» » История создания цирка. Под куполом: история циркового искусства

История создания цирка. Под куполом: история циркового искусства

Слово «цирк» происходит от латинского слова circus, что означает «круг». Цирками называют здания с круглым тринадцатиметровым манежем, куполом, где подвешивается аппаратура воздушных гимнастов и акробатов, и амфитеатром зрительских мест. Кроме того, существует другой тип цирков - передвижные, разборные - шапито, с шатром из брезента и сборными конструкциями. Собираются и разбираются шапито очень быстро. В Соединенных Штатах Америки существуют передвижные трёхманежные цирки, где артисты выступают сразу на трех аренах.

Первый в мире цирк в 1780 г. основал в Лондоне англичанин Ф. Астлей. На манеже под открытым небом ежедневно, если позволяла погода, в пять часов вечера начинались представления. Помимо конно-акробатических номеров в программе впервые появились канатные плясуны, акробаты, прыгуны и жонглеры. Но тогда это зрелищное предприятие называлось амфитеатром. В 1807 г. братья Л. и Э. Франкони построили в Париже здание, на фронтоне которого появилось слово «цирк».

Но есть и более широкое значение слова «цирк». Оно определяет вид искусства, который так же прочно вошел в нашу жизнь, как театр, музыка и кино. В основе циркового искусства лежит специфическое упражнение - трюк - сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие, когда, например, музыкальные эксцентрики появляются под ручку с медведями, жонглер посылает вверх одиннадцать колец, а гимнаст делает тройной переворот в воздухе. Из совокупности трюков, эмоциональности, артистизма и рождается художественный образ. У каждого артиста - свой образ. Это и наивный, по-детски трогательный чудак-клоун, и бесстрашный укротитель, и незадачливые смешные музыканты, которые в финале мгновенно преображаются в обаятельнейших людей. «В цирке, - пишет Ю. В. Никулин, - всегда нужно откровение, открытие. Если цирк не будет отвечать возросшим запросам зрителей, он перестанет быть им нужен».

Истоки цирка - в трудовой, обрядовой, военной деятельности людей. Первые упоминания о далеких предшественниках сегодняшних мастеров манежа мы встречаем в старинных папирусах, манускриптах и рукописях. Так, например, в египетском папирусе Весткар рассказывается о фокуснике и дрессировщике Джеди, который во времена фараона Хеопса якобы умел птице «приставить на место и прирастить отрезанную голову», а льва «заставлял следовать за собой без пут». В архивных документах можно найти интересные сведения о цирковом искусстве Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии. Из них мы узнаем, что в трех последних странах любимыми жанрами были акробатика, эквилибристика и жонглирование, отличавшиеся своеобразием пластики, ярко выраженным национальным колоритом. Непременной составной частью выступлений были фокусы.

Интересное прошлое и у русского цирка. На народных гуляниях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов - силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников. В 1619 г. ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов со своим прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, которые давали представления в светских гостиных, а также в выстроенных на скорую руку помещениях. В XIX в. были сооружены первые каменные стационарные помещения в Петербурге и Москве. В 1880 г. на Цветном бульваре в Москве контора купца Данилова выстроила цирковое здание известному наезднику и дрессировщику Альберту Саламонскому. (Русские артисты, чтобы добиться антрепризы и признания, были вынуждены переиначивать свои имена и фамилии на иностранный лад.)

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. В 1873 г. они купили собственный, как тогда говорили, шапитон, и 25 декабря установили его в Пензе на расчищенном от снега льду реки Суры. В 1876 г. они открыли цирк в Саратове. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных выступали знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы. Здесь работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. У здания никитинского цирка в Москве, на Садово-Триумфальной, он в 1914 г. совершил свой рекордный прыжок через трех индийских слонов. У Никитиных начинали многократный чемпион мира по французской борьбе, непревзойденный силач Иван Поддубный и его ученик, также чемпион мира Иван Заикин. На манеже Заикин держал платформу, на которую взбирались до 30 человек. На его плечах ломали телеграфные столбы. Свое мастерство демонстрировали виртуозные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко. Так, Михаил, держа на лбу горящую керосиновую лампу, жонглировал четырьмя подсвечниками. А Ксения, удерживая на трости, поставленной на лоб, поднос с кипящим самоваром, одной рукой балансировала на такой же трости поднос со стаканами, а другой вращала на палке таз.

