» » Динамическое чтение. Развитие речи и динамическое чтение.docx - Материал по Динамическому чтению

Динамическое чтение. Развитие речи и динамическое чтение.docx - Материал по Динамическому чтению

Обучение динамическому чтению.

Обучая учащихся на протяжении многих лет, замечала, что у всей души. ь друг другу, умеют радоваться успехам другихти себя так, чтобы окружающим было приятно находиться рядом.ьность линельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Нечитающий ребенок, подросток – это катастрофа школы, общества.

Стала изучать опыт учителей по данной проблеме, искать ответ на вопрос: «Нельзя ли хотя бы в какой-то мере изменить существующее положение?»

Оказывается можно. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, учителя начальных классов пользуются нетрадиционным методом обучения чтению – методом динамического чтения. Меня заинтересовал этот метод работы, и я решила попробовать, добавляя и другие, наработанные мною, формы работы.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день.

Факторы, мешающие быстрому чтению:

    Регрессия - возвратные движения глаз;

    Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию) т.е. поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

    Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

    Слушать своего товарища, который читает очень медленно.

    Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

    Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли.

Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать трудности.

Динамическое чтение – это чтение глазами. Алексей Кушнир, известный педагог, поддерживает: «Сидеть на громком чтении – затормаживать развитие. Чаще читать про себя, реже вслух. А обучение чтению на первых этапах только на эталоне чтения».

Перед приходом в первый класс и на самых первых уроках стараюсь выучить весь алфавит. На уроках дети составляют слова по образцу, я читаю, читают все вместе, читают вместе со мной подписи под картинками, запоминают. Стараются воспроизвести в конце урока, через день и т.д.

Вырезают буквы из старых газет и составляют слова (можно наклеивать). Лепят слова из пластилина.

Я читаю вслух, дети ведут пальчиком в воздухе, один указкой. Ученики читают вместе со мной вслух, повторяя за мной. Читают начало или конец слова, предложения (что показываю я). Вместе со мной или диктором (при использовании магнитофона) только окончание, потом всё слово. Учу детей следить глазами за читающим, при остановке чтения, дети должны показать слово, на котором остановился читающий. Во 2 классе поют песни за исполнителями, тексты лежат перед детьми.

Если очень трудный материал для восприятия, дети должны следить, проговаривать про себя, после чего ответить на вопросы, сказать о том, что поняли. Стараюсь задавать как можно больше вопросов. Тетрадка – тест у каждого ученика

(10 вопросов – утверждений), если ученик согласен с утверждением, он ставит «+», если не согласен - «-».

Например: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Я предлагаю учащимся следующие утверждения:

1. Жили-были мужик да баба – « - »

2. Пошла Алёнушка в лес и братца с собой взяла – « - »

3. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает – « + »

4. Не послушался Иванушка и напился из лошадиного копытца – « - »

5. Залилась Алёнушка слезами, села на пенёк – плачет – « - »

6. Алёнушка подумала-подумала и пошла за купца замуж – « + »

7. Привела ведьма Алёнушку на озеро – « - »

8. Одному козлёночку всё было ведомо – « + »

9. Велела ведьма растопить печи, греть котлы чугунные – « - »

10. Пошёл слуга на реку – « + »

Тетрадка ученика – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итог

Чтобы проверить правильность ответов, учащиеся обмениваются тетрадями в парах и под мою диктовку обводят правильные ответы, после чего идёт проверка ошибок. Такую работу я провожу и как проверку домашнего задания, и после первичного ознакомления с текстом, что нацеливает учащихся на внимательное чтение. Для обучения динамическому чтению необходима помощь родителей. Каждый день 10-20 минут. Взрослый читает вслух, ребенок следит, необходимо менять темп чтения (ускорять, уменьшать).

И параллельно начинается работа над скорочтением.

Начинаю работу над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка.

Перед демонстрацией предупреждаю учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» «Внимание!» даю команду «Фотографируем!»

Начинаю работу в 1 классе. По мере того, как дети знакомятся с буквами, учатся читать, предлагаю следующие задания.

    Найти лишнюю букву (фотографируем):

а, о, в, у, и

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко

    Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

(У меня подобран специальный блок слов для этой работы)

    Раздели слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

    Из какой сказки эти слова?

Я - мышка норушка…

Бежит молочко по вымечку …

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают за 5-4 секунды.

Таблицы Шульте



В работе с таблицами использую памятку:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицами Шульте использую и таблицы Т.Г. Швайко.

Цель – обучение вертикальному движению глаз.

Таблицы Т.Г. Швайко.

