» » «инновационные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников – развивающие игры в.в. воскобовича

«инновационные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников – развивающие игры в.в. воскобовича

Управление образования администрации Белгородского района

Развитие интеллектуально-творческих способностей

дошкольников посредством использования игровых

технологий В.В. Воскобовича

воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад

комбинированного вида № 8 п. Дубовое

Белгородского района Белгородской области »

Белгородский район, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 . Информация об опыте…………………………….…………………..3

Раздел 2 . Технология опыта………………………………………………..……8

Раздел 3. Результативность опыта………………………………………..……13

Библиографический список………………………………………………….....15

Приложение к опыту…………………………………………………….…...…16

РАЗДЕЛ I .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности».

И. Хейзинга

Условия возникновения и становления опыта

Опыт возник и создавался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 п.Дубовое Белгородского района Белгородской области». Дошкольное учреждение функционирует с 1978 года.

Для организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной организации функционируют 14 групповых помещений, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Все групповые помещения полностью оснащены в соответствии с материально-техническими требованиями, предъявляемыми к реализации основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое», разработанной на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Поскольку дошкольный возраст это период активного развития познавательной деятельности, где происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения, следовательно, одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, в свете современных требований Концепции модернизации российского образования, является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Началом работы по теме стало проведение диагностики в 2015 году по выявлению уровня интеллектуальных способностей дошкольников: высокий уровень продемонстрировали 20 % детей; средний уровень – 48 %; низкий уровень – 32% воспитанников.

В настоящее время на всех уровнях образования идет активный поиск путей активизации познавательного развития дошкольников, их творческих и интеллектуальных способностей. Автор опыта считает, что использование именно развивающих игр позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

Однако сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. От взрослого требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него. С этой целью было проведено анкетирование родителей (законных представителей), которое показало, что 53% респондентов затрудняются в выборе игр и игрушек для ребенка, 36% родителей руководствуются запросам детей в выборе, не оценивая развивающий потенциал игрушек, и лишь 11% отдают предпочтение играм и игрушкам, несущим в своей основе развивающий характер.

Изучив различные развивающие технологии, свой выбор автор остановил на игровой педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Основная идея педагогической технологии – это создание модели развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в основу которой заложены три основных принципа: интерес – познание – творчество.

В ходе анализа полученных результатов диагностики воспитанников и анкетирования родителей, назрела необходимость развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников, посредством использования игровых технологий В.В. Воскобовича.

Актуальность опыта

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать и знать цифры, несомненно, это тоже имеет большое значение, но подготовка к школе заключается и в психологической готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся в школе, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Упустить благоприятные возможности дошкольного периода в обогащении творческих способностей и интеллектуального опыта детей – значит нанести вред детскому развитию.

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Технология «Сказочные лабиринты игры» соответствует тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование, она направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника.

Технология В.В. Воскобовича это построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и речь. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. (Приложение № 1)

Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.

Наряду с этим, в педагогической практике является очевидным противоречие между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием интеллектуально-творческих способностей личности, и недостаточной готовностью включения в практику работы дошкольных учреждений идей развития интеллектуальных способностей дошкольников через игры В. Воскобовича.

Данное противоречие определило необходимость создания условий для использования игровых технологий В.В. Воскобовича с целью развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологий В.В. Воскобовича. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, необходимо создать ситуацию, в которой ребёнок станет активным участником образовательного процесса.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывала период с сентября 2015 по май 2017 года и была разделена на несколько этапов:

I этап: подготовительный (аналитико-диагностический) - сентябрь 2015 – декабрь 2015 года.

II этап: практический - январь 2016 - апрель 2017 года.

III этап: заключительный (аналитико-обобщающий) - май 2017 года.

Аналитико-диагностический этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития интеллектуально-творческих способностей у дошкольников, изучение их индивидуальных особенностей. Анализ предметно-развивающей среды группы.

На практическом этапе были определены цели и задачи по теме опыта, проведена апробация игровых технологий В.В. Воскобовича в условия дошкольной образовательной организации.

Аналитико-обобщающий этап доказал успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Процесс интеллектуального развития старших дошкольников

посредством игр В.В. Воскобовича представлен системой работы с детьми дошкольного возраста, включающей в себя:

- непрерывную образовательную деятельность (НОД) ;

Совместную игровую познавательную деятельность детей со сверстниками;

Систему совместных мероприятий с родителями на основе активных

форм взаимодействия и сотрудничества.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н.Сенеренко, А.П. Усовой, поскольку большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника.