Имена русских артистов ярко засверкали на разных манежах - в провинциальных цирках П. С. Крутикова, Э. А. Стрепетова и других. Акробат И. Е. Сосин, приглашенный в 1888 г. в Париж на Первый международный конкурс акробатов, первым в мире сделал там двойное сальто-мортале в партере. Он был награжден золотой медалью и дипломом первой степени. Куплеты музыкальных клоунов Бим-Бом, аккомпанировавших себе на сковородках, метлах, колокольчиках и других эксцентрических инструментах, записывались на грампластинки. Первыми из цирковых артистов они стали участвовать в концертах наряду с артистами оперы и драмы. И. К. Подрезов, известный под именем Яна Польди, балансировал на велосипеде, стоящем на двух стульях, выполнял над рулем пируэты и проделывал на моноцикле разные акробатические трюки.

Октябрьская революция ознаменовала крупный поворот в характере и организации творческой деятельности мастеров арены.

26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела»; Особое внимание в нем уделялось циркам. Декрет отмечал «цирки как предприятия, с одной стороны, доходные, с другой стороны, демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ...». Цирки были национализированы и переданы Народному комиссариату просвещения.

В своем докладе в Московском доме цирка нарком просвещения А. В. Луначарский сказал: «Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собою. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие безвкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».

Манеж учился говорить по-новому. В 1921 г. в цирке на Цветном бульваре пластическую сюиту «Самсон-победитель» поставил скульптор С. Т. Конёнков. Борцы на вращающемся пьедестале застывали в выразительных композициях, а в финале непокоренный Самсон разрывал сковывающие его цепи. В 1930 г. там же была поставлена героико-революционная пантомима В. В. Маяковского «Москва горит». Киевский цирк создал пантомиму «Бунтарь Кармелюк».

Новаторство стало неотъемлемой чертой советского циркового искусства. Номер акробатов-вольтижеров с шестом за рубежом часто называют «русской палкой», как бы еще раз подчеркивая, что патент на его открытие принадлежит нашему цирку. В 1958 г. в Омске подобный вольтиж впервые продемонстрировали Борис и Валентин Исаевы и Ирина Шестуа. Ирина проделывала ряд сложных трюков, завершая их сальто с приходом на одну ногу. Теперь с аналогичных шестов (а часто и шеста) исполняются двойное и даже тройное сальто. Их подняли вверх для воздушного вольтижа. С них стали исполнять прыжки на ходулях. И даже дрессировщики использовали их в своих выступлениях.

Владислав Золкин и Светлана Микитюк вывели на манеж медведей-антиподистов, которые вращают лапами гуцульский топорик, сигару, бочонок, перебрасываются с дрессировщиками мячами и выкидывают разные веселые коленца.

Анатолий Калинин и его товарищи выпустили номер «Акробаты на скейтбордингах» (скейтбординги - дощечки на колесиках). Артисты взлетают в воздух с горки-трамплина, проносятся в прыжках друг над другом, проделывают головоломные перевороты и опускаются снова на свои юркие «площадки». Акробаты съезжают на скейтбордингах, стоя на голове, прыгают через кольца и поверх колец, делают боковое арабское сальто в воздухе.

