» » Критерии оценки икт компетенций учащихся. Тест Использование ИКТ (проверка уровеня икт-компетентности)

Критерии оценки икт компетенций учащихся. Тест Использование ИКТ (проверка уровеня икт-компетентности)

сформированности ИКТ-компетентности педагогического работника

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выберите один правильный ответ:

1. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ МОНИТОРЕ КОМПЬЮТЕРА И КЛАВИАТУРОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ САНПИН 2.4.2.2821-10)?

1) Не более 10 минут.

2) Не более 15 минут.

3) Не более 20 минут.

4) Не более 25 минут.

5) Продолжительность применения данных технических средств не ограничена.

2. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОСМОТРА СТАТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА УЧЕБНЫХ ДОСКАХ И ЭКРАНАХ ОТРАЖЕННОГО СВЕЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 – 11 КЛАССОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ САНПИН 2.4.2.2821-10)?

1) Не более 10 минут.

2) Не более 15 минут.

3) Не более 20 минут.

4) Не более 25 минут.

5) Не более 30 минут.

6) Продолжительность применения данных технических средств не ограничена.

3. КАКУЮ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, КОМПЛЕКСНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВСЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ШКОЛЕ, МОЖНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ БЕЗ АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ ИЛИ ДРУГИХ ПЛАТЕЖЕЙ?

1) «1С:Хронограф Школа»

2) «Дневник.ру»

3) «КМ-школа»

4) «NetSchool»

5) «ПараГраф: Учебное заведение XXI»

4. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ БЛОКОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ШКОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ И ОБЪЕМНЫМ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ НАПОЛНЕНИЮ?

1) Информационные ресурсы по учебно-воспитательной деятельности.

2) Информационные ресурсы по культурно-просветительной деятельности.

3) Ресурсы по информационно-методической деятельности школьных учителей.

4) Информационные ресурсы по научно-продуктивной деятельности.

5) Информационные ресурсы по административно-хозяйственной деятельности.

5. ЗАКРЫВАЮТ ОТКРЫТЫЙ ДОКУМЕНТ НАЖАТИЕМ НА СЛЕДУЮЩУЮ КНОПКУ :

1)

2)

3)

4)

6. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДАЛИТЬ ПУСТУЮ СТРОКУ В ТЕКСТОВОМ ДОКУМЕНТЕ НУЖНО НАЖАТЬ КНОПКУ

7. НА ОСНОВЕ ЧЕГО СТРОИТСЯ ЛЮБАЯ ДИАГРАММА?

1) книги редактора электронных таблиц

2) графического файла

3) текстового файла

4) данных таблицы

8. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЯЧЕЙКИ В РЕДАКТОРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ?

4) значение

9. ПРОЦЕССЫ, МЕТОДЫ ПОИСКА, СБОРА, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ И МЕТОДОВ – ЭТО

1) информационно-коммуникационная технология

2) дистанционные образовательные технологии

3) информационная технология

4) открытое образование

Выберите несколько правильных ответов

10. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО)?

1) Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.

2) Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.

3) Систему духовно-нравственных ценностей.

4) Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

11. ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧИТЕЛЯ КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИОС?

1) Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т. п.

2) Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа к информационному пространству школы

3) Компьютерный класс с 10 – 15 рабочими местами учеников и ПК учителя

4) Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской

5) Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации

6) Отдельный компьютер с мультимедиапроектором и другим подключенным оборудованием в предметном кабинете

12. К КОМПЕТЕНЦИЯМ УЧИТЕЛЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТНОСЯТСЯ:

1) наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ;

2) умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательного процесса;

3) владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;

4) наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

13. КАКИМИ СРЕДСТВАМИ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНА КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ?

1)Web-форум

2) Медиапроект

3) Web-доска объявлений

4) Чат-конференция

14. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ БЫВАЮТ

1) линейные

2) интерактивные

3) показательные

4) циркульные

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I . Используя в работе текстовый файл «ФГОС ООО» дайте ответы на следующие вопросы:

15. СКОЛЬКО АБЗАЦЕВ СОДЕРЖИТ ДАННЫЙ ТЕКСТ?

16. СКОЛЬКО РАЗ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ДАННОМ ТЕКСТЕ СЛОВО «ИКТ»?

17. ПЕРЕЧИСЛИТЕ В СТРОЧКУ БЕЗ ПРОБЕЛА НОМЕРА СТРАНИЦ, НА КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО «ИКТ».

Ответ: _________________

18. СОГЛАСНО ДАННОМУ ДОКУМЕНТУ КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО УМЕНИЙ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

19. КАКОЙ ШРИФТ И РАЗМЕР ИМЕЕТ ТЕКСТ В ОКРЕСТНОСТИ 1477 СТРОКИ ДАННОГО ДОКУМЕНТА?

1) Courier New; 14

2) Courier New; 14,5

3) Times New Roman; 14

4) Times New Roman; 14,5

20. УКАЖИТЕ НОМЕР СТРАНИЦЫ ТЕКСТА НА КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ СНОСКА № 9.

