полная всяческих сокровищ и богатств. Согласно рукописи, датируемой 16-м веком (примеч. также известной под названием «Рукопись 512»), этот город был населен белыми жителями и женщинами-воительницами. Но насколько бы мифические города ни казались выдумкой, существование этого города, похоже, не так уж маловероятно. На территории Южной Америки были огромные, неизведанные земли, которые теперь глубоко засыпаны под землей, так что у современных исследователей практически не осталось ни одного шанса узнать, что же похоронено в джунглях.

Одним из самых известных людей, отправившихся на поиски этого города и в результате бесследно исчезнувших, был полковник Перси Фосетт. Полковник, который держал свой предполагаемый маршрут в секрете, чтобы не позволить своим соперникам первым найти мифический город, исчез в джунглях Амазонки в 1925 году. Его экспедиция и дальнейшее исчезновение окутаны тайной, а его загадочные письма и сознательно ложные координаты позволяют дать всему этому несколько различных объяснений. Одна теория, на которой настаивают некоторые исследователи, заключается в том, что знаменитый исследователь на самом деле отправился в джунгли вовсе не для поисков потерянного города «Z», а для того, чтобы основать новый, базирующийся на основных принципах культа, которому поклонялся его сын, сопровождающий его в той экспедиции.

Хотя вышеприведенные предположения являются надуманными, одной вполне реальной вещью во всей этой истории остается сам город. Современные спутниковые изображения показали, что Фосетт искал город, совсем недалеко от того места, где по его словам он должен был находиться. Фосетт считал, что вход в мифический город расположен где-то в бассейне Амазонки между ее притоками Шингу и Тапажос, и более чем 200 глиняных структур, протянувшихся вдоль бразильской границы Боливии, позволяют предположить, что его теория была очень близка к правде. Современными учеными было подсчитано, что некоторые структуры восходят к 200 г. н.э., в то время как другие возникли тут относительно недавно - в 13-м веке. Вход в массивный блестящий город Фосетта по всей вероятности был только чуть дальше на юго-запад от того места, где его видели в последний раз.

До того, как была получена новая информация, длительное время предполагалось, что амазонские джунгли не позволяют вести на их территории широкое сельское хозяйство, а тем более построить гигантский город подобных размеров. Тем не менее, проведенные расчеты показывают, что город «Z» был когда-то домом для около 60 000 человек. На его территории были построены не только небольшие здания - некоторые из устроенных здесь памятников имели куда большие габариты, чем египетские пирамиды.

7. Шамбала

Мифическая страна Шамбала, наверное, более всего известна в западном мире как вымышленный рай, на основе которого были придуманы рассказы о Шангри-ла. Согласно буддийским сказаниям, Шамбала представляет собой тайное царство, где соблюдают буддийские ценности и традиции. Утопический мир также является домом для великого воина Гэсэра, возглавляющего орды праведников, которые в конечном итоге отправляются в человеческий мир для борьбы с нашими демонами.

Сегодня множество людей рассказывают о посещении Шамбала. В них говорится, что в Шамбалу можно войти через давно забытый охранный пост, созданный Александром Великим, российскую гору Белуха, поселение афганского суфийского сармунского братства и древний город Балх, граничащий с Тибетом в Гималаях, а также через долину Сатледжа в Индии. Генрих Гиммлер был убежден, что Шамбала была обителью арийской расы, и даже организовал семь экспедиций для ее поисков.

Тем не менее, вход в Шамбалу является куда сложнее, чем кажется. По словам Далай-ламы, вы не сможете увидеть вход, пока не достигнете состояния чистоты, подобной той, что свойственна мистическому городу. Многие люди считают, что это означает, будто вход не является физическим местом или точкой на карте, а состоянием души, и это значит, что все вышеперечисленные входы вполне могут быть реальными.

6. Ёми

Легенда о Ёми (или Ёми Но Куни) является частью японской мифологии, предшествующей широко распространенному буддизму. Согласно мифу, все творения мира были созданы богом по имени Изанаги (Izanagi) и его богиней - женой Изанами (Izanami). После того, как Изанами умерла, дав жизнь огню, убитый горем муж отправился в подземный мир, чтобы вернуть ее обратно.