Воздушный полет, который в прошлом веке подарил цирку француз Леотар, тоже претерпел изменения. Леотар перелетал с трапеции на трапецию воздушными прыжками. Потом исполнители стали отправляться навстречу друг другу с двух мостиков. Под куполом появился ловитор, который, подхватывая и перенаправляя полетчиков, придал номеру новую динамику. В 1919 г. мексиканец А. Кодона впервые сделал в полете тройное сальто. Советский режиссер-педагог Ю. Г. Мандыч, создавая свой полет «Галактика», поднял над предохранительной сеткой воздушные качели - лопинг. А гимнасты, руководимые Александром Херцем, установили лопинги с двух сторон, подтянув вверх, чтобы не резал дистанцию, мостик с ловитором. От лопинга до лопинга - 20 м. В финале артисты совершают полет, как говорится, без всяких посадок - с одного края цирка на другой.

Отличными артистами цирка становятся многие спортсмены. Известный укротитель хищников, пионер смешанной дрессировки Николай Гладильщиков был абсолютным чемпионом РСФСР по классической борьбе. Григорий Новак, который работал на манеже с номером «Атлетическая поэма», первым из советских спортсменов завоевал звание чемпиона мира по тяжелой атлетике и за время своих выступлений на большом помосте улучшил свыше 100 рекордов мира. Великолепный джигит Ирбек Кантемиров пять раз был чемпионом страны в конных состязаниях. За последние годы на манеж пришли сотни мастеров и кандидатов в мастера спорта.

На разных манежах были созданы запоминающиеся аттракционы - красочные цирковые зрелища, насыщенные неожиданными трюками и выдумкой. Аттракцион А. А. Волжанского «Прометей» удостоен Государственной премии. Волжанских прозвали звездными канатоходцами. По тонким тросам они поднимаются под самый купол цирка, на высоту многоэтажного дома, проделывая свои изумительные трюки.

П. Н. Маяцкий поставил аттракцион «Шар смелости». Внутри огромного сетчатого шара, подвешенного под куполом цирка, стремительно носились мотоциклисты, выделывая зигзаги и «мертвые петли». Потом нижняя полусфера опускалась, а в верхней, как бы оставшейся без дна, на головокружительной высоте продолжал крутиться мотоциклист.

Газеты многих стран мира писали об аттракционе Э. Т. Кио: «Кио - загадка XX века» (Япония). «Если вы хотите убедиться, что чудеса существуют, идите на гастроли Кио» (Дания). Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на красной доске Почета. Международная ложа артистов театров-варьете и цирка в Копенгагене присудила ему свою золотую медаль.

В 1959 г. в Лондоне Э. Т. Кио увидел каталог всех фокусов мира. В нем были собраны воедино и объяснены 6000 трюков. Лишь под одним рисунком вместо объяснения стояла подпись: «Этот фокус никто никогда не делал и делать не будет». По как бы внезапно поднявшемуся с земли и застывшему в воздухе канату, как по шесту, взбирался гимнаст. Через три года Э. Т. Кио поставил этот трюк. Сегодня цирковую династию Кио продолжают его сыновья - И. Э. и Э. Э. Кио.

Интересные аттракционы с дрессированными зверями показывали укротители. Чуть ли не 100 видов животных и птиц выводили на манеж представители знаменитой династии Дуровых: Ю. В. и В. Г. Дуровы работали с пони и верблюдами, зебрами и слонами, собаками и обезьянами, пеликанами и голубями, гепардами и морскими львами. Замечательным мастером арены показала себя И. Н. Бугримова, первая в СССР дрессировщица хищников. Львы у нее качались над клеткой на качелях, поднимались по наклонным канатам, расстилались ковром и выстраивались в пирамиды. «Медвежий цирк» создал В. И. Филатов. Медведи на манеже жонглировали, занимались эквилибристикой, разъезжали на велосипедах и мотоциклах, боксировали, катались на роликовых коньках.

В советском цирке много имен, принесших ему мировую славу. Это легкие и изящные эквилибристы сестры Кох, которые в своем аттракционе «Семафор-гигант» на вращающемся металлическом эллипсе под куполом цирка демонстрировали чудеса баланса. Смелые и пластичные жонглеры Александр и Виолетта Кисс, внесшие в жонглирование элементы эквилибристики и акробатики. И конечно, замечательные клоуны, любимые зрителями многих стран мира. Неповторимый мастер клоунады М. Н. Румянцев известен всем как Карандаш. Задумчивый Леонид Енгибаров, представлявший на манеже свои мимические сценки о радостях и печалях человека. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, непередаваемо смешно игравшие жанровые сценки. Эмоциональный и яркий Олег Попов, прозванный Солнечным клоуном.