В ходе обобщения опыта использовалась следующая терминология:

Интеллектуальное развитие – способность к усвоению знаний и решению нестандартных задач.

Творческое развитие – это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, окунаться в неизведанное, творить.

Технология – это описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения.

Игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Неслучайно Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А. В. Запорожец называют игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов, и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество - количество, пространство - время, целое - часть, последовательность. М ногие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка .

Автор опыта поддерживает идеи отечественных педагогов и психологов Г.Г. Григорьевой, А.В. Петровского , которые рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Результаты исследований таких психологов, как Р. Зайонц, В.Н.Дружинин показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманным и верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.

Благодаря использованию игровой технологии В.В. Воскобовича процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Для реализации этой технологии автор выбрал методику «Сказки Фиолетового леса», направленную на развитие познавательно-творческого процесса в игровой форме. Это позволяет автору решить следующие задачи:

    Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.

    Совершенствовать у дошкольников процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.

    Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

    Способствовать проявлению у детей самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

    Развивать у детей гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.

    Создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры: умение слушать и договариваться в процессе игры.

    Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства , отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.

    Совершенствовать у детей процессы сравнения и памяти.

    Способствовать накоплению детского познавательно -творческого опыта через практическую деятельность.

    Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в творческой деятельности.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приемов игровых технологий В.В. Воскобовича, нацеленных на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Применение данного опыта возможно в дошкольных образовательных учреждениях с детьми дошкольного возраста по всем примерным основным общеобразовательным программам ДОУ и в индивидуальной работе с детьми, а также с детьми младшего школьного возраста. Может быть использована педагогами дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста, а так же применяться в работе «Центров игровой поддержки» и «Лекотек», а также для родителей, определивших получение детьми образования в семейной форме.

Раздел II .

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников при использовании игровых технологий В.В.Воскобовича.

Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:

1.Развитие познавательного интереса, наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

2.Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.

3.Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4.Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыков взаимодействия друг с другом, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

5.Создание определённой развивающей среды для эффективного решения образовательных задач в данной технологии.

6.Активизировать педагогические умения родителей в интеллектуальном развитии ребёнка через знакомство их с данной технологией.

В основу работы легли следующие принципы:

Принцип индивидуализации: организация учебного процесса, при котором обучение, воспитание и развитие происходит с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и создание наиболее благоприятных условий для их развития.

Принцип гуманизации: построение содержания, методов и форм занятий в соответствии с личным опытом и уровнем достижений детей, их интересов.

Принцип постепенности: образовательное содержание строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания.

Принцип систематичности: регулярное, последовательное формирование у дошкольников интереса к играм.

Принцип наглядности: активизация зрительных, тактильных анализаторов ребенка для формирования интеллектуальных и творческих способностей.

Особенности технологии «Сказочные лабиринты игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Что отличает игры В. Воскобовича?

1. Возрастной диапазон. Игры одинаково интересны детям разных возрастов. Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все - таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.

2. Многофункциональность. Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

3. Творческий потенциал . Все игры – свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны.

4. Сочетание сказки и головоломки. Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты».

Формы работы с детьми

Внедрение технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» происходило в соответствии со следующими этапами:

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего посредством этих игр развивать мыслительную активность.

2 этап: Собственно игра.

Цель: развивать логическое мышление, представления, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно усложняются по содержанию, так и по способам.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект.

С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, работа по интеллектуально-творческому развитию детей 5-7 лет, проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.

Средняя группа . Автор поочередно вносил игры, называл их, но не объяснял, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», педагог дал детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка.

Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик». При помощи «Волшебных веревочек», дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек, как липучесть.

После презентации каждой игры, автор знакомил детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. «Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.

На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась воспитателю. Педагог знакомил детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей средней группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и с педагогом.

К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Этому способствовали игры: «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», «Шнур Затейник» и т. д. При помощи «Конструктора цифр», автору удалось в доступной форме познакомить детей с цифрами: ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому, что дети научились из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Практически все занятия проходили в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему. Дети с удовольствием занимались весь год и добились хороших результатов.