II . В работе используется файл «Электронная таблица». Таблица содержит информацию о результатах прохождения некоторой оценочной процедуры, состоящей из 10 заданий. Применяя возможности редактора электронных таблиц дайте ответы на следующие вопросы:

21. КАКОВ МИНИМАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ БАЛЛ, ИЗ НАБРАННЫХ УЧАСТНИКАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ?

22. КАКОВ МАКСИМАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ БАЛЛ, ИЗ НАБРАННЫХ УЧАСТНИКАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ?

23. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ СПРАВИЛИСЬ С ИСПЫТАНИЕМ, ЕСЛИ МИНИМАЛЬНЫЙ ПОРОГ БЫЛ РАВЕН 25 БАЛЛОВ?

24. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ СРЕДНИЙ БАЛЛ УЧАСТНИКОВ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ?

25. КАКОВО КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ, ФАМИЛИИ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ НА БУКВУ «П»?

26. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ НЕОБХОДИМО ВЫПЛАТИТЬ ПРЕМИЮ В РАЗМЕРЕ 1855 РУБЛЕЙ КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ, СПРАВИВШЕМУСЯ С ИСПЫТАНИЕМ. КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗМЕР ПРЕМИАЛЬНОГО ФОНДА?

1) 37 100 рублей

2) 38 200 рублей

3) 25 700 рублей

4) 40 050 рублей

III . 27. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ФАЙЛ «Презентация. jpg » КАК ОБРАЗЕЦ СЛАЙДА. СОЗДАЙТЕ В МАСТЕРЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ТАКОЙ ЖЕ СЛАЙД

IV . Используя возможности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выполните следующие задания:

28. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-АДРЕСАМИ ВЕБ-САЙТОВ И СКРИНШОТАМИ ИХ ГЛАВНЫХ СТРАНИЦ

Б) school-collection.edu.ru

В) fcior.edu.ru

Д) standart.edu.ru

Е)window.edu.ru

29. НАЗОВИТЕ ТЕМУ ВЕБИНАРА, ПРОВОДИМОГО ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 27 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА

1) «Нормативная база дистанционного обучения»

2) «Какие педагогические технологии нужны сегодня детям. Организация проектной и внеурочной деятельности в основной школе»

3) «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе»

4) «Коммуникативная технология формирования грамматических навыков говорения (на примере УМКс «English 2–11» авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др., издательство «Просвещение»)»

30. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ:

Определение термина в области электронного обучения

Соответствующий термин

1) Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося

Сетевое обучение

2) Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий

Мобильное обучение

3) Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети

Автономное обучение

4) Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети

Электронное обучение

Сетевое обучение

Мобильное обучение

Автономное обучение

Электронное обучение

КЛЮЧ к тесту по ИКТ

№ задания

Верный ответ

Тестовый балл

Примечания

В заданиях 1-9 – 1 балл выставляется, если ответ тестируемого совпал с верным ответом; 0 – если не совпал

В заданиях 10-14 – 1 балл выставляется если ответ тестируемого полностью совпал с верным ответом, 0 баллов – при наличии хотя бы одной ошибки

В заданиях 15-26 – 2 балла выставляется, если ответ тестируемого совпал с верным ответом; 0 – если не совпал

2 балла – внедрение объекта WordArt;

2 балла – наличие графических объектов;

2 балла – вставка текста

В заданиях 28-30 – 2 балла выставляется, если ответ тестируемого совпал с верным ответом; 0 – если не совпал

Минимальный порог – 38 баллов.

Газета “Информатика” и Педагогический университет “Первое сентября”
(лицензия A225682, № 020503 от 19.07.2006)
представляют новый дистанционный курс
повышения квалификации для учителей информатики

Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников

В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина

Концепция курса

И как часто мы слышим: стоит ли тратить время на изучение конкретного текстового редактора, если через несколько лет нынешнему ученику придется работать с другим редактором?!

Вопрос в такой формулировке возникает в связи с тем, что мы учим конкретным навыкам работы с конкретным программным средством. И действительно, нужны ли нам сейчас те навыки и умения, которые мы приобрели при работе в Lexicon’е? Но если мы будем учить тому, как представить одну и ту же информацию, например, таблицу изменения цен по коммунальным платежам для разных групп населения, то акцент будет сделан на способах подачи материала. Конечно, ученик в этом случае должен будет знать тот же объем материала об инструментах текстового редактора, но… Текстовый редактор будет выступать в роли инструментария, учить школьника будут другому - способам передачи информации в зависимости от аудитории. Этот пример показывает, что необходимо переходить от подхода выработки ЗУНов к компетентностному подходу.

В рамках проекта “Информатизация системы образования” (ИСО) предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка изменения уровня компетентности школьников в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, Республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край).

Цель нашего курса - познакомить учителей информатики с методикой обучения компетентностному подходу овладения информационно-коммуникационными технологиями.

