» » Линкор Тирпиц – потерянные надежды. Тирпиц (линейный корабль) Линейный корабль тирпиц

Линкор Тирпиц – потерянные надежды. Тирпиц (линейный корабль) Линейный корабль тирпиц

» и «Тирпиц». Ничего сопоставимого по размерам Германия не строила ни до, ни после этого. Эти линейные корабли стали зримым символом возрождающего могущества Третьего Рейха. Внешний вид линкоров произвел на Гитлера такое впечатление, что он отдал приказ заняться проектированием еще более мощного корабля с водоизмещением 144 тыс. тонн, однако война перечеркнула эти планы.

Именно с этими кораблями были связаны надежды немцев на превращение их страны в первоклассную морскую державу. Но этому не суждено было сбыться. Линкоры были отлично вооружены, имели прекрасную защиту, могли развивать скорость до 30 узлов и пройти 8 тыс. морских миль, не заходя в порт.

Англичане отправили «Бисмарк» на дно уже во время его первого похода, а «Тирпиц» практически не принимал участия в боевых действиях. Однако самим фактом своего присутствия он создавал угрозу для союзных арктических конвоев и стягивал на себя значительные силы британского ВМФ. Когда-то американский адмирал Альфред Мэхэн сказал, что флот самим фактом своего существования влияет на политику. «Тирпиц» можно назвать наглядным доказательством этого утверждения.

В течение всей войны англичане пытались уничтожить линкор, но потопить гордость немецкого флота они смогли только в конце 1944 года.

Линкор «Тирпиц» - один из самых известных кораблей в истории: судьба этого судна и его гибель и сегодня привлекает внимание исследователей.

Проектирование и постройка

После прихода к власти гитлеровцы начали восстанавливать былое могущество немецкого военно-морского флота. По условиям Версальского мира Германии было запрещено спускать на воду корабли с водоизмещением более 10 тыс. тонн. Это привело к созданию так называемых карманных линкоров – кораблей с небольшим водоизмещением (около 10 тыс. тонн) и мощным вооружением (орудия калибром 280 мм).

Было понятно, что его главным соперником в предстоящей войне будет ВМФ Великобритании. В военном ведомстве Германии развернулась дискуссия о том, какие лучше корабли строить, чтобы успешно вести боевые действия на коммуникациях противника: подводные или надводные.

В середине 30-х годов приняли секретный план Z, согласно которому немецкий флот в течение 10-15 лет должен был значительно пополниться и стать одним из сильнейших на планете. Эта программа так и не была реализована, однако линейные корабли, предусмотренные планом, все-таки были спущены на воду.

Линкор «Тирпиц» был заложен 2 ноября 1936 года на верфи в Вильгельмсхафене (1 июля заложили «Бисмарк»). Согласно первоначальному проекту корабль должен был иметь водоизмещение в 35 тыс. тонн, но в 1935 году Германия отказалась выполнять условия Версальского договора, и тоннаж линкора увеличили до 42 тыс. тонн. Он получил свое имя в честь адмирала Альфреда фон Тирпица – выдающегося флотоводца и фактического создателя германских ВМС.

Корабль изначально задумывался как рейдер – обладая высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, «Тирпиц» должен был работать на английских коммуникациях, уничтожая транспортные корабли.

В январе 1941 года был сформирован экипаж, затем начались испытания корабля в восточной Балтике. Линкор был признан годным к дальнейшей эксплуатации .

Описание

Линкор «Тирпиц» имел максимальное водоизмещение в 53 500 т, общую длину — 253,6 метра и ширину – 36 метров. Корабль был прекрасно защищен: броневой пояс покрывал 70% его длины. Толщины брони составляла от 170 до 320 мм, рубка и башни главного калибра имели еще более серьезную защиту – 360 мм.

Каждая башня главного калибра имела собственное имя. Кроме того, следует отметить отличную систему управления огнем корабельной артиллерии, великолепную немецкую оптику и отменную выучку артиллеристов. Пушки «Тирпица» могли поражать 350-мм броню на дистанции до двадцати километров.