В старшей группе , кроме игр, которые использовались в средней, дети познакомились с такими играми как: «Прозрачные буквы», «Прозрачный квадрат», «Прозрачные цифры» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Педагог старался побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали общаться со сверстниками, что способствовало социально-личностному развитию дошкольников.

В данной группе, автор проводил интегрированную образовательную деятельность из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например, проходила образовательная деятельность «Школа волшебства», на котором автор использовал развивающие игры В. Воскобовича: «Геовизор», «Чудо-Крестики», игровое поле из комплектов «Ларчик», «Квадрат Воскобовича» (Приложение №5).

Данный набор игр способствовал развитию таких процессов, как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Использование в образовательной деятельности игр Воскобовича помогло нам эффективно решить образовательные задачи на математике. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

Подготовительная группа . Дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация). Ппланирование своих действий, постоянное усложнение игр позволило автору поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе педагог больше уделял внимание развитию творчества и самостоятельности. Детям стали давать возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы.

На всех этапах работы с играми Воскобовича педагогу приходилось создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.

Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под разумным руководством взрослого и с помощью определенных правил в игровой интегрированной деятельности создавать продукт (предмет или сюжетную композицию из деталей различных развивающих игр). Таким образом, ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Педагог в этом увлекательном процессе ст ановится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.

Формы работы с родителями

С целью повышения педагогической компетентности родителей были намечены следующие виды деятельности и формы работы:

Анкетирование ( Приложение №4) ;

Беседы;

Консультации (Приложение №2) ;

Мастер - классы;

Родительские собрания (Приложение №3) ;

Семинар для мам и пап;

Открытые показы и совместное участие родителей и детей в непрерывной образовательной деятельности.

Взаимодействие с родителями проходило систематически. Автор постарался заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через следующие виды и формы деятельности:

Использование развивающих игр родителями помогает эффективно развивать интеллект ребенка. Игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и помогают реализовать свой творческий потенциал.

Раздел III .

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

На заключительном этапе, с целью выявления результативности опыта по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста, была использована диагностика в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика». .

В ходе мониторинга выявилась положительная динамика уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста. Данные мониторинга представлены в диаграммах .

Опыт показывает, что игры В. В. Воскобовича развивают психические процессы (память, внимание, воображение), способствуют развитию творчества у детей не только на занятиях, но и свободной деятельности. Развивающие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно- волевых усилий.

Дети стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творчество в играх.

На завершающем этапе с родителями было проведено повторное анкетирование. И уже 96% родителей отдают предпочтение играм и игрушкам, несущим в своей основе развивающий характер. Следовательно, повысилась компетентность родителей в вопросе ориентировки в многообразии представленных на рынке игр и игрушек.

Вывод

Игровые технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», включенные в образовательный процесс, предоставляют возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствуют активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей.

Таким образом, результативность деятельности по р азвитию интеллектуально-творческих способностей дошкольников, достигнутая посредством использования игровых технологий В.В.Воскобовича, оптимальна.

Библиографический список:

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.И. Комаровой. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-ситнез,2012.

    Воскобович В. Технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - М.: ТЦ Сфера, 2015.-20 с.

    Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 - М.: ТЦ Сфера, 2015.-20 с.

    Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 356 с.

    Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 308 с.

    Руппель Н. В., Зотьева С. А., Коноплева А. В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. 102- - URL

    Харько Т.Г., Балацкая А.Н. Технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» /. - М. .: ТЦ Сфера,2003.- 38с.

    Интернет ресурсы:

Приложение к опыту

    Приложение №1 – Классификация игр В.В. Воскобовича в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования

    Приложение №2 – Консультация для родителей «Развивающие игры Воскобовича»

    Приложение №3 – Сценарий родительского собрания «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича»

    Приложение №4- Анкеты для родителей

  1. Приложение №5 - Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Чудесные Превращения Квадрата»

Приложение №1

Классификация игр В.В. Воскобовича

в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования

Название игры

Образовательные области

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое

развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Коврограф «Ларчик»

«Лепестки Ларчик»

Комплект «Миниларчик»

+

Графический тренажер «Игровизор»

+

+

«Лабиринты букв. Гласные»

+

+

«Лабиринты букв. Согласные»

+

+

«Лабиринты цифр»

+

+

«Катя, Рыжик и рыбка»

+

+

«Игровой калейдоскоп 1»

+

+

+

«Математические корзинки 5»