Учебный план

№ газеты “Информатика” Учебные материалы
17/2006 Лекция 1. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ–компетентности девятиклассников. Цели и метод тестирования.
Описание когнитивных компетентностей, оцениваемых тестом. Структура теста.
18/2006 Лекция 2. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “определение информа-
ции”.
Как научить школьников строить информационные запросы, направленные на достижение конкретной цели?
19/2006 Лекция 3. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “доступ к информации”.
Как выбрать информационный ресурс, соответствующий заданным критериям? Какие стратегии можно и нужно использовать для поиска информации в многочисленных, часто противоречивых, источниках?
20/2006 Лекция 4. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “управление информа-
ции”.
Могут ли ваши ученики разработать самостоятельно или выбрать из предложенных такое представление исход-
ной информации, которое будет наиболее понятно конкретной аудитории? Понимают ли ваши ученики, что с конфиденциальной информацией надо обращаться в соответствии с определенными нормами? Контрольная работа № 1.
21/2006 Лекция 5. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “оценка информации”.
Школьнику предлагается несколько информационных источников (например, статьи, сайты и т.п.), из которых он должен выбрать один, наиболее полно удовлетворяющий заданной потребности.
22/2006 Лекция 6. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “интеграция информа-
ции”.
Если школьник умеет анализировать различные источники по одной и той же теме и на основе этой деятельности создавать новую информацию в сжатом и точном изложении, то он обладает компетентностью “интеграция информации”.
23/2006

Лекция 7. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “создание информации”.
Школьник обладает компетентностью “создание информации”, если он умеет сбалансированно осветить проблему
на основе имеющейся, в том числе и противоречивой, информации.

Контрольная работа № 2.

24/2006 Лекция 8. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность “сообщение информации”.
Могут ли ваши ученики адаптировать представленную информацию для конкретной аудитории, умеют ли грамотно
цитировать источники, воздерживаться от провокационных высказываний при передаче информации конкретной аудитории?
Итоговая работа . Итоговая работа должна быть отправлена в Педуниверситет “Первое сентября” до 28 февраля 2007 г.
Лекция 1.
Цели и задачи проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. При этом изменчивость проявляет себя через небывалое прежде многообразие, затрагивающее практически все стороны общественной жизни. В качестве примеров можно привести:

1) изменение функциональности, мощности, внешнего вида ЭВМ;

2) изменение функциональных характеристик телефона (или того предмета, который все еще называется телефоном);

3) изменение методов медицинской диагностики;

4) новые технологии в стоматологии.

Все эти примеры обладают по крайней мере одной общей характеристикой: изменения стали возможны (или были вызваны) в результате передачи и обработки специалистами в сжатые сроки больших объемов информации.

Динамичные изменения, происходящие в обществе, во всей окружающей человека среде, породили различные наименования современного общества: “постиндустриальное общество”, “постцивилизация”, “технотронное общество” и т.п. Однако наиболее широко используется термин “информационное общество”.

Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Один из ведущих специалистов по информационной культуре Н.И. Гендина (директор НИИ информационных технологий, Кемеровский государственный университет культуры и искусств) пишет, что характер изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии “новая парадигма образования”. Новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия “образования для будущего”. Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

· смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

· освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

· дополнение традиционного принципа “формировать профессиональные знания, умения и навыки” принципом “формировать профессиональную компетентность”.

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе , что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект “Информатизация системы образования” (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

Проект ИСО направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Одним из индикаторов успешности проекта ИСО является его влияние на формирование информационной и коммуникационной компетентности выпускников девятого класса, которые завершают обучение по программе основной школы. Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы в основной школе, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе. Для определения информационной и коммуникационной компетентности девятиклассников в рамках проекта ИСО было выделено новое направление - “Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ”. Рабочая группа проекта начала свою деятельность в ноябре 2005 года. Руководителем проекта является Бурмакина Вероника Федоровна, научным консультантом - Марк Зелман. Концепцию проекта и направления его развития определяют следующие нормативные документы:

1. Отчет “ИКТ-компетентность в мировой практике. Показатель ИКТ-компетентности учащихся и работников образования как индикатор результативности Проекта ИСО”, подготовленный экспертно-аналитическим центром НФПК.

2. Отчет “Report on ICT Literacy and Standards”, подготовленный консультантом МБРР Марком Зелманом в апреле 2004 г.

3. Концепция проекта “Информатизация системы образования”. Методические материалы, 2006 г.

В рамках нового проекта предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка уровня компетентности девятиклассников в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, Республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край). Первая проверка уровня ИКТ-компетентности была проведена в апреле–мае 2006 года. В семи вышеперечисленных регионах было протестировано около 4 тысяч девятиклассников.

Цели проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников

Информационно-коммуникационная компетентность1 школьников в рамках проекта “Информатизация системы образования” определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access ) к информации, ее опознавания-определения (define ), организации (integrate ), обработки (manage ), оценки (evaluate ), а также ее создания-продуцирования (create ) и передачи-распространения (communicate ), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях (knowledge based economy ).