Советский цирк стал поистине многонациональным. Дагестанские артисты «Цовкра» танцуют на канате лезгинку, делают сальто с плеч в плечи, с подкидной доски взлетают вверх, выстраиваясь втроем один на другого. Украинский коллектив гордится аттракционом «Львы и тигры» Владимира и Людмилы Шевченко. Весь Узбекистан знает наездницу, а ныне дрессировщицу собачек Лолу Ходжаеву. Многим знакомы туркменские джигиты из аттракциона Давлета Ходжабаева «Эхо Азии», гимнасты из Азербайджана Назировы, тувинские жонглеры и эквилибристы Оскал-Оол, целые национальные коллективы союзных и автономных республик.

В создании красочных аттракционов принимают участие режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры. Можно говорить о сложившемся почерке советской цирковой режиссуры. Его начал вырабатывать выдающийся артист и режиссер В. Труцци, в первые послереволюционные годы поставивший пантомимы «Черный пират» и «Махновщина», где в массовых сценах участвовали более 100 человек. Этот почерк создавали А. Г. Арнольд и Г. С. Венецианов, Б. А. Шахет и М. С. Местечкин, многие другие талантливые режиссеры.

В советском цирке создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием на два отделения: «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Бахчисарайская легенда». Спектакли: «Маленький Пьер», «Бременские музыканты», «Хрустальный башмачок» предназначены для детей. Появились коллективы «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Цирк-ревю».

Каждый год пополняется семья цирковых артистов. В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), которому в 1987 г. было присвоено имя М. Н. Румянцева. Здесь будущие мастера манежа овладевают своей профессией и получают среднее образование. Среди выпускников училища - клоуны Г. Т. Маковский и Г. А. Ротман, А. Н. Николаев, Ю. Д. Куклачев, А. П. Марчевский, эквилибристы В. И. и Н. И. Французовы, жонглеры Е. Э. Биляуэр и С. М. Игнатов и многие другие. По образцу ГУЦЭИ открыты училища в Киеве и Тбилиси, а также в Венгрии, Болгарии, ГДР и других социалистических странах.

Кинорежиссер А. И. Медведкин писал: «Цирк - искусство величайшей точности. В отличие от кинематографа здесь ничего не делают приблизительно». Оценку этой ювелирной точности и мастерству каждый год дает Международный фестиваль цирка в Монте-Карло. Сюда съезжаются лучшие артисты из всех стран мира. Лучшему из лучших вручается Гран При фестиваля - «Золотой клоун». Завоевать его можно лишь один раз. Из советских артистов этот почетный приз увозили с собой акробаты на качелях с медведями Беляковы, эквилибристы на першах во главе с Леонидом Костюком, клоун Олег Попов, чечено-ингушские джигиты Нугзаровы и акробатический ансамбль «Романтики» под руководством Владимира Довейко.

Язык цирка без переводчика понимают во всех странах. Особенно когда он ярок, образен, эмоционален. Высокое исполнительское мастерство, красочность и музыкальность наших цирковых представлений, их оптимистичный настрой делают гастроли советских артистов желанными на всех континентах планеты.

Искусство цирка формировалось в течение многих столетий на основании представлений людей о зрелищах и развлечениях. Оно впитало в себя дух выступлений на площадях, спортивных соревнований, театра, культурных предпочтений и многие другие черты.

Возникновение цирка

Само слово цирк произошло от латинского «circus», что значит «круг». Ведь сценой для выступлений во все времена служила круглая арена.