+

+

+

«Математические корзинки 10»

+

+

+

«Планета умножения»

+

«Счетовозик»

+

+

+

«Черепашки 5»

+

Кораблик «Плюх-Плюх»

+

+

+

+

Кораблик «Брызг-Брызг»

+

+

Кораблик «Буль-Буль Ларчик»

+

+

+

+

«Теремки Воскобовича»

+

«Складушки»

+

«Читайка на шариках 1»

+

«Читайка на шариках 2»

+

«Яблонька»

+

+

+

«Снеговик»

+

+

+

«Ромашка»

+

+

+

«Геоконт

Великан»

+

+

«Геоконт Малыш + сказка»

+

+

+

«Геовизор»

+

+

+

+

«Квадрат Воскобовича двухцветный»

+

+

«Квадрат Воскобовича четырехцветный»

+

+

«Змейка»

+

+

«Прозрачный квадрат»

+

+

+

+

+

«Прозрачная цифра»

+

+

«Домино»

+

+

«Чудо-крестики 1»

+

+

+

«Чудо-крестики 2»

+

+

+

Альбом фигурок «Чудо-крестики 2»

+

«Чудо-крестики 2 Ларчик»

+

+

+

«Чудо-крестики 3»

+

+

«Чудо-соты 1»

+

+

Альбом фигурок «Чудо-соты 1»

«Чудо-соты Ларчик»

+

+

+

+

«Чудо-цветик»

+

+

«Фонарики»

+

+

+

«Фонарики Ларчик»

+

+

+

+

«Логоформочки 3»

+

+

+

«Логоформочки 5»

+

+

«Черепашки Пирамидка»

+

«Черепашки Ларчик»

+

+

+

+

«Конструктор букв 1»

+

+

«Конструктор букв 3»

+

+

«Волшебная восьмерка 1»

+

+

«Волшебная восьмерка 2»

+

+

«Волшебная восьмерка 3»

+

+

+

«Шнур-затейник»

+

+

«Шнур-малыш»

+

«Автосказка», серия альбомов

+

+

+

Сказочный образ

+

+

+

+

+

Приложение №2

Консультация для родителей

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. В этой статье я предлагаю Вам ознакомиться с наиболее популярными играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры Воскобовича

Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы.

История возникновения методики Воскобовича

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел отношения к педагогике и психологии. Изначально, игры были созданы автором для своих собственных детей, в начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направления на всестороннее развитие ребенка.

На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию детей.

Принципы методики Воскобовича

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Вторым принципом методики является игра с пользой . Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.

Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала . Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.

Специфика развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Популярные развивающие игры Воскобовича

Все игры Воскобовича имеют различную направленность:

Развивают у ребенка логическое мышление и воображение

Формируют математические навыки

Обучают чтению

Направлены на конструирование и моделирование

Развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.

Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.

- « Геоконт» вводит детей в мир геометрии

Развивает мелкую моторику рук

Развивает психические процессы

Помогает изучить цвета, формы и велечины.

«Квадрат Воскобовича»

Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.

«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:

Абстрактное мышление

Навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве

Развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.

Игра-шнуровка «Ромашка»

Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их.

Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.

Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей:

Сообразительность

Навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

«Складушки»

Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей:

Улучшается память

Развивается усидчивость и внимательность.

«Математические корзинки»

Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверята-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Ребенок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, что она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Так же ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, штрихует, обводит грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.

Кораблик «Плюх-Плюх»

Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.

Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.

Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:

Знакомит малыша с различными цветами

Формирует математические навыки

Прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.

Коврограф «Ларчик»

Ларчик – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях.

Предназначен для детей 3 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.

Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.

Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича

Если вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.

В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите ребенка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения. Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте с детьми разминку.

Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с детьми на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам и чаще хвалите малыша.

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Проанализировав данные нормативные документы, пришла к выводу, что профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
Социокультурная ситуация в обществе и процессы реорганизации образовательной системы подталкивает педагогов к осознанию невозможности работы по-старому, используя стереотипные приемы и единой формы организации детской деятельности. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Существует несколько видов технологий:
1. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода.
2. Игровые педагогические технологии.
Одной из таких технологий является Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
Следующие:
· Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
· Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”
· Педагогическая технология “Палочки Кюизенера”
· Педагогическая технология тренинга.
3. Педагогические технологии обучения и развития.
К этим технологиям относятся:
· Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
· Педагогическая технология, основанная на триз (теории решения изобретательских задач).
· Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Проштудировав эти технологии, свой выбор остановила на игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.
Меня привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средней школы.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
(В.В. Воскобович и др)
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Геоконт - в народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия"), в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются "серебряными". На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.
Квадрат Воскобовича ("Игровой квадрат")
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.
Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое внимание.

Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Обогащение образовательной среды младшей группы детского сада играми Воскобовича приводит к решению нескольких задач в организации деятельности педагога:

1. Обогащается предметное пространство группового помещения, при этом оно становится развивающим;

2. Оптимизируется процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с педагогом;

3. Систематическое, поэтапное использование игровой технологии неизменно дает устойчивый положительный результат в развитии дошкольников.

Трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. К концу года, дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, голубой цвет отличают от синего и серого цветов. У детей, почти нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Действительно, неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда. Известно, что комплексное развитие интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциям, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности.

Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Более 20 лет назад в детских садах (и в нашем, в том числе) появились необычные игры Вячеслава Воскобовича на развитие интеллекта детей – самые известные из них: «геоконт», «игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы» и др.

А началось все с того, что Вячеслав Владиславович Воскобович, автор игр, инженер – физик по образованию, в период Перестройки (читаем – голых полок в магазинах игрушек) задумал создать для своих собственных детей интересные развивающие игры.

Результат превзошел ожидания и превратился со временем в игровую технологию интеллектуально – творческого развития детей 3- 7 лет «Сказочные лабиринты игры», которая успешно используется в дошкольных образовательных организациях.

В этом учебном году мы решили основательно заняться внедрением игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в образовательный процесс в ДОО.

Предлагаю читателям блога познакомиться с нашим опытом работы на этом пути, возможно, приведенная информация пригодится педагогам и родителям дошкольников.


Во - первых, мне хочется выразить благодарность коллегам из МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №115» - воспитателю Морозовой Татьяне Михайловне, заместителю заведующего по ВМР Сикович Татьяне Васильевне. Именно в этом учреждении в рамках круглого стола "Организация культурных практик как средства развития детской индивидуальности и самостоятельности" в мае этого года воспитателем - тьютором Морозовой Татьяной Михайловной в полном объеме была представлена игровая технология В.Воскобовича. Присутствующие педагоги и методисты познакомились с широким спектром игр, а Татьяна Михайловна предложила нам «превратиться в детей» и провела с нами мастер-класс с играми В.Воскобовича.

Особенности развивающих игр Воскобовича


Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, узнает или запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делаю игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в "долгоиграющий восторг"(Т.Г. Харько)

Методические пособия


Мы закупили необходимую методическую литературу для работы с детьми всех возрастных групп. Привожу название и краткие анонсы.

1. Харько Т.В., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет.

«Методическое пособие содержит концептуальные положения технологии, описание необходимых педагогических условий для организации детской игровой деятельности, таблицы «решение образовательных задач в играх». В книге представлены конспекты, сценарии, логико – математические игры для каждой возрастной группы. Технология предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы, гувернеров, психологов. Родителей».

На каждый дошкольный возраст, начиная с младшего, представлено по 1 конспекту игровой ситуации в месяц.

Приведены таблицы в помощь воспитателю для создания развивающей среды - "Комплект игрового оборудования для подгруппы детей"

2. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" (ранний и младший возраст)


В этом методическом пособии и последующих представлено по 4 конспекта игровых ситуаций на каждый месяц.

"Образовательное содержание методики "Сказки фиолетового леса выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Содержание построено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно реализовать познавательные способности детей дошкольного возраста, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые нужно преодолевать, делает развитие слабым и вялым.

Методика "Сказки Фиолетового леса" - это взаимодействие детей и взрослых через реализацию сюжета сказок Фиолетового леса. В игровых ситуациях есть сюжет, роли и действия, но отсутствует воображаемая ситуация из-за того, что главный акцент сделан на освоении детьми развивающих игр и познавательных процессов" (Т.Г. Харько).

Чем сложнее игра, тем более схематичен сюжет и наоборот.

3. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (средний дошкольный возраст )

"Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико - математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует" (Т.Г. Харько).

4. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (для детей 5-7 лет)

" Содержание игровых ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы, геометрические фигуры, их признаки и свойства, находить сходство и различие, видеть разные образы в знакомых предметах.