Эта легенда имеет поразительное сходство с другими мифами, ведь в ней тоже говорится о том, что преисполненный решимости муж обнаружил под землей темное и мрачное место, где души, пытающиеся сохранить свои смертные тела обречены гнить вечно. Изанаги было запрещено смотреть на свою жену, пока они не достигнут поверхности, но, как и его многие мифологические коллеги, он мельком посмотрел на ее гниющее, полностью охваченное червями тело, не дождавшись конца пути. Разгневанная за то, что он осмелился посмотреть на нее в таком состоянии, Изанами отправила вслед за ним отвратительных демонов, чтобы те преследовали его, пока он не вернется обратно в преисподнюю навсегда, но он сумел бежать оттуда и запечатал вход в Ёми гигантским валуном. В ответ Изанами пообещала каждый день забирать в подземный мир по 1000 жизней, и Изанаги дал клятву ежедневно создавать еще по 1005 новых.

Сегодня туристы, приезжающие в японский город Мацуэ, могут посетить валун, который по преданиям Изанаги использовал для того, чтобы навсегда закрыть вход в подземный мир. Йомотсу Хирасака (официальное название входа в обитель мертвых) якобы находится за одним из валунов вблизи синтоистского храма Ия Шрин. Пока не ясно, какой именно валун скрывает легендарный вход, что может быть и к лучшему. Что же касается могилы Изанами, то она также находится неподалеку от святыни, построенной в ее честь.

5. Шибальба

На пике своего могущества, империя Майя растянулась по всей Мексике и Центральной Америке, а вера ее людей в потусторонний мир была сильна как никогда. Их местом последнего упокоения был потусторонний мир, известный под названием Шибальба, куда могли попасть только мертвые, и то только после того, как их душа преодолела всяческие препятствия, начиная от пересечения реки скорпионов, гноя, преследования стаей летучих мышей и заканчивая побегом от собаки, способной видеть в темноте.

Как мы уже упоминали ранее, существует несколько различных входов в Шибальбу, и недавно исследователи обнаружили еще один на полуострове Юкатан. Здесь расположены подземные и частично подводные руины крупного лабиринта пещер, внутри которых содержится несколько мрачных указателей того, что по предположению Майя должно было ожидать их в его конце.

Археологи обнаружили в этих пещерах 11 различных храмов, а также признаки человеческих жертвоприношений. Есть ряд артефактов, оставленных в качестве подношения мертвым, в том числе глиняная посуда, резные камни и керамические изделия. В ходе археологических раскопок в пещерах также удалось обнаружить огромные каменные колонны и структуры, построенные под водой, свидетельствующие о том, сколько времени, усилий и преданности потребовалось майя для создания своей святыни. Хотя до сих пор остается невыясненным, был ли создан миф о Шибальбе после открытия этих пещеры либо, наоборот, пещеры являются доказательством реальности данной легенды, но одно ясно наверняка – они точно были связаны друг с другом.

4. Врата Геенны

Согласно основным постулатам Вуду, проход через Врата Геенны напоминает собой нечто подобное на переход души от жизни к смерти. Поскольку предания Вуду отличаются друг от друга, точно также различаются и описания этих ворот. Согласно Вуду, которые практикуют в Новом Орлеане, геенна – это дух, существующий в загробной жизни, который часто описывается, как промежуточное состояние между жизнью и смертью. Врата Геенны это портал в загробную жизнь, состоящий из семи ворот. Душе требуется семь дней, чтобы пройти через все ворота, и если ей это не удастся, она может вернуться на Землю в виде зомби. Некоторые практикующие Вуду считают, что семь врат расположены на семи различных кладбищах Нового Орлеана, хотя точное местоположение и численный порядок ворот является тайной за семью печатями. Разбросанные по всему городу и его кладбищам подсказки, оставленные здесь для тех, кто достаточно хорошо осведомлен, чтобы их расшифровать, часто напоминают собой символы некоторых божеств Вуду.

Ворота якобы легче найти и открыть в такие праздничные дни, как Марди Гра и День Всех Святых, но найти их – это только начало проблемы. Ворота должны быть похожими, открываться в правильном порядке, и каждый из них имеет стражника, который требует соответствующего жертвоприношения. Но, согласно легендам, открытие ворот в неправильном порядке или не выполнение всех требований стражников, может вызвать появление злых и опасных духов, которые покинут иной мир для того, чтобы попасть в наш.