Особо отметим, что формирование информационно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент делается прежде всего на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся.

Таким образом, одной из главных задач нового проекта является разработка программного инструмента, позволяющего оценивать, как девятиклассник умеет работать с информацией, представленной в электронном виде. В этом программном инструменте можно выделить 3 составные части:

1) специально разработанная тестовая среда, имитирующая работу почтовой программы, браузера, текстового редактора и т.п.;

2) банк заданий, позволяющих проверять ИКТ-компетентность;

3) система сбора, хранения и анализа результатов тестирования.

Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

На основании результатов тестирования учащимся предполагается выдавать сертификат установленного образца, который будет фиксировать уровень ИКТ-компетентности, достигнутый школьником. В соответствии с распорядительными документами, принятыми в регионах проекта ИСО, сертификат будет учитываться в том числе при поступлении учащегося в учреждения профессионального образования с ИКТ-направленностью, а также при продолжении профильного обучения в классах с ИКТ-направленностью.

Для достижения основной цели проекта - разработки специализированного инструмента для автоматизированной оценки ИКТ-компетентности - были поставлены следующие задачи: анализ аналогичных исследований достижений учащихся, проводимых в России и за рубежом; уточнение понятия ИКТ-компетентности и на основе его уточнение спецификаций на разрабатываемые контрольные (тестовые) задания.

Мониторинг достижений учащихся в России и других странах

Гигантский поток информации, которую сегодня предоставляют системы информации и телекоммуникации, обостряет проблему подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Осознавая это, во многих странах придается приоритетное значение подготовке учащихся для работы с информацией. Для оценки результатов проводимой работы в некоторых странах уже проводятся исследования, подобные проверке ИКТ-компетентности девятиклассников.

США, страны Европы

С 1999 года в США компания ETS проводит оценивание ИКТ-компетентности (ИКТ-грамотности в зарубежной терминологии) у студентов колледжей (16–17 лет). Аналогичное тестирование проводится в Бельгии.

При обсуждении проблемы ИКТ-компетентности зарубежными специалистами широко используется термин “грамотность” (literacy ). Отечественные специалисты используют перекрывающиеся по содержанию понятия “грамотность”, “культура”, “компетентность”. Термин “грамотность” в широком смысле слова претерпел кардинальные изменения по своему содержанию. Если раньше “грамотным” был человек, который научился писать и читать, то сегодня этот термин употребляется гораздо шире. В современном обществе уметь читать и писать явно недостаточно, и требования как к юным гражданам, так и ко взрослым все возрастают. Уметь учиться в течение всей жизни становится главным умением и качеством (основой) новой грамотности.

Российские библиотеки

Проблема подготовки учащихся к жизни в веке информации связана не только с приобретением ими новой “информационной” грамотности. Она значительно сложнее. В России традиционно развитием и мониторингом информационной грамотности (информационной культуры) занимались и занимаются библиотеки. В.П. Чудинова (Российская государственная детская библиотека) отмечает значительные изменения таких понятий, как “читательская грамотность”, “медиаграмотность”, “компьютерная” и “информационная” грамотности, что с необходимостью приводит к новым формам работы специалистов библиотечного дела.

Международные исследования PISA

Значимым примером программы оценивания общей компетентности учащихся является “Программа международной оценки обучающихся” (PISA).

Как помнят многие из нас, Советский Союз был довольно закрытым государством. В связи с тем, что наша страна не участвовала в ряде сравнительных международных исследований, многие аспекты нашей жизни было невозможно оценить.

С начала 90-х годов Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования (тестировались девятиклассники в 2000-м и 2003 гг.). Проведение второго цикла международного исследования PISA в 2003 году было направлено на получение данных, необходимых для:

· сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран в области математики, чтения, естествознания и решения проблем;

· оценки динамики состояния функциональной грамотности учащихся в области математики, чтения и естествознания за последние три года;

· выявления факторов, позволяющих объяснять различия в результатах учащихся.

Отметим, что в тестировании PISA девятиклассникам предлагаются задания по математике, естествознанию и функциональному чтению. При этом задания по чтению (работа с текстом) проверяют сформированность основных познавательных деятельностей, необходимых для работы с информацией.

Результаты этих исследований показывают , что уровень подготовки школьников по естественно-математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники также не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира2.

Вместе с тем в этих исследованиях выявлено, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации.

Анализ результатов исследования PISA показал, что в практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы):

· с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

· с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;

· с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;

· с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и “лишние данные”;

· с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;

· с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбора ответа, записи слова или числа, краткого или развернутого обоснования и т.п.), в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.

Тестирование ECDL и Microsoft

О современном состоянии ИКТ-компетентности в России информации недостаточно. Программы тестирования ECDL и Microsoft по определению уровня ИКТ-грамотности позволяют говорить об оценке только технологических навыков владения компьютерными технологиями и знаний конкретных программных продуктов.

