» » Монотонное произнесение убаюкивающее красоту и отчасти смысл. Речевой этикет для детей и взрослых

Монотонное произнесение убаюкивающее красоту и отчасти смысл. Речевой этикет для детей и взрослых

Однообразный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. МОНОТОННЫЙ однообразный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

- (иноск.) скучный (однообразный, неоживленный). Ср. «Монотонное чтеніе». «Монотонная жизнь». Ср. Трескъ, подсвистыванье, царапанье, степные басы, теноры и дисканты все мѣшается въ непрерывный монотонный гулъ... Однообразная трескотня убаюкиваетъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

монотонный - ая, ое. monotone < monotonus < monos один + tonos тон, звук. 1. Однотонный, однозвучный. БАС 1. Острая голова, прекрасное произношение, только очень monotone. 1803. АБТ 2 191. Неправильность, нравившаяся нам сначала, наконец кажется нам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МОНОТОННЫЙ, монотонныйая, монотонное (книжн.). Отличающийся монотонией, однообразный. Монотонное пение. Монотонная речь. Читать монотонно (нареч.). || Лишенный разнообразия, однообразно скучный. Монотонная жизнь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

монотонный - ая, ое; о/нен, о/нна 1) Очень однообразный по тону, звучанию. Монотонное чтение. Монотонный голос. Я прилег... монотонный звон колокольчика и холод клонили меня ко сну (Мельников Печерский). Синонимы: однозву/чный, одното/нный 2) перен. Лишен … Популярный словарь русского языка

- (иноск.) скучный (однообразный, неоживленный) Ср. Монотонное чтение. Монотонная жизнь. Ср. Треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, теноры и дисканты все мешается в непрерывный монотонный гул... Однообразная трескотня убаюкивает, как… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

монотонный - нарочито монотонный … Словарь русской идиоматики

Через нем. mоnоtоn (XVIII в.; см. Шульц–Баслер 1, 147) или франц. monotone от греч. μονότονος однозвучный … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Прил. 1. Однотонный, однозвучный (об интонации, голосе и т.п.). отт. перен. Однообразный по форме, расцветке, краскам. 2. перен. Лишённый перемен, разнообразия; скучный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Нефритовые четки , Акунин Борис , На похоронах человека, который собирался стать буддой, публики было до неприличного мало. Из компатриотов один вице-консул Фандорин, бывший сослуживец покойного. Эраст Петрович стоял над… Серия: Новый детективъ Издатель: Захаров ,
  • CD-ROM (MP3). Багдадский вор , Акунин Борис , О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… Производитель: Медиа Книга , аудиокнига

Когда-то сказал замечательную вещь: «Существует 50 способов сказать "да", столько же вариантов сказать "нет". Но есть только один способ это записать». Здесь речь идет об интонации. Ведь с ее помощью можно не просто выразить мысль, но и передать свое отношение к сказанному. Что такое интонация? Почему она так необходима?

Определение

Интонация - это изменение силы, темпа и тона речи. Другими словами, это варьирование звучания голоса. Основные виды интонации таковы: повествовательная, восклицательная и вопросительная. Для первого варианта характерно ровное и спокойное произношение, но последний слог проговаривается чуть ниже остальных. Например, фраза «Ты взял билет на Гавайи» просто

Яркий эмоциональный окрас и выделение важнейшего слова тоном выше — это касается восклицательного вида фонетической организации речи ("Ты взял билет на Гавайи!"). В предложениях последнего вида повышенной интонацией выделяется вопросительное слово. Делается это независимо от того, в начале или в конце фразы оно стоит ("Ты взял билет на Гавайи?").

Зачем изменять интонацию?

Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, даже вызвать слезу. А самое главное — побудить к действию. В повседневной речи с этим обычно проблем не возникает. Но что касается то тут могут возникнуть определенные трудности.

Речь, даже очень содержательная, но безо всяких изменений интонации, похожа на работу печатной машинки, которая в одинаковом темпе чеканит буквы. Идеально, чтобы звучание голоса напоминало мелодичную игру на музыкальном инструменте. Некоторые ораторы в силу волнения или того, что стараются читать уже написанный текст, забывают о том, что такое интонация. Поэтому их речь звучит действительно монотонно. Такие выступления убаюкивают. Кроме того, если говорящий не изменяет силу, высоту или темп голоса, то нельзя понять его личное отношение к собственным словам.

