» » Известные певцы мордовии. Классный час "Почётные жители Мордовии"

Известные певцы мордовии. Классный час "Почётные жители Мордовии"

С. Д. Эрьзя Российский и советский художник, скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, настоящая фамилия Нефёдов принадлежал к этнической группе мордвин - эрзя, отсюда псевдоним. Родился 27 октября (8 ноября) 1876 в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). Скульптор с мировым именем, он наиболее известен как мастер резьбы по дереву. Самая большая коллекция хранится в. Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Творил в стиле модерн. Во время Гражданской войны чуть не погиб. С разрешения советского правительства в 20 -х годах уехал в Париж делать персональную выставку. А потом - в Южную Америку (в Аргентину). В 1951 году вернулся на родину с огромной коллекцией произведений из дерева, мрамора, бронзы. Его выставки в Москве пользовались огромной популярностью. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы посмотреть его работы

. Еще одним человеком, прославлявшим наш край, был художник Ф. В. Сычков (1887 -1958). Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для нас интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы. В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного художника ФЕДОТА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫЧКОВА. Здесь он родился и прожил почти всю свою жизнь. Много замечательных шедевров написал художник. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин - русские и мордовские крестьяне. Особенно любил Сычков изображать детвору. Труд знаменитого художника высоко оценен. Он был награждён орденом «Знак Почёта» , ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Мордовии. Много картин посвятил мордовскому народу Сычков - живописец.

Р. М. Беспалова 21 января 1925 года родилась народная артистка России Раиса Макаровна Беспалова. Эта женщина внесла заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связала свою творческую судьбу с Саранском. Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй половины XX столетия. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. Она не только первой в Мордовии удостоилась высокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии. Почитатели вокального таланта с любовью называли ее не иначе как «мордовский соловей» , сравнивая с птицей, певческие возможности которой стали на Руси предметом поэтизации.

Ф. Ф. Ушаков Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки.

Огарёв Н. П. Имя поэта и публициста Николая Платоновича Огарева носит крупнейший вуз Поволжья - Мордовский государственный университет. . Памятник Н. П. Огареву установлен у главного корпуса Мордовского университета, а строка из стихотворения «Юноше»: «Учись! Пойми, что знание есть власть» - стала девизом студентов, гордо именующих себя «огаревцами» .

А. И. Полежаев На перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева в 1967 году открыт памятник поэту, революционеру-демократу Александру Ивановичу Полежаеву. Поэт изображен в рост в накинутой на плечо шинели. В Саранске провел годы раннего детства. Трудящиеся Мордовии высоко чтут память А. И. Полежаева. Одна из центральных улиц названа его именем. Мордовским книжным издательством выпущены в свет сборники стихов Полежаева, его творчеству посвящены исследования, книги

Первый мордовский поэт – Дорофеев Захар Федорович родился 24 марта 1890 г. в селе Салазгорь Торбеевского района Мордовии. В 1912 г. в Москве, Дорофеев издал букварь и книги для чтения на мордовском языке.

В. Н. Дежуров. Владимир Дежуров - единственный космонавт уроженец Мордовии. Свой полет он совершил 14 марта 1995 года в составе международного российскоамериканского экипажа на корабле «Союз ТМ-21» (В. Дежуров (командир), Г. Стрекалов и американский астронавт Н. Тагард). В течение 79 суток ему и его коллегам предстояла сложная научная работа на орбитальной станции «Мир» . После возвращения, наш земляккосмонавт был удостоен звания Героя Российской Федерации

М. П. Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она - напутствие молодому поколению: помнить и никогда больше не допускать подобного. Родился Михаил Петрович 8 июля 1917 года в мордовском поселке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребенком в семье. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. При въезде в поселок Торбеево установлен памятник-реалия - самолет Ми. Г-17 - в честь героического побега М. П. Девятаева из фашистского плена.

