» » Экономические интересы мотивы экономического поведения. Экономические интересы и другие мотивации экономического поведения

Экономические интересы мотивы экономического поведения. Экономические интересы и другие мотивации экономического поведения
Читайте также:
  1. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  2. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  3. V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  4. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница

Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

Под мотивацией экономического поведения понимается совокупность движущихся сил, побуждающих субъекта (субъектов) осуществлять хозяйственные действия. Такие силы вынуждают людей осознанно или неосознанно совершать те или иные поступки. Связь между этими силами и действиями человека опосредована сложной системой взаимодействий.Мотивация придает экономической деятельности социальную направленность, ориентированную на достижения определенных целей, задает границы и формы экономического поведения. Понимание социальных механизмов мотивации имеет важное практическое значение для эффективного управления хозяйственной деятельностью умелого использования человеческого фактора в экономике.Всякая экономическая активность людей осуществляется для реализации тех или иных потребностей. Потребность - это необходимость субъекта хозяйственной деятельности в приобретении и использовании различных благ для своего нормального функционирования.

Вопросы мотивации и целеполагания достаточно основательно изучены в мировой психологической науке. Однако, по мнению современных исследователей, "при всех достижениях в разработке данной темы существуют некие лакуны, белые пятна, освещение которых еще впереди. К данным пятнам со всем основанием можно отнести такую проблему, как экономическое поведение социальных субъектов"; "проблемы экономического поведения хозяйствующих субъектов, факторов, его определяющих, степени рациональности поведения в условиях меняющейся рыночной среды -это ключевые на сегодняшний день вопросы экономической науки, которые не имеют однозначного решения".

Экономическое поведение как частный вид человеческого поведения издавна вызывает интерес экономистов, психологов, социологов. Существуют принципиальные различия в подходах экономистов и психологов по его изучению. Экономическое поведение с точки зрения экономики рассматривается как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. Человек, в том числе его психологические особенности, интересуют экономиста в первую очередь как факторы экономического поведения и экономических отношений, которые влияют на экономическое поведение, которое с точки зрения психологии рассматривается как частный элемент человеческой жизни, далеко не единственный и не всегда самый главный. Психолога прежде всего интересуют причины, почему иногда человек ведет себя экономически целесообразно и рационально, а не в соответствии со своей человеческой природой, как проявляются индивидуальные психологические особенности людей в их реальном экономическом поведении, как влияют экономические условия на психологические особенности людей, взаимоотношения между ними.

Экономическое поведение - поведение, связанное с рассмотрением экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, люди предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (а именно пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями).

В определении, принятом Международной ассоциацией исследователей в области экономической психологии (1А1ЕР), под экономическим поведением понимается поведение людей, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

В экономической литературе описаны различные модели экономического поведения. Его сущность рассматривается главным образом в рамках двух направлений мировой экономической мысли: классической и неоклассической теорий, с одной стороны, и институциональными и неоинституциональными концепциями - с другой.

С позиций классической и неоклассической экономической теории экономическое поведение рассматривается как полностью рациональное, осуществляющееся в условиях полноты информации и нацеленное на максимизацию прибыли.

Классики экономической мысли, начиная с Адама Смита - шотландского экономиста, ученого, философа и не прибегая к использованию самого термина, фактически обосновали и разработали исторически первую модель экономического поведения в концепции "экономического человека" ("Ноmо Economicus"). Суть данной концепции заключалась в том, что, действуя в экономической сфере, человек максимизирует собственную выгоду и минимизирует издержки, действия его при этом рациональны, разумны и рассудочны. Создание такой модели было обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов и строится па признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта. Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

  • - приятность или неприятность самих занятий;
  • - легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
  • - постоянство или непостоянство занятий;
  • - большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;
  • - вероятность или невероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор человека. Экономическое поведение человека определяют альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из его склонностей и предпочтений.

Таким образом, основной силой экономического поведения становится расчет на собственную выгоду. Смит называл это стремлением "улучшить свое положение" и утверждал, что подобный расчет, как правило, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а простейший путь, который избирает большинство людей, чтобы улучшить свое положение, есть "увеличение богатства".

В отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений доминируют два базовых типа экономического поведения в контексте методологии Смита: дорыночный и рыночный.

Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат" или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат". Для людей с дорыночным типом экономического поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

Рыночный тип поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой максимума трудовых затрат". Он предполагает высокую степень экономической активности людей, понимание ими того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активного населения.

Издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного, который характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдорыночного типа поведения в какой-либо социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

В рамках неоклассической школы была окончательно сформирована модель экономического человека как индивида, максимизирующего полезность.

С точки зрения институциональных и неоинституциональных концепций экономическое поведение рассматривается как ограниченно рациональное, существенно зависящее от внешних социально-экономических норм и институтов, ограничивающих стремление человека к максимизации прибыл и.

Основные характеристики подходов зарубежных и отечественных экономистов к исследованию экономического поведения даны в табл. 8.4.

Таблица 8.4. Эволюция подходов к исследованию экономического поведения

Основные представители

Классическое и неоклассическое направление экономической мысли Основные тезисы: рациональность экономического поведения хозяйствующих субъектов в условиях полной информации; максимизация прибыли в результате экономического поведения

1. Основоположники экономической теории

А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй

Экономическое поведение рассматриваюсь как следствие "невидимой руки" рынка. Экономическое поведение призвано оптимально использовать имеющиеся факторы производства с целью максимизации прибыли

2. Маржинализм

А. Маршалл, У. С. Джевонс,

К. Менгер, Л. Вальрас

Математизация исследований экономического поведения индивидов и хозяйствующих субъектов. Принятие гипотезы о рациональности экономического поведения в качестве единственно правильной. Основной целью экономического поведения хозяйствующих субъектов признается максимизация прибыли, достигаемая в рамках краткосрочного и долгосрочного равновесия на рынке. Важнейшими факторами изменения экономического поведения признаются предельные экономические величины

3. Кейнсианство

Дж. М. Кейнс, Дж. Хикс, Ф. Хансен

Декларируется принципиально высокая роль государства в регулировании экономического поведения хозяйствующих субъектов, особенно в период социально-экономических кризисов

Школа или направление экономической мысли

Основные представители

Вклад в развитие теории экономического поведения

4. Монетаризм

М. Фридмен, А. Шварц, К. Бруннер

Важнейшей детерминантой экономического поведения хозяйствующих субъектов, как и экономического поведения вообще, признается спрос на деньги

5. Неоклассика

Р. Солоу, П. Самуэльсон,

Н. Калдор, Р. Харрод

Дальнейшее развитие и многофакторное экономико-математическое моделирование теории рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов

Институциональные и неоинституциональные концепции Основные тезисы: наличие ограниченной рациональности экономического поведения; ведущую роль в формировании экономического поведения играют социальные нормы

1. Экономическая теория К. Маркса

Роль институтов используется Марксом в теории фабрики и теории первоначального накопления капитала. Экономическое поведение рассматривается в качестве функции взаимодействия уровня развития производительных сил и состояния производственных отношений в социуме

2. Американский

институционализм

Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт

Экономическое поведение организации рассматривается как функция социально-экономических норм и институтов. Рассмотрение влияния на экономическое поведение внутри хозяйствующего субъекта (в частности, отношений между рабочими и управляющими, управляющими и акционерами и т.п.). Признание существенного влияния техноструктуры корпорации на их экономическое поведение

Школа или направление экономической мысли

Основные представители

Вклад в развитие теории экономического поведения

3. Неоинституционализм

Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, Г. Гроссман

Экономическое поведение хозяйствующих субъектов рассматривается как производная от структуры нрав собственности и контрактов, заключаемых организацией. Доминирующая роль в формировании экономического поведения организаций придается трансакционным издержкам

4. Поведенческая

экономическая

Г. Саймон, X. Лайбенстайн, Р. Сайет, Дж. Мерч

Признается ограниченная рациональность экономического поведения хозяйствующих субъектов, вызванная как неполнотой информации, так и когнитивными (познавательными) ограничениями субъектов экономической деятельности. В то же время хозяйствующие субъекты сами игроки активную роль в формировании институтов и норм

Отечественная экономическая теория

1. Советская политэкономия

Развитие теории марксизма-ленинизма. Механистический подход к экономическому поведению хозяйствующих субъектов; декларирование минимума свободы организации на микроуровне

2. Современные

либеральные

концепции

Е. Т. Гайдар, А. Н. Илларионов, Е. Г. Ясин

Развитие теории максимизации экономической свободы для достижения в рамках свободного рынка максимальной эффективности функционирования хозяйствующих субъектов

3. Формирование "экономики переходного периода"

Г. Б. Клей пер, Л. П. Кураков, Д. С. Львов

Поиск национальных моделей экономического поведения. Актуализация проблем социальной ответственности экономического поведения хозяйствующих субъектов. Оптимизация свободы экономического поведения и государственного регулирования отношений

Все экономические теории построены на предпосылке рационального поведения экономических агентов. Однако существуют иррациональные проявления человека в экономической жизни: добровольный бесплатный труд, благотворительность, подарки, игра в лотерею и др. Наличие таких противоречий вызвало интерес к психологическим исследованиям экономического поведения людей.

Среди психологов проблемы экономического поведения одним из первых начал изучать французский ученый Габриэль Тард, который обратил внимание на роль социально-психологических факторов (этнокультурных особенностей, традиций, микросоциального окружения) в регуляции экономического поведения. В 1902 г. им был опубликован двухтомник "Экономическая психология".

Немецкий психолог Г. Мюнстерберг проводил эмпирические, в том числе экспериментальные, исследования в области психологии труда и рекламы. В 1912 г. была опубликована его работа "Психология и экономическая жизнь".

Отцом экономической психологии в США считается Джордж Катона, который первый начал систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем и сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания се сделать (психологической готовности). Дж. Катона предложил общую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения (рис. 8.3) и которая определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредующих влияние внешних условий на экономическое поведение.

Рис. 8.3.

Среди отечественных мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности уделяли С. Н. Булгаков (1871 - 1944.), П. Б. Струве (1870-1944), П. Н. Савицкий (1895-1965), А. В. Чаянов. Характерной особенностью российских работ является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам феномена хозяйствования: проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами.

Современной отечественной социологией изучается экономическое поведение не только активных агентов хозяйственной жизни, т.е. предпринимателей, но также: процессы адаптации различных слоев и социальных групп к реалиям рыночной экономики; поведение в различных группах населения в связи с формированием рынка труда; экономическое поведение безработных, наемных работников приватизированных предприятий и вновь созданных частных фирм; трудовое и потребительское поведение как виды экономического поведения; устойчивые поведенческие модели и стереотипы; социокультурная специфика и этносоциальные особенности экономического поведения россиян.

Одним из современных российских исследований является работа профессора Ю. Я. Ольсевича "Психологические основы экономического поведения", в которой автор изучил причины экономического поведения человека, опираясь на анализ психологических основ экономического поведения, изложенных в трудах известных экономистов прошлого и современных нобелевских лауреатов по экономике, а также новейшие достижения естествознания, в частности на революцию в генетике, связанную с раскрытием в начале XXI в. генома человека.

По мнению Ю. Я. Ольсевича, изучению поведения людей в хозяйственной сфере препятствует нерешенность кардинальных проблем человеческой психики. Психика человека представлена противоречиво в основных концепциях психологии и экономической теории. В частности, экономисты разных направлений исходят из различных предположений относительно:

  • - непосредственной цели (мотива) хозяйственной деятельности: максимизация денежного дохода, максимизация благосостояния (полезности), сохранение достигнутого уровня того и другого;
  • - способности или неспособности людей принимать осознанные оптимальные (наиболее эффективные) решения;
  • - того, руководствуются ли люди принципом сотрудничества (кооперации) или принципом конкуренции (эксплуатации);
  • - вопроса, учитывают ли субъекты хозяйства только свои индивидуальные интересы или также и интересы социума;
  • - наличия или отсутствия в хозяйстве доверия между контрагентами;
  • - того, доминирует ли в хозяйственных решениях ориентация на прошлый опыт, на подражание текущей общей практике или на рациональные прогнозы будущих тенденций?

Анализ роли фактора рациональности в экономическом поведении человека позволил автору дать следующие количественные оценки. Наследственность определяет поведение на 50%, а "окружающая среда" - на остальные 50%. При этом не менее 40% из них следует отнести на счет "воспитанных" инстинктов и привычек. Тогда фактору "чистой рациональности" остается не более 10% суммарного влияния на поведение. Относительно возможности чисто рационального поведения вообще и в сфере экономики в частности Ю. Я. Ольсевич считает: "Для подавляющего большинства людей одностороннее стремление максимизировать свой денежный доход означало бы ограничение и даже подавление многих, если не большинства других инстинктов. Поэтому люди, как правило, и не ставят таких целей. Они ставят задачу заработать денежный доход, достаточный для обеспечения своего индивидуального психофизического баланса".

Анализ психологических и социологических трактовок экономических явлений, содержащихся в лекциях шести лауреатов Нобелевской премии - Амартья Сена (1998 г.), Дэниела МакФаддена (2000 г.), Джорджа А. Акерлофа (2001 г.), Джозефа Е. Стиглица (2001 г.), Даниэля Канемана (2002 г.) и Вернона А. Смита (2002 г.), позволил сделать следующие выводы:

  • - четверо из шести названных лауреатов считают опровергнутым представление классической и неоклассической теорий, будто в центре хозяйственных процессов находится индивид, сознательно максимизирующий индивидуальную полезность, а двое оставляют вопрос о мотивах экономического поведения открытым;
  • - все они отказываются считать, что принимаемые индивидами решения способны привести к эффективному ("очищающему рынок") равновесию;
  • - модель общечеловеческой психики, к которой склоняется (в неявной форме) каждый из лауреатов, существенно отлична от других, так что, критикуя неоклассическую модель, они не противопоставляют ей общую альтернативу.

Упорядоченно осмыслить огромное число вариантов экономического поведения, "которые до сих пор рассматриваются как сфера хаоса, случайности, непредсказуемости" позволяет предложенная Ольсевичем систематизация в виде выделения трех групп экзистенциальных потребностей и инстинктов и четырех социальных типов психики.

Характеристика трех групп экзистенциальных потребностей и инстинктов (структура психики) по Ольсевичу. Если объединить экзистенциальные потребности и инстинкты (врожденные черты психики), на которые указывают психологи, с теми врожденными "предрасположенностями", которые сравнительно недавно выявлены как генетически детерминированные генетиками, и разделить их на три группы, то можно получить общее представление о структуре человеческой психики.

Поскольку врожденные, генетически наследуемые черты психики являются продуктом естественного отбора в течение 5-6 млн лет истории предков современного человека, критерии классификации должны соответствовать критериям данного отбора. Это потребности и инстинкты, направленные:

Характеристика четырех основных социальных типов психики по Ольсеви чу . По мнению большинства крупных экономистов, незначительное меньшинство в народе составляют капиталисты - люди, обладающие особым типом генетически унаследованной психики, определяющая черта которой - абсолютное доминирование потребности и инстинкта присвоения и накоплении богатства. Именно их имеет в виду неоклассическая теория, когда говорит об "экономическом человеке". Между состоявшимися и несостоявшимися капиталистами, с одной стороны, и остальным населением, с другой стороны, существует своего рода психологический барьер. Он состоит не в том, что остальное население не хотело бы максимизировать денежные доходы, а в том, что оно при этом не поступается другими своими жизненными потребностями - соблюдением интересов семьи, заинтересованностью в профессиональной работе, привязанностью к привычным условиям жизни и кругу общения и другими, а также в том, что оно органически не способно ради денег систематически переступать общепринятые нормы морали.

Подавляющее большинство населения является психически неоднородным, в нем можно выделить четыре качественно различных типа психики: один "равновесный" (обычно преобладающий среди населения) и три "доминантных", "тенденциозных": индивидуалистический, социэтарный и развивающий.

  • 1. Индивиды с доминирующими индивидуалистическими наклонностями: такие люди стремятся стать мелкими предпринимателями, фермерами, а среди лиц наемного труда они стараются занять обособленное рабочее место (индивидуальный станок, автомобиль, компьютер и т.д.).
  • 2. Индивиды с доминирующими социэтарными наклонностями стремятся к профессиональной деятельности в государственных и общественных организациях, в организациях социальной сферы, СМИ: они составляют ту часть фермеров и мелких предпринимателей, которая активно выступает за разные виды кооперирования, и ту часть наемных работников, которые ратуют за самоуправление предприятий.
  • 3. Индивиды, в психике которых доминируют потребности в творчестве, развитии, концентрируются в сферах инновационно-конструкторской и научной деятельности, искусства и литературы. Ориентацию людей с доминантной психикой (т.е. с врожденными четко выраженными наклонностями), как правило, невозможно "переориентировать".
  • 4. "Переориентация" возможна в отношении четвертой, самой большой группы людей - тех, у кого нет доминирующих наклонностей, чья унаследованная психика "уравновешена" и поэтому способна "колебаться" в ту или иную сторону. Именно на эти кратковременные и неглубокие колебания ориентированы рассуждения относительно поведения "экономического человека". Однако глубокие и долговременные межотраслевые сдвиги, вынужденные перемещения больших масс людей из одних сфер деятельности в другие могут иметь разрушительные последствия как для психики людей (поскольку разрушается их уклад жизни), так и для экономики, поскольку людям приходится менять занятие, соответствующее их психическому складу, на занятие, ему противоречащее.

Каждый из этих типов психики может быть разграничен на два "подтипа" с учетом уровня психоэнергетики и общих способностей - "элиту" и "массы".

Чтобы войти в "правящую элиту", необходимы природные качества:

  • - во-первых, высокий уровень общих природных способностей: психоэнергетики, интеллекта, воли, памяти, внимания, целеустремленности. Необходимы также природные задатки специальных способностей: организационных, технических, хозяйственных, военных и т.д.;
  • - во-вторых, необходимо обладать именно тем качественным типом психики, который преобладает в конкретной "правящей элите": ориентированной либо па индивидуализм, либо на социалитет, либо на развитие. Это означает, что в психике "кандидата в члены элиты" должны доминировать определенные экзистенциальные потребности и инстинкты.

Отсутствие высокого уровня общих природных способностей и природных задатков специальных способностей, а также несовпадение типа психики "претендента" с типом психики "элиты" либо вообще отсутствие врожденного типа психики сводит возможность попадания в "элиту" к минимуму.

По мнению Ю. Я. Ольсевича, эта (или подобная ей) систематизация при ее развитии, проверке и коррекции может в будущем послужить разработке психосоциальной матрицы общества, которая наряду с матрицей "затраты - выпуск" и системой национальных счетов, а также институциональной матрицей может послужить созданию реалистичных поливариантных "поведенческих" моделей.

Таким образом, выполненный в данном разделе обзор показывает многоаспектность, неоднозначность, многообразие существующих подходов и концепций, объясняющих мотивацию экономического поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и аспекты мотивации. Анализ теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Современные теории мотивации. Экономические мотивы деятельности людей. Неэкономические способы мотивации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2007

    Сущность мотивации. Мотивация как процесс, ее типы и структура. Содержательные теории мотивации, Теория Маслоу, Мак Клелланда, теория Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий А. Врума, справедливости. Модель Портера-Лоулера.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2009

    Эволюция мотивации. Потребности и вознаграждения. Сложность мотивации через потребности. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории. Теория ожиданий. Модель Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Мотивация и менеджмент.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2007

    Понятие и виды мотивации. Значение мотивация деятельности в системе менеджмента. Характеристика процессуальных теорий мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса и модель Портера-Лоулера. Их применимость в практике управления.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности. Теоретические аспекты мотивации и мотивационных процессов на предприятии. Содержательные теории мотивации. Теория мотивации А.Маслоу и теория ожиданий В. Врума. Процессуальные теории мотивации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2009

    Понятие мотивации и мотивирования. Формула успеха компании. Первоначальные теории мотивации (концепция "экономического человека"). Современные (психологические) теории мотивации (концепция "социального человека". Содержательные теории мотивации.

    презентация , добавлен 25.04.2014

    Теоретико-методологические аспекты теории мотивации трудовой деятельности. Классификация потребностей. Процессуальные теории. Модель Портера-Лоулера. Применение результатов исследований. Влияние мотивации персонала на эффективность деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2013

    Значение мотивационных процессов в деятельности организации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Анализ системы мотивации на предприятии. Организация мотивации труда. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

Понятия мотивации и мотива. Виды мотивации

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.

Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников - задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация и как она влияет на организационное поведение?

Мотивация- это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

* нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

* принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

* стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив- это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива?

Мотив характеризует прежде всего волевую сторону поведения т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий.

Он - феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Основные звенья механизма мотивации

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д. (см. схему 11).

Потребности притязания и ожидания

Исходным звеном, первым «полюсом» механизма (схема 11) является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания (экспектации). Они являются как бы следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания. Так, у одного человека первичная потребность в питании может быть удовлетворена с помощью дешевых бутербродов, у другого же ее нормальное удовлетворение предполагает изысканный обед в дорогом ресторане.

Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания тем не менее могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных уровнях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.

Разный уровень притязаний и ожиданий работников важно учитывать в процессе мотивации. Так, для одного работника, привыкшего к скромным заработкам, установление месячного окладa, скажем, в 300 долл. будет действенным стимулом, мотивирующим добросовестный труд. У другого же, ранее высокооплачиваемого сотрудника, такая зарплата вызовет недовольство и станет демотивирующим фактором.

Стимул и установка

Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Собственно говоря, стимул ориентирован на удовлетворение потребности.

Несмотря на близость и соотносимость понятий мотива и стимула, представляется необходимым различать их, хотя в литературе они нередко употребляются как тождественные. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул - сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий. Например, предложение бригаде строителей большой денежной суммы за сооружение сложного моста через реку не будет для них мотивом действий, если они не обладают необходимой для этого квалификацией и если у них нет ни техники, ни всего другого, что требуется для строительства. Аналогичная ситуация может возникнуть, скажем, и тогда, когда кинозвезде предлагают за крупное вознаграждение фотографироваться в соответствующем виде для порножурнала «Плэйбой»: если ее нравственные установки несовместимы с такого рода «деятельностью», то стимул не вызовет у нее никакого мотива.

Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд опосредующих звеньев, характеризующих процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. На этом этапе цикла превращения стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.

В случае предварительного принятия стимула дальнейший путь волевого импульса (неактуализированного мотива) как бы раздваивается. Его быстрая актуализация и кратчайший путь к действиям обеспечивается при наличии соответствующей установки. Она характеризует готовность, предрасположенность человека к определенному поведению (активности) в конкретной ситуации и как бы связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях. Установка может быть позитивной или негативной в зависимости от того, как влиял прошлый опыт действий на реализацию потребности.

Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула с точки зрения удовлетворения потребности и тем самым сокращает путь от потребности к деятельности. Однако она еще не есть мотив Ее функция в механизме мотивации заключается либо в превращении идущего от потребности волевого импульса в актуализированный мотив при наличии позитивной установки, либо в консервации, ослаблении или отторжении мотива в случае негативной установки. Установка заключает в себе в концентрированном виде эмоциональный, когнитивный (познавательный, смыслообразующий) и поведенческий (готовность к действию) компоненты которые могут быть выражены в разной степени и часто едва уловимы. Так, простейшие установки предполагают автоматизм действия, однако это не отменяет того факта, что при формировании установки присутствуют все ее указанные компоненты.

Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение влекущее удовлетворение потребности. Тем самым несколько укороченный посредством включения уже сформировавшейся установки цикл действия механизма мотивации завершается.

Рациональнооценочный процесс

Второй, более длинный цикл механизма мотивации имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют установки, связывающие потребности, стимулы и пути их достижения. В этом случае в механизм мотивации включается такое достаточно сложное звено, как когнитивный, рациональнооценочный процесс. Он представляет собой анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с ценностями личности, ситуацией, возможностями и издержками, которые могут появиться в процессе достижения стимула, значимостью других мотивов (если они существуют). На этой стадии происходит борьба мотивов и выносится вердикт об актуализации мотива, его консервации или отторжении. (Аналогичные функции при более коротком варианте функционирования механизма мотивации выполняет установка.) Актуализированный мотив служит движущей силой, непосредственной причиной поведения, он, собственно, и завершает общий цикл механизма мотивации.

В основе теории экономического поведения людей лежат два понятия:

1) убывающая полезность потребляемых благ;

2) существование цены выбора (альтернативных затрат).

Убывающая полезность. Как многие выдающиеся идеи, идея убывающей полезности на первый взгляд кажется совершенно очевидной.

А состоит она в том, что человек всегда определяет ценность дополнительно получаемого блага не абстрактно, а с учетом того, обладает ли он уже чем-то подобным и если да, то в каком количестве. Для большей ясности рассмотрим простейший пример - с пирожными.

Каков вкус у десятого пирожного?

Предположим, что, заглянув с друзьями в кафе, вы с удовольствием возьмете к кофе вкусное пирожное Не исключено, что оно вам так понравится, что вы закажете еще и второе Вероятность заказа третьего, четвертого и так далее пирожных будет уже проблематична (даже для сладкоежек) В чем же дело - ведь вкус, скажем, восьмого пирожного объективно ничуть не хуже, чем первого^

Дело в том, что по мере роста числа съеденных вами пирожных начинает действовать универсальная закономерность - относительная ценность каждого нового пирожного (измеряемая доставляемым удовольствием) для вас снижается, а ваши возможности купить на остаток денег еще какие-то блага сокращаются. Действительно, на однотипно сладкой пище снижается чувствительность вкусовых рецепторов и соответственно удовольствие от еды. C другой стороны, увеличивая число заказанных пирожных, вы все сильнее истощаете свой кошелек, а значит, сужаете круг тех благ, на приобретение которых хватит оставшихся денег

Все это справедливо не только для пищи, где объективными ограничителями является вместимость желудка и чувствительность вкусовых рецепторов, но и для любого блага. Первый велосипед - радость Два велосипеда - удобно. Три велосипеда - зачем?

Возьмем еще один простой пример - аудиокассеты Когда вы впервые становитесь владельцем магнитофона и начинаете создавать свою фонотеку, то каждая дополнительно купленная чистая кассета - большая радость, поскольку на нее можно записать альбом любимого ансамбля. Но когда число кассет переваливает за 40-50, ситуация начинает меняться

Конечно, записать новый диск «Любэ» или «Юритмикс» хочется, но при этом прежнего азарта уже нет, да и частота использования каждой из кассет столь большой коллекции снижается - время-то для прослушивания ограниченно.

C другой стороны, покупка каждой дополнительной кассеты сокращает возможности для получения удовольствий иного рода - покупки новых кроссовок, похода в кафе с приятелями, поездки в другой город и т д Допустим, например, что турпоездка в другой город стоит 300 тыс руб А у вас есть 315 тыс руб. Если вы при этом купите себе одну аудиокассету за 10 тыс руб, то остатка средств на поездку еще хватит, и цена такого выбора будет невелика. Но относительная ценность второй кассеты будет уже соизмеряться с куда более высокой ценой выбора, ведь остатка денег (295 тыс. руб.) на поездку уже не хватит и от нее придется отказаться

Уже этот простейший пример показывает, что существует разница между общей и предельной (маржинальной) полезностью благ

Общая полезность блага - суммарная выгода (польза), получаемая человеком, фирмой или страной от использования всего объема благ определенного типа.

Предельная (маржинальная) полезность блага - выгода (польза), получаемая от дополнительно использованной единицы блага.

Название «предельная» такая полезность получила потому, что она характеризует ту пользу, которую приносит благо, находящееся как бы на пределе, на границе расширяющегося поля потребления. Именно отсюда проистекает и второй вариант названия - маржинальная, так как по-английски «margin» как раз и обозначает «граница».

Закономерность убывания предельной (маржинальной) полезности относится не только к потребительским благам Точно так же эта закономерность проявляется и в сфере производства, где польза от найма дополнительных работников, установки дополнительных станков, возведения дополнительных цехов также начинает неуклонно снижаться, если одновременно не возрастает объем использования ресурсов других видов.

Поэтому человек или фирма, ведущие себя в этом мире рационально, всегда воспринимают добываемые (зарабатываемые, покупаемые, вымениваемые) ими блага не абстрактно, а с учетом того

Насколько уже насыщена их потребность в таких благах,

Каков будет маржинальный вклад нового приобретения в насыщение этой потребности;

С какой ценой выбора будет сопряжено получение дополнительного количества благ.

Цена выбора (альтернативные затраты) Для лучшего понимания сущности категории «цена выбора» вспомним об ограниченности ресурсов, имеющей к цене выбора самое прямое отношение Действительно, поскольку все виды экономических ресурсов ограниченны и их не хватает на удовлетворение всех видов людских или производственных потребностей, выбор одного варианта использования (расхода) этих ресурсов делает физически невозможными все остальные - альтернативные - варианты использования (расхода) тех же ресурсов Именно эти ставшие невозможными варианты экономических решений и те как бы «упущенные» блага, которые они могли принести, образуют «плату» за сделанный в конечном итоге выбор. «Ценой» такого выбора окажется наиболее желанное из отвергнутых (упущенных) благ. Иными словами, это та цена, которую вы платите как бы самому себе за возможность получения выбранного блага

Цена выбора (альтернативные затраты) - польза (выгода) для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.

Понятие о цене выбора - на самом деле категория философская, относящаяся ко всем аспектам человеческой жизни. Например, кончая школу, мы выбираем дальнейший жизненный путь и взвешиваем относительную ценность различных профессиональных альтернатив Так, если человек идет учиться в вуз, чтобы иметь возможность заниматься интеллектуальной деятельностью, то ценой такого выбора будет отказ от быстрого получения более высоких, чем стипендия, заработков в сфере производства или коммерции. И наоборот, выбирая профессию рабочего, человек теряет возможность добиться в будущем менее физически утомительной и более высоко оплачиваемой работы В сфере экономики категория цены выбора играет ключевую роль, и, чтобы понять ее лучше, обратимся к примеру.

Почему велосипед «стоит» костюм?

Допустим, что у вас есть сумма денег, которой хватит на го, чтобы купить либо велосипед, либо костюм, либо туфли. Предположим, что желанность этих благ расположена для вас в порядке убывания следующим образом:

1) велосипед;

2) костюм,

Если в этой ситуации вы действительно купите велосипед, то ценой (альтернативными затратами для вас) такого выбора будет костюм, поскольку невозможность теперь купить (получить) именно его будет огорчать вас больше всего.

Вот почему, чем точнее человек, фирма или страна в целом умеют просчитывать цену выбора для своих решений, тем лучшие экономические решения они способны принять Как и в шахматах, здесь сильнейшими становятся те игроки, которые лучше (больше и дальше) просчитывают варианты возможных последствий своих ходов (цены выбора той или иной стратегии игры). И так на каждом шагу.

Поняв это, мы можем построить логическую цепь, которая лежит в основе любого действия в сфере экономики:

ОГРАНИЧЕННОСТЬ -» ВЫБОР -э ЦЕНА ВЫБОРА Ограниченность ресурсов заставляет делать выбор, а выбор - из-за ограниченности ресурсов - означает отказ от альтернативных вариантов использования этих ресурсов, то есть возникновение цены выбора. А значит, можно сказать, что человек тогда и только тогда принимает самое рациональное экономическое решение, когда получает в итоге его блага более ценные для себя, чем то, от чего ему пришлось отказаться. Иными словами, решения в сфере экономики тогда разумны, когда они подчиняются простому соотношению:

ПОЛЬЗА ОТ ПОЛУЧЕННЫХ БЛАГ > ЦЕНА ВЫБОРА

Конечно, в повседневной жизни мы принимаем такие решения, не особенно задумываясь (прикидывая, что нам выгоднее сделать). Основой их является накопленный нами экономический опыт, полученное воспитание, система ценностей, навыки и традиции. В сфере бизнеса та же логика служит основой специальных приемов анализа возможных коммерческих решений и помогает найти деловую стратегию, наиболее выгодную для владельцев фирм.