Вооружение «Тирпица» состояло из восьми орудий главного калибра (380 мм), расположенных в четырех башнях (две носовые и две кормовые), двенадцати 150 мм орудий и шестнадцати 105 мм пушек. Весьма мощным было и зенитное вооружение корабля, состоявшее из 37-мм и 20-мм орудий. «Тирпиц» располагал и собственной авиацией: на борту было четыре самолета Arado Ar196A-3 и катапульта для их запуска.

Силовая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов Wagner и трех турбин Brown Boveri & Cie. Она развивала мощность более 163 тыс. л. с., что позволяло кораблю иметь скорость хода выше 30 узлов.

Дальность плавания «Тирпица» (при скорости 19 узлов) составляла 8 870 морских миль.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что «Тирпиц» мог противостоять любому кораблю союзников и представлял для них серьезную угрозу. Проблема была лишь в том, что количество вымпелов в американском и английском флоте было куда больше, чем в германском, а тактика ведения боевых действий на море исключает рыцарские поединки «один на один».

Англичане боялись немецких линкоров и внимательно следили за их перемещениями. После выхода в море линкора «Бисмарк» весной 1941 года на его перехват были брошены основные силы британского флота и англичанам, в конце концов, удалось потопить его, хотя это и стоило им потери первоклассного линкора «Худ».

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя. Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

1 июля линкор был обнаружен английской подводной лодкой HMS Unshaken, которая передала данные руководству. Немцы перехватили это сообщение и смогли расшифровать его. Поняв, что «Тирпиц» обнаружен, немцы решили прекратить операцию и возвратить линкор на базу. Конвой PQ-17, оставленный без прикрытия, сильно пострадал от действий подводных лодок и авиации.

С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на линкор советской подлодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга Лунина. Лодка произвела залп из четырех торпед по «Тирпицу». Видеть результаты своей атаки они не могли, но слышали несколько сильных и слабых взрывов. Лунин посчитал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эсминцев сопровождения.

Информацию о повреждении линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и российской литературе, в немецких источниках сведений о ней вовсе нет. Немцы эту атаку попросту не заметили. Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы – это результат детонации торпед о морское дно.

Еще одной операцией, к которой привлекали «Тирпиц», стала атака немецких сил на Шпицберген. Она началась в сентябре 1943 года и получила название Sizilien («Сицилия»). Немцы подошли к острову и после обстрела его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию. При этом следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда по любому кораблю противника.

Операции против «Тирпица» и гибель линкора

Линкор «Тирпиц» не давал покоя британскому военному руководству. После потери «Худа» англичане отлично понимали, на что способен немецкий флагман.

В последних числах октября 1942 года началась операция Title. Англичане решили потопить «Тирпиц» с помощью торпед, управляемых человеком. К месту стоянки линкора их планировали отбуксировать в подводном положении с помощью рыболовецкого катера. Однако практически у самого входа в гавань с «Тирпицем» поднялась сильная волна, которая стала причиной потери обеих торпед. Англичане затопили катер, а диверсионная команда пешком ушла в Швецию.

Почти через год после этих событий британцы начали новую операцию по уничтожению корабля, она получила название Source («Источник»). В этот раз уничтожить линкор планировали с помощью сверхмалых подводных лодок (проект Х), которые должны были сбросить заряды со взрывчаткой под корпус «Тирпица». Каждая из этих лодок имела водоизмещение 30 тонн, длину — 15,7 м и несла по два заряда, каждый из которых содержал почти две тонны взрывчатого вещества . В операции принимали участие шесть мини-подлодок, к месту ее проведения их доставили на буксире обычные субмарины.

Диверсионные подводные лодки должны были атаковать не только «Тирпиц», дополнительными целями являлись «Шарнхост» и «Лютцов».

Лишь двум лодкам (X6 и X7) удалось сбросить свои заряды под днищем корабля. После чего они всплыли, и их экипажи попали в плен. «Тирпиц» не успел уйти с места стоянки, взрывы нанесли ему значительные повреждения. Со станины сорвало одну из турбин, повреждены шпангоуты, башня главного калибра «С» была заклинена, несколько отсеков затопило. Были уничтожены все дальномеры и приборы управления огнем. Линкор на длительное время был выведен из строя. Капитаны подлодок Х6 и Х7 на родине удостоились крестами Виктории – высшими военными наградами империи.

