» » Чем знаменит русский философ Федоров Николай Федорович? Биографии великих людей Н ф федоров основные факты биографии.

Чем знаменит русский философ Федоров Николай Федорович? Биографии великих людей Н ф федоров основные факты биографии.

«Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…»

А. Л. Волынский

Николай Фёдорович
Фёдоров

Русский религиозный мыслитель и философ - футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Николай Фёдорович Фёдоров родился 26 мая (7 июня) 1829 года в Ключах, Тамбовской губернии Российской Империи. Умер философ в Москве 15 (28) декабря 1903 года.

Николай Федоров как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина получил фамилию крестного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.

Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы. В середине 60-х годов познакомился с Н. П. Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова но через три недели освобожден.

Летом 1867 г. Федоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.

В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трех часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Федоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим "стипендиатам", от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Федоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел воспалением легких, и от этого умер. Федоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Федоров было нарисовано тайком Пастернаком.
Современники Федорова
В 1870-х гг. Федоров руководил самообразованием К. Э. Циолковского. Ф. М. Достоевский познакомился с учением Федорова в изложении Петерсона в 1878 г. . В 80-х и 90-х гг. Л. Н. Толстой и Вл. Соловьев регулярно общались с Федоровым. Вл. Соловьев называл Фёдорова "дорогим учителем", признавая его учение "первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову"
К.Э.Циолковский, вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим "пансионером", называл Фёдорова "изумительным философом".
Философские идеи
Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров всегда был глубоко верующим христианином. Он ясно понимал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу.

Но главное в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над "последним врагом" - смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную, но отнюдь не противоречащую христианскому мировоззрению мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.
Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце ХХ стали называть "экологическими глобальными проблемами". Он выдвинул замечательную идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.

Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли.

Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Связь с Космонавтикой
Мысль Циолковского: "Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!" явно вдохновлена идеями Н.Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики.

Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием "Философия Общего Дела", внимательно читал С.П.Королёв. Когда 12 октября 1962 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй "Два Гагарина", напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.
Современность
В конце ХХ века в России интересе к творчеству и идеям Федорова вновь вырос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н.Ф.Фёдорова. В Музее-читальне им. Н.Ф.Фёдорова регулярно работает научно - философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н.Ф.Фёдоров и К.Э.Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения.

русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор

Николай Фёдоров

Краткая биография

Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния - 28 декабря 1903, Москва) - русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Его именовали «московским Сократом ». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский , В. С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Родился 7 июня 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне - Сасовский район, Рязанская область, Россия). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина (1798-1872) он получил фамилию крёстного отца.

Известно, что у него были ещё старший родной брат Александр (с которым он был неразлучен вплоть до 1852 года) и три сестры.

В 1836 году он был определён в уездное училище, в 1842 году в Тамбовскую гимназию, после окончания которой в 1849 году, он поступил на камеральное отделение Ришельевского лицея в Одессе, где проучился два года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.

В 1854 году получил учительский аттестат в Тамбовской гимназии и был определён преподавателем истории и географии в Липецкое уездное училище.

С октября 1858 года он преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем он переехал в Богородск Московской губернии и вскоре - в Углич Ярославской, откуда уехал в Одоев, затем - Богородицк Тульской губернии.

С ноября 1866 года по апрель 1869 года Н. Ф. Фёдоров преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён.

С июля 1867 года по апрель 1869 года он давал частные уроки в Москве, - детям Михайловского.

В 1869 году устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком.

Умер в 1903 году от воспаления лёгких.

Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров был на кладбище Скорбященского монастыря.

Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет - единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайно Леонидом Пастернаком.

Современники о Фёдорове

В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем, был знаком с К. Э. Циолковским . Циолковский вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Фёдорова «изумительным философом». Он познакомился с Николаем Федоровым в Чертковской публичной библиотеке в Москве. Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров

В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».

В 1880-х и 1890-х годах Вл. Соловьёв регулярно общался с Фёдоровым. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».

А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова.

Фёдоров и Лев Толстой

В это же время регулярно общался с Фёдоровым и Л. Н. Толстой. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».

Лев Толстой познакомился с Фёдоровым осенью 1878 года в Румянцевском музее, но более тесное общение последовало с октября 1881 года. По предложению Фёдорова Толстой передал свои рукописи на хранение в Румянцевский музей. Но позже, разрыв между двумя мыслителями стал неизбежным в связи с антиклерикальными мотивами в творчестве Толстого. Также Фёдоров считал Толстого непатриотичным.

Окончательный разрыв произошёл в 1892 году, когда Толстой передал корреспонденту английской газеты «Daily Telegraph» резкую статью «Почему голодают русские крестьяне?», обвинившую царскую администрацию в тяжёлом положении крестьян. С тех пор Фёдоров отказался встречаться с Толстым.

Интеллектуальное и культурное наследие

Философские идеи

Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих, кто пытался построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом», то есть смертью, - он сохранил неколебимо, выдвинув мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.

Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что во второй половине XX стали называть «экологическими глобальными проблемами» и «экологическим мышлением». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.

Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Н. Ф. Фёдоров был верующим человеком, участвовал в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». В работах Фёдорова Святая Троица упоминается множество раз, именно в Троице он усматривал корень грядущего бессмертия человека.

В социальном и психологическом плане образ Троицы был для него антитезой как западному индивидуализму, так и восточному «растворению личности во всеобщем». В его жизни и трудах явлен синтез религии и науки. Религиозный публицист и философ В. Н. Ильин называл Николая Фёдорова великим святым своего времени и сравнивал его с Серафимом Саровским.

Фёдоров и библиотечное дело

Библиотеки занимали в философии Фёдорова особое место. Фёдоров писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В библиотеках происходит общение с великими предками и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке.

Фёдоров пропагандировал идеи международного книгообмена, использования в библиотеках книг из частных коллекций, организации при библиотеках выставочных отделов. При этом он выступал против системы авторского права, так как она очевидно противоречит нуждам библиотек.

Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».

Развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии

С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных учёных и философов, как миколог Н. А. Наумов, В. И. Вернадский , А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей - существо ещё промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» - действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также считает Фёдорова своим предтечей.

«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Я. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин , А. Платонов и Б. Пастернак , В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А. Л. Волынский: «Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

Связь с космонавтикой

Мысль Циолковского: «Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С. П. Королёв. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.

Современность

В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».

23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову.

Сочинения

  • «Amor fati» или «Odium fati»?
  • Авторское право и авторская обязанность, или долг
  • Агатодицея Соловьева и теодицея Лейбница (отрывок)
  • Аксиомы Канта , как основы его критики
  • Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков (По поводу статьи B. C. Соловьева о Лермонтове)
  • Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?
  • Блудный сын философии
  • Бульварная апология смерти
  • В чем заключается всеобщий категорический императив?
  • В чем свобода?
  • Вариант статьи «Иго Канта»
  • Властолюбие или отцелюбие?
  • Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?
  • Гаман и «Просвещение» XVIII века
  • Где начало истории?
  • Два исторических типа мировоззрения
  • Две противоположности
  • Добавочные мысли к предшествующей статье («К вопросу о двух разумах»)
  • Еще к вопросу о двух разумах!..
  • Живое и мертвенное восприятие истории
  • Жизнь как опьянение или как отрезвление
  • Жить не для себя, ни для других - отрицание и альтруизма, и эгоизма
  • Знание и дело
  • Значение поклонения трех царей
  • Иго Канта
  • Идея всемирно-мещанской истории
  • Идея всемирно-мещанской истории (статья 2)
  • Из посмертных рукописей
  • Из третьего тома «Философии общего дела»
  • Искусство подобий и искусство действительности (Птоломеевское и коперниканское искусство)
  • Искусство, его смысл и значение
  • К вопросу о двух разумах
  • К спору о трех Римах
  • К статье «Разоружение»
  • К статье «Философ Черного Царства»
  • К университетской или новофарисейской нравственности
  • Как возник «Заратуштра»
  • Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством
  • Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?
  • Кант и Ричль (По вопросу о двух разумах)
  • Кант и евангельское дитя, или Сын Человеческий
  • Кантизм, как сущность германизма
  • Кланяться или не кланяться?
  • Конец сиротства; безграничное родство
  • Конец философии
  • Коперниканское искусство
  • Критицизм, как игра или развлечение
  • Лакейский аристократизм
  • Ложный демократизм Канта
  • Метафизики и агностики
  • Мефистофель, как выразитель «светской культуры»
  • Мировая трагедия
  • Моральная казуистика Канта
  • Мысли о Ричле
  • Мысли об эстетике Ницше
  • Мыслитель-«учёный», «слишком учёный», то есть учёный-филистер
  • «Назад к Канту!»
  • Наследие Канта
  • Наука и искусство
  • Недосказанное в этике «сверхчеловека»
  • Неопределённость мыслей славянофилов об единении
  • Непорочность физическая и нравственность - непременное условие бессмертия
  • Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство!
  • Нравственность - не барство и не рабство, а родство
  • О Гамане
  • О Ричле
  • О Якоби
  • О великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего «общественного» дела
  • О двух критиках: городской, мещанской и сельской, крестьянской
  • О двух нравственностях: тео-антропической и зоо-антропической
  • О значении обыденных церквей вообще и в наше время (время созыва конференции мира) в особенности
  • О категориях Канта
  • О мировой целесообразности
  • О начале и конце истории
  • О некоторых мыслях Киреевского
  • О нео-кантианцах
  • О нравственности и мистицизме у Ницше
  • О пределах из «вне» и из «внутри»
  • О славянофилах-фарисеях и западниках-саддукеях
  • О смертности
  • О соединении двух разумов
  • О философии В. Соловьева
  • О «чрезмерности» и недостаточности истории
  • Об идеографическом письме
  • Об обращении оружия, то есть орудий истребления, в орудия спасения
  • Об объединении искусств
  • Об ограниченности западного «просвещения»
  • Обыденные церкви на Руси
  • Одно из противоречий сынов века сего
  • Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого
  • Панлогизм или иллогизм?
  • Плата за цитаты, или великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права
  • По поводу

Дата события: 07.06.1829 г.

Н.Ф. Федоров родился 7 июня (26 мая) 1829 г. в селе Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области), принадлежавшем его отцу князю Павлу Ивановичу Гагарину. В свидетельстве о крещении указано, что его матерью была «дворянская девица Елизавета Иванова». В этом гражданском браке родились четверо детей - Елизавета, Юлия, Александр и Николай. По мнению исследователя жизни и творчества философа О.Б. Поповой-Муратовой, настоящее имя матери Н.Ф. Федорова - Макарова Елизавета Ивановна. Этот вывод сделан на основании того, что обе дочери, рожденные в этом союзе, носили фамилию Макарова. Сыновьям была дана фамилия Федоровы и отчество Николаевич по имени восприемника - крестного отца - Федора Карловича Белявского и священника - Николая Федорова.

В 1836 г. Александр и Николай Федоровы были приняты в Шацкое уездное училище. Данное учебное заведение предназначалось прежде всего для детей купцов, обер-офицеров и дворян, многие из которых здесь готовились к поступлению в гимназию. Курс обучения был рассчитан на три года, но учились Федоровы шесть лет, первые три из которых - в приходском училище. В 1842 г. оба брата получили свидетельства об окончании училища и по прошению брата отца, уездного предводителя дворянства Константина Ивановича Гагарина, поступили в Тамбовскую мужскую гимназию. Учились Федоровы очень хорошо, были в числе первых учеников. В эти годы определились наклонности Александра и Николая: первый блистал в точных науках, физике и математике, второй - в дисциплинах гуманитарного курса.

В начале июля 1849 г. Федоровы окончили полный гимназический курс и в августе поступили в одесский Ришельевский лицей: Александр - на физико-математическое отделение, Николай - на камеральное. В 1837 г. лицей был преобразован в высшее учебное заведение университетского типа как по составу предметов, качеству преподавания, так и по правам лицеистов. Были открыты физико-математическое и юридическое отделения, получившие статус университетских факультетов. В 1841 г. прибавилось первое в России камеральное отделение. Созданное на основе кафедры сельского хозяйства, оно готовило специалистов по естественным и хозяйственным наукам. Для всех отделений было установлен трехлетний срок обучения.

Федоровы дошли до второго курса и сдали за него экзамены, однако по протоколу совета лицея от 19 марта 1851 г. Николай Федоров «из числа студентов уволен вследствие просьбы», а 28 ноября Александр пишет прошение «об увольнении его по домашним обстоятельствам». В этом году умер дядя Константин Иванович Гагарин, содержавший их во время учебы в гимназии и лицее, отец разорен и живет с новой семьей в своем имении Сасово и братья Федоровы теряют материальную возможность продолжать обучение.

1851 год, внешне обозначенный смертью дяди и уходом из лицея, явился важным рубежом в жизни Федорова. Именно к этому времени исследователи жизни и творчества Н.Ф. Федорова относят первые попытки философского осмысления проблем жизни и смерти, родства и сиротства, которые всегда волновали Николая Федоровича.

В конце 1853 г. Федоров по результатам испытаний на педагогическом совете Тамбовской гимназии был удостоен звания учителя истории и географии уездного училища. 30 марта 1854 г. дирекция училищ Тамбовской губернии Харьковского учебного округа довела до сведения штатного смотрителя Липецкого уездного училища, что «Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству 23 минувшего февраля, окончивший курс в Тамбовской гимназии, Федоров определен в службу учителем истории и географии Липецкого уездного училища». В этом качестве Николай Федорович проработал с 23 февраля 1854 г. по 27 января 1857 г. После увольнения он уезжает в Москву, а с октября 1858 г. определяется учителем истории и географии в уездное училище города Богородска (ныне Ногинск) Московской губернии, одновременно преподавая те же предметы в женском училище 2-го разряда. Здесь в марте 1864 г. состоялось знакомство Николая Федоровича с учителем арифметики и геометрии Николаем Павловичем Петерсоном, который впоследствии станет его преданным последователем, учеником и первым биографом.

В июне 1864 г. Федоров подает прошение об отставке и переводится в город Углич Ярославской губернии. Через полгода Николай Федорович увольняется и, после десятимесячного перерыва в работе, поступает на должность учителя в городе Одоеве Тульской губернии, но через три месяца, 26 ноября 1865 г. переводится в Богородицк Тульской губернии.

Весной 1866 г. Федоров был задержан полицией как близкий знакомый членов ишутинского кружка революционно настроенной молодежи, в частности, Н.П. Петерсона и М.Н. Загибалова, в связи с покушением 4 апреля 1866 г. на царя Александра II. После трехнедельного ареста Николай Федорович был освобожден за отсутствием вины.

С конца ноября 1866 по апрель 1867 г. Федоров преподает в Боровском уездном училище Калужской губернии. С 11 июля 1867 по 23 апреля 1868 г. работает учителем истории и географии в Подольском уездном училище. А в мае 1869 г. ученик и друг Н.Ф. Федорова Н.П. Петерсон, переезжая из Москвы в город Спасск Тамбовской губернии на постоянное жительство, рекомендует Николая Федоровича на свою должность помощника библиотекаря в Чертковской библиотеке.

Это единственное в своем роде книгохранилище носило имя нумизмата, историка и археолога, собирателя и организатора коллекции А.Д. Черткова, бывшего в течение многих лет председателем Общества истории и древностей российских при Московском университете. Должность библиотекаря в то время занимал историк и археограф П.И. Бартенев - редактор, а затем и издатель историко-литературного сборника «Русский архив», первый номер которого вышел в 1863 г. Вся энергия издателя была направлена к тому, чтобы выявить и опубликовать возможно большее количество исторических и литературных документов XVIII и XIX столетий. Материалы для своего журнала Бартенев черпал из государственных московских архивов: архива Министерства юстиции и главного архива Министерства иностранных дел, сенаторского архива, московских Публичного и Румянцевского музеев и др. Особое место в издании занимали публикации документов из частных архивов. Редактируя многочисленные и разнообразные материалы, Бартенев почти каждый документ сопровождал своими примечаниями и довольно значительными предисловиями. За четыре года, в течение которых Федоров работал под руководством Бартенева, Николай Федорович прошел прекрасную профессиональную школу, впитал огромный объем знаний, в Чертковке было положено начало формирования «необыкновенного библиотекаря» Румянцевского музея.

В конце 1872 г. Чертковская библиотека была передана Москве и в 1873 г. переведена в здание Московского публичного и Румянцевского музеев. Н.Ф. Федоров, как и П.И. Бартенев, уже не будучи сотрудником библиотеки, еще некоторое время продолжал сотрудничество в «Русском архиве», вычитывал корректуры, выполнял другую работу по подготовке номеров журнала к печати.

В конце зимы 1874 г. Федоров переезжает в город Керенск Пензенской губернии, где в то время служил Н.П. Петерсон. Здесь Федоров работает параллельно в архиве Съезда мировых судей и Керенской публичной библиотеке. Летом 1874 г. Николай Федорович едет в Москву с целью обследования архивов в поисках материалов о Керенском уезде. Во второй половине сентября хранитель отделения рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея А.Е. Викторов рекомендует Федорова библиотекарю музея Е.Ф. Коршу как возможного кандидата на должность дежурного чиновника при читальном зале. И уже в конце ноября 1874 г. Николай Федорович становится сотрудником центрального хранилища книг, рукописей и документов России, каким уже был в то время Румянцевский музей. На протяжении двадцатипятилетней службы в библиотеке музея Федоров занимал должность дежурного чиновника при читальном зале, противясь всякому повышению, которое не раз предлагала ему дирекция. Однако уже с конца 1870-х гг. он практически исполнял функции заведующего каталогом.

В годы служения Федорова в Румянцевсском музее, за которым «не было видно ни личной жизни, ни службы в обычном смысле», по словам историка Г.П. Георгиевского, библиотека превратилась в почти платоновскую академию. После закрытия читального зала и по воскресеньям в каталожной собирались выдающиеся деятели русской культуры - Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, А.А. Фет, Н.Н. Страхов, В.В. Верещагин, Л.О. Пастернак, Ф.И. Буслаев и др. Говорили о вере и знании, о судьбах культуры, о путях России и мира, и «звучало среди разлада мыслей и тумана сомнений умиротворяющее слово «учителя», способное вместить разнообразие направлений и объединить кажущиеся противоречия своею совершенно исключительною синтетическою способностью», - так вспоминал об этих встречах последователь и ученик Федорова В.А. Кожевников.

Николай Федорович рассматривал свою работу в библиотеке музея «как священное дело». Сохранение мировой памяти, письменных источников прошедшего и проходящего на глазах, возможно более целесообразная, системная организация этого сохранения осмыслялись у него единой целью. В то же время он считал, что миссия библиотеки не должна ограничиваться только сохранением «памяти человечества». Библиотека, по его мнению, - не «кладбище» книг, а «открытая книга». Собрание письменных памятников в библиотеках является «передачею в высшую инстанцию, в область исследования, в руки потомков». Учение Федорова о библиотеках неразрывно связано с его «Философией общего дела», непосредственно вытекает из установки воскрешения отцов через благодарную память сынов.

Желание отдать оставшиеся годы жизни исключительно Делу было истинным мотивом ухода Николая Федоровича из библиотеки Румянцевского музея. Официальное увольнение по прошению об отставке последовало 15 сентября 1898 г. Федоров отправляется в Воронеж, где служит Петерсон и намеревается поселиться здесь на постоянное жительство. Однако уже в феврале 1899 г. Федоров оформляется у пристава Сергиева Посада, живет в доме Бурцева на Московской улице. В августе этого же года он прибывает в Асхабад (ныне Ашхабад), куда переводят по службе Петерсона. В конце августа-сентябре Петерсон и Федоров предпринимают путешествие к предгорьям Памира, посещают Самарканд и Ташкент. В начале 1900 г. Николай Федорович уезжает из Асхабада.

Последние пять лет жизни философа были очень плодотворными: он напряженно работает над своими рукописями, готовя их к публикации. Весной 1902 г. велась подготовка к изданию однотомника его трудов в издательстве «Скорпион». Но Федоров отказался от выпуска книги, узнав, что издатель собирается продавать ее «по очень высокой цене», в то время, как сам Николай Федорович был противником торговли печатным словом. В последние годы жизни Федоров вынужден вновь поступить на службу; в 1901-1903 гг. он - вольнотрудящийся при Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Здесь он встретил глубокое уважение к своим деловым и личным достоинствам, был согрет вниманием, поистине родственным отношением, которого ему недоставало всю жизнь.

Умер Николай Федорович Федоров 15 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бедных. Погребение состоялось на кладбище московского Скорбященского монастыря. В 1929 г. кладбище было снесено, ныне это район улицы Новослободской.

Федоров был создателем учения, обосновавшего новое эволюционное представление о человеке и его задаче во Вселенной. Человек, по его мысли, призван возглавить развитие универсума, направить его в соответствии с понятием о высшем идеале, должном бытии. Его дело - сознательная регуляция природы: овладение стихийными, слепыми силами материи, перестройка собственного несовершенного организма, выход в космос и, наконец, вершина регуляции, в которой сосредоточиваются все ее усилия - победа над смертью, возвращение к жизни всех ушедших в небытие.

После кончины Федорова его ученики и последователи Н.П. Петерсон и В.А. Кожевников, которому Николай Федорович завещал свои рукописи, приступили к подготовке издания его работ. Был проведен огромный объем работ по разборке и систематизации философского наследия Федорова. И в 1906 г. в городе Верном (ныне Алматы) вышел первый том «Философии общего дела» в количестве 480 экземпляров. По завету Федорова, книга была издана не для продажи, часть тиража разослали по библиотекам, часть оставили для рассылки по заказу. Второй том был издан в 1913 г. в Москве. Велась подготовка к публикации третьего тома, но первая мировая война, Октябрьская революция, а также смерть обоих издателей помешали его выходу в свет.

Конец XX века отмечен появлением устойчивого интереса ученых многих стран к творчеству Н.Ф. Федорова. На родине философа его сочинения стали переиздаваться с начала 1980-х годов. 18-19 мая 1988 г. в городе Боровске Калужской области были проведены Первые Всесоюзные Федоровские чтения, ставшие впоследствии традиционными. В 1993 г. в Москве на базе Центральной библиотечной системы «Черемушки» (при центральной детской библиотеке № 124) был создан музей-библиотека Н.Ф. Федорова. В 2003 г. в Белграде (Сербия) был проведен Международный конгресс «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н.Ф. Федорова». В этом же году в декабре состоялись 9-е Международные научные чтения памяти Федорова, организаторами которых выступили Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Российская государственная библиотека, МГУ им. М.В. Ломоносова и Музей-библиотека Н.Ф. Федорова.

В рамках мероприятия 9 декабря в РГБ была открыта памятная доска, посвященная 25-летнему служению Федорова в книгохранилище Румянцевского музея, фонды которого легли в основу нынешнего собрания РГБ. 21-23 ноября 2007 г. состоялись Юбилейные 10-е Международные Федоровские чтения. 5 июня 2008 г. в Боровске прошли 11-е Международные научные чтения памяти Федорова «Земля - ноосферная территория», приуроченные к 20-летию Федоровских чтений. 18-23 мая 2014 г. состоялись 15-е Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова в Рязани, Сасово, Ключах, Шацке, Москве.

Философ космической эры: сборник памяти Н. Ф. Федорова / М. А. Абрамов [и др.] - Сасово: ООО «Сасовская тип.», 2011. - 147 с.

Москва> – религиозный философ, родоначальник традиции русского космизма . В 1854–1868 гг. преподавал историю и географию в уездных училищах России. В 1869–1872 гг. работал в Чертковской библиотеке в Москве, в 1874–98 гг. – в библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев, определив на четверть века ее духовную атмосферу, заложив в ней, по словам его современников, традиции «философской школы». В каталожную комнату библиотеки, где служил Федоров., собирались для бесед с «Московским Сократом» многие выдающиеся деятели русской науки и культуры. На 1880-е – 1890-е годы приходится общение Федоровым с В.С. Соловьевым , назвавшим его учение «первым движением человеческого духа вперед по пути Христову», религиозно-философский диалог и спор с Л.Н. Толстым .

Свои идеи Ф. развивал с 1851 г., сначала устно, а со второй половины 1870-х гг. – в крупных работах и статьях. После смерти Федорова его ученики В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон подготовили к печати трехтомное собрание сочинений мыслителя под названием «Философия общего дела» (в 1906 и 1913 г. в свет вышли первые два тома, третий том остался неизданным).

Свое учение Федоров обосновывал как естественно-научно, так и религиозно. Опираясь на святоотеческую традицию (свт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), он развил положения активно-христианской антропологии: Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, действует в мире прежде всего через человека и через него же Он будет осуществлять центральные онтологические обетования христианской веры: воскрешение умерших, преображение их природы, вход в бессмертный, творческий эон бытия – Царствие Небесное. Федоров заложил основы идеи богочеловечества, сотрудничества божественных и человеческих энергий в деле спасения, обосновал идею условности апокалиптических пророчеств. Каким будет финал истории: катастрофическим, ведущим к Страшному суду с последующим разделением человечества на горстку спасенных и тьму вечно проклятых, или же светлым, спасающим всех (апокатастасис), зависит от самих людей, от того, продолжит ли мир свое движение в ложном, противобожеском векторе или же обратится на Божьи пути. Религиозно интерпретировал Федоров и идею регуляции природы. Основанная на чувстве глубокой нравственной ответственности человека за судьбу всей земли, всего космоса, всего творения, регуляция является исполнением библейской заповеди об обладании землей. «Восстановление мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» – так определяет философ всеобщего дела Божеское задание «сынам человеческим».

Благой исход истории, становящейся «работой спасения», предполагает, по Федорову, необходимость нового фундаментального выбора, связанного с императивом эволюционного восхождения человечества. Обнажая изъяны одностороннего технического развития, совершенствующего машины и механизмы и оставляющего нетронутой и уязвимой природу самого человека, которая целиком зависит от превратностей внешней среды, Федоров выдвигает идею органического прогресса, ориентированного на преображение физического естества существа сознающего, когда человек сам, без помощи техники, сможет летать, видеть далеко и глубоко, обретет способность строить свои ткани из элементарных веществ среды, как растения под воздействием солнечного света (мыслитель предвосхищает здесь идею автотрофности В.И. Вернадского) , будет создавать себе необходимые органы или изменять уже существующие в зависимости от среды обитания, пребывания, действия («полноорганность»). Тело, вместилище души, по убеждению мыслителя, должно быть всецело подчиненным сознанию, регулируемым, одухотворенным, должна быть достигнута полнота власти духа над материей, теснящего и наконец, вытесняющего из бытия силы распада, тления, смерти. Новый, радикальный поворот в философии Федоров видел в отказе от отвлеченного мышления, пассивного созерцания, в переходе к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества. Провозглашал нераздельность онтологии и деонтологии («истина есть только путь ко благу»), необходимость проективного мышления (проект связует идеал и реальность, ищет пути практического осуществления высшей идеи). Выдвигал принцип всецелости и всеобщности познания («все должны быть познающими и всё – предметом познания»), говорил об обращении гносеологии в гносеоургию. Свою систему называл супраморализмом, разрабатывая основы «совершеннолетней», «сыновней» нравственности («все мы братья по любви к отцам»). При этом Федоров не ограничивал законы этики сферой человеческих отношений, указывая на зависимость нравственного начала в человеке и обществе от материально-природного порядка вещей. Неродственность и небратство, подчеркивал он, коренятся в глубинах самого послегрехопадного, смертного бытия, стоящего на законе смены поколений, пожирания, взаимного вытеснения и борьбы. А потому залогом достижения «всеобщего родства» может стать только преодоление смертоносных сил во внешнем мире (природно-космическая регуляция) и в самом человеке (психо-физиологическая регуляция). Убежденный в неполноте альтруистической морали (жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других), Федоров предлагал формулу: «не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Антиномию индивидуализма и коллективизма разрешал через принцип соборности, утверждая его как основу совершенного социального устроения (общество «по типу Троицы»).

В свете идеи бессмертия и воскрешения интерпретировал Федоров и смысл культуры, видя в ней попытку «мнимого воскрешения», импульс к сохранению памяти о бывшем и жившем. Высоко ставил музеи и библиотеки как средоточия всечеловеческой памяти, мечтал о радикальном расширении их деятельности, об их превращении в центры собирания, исследования, воспитания и обучения, вокруг которых группировались бы коллективы ученых – «специалистов по всем отраслям человеческого ведения». Став орудием всеобщего дела, Музей, по Федорову, должен одушевить познание сердечным, родственным чувством, духом любви к отцам и предкам, тем самым служа восстановлению братской связи людей. Философия Федорова стоит у истоков русского религиозно-философского ренессанса, определяя его стрежневые темы; полагает начало течению активно-эволюционной, ноосферной мысли XX века (Н.А. Умов , В.И. Вернадский , Н.Г. Холодный и др.). Под влияние «Философии общего дела» в разное время и в разной степени попадали выдающиеся классики русской литературы – Ф. Достоевский и Л. Толстой , В. Брюсов и В. Маяковский , Н. Клюев и В. Хлебников, М. Пришвин и М. Горький, А. Платонов и Б. Пастернак. Теургическая эстетика Федорова (переход от «искусства подобий» к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания конца XIX – начала XX века (В. Соловьев , А. Белый , В. Иванов , В. Чекрыгин, П. Филонов и др.).
С.Г. Семенова

Сочинения

  • Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. I. Верный, 1906, Т. II. М., 1913
  • Сочинения. М., 1982 (серия «Философское наследие»)
  • Собрание сочинений: В 4 томах. Т. 1–4. М., 1995–1999. Дополнительный том – М., 2000
  • Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 2010.