Как это делать?

Но этого нельзя достичь с помощью каких-то технических приемов. Например, пометить в конспекте речи, где надо прибавить силу голоса, а где увеличить темп. Такой доклад введет аудиторию в недоумение. Опытные ораторы говорят, что секрет их успеха в том, что они стараются сами проникнуться мыслями, которые хотят донести до слушателей. И тогда интонация речи звучит не искусственно, а искренне.

Изменение силы голоса

Этот прием не сводится к простому периодическому увеличению или уменьшению громкости, которое происходит со скучным однообразием. В первую очередь это искажало бы смысл сказанного. С другой стороны, слишком частое и неоправданное усиление голоса резало бы слух. Это выглядело бы так, будто кто-то время от времени то увеличивает громкость радио, то уменьшает ее.

Силу голоса в основном определяет сам материал. Например, если надо выразить приказ, осуждение или глубокую убежденность, то увеличение громкости речи было бы очень уместно. Также таким образом можно выделять главные пункты высказывания. Второстепенные мысли необходимо выражать ослаблением громкости и ускорением темпа речи. Напряженным и приглушенным голосом передают волнение и тревогу. Но если всегда говорить слишком тихо, то аудитория может воспринять это как неуверенность или безразличие к собственным словам. Иногда неоправданным использованием интенсивности звучания речи можно не достичь конечной Это бывает в тех случаях, когда словам нужна как раз не сила, а сердечность.

Что такое интонация: изменение темпа

В повседневных разговорах слова льются легко и спонтанно. Если человек взволнован чем-то, то говорит быстро. Когда же хочет, чтобы слушатели хорошо запомнили его слова, то замедляет темп. Но в публичных выступлениях делать это не всегда легко. Особенно если говорящий зазубрил текст на память. В таком случае его интонация бывает холодная. Он сконцентрирован только лишь на том, чтобы чего-то не забыть. Соответственно, темп его речи, скорее всего, будет одинаковым во время всего выступления.

Чтобы не делать таких ошибок, надо усвоить основные приемы грамотной техники разговора. Ускорять речь следует на несущественных деталях или незначительных подробностях. А вот главные мысли, значимые аргументы или кульминационные пункты надо озвучивать медленно, четко, с расстановкой. Еще один важный момент: никогда не надо тараторить настолько быстро, чтобы от этого страдала дикция.

Что такое интонация: высота звучания

Без (модуляции) речь была бы лишена благозвучия и эмоциональности. Радостное возбуждение и рвение можно передать повышением тона, тревогу и грусть — понижением. Эмоции помогают говорящему достичь сердца своих слушателей. А значит, и быстрее побудить их к определенным действиям.

Правда, существуют тональные языки (например, китайский), в которых изменение высоты тона влияет на значение самого слова. Поэтому там иное понятие того, что такое интонация. Русский язык к таким не относится. Но и в нем с помощью модуляции можно выражать разные мысли. Например, чтобы превратить в вопросительное, его конечную часть проговаривают с восходящей интонацией. В результате мы по другому воспринимаем сказанную фразу.

Интонация для любого высказывания, будь то повседневный разговор или публичное выступление, — это как специи для блюда. Без них оно безвкусно. Правда, надо использовать ее с умом, чтобы не переборщить. В этом случае речь будет выглядеть наигранной и неискренней.

Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями.
К. С. Станиславский

Монотонное произнесение, убивающее красоту и отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора.
А. Говоров

«От сердца к сердцу нити проложить. И как живой с живыми говорить» - таково требование к ораторскому искусству. Ведь «источник красноречия - в сердце» (Дж. Милль). «Чтоб собеседник нашу мысль постиг - Нужней нам сердце, нежели язык» - гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков - все, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.

Изменение основного тона - настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.

Звуковысотные сигналы несут различную информацию: передают интонацию предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение различных компонентов речи (например, движение топа вниз выделяет вводное предложение), выражают эмоциональное отношение к предмету разговора.

Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они - основа общественного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.

Речь человека индивидуальна и неповторима. Интонации рождаются в процессе выполнения конкретной задачи, в конкретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением и т. д.). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тренировать существующие определенные модели, схемы предложений русской речи.

Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне («центре» своего голоса), обязательно несколько повышая тон в середине фразы, «чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить», а затем опуская его к точке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру говорить с интонацией, не свойственной русской речи, как бы «задирая» концы фраз:


Фраза с «задранными» концами приближается к вопросительной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления, сомнения.

Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи выделение ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения. Но не всегда так получается, потому что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наибольшую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.

Проследите за тем, чтобы все безударные слова «бежали» под ударное слово - не повышайте на них тон голоса.

Напоминаем еще раз: голос наш способен на уровне одного слога воспроизводить пять способов его мелодического выделения. При слове «Нет!» тон голоса может быть ровным (-), восходящим (/), нисходящим (\), восходяще-нисходящим (/|), нисходяще-восходящим (V). Такое владение голосовой гибкостью не только в пределах фразы, слова, но даже одного гласногозвука в слове обеспечивает усиление психологической действенности звучащего слова

Упражнение «Кончил дело - гуляй смело». В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.

Для того, чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним слогом - «ма». Будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.

Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.

Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)

Подождут.

Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)

Помолчишь?

Ма, ну я прошу - пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)

Не канючь и не фусти.

Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге ма.)

Кончишь дело - гуляй смело.

Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса:

1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:

2) в неполных предложениях (без сказуемого) с союзом А:

о будущем?

он? лекция?

3) в предложениях, начинающихся со слова «разве»:

Разве это|

Однако, если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то

она принимает восходяще-нисходящий характер звучания:

это не инте

Разве для молодежи?

Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нисходящим рисунком) относятся:

1. Фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:

«Как вы себя чувствуете?», «Какая сегодня погода?»;

2. Фразы с вопросительными частицами ли, неужели:

«Придут ли они?», «Неужели не придут?»,

«Неужели это их не интересует?», «Думают ли они о деле?»;

3. Фразы с соединительным союзом или:

«Поймут или нет?», «Ждать или уйти?»,

«Верит или сомневается?»

В вопросительной фразе после повышения тона не все умеют опустить его и тем самым снижают выразительность, действенность речи.

Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце тон голоса понижается в вопросительной интонации:

Ког| | человек

|счастлив?

К. С. Станиславский образно и точно по рисунку сравню? вопросительную интонацию с «кваканием»:

Если текст состоит из нескольких вопросов, то они должны звучать обязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.

В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, «многоколенному кваканию»), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изумления, недоумения, возмущения и т. п.

Одной из распространенных мелодических конструкций, используемых в живой речи, является конструкция перечисления. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создастся восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

(А. Н. Некрасов)

Перечисления бывают неограниченные и ограниченные. При неограниченном перечислении рисунок звучания мысли восходящий (/). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, слегка повышая каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отразившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие. При ограниченном же перечислении конструкция фразы - восходяще-нисходящая: предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове топ голоса понижается

и испуга.

Оратор часто использует такую стилистическую фигуру, как антитеза - противопоставление. При мелодике противопоставления повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. И чем ярче этот рисунок повышения и понижения тона голоса, тем сильнее противопоставляется одно другому:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

(Н. А. Некрасов)

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.

(И. Л. Крылов)

Мелодические схемы противопоставления и сопоставления хорошо тренируются на пословицах, поговорках, афоризмах, крылатых выражениях:

Не всегда говори |то, что знаешь |, но всегда знай то, | что говоришь.

Часто красиво говорят, I а слушать нечего.

Что не складно, I то и не ладно.

Ничего не может быть в уме, | чего не было в чувстве,

Коротко и ясно, I оттого и прекрасно.

Не гордись званием, I а гордись знанием.

Пользуется оратор и побудительными предложениями в своей речи. Мелодическая схема их похожа на повествовательное предложение (восходяще-нисходящая линия звучания), но имеет свои особенности, которые надо знать. При побудительном предложении: 1) несколько выше произносится начало фразы; 2) значительно ниже высота тона последнего ударного слога во фразе; 3) больше интервал в высоте тона между самым высоким и следующим за ним низким тоном.