М. Е. ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич , мордовский учёный-просветитель, педагог, написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Имя М. Е. Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке, улице г. Саранска, также Малокармалинской средней школе Ибресинского района Чувашской Республики, здесь же воздвигнут памятник и организован музей им. Евсевьева, который постоянно пополняется новыми экспонатами. Наш земляк награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны.

Мария Талабаева
Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии»

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии »

Выполнили : Талабаева М. П.

Паспорт проекта

Творческое название проекта «Знаменитые люди Мордовии »

Участники Воспитатель, дети подготовительной к школе группы, специалисты ДОУ

Вид проекта Познавательно-исследовательский

Срок реализации Средней продолжительности (3 месяца)

Направление развития Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе - одна из основных задач дошкольного образования , важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми, которые прославили свой край.

Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др., которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, любовь к Родине начинается с малого : своего села, города, знания своих корней.

Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени, в том числе к людям, прославившим свой родной край.

А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству (Л. А. Венгер, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др.)

В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом в историю Мордовии выступают на первый план.

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ через их подвиги, творческую и созидательную деятельность.

Новизна проекта Новизна проекта заключается в том , что ознакомление со знаменитыми людьми мордовского края будет осуществляться через проектную деятельность . Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению

Цель Формирование у детей дошкольного возраста интереса к знаменитывм людям , прославивших Мордовию

Задачи Образовательные :

Приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;

Познакомить с биографией и творчеством людей,

прославивших Мордовию ;

Закрепить представления о знаменитых земляках ;

Расширять кругозор детей.

Развивающие :

Развивать познавательную активность детей в совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками.

Развивать коммуникативные навыки детей : диалогическую и связную речь.

Развивать воображение через ознакомление с творчеством мордовских художников , писателей, композиторов.

Воспитательные :

Воспитывать чувство патриотизма;

Воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к мордовскому народу .

Ресурсное обеспечение проекта Информационные ресурсы :

диагностический инструментарий (беседы с детьми) ;

методическая, энциклопедическая и художественная литература;

наглядно-демонстрационный материал;

ресурсы Интернет, использование ИКТ.

Социальное партнерство в рамках реализации проекта :

детская районная библиотека;

мини-музей ДОУ;

музеи г. Саранска.

Предполагаемый результат Дети :

активно принимают участие в проектной деятельности совместно со взрослыми коллективно и в подгруппе;

проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству знаменитых людей Мордовии ;

выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;

используют полученные знания в разных видах деятельности.

Родители :

активно участвуют в реализации проекта , знакомя детей с земляками, прославившими родной край.

оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы ;

принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.

Педагоги :

повышают педагогическую компетентность по теме проекта ;

пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.

организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;

готовят итоговую презентацию по результатам проектной деятельности .

Продукт проектной деятельности Создание альбома «Знаменитые люди Мордовии »

Создание «Книги памяти» .

Оформление родителями выставки «Знаменитые люди Мордовии »

Пополнение уголка краеведения в группе

3. Реализация проекта по этапам :

Подготовительный 1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.

2. Составление плана по реализации проекта .

3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.

4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.

5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта .

6. Подбор методической литературы.

7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации) .

Практический 1. Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)

Заключительный 1. Обработка результатов , выводы по реализации проекта .

2. Подготовка к презентации.

Презентационный 1. Презентация проекта на групповом родительском собрании

Психолого-педагогическое содержание проекта

Формы работы Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

«Наши предки» Уточнить знания о земляках, прославивших свой край в прошлом. Закрепить представления о знаменитых земляках . Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город, свое село, свою республику.

Познавательное развитие

«Великие поэты и писатели Мордовии » Познакомить детей с творчеством и биографией великих поэтов и писателей Мордовии (А. И. Полежаев, Н. П. Огарев, воспитывать уважительное отношение к его творчеству.

Познакомить с творчеством современных писателей и поэтов.

Познавательное развитие

«Художники мордовского края »

Познакомить с творчеством Ф. В. Сычкова, с его биографией

Познавательное развитие

«Наши земляки - герои Великой Отечественной войны» Помочь детям сохранить и пронести память и уважение к участникам событий времен ВОВ.

