» » Что такое шоу технологии. Технология воспитательного шоу презентация к уроку на тему

Что такое шоу технологии. Технология воспитательного шоу презентация к уроку на тему

В центре таких отрезков воспитательного процесса находится шоу – интересное, зрелищное действо. Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности:

- деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

- соревновательность на сцене;

- заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

1. Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются:

- разработка или поиск сценария шоу;

- распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.;

- подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

«Сцена»:

- решение о главном принципе отбора участников «сцены»;

- сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»;

- помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

Ведущий:

- решение о ведущем;

- разработка программы ведения шоу и образа ведущего;

- репетиция ведения шоу.

«Зал»:

- решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т. д.);

- определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т.п.);

- создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.);

- обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.).

Оценивание:

- предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);

- кто и когда оценивает;

- техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);

- способы предъявления оценок.

Оформление:

- определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

- определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;

- выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональный настрой участников; б) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале , кроме итогового оценивания, необходимо «смягчение соревновательности» (С.Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться словом и действием, объединяющим…

Участников конкурсов («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.;

- «сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников («сцены» и «зала») к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательностьшоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа «Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным»; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

СШ№48

Доклад

«Использование современных педагогических технологий

в процессе

воспитательной работы»

Учитель Ландик И.Ю.

2016-2017 г

«Использование современных воспитательных технологий в процессе воспитательной работы»

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

По источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

По целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

По возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

По функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

По подходу к ребёнку.

В своей работе как классный руководитель, воспитатель могут использовать следующие воспитательные технологии:

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Технология «коллаж»

Коллективное творческое дело

Шоу-технологии

Групповая проблемная работа (разработка проектов)

Тренинг общения

-«Информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Здоровьесберегающие технологии

Ситуативные технологии

1. Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Дебаты-интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения.

Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.

Используются в основном в старшей школе.

«Мозговой штурм» («Мозговая атака»)

Сбор большого числа идей, решений проблемы в результате обсуждения

Обязательные условия:

Закрепление эксперта (пишет)

Назначение «кукушки» (засекает)

Ограничение времени (10 – 15 минут)

«Круглый стол» Это одна из форм проведения дебатов

«Коммуникативное письмо» (Письменные работы учащихся, их взгляд на ситуацию, вопрос. Часто «крик души», реакция на только что произошедшее)

Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

Ранжирование

(что такое хорошо, а что такое плохо)

2. Технология «коллаж»

Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.

Реализуется в группах.

Предусматривает презентацию

3. Технология коллективн ого творческ ого дела

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов .

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

4. Шоу-технологии

Игровые мероприятия с делением участников на три группы: «Сцена», «Зал», «Ведущий»

Три особенности:

деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий.

5. Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

6.Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – не планируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

7. «Информационное зеркало»

Опыт активного отношения к публичной графической информации.

Психологические основания

Включение внимания.

Поддержание внимания.

Понимание информации.

Отношение.

Действие в отношении информации.

Технологическая цепочка

Создание установки на будущую информацию.

Появление информации.

Открытие обратной связи.

Действие с информацией.

8. Здоровьесберегающие технологии

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога привитию навыков здорового образа жизни;

создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя, воспитателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании занятий в школе ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

9. Ситуативные технологии (применяются по ситуации)

Сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Целесообразнее их рассматривать с точки зрения результативности в каждом конкретном случае.

Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

_______________________________

О современных трендах в мировом техническом и шоу-продакшне редакции сайт рассказал Максим Коротков — партнер компании MAX \ MAX productions.

Последние годы индустрия технического и шоу-продакшна развивается по-истине семимильными шагами. Никто не может отрицать, что сегодня фантазия и техника — вещи неразрывно связанные. Воображение дает толчок развитию технологиям, а технологии, в свою очередь, дают основу для новых фантазий. И это процесс, который уже не остановить! То, что еще несколько лет назад казалось невозможным, сегодня реализовывается. А то, что вчера казалось уникальным, сегодня становится повсеместным трендом и используется в каждом втором событии.

Так без чего же сегодня уже нельзя представить себе полноценное шоу?