Комплект А № 1 Комплект А № 2 Комплект А № 3

13 33 9 4 26 26 31 23 5 21 10 32 27 3 23

3 22 19 2 30 17 3 35 11 29 6 35 17 13 33

28 31 12 24 6 14 22 8 24 6 30 12 24 5 8

7 10 21 27 14 20 33 27 16 13 22 9 15 26 29

35 18 1 16 8 12 30 18 2 34 20 28 34 18 1

23 5 29 32 11 1 7 25 28 9 25 4 7 31 13

15 34 17 25 20 32 10 15 4 19 16 11 19 2 21

Комплект Б составлен из чисел от 35 до 70, комплект В – от 100 до 135.

Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: «чтение-спринт», «чтение-разведка», чтение со счетом слов. Эти упражнения начинаю в конце 1 класса.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные мною перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендую проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой:

    Плотно сожми губы и зубы.

    Читай только глазами.

    Читай как можно быстрей.

    Ответь на вопросы к тексту.

При таком чтении использую ещё и такую форму работы – «Ответь одним словом». Когда, начиная читать текс, учащиеся не знают, какие вопросы им будут заданы, после чтения они должны ответить на мои вопросы одним словом из текста (учебники закрыты). Проверка может проходить как устно, так и письменно.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать число и ответить на сформулированные мною вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов.

В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным

не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным –5-10%, при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение постепенно усложняю, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка предлагаю прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение «чтение - разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Использую памятку:

    Плотно сожмите губы и зубы.

    Поставьте пальцы на начало и конец строки.

    Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные или слова на какое-либо правило. На уроках математики предлагаю отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все эти упражнения провожу с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают учащиеся его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

1. Упражнение «финиш». Методика работы такая же, как при «чтении - спринт», только читаем до указанного слова и выражения.

2. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.

3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

4. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

5. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

6. Игра «Шифровальщики» с использованием слоговой таблицы.

Например. Предлагаю учащимся « расшифровать» часть предложения, найти его в тексте (текст может быть как знакомый, так и незнакомый), прочитать абзац или часть и подготовить вопросы для одноклассников.

На палубе все смотрели и смеялись тому…

(Л.Н. Толстой «Прыжок»)

3 14, 62, 113 в, 112 с, 21, т, 104, 42 и с, 101, я, 42, сь 28, 61…

Или «зашифровываю» два первых слова из предложения, предлагаю найти это предложение и назвать в нём все встретившиеся орфограммы.

Провожу работу и по «зашифровке» самими учащимися слов на определённые правила, которые изучаем на уроках русского языка. Предлагаю «зашифровать» небольшие предложения для своих товарищей и, обменявшись тетрадями «расшифровать».

Я думаю, что, имея такую таблицу, каждый учитель может придумать массу различных интересных заданий для своих учеников и, таким образом, способствовать развитию интереса к чтению. При желании, такую работу могут организовать и родители дома, привлекая тем самым детей к чтению книг, способствуя общему интеллектуальному развитию своих детей.

Слоговая таблица.