Немцы сумели отремонтировать «Тирпиц» только к весне 1944 года и он снова стал опасен. Следует отметить, что ремонт линкора после весьма тяжелых повреждений, произведенный без сухого дока – это настоящее достижение немецких моряков и инженеров.

В это время англичане начинают новую операцию против «Тирпица» - Tungsten («Вольфрам»). В этот раз упор делался на использовании авиации. В операции были задействованы несколько британских авианосцев. Две волны самолетов-торпедоносцев Fairey Barracuda несли не торпеды, а бомбы разных типов. В результате налетов корабль был сильно поврежден. Бомбы не смогли пробить броневой корпус линкора, но надстройки были серьезно разрушены. 123 члена корабельной команды погибли, еще 300 были ранены. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца.15 сентября началась операция Paravane. Самолеты Avro Lancaster ВВС Великобритании взлетели с аэродрома под Архангельском и взяли курс на Норвегию. Они были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и подводными минами. Одна из бомб попала в нос корабля и причинила такие повреждения, что линкор практически потерял мореходность. Переправить «Тирпиц» в сухой док и провести серьезный ремонт в конце 1944 года у немцев уже возможности не было.

Линкор был переведен в залив Сёрботн у острова Хокёйя и превращен в плавучую артиллерийскую батарею. В этом месте дислокации он был в зоне досягаемости авиации с английских аэродромов. Следующий налет (операция Obviate) не увенчался успехом из-за плохой погоды.

Фатальным для корабля стал налет 12 ноября (операция Catechism), во время которой три сверхмощные бомбы Tallboy поразили линкор. Одна из них отскочила от брони башни, но две другие пробили броневой пояс и привели к затоплению «Тирпица». Из 1700 человек экипажа погибли 1000, включая командира корабля. До сих пор непонятным является пассивное поведение люфтваффе, самолеты которого не предприняли попыток помешать бомбардировке.

После окончания войны обломки линкора были проданы норвежской компании, которая разбирала останки корабля до 1957 года. Носовая часть «Тирпица» так и осталась лежать там, где корабль принял свой последний бой.

Неподалеку от места гибели линкора был установлен памятник погибшим членам экипажа.

«Тирпиц» является одним из самых известных военных кораблей. О линкоре написаны сотни статей и книг, о нем сняты фильмы. Безусловно, история этого корабля является одной из ярчайших страниц Второй мировой войны.

Несмотря на то что «Тирпиц» практически не использовал свои орудия в бою, его влияние на ход войны в северной Атлантике и Арктике было огромным. После его уничтожения союзники смогли перевести значительные силы ВМФ на другие театры военных действий: Тихий и Индийский океан, что значительно ухудшило положение Японии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений.

История полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира. В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене. Линкор « » — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века.

После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота «Бисмарк» и«Тирпиц». Внушительный вид новыхвоенных кораблейнастолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям.

Линкор «Тирпиц» был построен на верфи «Wilhelmshaven » в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, «Тирпиц» в боевых действиях поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам. Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и » начал стремительно кренится на левый борт. Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

С точки зрения истории можно посмотреть на любой и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

линкор Тирпиц фото

линкор Тирпиц показательные стрельбы

линкор Тирпиц ходовая рубка

орудие линкора Тирпиц, фото сделано в порту Fættenfjord, Норвегия

линкор Тирпиц готовится к бою

Тирпиц в одном из походов

линкор «Tirpitz» в порту Fættenfjord возле Trondheim, Норвегия, июнь 1942

линкор Тирпиц в Scheerhafen, Киль, 1941

линкор «Тирпиц» брат-близнец линкора «Бисмарк», с которым они никогда не виделись

линкор «Тирпиц» в порту крепости Altenfjord, Северная Норвегия

линкор «Тирпиц» немцы не спешили выставлять в бой

Технические характеристики линкора «Тирпиц» :

Длина - 251 м;
Ширина - 36 м;
Высота - 15 м;
Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 53500 тонн;
Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность - 163026 л.с.;
Скорость - 30,8 узла;
Дальность плавания - до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав - 108 человек;
Личный состав - 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм - 8;
Орудие 150 мм - 12;
Орудие 105 мм - 16;
Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4;
Зенитное вооружение 37 мм - 16;
Зенитное вооружение 20 мм - 12;
Авиация:
Самолёт «Arado» - 4;

линкор Тирпиц иллюстрации

на линкор «Tirpitz» немцы возлагали большие надежды

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Линейный корабль «Тирпиц ». Назван в честь Гросс-адмирала А. фон Тирпица создателя Германского флота Открытого моря в П ервую мировую войну.
Вступил в строй в 1941г.