Машинерия

Cвободная трансформация сценического пространства позволяет постановщикам шоу-программ чувствовать себя абсолютно вольными в своих фантазиях. Современное театральное и концертное оборудование мощно модифицировалось в направлении машинерии и трансформации пространства. Вспомните, еще совсем недавно все, что устанавливалось или подвешивалось в зале, было громоздким и функционально ограниченным.

Сегодня сцена может неожиданно поменять высоту, форму, площадь, или даже начать парить в воздухе. Это дает режиссерам возможность использовать одновременно десятки инструментов в одном шоу.

Однако усложнение функционала и характеристик не сделали логистику оборудования более сложной. Наоборот, конструкции стали легче и мобильнее, а установка занимает все меньше времени. Это позволяет артистам не ограничивать себя в разработке даже тех сцен, с которыми они планируют отправится в мировое турне. Сегодня перемещение гигантских декораций наподобие космических кораблей, драконов и поездов — норма и показатель высокого уровня шоу.

Наиболее интересные примеры использования современных технологий:

Take That Progress Tour: в финале концерта огромный двадцатиметровый металлический человек словно оживает и встает на ноги в центре площадки.

Justin Timberlake The 20/20 Experience: артист передвигается по всему танцевальному сектору на парящем в воздухе мосту, который отсоединяется от основной сцены.

Sensation Wicked Wonderland: динамические крылья сцены постоянно меняют свое положение в пространстве.

Динамические экраны и разнообразие видео поверхностей

Еще не так давно восхищение зрителя возрастало прямо пропорционально площади экрана на сцене, сегодня этого уже мало. Задача любого сценографа — полное погружение в концепцию, смена настроения и постоянное удивление зрителя.

Технологии позволяют видео поверхностям двигаться по всему пространству сцены и зала в разных плоскостях c помощью поворотных и раздвижных механизмов, также динамических лебедок, соединяться в одну плоскость и рассыпаться на мелкие части. Но не стоит забывать, что без хорошего контента все это не имеет смысла.

Стоит посмотреть примеры:

Церемония открытия Олимпийских Игр в Лондоне: рядом с каждым кластером сидений на зрительских трибунах были интегрированы светодиодные элементы, которые в общем масштабе составляли гигантский экран.

Beyonce Formation Tour: центральным элементом и декорацией сцены стал гигантский поворотный видео-куб.

Световые приборы нового типа

Эволюция светового оборудования также не отстает от конструктивного. Когда-то первой ласточкой развития индустрии света стал прибор Clay Paky Sharpy, дающий узкие концентрированные лучи света. Уже тогда стало ясно, что классического света недостаточно для создания полноценной картинки, способной поразить зрителя. И сейчас один за другим появляются приборы-гибриды, сочетающие в себе одновременно разные технологии, например свет и видео.

Самые заметные экземпляры:

Ayrton MagicPanel Twin: одна сторона — это световой прибор, другая — светодиодный экран.

Robe Patt: большой прожектор теплого света. Раньше подобный прибор использовался только на ТВ и киносъемках.

Barco Tube: компактная трубка, пригодная как для архитектурного и концертного света, так и для использования в качестве элемента видео экрана.

Clay Paky Stormy: теперь стробоскоп может воспроизводить вспышки любого цвета.

Show batten: прибор архитектурной подсветки с широкими функционалом.

Светодиодные экраны в аренду от 2500 р./м2! В наличии на складе в Москве

Симбиоз

С развитием технологий растут и запросы заказчиков, и слово «эксклюзивность» стало фундаментальной основой всех пожеланий к шоу. Нам часто приходится слышать, что хочется чего-то нового и необычного. Но все мы знаем, что производство индивидуального решения удовольствие недешевое. Но выход есть — это «смешивание».

Симбиоз стандартных инструментов может дать тот самый «эксклюзив»: вода на одной сцене с огнем, интеграция оборудования в декорации, взаимодействие спецэффектов с видеоконтентом, сочетание различных видеоповерхностней и другое. Главное — не переставать фантазировать.

