» » Как люди научились писать краткое сообщение. Исследовательская работа

Как люди научились писать краткое сообщение. Исследовательская работа

Сообщение на тему:

«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ПИСАТЬ».

Выполнил

Ученик 4-Г класса

МБОУ «СОШ№24»

Г. Симферополь, 2016 г.

Умение писать в настоящее время настолько распространено и доступно, что миллионы людей могут при помощи письма объясняться друг с другом почти так же свободно, как и при помощи живого слова. Теперь, живя даже на различных концах земного шара, на расстоянии нескольких тысяч километров, люди не лишены возможности переговариваться и передавать друг другу свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, уведомлять о различных событиях, слухах и т. п.

По прошествии целых столетий, люди могут прочесть написанное, прочесть слово в слово так, как оно было составлено впервые, без всяких изменений, дополнений и сокращений. Благодаря письму, сказанное и сделанное человеком может остаться неискаженным, не забудется. Правнук может узнать слово в слово то, что говорил или писал когда-то его прадед.

Но кто же был первым, который открыл, изобрел это мудрое и важное для человека искусство и научил ему других людей?

Было время, когда люди вовсе писать не умели. Да и нужды в этом никакой не было. Не было тогда ни городов, ни сел, ни деревень, ни каменных палат, ни даже хижин, не было у людей ни одежды, ни хороших орудий, не знали они ни наук, ни художеств, не возделывали ни садов, ни огородов, ни полей. Жили небольшими семьями, отбиваясь от хищных зверей и, рыская по лесу, гонялись за дичью, собирали съедобные плоды и коренья. Все, что нужно было сообщить друг другу, можно было сообщить лично, словесно. Но

постепенно люди размножились до того, что стали жить уже не малыми семьями и кучками, а целыми родами и племенами. Тогда появились заботы и дела, касавшиеся целых племен, так называемые общественные заботы: приходилось обороняться сообща от хищнических набегов соседних племен, то самим предпринимать сообща подобные же набеги, то переселяться на более удобные и безопасные места. Вместе с появлением и развитием общественных дел все более увеличивалась нужда в более частых общениях, - и вот явилась потребность в условных знаках.

Так, некоторые отдельные дикие племена объявляя друг другу войну, пересылали топор, или секиру, или другое оружие, употребляемое ими в битвах, так как один уже вид такого оружия напоминает им войну. Иногда они окрашивали оружие еще в красный цвет, чтобы изобразить кровь.

У некоторых дикарей при мирных совещаниях, договорах - выкуривали

трубку, передаваемую из рук в руки. Поэтому, предлагая союз, мир или дружбу, они пересылают друг другу трубку.

Однако, одними подобными знаками люди довольствоваться не могли; случалось, что они не всегда хорошо понимали друг друга. Случалось, что

предводители разных племен принуждены были сообщать друг другу какие-нибудь распоряжения и, боясь их доверить памяти посланных, прибегали к каким-либо знакам, заранее условившись в их значении.

Так, у некоторых отдельных племен северо – американских дикарей существовал особый пояс, при помощи которого они сообщали друг другу разные желания, условия и требования. Пояс этот состоял из нескольких ремешков, на которые были нанизаны пуговки разной величины и формы. Пуговки эти вырезались из раковин особого вида. Раковины эти были разных цветов: белые, черные, коричневые, лиловые. Цвет,

форма и число таких пуговиц выражали собой разные требования, условия и события. Так, черные повествовали о каком-либо совершившемся несчастии; лиловые предупреждали о какой-нибудь опасности; белые означали предложение союза или мира. Иногда пуговицы окрашивают в красный цвет и тогда они повествовали о каких-нибудь военных событиях. Ремешок с красными раковинами между черными - означал объявление войны. Красный цвет вообще означал войну, почти у всех народов.

Некоторые другие племена американских индейцев, а также дикарей Западной Африки и некоторые обитатели островов Южного океана употребляли еще и меленькие, узловатые веревочки, каждый узелок

которых имел свое определенное значение.

У некоторых народов, к а к, например, у китайцев, узловые знаки или письмена были значительно усовершенствованы. У древних обитателей Перу и Мексики, в Америке, существовал также подобный способ сообщения. Каждое такое отдельное плетение из шнурков соответствовало целым рукописям или грамотам.

Подобные знаки или письмена однако были в употреблении только у весьма немногих народов, в большинстве же случаев люди прибегали

к другому, более простому и доступному, - к так называемому к артинному или образному письму.

Картинное письмо состояло из рисунков, при помощи которых люди старались передать свои мысли, события и т. п. Рисовать люди научились тоже уже очень и очень давно, еще раньше, чем научились писать. Конечно, их рисунки были ни чуть не лучше рисунков маленьких детей, но как ни плохи были эти рисунки, они достигали своей цели, так как

все же напоминали собой те предметы, о которых должна была идти речь.