Познакомить с земляками, участниками военных событий (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев Михаил Петрович – герой Советского Союза)

Познавательное развитие

«Олимпийские чемпионы Мордовии » Познакомить детей со знаменитыми спортсменами Ольгой Канискиной, Денисом Нижегородовым, Алексеем Немовым, Алексеем Мишиным.

Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.

Чтение художественной литературы

«Мордовские сказительницы » Продолжать знакомить детей с мордовскими сказаниями , сказками.

Познакомить с мордовскими народными сказительницами Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной

Художественно-эстетическое развитие

«Картинки мордовского букваря » Познакомить с первым мордовским букварем и его автором Дорофеевым Захаром Федоровичем.

Помочь увидеть особенности рисунков художника-иллюстратора. Развивать умение изображать предметы , названия которых начинаются с определенного звука.

Познавательное развитие

«Великий скульптор» Познакомить с творчеством и биографией Нефёдова (Эрьзи) Степана Дмитриевича

Образовательная деятельность в режимных моментах

Беседы :

«Какие земляки – вам известны? Чем они прославились?»

«Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе?» Уточнить и обобщить представления детей о людях Мордовии , прославивших свой край.

Экскурсияк музей боевой славы Познакомить детей с личностью известых земляков (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев – герой Советского Союза, рассказать о их героическом прошлом. Рассказать детям о других земляках – защитниках нашей Родины в годы ВОВ.

Экскурсияв мини-музей ДОУ Познакомить детей со знаменитыми людьми родного села

Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки , искусства Расширять представления детей о знаменитых соотечественниках , о их достижениях в науке, искусстве, литературе и др.

Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов Знакомить детей с достижениями наших спортсменов.

Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов Продолжить знакомство детей с музыкальными произведениями мордовских композиторов

Познакомить с биографией и творчеством мордовских композиторов (Георгий Иванович Сураев-Королев, Леонтий Петрович Кирюков, Леонид Иванович Войнов, Сергей Терханов, Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин, Нина Кошелева)

Дидактическая игра

«Узнай и назови» Закрепить знания детей об знаменитых людях и том , чем они известны.

Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсоводы» В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы показывают им памятники известным людям, которые находятся в родном городе.

Сюжетно-ролевая игра

«Детское телевидение» Открылась новая программа на телевидении : дети снимают передачу об известных людях Мордовии

Самостоятельная деятельность детей

1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, репродукций портретов известных людей.

2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры дети.

Работа с родителями

Форма Тема Содержание

Экскурсия «Музеи нашего города» Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию музеи города Саранска

Познакомить детей с творчеством С. Д. Эрьзи, В. Ф. Сычкова.

Экскурсия «Памятники известным людям мордовского края » Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятникам известным людям Мордовии , составить рассказы об известных людях, которым посвящены памятники.

Выставка «Выставка портретов знаменитых людей Мордовии » Предложить родителям подготовить к групповой выставке репродукции портретов знаменитых людей Мордовии

Портфолио «Моя семья в истории родного края» Предложить родителям совместно с детьми создать портфолио своей семьи с биографическими сведениями о своих родственниках, которые стали известными, внесли вклад в развитие своей малой Родины.

Презентация «Знаменитые люди Мордовии » Создать итоговую презентацию по реализации проекта

Перспективный план

1 НОД по познавательному развитию на тему «Наши предки» март Воспитатель, дети Дети познакомятся с людьми, прославившими мордовский край в прошлом (Ф. Ф. Ушаков, С. Д. Эрзя, врач-афтальмолог Филатов В. П. идр)

2 Вечер вопросов и ответов «Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?» март Воспитатель, дети Дети познакомятся с известными людьми современности родного края

3 «Наши земляки – наша гордость» март Педагоги ДОУ Заседание круглого стола

4 Пополнение уголка книги фотографиями, иллюстрациями известных людей Мордовии март Воспитатель Создание фотоальбома «Известные люди Мордовии »