Водоизмещение полное 52 600 т. Длина наибольшая 251 м, ширина 36 м, осадка 9,9 м., скорость 30 уз.

Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, шестнадцать 105-мм зениток, шестнадцать 37-мм и двенадцать 20-мм автоматов, 8 торпедных аппаратов (установлены в 1942 г.), 6 гидросамолетов.

Всего построено 2 единицы: "Бисмарк"(1939г.) и "Тирпиц " (1941 г.). После гибели линкора Бисмарк немцы использовали «Тирпиц » крайне осторожно. Фактически на его счету всего одна боевая операция — почти безрезультатный поход к Шпицбергену в сентябре 1942 года. Остальное время сверхлинкор прятался в норвежских фьордах.


11 сентября 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины X-6 и X-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины.
Потом за линкор принялись английские авианосцы, с которых с апреля по август 1944 года было совершено семь налетов на Альтен-фьорд . Наиболее удачным оказался самый первый налет 3 апреля 1944 года, в котором вместе с пятью другими авианосцами участвовал Фьюриес .


В тот день в 4.15 утра с авианосцев, находившихся в 120 милях от цели, поднялись истребители сопровождения «Корсар», за ними взлетело первое ударное крыло из 21 пикирующего бомбардировщика «Барракуда», а потом остальные истребители «Хэллкэт » и «Уайлдкэт ». Появление этой армады над «Тирпиц » оказалось полной неожиданностью для немецкой ПВО, которая не только не успела поднять в воздух истребители, но даже не открыла упредительный зенитный огонь.


В то время как бомбардировщики пикировали на вражеский линкор, истребители огнем своих пулеметов и пушек полностью дезорганизовали корабельную и береговую зенитную артиллерию. Немцы начали спешно ставить дымовую завесу, но было уже поздно. В 5.29 первые бомбы начали рваться на палубе линкора. К небу взметнулось пламя и дым, поднялись фонтаны воды.


Когда через час над Альтен-фьордом появилась вторая волна самолетов, дымовая завеса почти полностью скрыла корабль, а оправившаяся зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь. Однако по вспышкам пламени на палубе «Тирпиц » летчики сумели отыскать линкор и, пикируя с высоты 3 тыс. м, снова атаковали его. Бомбы разорвались близ кормовой башни главного калибра, в середине корпуса и на полубаке. К 8 часам все было кончено.


Из 121 самолета, участвовавшего в налете, погибло всего 3, на «Тирпиц » сбросили 40 бомб. Тяжело поврежденный, корабль немцы отбуксировали в район Тромсе с целью включить его артиллерию в линию обороны Северной Норвегии. А чтобы обеспечить непотопляемость под его днищем соорудили огромный фундамент из валунов.


«Тирпиц » добили в Тромсё . Честь нанести смертельный удар по крупнейшему гитлеровскому линкору выпала 24-летнему командиру эскадрильи британских ВВС Дж. Тэйту . Утром 12 ноября 1944 года 32 тяжелых сухопутных бомбардировщика «Ланкастер», увидели свою цель-израненный , но по-прежнему грозный “Тирпиц ”. В 9.35 немецкие наблюдатели увидели приближавшиеся бомбардировщики.


Линкор немедленно (с дальности более 11 км) открыл огонь главным калибром — чудовищные разрывы в воздухе 380-мм снарядов с дистанционными трубками заставили англичан рассредоточиться. “Ланкастеры” встретили шквал огня, но они один за другим метко сбрасывали свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки. “Тирпиц ” получил 3 прямых попадания.


К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 9.50 крен достиг 60°. Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим “Тирпиц ” перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории немецких сверхлинкоров .