А раз люди научились рисовать - они стали пользоваться рисунками для выражения своих мыслей, желаний, требований и т. п., подобно тому, как прежде выражали их при помощи разных вещей, как-то: топора, трубки и т. п.. При помощи рисунков можно было выражать гораздо большее число мыслей, и притом выражать их гораздо полнее и яснее. Так, до рисования к передаче сведений, было совершено невозможно выражать некоторые даже самые простые события, в роде того, что человек убил буйвола или

что молния зажгла дерево. С появлением же искусства рисования, это стало вполне возможным: стоило только нарисовать человека, направляющего свое оружие в лежащего тут же буйвола, или нарисовать ударяющую в дерево молнию. Выражать в рисунках такие простые события было легко.

Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

Но как было изобразить в рисунках, например, такие понятия, как верность, мир, хитрость, сила, ходьба и т. п.? Казалось бы, что это совершенно невозможно, но и тут люди придумали довольно остроумный способ.

Известные качества человека они олицетворяли в животных. Желая показать, например, что человек ленив и неповоротлив, или же что он хитер, мы и теперь еще нередко называем его медведем или лисой. Собака, например., уже издавна считалась самым верным животным, и потому, чтобы изобразить верность, рисовали собаку. Лев и орел также издавна

считались сильнейшими животными, поэтому, для изображения силы, рисовали льва или орла. Для изображения мудрости рисовали змею, так как змея, в народных преданиях, считалась мудрой. Точно также для изображения ходьбы - рисовали пару выступающих ног, а для изображения мира - две соединенные руки. Так как, круг не имеет ни начала, ни конца, то люди пользовались им для изображения вечности. Таким образом, посредством искусного соединения нескольких отдельных рисунков, люди могли выразить даже целый рассказ о каком-нибудь событии. Подобные надписи делались на скалах и каменных плитах, на деревьях и на древесной коре. Желая сохранить в памяти потомства важные события и деяния славных героев люди, не доверяя устным, переходящим из рода в род преданиям, начали ставить памятники и испещрять их подобными пись-

менами. Многие из таких памятников сохранились и до наших времен.

Жизнь дикарей и первобытных людей была крайне проста, а потому и представления их были очень ограничены, а это много помогало им отгадывать значение представленных рисунков, разбирать картинные

письмена.

Но, с течением времени, и картинное письмо оказалось не-

достаточным. Пока люди находились еще в диком состоянии, они мало между собой общались и потребности их были весьма несложны (все письмена и х, почти исключительно, касаются разных охотничьих и

воинственных подвигов); но когда нужды отдельных народов

значительно увеличились и общение между ними стали многостороннее и чаще, тогда этот способ письма уже более не удовлетворял их. Всего нельзя

было изобразить рисунками, и наконец, самые картинные письмена были слишком неопределенны и часто одну и ту же надпись можно было понять и так и этак. Итак, по причине этой все увеличивающейся, со временем, неопределенности, росла необходимость в другом, более совершенном и определенном способе письма.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами.

Мало-помалу люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Характерный пример использования таких знаков - иероглифы древнего Египта. Они существуют и по сей день, так как египтяне вырезали рисунки на памятниках и гробницах.

Но родоначальником письма, алфавита, вероятнее всего, стали финикийцы. Несмотря на то, что арабское и латинское письмо очень различны, у них общий предок.

Самое старое письмо, основанное на алфавите, - клинопись шумеров , которые жили на территории современного Ирака. Слово «клинопись» произошло от слова «угол», так как в основе этих символов - треугольник. Шумерские письмена, существовавшие за 3500 лет до нашей эры дошли до нас на глиняных табличках.

Но представьте: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова). Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет , и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо- «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм».

К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Греки же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с Вами событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

И так, как мы видим, человек не получил письма в дар от богов, не

научился ему сразу, как теперь учатся грамоте и письму люди, а прошло много, много веков от того времени, когда в человеке впервые родилась потребность в письме, когда он впервые стал изображать свои мысли в рисунках, пока ему не удалось додуматься до того простого способа письма, которым столь многие миллионы людей пользуются теперь ежедневно. Сейчас стоит только человеку изучить десятка три букв, внимательнее прислушаться к своей речи, привыкнуть отличать отдельные ее звуки - и он в несколько месяцев может усвоить себе то искусство, над изобретением которого люди трудились в течение стольких веков и которое долго, долго считалось столь мудреным и доступным только немногим избранным.

Конспект занятия "Как люди научились писать", подготовленный для сборника "Детский сад и школа - единое образовательное пространство".