Определение ИКТ-компетентности

Развитие проекта по оценке ИКТ-компетентности должно начинаться с понимания, что, прежде чем ИКТ-компетентность можно будет эффективно измерить, надо четко представлять, что же мы хотим измерять, т.е. надо дать четкое определение ИКТ-компетентности.

Вначале рассмотрим, что стоит за термином “компетентность”, который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах Министерства образования и науки. Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетентности . За основу понятия “компетентностный человек” взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности .

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия):

Пример тестового задания “Языки программирования”

Приведем текст 5-минутного задания на проверку сформированности навыков “сообщение” (“передача”) и “оценка”.

Полный сценарий (его ученик видит на экране)

Ваша любимая учительница по информатике пригласила вас сделать доклад перед семиклассниками на тему “Современные языки программирования”. Вы очень серьезно подошли к поручению, прочитали “горы” литературы, но, как всегда, для подготовки хорошего доклада не хватает нескольких часов. Вы разослали краткий текст своего доклада трем друзьям и попросили сделать один (но хороший!) слайд, который вы планируете вставить в свою презентацию. Друзья не подвели, они прислали по электронной почте ответы. Ваша задача - выбрать лучший слайд, который будет понятен ученикам 7-го класса и поможет вам сделать хороший доклад.

От: [email protected]

Кому: [email protected] , [email protected] , [email protected]

Тема: нужен слайд

Текст письма

Ребята, зашиваюсь, помогите. Нужен один слайд для презентации по языкам программирования. Ниже краткое содержание моего доклада, вот к этой-то части и нужен слайд.

В настоящее время существует большое число языков программирования, которое не перестает расти, хотя надо заметить, что данный процесс замедлился. Языком программирования принято называть формально определенный язык для записи программы (т.е. содержащий средства описания данных и алгоритмов). Языки программирования делятся на два класса: процедурные и непроцедурные.

Процедурные (императивные) языки - это языки операторного типа. Описание алгоритма на этом языке имеет вид последовательности операторов. Характерным для процедурного языка является наличие оператора присваивания (БЕЙСИК, ПАСКАЛЬ, СИ).

Непроцедурные языки разделяются на три группы языков программирования: функциональные, логические и объектно-ориентированные.

Функциональные языки основаны на идее лямбда-исчисления и теории рекурсивных функций. Программа, написанная на функциональном языке, состоит из неупорядоченного набора уравнений, определяющих функции и значения, которые задаются как функции от других значений (ЛИСП, РЕФАЛ).

Логические языки основаны на использовании символической логики. Наиболее широкоиспользуемый язык - ПРОЛОГ.

Объектно-ориентированные языки - это языки, в которых понятия процедуры и данных, используемых в обычных системах программирования, заменены понятиями "объект" и "сообщение". В отличие от процедуры, которая описывает, как должна выполняться обработка, сообщение только определяет, что желает выполнить отправитель и что должно произойти. Наиболее развитым языком программирования считается СМОЛТОК, к этому классу языков относятся также Java, C++, Object Pascal.

mailto: [email protected]

Смена экрана (На экране представлены три раскрытых окна электронной почты )

Письмо 1

Письмо 2

Письмо 3

Выберите вариант слайда и обоснуйте свой ответ.

o Слайд из письма 1

o Слайд из письма 2

o Слайд из письма 3

o Информация представлена полно

o Информация понятна ученикам 7-го класса

o Информация изложена научным языком

o Информация представлена кратко

o Заголовок слайда отражает цель и содержание слайда

Конец задания

Попробуйте выполнить это задание, оцените, смогут ли ваши ученики выполнить это задание успешно. При выполнении теста ученик видел это задание как бы в среде почтовой программы. От него требовались технические навыки работы с почтовой программой (специально разработанная среда имитирует наиболее распространенные почтовые программы, но более дружественна; в ней нет “лишних” кнопок: даже если ученик первый раз работает с “почтовой” программой, то он сможет достаточно быстро понять, как она устроена).

Но цель данного задания (как, впрочем, и всех остальных) - проверить, как ученик может работать с информацией в “цифровом” формате. От него требуется так представить информацию, чтобы семиклассники поняли, о чем идет речь. Кроме того, от него требуется не только выбрать подходящий способ представления информации (слайд), но и обосновать свой выбор. Заметим, что школьники, как правило, с этим заданием справлялись успешно.

Результаты первого проведенного тестирования по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников

В соответствии с приведенным выше определением ИКТ-компетентности были разработаны тестовые задания, проверяющие одно или несколько когнитивных умений. Тест был рассчитан на 2 часа, он состоял из 14 вопросов: одиннадцать 5-минутных вопросов (на проверку одного умения), два 15-минутных вопроса (на проверку двух или трех умений) и один 30-минутный вопрос. Примеры вопросов вы можете также посмотреть в .

Тестирование было проведено в семи пилотных регионах проекта ИСО, протестировано было 4324 девятиклассника.