Характеристики:
Длина: 251 м
Ширина: 36 м
Водоизмещение: 50300 тонн
Осадка: 10 м
Скорость: 30 узлов
Орудия: 8 — 380 мм; 12 — 150 мм
Торпедные аппараты: 8
Зенитные установки: 16 — 105 мм; 16 — 37 мм; 12 — 20 мм автоматов
Самолеты: 6 гидро

Дополнения:

Вот более достоверно как мне кажется
Н. Г. Мухин
…майор медицинской службы в отставке, участник полярных конвоев и союзнической операции по уничтожению линкора
Как линкор "Тирпиц " окончил свой недолгий путь

Английский премьер-министр Уинстон Черчилль, хорошо понимая опасность возможных неожиданных рейдов "Тирпитца " в районы прохождения конвоев, в сердцах заявил чинам британского адмиралтейства: "Пока этот проклятый линкор в строю, он будет представлять постоянную угрозу для наших морских коммуникаций… " …

…Уничтожить или серьезно повредить корабль — таково было второе, теперь категорическое, требование Черчилля. Что же предпринималось для его выполнения?

Одной из первых попыток была внезапная авиационная атака. Тщетно! Королевские военно-воздушные силы потеряли 14 новейших боевых самолетов, не причинив линкору ни малейшего ущерба. "Орешек" оказался крепким.
В рамках обеспечения очередного союзного конвоя "PQ-17" на подходах к основным пунктам базирования советское и британское командования развернули подводные лодки. Одной из них, "К-21", командовал будущий Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин…
…Поздно ночью с 3 на 4 июля 1942 года разведка донесла в штаб Северного флота, что немецкая эскадра из трех тяжелых кораблей, среди которых был "Тирпитц " и 7 эсминцев вышла в открытое море с целью перехвата конвоя "PQ-17". Командующий флотом радиограммой, переданной командирам подводных лодок, находящихся на позициях, приказал решительно атаковать врага. 5 июля 1942 года, после полудня, Лунин увидел в перископ отряд кораблей. В сопровождении миноносцев шел "Адмирал Шеер ", а за ним следовал "Тирпиц ". Совершив дерзкий прорыв в центр вражеской эскадры, подводная лодка "К-21" в 18 часов одну минуту, с дистанции 17-18 кабельтовых, с короткими интервалами, произвела залп из четырех кормовых торпедных аппаратов и тут же ушла на глубину. Акустик зарегистрировал несколько взрывов. В начале 60-х годов, автор и Н.А. Лунин, будучи лекторами Общества "Знание" в Ленинграде, многократно встречались. Вспоминая службу на Северном флоте в годы минувшей войны, всякий раз разговор невольно заходил и о дерзкой атаке "Тирпитца "" подводной лодкой "К-21". Лунин был сдержан. Он утверждал: ".. . Торпеды попали в цель, хотя характер повреждений на линкоре остался неизвестным" …

…Между тем "проклятый линкор" продолжал представлять опасность. Справится с ним не смогли проникшие на вражескую базу 22 сентября 1943 года специально сконструированные и построенные в Англии "карликовые субмарины" или "мини-подлодки". Прикрепленные их экипажами к корпусу корабля четыре мины с часовым механизмом нанесли незначительный ущерб. Проведенный в сжатые сроки ремонт вернул линкор в строй. Да, усилия для борьбы с "Тирпицем " предпринимались немалые. И все же удалось его обезвредить…
…На осень 1944 года британские ВВС запланировали новый массированный налет на линкор, стоявший в то время на якоре в Альтен-фьорде . Первоначально намечалось осуществить эту операцию с баз на территории Великобритании. Однако, в результате достигнутой между союзниками договоренности, удар по "Тирпитцу " наносился английскими бомбардировщиками с советской военно-воздушной базы "Ягодник", расположенной близ Архангельска…

У Великобритании, а немецкие моряки получат лучший в мире флот. В результате были созданы сильнейшие для своего времени корабли «Бисмарк» и его "sistership" - линкор «Тирпиц». О судьбе последнего здесь и пойдет речь.