Занятие проводилось на Дне открытых дверей для будущих первоклассников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пиктограммы

Предварительный просмотр:

Горбунова Е.В.

Как человек учился писать

Задачи занятия :

Познакомить с этапами развития письменности;

Развивать умение свободно и ясно выражать свои мысли при ответах на вопросы;

Развивать умение работать в группах: свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других;

Развивать умение обводить рисунки по пунктирным линиям;

Закреплять умение работать с клеем, соблюдать правила безопасной и аккуратной работы.

Оборудование для учителя : медиапроектор и презентация (или набор картинок/фотографий), карточки с буквами

Оборудование для детей : карточки с рисунками, нанесенными пунктирными линиями, CD-диски, заготовки рожиц и сердечек из цветной бумаги, клей

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече. Вижу, что у вас хорошее настроение. Думаю, что занятие будет интересным и дружным. Но давайте сначала подготовимся к хорошей работе (выполняются кинесиологические упражнения).

II. Вводная беседа. Постановка учебной задачи .

– Ребята, скоро вы пойдете в школу, научитесь читать и писать. А зачем? (чтобы передавать свои мысли…)

Как выдумаете, люди всегда умели писать, или были времена, когда человек не мог этого делать?

Сегодня мы заглянем в далекое прошлое и попытаемся проследить, как зародилась и развивалась письменность.

III. Знакомство с новым материалом .

  1. – Когда-то давным-давно, когда читать и писать еще никто не умел, люди передавали друг другу различные предметы, по которым нужно было определить, что хотел сообщить хозяин.

Например, как-то один царь послал другому живую лягушку, птицу, мышь и пять стрел (слайд или фотографии). Что бы это могло означать?

На самом деле царь предостерегал: если твои воины не научаться прыгать по болоту, как лягушки, летать как птицы, рыть норы, как мыши, то они будут засыпаны стрелами.

Такой способ передачи информации получил название предметное письмо .

Как выдумаете, удобно ли было предметное письмо? Почему? (Трудно расшифровать; толкование может иметь двойной смысл).

2. Передавать предметы было неудобно, тогда люди стали их рисовать.

Послушайте историю! Девочка Таффи из индейского племени отправилась вместе с отцом на рыбалку. Но вскоре у отца сломалось копье, которым он гарпунил рыбу. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни писать, ни читать! В это время в сторону стоянки племени шёл Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила передать с ним записку для матери, чтобы кто-нибудь принёс копьё.

На чем она решила написать письмо? (На коре дерева)

А чем? (Острым камешком или обломком копья)

Итак, она нацарапала такие рисунки: папу со сломанным копьём, копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его.

Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. Наконец она нарисовала маму с копьём в руке. (Слайд или рисунок на доске)

Всё понятно? Вот и Таффи так решила…

Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. (Видите, снизу на него направлено копье) Он подумал: «Если не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются со всех сторон»
-Кого он принял за врагов? (Верно, бобров!)
«Я пойду и приведу ему на помощь всё его племя!» - решил Незнакомец

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме! Мама поняла его так:

Незнакомец проткнул её мужа копьём, Таффи попала в плен, целая шайка злодеев их охраняет!

- Кого же мама приняла за злодеев? (Точно, опять тех же бобров).

Ох, и попало же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени! А тот ничего не мог им объяснить: ведь он не знал их языка…

Ну, и чем же кончилось это дело? Когда всё выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать (теперь все так стали звать Таффи), ты сделала великое открытие! Придёт время, когда люди назовут его УМЕНИЕМ ПИСАТЬ!»

Это была сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»

IV. Физминутка

V.Групповая работа

А сейчас мы поработаем в группах. У каждого из вас есть листок с рисунком. Сначала вы обводите картинки. Затем складываете из них одну записку.(Листочки пронумерованы). А потом один представитель группы расшифровывает ее.

(Из предложенных картинок собирается текст, например: «Пятачок! Приходи ко мне в гости, мы попьем чаю, поиграем в мяч, посмотрим телевизор, построим из кубиков башню, я подарю тебе воздушный шарик. Винни Пух»).

VI. -Слов в языке много, значит рисунков тоже должно быть много, придумать каждому слову знак очень трудно. Поэтому человек сделал новое открытие – буквенное письмо. (Показать карточки с буквами)

Что такое буква? (Знак, обозначающий звуки). Интересна история самого слова. Оно произошло от названия дерева бук, на дощечках из которого наши предки делали резы – вырезали знаки.

Теперь все люди пишут буквами. Скоро придете в школу и выучите все буквы.

VII . Практическая работа

А напоследок мы с вами сделаем сувенир. Если вы хотите показать свою любовь кому-нибудь, какой символ обычно используете? (Сердце) Вот мы и сделаем небольшой подарок для любимых мам, бабушек, пап, соседей… (Изготавливается сувенир: на середину CD-диска наклеивается веселая рожица, вокруг нее – маленькие сердечки)

Что у нас получилось? (Предметное письмо)

VIII . Итоги занятия

– Что мы сегодня узнали? Какое письмо было раньше? А какое сейчас? Сохранились ли в нашей жизни другие способы письма?


Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!

Светлана Лазарева
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»

Цели : Познакомить с древними способами общения людей, вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма; приобщать к русской культуре; познакомить со славянской азбукой , которую создали братья Кирилл и Мифодий; формировать познавательную активность детей; пробуждать интерес к прошлому народа; развивать чувство сопричастности к Родине; развивать потребность в приобретении знаний о культуре государства.

Ход беседы.

Воспитатель : В древности люди не умели писать , читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков. Представьте, что вы древние люди , и с помощью рук, мимики, жестов, звуков передайте следующие ситуации : «Хочу пить» , «мне холодно» , «болит зуб» и т. д. (игра «Через стекло» ). В древности люди использовали язык сигналов, знаков : например, камень у входа означал «Не входить!» ; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др. Давай придумаем свой язык сигналов для ситуаций : «Не надо ссориться!» , «Давай дружить!» . (Выполняют) . Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)

Послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ) . Послание включало четыре предмета : птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов? Царь Дарий рассудил так : скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо. Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому : «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав. Легенда показывает, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании.

Со временем люди поняли , что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки) . Так с помощью рисунка люди передавали информацию друг другу : как прошла охота, какой был улов и др.

Постепенно от рисунка люди перешли к знакам-символам : например, слово «человек» передовали изображением человека. Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке) . Догадайтесь, что изображено вместо букв?

Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой , на них делали зарубки, пометки, чтобы незабыть важную информацию. С тех пор возникло выражение «зарубить на носу» . Как вы его понимаете? Да, это значить запомнить раз и навсегда.

В разных странах писали на разных материалах, папирусе, пергаменте, глиняных табличках. А на чем рисовали на Руси? Этот материал – дерево, символ России.

Наши предки записывали все важные события, специально для этого готовили бересту, т. е. кору березы; для письма заостряли палочки, которые назывались писалами .

Долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели или слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки . Сведения разного рода черпали из песен, сказок, гаданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность? (Высказывание детей.) Со временем накопилось мног знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Понятно ли было такое письмо? (Ответы.) Да, рисунки для всех слов трудно и грамотно по ним нелегко учиться. Братья Кирилл и Мифодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать . Кирилл и Мифодий взяли греческий алфавит (показывает) и применяли его к звукам славянского языка, поэтому многие наши буквы внешне похожи. Первая славянская азбука – глаголица , от слова «глагол» , что означает «речь» , «говор» . Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ) . Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кириллицу , которую назвали память одного из ее создателей. Славянскую азбуку с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов.

На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались письму. А как образовалось слово «азбука » ? (По первым буквам «аз» и «буки» .) В Москве открыли памятник братьям Кириллу и Мифодию на Славянской площади. Почуму о них помнят? (Братья принесли на Русскую землю письменность, приобщили народы к культуре). Кирилл и Мифодий говорили : разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Значит, все люди равны , и всем нужна грамота. Вы согласны с этими словами? (Высказывание детей.) Возникновение письменности на Руси послужило развитию грамотности народа, распространению книжного дела.

Отгадайте загадку.

Черные, кривые,

От рождения немые.

А станут в ряд-

Сразу заговорят. (Буквы.)

Да, это буквы, в алфавите они располагаются в определенном порядке. Давайте рассмотрим современный алфавит и кириллицу. Чем они похожи и чем они отличаются? (Количеством букв; в современной азбуке их 33 , в кириллице 43; их написанием ).

Воспитатель : Ребята, что нового вы сегодня узнали? Как люди раньше общались , с помощью чего? Для чего же людям нужна азбука ?

Публикации по теме:

Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать» Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна Тема:.

Беседа к 23 февраля «Наша армия» с детьми старшего дошкольного возраста Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к 23 февраля на тему «Наша Армия». Цель: o Расширить знания детей о празднике 23 февраля –.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «День Земли» Скажите, пожалуйста, где мы все живем, как называется наш общий дом? Наш общий дом - Земля. Ежегодно 22 апреля люди по всей планете отмечают.

Акция против жестокого обращения с детьми «Личная безопасность ребенка» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя с.

Акция против жестокого обращения с детьми «Личная безопасность ребенка» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.