Цирковое искусство всегда было тесно связано с жизнью общества, трудовыми буднями народа и праздниками, религиозными культами. В странах Древнего Востока ремесленники, которые хотели доказать что канат, изготовленный ими, самый крепкий, ходили по нему, прыгали и даже бегали. В Персии воины умели взбираться на шест, который находился на плече или за поясом у их товарища, чтобы осматривать окрестности. Сборщики фруктов удерживали равновесие на свободно стоящих лестницах, а также переходи на них от дерева к дереву. В странах Африки воинов отбирали за их акробатические умения. Они должны были переворачиваться в воздухе, кувыркаться.

Упоминания о выступлениях первых профессиональных цирковых артистов встречаются в хрониках Греции, Рима, Византии и других государств. Особая роль отводилась бродячим народным артистам - гистионам.

Дальнейшее развитие циркового искусства

В Средние века на развитие циркового искусства большое влияние оказывали рыцарские турниры и конные состязания. Школы верховой езды стали открываться по всей Европе, а в первую очередь - в Италии.

Одна из школ верховой езды, открытая в Лондоне в 1770 году , впервые стала давать представления в специально оборудованном амфитеатре. Позже она была признана первым в мире самостоятельным цирком. В нем стало выступать . В скором времени цирки стали возникать повсеместно.


Цирк стал проникать и в Россию. Так, начиная со второй половины XVIII века, в крупных городах постоянно выступают гастролирующие труппы. Наиболее известные из них, выступавшие в Петербурге, -

Цирк активно использовал опыт народных гуляний. Появились выдающиеся отечественные цирковые династии, выступающие в самых различных жанрах. - Сосины, канатоходцы - Молодцов и Блонден, - Леотар, клоуны - и , клоуны-музыканты - Бим-Бом и многие другие.

Стали создаваться крупные антрепризы, в основном дававшие выступления отечественных артистов. Наиболее известные - цирки , братьев .

Цирковые артисты

Актеры цирка всегда проходили непреодолимые препятствия, демонстрируя невиданную физическую силу, сноровку изобретательность, создавали яркие художественные образы, и все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя.

Для любого циркового артиста важнейшей частью его выступлений всегда являлись различные трюки. Так называются те действия, которые должны привлечь внимание публики и максимально раскрыть образ актера. Например, для клоуна - это шутки, для акробата - демонстрация физической силы и ловкости. Комбинация из различных трюков, связанных между собой - это и есть цирковой номер. А сочетание чередующихся номеров - цирковое представление.

Для создания завершенного циркового образа важны музыка, танец, пантомима и другие виды искусств. Поэтому актерам всегда помогали режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры и другие профессионалы.

Что такое цирк? Кажется, что каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Но стоит признать, что у большинства имеется только поверхностная информация. А вот про его историю и разновидности известно немногим. Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей. Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.

Историческая справка

Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.

Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.

В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.

Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Его создателями стали английские наездники Астлеи, сын и отец. В 1774 году они построили в пригороде французской столицы круглый зал, который так и назвали - цирк. Что такое это было в то время? Астлеи стали давать представления, которые состояли из акробатических этюдов и упражнениях на лошадях.

В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.

Цирк в России

Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.

В России представления часто организовывали в частных домах - в манежах или временных помещениях. Как правило, выступали иностранные труппы.

Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.

Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.

Цирк сегодня

Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.

Известно большое количество цирковых специальностей. В отдельные выделяют хождение по канату, номера на трапеции, воздушную гимнастику, дрессировку животных. Уникальный цирковой жанр - клоунада. Клоун обязан владеть несколькими дисциплинами, в последнее время распространен прием, когда клоун "внезапно" принимает участие в чужих номерах.

В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.

В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.

Значение слова

Давая определение слова "цирк", не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений.

Во-первых, цирк - это особый вид зрелищного искусства, который сегодня включает в себя разнообразные техники и дисциплины.

Еще одно значения слова цирк - это здание, в котором все эти представления и проходят.

Описание цирка

Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей.

Другой вид цирка - капитальный. Примечательно, что обычно он тоже имеет круглую форму.

Интересный факт - манеж в цирке, на котором выступают артисты, всегда одного и того же размера. Причем независимо от того, на сколько зрителей рассчитан сам цирк - на 500 или пять тысяч. Причем этот размер неизменен во всем мире. Диаметр манежа составляет 13 метров (или 42 фута). Это требование появилось еще в XIX веке и до сих пор остается неизменным.

Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа. Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.

Еще одна особенность - цирковая арена всегда отделяется от амфитеатра небольшим, но весьма широким барьером. Его высота доходит, как минимум, до среднего роста стандартной лошади, чтобы животное могло положить копыта передних ног на барьер и продолжить двигаться задними по арене.

Цирк Юрия Никулина

Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.

Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.

Изначально в цирке работало много клоунов. Саламонский настаивал, что его публика обязательно должна хохотать. Примечательно, что до этого цирк не считался местом, куда стоит приходить с детьми. Только Саламонский осознал, что дети - это прекрасная публика, на которой можно неплохо заработать. Он первым инициировал проведение утренних представлений, который вскоре стали называться утренниками. При этом специально адаптировал программы к детскому восприятию.

Никулин на сцене

Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался "Натурщик и халтурщик".

Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.

В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.

В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.

"Аквамарин"

Большой популярностью в России пользуется также цирк танцующих фонтанов под названием "Аквамарин". Зрители становятся свидетелями уникального шоу, когда цирковой искусство соединяется с танцами фонтанов и балетом на льду. Невероятные способности и возможности человека раскрываются на фоне фантастической красоты.

В цирке "Аквамарин" гордятся тем, что сохранили лучшие традиции отечественного цирка. При этом постоянно применяют новейшие технологии, актуальную сценографию, погружая зрителя в настоящее современное шоу.

В представлениях часто принимают участие дрессировщики, специально обученные животные - лошади, собаки, обезьяны. Представления обязательно сопровождаются живым вокалом.

Цирковые жанры

Среди основных цирковых жанров необходимо выделить акробатику, которая делится на силовую, воздушную и прыжковую.

Большой популярностью пользуется вольтижировка - выполнение гимнастических и акробатических упражнений на лошади. А также дрессировка цирковых животных, жонглирование, иллюзионизм, клоунада, цирковое шоу, пантомима и эквилибристика.

Иллюзионизм

Что такое цирковой жанр иллюзионизм, сегодня знает любой, кто хоть раз был в цирке или видел представление по телевизору. Это особый вид циркового исполнительского искусства. В нем с помощью ловкости рук, а также за счет трюков и использования специальной аппаратуры, как правило, скрытой от глаз окружающих, иллюзионист выполняет уникальные трюки или фокусы. Он создает иллюзии нарушения привычных для всех физических свойств предметов и явлений. Дословно название этого циркового жанра переводится как "вводить в заблуждение".

Искусство создания иллюзий восходит еще к древности. В то время особыми приемами и техникой для манипуляций пользовались жрецы или шаманы, чтобы производить впечатление на обычных людей, подтверждая таким образом свою уникальность и особенность. Со временем их стали использовать для развлечения публики факиры, шпагоглотатели и другие.

Жонглирование

Такой вид циркового искусства, как жонглирование, появился еще до нашей эры. Увидеть людей, одновременно подбрасывающих более трех предметов, можно еще на настенных рисунках в Египте.

Сегодня выделяют несколько видов жонглирования - классическое, перекидное, контактное, жонглирование от пола, флейринг (когда используют бутылки и стаканы), жонглирование кендамой (название произошло от японской игры, заключающейся в перебрасывании шара с лунки на лунку), силовое, боевое жонглирование.

Каждый ребенок знает, что такое цирк - это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство - умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

Появление цирка

Название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в 18 веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу представления номера с животными и мимами. Что такое цирк, в России узнают в конце 18 века. В 1764 году в Москве с гастролями побывал английский наездник, и это шоу положило начало открытию сразу нескольких стационарных цирков. К середине 19 века во многих русских городах были построены такие площадки. Постепенно рамки шоу расширялись, формировались традиционные программы и складывались цирковые профессии. Современный цирк - это сложный синтез индустрии зрелищ, искусства, менеджмента и технологий.