Концепция немецких линкоров

Пребывая в восторге от удачных рейдов немецких кораблей на обширные торговые коммуникации Англии во время первой мировой, немецкие адмиралы видели новый флот «рейдерским». Они полагали, что корабль, обладающий высокой скоростью движения, большим запасом хода и вооружением, способным противостоять целой эскадре противника, будет настоящим «ужасом» для торговых маршрутов врага. А флот таких кораблей сможет и вовсе блокировать морское сообщение противника. Исходя из такой концепции, конструировался линкор «Тирпиц», который, по сути, был "крейсером-переростком", но с вооружением от Восемь 380-миллиметровых орудий «Тирпица» были в состоянии отправлять 800-килограммовые снаряды за горизонт (35,5 км), а по скорости (30,8 узлов) и дальности плавания (в 9000 морских миль) он не имел себе равных среди кораблей подобного класса.

Сравнение с другими кораблями

Как уже говорилось, линкор «Тирпиц» был построен по концепции крейсера, и за его выдающееся ходовые и скоростные качества было заплачено броней и общей живучестью корабля. «Тирпица» и «Бисмарка» сейчас величают чуть ли не самыми мощными кораблями в истории человечества, а между тем многие из их современников превосходили «немцев» и по броне, и по вооружению, не говоря уже о таком необходимом качестве, как минная защита. «Ришелье», «Саут Дакота», итальянский «Литторио» и японский «Ямато» были линкорами явно более мощными. Славу немецким кораблям подарила фашистская пропаганда и оправдания английского флота, который потерял в бою с «Бисмарком» своего флагмана, а потом всю войну чуть ли не в полном составе гонялся за «Тирпицем». На изображении ниже можно увидеть линкор "Тирпиц" - фотография сделана на стоянке в Норвегии.

Боевая служба

Планам кригсмарине не суждено было сбыться. Попытка прорваться на коммуникации врага закончилась гибелью линкора «Бисмарк» и больше подобных попыток немцы не предпринимали. К тому же с уничтожением конвоев прекрасно справлялись подводные лодки и морская авиация. Линкор «Тирпиц» по большому счету участвовал лишь в одной, почти безрезультатной, боевой операции - походе к Шпицбергену в 1942 году. После этого его всю войну прятали в а английские флот, авиация и силы специального назначения пытались до него добраться. Для английского правительства уничтожение линкора стало идеей-фикс, Черчиль даже называл его «зверем». Одно его присутствие у берегов Норвегии дало повод англичанам отказаться от морских конвоев в Мурманск. Так что можно сказать, что линкор «Тирпиц» многое сделал - ничего не делая.

Гибель линкора

В ноябре 44-го года до линкора все же добрались англичане. 12 ноября, застав врасплох зенитную оборону, на корабль сбросили свои 4500-килограммовые бомбы 32 "Ланкастера". Четыре сверхтяжелые бомбы упали на его палубу, от их взрывов сдетонировал боезапас линкора, он перевернулся и затонул.

Тирпиц

«Тирпиц» (нем. Tirpitz) - второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» (норв. Den ensomme Nordens Dronning). Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

История применения

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало значительные силы Королевского флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и с моря «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжелых пятитонных бомб «Толлбой».

Операции «Тирпица»

Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил лесовоз "Ижора", который отстал от QP-8. 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» для атаки конвоя PQ-17 (План Rösselsprung - «Ход конем»). Из-за задержек с разрешением начала операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. В этот же день линкор был атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, однако слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов послабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок его доклад интерпретировали как донесение о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и российской мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки «К-21», однако данные утверждения не имеют документальных подтверждений. Немецкие корабли избежали попаданий (и даже не отметили самого факта атаки); услышанные взрывы современными исследователями объясняются подрывом торпед при ударах о грунт либо отдаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых судами конвоя. Некоторые российские массовые издания до сих пор публикуют доводы в пользу версии о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц».

Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно. Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») - рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»

Англичане начали атаки на «Тирпиц» ещё во время постройки и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title

30-31 октября 1942. Попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» - (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан - Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фиорд Тронхайма (Trondheimsfjord). Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source

Сентябрь 1943 год: первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась.

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

К апрелю 1944 «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

«Тирпиц» по прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налета: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism

Операция Paravane (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция Obviate (англ. устранять) - но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню «С». В итоге Тирпиц затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы - линкоры и авианосцы - из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, - в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

Тирпиц - второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине