» » Что первично душа или тело. Учеными установлено место, где живет душа

Что первично душа или тело. Учеными установлено место, где живет душа

И в рамках темы здоровья – как телесного, так и душевного – мы с вами и поговорим об этом непростом и очень крепком союзе – о союзе психического и физического, а также о его последствиях...

Итак, одним из самых ярких проявлений совместного творчества души и тела являются психосоматические расстройства, т.е. такие болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы играют ключевую роль в их этиологии, формировании, развитии и исходе.

Сам термин «психосоматический» впервые был использован в 1818 году немецким врачом-психиатром, но широкое распространение он получил в 20-50-х годах XX века благодаря Францу Александеру (1891–1964), одному из ведущих американских психоаналитиков своего времени, который и считается основателем психосоматической медицины.

По мнению Ф. Александера, к классическим психосоматическим состояниям следует относить семь заболеваний: пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и гипертиреоз. К этому первичному списку, однако, можно добавить многие другие состояния и заболевания. Для каждого из этих расстройств характерны свои особые психологические конфликты, поэтому базисной для всех психосоматических состояний и заболеваний является концепция «специфичности».

В современном представлении существует такой тезис: «нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные». Он касается того, что не надо бросаться в крайности, объясняя все либо физиологией, либо психологией. Но существует ряд болезней, происхождение которых в основном связано с психологическими причинами и безусловная принадлежность вышеназванной семерки к психосоматике считается доказанной.

Жалобы соматического характера можно рассматривать как проявление символического языка внутренних органов, отражающего либидонозные тенденции, вытесненные комплексы. Подавление такого рода неприемлемых бессознательных влечений, по мнению представителей зарубежной психосоматики, еще больше обостряет их и создает цепь отрицательных воздействий на организм. Психосоматика в таком понимании представляет биологически ориентированный вариант учения Фрейда. Согласно Ф. Александеру, большинство заболеваний человека являются психосоматическими.

Таким образом, спектр психосоматических расстройств широк и включает в себя также: психосоматические реакции – кратковременные изменения различных систем организма (повышение давления, учащенное сердцебиение, покраснение, побледнение и т.д.; функциональные неврозы органов (без объективных признаков поражения этих органов), соматоформные расстройства (постоянные жалобы на боли и неприятные ощущения, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения, четкая взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами); конверсионные расстройства (c четкими и символическими проявлениями личностных особенностей пациентов и влиянием психотравмирующих факторов) и собственно психосоматические заболевания.

В целом в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:

– неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации);

– наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям;

– нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС – предполагается накопление аффективного возбуждения – тревоги и напряженной вегетативной активности;

– личностные особенности, в особенности – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;

– черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными;

– фон семейных и других социальных факторов;

– события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей);

– личность родителей у детей – очень часто дети с психосоматикой имеют матерей с пограничными расстройствами личности; семейная дезинтеграция.

Есть у всех нас три тела – духовное, астральное и физическое, где духовное – это наши мысли и надежды, астральное – наши чувства и страсти, физическое – руки-ноги и все остальное. Здоровым можно быть, если все три тела находятся в гармоничном взаимодействии. Голова, как всем понятно, связана с телом духовным. Поэтому от тела духовного, от наших мыслей, чаяний и помыслов зависит наше здоровье. Поэтому здоровый образ жизни – это, прежде всего, быть в гармонии с Богом, миром, людьми и всем, что нас окружает.

Вся проблема духовной, психической и физической сфер нашего здоровья возникает из-за конфликтов нашей естественной биологии со средой обитания – современным образом жизни. Развитие научно-технического прогресса, урбанизация и глобализация создают конфликты с нашей естественной биологией. Наш организм обладает мощными адаптационными механизмами, которые рассчитаны на наше выживание как вида, так и индивидуума в различных условиях среды, будь то холодная вода, в которую можно упасть, либо стрессовая ситуация в нашей жизни.

Однако общее правило таково, что адаптация к внешним воздействиям требует затрат энергетических ресурсов и истощает нашу жизнеспособность, провоцируя заболевания и ускоренное старение. Здесь важно заметить, что возраст человека здорового соответствует возрасту по паспорту, поскольку состояние здоровья определяется энергетикой организма. И разница между нашим временем биологическим и нашим паспортным возрастом как раз и определяет общую степень заболевания – несоответствия состояния.

Духовное здоровье – это наши мысли и помыслы, и если они не конфликтуют между собой и с миром – то все хорошо. Человечество уже очень давно поняло это. Для нас важно, что жизненные энергии, без которых наш организм не может функционировать, втекают в нас в состоянии светлой радости и создают тот самый комфорт и благополучие.

Знаете ли вы, где в нашем теле живет душа? В сердце? В груди? А может она является частью разума?

Еще с глубокой древности люди пытались определить место, где живет душа, какой орган является для нее вместилищем.

Так славяне связывали понятие души со словом “дышать”. Человек жив, пока дышит. Наши предки свято верили в то, что самое ценное у человека находится в груди.

Душа рассматривалась как самостоятельная часть тела, но с более высокой вибрацией и способна перемещаться по всему телу, например, уйти от страха в пятки.

Китайцы были убеждены в том, что душа располагается именно в голове. Жители Вавилона верили в то, что вместилищем для души являются уши.

Разные научные теории по-разному трактуют место, где находится душа.

Является ли душа частью мозга?

Первая научная теория о том, где живет душа была выдвинута еще в 17 веке французским философом и математиком Рене Декартом. По предположению Декарта, душа располагается в эпифизе — единственном непарном участке головного мозга человека.

Эпифиз был открыт советским ученым Николаем Кобызевым.

Его последователи определили, что у детей до шести лет эпифиз по форме напоминает третий глаз с хрусталиком, фоторецепторами и нервными клетками как у обычного глаза. Затем запускается обратный процесс, и третий глаз атрофируется.

Исследования за много лет показали, что люди, у которых в зрелом возрасте эпифиз сохранил свою первоначальную форму, обладали даром ясновидения. О таких людях наши предки говорили “чувствует душой”.

Означает ли это, что душа является частью мозга?

В университете Джорджа Вашингтона ученые снимали энцифалограмму у пациентов, умирающих от сердечного приступа или от рака.

У всех умирающих за секунды до смерти показатели выглядели так, будто в мозгу произошел взрыв. Появлялись очень сильные подъемы электрических импульсов.

Ученые предположили что такой аномальный всплеск может свидетельствовать о выходе определенного количества энергии. Вдруг исследователям удалось зафиксировать выход души?

Место души — в сердце

Если душа живет в мозге, почему свои переживания люди связывают с сердцем? Быть может, именно сердце является вместилищем души?

В некоторых религиях считается, что именно

Благодаря наблюдениям ученых выяснилось, что на сороковой день после смерти разрушаются физические клетки человеческого сердца.

В 2012 году немецкие ученые проводили эксперимент с целью выяснить, в каком из органов человеческого тела находится душа.

Были приглашены сто добровольцев, испытывающих серьезные душевные переживания — разрыв отношений, ревность, безответную любовь.

Измеряли малейшие изменения пульса, дыхания, сердечного ритма и в течение нескольких часов показывали испытуемым видео с моментами из их прошлого.

Так пытались понять, какой орган выдаст микроимпульсы, которые бывают в результате стресса. То есть старались зафиксировать душевные проявления испытуемых и определить, где находится душа.

Определить, в каком именно органе находится душа, ученым в данном эксперименте так и не удалось.

Исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки. Здесь находятся лимфатические системы и узлы, а также солнечное сплетение.

Ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. Поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди.

Но с таким выводом согласны далеко не все ученые.

Может ли быть кровь вместилищем для души?

Американские ученые убеждены в том, что именно кровь является вместилищем души.

Медиками фиксируются изменения не только в характере, но и во внешности людей, которым перелили чужую кровь. Увеличивается рост, вес, меняется форма ушей и подбородка.

Бывший военный врач Александр Литвин перенес переливание крови несколько лет назад.

Он потерял около трех литров и потерю возобновлять требовалось быстро. Группа крови у Александра оказалась редкой, четвертой, и нужного количества ее не оказалось.

Коллеги Александра сдали кровь. В результате он получил кровь от разных людей.

Он долго не понимал, почему его тело стало настолько меняться. Его рост увеличился после переливания крови на четыре сантиметра, а вес вырос на пять килограмм. Такой вес продержался у него около восьми лет.

У меня появились новые привычки и смутные воспоминания о событиях, которых в моей жизни никогда не было. Был еще интересный момент. В течении жизни мочка уха никогда не меняется. После того, как мне перелили кровь форма мочки моих ушей изменилась ”.

Неужели кровь является на самом деле вместилищем души?

Пересадка органов дает понимание о том, где на самом деле живет душа.

Физиологи из США в начале 2012 года наблюдали за группой пожилых пациентов, для которых донорам были молодые люди.

Общие показатели их жизнедеятельности после пересадки многократно возросли. Больше всего удивило врачей, что после операции у реципиентов меняются черты характера.

Анатолий Леонидович Усс, главный внештатный трансплантолог Белоруссии согласен с теорией о том, что с пересаженным органом пациенту может переходить и частица души.

“Любая ткань человека разумна. Поэтому пересаженный орган, попадая в чужеродную среду начинает проявлять свой характер ”.

Критики считают, что пациенты с пересаженными органами на подсознательном уровне чувствуют благодарность к донорам, поэтому заимствуют черты их характера.

Василию Ганзевичу в пятьдесят лет поставили диагноз — сердечная астма. Помочь ему могла лишь пересадка сердца.

После операции мужчина почувствовал себя гораздо моложе, начал уже через полгода с легкостью поднимать пятикилограммовые гири. У мужчины появилась любовь к спортивным играм. До операции он ничем не увлекался, даже не мог передвигаться самостоятельно, без посторонней помощи.

Изменился весь образ жизни Василия Ганзевича. Теперь ему предстоит заново узнавать себя.

Когда я узнал, что мне нужна пересадка, у меня был лишь один вопрос: а вдруг мне попадется сердце какого-нибудь бандита?

В штатах пациентов, нуждающихся в пересадке органов врачи предупреждают о возможном риске. И большинство людей соглашаются на жизнь с искусственным органом вместо донорского.

Неизвестно, что принесет с собой пересаженный орган кроме шанса на новую жизнь.

Где истинное место для души

Артем Луговой, врач — реаниматолог:

Нельзя забывать о ДНК. Она сама по себе высокоэнергетическая структура. Набор хромосом у всех одинаков, но благодаря ДНК мы все разные ”.

Получается, что душа человека живет не в отдельном органе человека, не в сердце, мозге, а наполняет каждую клетку организма. И в виде информации ее частичка может передаваться другому человеку вместе с любым из органов донорского тела.

На поверхностный (первый) взгляд в этом вопросе всё «просто». «Правильный» ответ — «для кого — что». Тот, кто относит себя к лагерю материалистов, конечно, будет отстаивать точку зрения, что важнее всего — тело.

Слово же «душа» материалисты либо исключат из своего словарного фонда либо воспользуются «душой» как метафорой.

Те же, кто стоит на позициях (1) религии, (2) духовных или (3) мистических практик, скорее, на наш расхожий взгляд, будут умалять значение тела, отдавая зато предпочтение душе.

В этом втором лагере действительно часто можно услышать «претензии» по отношению к телу. (Оно и ненадёжное, смертное, оно и греховное...)

Но не будем обобщать — Высокая религия (любая), Высокие духовные практики и Высокая мистика никогда не унижают в своих рассуждениях концепт «Человеческое Тело». Это, скорей, неграмотный поверхностный подход к религии, мистике и «духовности» его унижает. Или оголтелое сектантство.

Давайте же познакомимся с настоящими мыслителями, причём всех толков. Ведь мыслитель настоящий и честный не подгоняет ничего под свою лелеемую концепцию и не принадлежит ни к какому «лагерю».

Если разговаривать спокойно, то и представитель науки, и философ-мистик и священник-теолог будут говорить об одном и том же и приходить к схожим выводам.

Ещё парадоксалист Оскар Уайльд говорил: «Тот, кто видит разницу между душой и телом, не имеет ни тела, ни души». Тонко замечено!

А знаете, какие корни питали это его высказывание? Ведь эту мысль «придумал» не Уайльд, эта максима — плод его чтения и размышления.

Мысль эту Оскар Уайльд смог сформулировать оттого, что всегда интересовался Высокой теологией католицизма. То есть, читал богословские труды.

Но что бы мы с вами ни читали, если мы будем читать внимательно и мудро, мы сформулируем ту же мысль.

Почему тело важнее, чем душа?

Я забежала вперёд и открыла секрет: да! Тело считается даже более важным,чем душа. Давайте проникнемся простой аргументацией.

Представьте себе, что вы очень религиозный и духовно растущий человек. И вот вы решили соблюдать какие-то моральные и религиозные заповеди.

Ну, скажем, вы решили освящать молитвой или коротким благословением свой «хлеб», свою то есть — трапезу.

Давайте рассмотрим два гипотетических варианта.

Вариант первый

Перед тем, как «освятить трапезу» вы сели и подумали о всём великом значении этого ритуала, о словах и обычаях, о том, что сказал про это «такой-то» и «такой-то».

В итоге, хлеб вы так и не освятили своим благословением... Забыли.

Второй вариант

Вы очень быстро наспех, впопыхах произнесли те слова, которые обычно вы произносите — слова благословения. Вы не забыли сделать это и вы сделали это. Перед тем, как тянуть механически ложку в рот, вы бросили взгляд на то, что едите, «увидели» это внимательным и благодарным взглядом и, сказав положенное, возможно, (что и скороговоркой) начали уже есть...

При этом вы не рассуждали, не проникались важностью этой заповеди и не исследовали высокий её философский смысл.

Спрашивается: в каком из двух приведённых случаев вы выполнили заповедь? Во втором. А куда делась вся «польза» от первого? Не было там пользы.

То же касается случая с

  • раздачей милостыни,
  • гостеприимством,
  • любви к ближнему,
  • негневливости и многим другим «духовным практикам»— их тысячи.

Посмотрите, на деле любая «духовная практика» оборачивается практикой... телесной.

Тело является Целью, к которой направлены все заповеди.

Иногда, чтобы совершить высоконравственный моральный духовный поступок нужно лишь одно - просто совершить верное физическое действие .

Протянуть руку, не подставить ногу. Подвинуть или поднять своё седалище...

Именно поэтому все религиозные мыслители считают, что именно наше тело, а не наша душа играет центральную роль в служении Богу.

Учёные скажут вам тоже самое, но другими словами.

Они просто скажут вам — берегите тело. Не разбрасывайтесь им. У вас их что — несколько?

Монофизиты и язычники

Если говорить о более близком нам цивилизационно и культурно — христианстве, то оно всегда боролось с двумя так называемыми «ересями».

Во-первых, оно боролось с теми, кто настолько не уважал человеческое тело, что отрицал, будто у Христа было вообще земное тело. Они так и назывались — «моно-физиты», сторонники учения об одной «природе», о лишь духовной природе Христа. Без тела.

Мол, дуракам-землянам просто «казалось», что у него есть тело. Это он на них такой «морок» навёл.

А ещё христианство боролось с древними языческими представлениями, которые сводятся к верованиям о различного рода «нечистоте» мёртвого тела. И учат его бояться до жути.

Мол, мёртвый — это табу, он «нечист», его надо поскорее с глаз долой из сердца вон и ещё покадить вокруг сильнопахучим чем-нибудь.

Христианство учит, что усопший человек — просто засыпает, поэтому к нему нужно относиться как к спящему — бережно, трогательно, с любовью, с уважением к его - сну.

Он засыпает — до времени, до момента, когда всё Творение преобразится и преобразится вся Плоть.

Христиане называют это время — Вторым пришествием Христа, евреи — приходом Машиаха.

Как вы полагаете — почему христианство не на шутку боролось с теми, кто Человеческое Тело в своих рассуждениях «пинал», презирал, осмеивал и в итоге — боялся до приступа психоза, когда тело это начинало вообще болеть и умирать?

Я могу ответить на это частично и как бы со стороны историка-археолога.

Потому что такой подход является культурным свидетельством - дикости, варварства, отсутствия цивилизации, отсутствия высокоразвитой Духовности в данном этносе на данной его фазе развития.

Нецивилизованные варвары кидали своих мёртвых на съедение диким зверям и уходили. Чуть более цивилизованные - уже погребали, но в погребении и его ритуалах был чётко написан - страх, отвращение, попытка - задобрить.

Вот видите, какой "парадокс" получается — неумение ценить, отсутствие Высокого отношения к Телу, даже к усопшему телу, есть строгий классификационный признак «отсутствия» у данного народа Духовности, отсутствие развитой - Души.

Поверхностно понятые «учения о духовном» традиционно зло критикуют тело, плоть. Не пора ли перестать плавать на поверхности «разговоров о высоком» и узнать истинное положение дел в старой проблеме «душа и тело»?

Елена Назаренко

Дух. ...Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1 Послание к Фессалоникийцам 5:23)
Павел молится о том, чтобы христиане были освящены во всей полноте и он определяет три составляющие человеческой личности: дух, душу и тело. Различие между этими тремя элементами нашей личности недопонимается большинством христиан. Но Библия может стать для нас уникальным зеркалом в котором мы увидим их природу, взаимосвязь и предназначение. Неправильное использование этого зеркала может стать причиной больших внутренних расстройств и дисгармонии. Первоначально творя человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Образ отразился во внешнем виде человека. Как ни одно другое творение человек отражает внешний вид Бога. Поэтому, когда Сын Божий пришел на землю, Он принял образ человека, (а не вола или жука, или какого-нибудь небесного существа, как например серафим). Подобие относится к внутренней природе человека. Писание открывает нам, что Бог троичен. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Так же оно открывает нам и троичность человека, состоящего из духа, души и тела. Упоминания, которые мы находим в Библии о сотворении человека, открывают нам, как была сотворена его троичная сущность: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живой» (Быт.2:7). Таким образом дыхание, которое Бог вдохнул в человека, стало человеческим духом. Глина послужила материалом для создания тела. И внезапно человек стал душою живой. Образовавшаяся душа - это «эго», индивидуальная личность. Обычно ее разделяют на три составляющие: волю, разум и эмоции. Она ответственна за принятие решений и выражает себя в трех фразах: «Я хочу», «Я думаю», «Я чувствую». Поведение каждого человека, не соприкоснувшегося в своей жизни со сверхъестественной благодатью Божьей, контролируется этими тремя мотивами. Человек был сотворен для личных взаимоотношений с Богом, но его греховное непослушание оказало разрушающее действие на все три составляющие его личности.
Последствия греха.
Будучи отрезанным от связи с Богом, человеческий дух умер. Таким образом исполнилось Божье предупреждение: «...а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт.2:17). Тело Адама умерло физически спустя более чем 900 лет. Через последовательное принятие волевых решений в прямом непослушании Богу человеческая душа превратилась в бунтаря. С тех пор каждый потомок Адама становится наследником бунтарской природы. В послании Ефесянам 2:1-3 Павел описывает результаты бунта, которые истинны в отношении каждого из нас: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...» В результате греха мы все оказались мертвыми в нашем духе. Наши души стали бунтующими по своей сути. Наше тело теперь стало подвержено тлению, т.е болезням, разложению и смерти. Тем не менее, преизбыточная любовь Божья такова, что Он жаждет восстановить Свои взаимоотношения с человеком. «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак.4:5) Таким образом, через жертву Иисуса на Кресте Бог открыл путь для восстановления потерянных взаимоотношений.
Последствия спасения.
В Еф.2:4,5 Павел продолжает описание того воздействия, которое оказывает на наш дух спасение: «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом...» Наш дух, воссоединившийся с Богом, снова ожил. В то же самое время наши души- через покаяние и веру - освобождаются от бунта, примиряются с Богом. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.» (Рим.5:10-11). Когда мы осознаем, что находились в бунте против Бога, мы понимаем, что истинное спасение не может наступить, минуя покаяние. Покаяться - значит отложить в сторону свой бунт и подчинить себя праведному Божьему правлению. Спасение распространяется также и на наше тело. Будучи освобожденным от рабства греха, наше тело становится храмом и местом обитания Святого Духа, а наши члены становятся орудиями праведности. (Рим.6:13) И, наконец при пришествии Христа наши тела будут преображены в нетленные тела, такие же, как и у Самого Христа!
Условия ученичества.
Иисус повелел Своим апостолам идти и делать учеников во всех народах. Он не сказал им делать членов Церкви. Ученичество требует радикального отклика от каждой сферы нашей личности: тела, души и духа. В Рим. 12:1 содержится требование относительно нашего тела: «...предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу...». Бог требует от нас, чтобы мы полностью возложили наши тела на жертвенник, так же, как во времена Ветхого Завета израильтяне полностью возлагали на жертвенник приносимых в жертву животных. Но при этом есть и одно существенное различие. Израильтяне убивали приносимых в жертву Богу животных, мы же должны предоставить наши тела в жертву живую. Но теперь, с этого момента, наши тела больше не принадлежат нам. Они являются Божьей собственностью, Его храмом. Мы всего лишь домоправители, обязанные дать отчет в том, как мы заботились о Его храме. К несчастью, многие христиане продолжают обращаться со своими телами так, как будто они все еще являются их собственностью и свободны делать то, что им нравится. Требование Иисуса в отношении наших душ записано в Матф. 16:24-25: «Если кто хочет идти за Мной, отвергни себя (дословно «свою душу»), возьми свой крест и следуй за Мной. Ибо кто хочет сохранить жизнь свою (душу), тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою (душу) ради Меня, тот обретет ее.» Нашим крестом является то место, где мы решаем умереть. Бог не обманывает нас. Только мы сами решением нашей воли можем взять свой крест. Это то место, где мы должны отвергнуть свою душу. Практически это означает сказать «нет» трем требованиям нашей души: «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Отныне мы больше не находимся под контролем этих трех мотивов. Теперь их место занято Божьим Словом и Божьей волей. Подчиняясь Божьему Слову и Божьей воле, мы обретаем новую жизнь, данную нам Иисусом. Только пройдя через смерть, наши души могут обрести эту новую жизнь. Подчиняясь тем требованиям, которые Бог имеет в отношении наших душ и тел, мы освобождаем наш дух для новых взаимоотношений с Богом, которые даже более замечательны, чем те, которые были потеряны через грехопадение. В 1 Кор. 6: 15-17 Павел предостерегает нас от аморальных сексуальных связей с блудницами, т.к. это означает стать одним телом с блудницей. Затем он контрастно продолжает: «... а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.» Для меня это абсолютно ясно. Искупленный дух теперь может наслаждаться настолько близкими и интимными отношениями с Богом, как это истинно в отношении тела, совокупляющегося с блудницей. Нужно замeтить, что только дух, а не тело или душа, может переживать прямую интимную связь с Богом. Именно через поклонение наш дух вступает в такую связь с Богом. В Ин. 4:23-24 Иисус говорит: «...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине... Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине.» Он очень ясно дал нам понять, что истинное поклонение должно исходить из духа. В современной Церкви так мало понимания об истинной природе поклонения, в основном, из-за недостатка понимания различий души и духа. Поклонение - это не представление, а Церковь - не театр. Также поклонение - это не то же, что и хвала. Мы прославляем Бога в наших душах, и это правильно. Через хвалу мы имеем доступ в Божье присутствие. Но придя в присутствие Божье, мы можем насладиться духовным единением с Ним только через поклонение. Цель спасения - сделать нас способными поклоняться Богу сначала на Земле, а затем на небе. Это наивысшая и самая святая форма жизнедеятельности, на которую только способен человек. Но это становится возможным только тогда, когда наша душа и тело подчинены духу и находятся в гармонии с ним. Такое поклонение часто очень глубоко, чтобы выразить его словами. Оно становится пылким безмолвным единением с Богом.
Ваш, в служении Господу Дерек Принс

Причина существования всех вещей

Сначала вопрос: зачем мы приобретаем разные вещи? Ответ очевиден: чтобы пользоваться ими! Мобильный телефон мы покупаем, чтобы общаться с удаленными от нас людьми; автомобиль – чтобы с комфортом перемещаться из точки «А» в точку «Б»; стиральную машину – чтобы облегчить труд стирки одежды и белья, и т.д. Говоря шире, у каждой приобретаемой нами вещи есть причина ее существования или, попросту, – цель. Любой предмет используется нами с определенной целью: общение, перемещение в пространстве, бытовые удобства и т.п.

Теперь посмотрим на вещи под другим углом зрения. Представляют ли они ценность сами по себе, то есть без нашего пользования ими? Никакой. Какой прок от выключенного телефона, лежащего на полке в салоне связи? Какая польза от машины, стоящей на стоянке? Лишь тогда эти вещи обретают смысл, когда мы вступаем с ними во взаимодействие. Когда мы берем в руки телефон, набираем нужный номер и говорим с абонентом. Когда садимся в кабину автомобиля, заводим двигатель, и трогаемся с места, чтобы ехать в нужном направлении. Когда запихиваем в стиралку грязное белье, вводим программу и включаем аппарат. Мы, люди – управляем вещами. Они повинуются нам, служат нам.
При этом мы мало задумываемся, как вещи работают. Да, мы в принципе знаем, как устроен автомобиль. Но когда человек едет в нем, сидя за рулем, он не думает о том, по какому принципу работает двигатель и трансмиссия, как происходит вывод отработанных газов. Его дело – вести машину. Говорящая по телефону девушка совершенно не разбирается в устройстве телефона. Если он вдруг забарахлит, она несет его в мастерскую. К чему я это все? А вот к чему.

Идеальный механизм для исполнения нашей воли

Попробуем посмотреть на себя со стороны. Что мы увидим? Конечно тело! Наше прекрасное, любимое нами тело: голова, туловище, руки-ноги. Мы все ассоциируем себя с нашим телом, мы немыслим себя без тела. Как это возможно? Я – это я, это мое тело. А что есть наше тело? Совокупность самых разнообразных органов, сосудов, нервов, тканей. Если быть точным – система органов, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Легкие наполняются воздухом, сердце качает кровь, желудок и кишечник переваривают пищу, печень ее фильтрует. Каждый орган выполняет свою функцию. И, заметьте – мы практически не вмешиваемся в этот процесс. Мы не отдаем команды сердцу биться с определенной частотой, не «рулим» процессом пищеварения и мочевыведения, не заботимся о развитии плода в матке. Все это делает наш мозг, но как он это делает, для нас – тайна за семью печатями. И, в принципе, нам это и не нужно знать. Наше дело – управлять своим телом, этой совершенной биологической машиной, идеальным природным механизмом.

Чувствуете аналогию с автомобилем, телефоном, стиральной машиной? Мы пользуемся ими, не задумываясь об их устройстве. Мы управляем собственным телом, а как оно работает, или, говоря попросту, как живет, – нам в большинстве своем неведомо.

Напрашивается вопрос: а кто управляет нашим телом? Вроде, ясно – наш мозг. Но мозг, в принципе, такой же орган, как сердце или селезенка. Он выполняет свою функцию в теле, пусть и одну из самых главных. Но кто управляет мозгом? Если представить, что наше тело – это автомобиль, то где тот водитель, который ведет машину в нужном направлении? Который заботится о том, чтобы машина работала исправно: заправлял ее бензином, менял масло, ремонтировал узлы и агрегаты? И мы поддерживаем жизнь своего тела: кормим его, поим, выгуливаем, купаем, одеваем, тренируем. Но это не меняет сути: мы пользуемся своим телом.

А теперь самое главное: с какой целью мы пользуемся своим телом? У любой вещи, как я сказал, есть цель, есть причина ее существования. У любого объекта во вселенной есть такая цель. Значит, и у нашего тела должна быть такая цель. Самому телу, как таковому, цель его существования понятна: повкусней кушать, послаще пить, помягче спать, «покруче» развлекаться; короче, покомфортей жить. Но напрашивается важный вопрос: а у «водителя» тела, ездока, «пользователя» – у него-то какая цель? Кто этот «водитель»? На этот краеугольный вопрос нашего бытия все религии в мире, во все времена отвечали: это наша душа.

Любой из нас, более-менее знакомый с христианством, знает, что душа – это то, что дает Бог каждому человеку при его зачатии. Человек рождается из утробы матери с телом, соединившим в себе начало матери и отца, и душой, данной Богом. Мы знаем, что душа вечна, бессмертна, неуничтожима, чего не скажешь о теле. Плоть, тело наше смертно, тленно, страстно, – в том смысле, что подвержена болезням и страданиям. В душе же заключена личность человека со всеми его мыслями, чувствами, переживаниями, побуждениями.
Так вот кто этот таинственный «водитель» нашего тела! Душа! Душа управляет телом, как водитель управляет своим автомобилем. Мозг – это своеобразная «телефонная станция», «компьютер», который передает команды различным членам тела действовать сообразно данной душой программой. Да, мозг хранит информацию о трудовых навыках, знаниях, полученных нами; мозг решает, как лучше использовать эти знания и умения, чтобы точно выполнить «задание» своего «командира» – души. Душа же и только душа отвечает за все свои «приказы».

Конечно, мы осознаем себя неотделимо от тела. Душа неотделима от тела. Другими словами, тело без души – не человек, и душа без тела – не человек. Такими нас создал Бог. Но с какой же целью? Опять, опять эта «ее величество» ЦЕЛЬ! С какой целью душа должна управлять телом? Тут начинается самое интересное.

Куда ты, тело?

Величие человека, его превосходство над прочими другими созданиями Божиими заключается в том, что в нем слились две ипостаси – земное тело и небесная душа. Тело нам дают земные мать и отец, и по смерти тело возвращается в землю. Душу дает человеку Господь, и по смерти тела бессмертная душа возвращается к Тому, Кто дал ее.
И вот тут-то и содержится основной закон нашей жизни, нашего предназначения. Цели нашего существования, если хотите. От нашей жизни на земле напрямую зависит вечная участь нашей души Там, за гробом, в Царстве Отца нашего Небесного. Таким образом, душа так должна управлять смертным телом, чтобы заслужить блаженство вечной жизни.
Это очень и очень сложно. Почему? Потому что желания нашей души часто не совпадают с желаниями нашего тела. А чтобы совпадали, нужны весьма серьезные усилия. Чего же хочет тело? Повторюсь: вкусно поесть, сладко попить, помягче поспать. Тело есть дитя земное, и его естественно тянет к земному, понятному ему. Небесная жизнь совершенно не понятна телу, оно ее не видела, не чувствовала, ее не с чем сравнить. А голос души нужно еще уметь слышать.

Ну да хорошо было бы, если бы мы удовлетворяли естественные потребности тела: голод, жажду, отдых, убежище. Увы, диавол, князь мира сего, постоянно толкает каждого из нас к удовлетворению потребностей противоестественных. Что это значит? Нашей природе естественно утолять голод и жажду, и противоестественно – переедать, лакомиться сладким, пить алкогольные яды. Естественно испытывать половое влечение, и противоестественно – распаляться блудной страстью: спать с кем попало, без разбору менять сексуальных партнеров, разжигаться похотью мужчин на мужчин и женщин на женщин. Диавол стремиться извратить нашу природу через разжигание противоестественных желаний или страстей. Что есть страсти? Это отравленные стрелы, наносящие раны нашей душе и нашему телу. Почему же мы поддаемся им? Почему мы вредим себе: курением, алкоголем, наркотиками, блудом, чревоугодием? Потому что: а) нашему телу нравится страсть, она доставляет чувственное удовольствие; б) мы привыкаем к страсти. Может, где-то мы и понимаем, что медленно убиваем свое тело, не говоря уже о душе, но остановиться ой как трудно! Диавол силен.
Стоп, стоп! А что же наш «водитель», наша душа? По идее она должна «рулить» телом, а получается наоборот, тело начинает управлять душой. То есть автомобиль перестает воспринимать действия руля и педалей, и, того хуже, начинает давать указания водителю, куда ему править. Телефон перестает нам подчиняться и начинает «жить своей жизнью»: сам по себе звоня неизвестно кому в 3 часа ночи, включаясь и отключаясь, когда ему «взбредет в голову».

Когда страсти полностью порабощают человека, когда телесные желания и устремления занимают все мысли человека, к тонкому голоску души никто не прислушивается. Или вообще, перестают верить в эту самую «душу». «Я ее не вижу, не чувствую, значит, ее нет». И что происходит в итоге? Если у вас окончательно сломался телефон, или он начал необратимо «глючить», что вы с ним делаете? Выбрасываете с десятого этажа, и он навсегда утрачивает бытие в вашем мире. То же самое происходит и с телом. Оно дано нам Богом для того, чтобы с его помощью душа завоевала себе вечную блаженную жизнь. А раз мы посвятили жизнь только тому, чтобы как можно полнее ублажить свое смертное тело, что мы пожнем, когда тело умрет и уйдет в землю? Душа-то останется жить. То есть наше сознание не угаснет, все мысли, чувства, желания и… страсти, – все будет продолжать жить. Вечно жить. Вот тогда начнется кошмар. Страсти жгут нас, требуя удовлетворения, а орудия этого удовлетворения, – тела, уже нет! И чем больше страстей, чем они сильнее укоренились в нас, тем ужаснее мучения. Вот что называется «попасть в ад». Ну, а что же задумал о нас Господь? Неужели Он создал нас, чтобы предать вечным мукам?

Что ты хочешь, душа моя?

Цель человеческой жизни здесь, на земле – заслужить жизнь вечную. Человек как личность неуничтожим. Он призван к высшей форме бытия, – к бесконечной жизни, к богоподобию, к сближению со своим Создателем, вечном общении с Ним. Тело дается душе во временное пользование, с одной целью, – используя таланты, способности, умения, навыки, знания начать приближение к Богу. Земная жизнь наша – это экзамен. Сдадим его – получим в награду вечную радость. Провалим – вечные мучения.

Каким образом сдать этот самый главный экзамен нашей жизни, ясно изложено в Евенгелии. В помощь нам – Святое Предание Церкви, опыт Святых Отцов, живое общение с людьми, достигших высот в духовной жизни.

Надо понять для себя раз и навсегда: душа – первична, тело – вторично. Тело – орудие в руках души, это «лошадка», которая везет душу в рай. Да, лошадка эта строптива, она пытается свернуть с нужного пути, пытается подчинить себя возничего. Вот, где она, духовная борьба: тело требует своего, она тянет душу к земле. А душа напротив, тянется к Небу и тянет туда и тело. Душа понуждает тело к молитве, посту, хождению в храм, поклонам, добрым делам. Перед глазами души ясная цель, изложенная Иисусом Христом в Евангелии: Царство Небесное. И она направляет к Нему и тело.

Но душа наша не брошена «на произвол сатаны». Во всех делах, так или иначе приближающих душу к Небу, ей помогает Сам Господь Бог. Бог сильнее сатаны. Сатана ничего не может сделать без воли или попущения Божия. Как бы ни был силен лукавый – он лишь тварь. Гнусная тварь, хотящая вечной погибели человека. Лживая тварь, соблазняющая людей воздушными замками и песочными городами. Точно сказал Ф.М. Достоевский: «Бог борется с сатаною, а поле битвы – душа человека». Бог всегда готов придти на помощь человеку, если тот от всей души попросит Его об этом. «Господи, помоги, погибаю! Страсти жгут, потуши их! Соблазны душат, избавь меня от них!»

Церковь учит, что основное условие вечного спасения человека – это осознание им своего бессилия, своего несовершенства, невозможности сделать что-либо для своего спасения без помощи Божией. Осознав все это, увидев в себе бесчисленный песок грехов и страстей, и воззвав в покаянии к Богу, человек может получить от Него спасение. Все остальное – молитвы, Таинства, добрые дела, милостыня – это средства вспомоществления человеку в его борьбе со страстями и грехами.

Трудна духовная жизнь, жизнь в Церкви. Трудна потому, что душе необходимо постоянно подчинять себе тело. Так же, как наезднику нужно обуздывать необъезженного коня. Наш «конь» постоянно рвется на «волю», чтобы отдаться страстям своим. И трудно наезднику удержать такого «коня», трудно направить его в нужную сторону. Но иного пути у нас нет. Главное, что Бог нам в помощь. Бог каждому желаем спасения, каждому готов помочь. Осталась малость: наше собственное желание.