Уникальные материалы в декоре

В мире активно развивается целая отрасль производства высокотехнологичных материалов, которые призваны решать самые сложные и невероятные задачи. Новинки могут обладать сразу несколькими, на первый взгляд, несочетаемыми свойствами: быть одновременно прозрачными и непрозрачными. Быть сверхлегкими и пластичными, но при этом продолжать выдерживать самые сумасшедшие нагрузки. В том или ином виде, эти синтетические технологии вы встретите в 80% топовых событий на планете, потому что они позволяют режиссерской группе не ставить себя в рамки прокатных возможностей или всем известных решений. А главный секрет в том, что они доступны в том числе и для мероприятиям с отнюдь не космическими бюджетами.

Предварительный программинг шоу

Залог успеха любого проекта заключен в его подготовке. Это касается и технической составляющей шоу. Не так давно возможность заблаговременной подготовки появилась и на российском рынке, и мы рады, что сегодня софт и специалисты способны предложить качественные услуги в этой области. Например, с помощью предварительного программинга света в студии вы сэкономите время на репетиции и получите более проработанное шоу. А выстраивание работы всего оборудования по таймкоду позволит шоу спокойно «запускаться с одной кнопки».

Если вы еще не примкнули к армии любителей «делать все заранее», просто попробуйте начать разработку своего мероприятия на совершенно новом уровне. Потраченные средства в итоге будут с лихвой компенсированы удобством работы на площадке, минимизацией ошибок и повышением качественного уровня шоу.

Беспроводные технологии

Световые приборы на аккумуляторах, передача сигнала, управление оборудованием и декорациями по Wi Fi — это все уже реально! Ведь это не только ликвидирует километры проводов на площадке, но и дает возможность установки оборудования в любом месте. Порой только это может сохранить и развить интересную идею проекта.

Прямое взаимодействие артиста и техники

Иногда даже запрограммированное шоу или супер профессиональная пультовая не способны в нужный момент почувствовать следующее движение артиста, чтобы вовремя среагировать на него. Теперь выступающий сам может управлять частью светового оборудования или моделировать видео-контент прямо со сцены, давая команды онлайн своими движениями. Роботы, дроны и искусственный интеллект уже выступают на сцене вместе с артистом, иногда подменяя его в нужные моменты.

Замещение контента прямой трансляцией

Неоспоримый тренд последних лет, который вы можете наблюдать на всех последних нашумевших концертах — виртуозная работа с прямой трансляцией. И это не трансляция крупного плана артиста на боковые экраны. Это полноценное использования трансляции в качестве основного видеоконтента. Разнообразные ракурсы, моментальная цветокоррекция изображения, наложение граффики и спецэффектов на видео в режиме реального времени. Такой подход безусловно, требует полноценной и тщательной подготовки, прописания точного сценария и раскадровки под каждый момент шоу. Но это того стоит!

Послесловие

Уверен, каждый из читателей может привести запомнившиеся ему примеры.

Будущее уже наступило!

В заключение стоить упомянуть, что эти и другие тренды технического и шоу-продакшна обсудят спикеры форума ONstage, который пройдет 15-16 сентября в рамках выставки Prolight+Sound NAMM.

Форум ONstage — единственный в России форум профессионалов шоу-индустрии. Это место встречи технических директоров, режиссеров, декораторов, представителей крупнейших площадок, а также клиентов и руководителей event-агентств с целью наладить плодотворный диалог между представителями отрасли.

Носит название «Future Emotions». Он посвящен ближайшему будущему индустрии, новым технологиям и приемам, которые приходят на рынок и уникальным эмоциям и впечатлениям зрителей.

Эксклюзивной частью программы станет первый в истории диалог между специалистами и продакшен-компаниями с мировыми именами, за плечами у которых самые нашумевшие мировые события, такие как Олимпиада, «Muse. Drones World Tour», «Beyoncé. Formation World Tour» и другие.

Зарубежные коллеги впервые выступят перед российской аудиторией, поделятся своим опытом, ответят на вопросы и раскроют тайны создания лучших шоу.

Сущность воспитательных технологий.

Характеристика воспитательных технологий.

Понятие о технологии воспитания . Если вопросы технологии обучения в отечественной педагогике разработаны достаточно подробно, то в сфере технологизации процесса воспитания сегодня остаётся много неясностей. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс гораздо в меньшей степени, чем учебный, поддаётся программированию и алгоритмизации.

Один из подходов к технологизации воспитательного процесса состоит в рассмотрении воспитательной технологии как сложной целостной структуры, включающей ряд более или менее технологизированных педагогических феноменов. Так, опираясь на работы Н. Е. Щурковой, в технологии воспитания можно выделить следующие элементы:

    педагогическое общение;

    этико-половая дифференциация воспитанников;

    этическая защита в общении;

    предъявление педагогического требования;

    создание благоприятной предметно-пространственной среды;

    создание благоприятного социально-психологического климата;

    создание ситуаций успеха;

    педагогическая техника;

    педагогическая оценка;

    работа с группой;

    разрешение конфликтов;

    речевое воздействие и др.

Ещё один подход к разработке технологий воспитания связан с вариативностью элементов и способов их взаимодействий в структуре технологии. Согласно этому подходу, воспитательной технология должна обладать значительной гибкостью, приспособляемостью к меняющимся целям и условиям её реализации. В частности, Л. В. Байбородова указывает, что формы воспитательной работы теряют свою эффективность при попытках их точного копирования, воспроизведения без учёта изменившихся условий.

В педагогических изданиях последних лет прослеживается тенденция конструирования воспитательных технологий из готовых «узлов и деталей». Описание технологии при таком подходе имеет вид своеобразного «педагогического конструктора», т. е. содержат не готовые разработки и не общие методические рекомендации, а элементы технологии и алгоритмизированные указания по конструированию и применению в виде единого целого. 1

Наконец, в педагогической науке и практике идёт разработка технологий осуществления отдельных отрезков воспитательного процесса: воспитательных дел, мероприятий и т. д. Строго говоря, среди множества таких отрезков в большинстве исследований достаточно чётко выделяется лишь одна технология: технология коллективных творческих дел (КТД). Относительно прочих технологий воспитания взгляды учёных значительно расходятся.

По мнению С. Д. Полякова, педагогические феномены можно отнести к сложившимся воспитательным технологиям при наличии следующих признаков:

    относительная массовость использования как гарантия воспроизводимости;

    устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании этапов и алгоритмизации работы;

    относительно высокая гарантированность определённого результата воспитания.

Рассмотрим некоторые из технологий воспитания более подробно.

Технология воспитательных дел (ВД). «Воспитательное дело» – это наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач. ВД обычно определяют как вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Можно сказать, что воспитательный процесс состоит из цепи ВД.

По целям и назначению выделяется несколько видов ВД: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивные, экологические, трудовые и др.

В основе технологии воспитательных дел лежит идея о том, что любая педагогическая деятельность должна осуществляться в виде цепочки управленческих циклов, в которых педагогический анализ является одновременно началом нового цикла и завершением предыдущего.

В любом ВД выделяются следующие этапы: 1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей); 2) планирование; 3) организация дела; 4) осуществление дела; 5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов). На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.

Технология коллективных творческих дел (И. П. Иванов) включает шесть стадий (основных технологических этапов):

I. Подготовка педагога к проведению КТД . На этом этапе предстоящая коллективная творческая деятельность ещё только моделируется педагогом.

II. Коллективное целеполагание и планирование – этап, с которого начинается собственно коллективное творческое дело.

III. Подготовка дела.

IV. Проведение дела .

V. Коллективное подведение итогов (завершающий этап собственно КТД).

VI. Последействие, которое заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный.

КТД возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально-ориентированная воспитательная технология. Однако последнее десятилетие технология КТД наполняется не только социально-ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно-ориентированное КТД». Отличия личностно-ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД (см. таблицу 2).

Сравнение традиционных и личностно-ориентированных КТД

Технологический этап

Традиционное КТД

Личностно-ориентированное КТД

Подготовка педагога к КТД

Ориентация педагога на развитие коллектива

Ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников

Коллективное целеполагание

и планирование

Социальные основания выбора дела

Акцент на групповой работе, групповом вкладе в коллективное дело

Дело как потенциал личностного развития

Коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе

Акценты на добровольность принятия и индивидуализированность ролей, поручений

Проведение дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

Возможность для личного, негруппового участия, структура дела выбирается с учётом самоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений

Коллективное подведение итогов (коллективный анализ)

Основные вопросы-критерии: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания и развития себя как индивидуальности («Какие качества я проявил в деле?», «Чему меня научило участие в деле?» и т. п.)

Последействие

Закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива

Закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности.

Воспитательная шоу-технология . В центре таких отрезков воспитательного процесса находится шоу – интересное, зрелищное действо. Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности:

    деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

    соревновательность на сцене;

    заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

1. Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т. п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т. д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются:

    разработка или поиск сценария шоу;

    распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.;

    подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

    решение о главном принципе отбора участников «сцены»;

    сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»;

    помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

    решение о ведущем;

    разработка программы ведения шоу и образа ведущего;

    репетиция ведения шоу.

    решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т. д.);

    определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т. п.);

    создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.);

    обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.).

Оценивание:

    предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);

    кто и когда оценивает;

    техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);

    способы предъявления оценок.

Оформление:

    определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

    определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;

    выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С. Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональный настрой участников; б) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, необходимо «смягчение соревновательности» (С. Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться словом и действием, объединяющим…

…участников конкурсов («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.;

…«сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Технология групповой проблемной работы (ГПР) .Групповой проблемной работой С. Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными.

Организационно-ориентированные задачи ориентируют воспитанников на разработку и принятие организационных решений (к таким задачам относятся, например, задачи распределения поручений, выработки «законов класса»). Ценностно-ориентированные задачи связаны с прояснением, обсуждением, осмыслением ценностного содержания проблемной ситуации. Оба типа задач существенно отличаются в способах решения, поэтому в помещённой ниже алгоритмизированной схеме предусмотрены варианты для каждого из них.

1-й этап технологии ГПР – введение проблемной ситуации и её перевод в задачу. Этот этап одинаков для обоих вариантов. Проблемная ситуация может вводиться извне (например, педагог может рассказать притчу, зачитать отрывок из газетной статьи и т. п.) либо изнутри (фиксация внимания учащихся на проблемной ситуации, реально возникшей в данном ученическом коллективе). Перевод ситуации в задачу достигается благодаря формулированию вопроса, ответ на который и станет решением задачи, а поиск ответа – содержанием обсуждения.

Задачу мало просто сформулировать, необходимо, чтобы воспитанники её поняли и включились в работу по её решению. Если этого не произошло, необходимо дополнительное стимулирование их активности (предложение альтернатив, уточняющих вопросов, «облегченных» формулировок задачи, обращения типа «Как вы считаете…», «Может быть, лучше сначала…»).

Этап завершается конкретизацией (чётким формулированием окончательного варианта задачи) и объективизацией (т. е. изображением задачи в виде материального объекта, например, записью задачи на доске, плакате, в тетрадях учащихся). Объективизация помогает лучше представить задачу и не забыть о ней при обсуждении.

2-й этап – организация решения проблемы. Задача этапа состоит в организации «движения» мнений, идей. На этом этапе путь реализации технологии ГПР раздваивается в зависимости от того, к какому типу задач относится поставленная задача в окончательном виде.

Одна и та же тема обсуждения и даже одна проблемная ситуация может породить задачи разного типа. С. Д. Поляков приводит пример, когда одна и та же тема («Я и социум»), один и тот же способ введения проблемы (притча о людях, оказавшихся после катастрофы на необитаемом острове) может привести к формулированию разных задач:

    «Что нам нужно сделать, чтобы появился план классных дел?» (организационно-ориентированная задача);

    «Какие вопросы в теме «Я, мы и общество» было бы интересно обсудить?» (ценностно-ориентированная задача).

Различия в путях решения организационно-ориентированной и ценностно-ориентированной задач обусловили два варианта осуществления этого этапа ГПР.

1-й вариант. Решение организационно-ориентированной задачи строится как создание идей в виде цепочки действий, отражающих движения личностного к общему. Общая схема этого этапа: выдвижение (генерирование) идей → формирование списка идей → ранжирование идей → отбор идей наибольшего ранга → принятие однозначного коллективного решения.

2-й вариант. При решении ценностно-ориентированной задачи основой организации решения является дискуссия. Последовательность шагов на этом пути следующая: дальнейшая конкретизация проблемы в виде вопросов для обсуждения → инициация и обострение дискуссии → управление дискуссией → принятие коллективного решения. На заключительном шаге решения ценностно-ориентированной задачи – принятии коллективного решения – не только допускаются «особые» мнения и открытость некоторых вопросов (в отличие от результата решения организационно-ориентированных задач), но в ряде случаев это даже приветствуется как условие дальнейшего неформального общения по теме дискуссии.

