» » Главная мысль притчи что важнее. Лучшие притчи о смысле жизни

Главная мысль притчи что важнее. Лучшие притчи о смысле жизни

Что важнее? (притча)

Наверное задавали себе и другим такой вопрос и думаю, что ответы были разными. Ведь каждый из нас считает по - своему, что будет важнее для него, а что - нет. Не знаю так или нет, но считаю, что важное в нашей жизни мы определяем по - этапно, то есть в годы нашего детства и юности за нас важно закончить учебу в школе и получить образование, после для кого - то важным будет найти хорошую и перспективную работу, а для других создать семью и воспитывать детей, у третьих - увидеть весь мир и так далее - далее. Но, всегда ли так и правильно ли мы делаем свой выбор на то, что важнее в нашей жизни? Поэтому и хочу вам предложить одну притчу, может она нам даст более верный ответ, что же все - таки важнее и как не допустить ошибку, отправляясь в путешествие, которое называется жизнь...

Как часто в нашей жизни происходят изменения. Вот и сейчас, в настоящее время можно заниматься бизнесом в сети Интернет и это не только престижно, но и прибыльно. Но развитие бизнеса зависит и от того, насколько ваш сайт доступен большинству людей в сети. Если, хотите, чтобы о вас узнали не только в собственной стране, а и за рубежом, то информация должна подаваться на нескольких языках. И тут встает вопрос, а как это сделать? Помогу вам советом, обращайтесь в компании или бюра, которые занимаются переводом страниц сайтов. Например, бюро переводов "movapro" . Обратившись сюда вы всегда получите качественный перевод и в краткие сроки. Для подробной информации нужно зайти на сайт: movapro.kiev.ua. Здесь Вы узнаете об услугах, сроках и ценах. Обращайтесь и вам всегда помогут. Успех в вашем бизнесе важно для вас в жизни. А, мы с сейчас узнаем, что же важнее для нас в нашей жизни.

Как-то раз перед началом лекции профессор вошел в аудиторию и разложил не столе несколько предметов. Занятие началось, профессор взял в руки пустую стеклянную банку, заполнил ее доверху большими камнями, показал студентам и спросил, полна ли банка.

Студенты согласились, что банка полна. После этого профессор всыпал в эту же банку мелкую гальку, которая заполнила пустоты между камнями после того, как профессор несколько раз ее встряхнул, и снова обратился к аудитории с вопросом:

- Полна ли банка?

Студенты с улыбкой согласились, что банка и на сей раз полна.

После этого профессор всыпал в банку песок, который заполнил оставшиеся пробелы между камнями и галькой, и спросил:

- А сейчас полна ли банка?

В некотором недоумении студенты согласились, что банка и на сей раз полна.

После этого профессор влил в банку воду, после чего в банке вообще не осталось пустого места.

- А теперь, - обратился к слушателям профессор, - я хочу, чтобы вы представили, что банка - это жизнь человека, а камни - это самые важные для него вещи - семья, дети, друзья, здоровье.... словом, все то, что необходимо для полноты жизни даже в том случае, если у него ничего больше не будет. Галька - это другие вещи, ставшие для человека важными - работа, дом, имущество, автомобиль... А песок - это уже мелочи жизни. И вот, если сначала наполнить банку песком, в ней не останется места для гальки и песка. Иными словами, если человек будет заполнять свою жизнь мелочами жизни, в ней не останется времени для действительно самых важных вещей. Помните об этом, уделяйте время своим близким, не забывайте своих друзей. Определите для себя приоритеты, определите для себя все то, что действительно важно для полноты жизни. Ведь все остальное - это просто песок.

В этото момент в аудитории поднялась одна рука и студент, поднявший руку спросил:

- А что же означает вода?

- Я ждал этого вопроса, - улыбнулся профессор, - и рад, что вы его задали. А вода означает, что как бы жизнь человека ни была заполнена, в ней всегда остается немного места и для отдыха.

А, сейчас, когда прочитали притчу, какие мысли появились, что важнее в нашей жизни? Возможно, кто - то из Вас согласится со словами профессора, а кто - то и нет и скажет свое мнение. Интересно узнать, что думаете по этому вопросу. Может быть согласитесь со мной, что мы не всегда правильно определяем, что важнее в нашей жизни, особенно в молодые годы, уже после с годами приходим к выводу о важности. Но думаю, что может лучше будет то, что с опозданием, но мы определяемся что же все - таки важнее, чем дожить до старости и не понять, где была сама жизнь, а где только ее мелочь. И такое встречается в нашей жизни, не всегда и не все могут сделать правильное разграничение. Это видим и окружающих нас близких и знакомых людей, из фильмов. А в настоящее время и на телевидении есть достаточное количество телепроектов, связанных с реальной жизнью и реальными героями, которые определяют свои приоритеты важного.


Не спорю, каждый человек в праве иметь свое мнение.
Но если бы все люди тоже пытались найти себя, а не занимались, чем придется и к чему они вообще не предрасположены, и задавали бы себе чуть побольше вопросов, быть может, в нашей стране все было бы немножко иначе, чем сейчас. Я имею ввиду, не было бы практически полного безразличия к тому, что происходит. Ведь нашу страну разваливают! У нас нет собственной промышленности, мы ничего не производим, живем только за счет нефти…что делают с образованием, я вообще молчу…И при том всем вроде как все равно. Полная апатия какая-то. Нет, я, конечно, понимаю, что каждому своя рубашка к телу ближе…но не до такой же степени! Впрочем…я часто думаю, что же можно сделать? Сама ведь по сути говорю большей частью. Безусловно, есть люди, которым тоже все это не нравится, но тем не менее, тех, кто живет по принципу «Dont worry, be happy», думаю, все-таки больше…Я не знаю, как заставить других людей задуматься, заставить их делать что-то. А Вы…что Вы думаете об этом?

Знаете, я еще хотела спросить. Я знаю, мой вопрос может показаться наивным, но, как сказал Ремарк:»Наивность, это дар а не недостаток»)). В общем, вы не думали о том, чтобы заняться литературным трудом? Я имею в виду, не думали ли Вы о карьере писателя? Или, может быть, Вы уже где-нибудь печатаетесь? Блог, это, конечно, замечательно…Но как сказать, не совсем то. Вы представитель молодого МЫСЛЯЩЕГО поколения и по-моему, очень даже неплохо пишете (конечно, я Вам не судья, и вообще не имею никакого морального права давать Вам оценку, т. к. у меня нет гуманитарного образования. Хм…пока нет…)Просто я очень люблю литературу, и то, что я прочла у Вас в блоге: Ваши рассуждения, размышления, притчу о крыльях, — мне понравилось. Если уж совсем по-честному, единственное, что немножко не нравится, это некоторые пунктуационные ошибки и слово «ровняться» в Вашей «Первой записи». Оно ведь пишется через а, от слова равный…А так, я по-прежнему в восторге). Надеюсь, Вы не обидетесь на то, что я сейчас сказала.)

Так вот. Мне просто очень обидно, что в наше время так мало людей, которые бы …как сказать…занимались бы нравственным воспитанием общества, что ли. Нет сейчас писателей, современных писателей, которые бы пользовались популярностью и всеобщим уважением и в своих произведениях освещали бы важные вопросы, заставляли бы людей анализиравать свои поступки и т. д. Ведь кто такие все эти дашковы и маринины? Так, серенькая литературка для чтения в электричке…Из всех людей, занимающихся творческой деятельностью, я считаю, только Задорнов ставит своей целью хоть как-то повлиять на людей, на их патриотические чувства)) А из современных писателей..говорили, что Акунин неплохо пишет…Врочем, много чего говорят, а сама я, к сожалению, не читала. А Вы читали? Поделитесь своими впечатлениями, если читали?
И поэтому я думаю, таким людям как вы, которым не все равно, которые не согласны плыть по течению, нужно нести свои мыси в массы! (Как бы пафосно и глупо это не звучало))) И безусловно, не все с Вашим мнением согласятся, и конечно, найдутся те, кто будет против, но тем не менее, люди задумаются. Я думаю, неприменно задумаются! Ведь что такое «Метро 2012 «, «Гарри Поттер», романы Вебера и Коэльо? Мне кажется не более, чем увлекательное чтиво…хотя, мое знакомство с вышеперечисленными вещами ограничивалось лишь пролистыванием книжек, стоящих на магазинных полках…но все же, в один ряд в произведениями Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского им никогда не стать. Быть может, это однобоко с моей стороны читать только классическую литературу, но я считаю, что жизнь коротка, и лучше успеть прочесть что-то более стоящее.

Почти нет в современной литературе настоящих, глубоких вещей, а если есть то они не популярны. По крайней мере, мне не попадались)) А очень хочется, чтобы были. В общем, надеюсь, что основную мысль я донесла. Мне будет очень интересно узнать Ваше мнение.

И…надеюсь, Вас еще не утомило мое письмо, и Вы прочтете его до конца…)) Наверное, это сранно, когда незнакомая девушка просто так вот берет и начинает писать…Может это потому, что я уже на протяжении лет этак трех-четырех время от времени «впадаю в деперссняк» ввиду того, что не не знаю, а чувствую, что пока не тем занимаюсь по жизни. Или, быть может, пока не нашла то свое в той сфере, с которой связана моя жизнь сейчас. А Вы, Вы очень позитивно смотрите на мир. Не зацикливаетесь на простых вопросах, а решаете их. Потому мне интересно Ваше мнение. Короче, я надеюсь, что Вы хотя бы смеяться надо мной не будете, читая мое «сочинение»))

Можно я Вам последний вопрос задам?) Вы говорите, что поняли, чего хотите и, тем не менее, находитесь в поисках себя. Не совсем понимаю…Разве найти себя, это не значит понять, чего ты хочешь? Что вы имели в виду?

P.S. Обещаю это будет последний вопрос. Вот Вы прочли мое письмо. Сколько бы лет Вы мне дали?)) Просто моя мамочка цитирует мне пушкинское «блажен кто смолоду был молод» и говорит, что в моем возрасте нужно думать совсем о другом. Неужели я такая старая?;)) Надеюсь, я Вас не сильно утомила…


Много лет коллекционирую мудрые, красивые, поучительные истории. Удивительно, но авторы большинства этих шедевров неизвестны. Вероятно, глубина и внутренняя красота этих миниатюр превращает их в современный фольклор, передаваемый из уст в уста. Предлагаю вашему вниманию десять лучших притч о смысле жизни и том важном, что позволяет сверять жизненные ориентиры, отличать подлинное величие и духовное богатство от ограниченного мирка повседневной суеты, хотя порою и выглядящего торжественно и пышно. Выбрал на свой вкус, конечно.

Полная банка.


Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
- Полна ли банка? - спросил профессор студентов.
- Да, полна, - ответили студенты.
Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.
- Полна ли банка? - ещё раз профессор спросил студентов.

- Да, полна, - ответили они.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Самое ценное

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер - и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…
Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.
Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.
С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Следы на песке (христианская притча).

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Мечта.

Управляя самолётом на одном из маршрутов, пилот обратился к своему другу-напарнику:
— Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалёку от него, вон там моя деревня.
Он указал на маленькую деревушку, которая, точно на насесте, расположилась на холмах неподалёку от озера, и заметил:
— Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолёты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась.
И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно…

Хромой котёнок.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 30 до 50 рублей, - ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. - добавил мужчина.
Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я и хотел бы приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок.
- Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца.
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

… В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть - настоящий Друг.

Чашки кофе.

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Твой крест (христианская притча).

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть.

Стакан в вытянутой руке.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
— 50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, — отвечали студенты.
— Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, — сказал профессор, — но мой вопрос таков: что бы произошло, если я бы его держал, как сейчас, в течение нескольких минут?
— Ничего, — сказали студенты.
— Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? — спросил профессор.
— Ваша рука начала бы болеть, — сказал один из студентов.
— Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?
— Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.
— Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? — спросил профессор.
— Нет.
— А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?
Студенты были озадачены.
— Что мне надо сделать, чтобы всё это исправить? — снова спросил профессор.
— Поставьте стакан, — сказал один из студентов.
— Точно! — сказал профессор. — С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать ещё дольше, они тебя парализуют. Ты ничего не сможешь сделать.
Важно думать о проблемах в жизни, но ещё важней уметь отложить их: на конец рабочего дня, на следующий день. Так ты не устаёшь, просыпаешься каждый день свежий и сильный. И ты можешь управлять любой проблемой, любого рода вызовом, идущим с тобой по пути.

Всё в твоих руках (восточная притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Хрупкие подарки (притча от М.Широчкиной).

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Схема анализа текста притчи

1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине , показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Беседа

– Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

– Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

– Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

– Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

4. Обобщение

– Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

2. Садовник и падишах

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

– Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

– Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

Анализ притчи:

– Как к жизни и времени относится каждый из героев?

– Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека.)

Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека , тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» .

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Для размышлений: «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается». (А. Исаакян)

3. Раввин и Мыловар

(Данную притчу можно использовать при изучении «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ.)

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

– Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

– Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

– Но, рабби, – возразил мыловар, – мыло не может помочь, если им не пользоваться.

– Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

Анализ притчи

– Определите действующих лиц притчи. О чем в ней говорится? (Действующим лицом притчи является иудейский священник – раввин, речь в ней идет об истинности иудейской веры.)

– О каком священном источнике говорится в притче? (Обращение к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.)

– Какие слова-символы встречаются в притче, что они обозначают?

(Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека. Мыло – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские традиции, Тора, заповеди, путь добра и справедливости, благие человеческие поступки). Ребенок – неверующий еврей; еврей, который не придерживается канонов иудейской религии; грешник.)

– Какие ценности отражает притча? (Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).)

– Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).)

Теоретические вопросы: Что такое Тора? Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор?

Практические вопросы (к источнику):

  1. Что стало причиной спора?
  2. Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?
  3. Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?
  4. Какие уроки дал раввин мыловару?
  5. Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?
  6. В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?
  7. Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?
  8. Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?

4. Корзину-то возьми…

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют.)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» Одна из заповедей христиан

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

5. Притча о змее

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

6. Пчела и трутни (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

Анализ притчи

– Кто является героями притчи?

– Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники.)

– Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку без- : безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего-либо или недостаток.)

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы?

– Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья.)

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?

– Почему «труд», «трудно» и «трудность» – одного корня?

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

Для размышлений:

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

«Труд – отец счастья». В. Франклин

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни». Д. Торро

«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут». Абу Шукур Бахли

«Освобождение себя от труда есть преступление против себя». Ж. Ж. Руссо

«Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе». Сенека

«Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

7. Жадный Лев

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко? (Аналитическое чтение)

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…

Жадность

Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость )

– Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

8. Медведь

  1. Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах) :
  1. «Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.
  2. Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь .

– Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

9. Собака и волк

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Чтение притчи «Собака и Волк».

Собака и волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу .)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?