3. Сад, охраняемый Гесперидами

Согласно греческой мифологии, Гейя (примеч. богиня земли) преподнесла Гере свадебный дар в виде деревьев, плодами которых были золотые яблоки. Последние отдавали в сад Гесперид на хранение. Геркулесу было дано поручение украсть одно такое яблоко, что стало его одиннадцатым подвигом. И он выполнил свое задание, заняв место Атланта и подняв Землю, в то время как титан добыл ему один из золотых фруктов.

Предания гласят, что вход в сад был расположен в современном Ликсусе, прибрежном городе в Марокко. Будучи некогда шумным римским портом, теперь он полностью состоит из разрушенных стен и зданий, напоминающих собой руины. Среди них также находятся остатки одной из крупнейших городской отрасли производства товаров, а также фабрики создающей пасту из ферментированной рыбной кишки. Сад и его расположение упоминается в текстах морских песен, начиная со времен Эллинистической Греции, однако есть и другие предположения о его возможном местонахождении. К примеру, они касаются города Кирена и одного из островов у побережья Ливии.

2. Ньюгрейндж

Ньюгрейндж - массивная гробница, построенная в ирландской долине Бойн более 5000 лет назад. Это не только впечатляющее проявление невероятного мастерства наших предков, но и одним из входов в потусторонний мир, согласно кельтской мифологии. Последняя рассказывает о том, что некогда боги перемещались туда и назад между земным и их собственных мирами через специально подготовленные для этого и освящённые курганы по типу Ньюгрейнджа.

В народе говорили, что предполагаемый вход в великолепный зал для пиршества так называемых Владык Света, Ньюгрейндж, ведет в землю, где никто никогда не умирает, не стареет и не болеет. Там есть бесконечный запас продуктов питания и напитков, а также растут магические деревья, которые непрерывно приносят свои плоды. Старейшие сборники мифов, касающиеся Ньюгрейнджа, называют его вместилищем потустороннего воплощения реки Бойн, а также колодца, который является источником всей мудрости в мире. Деревья возле колодца сбрасывают свои орехи в воду, которая выпускает знания, содержащиеся в них, в реальный человеческий мир.

Следующий житель потустороннего мира, связанный с легендами о Ньюгрейндже это Дагда - один из старейших ирландских богов, которого часто ассоциируют со знанием, Солнцем и небом. Его сын, Энгус, тесно связан с Ньюгрейнджем, ведь, согласно легендам он родился всего за один день, который был остановлен силой кургана, собравшей в себе мощь последних девяти месяцев. Позже, Энгус обманул Дагду, отдав ему в распоряжение гробницу, представляющую собой вход в потусторонний мир, который он охраняет и по сей день.

1. Школомансе (или Некроситет)

Школомансе является мифической школой, о существовании которой вспоминалось только в румынском фольклоре, пока все рассказы о ней не были записаны английским писательницей по имени Эмили Жерар. Согласно Жерар, в Школомансе принимали за один раз только 10 учеников, а их обучением занимался сам дьявол. Тут они узнавали все о его заклинаниях и трюках, в том числе учились общению с животными и управлению погодой. После того, как столь своеобразная учебная программа была завершена, из школы выпускали только девять студентов. Последний оставался подле дьявола в качестве оплаты за уроки для всего класса, после чего тот отправлял его в бесконечно глубоко озеро, где он жил до тех пор пора, пока дьявол не призывал его к себе, чтобы сотворить еще больше молний.

Версия Джерард о Некроситете немного отличается от традиционного румынской легенды, которая была неправильно переведена. В румынском фольклоре, эта школа называется Соломонары (Solomanari) и находится в вымышленном мире, который существует параллельно с нашим. После прочтения работ Джерард, Брэм Стокер использовал идею о Некроситете в «Дракуле», чтобы объяснить, как семья Дракулы узнала об своих демонических способностях.

Озеро, где спит дракон дьявола и школа, где он преподает, как говорят, находится высоко в Карпатских горах, недалеко от румынского города Сибиу, в котором согласно старым преданиям каждый день наблюдаются грозы. Те, кто ищет дьявольское озеро, узнают о том, что они нашли его, когда видят груду камней, устилающей собой береговую линию водоема. Она обозначает место, где несчастные путешественники обмирают и попадают прямо под молнии дьявола.