Литература

  1. Кожевников В.А . Николай Федорович Федоров. Ч. 1. М., 1908, 2-е изд.: М., 2004
  2. Остромиров А . [А.К.Горский]. Николай Федорович Федоров и современность. Вып. 1-4. Харбин. 1928–1933
  3. Young G. Nikolai F. Fedorov: An Introduction. / Nordland publishing company. Belmont, Massachussettes, 1979;
  4. Hagemeister M . Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. München, 1989
  5. Семенова C.Г . Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 12. М., 1996
  6. Семенова С.Г. Философ будущего века Николай Федоров. М., 2004
  7. На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова. М., 2004
  8. Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. СПб., 2004–2008
  9. Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров. К 180-летию со дня рождения: В 2 частях. М., 2010
  10. Young G. The Russian cosmists. The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers. N.Y., 2012.

Русский космизм Н. Ф. Федорова

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ-ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

Здесь мы кратко остановимся только на учении Н.Ф.Федорова, давшего глубокую и оригинальную разработку идей русского космизма. В его философских взглядах переплетаются религиозно-христианский подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения - натурализм, Фантастичность, мистицизм и реализм, мечтательность и научность, утопизм и действительность. И вместе с тем все его учение пронизывает вера в мощь разума, науки и творческие возможности человека. Все главные идеи Федорова изложены в его труде «Философия общего дела».

Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью. Такая задача обусловливает «проективный» подход к истории, которая нуждается, по мнению Федорова, в отношении не безучастном, объективном, не сочувственном, а в проективном. Только в этом случае знания о смысле и цели жизни трансформируются в «проект лучшего дела» и в реализацию этого проекта. И философия должна стать активным проектом того, что должно быть, проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего.

Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя.

Он утверждает, что после искупления Христом первородного греха людей дальнейшее спасение их и окружающего мира целиком зависит от людей. Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя. И это не является противопоставлением человеческого Божественному, отмечает Федоров, ибо после искупления Христа людям открылась возможность и способность сделаться орудием реализации Божественного плана.

Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца.

Однако для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность и холодную отчужденность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности между людьми. Причину этого отчуждения Федоров видит в том, что люди сосредоточены только на самих себе, подчеркивает несправедливость, «неправду» замыкания каждого в самом себе, отделение себя от живых и от умерших. Этим обусловлен призыв к людям: жить не для себя, ибо это эгоизм, и не для других, ибо это альтруизм, а совсеми и для всех.

Исходным пунктом «философии общего дела» является учение о родстве. Федоров убежден, что родство лежит в основы жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога и является естественной божественной основой жизни. Родство есть общество сынов человеческих, помнящих отцов. Братство, единство невозможны без сыновства, без связи поколений, каждое из которых помнит, чтит поколения предшествующие и опирается на их достижения. Он считает, что любовь к отцам, предкам, органически родовое, родственное составляет нравственное, высшее в человеке, то, что уподобляет его Святой Троице. Культ предков является, по утверждению Федорова, единственной истинной религией.

Таким образом, основой и движущей силой общего дела выступает родство как начало, имеющее свой прообраз в недрах Божественной Троицы, как стержень жизни общественной, мировой и божественной.

Религиозная основа идеи родства предопределила религиозность всей философии «общего дела». Федоров всемерно возвеличивает и пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внося в христианство активный антропологизм.

Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека - смертью. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Жизнь, сохранение и развитие человечества рассматриваются им как высшая цель и благо. Он размышляет о проблеме преодоления смерти, воскрешения всех живших на Земле, сохранения идейных трудов минувших поколений.

Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой человек обретает всю полноту своего бытия. Он верит в правду грядущего воскресения и непримирим к смерти. Но Федоров дает этому учению свою интерпретацию.

Процесс «воскрешения» он не трактует как непосредственно воскрешение каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не механическое «возрождение» умерших в прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал «воскрешение» как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. Через человека и его общую деятельность Бог воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает Федоров. В проблеме «воскрешения» Федоров сочетает как религиозные, и научные аспекты. Активность человечества во всеобщем деле воскрешения анализируется им с религиозных позиций. Но конкретные пути и способы этой активности Федоров рассматривает с естественно-научных, позитивно-технических позиций. При всех элементах утопичности и фантастичности учение о «воскрешении» пронизано одной идеей - идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.