а

о

и

у

ы

е

я

ё

ю

М

ма 1

мо 21

ми 41

му 61

мы 81

ме 101

мя 121

мё 141

мю 161

Л

ла 2

ло 22

ли 42

лу 62

лы 82

ле 102

ля 122

лё 142

лю 162

Н

на 3

но 23

ни 43

ну 63

ны 83

не 103

ня 123

нё 143

ню 163

Р

ра 4

ро 24

ри 44

ру 64

ры 84

ре 104

ря 124

рё 144

рю 164

Г

га 5

го 25

ги 45

гу 65

гы 85

ге 105

125

145

гю 165

К

ка 6

ко 26

ки 46

ку 66

кы 86

ке 106

126

146

кю 166

Д

да 7

до 27

ди 47

ду 67

ды 87

де 107

дя 127

дё 147

дю 167

Т

та 8

то 28

ти 48

ту 68

ты 88

те 108

тя 128

тё 148

тю 168

В

ва 9

во 29

ви 49

ву 69

вы 89

ве 109

вя 129

вё 149

вю 169

Ф

фа 10

фо 30

фи 50

70

фы 90

фе 110

фя 130

фё 150

фю 170

З

за 11

зо 31

зи 51

зу 71

зы 91

зе 111

зя 131

зё 151

зю 171

С

са 12

со 32

си 52

су 72

сы 92

се 112

ся 132

сё 152

сю 172

Б

ба 13

бо 33

би 53

бу 73

бы 93

бе 113

бя 133

бё 153

бю 173

П

па 14

по 34

пи 54

пу 74

пы 94

пе 114

пя 134

пё 154

пю 174

Ж

жа 15

жо 35

жи 55

жу 75

95

же 115

135

жё 155

жю 175

Ш

ша 16

шо 36

ши 56

шу 76

96

ше 116

136

шё 156

176

Х

ха 17

хо 37

хи 57

ху 77

97

хе 117

137

157

177

Ц

ца 18

цо 38

ци 58

цу 78

цы 98

це 118

138

158

178

Щ

ща 19

що 39

щи 59

щу 79

99

ще 119

139

щё 159

179

Ч

ча 20

чо 40

чи 60

чу 80

че 120

140

чё 160

180

Й

ъ

Ь

7. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

Каждый учащийся на уроке имеет своё мнение по разным вопросам, оно не обязано совпадать с мнением других учащихся, учителя и даже автора произведения, так как каждый видит проблему по своему. Мнение любого очень важно.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент

совершенствования техники чтения вслух. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.

Мои дети читают осознанно, умеют хорошо пересказывать, читать по ролям, задавать вопросы и отвечать грамотно, доказательно, четко, умеют сравнивать, обобщать, делать выводы, сочинять небольшие миниатюры, сказки, стихи.

При проведении анкетирования в марте 2014 года из 14 учащихся 10 человек написали, что очень любят уроки чтения, 4 человека любят уроки чтения, и ни один ученик не написал, что не любит уроки чтения.

Создала тесты-вопросники по чтению (учебник «Родная речь», 4 класс, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), которые учителя могут использовать в своей работе.

Упражнения для улучшения техники чтения

Упражнения для развития техники чтения.

    Чередование чтения вслух и чтения про себя .

    Чтение жужжащее. Чтение хором .

    Чтение в темпе скороговорки . Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)

    Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»

    Бинарное чтение . Один текст читают два ученика одновременно

    «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель.

    «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.Похожее упражнение - “Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

    «Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

    «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети
    быстро его находят и дочитывают все вместе.

    «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
    последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении.

    «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
    на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). Похожее упражнение - поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые уче­ники читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?»

14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации.

15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!

16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.

20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

23. «Дом, который построил Джек»

Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

Упражнения для формирования навы­ков выразительного чтения.

    Артикуляция: гласные исогласные звуки, слоги различных видов.

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ

Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

    Чтение скороговорок. Можно разнообразить это упражнение (дети читают скороговорку в соответствии с заданием)

немое кино (беззвучно)

    Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

Чтение скороговорок.

    «На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала
    до конца.

    Чтение одного предложения с разной интонацией.

    «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
    той же интонацией.

    «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп исилу голоса.

    Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

    Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку.

    Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни ипропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа.

    «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом
    мышки).

    Чтение по ролям.

    Инсценирование.

    Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором».

    Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
    настроение.

    В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое

Прихотливое, робкое

Бурное. веселое

Светлое, сердитое

Возбужденное

Серьезное

Возмущенное

Скорбное

Волшебное

Героическое

Сонное, солнечное

Добродушное

Сочувствующие

Спокойное

Загадочное

Таинственное

Ликующее

Тоскливое

Печальное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

Упражнения для понимания смысла текста

    Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    Озаглавливание текста.

    Деление текста на части, составление плана.

    Определение темы текста, главной мысли.

    Определение типа текста.

    Подбор иллюстрации к тексту.

    По иллюстрации определить содержа­ние текста.

    Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

    «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов,
    газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте.

    Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    Распространение предложений.

    Различные фантазии при работе с текстом.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же) Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие.

15.Составление кроссвордов по тексту.

16. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18.Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

21. Выражение мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

22. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

«Зачеркни букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Читай цепочки»

«Помоги гласным и согласным подружиться»

Убери одну букву и получи новое слово

полк краска склон экран беда тепло

добавь одну букву и получи новое слово.

Выполни математическое действие и прочитай слово

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н= БАЛКОН

Переставь буквы

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

целостные образы из разрозненных предметов.

Найди слово в слове

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

Закончи предложение

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

Найди название животных среди строк

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

Чтение слов и предложений, записанных наоборот

АНИШАМ (машина) АКЛОП (полка) АЛОКШ (школа)

ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК

Сколько спряталось слов?

ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:

краска крот

икра кран

красота крапива

красный кроткий

украл краб

Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка)

ИТК КИТ
КУАЛА АКУЛА
ЛЕДФИНЬ ДЕЛЬФИН
ЯЛИЛИ ЛИЛИЯ

Чтение текстов с деформированными словами

Береги здоровье.

Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.

Зашифрованное слово

Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)

КОЛОС, РОТА, ВАЗА (КО-РО-ВА)

ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)

СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ (КА-РА-МЕЛЬ)

Усложнённое задание (без указания слогов)

САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)

Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита

Следующий этап: чтение глазами, минуя речедвигательный и слуховой аппарат - динамическое чтение. Начинать работу можно в любом возрасте, главное условие - работать каждый день. Главные факторы, мешающие быстрому чтению:

Регрессия - возвратные движения глаз.

Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке делает 12-16 фиксаций. При тренировке можно сократить их до 2-3. Быстрее читать значит "шире глядеть".

- Неумение найти главное в тексте.

Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. В этом случае скорость в 4 раза ниже возможной.

Поскольку динамическое чтение - это чтение глазами, то начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов.

Найти лишнюю букву (смотреть 1 сек.): а о в у и.

Найти лишний слог: бо но ро мы со ко.

Найти лишнее слово: 1) река, речка, ручей, ручка, ручеек.

2) слон, лев, мак, тигр.

3) мала, моль, мела, мила

Раздели слова на 2 группы: 1) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

2) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

3) ленивый, смелый, честный, жадный, добрый, трусливый.

Из какой сказки слова?

Я - мышка-норушка…

Бежит молочко по вымечку.

Таблицы Шульте.

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 сек, уменьшая постепенно до 4 сек. На карточках написаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 25. Так же можно написать буквы.

Памятка к таблицам

Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят её целиком.

Чтение - спринт.

Читать на максимальной для ребенка скорости незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения надо ответить на вопросы по тексту. Во время чтения учитель поторапливает учеников: "Быстреё, быстрей, еще быстрей". Читать нужно все. Рекомендуется выполнять это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Памятка:

1. Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов

Читая текст, ребенок должен считать слова, а в конце должен назвать число слов и ответить на вопросы по тексту. Цель этого упражнения: загрузить уши ребенка посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Памятка.

1. Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Число слов в тексте: ответ отличный, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - 5%, удовлетворительным - 10% при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары слов.

Если скорость чтения достигает 120-150 слов в минуту можно ввести механический подсчет слов: считать надо до 10 (30). Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно про себя, четко, ясно, без пауз, непрерывно.

Вертикальное чтение (чтение разведка).

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Так же используем памятку:

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

    При чтении закрыть 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем с двух сторон одновременно.

    Чтение со звучанием музыки.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

В своей работе я использую динамическое чтение , разработанное учителем МОУ «СОШ №10» города Белгорода Н.Л.Быстровой. Это метод, когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов (блоки), т.е. мысли. Это чтение только глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппараты.
В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Мешает малое поле зрения, неустойчивое внимание, слаборазвитая оперативная память, проговаривание текстов, неумение ориентироваться в тексте, выделять главное.
Поэтому, для развития поля зрения использую упражнение с числовыми таблицами Шульте , на которых числа записаны вразброс. Ученики смотрят в центр квадрата, указывая числа по порядку обратной стороной ручки. Это задание на время.
Для развития внимания и памяти на уроках я использую такие упражнения, как «фотографирование» картинок, цифр, слов, игры на нахождение лишнего слова, пересказ ранее прочитанных текстов, подчеркивание в тексте 1 буквы в течение 5 минут (для 1-2 классов) и 2-3 букв разными линиями (для 3-4 классов), заучивание четверостиший, загадок, скороговорок.
На своих уроках я использую многократное чтение . Это чтение, которое повторяется не менее 3-4-х раз. Повторяется один и тот же текст, стихотворение, предложение. Это упражнение помогает вырабатывать повышенный темп чтения, а чтение с постановкой логического ударения работает на выработку выразительного чтения.
В конце первого – начале второго класса я начинаю использовать такие упражнения, как чтение – «спринт», «разведка», «финиш», «молния». Здесь ученики на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, чтобы исключить проговаривание. Применяю чтение со смысловой догадкой, под стук указки в заданном мной темпе. Данные упражнения помогают вырабатывать беглое чтение и, в то же время, развивают речь детей, т.к. после каждого упражнения даются вопросы по прочитанному или другие задания.
Часто в конце урока я предлагаю ребятам спеть песню. Но не как на уроках музыки - на слух, а именно по напечатанным текстам. Это так же способствует выработке быстроты чтения.

Приведу пример урока чтения во 2 классе по теме: «Э. Н. Успенский . Чебурашка.», гдеиспользуются перечисленные мной упражнения по динамическому чтению.

Цели урока :
1.Продолжить работу над произведениями Э. Успенского.
2.Развивать умение работать над текстом; развивать внимание, речь учащихся, навык беглого чтения.
3.Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование для учащихся:
1. Учебник «Родная речь» для 2 класса / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. – М.: Просвещение, 2006.
2. Числовые таблицы Шульте.
3. Таблицы слов.
4. Тексты песни «Голубой вагон».
5. Разноцветные кружки.

Оборудование для учителя:
1. Книги Э.Успенского.
2. Магнитофон и кассета с записью песен «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон».
3. Анаграммы слов.
4. Карточки со словами для «фотографирования».

Ход урока.

1.Организационный момент (проверка готовности к уроку).

2.Разминка.
- Подготовим глаза, язык и губы к чтению:
1)Числовые таблицы Шульте.

Чтение под стук указки по столбикам,
- « змейкой».

3) Многократное чтение (с доски):

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Ознакомительное чтение,
-убыстренное чтение,
-с постановкой логического ударения,
-чтение в темпе скороговорки.

Физминутка для глаз (вращение по кругу, движение вверх – вниз, влево – вправо и т.д.)
3.Проверка домашнего задания.
Стихи Э. Успенского:
1) «Если был бы я девчонкой» - наизусть 2 ученика.

2) «Рыболов» - дети читают по две строки парами.
3) «Над нашей квартирой» - отвечают на вопросы:
- Кто нам не давал спать и почему?
- Кто живет над собакой?
- Кто не дает спать кошке?
- Почему мышка не спит?
- Кто обидел тучи?
4) «Память» - чтение скороговоркой.

Физминутка «Нос - указка» (носом дети указывают на предметы, находящиеся в разных местах класса).

4.Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского.
Какие произведения написал Э. Успенский, узнаем по отрывкам.
(Подготовленный ученик читает отрывок, все называют произведение)
«Дядя Федор, кот и пес».
«Крокодил Гена и его друзья».
«Про Веру и Анфису».
(Показ книг)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. «Погружение» в урок.
- О ком мы будем читать на уроке, узнаете из стихотворения- загадки:

Он дружок зверям и детям.
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка,
И зовется… (Чебурашка).

2. Первичное чтение.
1) Чтение за диктором.
Словарная работа по ходу чтения:
Тропический лес- лес в жарком поясе Земного шара.
2) Упражнение «Финиш» - дочитать до слов «на фруктах и улегся спать» и ответить на вопросы:
- Что сделал Чебурашка, когда проснулся утром?
- Как он позавтракал?
- Почему ему стало трудно передвигаться?

3) Упражнение «Спринт».
Про себя прочитать 3 абзаца, ответить на вопросы:

Что случилось со спящим Чебурашкой?
- Кого увидели продавцы магазина в ящике?
- Как вы думаете, почему он был «толстым - претолстым»?

4) Упражнение «Разведка».
Найти ответ на вопрос:
- Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка?

7) Чтение за диктором.
Объяснение слов по ходу чтения:
Уцененные товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Бракованная игрушка- игрушка с браком, с недостатком.
- Какую работу предложили Чебурашке?
- Где он будет жить?

Музыкальная физминутка « Пусть бегут неуклюже» (танцевальная разминка под магнитофон).

6. Закрепление знаний и способов действий.
Выборочное чтение.
- Найти и прочитать, как Чебурашка завтракал.
- Как Чебурашка не мог сидеть и все время падал.
- Где у Чебурашки будет дом.

7. Домашнее задание.
Пересказ текста.

8. Упражнения на внимание и мышление.
1) «Фотографирование» слов, обозначающих животных, которые живут в зоопарке с Крокодилом Геной. (Слова написаны на карточках)
страус лисица
бегемот жираф

2) - Кто всегда все портил? (Старуха Шапокляк)
а) Она поменяла в словах буквы. Расшифруйте названия животных.
(анаграммы)
яцза (заяц) соав (сова)
ловк (волк) ужк (жук)
б) Крыска Лариска утащила гласные буквы.
Восстановите текст:
К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш-- в-р-тс-.
К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н.

9. Пение песни «Голубой вагон» по напечатанному тексту под магнитофон.

10. Итог урока. Оценка работы. Рефлексия.
Детям предлагается поднять разноцветные кружки.
-Зажжем светофор:

красный кружок поднимут те дети, кому на уроке было не интересно, не хотелось читать и отвечать на вопросы;
желтый кружок - кому было интересно; читал, но не на все вопросы отвечал;
зеленый кружок - кому было интересно, читал и отвечал с удовольствием.

Спасибо за урок!

Итак, применение на уроках упражнений по динамическому чтению позволяет экономить время, приобретать знания, развивать внимание, память, речь учащихся, прививать интерес к предмету и достигать высоких результатов.