3-й этап – подведение итогов ГПР, рефлексия. Задачи этого этапа: организовать осмысление воспитанниками проделанной работы, своей роли и внутренней позиции в ней, выявить и зафиксировать настроения воспитанников в конце ГПР, подчеркнуть значимость решённой проблемы.

Технология «Информационное зеркало» .Цель технологии: формировать у воспитанников опыт активного отношения к публичной графический информации.

Формы реализации технологии: стенгазета, информационный стенд, «доска гласности» и др.

Технологическая цепочка: анонс → установка на информацию → предъявление информации → задание форм реагирования на информацию → действия с информацией. В осуществлении этой цепочки действий выделяется четыре этапа: создание установки на будущую информацию, появление информации, открытие обратной связи, действие с информацией.

1. Создание установки на будущую информацию. Способ реализации этапа получил название «развивающийся анонс».

2. Появление информации. Информация помещается на видном месте.

3. Открытие обратной связи – это создание для читателя возможность отреагировать на появившуюся информацию. Задача этапа – инициирование опосредованного диалога через формы, предполагающие эмоциональное отношение к информации, отражающие её принятие или непринятие. Условия реализации: проблемная подача информации; соответствие информации интересам и потребностям воспитанников, для которых она предназначена.

4. Действия с информацией. На этом этапе происходит усиление действенности информации. Основная задача этого этапа: побуждение читателя к комментированию и преобразованию информации, предложению альтернатив.

Основные признаки результата: рост активности воспитанников в работе с «информационным зеркалом», увеличение среди воспитанников количества авторов идей и текстов, расширение круга обсуждаемых проблем, совершенствования внешнего вида «информационного зеркала».

1 См., например: Афанасьев С. П. Первый звонок. – Кострома, 2000.

2 С. Д. Поляков. Технологии воспитания.– М., 2003. С. 19. (Таблица переработана автором в соответствии с этапами КТД, выделяемыми в данной брошюре.)

Дудина Татьяна Николаевна,

Курмангалиева Светлана Мухамбетьяровна

Россия, Волгоградская область,

МКОУ «Приморская СОШ»

Dudina Tatyana Nikolaevna,

Kurmanqalieva Svetlana Muhambetyarovna,

Russia, Volqoqradreqion

MKOU «PrimorskayaSOSch»

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

SHOW – TECHNOLOGY, is one of methods in the development of the creative potential of younger schoolchildren

В 2011 – 2012 учебном году мы начали работать по стандартам второго поколения.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образованиятребуетусиленного внимания к развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Мы живем в динамично изменяющемся мире и каждый человек для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов к изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка, развивать его творческие способности в художественной деятельности. Наиболее эффективной современной технологией развития творческих способностей детей в художественной деятельности мы считаем шоу - технологию.

У шоу – технологии три особенности:

Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);

Соревновательность на сцене;

Заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.

Приподготовки каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;

для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной исовместной публичной соревновательности.

Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков:подготовка - реализация - анализ итогов.

Во время подготовкирешение принимается педагогом (на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны);

планирование, проектирование осуществляется педагогом, активом ребят. «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Реализуяпроект, план, проведение праздника мы используем элементы соревновательности, импровизации или игры, приемы создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводим на уровне организаторов и актива ребят.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.

- разработка программы ведения и образа ведущего,репетиция ведения.

- расположение мест; места для гостей, участников, жюри.

- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).

- оформлениесцены, зала, место жюри, вход в зал.

Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,

изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

В своей работе на уроках, классных часах, утренниках, праздниках, викторинах, конкурсах чтецов и инсценированной песни, соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья», « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», родительских собраниях мы часто применяем шоу - технологию или элементы шоу технологии.

КВН « Мой мир» Кл.час «Мы за спорт» Конкурс чтецов

Защита проекта Конкурс песен Кл.час «Моя звездочка»

Шоу – технология эффективна для развитиятворческого потенциала младших школьников в художественной деятельности. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.Ведьобразование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.