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства - трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие Основными циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена - сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена - это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес - все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

Цирковые профессии

Услышав вопрос «что такое цирк», мы вспоминаем людей разных профессий. Каждая из них требует особых умений и навыков от артиста и является особым искусством, с собственными законами, секретами и традициями. Классическая цирковая программа включает выступления различных артистов, классифицировать их можно по главным выразительным средствам и материалам. Так, существуют люди, работающие с животными - это дрессировщики, с человеческим телом - жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы. Есть и особые профессии, находящиеся на стыке мастерства и технологий - это иллюзионисты. Высшую ступень в цирковой профессиональной иерархии занимают клоуны, которые соединяют в себе актерскую игру, пантомиму, шутовство. Но цирковые артисты не могут работать без служителей театра, которые берут на себя обеспечение различных служб и помощников.

Жонглеры

Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник». Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а также используют эквилибристические, комические и акробатические элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным, артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты - представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера,

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны - это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.


История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о цирковых лицедеях, дедах-зазывалах, бродячих акробатах, поводырях медведей и других зачинателях циркового искусства.

Цирковое искусство берет свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 году ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири .

Появление русских бродячих артистов – скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи – профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» – сатиры. На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV – начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

В XVIII в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», – и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо – с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. В высокопоставленных кругах России возникает мода на «арапчат» и «карлов». Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака» и пр.) выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.

Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова «балахане» – верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган».

Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х годах прошлого столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала XVIII в. возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ; и уже к середине века можно говорить об образовании в столице России настоящего конного цирка. В начале XIX в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. Развитие дипломатии и международных связей приводит к тому, что на гастроли в Россию приезжает все больше европейских цирковых актеров, преимущественно – итальянцев.

В первой половине XIX в. во времена царя Николая I цирковое искусство стало развиваться, правительство которого всячески поддерживало различные направления искусства. Власти стремились оказывать влияние на настроения в обществе и, таким образом, заставить его меньше задумываться о серьёзных политических проблемах. Подобное покровительство российского государства пробудило интерес и смелость иностранных, европейских цирковых артистов к гастролям в России. Именно иностранные труппы, в конечном итоге, организовали строительство постоянно-действующих цирков в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. Самая первая цирковая труппа, в традиционном понимании этого термина, прибыла в Россию под руководством Жака Турньера (Jacque Tourniare) в 1825 году. Он организовал гастроли в Санкт-Петербурге и приступил там к строительству здания цирка. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было разобрано в 1877 году после постройки каменного строения. В то время свою активность проявил Каетано Чиниселли (Caetano Ciniselli). И по сей день именно в этом здании находится действующий цирк в Санкт-Петербурге.

В 1849 году в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров.

В Москве в 1847 году на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 году газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.

Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины – выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К. О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 годы деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 года они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 году Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В. Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В. Л. Дурова – народная артистка России Н. Дурова .

Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом. Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога. Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны. Верхом на паровозе – Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог – начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке. Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы – инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами – министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания – особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Большим успехом у публики пользовались его выступления. Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой.

Уже в начале 90-х годов рост цирка братьев Никитиных настолько определился, что именно их пригласили играть в 1896 году на народных праздниках по случаю священного коронования Николая 2. На Ходынском поле цирк Никитиных занял громадный ипподром для конских ристалищ с двумя цирковыми аренами и высокой мачтой для акробатов и, согласно официальным источникам, для «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

Популярными в русском цирке, наряду с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие .

Отличительной особенностью этого периода было в том, что цирки принадлежали частным хозяевам – антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осуществляли директора и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках почти не было, поэтому популярность и, как следствие, доходность цирков практически целиком зависела от таланта и творческих находок артистов, и многие из них действительно были в состоянии поддерживать высокий художественный уровень циркового искусства.