+ Шлараффенланд

Шлараффенланд, иначе известный как Кокейн, был утопическим мифологическим городом лентяев. Те, кому удавалось найти туда путь, обретали там все, о чем только могли мечтать, особенно, когда дело доходило до еды. Стены домов здесь сделаны из больших кусков бекона, крыши – из пирогов и блинов, а заборы - из колбас. Вино бежит во всех фонтанах, в реках течет молоко вместо воды, а деревья в Шлараффенланде приносят пироги с мясом и фруктовые булочки вместо шишек. Даже погода тут сделана из пищи: снег создан из сахара, а град обрушивается на ее жителей в виде драже. Кроме того, здесь также можно зарабатывать деньги буквально во сне.

В отличие от многих мифических мест, Шлараффенланд не доступен только тем, кто был чрезвычайно хорошим или праведным человеком, кроме этого мечтающий туда добраться также должен быть чрезвычайно голодным. В легендах говорилось, что для того чтобы попасть туда, необходимо идти в сторону Северного Хоммелена (город, расположившегося около северной границы Франции) и искать виселицу. Вход в мир лентяев представляет из себя массивную гору каши, и её можно безошибочно найти. Те, кто стремится попасть в этот город, должны в буквальном смысле слова проесть свой путь через горы, поэтому большой аппетит здесь только приветствуется.

Материал подготовила Наталья Закалык - по статье с сайта listverse.com

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"


Почитать ещё:

Николай Кун

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса , Аид . Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс , водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон , перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной . Ему служат неумолимые богини мщения Эринии . Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант . Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос . Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия ; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката . Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям

В любой мифологии основу составляют мифы о сотворении мира и людей. Сложно во всем этом выделить какую-то определенную тенденцию. Творцами мира выступают где-то боги, где-то животные, а то и вовсе растения. Каким образом первозданное существо возникло из первобытного Хаоса и как творило мир - на это в каждом мифе есть своя история. В данной статье представлены несколько мифов о сотворении мира славян, греков, шумеров, египтян, индийцев, китайцев, скандинавов, зороастрийцев, индейцев Арикара, Гурон, Майя.

Славяне.

У славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.

Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».

Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.

А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
Когда было начало света,
Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
А среди моря — дуб высокий,
Сели на дуб два дивных голубя,
Стали думать, как свет основать?
Спустимся мы на дно морское,
Вынесем мелкого песку,
Мелкого песку, золотого камня.
Мелкий песок посеем мы,
Золотой камень подунем мы.
С мелкого песку — черная землица,
Студена водица, зелена трава.
С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,
Ясен месяц и все звезды.

Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания}..
"Книга Коляды", 1 а
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.
Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Шумеры.

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом.
В шумерской мифологии небо и земля изначально мыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богине Ки, а вершиной - небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль, сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домом Горы»: он отделил небо от земли и устроил космос- Вселенную. Благодаря Энлилю появляются и светила. Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль и силой овладевает ею, когда она плыла по реке в своей барке. За это старшие боги изгоняют его в подземный мир, но Нинлиль, уже зачавшая сына- бога луны Нанну, следует за ним, и Нанна рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает облик стражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Они возвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в барке в сопровождении звезд и планет путешествует ночью по небу, а днем- по подземному царству. Он рождает сына- солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же он путешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. Затем Энлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел мотыгу.
Существует и другой вариант мифа о сотворении мира.
Начало этой истории достаточно красивое. Давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли, жила Тиамат- богиня сладких вод, Апсу - бог соленых вод, и их сын- туман, поднимающийся над водой.
Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама (демоны), а потом- Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. У Аншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родился Эа. Это бог подземных вод, магии.
Младшие боги - Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа- каждый вечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. Лишь Мумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсу и Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их не послушали. Старшие решили убить всех мешающих спать.
Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших.
Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу, всячески поддерживал эту мысль.
Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат, Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат с помощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Но магические силы Эа не действуют на Тиамат.
Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего не вышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему привели, осталось обратиться к физической силе.
Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку. Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готов сразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной власти верховного бога.
Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги), дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншар послал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав о предстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количеством вина успокоил их.
Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и боги признали его царем.
Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. Но Мардук победил богиню.
Мардук снял с Кингу «таблицы судеб» (они определяли движение мира и ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на две части: из одной сделал небо, из другой - землю. Люди же были созданы из крови убитого Кингу.

Египтяне.

В египетском городе Гелиополе- «горде Солнца», как называли его греки,- творцом и первосуществом считался Атум. Он возник из Нуна- первичного океана, которого Атум именовал своим отцом, когда не было еще ничего- ни неба, ни земли, ни почвы.
Атум поднялся как холм среди вод мирового океана.
Прообразами таких холмов были реальные холмы, выделявшиеся на водной поверхности разлившегося Нила. Соответствующим образом укрепленные, они стали платформой для первых храмов, возведение которых как бы увековечивало акт создания мира. С представлением о первичном холме, по-видимому, связана и форма пирамиды.
- Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше.
Но творить одинокому творцу было не из чего, и он совокупился с собственной рукой и поглотил собственное семя, а затем изрыгнул изо рта бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, первую божественную пару. Океан Нун благословил творение, велев ему возрастать. Едва родившись, дети куда-то подевались. Атум никак не мог найти их и послал на поиски свою дочь, Божественное Око Атума. Богиня возвратила беглецов, и обрадованный отец прослезился. Слезы его превратились в первых людей.
От первой пары, рожденной Атумом, произошли бог Геб и Нут, богиня и воплощение Неба. Бог воздуха Шу и его супруга разделили землю и небо: Нут поднялась в виде небосвода над Гебом, опираясь о него руками и ногами, Шу стал своими руками поддерживать небосвод в таком положении.
Нужно было разделить небо и землю, ведь пока они пребывают слитно, в объятиях, на земле нет места для прочих существ.
Но Геб и Нут успели родить близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирису суждено было стать первым убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.
Земля и небо окружены со всех сторон водами. Каждую ночь Нут проглатывает солнце, а наутро опять
его рождает.


В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".
Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".
В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится:
Отец отцов и всех богов,
Поднявший небо и утвердивший землю,
Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст
Царь, да живет он, да здравствует,
Да будет благополучен, глава всех богов
В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.
О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.
Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах - это является общим

Как бог-конь Посейдон считался покровителем бега коней. В его честь на Истмийском перешейке и в Немее (Пелопоннес) устраивались общегреческие конные состязания – знаменитые Истмийские и немейские игры . Перед их началом, сдерживая нетерпеливых коней, возницы призывали Посейдона и молили его об успехе.

Оттеснение Посейдона в море и вооружение его трезубцем может быть прослежено по ряду мифов, прежде всего по мифу о соперничестве между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой. Афина выиграла спор, поскольку дала Аттике оливковое дерево, а Посейдон смог лишь выбить бесполезный соленый источник. Состязание бессмысленно, если Посейдон был уже к тому времени владыкой соленых вод. Если это был источник пресной воды, что вполне естественно для владыки земли и неба с его подземными водами и дождями, то, вероятно, существовал другой вариант мифа, в котором Посейдон давал Аттике столь необходимую ей пресную воду, как это было в Арголиде.

Но оставим «археологию» Олимпа и остановимся на том Посейдоне, который известен Гомеру как «синекудрый» и властвует над одними солеными водами. Ему мало дела до Олимпа, и обитает он на дне моря в великолепном дворце вместе с супругой Амфитритой, также, под стать ему, синеокой и вечношумящей. Амфитрита известна Гесиоду как одна из пятидесяти дочерей Нерея, однако по другой версии она океанида, дочь Океана и Тефиды, что по рангу более соответствует высокому положению Посейдона, которому не к лицу иметь тестем какого- то старца и целую кучу бедных родственниц.

Посейдон в сакральной позе с трезубцем в руке (роспись на сосуде)

Увидел Посейдон Амфитриту плещущейся вместе с подругами у острова Наксоса и долго любовался ею, пока не решил объясниться. Стыдливая морская дева, уйдя на глубину, поплыла к Атланту, стерегущему вход в Океан. Долго искал беглянку посланный за нею дельфин, а отыскав, доставил на спине к своему владыке. И стала Амфитрита для бога морей тем же, что Гера для Зевса и Персефона для Аида.

Превратившись в бога морей, Посейдон оттесняет его прежних владык – морских старцев. Протею доверяется пасти принадлежащие Посейдону несметные стада тюленей. Главк одним из вариантов мифа превращен в сына нового повелителя морей, нереиды вместе с тритонами составили его торжественную свиту, а тот Тритон, который успел отделиться от собратьев и обосноваться в Капаидском озере в Беотии, был отнесен к числу сыновей Посейдона и получил во владение озеро Тритониду в Ливии.