5 Оформление в уголке книги постоянно действующих книжных выставок «Известные люди Мордовии » . март-май Воспитатель Выставка художественной литературы «Известные люди Мордовии »

6 Организация в детской библиотеке дней краеведения - «По памятным местам» ;

- «Прославленные люди Лямбирского района » ;

- «Мы помним, мы помним ваши имена»

май Воспитатель

Работники библиотеки Экскурсии в детскую библиотеку

7 НОД по познавательному развитию «Великие поэты и писатели Мордовии » март Воспитатель,

дети Создание альбома стихов мордовских детских поэтов

8 Составление информационных буклетов :

«Умеем ли мы

предками гордиться?» март Родители Буклет «Умеем ли мы предками гордиться»

9 Анкетирование «Знаешь ли ты своих земляков прославивших Мордовию . Чем они знамениты » март Воспитатель,

родители, педагоги ДОУ Результаты анкетирования

10 Информационные буклеты «Наши замечательные земляки»

март Воспитатель Информационные буклеты о творчестве С. Эрзи

11 Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки , искусства март Воспитатель, дети Создание коллекции портретов знаменитых деятелей искусства

12 Игры «Узнай и назови» , «Детское телевидение» , Экскурсоводы» март-май Воспитатель, дети Отражение детьми в играх свои представления и знания об известных людях Мордовии

13 «Создание развивающей среды в детском саду по ознакомлению детей с известными людьми Мордовии ». март Воспитатель

Педагоги ДОУ Консультация для педагогов ДОУ

14 Беседа «Владимир Дежуров – космонавт из Мордовии » апрель Воспитатель Досуг, посвященный дню космонавтики

15 Беседа «Памятник героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину» апрель Родители Экскурсия к памятнику

16 Мастер-класс «Великий скульптор» апрель Воспитатель

Педагоги ДОУ Мастер-класс для педагогов ДОУ

17 Творчество С. Д. Эрьзи апрель Воспитатель,

родители Экскурсия в музей им. С. Эрьзи

18 Художественное творчество

«В художественной мастерской» - лепка по мотивам произведений С. Д. Эрьзи апрель Дети Выставка работ

19 «Ознакомление дошкольников с известными людьми мордовского края , как средство патриотического воспитания дошкольников» апрель Воспитатель Консультация для педагогов ДОУ

20 Интегрированное занятие «Художники мордовского края »

апрель Воспитатель, дети, педагоги ДОУ Выставка рисунков

21 Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов апрель Воспитатель, дети,

муз. рк-ль Создание аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов

22 «Мордовские сказительницы » апрель Воспитатель,

Знакомство с устным творчеством сказительниц Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной

Создание альбома сказаний

23 Экскурсионный маршрут Станции :

- «Вечной памятью живы.»

(Вечный огонь, музей боевой славы) ;

- «У духовного родника»

(храм святого Ф. Ушакова) апрель Воспитатель,

родители Экскурсия по городу Саранску

24 НОД «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны апрель Воспитатель Создание «Книги памяти»

25 Экскурсияв мини-музей ДОУ май Воспитатель, дети Пополнение музея новыми экспонатами

26 Проблемная ситуации «Как бы я поступил на месте героев-земляков» май Дети Выставка рисунков «Они сражались за Родину»

27 «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают» . май Воспитатель,

родители Литературно-музыкальный вечер

28 «Памятники известным людям Мордовии май Воспитатель Викторина

29 Создание электронной базы данных «Знаменитые люди Мордовии » , которая

и фактографическую информацию по

данной теме май Воспитатель Презентация «Знаменитые люди Мордовии »

30 Беседа «Картинки мордовского букваря » май Воспитатель дети

31 НОД «Олимпийские чемпионы Мордовии » май Воспитатель дети Подбор иллюстраций об олимпийских чемпионах Мордовии

32 Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов май Воспитатель, дети, родители Создание газетного и журнального фонда о достижениях мордовских спортсменов

33 «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям мордовского народа ». май Воспитатель

Педагоги ДОУ Семинар-практикум

34 «Мы помним, мы гордимся» май Воспитатель, работники библиотеки Творческая встреча

35 «Знаменитые люди Мордовии » май Воспитатель,

родители Составление фотоальбома

Ожидаемые результаты

У детей :

Сформированы знания и представления о жизни, подвигах, творчестве знаменитых людей Мордовии ;

Расширился кругозор детей, проявился интерес к людям, прославляющих родной край;

Отмечается появление чувства гордости за свой народ, которые живут и работают в Мордовии , которые прославили свой край в прошлом;

Проявляется осмысленная роль в судьбе страны, их места в жизни, сформированность собственного взгляда на жизнь.

Родители :

Оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии) ;

Принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.

Пополнили знания об известных людях Мордовии , их подвигах и творчестве;

Проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Педагоги :

Приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы; ДОУ;

Повысили педагогическую компетентность по теме проекта ;

Пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.

Организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей ;

Подготовили итоговую презентацию «Знаменитые люди Мордовии » /по результатам проектной деятельности/ .

Взаимодействуют с социумом : привлекают работников районной детской библиотеки к работе над проектом (экскурсии, беседы с применением мультимедийных средств; работников музеев (краеведческий музей г. Саранска, музей им. С. Эрьзи)

Разместили материал по проектной деятельности в сети Интернет.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает

поэтапное познание великих людей родного края через различные виды деятельности.

Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др., которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.

Венгер Л. А, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др. отмечали, что каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству.

В работах А. И. Герцена и Н. П. Огарева – патриотическое воспитание связано с изучением истории своего народа и словесности.

Практическая значимость

Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.

А дети в свою очередь, узнают знаменитых людей мордовского края , научатся ценить подвиги и творчество мордовского народа , относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, гордиться своим народом, его достижениями.

Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса .

Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям мордовского народа , желание побольше узнать о истории родного края.

Результаты по внедрению проекта могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Мордовии .

Познавательная значимость

Познавательная значимостьсостоит в том, что :

В работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, творческие встречи, умозаключения детей и т. д.) ;

Применяется личностно - ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа, а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это - жизнь, это приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла , многополярности и относительности социальных оценок.

Известные люди Мордовии - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент воспитания.

Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках известных людей Мордовии противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны : отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Используемая литература

1. Мы в Мордовии живем . Примерный региональный модуль программы дошкольного образования . О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., саранск, Мордов . кн. изд-во, 2011.

2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод. пособие дляпед. дошк. образ . учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.

3. День обычный на дворе : Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост.:М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск : Мордов . кн. изд-во, 1990.-288с.

4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ . – СПб., 2012

5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель» , 2013.

6. Интернет-ресурсы.


Степан Эрзя Имя скульптора широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности.Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа Будучи значительным явлением современного мирового искусства, творчество Эрьзи - выражение гения мордовского народа. Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина.


Степан Эрзя С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения - добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе - кувшины, ложки, сундуки-пари, прялки.


Степан Эрзя В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами "Последняя ночь осужденного" и "Автопортрет" добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом. Годы, проведенные в Италии и Франции. явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века. После возвращения в Москву С.Эрьзя продолжает развивать основные тематические линии, наметившиеся в его искусстве ранее - еще в итало-французский период: женские образы, выражающие сложные душевные переживания, портреты, символические изображения.


Степан Эрзя В начале двадцатых годов поиски более выразительных средств исполнения привели С.Эрьзю и к "открытию" нового для него материала - дерева, композиции "Леда и лебедь", "Летящий", "Материнство", выполненные на Кавказе, отчетливо демонстрируют, как приемы модерна, "опробованные" скульптором ранее - в работах "Отдых". "Мрамор", ряде женских портретов, - ложатся в основу формирования нового индивидуального пластического стиля С.Эрьзи. Его развитие шло в течение двух последующих десятилетий (), которые скульптор провел в Аргентине. В 1927 году волею судьбы С.Эрьзя оказался в Буэнос-Айресе. Именно в Аргентине совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал вот уже не сколько лет, - необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения - кебрачо. Его необыкновенная твердость, выразительный рисунок древесины, широкий диапазон оттенков, а также - живописное своеобразие наростов с самого начала определили особенности манеры исполнения произведений.


Степан Эрзя С.Эрьзи хорошо знали заграницей, но мало кто вспоминал его на родине. А ведь только о ней постоянно думал стареющий скульптор, находясь на чужбине, он справедливо тревожился за судьбу своих произведений. С.Эрьзя вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и доставить на родную землю свои произведения - плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но вместе с тем подарившей ему столько радости. И в своей московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться, боясь отложить резец хоть на мгновенье, ведь именно он был единственной нитью, связывавшей его с искусством - смыслом всей его жизни. Скульптор Степан Эрьзя умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске, и хотя его прах теперь на вечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

Знаменитые люди Мордовии. Дорофеев. Дежуров. Первый мордовский космонавт. 14 марта 1995г. стартовал космический корабль «Союз ТМ-21» с российско-американским экипажем на борту. Его командиром был подполковник Дежуров Владимир Николаевич. Родился он 30 июля 1962г. в Зубово-Полянском районе в поселке Явас. В 1979г. он закончил Явасскую среднюю школу. Первый мордовский поэт – Дорофеев Захар Федорович родился 24 марта 1890г. в селе Салазгорь Торбеевского района Мордовии. В 1909г. он окончил Казанскую семинарию. В 1912г. в Москве, Дорофеев издал букварь и книги для чтения на мордовском языке. Умер З.Ф.Дорофеев 18 июля 1952г. в Москве. Первым звание героя советского союза из наших земляков получил уроженец города Ардатова Пожарский Иван Алексеевич. Это высокое звание старший политрук получил за мужество и героизм, проявленные в боях с японскими самураями возле озера Хасан на Дальнем Востоке в 1938г. За отвагу и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками 103 представителя Мордовии удостоены звания Героя Советского Союза, а 22 человека стали полными кавалерами ордена Славы всех степеней.

Слайд 16 из презентации «Республика Мордовия»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Республика Мордовия.ppt» можно в zip-архиве размером 2163 КБ.

Скачать презентацию

Волго-Вятский район

«Волго-Вятский экономический район население» - Агропромышленный комплекс. Химическая промышленность. Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. Население региона многонационально.

«Волго-Вятский экономический район» - Население и трудовые ресурсы. Хозяйство, отрасли специализации. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение. Волго-Вятский экономический район. Состав: Нижегородская, Кировская области; Республики Марий Эл, Чувашская, Мордовская. Население - 8,444 млн чел.

«Памятники Саранска» - Л. П. Кирюков умер 12 мая 1965 г. Похоронен в Саранске. Улица Полежаева - крупная транспортная магистраль, имеет выезды на Москву и Н.Новгород. Памятник поэту-демократу А.И. Полежаеву. Врата Саранска – Стратонавты. Улица ФЕДОСЕЕНКО, бывш. Улица БОЛЬШЕВИСТСКАЯ, бывш. И. М. Яушев стал первым мордовским певцом с высшим музыкальным образованием.

«Омутнинский район» - Жилищно-коммунальное хозяйство. Общий объем инвестиций по приоритетным проектам составит 6 641,3 млн. Дорожное хозяйство, содержание и ремонт автодорог. Медицинская отрасль. Ожидаемые результаты в 2013 году. В 2012-2013 г.г. Строительство 5 блочных модульных котельных. Основные проблемы муниципального образования, требующие решения в сфере экономики.

«Кировская область» - Биохимический кластер. Основное богатство Вятского края – лес. Кировская область обладает уникальным рекреационным потенциалом. Сотрудничество с международными институтами развития. В области действует мощный строительный комплекс. Логистический потенциал. Лесопромышленный комплекс. Ферменты и ферментные препараты.