» » Евгений базаров и аркадий кирсанов сравнительная характеристика сочинение. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика Несколько интересных сочинений

Евгений базаров и аркадий кирсанов сравнительная характеристика сочинение. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика Несколько интересных сочинений

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - “хороший человек”, а Николай Петрович - “золотой человек”.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты - нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства. Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового...

Жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Сочинение-рецензия по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

... . ― Рассмотреть отношение Базарова к Одинцовой. ― Рассмотреть отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, ...

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.

Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он - за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович - хороший, а Николай Петрович - “золотой” человек.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном - в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей - во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, - в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один - чересчур резок, безапелляционен, второй - чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Роман «Отцы и дети», написанный И. С. Тургеневым во второй половине 19 века, никогда не утратит своей актуальности.

Это доказывает уже название, ведь противоречия, возникающие между разными поколениями - вполне обычное явление в любые времена. А когда к возрастным различиям добавляются социальные, конфликт приобретает еще более острый характер и становится явлением общественно значимым.

Главные герои произведения И. Тургенева - разночинец Базаров и потомственные аристократы Кирсановы. Каждый из них отличается особым воспитанием, образом жизни, отношением к миру, а также убежден, что именно он может служить если не идеалом, то образцом современного человека. Сравнительная и Павла Кирсанова (это главные антиподы в романе) позволяет читателям, живущим спустя полтора столетия, сформировать свое представление об основных общественных силах и особенностях развития России середине 19 века.

Знакомство с главным героем

Завязкой действия становится приезд в деревню, на каникулы, молодого дворянина Аркадия. Встречающий сына отец с некоторым удивлением разглядывает его товарища - очень уж не похож он на Кирсановых. Евгений Базаров (друг и духовный учитель Аркаши) - сын простого лекаря. Одет просто - в длинный балахон с кистями. Сразу бросались в глаза его большие красные руки и длинные волосы. Да и поведение было особенное - несколько развязное, грубоватое. Такова была данная Николаем Петровичем при первой встрече характеристика.

Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в тот момент связывали общие интересы, но по мере развития отношений всех героев молодые люди будут все больше отдаляться друг от друга. Одна из причин - конфликт между молодым разночинцем-демократом и уже пожилым, но сохранившим изысканность и врожденный аристократизм, Павлом Петровичем.

Начало противостояния

Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.

Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.

Происхождение, образование и общественная деятельность

Внешность - это первое, что бросается в глаза при знакомстве с двумя совершенно противоположными героями. Чем больше накаляются их отношения, тем явнее становится видна абсолютная разница между ними.

Базаров - сын обедневшей дворянки и обычного лекаря. Всего в жизни добивался собственным трудом, не желая хоть в какой-то мере зависеть от родителей. Это человек сильного ума и характера, решивший посвятить жизнь медицине и науке. Ни во что не верил и гордо провозглашал себя нигилистом.

Павел Петрович, дворянин в нескольких поколениях, был воспитан совсем в другой обстановке. Хорошее образование, офицерская служба и всеобщая любовь - вот то, что составляло основу его жизни. Однако страстное увлечение княгиней Р. и довольно быстрое разочарование (она его бросила) стали причиной его преждевременного старения и отчуждения от света. Он потерял вкус к жизни, затем поселился в имении брата и с тех пор вел замкнутую, бесполезную жизнь.

Таким образом, характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает понять, насколько не похожими были эти люди изначально.

Идеологические противоречия

Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству - лучшая характеристика персонажей.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга - это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

Отношение к аристократии

Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.

Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства - монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.

Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.

Нигилисты - кто они?

На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.

Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.

Аристократ и нигилист - два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

Оценка роли искусства в жизни человека

Высказывают герои в яростных спорах и отношение к культуре, тем более что для Павла Петровича это была попытка одержать верх над «все отрицающим» Базаровым. Здесь они предстают как полные антиподы. Первый - романтик, чья жизнь прошла на балах и в развлечениях. Неслучайно, он выступает в защиту поэзии, музыки, любви (хотя в то же время автор показывает пустоту его рассуждений). Второй воспитан трудом, поэтому все это для него - глупость, отвлекающая от настоящего дела (в этом Тургенев осуждает своего героя, доказывая несостоятельность подобных взглядов любовью Базарова к Одинцовой).

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова - выводы

Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались - это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья - революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому, так как он «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это - «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.» Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд - необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа - объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе», то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий - «ручной».

Базаров близок к крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он «свой». Аркадий для людей остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!». Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.». Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликтность романа, выраженная приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».

Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами. Он угадал те временные настроения, как настоящий творец, когда типаж демократии сменил дворянскую интеллигенцию.

Автор в романе раскрывает двустороннюю проблему, которая сразу просматривается и в названии произведения. Проблемы поколения, это первая сторона, а вторая, это противоречивость либерализма и демократии. Базаров и Кирсанов герои романа, по идеи обязаны быть на одной стороне, однако так не случилось.

При составлении характеристики приятелей в своем романе, Тургенев пользуется портретом и диалогом. Сущность философии и политики в спорах особенно передается в диалогах. Главный конфликт Базарова с Кирсановым, как раз просматривается именно в острейшем диалоге. Главное расхождение во мнении Евгения с Аркадием, это было значимость человека. Так как между этими людьми не было взаимопонимания, то дружбой их отношения не назовешь. Подчиненность одного человека другому - это не дружба. Аркадий более слабый человек по своей натуре, поэтому в течении всего произведения видно его подчинение Базарову. Однако, со временем Кирсанов перестает беспрекословно повторять, поддерживать мысли и стремления нигилиста и приобретя собственное мнение начинает выдавать свои мысли.

Характерное отличие между участниками романа просматривается в поведении, когда они прибывали в поместье Аркадия и его семьи. Базаров изучает природу, лучшее занятие для него, это работа. Он всецело за науку, которая должна быть доступна обычному народу. Научный трудяга, постоянно экспериментирует, он просто утонут в профессии. Аркадий же, в отличии от Базарова - бездельник. Он вовсе другой - слабый, апатичный, вялый. В его образе просматривается либеральная настоятельность. Любое важное дело ни чем его не завлекает за что бы не взялся. Для Кирсанова главное, чтобы был покой и конечно уют.

Иван Сергеевич Тургенев не спеша показывает разницу мировоззрений "друзей", разные взгляды на мирские ценности, которые занимают основополагающее место в жизни -такие как любовь, природа, стихи... Противостояние Аркадия взглядам Базарова все больше заметно. "Ученик" (Аркадий) шаг за шагом уходит из-под контроля "Учителя". Главное отличие между этими героями романа, это их взгляды на людей. По своему признанию, Базаров питает отвращение ко многим людям, что нельзя сказать про Аркадия у которого нет ненавистных врагов. Один - мягкотел, второй - груб и резок. Зная, что приятель некогда уже не будет сподвижником, Базаров сообщает ему о том, что он "размазня с нежной душой". "Ученик" существовать беспринципно не будет. Аркадий принадлежит к старшему поколению, к эпохе "отцов". Поэтому он по суждениям близок к своему отцу либералу Павлу Петровичу.

Нельзя оценивать нравы "отцов" и "детей", есть и хорошее и не очень, что-то противоречивое в любом поколении. Важно понять единственное, что приятели Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, живущие в одном и том же поколении не могу найти взаимопонимания. Описываемая эпоха переломная и сложная, независимо от возраста она разделила героев на “отцов” и “детей”.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Аркадия в рассказе Тупейный художник Лескова

    Аркадий был крепостным и им владел граф Каменский в городе Орле. Профессия Аркадия называлась тупейный художник, т. е. гример и парикмахер. Он занимался внешним видом крепостных актрис в театре графа.

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Анализ романа Великий Гэтсби Фицджеральда

    Работу над романом «Великий Гэтсби» Фрэнсис Фицджеральд начал в 1925 году. Наброском будущего романа был рассказ «Зимние грезы». Фицджеральд усердно работал над книгой

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 7 класс (описание)

    На картине русского художника Константина Федоровича Юона изображена зима в своем завершение, скорей всего это февраль. Пригревает теплое, почти уже весеннее солнце, белый снег становится рыхлым и постепенно начинает таять.

  • У меня очень хорошая школа. Меня и моих одноклассников учит добрая учительница, она рассказывает, как нужно считать, пишет на доске буквы и слова, чтобы мы писали их в свои тетради.