В рассказах Гомера о Посейдоне как владыке морей сохранились следы его былого господствующего положения как бога Неба и супруга Земли. Он считает себя равным Зевсу:

Посейдон участвует в мятеже против Зевса, не признает решения олимпийцев о возвращении на родину скитальца Одиссея и губит других героев, угодных олимпийским богам.

Как и Зевс, Посейдон имеет наряду с законной супругой множество возлюбленных – морских и земных дев и считается божественным отцом целого ряда героев, не уступая в этом брату. Среди них герой Афин Тесей, фессалийский герой Пелий и его брат-близнец Нелей, ставший героем Элиды и отцом мудрого Нестора, жестокий царь бебриков Амик, царь лестригонов Ламос, отец Паламеда Навплий, коринфские герои Скирон, превращенный афинской мифологической традицией в разбойника, и Беллерофонт, которого, впрочем, часто считали внуком, а не сыном Посейдона. Обилие порожденных им существ со звериными чертами и просто чудовищ и их необузданность дополняют архаический облик Посейдона. Наиболее известны среди первых – кони Арейон, Пегас и его брат Хрисаор, также мыслившийся крылатым, – отец трехглавого Гериона и, согласно некоторым мифографам, Ехидны, среди чудовищ и великанов – охотник Орион, киклоп Полифем.

Зевс со скипетром иперуном в руках (роспись на сосуде)

Одолев титанов, гигантов и Тифона, оттеснив брата Посейдона, Зевс обрел власть над землей и небом. Ему подчинились боги и люди, признав «дарователем жизни», защитником и спасителем, основателем городов, помощником воинов . Но он не всемогущ, ибо выше его судьба, и ему приходилось узнавать ее приговоры, обращаясь к жребию или помощи других богов. Так, по совету Геи он проглатывает свою первую супругу, мудрую Метиду, опасаясь, что от нее родится сын, превосходящий его по силе и уму. Полюбившуюся ему Фетиду Зевс отдал в жены смертному герою Пелею, поскольку ей было предначертано родить сына, более могущественного, чем отец.

Когда женой Зевса становится Фемида, в мире устанавливается неизменный порядок, поддерживаемый их дочерьми орами, богинями времен года. Хариты, шесть дочерей Зевса от океаниды Эвриномы, вносят в мир радость и изящество. Своим сестрам, рожденным, как и он, от брачного союза Крона и Реи, Зевс дает различные поручения. Старшей, Гестии, доверяет охранять неугасимый огонь во всяком очаге, который не должен никогда гаснуть. Деметре вручает плодородие полей и садов. Младшую из сестер, Геру, он берет в жены, поручив ей покровительство супружеству и семье. Распределяет он обязанности и среди своего рожденного от богинь потомства, и об устройстве жизни на Олимпе проявляет заботу. Узрев однажды с высоты красоту Ганимеда, юного сына троянского царя Троса, он то ли посылает за ним своего орла , то ли сам принимает облик этой царственной птицы, чтобы унести Ганимеда на Олимп, где тот становится виночерпием, Тросу же в возмещение за утрату дарит упряжку бессмертных коней.

Казалось бы, Зевс предусмотрел все, чтобы установленный им порядок был вечен и незыблем. Но то и дело появляются недовольные и соперники. Зевсу приходится постоянно прибегать к старому и испытанному оружию всех небесных властителей мира – громам и молниям, карая ими непокорных. Немало забот доставляет владыке Олимпа род человеческий, постоянно нарушающий его установления. Людей, чрезмерно расплодившихся и занявших всю землю, уже не усмирить молниями, и Зевс прибегает к более суровым мерам – к массовым истреблениям.

Зевс и Европа

Если верить мифам, могущественному Зевсу не сидится на Олимпе. И он постоянно спускается на землю, чтобы встретиться с приглянувшимися ему нимфами и смертными женами. Честолюбивые земные правители, желая пользоваться уважением своих подданных, сочинили множество историй, будто их бабушек и прабабушек тайно посещал сам Зевс . Наиболее известная из этих историй сделала возлюбленной Зевса прекрасную финикиянку Европу .

Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с рогами, загнутыми в виде полумесяца. Кажется, его привлекли забавы девушек, и он сам готов с ними поиграть. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным. Его ласковые, любопытные глаза наливаются кровью, и он стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога.