» » Идейно тематические и художественные особенности поэзии мандельштама. Художественные особенности лирики мандельштама

Идейно тематические и художественные особенности поэзии мандельштама. Художественные особенности лирики мандельштама

Явственно сказалась на его поэтическом языке, образной системе, они существенно изменились от ранних стихов, от книги «Камень» до «Воронежских тетрадей», «Стихов о неизвестном солдате».

2. Для раннего творчества Мандельштама характерно стремление к классической ясности и гармоничности; его стихотворения отличают простота, легкость, прозрачность, которые достигаются скупым использованием поэтических тропов, простыми рифмами («Звук осторожный и глухой...», «Только детские книги читать...», «На бледно-голубой эмали...», «Как кони медленно ступают...» и многие другие стихотворения).

3. Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна любовь к точным и кратким характеристикам, законченность, которая подчеркивается афористичностью заключительных строк («Сегодня дурной день,..», «Отчего душа так певуча...», «Нет, не луна, а светлый циферблат...», «Отравлен хлеб и воз дух выпит...», «Ахматова», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» и др.).

4. В книгу «Камень» входят стихотворения, в которых Мандельштам создает обобщенную, «синтетическую» картину действительности с помощью точных, иногда неожиданных деталей («Домби и сын», «Кинематограф», «Американка», «Царское Село», «Петербургскиестрофы»).

5. У Мандельштама: свойственная акмеистам выразительная, зримая предметность одухотворяется символическим смыслом. В стихотворении отражаются не сами предметы и явления, а их восприятие художником («Медлительнее снежный улей...», «Раковина», «Айя-София», «Notre Dame», «Дворцовая площадь», «Адмиралтейство» и др.). Воспринятые поэтом, становясь частью его духовного мира, предметы «развоплощаются», дематериализуются, конкретное становится абстрактным:

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,

И день сгорел, как белая страница:

Немного дыма и немного пепла!

В стихотворении - реальная картина: небо белело, как страница, потемнело, как бы Исчезло, день сгорел. Сравнение, к которому прибегает поэт, включает в себя конкретное, видимое: сгоревшая страница - «вещная» реальность, ведь от нее осталось «немного пепла». Но эти образы и символичны, стихотворение имеет обобщенный, абстрактный смысл. Речь идет о неотвратимо исчезающем мгновении, о неостановимом, бесповоротном движении времени.

6. После сборника «Tristia» в «Стихах 1921- 1925 годов» и затем в творчестве позднего Мандельштама исчезает классическая ясность и прозрачность, его поэтический язык приобретает метафорическую сложность; неожиданные, усложненные образы делают его стихи трудными для восприятия читателей. Но это не заумь, не пренебрежение смыслом, Мандельштам любил говорить: «Мы - смысловики». В ранней статье «Утро акмеизма» (1912) поэт писал: «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов». Стихотворениям Манделынтама свойствен не только напряженный лиризм, но и глубокий смысл. Конкретное явление в действительности соотносится с общечеловеческим и вечным.

7. Сложный, наполненный глубоким смыслом мир стихотворения создается многозначностью слова, раскрывающейся в художественном контексте. В этом контексте слово обогащается новым, дополнительным содержанием. Есть у Мандельштама слова-символы, «сигналы», переходящие из одного стихотворения в другое, приобретая новые смысловые оттенки, но усиливая ощущение единого контекста творчества поэта, - так возникают в его поэзии сквозные мотивы. Слово «соль» обычно символизирует совесть, но может быть связано и с мотивом жертвы, например: «Лунный луч - как соль на топоре» («Умывался ночью на дворе...»); «;И, словно сыплет соль мощеною дорогой, белеет совесть предо мной» («1 января 1924»); «Крутая соль торжественных обид» («Кому зима - арака и пунш голубоглазый...»). Слово «век» создает понятие, образ, изменяющиеся в зависимости от контекста стихотворения, например: «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки», «Но разбит твой позвоночник, мой прекрасный жалкий век» («Век»); «Два сонных яблока у века-властелина» («1 января 1924»); «Мне на плечи кидается век-волкодав» («За гремучую доблесть грядущих веков...»). «Ласточка» в стихах Мандельштама ассоциируется с искусством, творчеством, словом, например: «Я слово позабыл, что я хотел сказать. Слепая Ласточка в чертог вернется» («Ласточка»); «И живая ласточка упала на горячие снега» («Чуть мерцает призрачная сцена...»); «Мы в легионы боевые связали ласточек...» («Сумерки свободы»),

8. Поэтику Мандельштама исследователи называют ассоциативной. Образы; слова вызывают ассоциации, которые восполняют пропущенные смысловые звенья. Часто определения относятся не к тому предмету, к которому они грамматически прикреплены, определяемое слово, предмет, породивший какие-то действия, могут быть не названы, например: «А переулочки коптили керосинкой, глотали снег, малину, лед» («1 января 1924»); «Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ночных» («Tristia»). В контексте стихотворения «Tristia» слово «простоволосые» вызывает ассоциацию с внезапным ночным прощанием, со слезами и жалобами женщин. В стихотворении «Где связанный и пригвожденный стон?..» из контекста становится ясно, что речь идет о пригвожденном к скале, обреченном на муки Прометее. В строках стихотворения «Кама» «Как на Каме-реке глазу темно, когда на дубовых коленях стоят города» «дубовые колени» - деревянные пристани на реке городов, но возникает и еще ассоциация - с городами, с людьми, поставленными на колени, униженными, угнетенными. «Упиралась вода в сто четыре весла» - этот образ в стихотворении «Кама» ассоциируется с каторжной галерой: путь по Каме поэт проделал под конвоем в ссылку.

9. Эпитеты у Мандельштама обычно определяют предмет с разных сторон и могут даже как бы противоречить друг другу - таким образом поэт преодолевает однозначность в понимании и истолковании явлений действительности. Одному понятию, даже реально существовавшему человеку он нередко дает разные, полемически ориентированные по отношению друг к другу определения. Так, об Андрее Белом сказано: «Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак» («Стихи памяти Андрея Белого»), о Франсуа Вийоне: «Утешительно-грешный певец... Наглый школьник и ангел верующий» («Чтоб приятель и ветра и капель...»), о Петербурге: «Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый» («С миром Державным я был лишь ребячески связан...»).

10. Одна яз отличительных особенностей поэтического языка Мандельштама заключается в густой его насыщенности реминисценциями из греческой мифологии, из произведений Державина, Пушкина, Лермонтова, Тютчева и многих других поэтов, его поэзия вбирает огромный духовный и художественный опыт предшественников.

При этом поэзия Мандельштама самобытная, новаторская, открывшая новые возможности поэтического языка. Открытия его обогатили русскую поэзию, служат ей сегодня, отзовутся в ее будущем.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Особенности поэтического языка Мандельштама . И в закладках появилось готовое сочинение.

Среди множества удивительных историй великих соотечественников биография Осипа Мандельштама хоть и не выделяется особой насыщенностью, но всё же запоминается благодаря своему трагизму. За свою недолгую жизнь он стал свидетелем двух революций, что отразилось не только на его мировоззрении, но и на стихотворениях. Помимо них, творчество Осипа Мандельштама включает в себя прозу, многочисленные эссе, очерки, переводы и литературную критику.

Детство

Осип Эмильевич Мандельштам, еврей по происхождению, родился в январе 1891 года в столице Польши, которая в те времена была закреплена за Россией. Практически сразу после появления на свет сына семья переезжает в Петербург. Эмилий Вениаминович, отец мальчика, зарабатывал на жизнь перчаточным делом, а также в качестве купца состоял в первой гильдии, благодаря чему занимал неплохое положение в обществе. А мать, Флора Вербловская, занималась музыкой, любовь к которой от неё унаследовал и младший Мандельштам. Осип Эмильевич в период с 1900 г. по 1907 г. обучался в престижном Тенишевском училище, образование в котором когда-то получил Набоков. После окончания учебы родители отправляют сына в Париж, а позднее - в Германию (благодаря финансовой обеспеченности). В Сорбонне он посещает множество лекций, знакомится с французской поэзией и встречает своего будущего друга - Николая Гумилёва.

Возвращение на родину

К несчастью, семья Мандельштамов разоряется к 1911 году, и Осип возвращается в Санкт-Петербург. В том же году он зачислен в Петербургский университет на историко-филологический факультет, однако ему так и не удаётся пройти обучение до конца из-за легкомысленности, и в 1917 году его отчисляют. В этот период его политические симпатии были отданы левым эсерам и социал-демократам. Он также активно проповедует марксизм. Творчество Осипа Мандельштама формируется ещё во французский период жизни, а первые стихотворения увидели свет в 1910 году в журнале «Аполлон».

«Цех поэтов»

Так уж принято, что поэтам всегда необходимы единомышленники и принадлежность к некоему течению. Группа «Цех поэтов» состояла из таких известных личностей, как Гумилёв, Ахматова, и, конечно же, собрания зачастую посещал Мандельштам. Осип Эмильевич в свои ранние годы тяготел к символизму, однако позднее стал последователем акмеизма, как и его ближайшие друзья из клуба. Зерном этого течения являются ясные, отчётливые образы и реализм. Таким образом, в 1913 году первый сборник стихотворений Мандельштама под названием «Камень» вобрал в себя именно дух акмеизма. В те же годы он выступает публично, посещает «Бродячую собаку», а также знакомится с Блоком, Цветаевой и Лившицем.

Годы странствий

Биография Осипа Мандельштама в этот период является весьма бурной. Когда начинается Первая мировая война, из-за проблем со здоровьем на фронт поэт не попадает. А вот революция 1917 года очень ясно отразилась в его лирике. Его мировоззренческие и политические взгляды вновь меняются, теперь уже в пользу большевиков. Он пишет множество стихотворений, направленных против царя и армии. В этот период он обретает всё большую известность и успех, активно ездит по стране и печатается во множестве изданий. Неизвестные причины побуждают его к переезду в Киев, где в тот момент проживала будущая жена Осипа Хазина. До брака, заключённого в 1922 году, он успевает пожить какое-то время в Крыму, где его арестовывают по подозрению в большевистской разведке. Спустя год после освобождения судьба направляет его в Грузию. Однако и там поэта ждёт неприятный сюрприз. Его снова сажают за решётку, но благодаря стараниям местных коллег ему удаётся быстро освободиться.

Сразу же после отбытия заключения в Грузии биография Осипа Мандельштама вновь возвращает его в родной Петроград. Его отношение к революции находит своё отражение в следующем сборнике стихов под названием Tristia, который издаётся в 1922 году в Берлине. Тогда же он связывает себя священными узами с Надеждой Яковлевной. В произведениях того времени царит сладостный трагизм, сопровождаемый тоской по расставаниям с ценностями, людьми и местами. После этого поэт Осип Мандельштам уходит в глубокий и затяжной поэтический кризис, поначалу радуя почитателей лишь редкими стихами, в которых выражает прискорбие по поводу гибели старой культуры. А в пятилетний период (с 1925 по 1930 г.) и вовсе ничего не пишет, помимо прозы. Чтобы хоть как-то прожить в суровых условиях, он занимается переводами. Третий и последний сборник с простым названием «Стихотворения» выходит в 1928 году. В этом ему очень способствует Бухарин, который занимает далеко не последнее место в Кремле. Однако сторонники Сталина, активно набирающего силу, ищут любые поводы, чтобы подставить поэта.

Последние годы жизни

Биография Осипа Мандельштама в 30-е годы заносит его вместе с женой на Кавказ, что также не обошлось без помощи и хлопот Бухарина. Это, скорее, является поводом укрыться от преследования, чем отдыхом. Поездки помогают Осипу Эмильевичу вернуть интерес к поэзии, результатом чего становится сборник очерков «Поездка в Армению», которые, однако, были отвергнуты идеологией. Спустя 3 года поэт возвращается домой. Его взгляды вновь претерпевают изменения, а разочарование в ранее почитаемом коммунизме полностью заслоняет его разум. Из-под его пера выходит скандальная эпиграмма «Кремлёвский горец», которую он зачитывает любопытной публике. Среди этих людей находится доносчик, который спешит доложить Сталину. В 1934 году Осипа ждёт очередной арест и ссылка в Пермский край, куда его сопровождает верная жена. Там он пытается совершить самоубийство, но попытка оборачивается неудачей. После этого супругов отсылают в Воронеж. Именно там были написаны лучшие и последние стихотворения с подписью «Осип Мандельштам», биография и творчество которого обрываются в 1938 году.

Смерть

В 1937 году поэт с женой возвращается в Москву. Однако спустя год его вновь арестовывают в Саматихе. Его приговаривают к пяти годам в исправительных лагерях. К сожалению, он заболевает тифом, трудясь где-то под Владивостоком, в результате чего и умирает. Большинство его стихотворений дошли до наших дней благодаря стараниям супруги. Во время путешествий и ссылок она прятала произведения мужа или заучивала наизусть. Похоронен Мандельштам в братской могиле.

Биографии), являющегося вообще одним из величайших русских поэтов, касается и его собственного литературного развития, и русской поэзии, которую надолго ограбили, лишив влияния Мандельштама. Его акмеистское преклонение перед строгостью классической поэзии (Батюшков , Пушкин), которое он разделял с А. Ахматовой и Н. Гумилевым , сказывается во всем его творчестве, отмеченном в противоположность классике постоянно поражающей и весьма разнообразной метафорикой.

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество

Блок отмечал в своих записных книжках: «Его стихи возникают из снов – очень своеобразных, лежащих в областях искусства только». Возникавшие из пророческого понимания бытия, стихи Мандельштама сохраняют в своей ткани пронизанность этим пониманием и очень медленно открываются читателю. Из стихов Мандельштама лишь немногие поддаются пересказу: слишком тесно со своим единственным положением в стихе связаны первоначальный и побочные смыслы слов, игра смыслами и звучаниями, метафоры и ассоциации.

Уже в ранних стихах Мандельштама место романтической метафоры божественного вдохновения заступает освобожденная от мифа сила творческого разума, направленная на исследование Логоса в слове, прямого – в иносказательном, и на представление мира как гармонического, надвременного строения в форме стиха.

Разнообразно входит в ткань стихов Мандельштама тема архитектуры (Париж, Афины, Византия). Церковная архитектура является для Мандельштама важным символом – в отношении не только веры, но и искусства, – символом освобождения от тяжести, противостоящей материализации красоты.

Подобным же образом в творчестве Мандельштама интегрирована европейская литература; литературовед Жирмунский даже применил для рассмотрения творчества Мандельштама трактат «Poesie der Poesie» («Поэзия поэзии») А. Шлегеля.

Некоторые мотивы поздних стихов Мандельштама, в которых только намеком проходит тема чудовищно тяжелой жизни, легче расшифровываются при сравнении часто употребляющихся в меняющемся контексте слов-образов – таких как звезды, соль, ласточки.

Таким же своеобразием обладает и проза Мандельштама, к ней неприложимы никакие традиционные формы описания, Путешествие в Армению – это «путешествие по грамматическим формам, библиотекам, словам и цитатам» (В. Шкловский). В сюрреалистической повести Египетская марка , развивающей традиции Хлебникова , к единству приводится сплав творчества, автобиографических мотивов, литературной критики, зарисовок города и людей, культурфилософии и игры словами.

Литературоведческие размышления Мандельштама при всей точности отдельных наблюдений приближаются к литературному творчеству.

Принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.
Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном.
Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм:

Неутомимый маятник качается
И хочет быть моей судьбой.

Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности. , познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря.
Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других.
Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал: «Неужели я настоящий, / И действительно смерть придет?»
Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он так и назвал – «Камень». Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором в стихах. У него самого изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.
В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры. Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации:

Природа – тот же Рим и отразилась в нем.
Мы видим образы его гражданской мощи
В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,
На форуме полей и в колоннаде рощи.

Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс.
Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» и других:

Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…

В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой.
В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Бах», «Кинематограф», «Ода Бетховену» показывают, что дает поэту вдохновение для творчества. Сборник «Камень» сделал поэта знаменитым.
Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.
События революции нашли отражение в стихотворениях «Прославим, братья, сумерки свободы…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и в сборнике «Tristia» («Скорби»). В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике «Скорби» представлена тема любви. Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение «За то, что я руки твои не сумел удержать…».
Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь!..».
В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет:

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,
Еще немного – оборвут
Простую песенку о глиняных обидах
И губы оловом зальют.

В стихотворении «Концерт на вокзале» поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с «железным миром»:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит…

Стихотворения 30-х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…». У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.
Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека.

Разделы: Литература

Цели:

  • выявить особенности раннего творчества Мандельштама:
    • твёрдый взгляд на вещи;
    • обращение к культуре прошлого;
    • свойственность считать архитектуру родственной литературе;
  • научить осваивать историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия (символизм, акмеизм);
  • формировать общие представления об историко-литературном процессе;
  • развивать представления о специфике литературы в ряду других искусств (архитектура);
  • развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного направления (акмеизм);
  • развивать образное и аналитическое мышление, читательский интерес учащихся, художественный вкус, устную речь учащихся.
  • совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.

Оборудование: Цитаты из статей Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма» и В. Брюсова «Ключи тайн», оформленные на плакатах; высказывание Осипа Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить »; фотографии Храма Святой Софии в Стамбуле, храма Собора Парижской Богоматери, портрет О.Э.Мандельштама. Слайды к уроку.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

1. Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким и прекрасным – искусством.

Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения это – О.Э. Мандельштам. Поэт родился в 1891 году в Варшаве, вырос в Петербурге. Окончил Тенишевское училище. Учился на романо-германском отделении филологического факультета Петербургского университета. Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые стихи опубликовал в 1910 году в журнале «Аполлон». Дружил с Н. Гумилёвым и А. Ахматовой. В числе акмеистов входил в объединение Цех Поэтов. С новой властью в России не смирился. В 30-е годы не побоялся сказать правду о Сталине и его окружении. Первый раз был арестован в 1934 году, отбывал срок в Воронеже до мая 1937 года. Вскоре произошел второй арест. 27 декабря 1938 года погиб в лагере «Вторая речка» под Владивостоком. Сегодняшний урок посвятим раннему творчеству поэта.

2. Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает... – писал в статье «Наследие символизма и акмеизма» Николай Гумилёв, – На смену символизма идёт новое направление... акмеизм (от слова аксми – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь...» 1 (1913 год).
Если сравнивать два направления в литературе и искусстве, символизм и акмеизм, можно увидеть две различные картины мира в представлении поэтов данных направлений. Символисты не принимают реальность – для них важен лишь мир мечты, отвлечённый, бесплотный. Читаем цитату из статьи В. Брюсова «Ключи тайн»: «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого в мире всё просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где… порывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю ». 2
Акмеисты же принимают мир конкретных вещей, обыденность. Читаем цитату из статьи Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма»: «…Непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать. Вся красота, всё священное значение звёзд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе…Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма ». 3 То есть акмеистическое миросозерцание – это твёрдый взгляд на вещь. Чтобы подтвердить это, сравним два стихотворения: «Творчество» В. Брюсова (1895 г.) и «На бледно-голубой эмали» Мандельштама.

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене. (1895 г)
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,
Когда его художник милый
­Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

Рассуждения учащихся. Даже не зная имени автора первого стихотворения, мы сразу можем сказать, что написано оно символистом, так как всё стихотворение пронизано тайной: «тень не созданных созданий», «фиолетовые руки», «лазоревая луна», «руки» почему-то «чертят звуки», а не какие-либо знаки.
У Мандельштама же мы видим чёткую картину: ветки берёз на фоне неба, напоминающие узор на фарфоровой тарелке.
Если у Брюсова мы видим лишь фиолетовые руки творца , то у Мандельштама есть «художник милый».
У Брюсова – отвлечённый, бесплотный мир символов, а у Мандельштама –конкретное, обыденное, «вещное» – ветки берёзы, тарелка. Таинственное объясняется через земное, обычное. Первая особенность – твердый взгляд на вещи.

Учитель. Чтобы, говоря словами Н. Гумилёва, «не оскорблять своей мысли о непознаваемом более или менее вероятными догадками», Мандельштам пытается объяснить связь поэта с таинственным сверхреальным миром. (Читаем стихотворении «Я вздрагиваю от холода»).

«Я вздрагиваю от холода –
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото – предмет мира сверхреального
Приказывает мне петь.
Томись, музыкант встревоженный.
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный.
Подхватывай лёгкий мяч! предмет мира реального
Так вот она – настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая.
Какая беда стряслась!
Что, если, над модной лавкою
Мерцающая всегда.
Мне в сердце длинной булавкою
Опустится вдруг звезда?

Размышления учащихся. «Настоящая с таинственным миром связь» установлена тогда, когда непознанное становится познанным (небо ещё не познано: всё, что с ним связано, опасно (мне в сердце длинной булавкою опустится вдруг звезда ). А вот предметы мира земного (тусклая планета – Земля) лирический герой принимает (подхватывай лёгкий мяч). Влечение к материальному привело поэта к акмеизму.

Учитель. Вообще Мандельштаму свойственно всё делить на «моё» (конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное).

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, и чем я виноват.
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
«Который час?» его спросили здесь –
А он ответил любопытным: «вечность».

– Всё стихотворение построено на антитезе: поэт принимает конкретное, «вещное» (циферблат, час), противопоставляя это абстрактным понятиям (луна, вечность ). Лирический герой Мандельштама стремится воспринимать мир осязанием (слабых звёзд я осязаю млечность).
Учитель. Ещё одно стихотворение, подтверждающее то, что влечение к осязаемому, материальному, «вещному» миру привело Мандельштама к акмеизму.

Я ненавижу свет
Однообразных звёзд.
Здравствуй, мой давний бред –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черёд –
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдёт
Мысли живой стрела?
Или свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь я любить боюсь.

Размышления учащихся. В первой строфе снова чёткое деление на «моё» и «не моё». Поэт не принимает звёзды, как непознанное, называет их однообразными. Принимает высоту башни – творение рук человека. Вспоминаются слова Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить».
Учитель. А теперь обратим внимание на вторую строфу. Здесь проявляется ещё одна особенность Мандельштама-акмеиста. Вообще, по мнению Мандельштама, поэт – строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта материалом является слово. Как зодчий способен превратить грубый необработанный камень в прекрасное архитектурное сооружение, так и поэт может превратить слово в нечто красивое. Поэт говорил, что слова должны «играть всеми своими переливами в «весёлой» перекличке между собой, как камни в соборах.» Кстати, эта аналогия и определила название первого сборника «Камень».
Обратимся к стихотворению «Айя – София». В этом стихотворении речь идёт о христианском храме, построенном во времена Юстиниана в Византийской империи, послушаем историю сооружения храма.

Рассказывает заранее подготовленная ученица (Приложение 1 ).

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и цapям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи подвешен к небесам.
И всем векaм – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов,
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего..
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.