Тестирование проходило в помещениях ММЦ, в которых проводится и ЕГЭ. На выходе, после тестирования, члены рабочей группы проводили опрос учащихся. Школьникам задавали следующие вопросы:

· понравилось ли им участвовать в таком тестировании;

· устали они или нет;

· сложные были задания или нет;

· хотели бы они, чтобы их протестировали еще раз?

В целом ребятам участвовать в таком необычном тестировании понравилось. На диаграмме 1 приведена усредненная оценка, данная школьниками самим себе по их субъективным ощущениям, т.е. это усредненный ответ на вопрос “Как вы выполнили данный тест?”.

Однако реальные результаты по оценке ИКТ-компетентности не так радужны. Часто школьники говорили, что задания в тесте были простыми (легкими), но при обсуждении конкретных заданий через систему наводящих вопросов выяснялось, что ученик не понял сути вопроса. На первый план выступает та же причина, что и в неутешительных результатах программы PISA: наши школьники не умеют работать с информацией.

Отметим, что наиболее часто при опросе на выходе с тестирования школьники давали следующие комментарии: “Я никогда не читал так много”, “Очень много приходилось читать”, “Устал читать, часть заданий вообще не читал, пытался угадать ответ” и т.д.

На диаграмме ниже приведены средние результаты всех протестированных школьников с разделением по когнитивным умениям. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: low, medium, high (заметим, что в структуре ИКТ-компетентности проверяемые навыки расположены в порядке возрастания когнитивной сложности). Относительно высокие результаты, показанные учащимися по таким умениям, как управление и создание информации, отчасти объясняется тем, что на каждое из этих умений было предложено 1–2 задания, и эти задания оказались легче или понятнее остальных.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры идей, и в частности в образовании, которые изменились при вашей жизни.

2. Приведите примеры предметов материальной культуры человека, которые функционально изменились при вашей жизни.

3. Приведите примеры образцов поведения людей, которые изменились в типичных устойчиво-бытовых ситуациях.

4. Существует ли такая жизненная ситуация, в которой для человека принципиально важно (вопрос жизни и смерти) владение ИК-технологиями.

5. Какими технологическими навыками должен обладать школьник для успешного выполнения задания “Языки программирования”? Владеют ли ваши ученики (девятиклассники) этими навыками? Эти навыки при выполнении задания используются явно или косвенно?

Литература

1. Чудинова В.П. Медиа и грамотность личности: процессы и проблемы. Российская государственная детская библиотека. М.: Школьная библиотека, 2004.

2. Сборник материалов “Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса, региональный центр реализации программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. Сост.: Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. М.: Школьная библиотека, 2005.

3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. ИОСО РАО, 1999.

4. Knowledge and skills for life. First results from PISA 2000. OECD, 2001.

5. Knowledge and skills for life. First results from PISA 2000. Executive summary. OECD, 2001.

6. Measuring student knowledge and skills. A new Framework for Assessment. OECD, 1999.

Разделы: Администрирование школы

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Достижение цели считаем возможным через решение следующих задач :

  1. формирование единого информационного пространства школы МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  2. повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

1. Аппаратный: укрепление материально-технической базы.

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).

2. Информационный:освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

3. Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.

  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).

4. Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

  • локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
  • приказы директора;
  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема 2).

Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В Дневник.ру размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.

В связи с этим, разработана система обучения, основанная на требованиях “Государственного образовательного стандарта” (высшее педагогическое образование, год утверждения – 2005 http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm ), которая включает в себя:

1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.

2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

3. Интерактивные технологии обучения.

4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.

При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Элементы образовательной ИКТ - компетентности учащихся приведены в Приложении 1 .

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.

Оценка сформированности единого информационного пространства школы:

  • рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
  • удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
  • увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
  • количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
  • количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
  • количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
  • количество сетевых образовательных объединений педагогов.

Оценка ИКТ-компетентности педагогов.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
  • на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся.

Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Требования к тестовым заданиям можно сформулировать следующим образом:

  • любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
  • особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
  • выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

I .Использование ИКТ в вашей работе:

    использование проектора, интерактивной доски, документ-камеры

    размещение материалов в информационной среде (сайт школы, сайты педагогических сообществ)

    активная работа на странице Новости класса в Электронном журнале

    работа в интерактивном кабинете

    использование виртуальных лабораторий (в том числе ресурсы, предлагаемые "Единой коллекцией ЦОР"; в том числе для самостоятельной работы учащихся при отсутсвии технических средств в классе)

    использование устройствами сбора данных (в том числе видеокамера, фотокамера и т.п.)

    создание и работа дистанционного учебного курса

    подготовка к уроку (мероприятию) с использованием Интернета

    разработка дидактических материалов на компьютере

    интернет-олимпиады и игры по предмету

    ученический проект с использованием ИТ

    дистанционные конкурсы по предмету

II . Что из перечисленного является наиболее важным, на Ваш взгляд, препятствием в использовании ИКТ и ЭОР в обучении: *

можно выбрать несколько

Невозможно гармонично встроить использование ЭОР в программу по моему предмету

Не обладаю достаточным уровнем компьютерной грамотности

Это существенно увеличивает время работы педагога

Недостаточная техническая оснащенность моего кабинета в школе

Отсутствие необходимых ЭОР

Отсутствие поддержки со стороны технической службы школы

Нежелание учащихся применять новые технологии

Отсутствие методической поддержки по использованию ЭОР

Использование ЭОР снижает эффективность обучения

Просто не вижу особой необходимости в их использовании

Нет препятствий!

III . Выступление и работа с классом с использованием проекционных систем *

(Проекционные системы: телевизор+ПК, проектор, интерактивная доска, документ-камеры.)
Укажите вид деятельности:

Работа с презентацией на уроке

Использование для демонстраций на классных часах

Использование демонстраций на родительских собраниях

Просмотр видео

Проведение тестирования со всем классом

Работа с тренажерами

Сопровождение выступлений учащихся

Ничего из перечисленного, т.к. у меня в кабинете нет проекционных технологий

Ничего из перечисленного

другое:

IV . Оцените свою готовность к работе с интерактивными средствами. Интерактивные доски *

Я полностью готова/готов работать с Интерактивной доской (в т.ч. - у меня уже она есть). У меня есть готовые программные средства: электронные тренажеры, тесты, необходимые Интернет-сайты

Я полностью готова/готов работать с Интерактивной доской. Но пока ничего не знаю о программах, с которыми буду работать на этой доске

Я не готова/готов работать с Интерактивной доской. Мне достаточно тех технических средст, что есть в кабинете

Нет необходимости в интерактивных средствах на моих уроках

V .С какой целью посещаете Интернет-сайты *

можно выбрать несколько ответов

работа в Электронном журнале

посещаю сайт школы (в т.ч. фотоальбом, страницы служб)

сайты подготовки к ГИА, ЕГЭ (в т.ч. ФИПИ)

посещаю официальные сайты города и округа (МИОО, ОМЦ и т.п.)

сайт с цифровыми образовательными ресурсами (чтобы в т.ч. скачать для урока)

для просмотра on-line фильмов, радио

для самообразования (педагогического)

не работаю в Интернете - нет необходимости

не работаю в Интернете - не умею/плохо умею

если нет в предложенном списке, впишите свой вариант ответа

Регистрация на сайтах профессиональных сообществ. Адреса сайтов укажите через запятую

Курсы повышения квалификации 2012-2013уч.г., связанные с применением современных средств ИКТ *

    Написать название курса (или направление обучения), в т.ч. не через МИОО
    2. Укажите кол-во часов рядом с каждым курсом
    3. Если не было таких курсов в течение 2012-2013 учебного года - поставить прочерк

Инструменты оценки ИКТ-компетенции учащегося: Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы IC Literacy Test Тарасова К.В., ведущий специалист НФПК, разработчик тестовых заданий, старший научный сотрудник НИИСО, кандидат педагогических наук Разработка инструмента осуществляется при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка


Существующие тесты оценки ИКТ-компетентности/грамотности Australian National Assessment Program – ICT Literacy (выборочное исследование, основано на сценариях, оценка результатов – IRT) Internet and Computing Core Certification - IC3 (понимание как работает компьютер, знание ключевых программ и работа с Интернетом) Information Literacy Test (когнитивный, в форме вопрос-ответ, т.е. не основан на сценарии, результаты только на групповом уровне) International Computer Drivers License (измеряет технические знания, в формате вопрос-ответ на бумаге) Standardized Assessment of information literacy skills – SAILS (измеряет информационную грамотность ВНЕ среды ИКТ, форма вопрос-ответ на бумаге или через web- интерфейс) TRAILS: Tool for Real-time Assessment of Information Literacy Skills (измеряет информационную грамотность, в форме вопрос-ответ, отдельно по 5 категориям навыков)


Существующие тесты оценки ИКТ-компетентности/грамотности Тесты ИКТ-компетентности, основанные на сценариях: QCA Key Stage 3 ICT Test (британская национальная система тестирования ИКТ- грамотности, измеряет знания, навыки и умение решать проблемы при использовании ИКТ, основан на сценарии, формирующее оценивание, закрывается из-за низкой валидности) iCritical Thinking, бывшее iSkills, ETS (измеряет ИКТ грамотность студентов американских вузов, основана на сценариях, оценка результатов – IRT, не применим в других странах) ICILS: International Computer and Information Literacy Study (компьютерная и информационная грамотность, основан на сценариях, международный, оценка результатов – IRT, смешивает технические знания и информационную грамотность) Большая часть существующих тестов измеряет техническую грамотность и основана на формате вопрос-ответ (не жизненные ситуации), для оценки результатов используют простые баллы или IRT статистику.


Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности IC Literacy Test IC Literacy Test – это специально разработанный Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка измерительный инструментарий, позволяющий оценить степень владения выпускниками основной ступени общеобразовательной школы современными информационными и коммуникационными технологиями, которые используются человеком для получения новых знаний, коммуникации и исследовательской деятельности, в первую очередь, в цифровой среде.


Цели тестирования Цель: обеспечить реалистичную и разностороннюю оценку ИК-компетентности с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях Основные задачи: Оценить уровень ИК-компетентности выпускников основной школы Выявить факторы, которые влияют на формирование ИК-компетентности Выработать рекомендации по результатам тестирования Проверить влияние рекомендаций на повышение уровня ИК-компетентности Целевая аудитория: учащиеся при переходе из основной школы в старшую (9-классники)


Особенности инструмента IC Literacy Test Интерактивность, автоматизированный характер процесса тестирования и оценки его результатов Использование для сценариев тестовых заданий ситуаций из реальной жизни Акцент на оценке уровня сформированности НЕ технологических навыков и навыков владения определенными программными продуктами или техническими возможностями компьютера, но на СПОСОБНОСТИ оперировать информацией, решать практические задачи, используя ИКТ, мыслить и работать в «цифровом» мире Обязательным условием прохождения ICL Test является соблюдение правовых и этических норм при использовании цифровых технологий и инструментов, а также средств коммуникации Автоматическая обработка результатов тестирования, основанная на использовании сетей Байеса


Структура теста Тест состоит из 16 заданий, основанных на решении РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ (учебных, социо-культурных и др.), с которыми человек сталкивается в течение всей жизни. При выполнении заданий от участника тестирования требуется: осуществлять поиск проводить различные действия с данными и передавать их отбирать и анализировать информацию создавать или выбирать презентационные материалы для конкретной целевой аудитории принимать решения о правомерности и этичности использовании полученной информации.


Структура теста Уровень сложности задания Количество заданий Ожидаемое время выполнения задания Простое (оценка 1-й составляющей ИК-компетентности) Средней сложности (оценка 2-3 составляющих ИК-компетентности) Сложное (оценка 4-5 составляющих ИК-компетентности) заданий разной степени сложности и продолжительности выполнения Общая продолжительность тестирования - не более 2-х часов Широкий спектр цифровых технологий: текстовые редакторы, инструменты для создания презентаций, электронные таблицы, графики, базы данных, средства мультимедиа, электронная почта, социальные сети и др. Интернет-сервисы.


IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности Общие параметры задания Предмет оценки: составляющая ИКК «Создание (информации)» Продолжительность: 4 минуты Контекст: учебный (академический) Содержание: общественные науки Задача: выбрать наиболее подходящий заголовок для статьи, подобрать релевантное изображение, найти географические названия, требующие ссылок на соответствующие статьи в энциклопедии и создать ссылки. Пример тестового задания «Открытие Америки»


IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности Общие параметры задания Предмет оценки: составляющая ИКК «Управление (информацией)» Продолжительность: 4 минуты Контекст: личный Содержание: практические задачи Задача: сохранить информацию из писем таким образом, чтобы ее не потерять, чтобы в дальнейшем ее можно было найти легко и быстро. Пример тестового задания «Сортировка почты»



12





Результаты тестирования IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности 5 уровней ИК-компетентности: продвинутый; выше базового; базовый; ниже базового; развивающийся. 5 уровней ИК-компетентности: продвинутый; выше базового; базовый; ниже базового; развивающийся. Индивидуальные результаты учащихся содержат: общую оценку уровня ИК – компетентности учащегося персональные рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание. Индивидуальные результаты учащихся содержат: общую оценку уровня ИК – компетентности учащегося персональные рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание.



Возможности использования социологической анкеты 1.Базовые характеристики учащихся и их семьи: пол, привычный язык общения и обучения, образование родителей, социально-экономический статус семьи, наличие дома образовательных ресурсов, вовлеченность родителей в использование ИКТ. 2.Доступность компьютера для учащегося и практики его использования, не связанные со школой: наличие компьютера дома, цели использования компьютера, отношение к компьютеру, вовлеченность друзей в использование ИКТ, предпочитаемые виды досуга. 3.Влияние школы на ИК-компетентность: доступность компьютера в школе, использование его на различных уроках, отношение к этому и оценка эффективности использования компьютера среди самих учащихся, частота коллективной работы в образовательном процессе. ИК- компетентность Бэкграунд учащихся Доступность и практики использования компьютера вне школы Доступность и практики использования компьютера в школе Успеваемость Макрохарактеристики тип местности (село/город), тип школы (лицей, гимназия,и пр.) район/регион


Лонгитюдное исследование Результаты исследования ИК-компетентности учащихся 9-х классов Республики Татарстан в гг.


Преимущества ICL Test 1. Оценка когнитивных умений, а не технологических навыков 2. Комплексность анализа 3. Связь с реальной жизнью 4. Простота и доступность проведения 5. Автоматическая обработка результатов 6. Высокая валидность и надежность результатов тестирования 7. Возможность широкого использования и практическая направленность результатов тестирования 8. Успешная апробация инструмента 9. Инструмент одобрен ведущими международными экспертами 10. Ответственный подход к обработке данных


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!