Занимательный проблемно - игровой сюжет, в который органично вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения. В итоге такая интеграция методов и приемов эффективно развивает волевую регуляцию.

В методике реализуется деятельностный подход к развитию детей 5-7 лет.Они, осваивая различное содержание - математическое, речевое, об окружающем мире, - манипулируют с различными предметами и получают результат от действий с ними: собранную фигуру, построенную башню,"вышитый" контур и т.д.Это не только мотивирует детей, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев и рук, координации действий "глаз - рука".

5. "По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича" Кузьмина О.В., Михалина А.В, Парняк С.А.


Небольшое пособие - руководство - опыт педагогов тьютерского центра на базе ГБОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт - Петербурга. Авторы на основе морской тематики разработали примеры технологических карт для детей от 2 до 7 лет.

а также картотеку игр по различным направлениям развития. Весь этот материал является неким "конструктором" для построения занятий с дошкольниками, уроков - для учащихся начальных классов.

6. "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" - Материалы I (II и III) Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, г. Санкт - Петербург, 2013, 2015 г.

Создание условий для реализации

игровой технологии "Сказочные лабиринты игры"

Для эффективного решения образовательных задач по технологии "Сказочные лабиринты игры" автор методических разработок Татьяна Григорьевна Харько рекомендует оснастить группу хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста ребенка и этапа работы, рассчитан на 8-10 детей и подходит для подгрупповых занятий.


Все игры и пособия концентрируются в одном месте - "интеллектуально - игровом центре". Один из вариантов оформления - объемный или плоскостной "Фиолетовый лес", населенный персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.

Для объемного моделирования в нашем учреждении, к сожалению, нет места, и на данном этапе мы пока приобрели один малый комплект пособия "Фиолетовый лес" для одной из групп.

Подобное пособие (работающее по принципу хорошо знакомого дошкольникам фланелеграфа) при желании можно изготовить своими силами, тем более сейчас материалов для творчества - огромный выбор, размер выбрать в соответствии с возможностями группового помещения. Видела в интернете фотографии, когда для основы - фона использовался однотонный ковролин, а дальше - уже дело творчества: вырезать из цветного фетра деревья, полянку, озеро Айс, персонажей. (Для справки - стоимость малого пособия "Фиолетовый лес" - 7900 р.)

Краткий обзор игр В.Воскобовича (их более 50) представлен в презентации по ссылке:

В поисках оптимальной цены мы пришли к выводу, что дешевле всего приобрести игры напрямую в ООО "Развивающие игры Воскобовича" (г. Санкт - Петербург). Работать с этой организацией было очень легко - согласовали все документы, выслали сканы электронной почтой, оригиналы - заказным письмом и уже через 4 дня получили заказанные игры.

В пространстве сказки и игры

В ноябре - декабре нашими педагогами были подготовлены и проведены показательные развлечения, занятия по интеллектуально - творческому развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

За основу воспитатели взяли конспекты из приведенных выше пособий, дополнили и творчески переработали в соответствии со своими задачами.

Для читателей блога - небольшой фоторепортаж.

Игровая ситуация "Отправляемся в экспедицию к морским обитателям", старшая группа, воспитатель Альбина Рафиковна Насрулаева.


"Игровизор" - рисование по точкам китенка


Занятие "Путешествие в Фиолетовый лес", подготовительная к школе группа, воспитатель Татьяна Петровна Тригуб.
Сюжетная линия образовательной ситуации в игровой форме была представлена в виде презентации с изображениями сказочного Фиолетового леса, его жителей персонажей - малыша Гео, его друга Лопушка, паука Юка, анимацией, вставками - схемами, зрительной гимнастикой, опорным слайдом для рефлексии в конце занятия.(просматривая презентацию в режиме докладчика с текстом, можно проследить за ходом занятия)


Занятие "Прогулка в Фиолетовом лесу", младшая группа, воспитатель Майя Алексеевна Райкова.

Используя развивающую среду "Фиолетовый лес" на занятии решались вопросы формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.


На мой взгляд, воспитателям удалось увлечь детей, а педагогам понравилось работать с технологией "Сказочные лабиринты игры" Т.Г. Харько, В.В. Воскобовича. Понятно, что полное комплектование групп играми Воскобовича - это вопрос времени и финансов, при этом, если педагог увлечен, многие из игр можно сделать своими руками и с помощью родителей.