Бесконечно разнообразны мелодические конструкции восклицательных предложений, как бесконечны эмоции, чувства, волевые импульсы, желания, которыми сопровождается речьговорящего. Любое повествовательное, вопросительное предложение можно сказать с восклицанием. При этом в более высоком тоне звучит все предложение; меньше падение тона на последнем ударном слоге; более интенсивно звучит фраза. Есть восклицания, которые выражаются каким-либо местоимением (какой, какая, такой, такая), наречием (как), междометием (ах, ох, о, аи...), словами, перешедшими в междометие (батюшки, господи).

Диапазон голоса

Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр - это часть звукоряда, это ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех регистрах: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или грудном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном - и нижний. Этому способствует наш прием «подлаивания».

Упражнение «Трап».

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой.

«Подлаивать» не забывать.

И все три трапа можно «взять».

трап! С трапа

С травы на|

на траву.

трап! С трапа

С травы на|

на траву.

трап! С трапа

С травы на|

на траву.

Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый трап. За рукой, которая легко «вспрыгивает» па видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.

Упражнение «Этажи». Поднимайтесь по этажам, отсчитывая пройденные:

и шестой этаж...

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

И первый этаж,

Проверяйте опору звука, «подлаивая» слово «этаж». Слова «и первый, и второй, и третий...» как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Теперь спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

и первый этаж.

Упражнение «Чудо-лесенка». Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко но слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)

Шаг-на-го-ры, (выше)

Шаг-на-ту-чи... (еще выше)

А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)

Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения и понижения голоса - важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение «Авиамоделист». Кисть руки - это сконструированная вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «модель» набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мертвую петлю», мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком АААА... Голосом «рисуйте» путь следования «модели», которая легко маневрирует в воздухе.

У п р а ж н е н и е «Прыгун». Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем экране» - в воображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:

И вот лечу... кручу.

Теперь мне надо опуститься

Чтоб ставить точку

научиться.

Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

А теперь убыстрите темп речи, легко «взбегая на вышку» с таким текстом:

Вот оборот! взлетаю! Как птица я... Прыжок! взбегаю я легко На вышку

Скрываюсь быстро

под водой.

Упражнение «Ворона»

Ворона каркнула и

Так удивил ее Сороки глас!

Потом понижение большими интервалами до грудного регистра

спустилась,

мягко села,

С укором поглядев на нас:

Ведь по-сорочьи «тр!тр!» мы трещали. Средний регистр

Подвижность диафрагмы развивали.

Упражнение «В лесу».

Диапазон чтоб свой развить,

Люблю с утра я в лес ходить.

Регистры средний, и грудной

Я разовью, и головной.

Вокруг себя лишь посмотрю

И радостно заговорю: -

Грудной регистр мой

А средний - словно тот дубок:

Не низок он и не высок. А головной -

как та сосна

Стоит стройна и зелена!

Упражнение «Новогодняя елка».

Ай да елка! Красота!

Широта и высота!

Снизу вверх гляжу, гляжу...

Глаз от ней не отвожу!

Вот гирлянды,

Поглядите-ка туда:

Что там светится?

Ай да елка! Красота!

Я любуюсь неспроста.

Тренируюсь заодно:

Проверяю «верх» и «дно».

Упражнение «Колокола».

Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.

В грудном регистре,

Что за гром?

А в среднем гул На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном Чистейший звон:

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит, Гудит им в тон:

Динь-дон!

Бум-бом! быстрое переключение с грудного в головной регистр.

Динь-дон!

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.

И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже «центра»)

Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму)

И тут говорить (показываете на грудь)

И там говорить (рука выше головы)

И здесь говорить! (на диафрагме)

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания.

Упражнение «Спор». Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и в понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую «рабочую» ноту («потолок») и самую низкую («дно»).

Первый: Чем шире наш диапазон,

Тем больше выразит нам он. Давай поспорим. Заодно

Проверим «потолок» и «дно».

Второй: Широк ли твой диапазон?

Первый: Широк ли? В две октавы он.

Мой!.. (первый)

Мой шире! (второй)

Мой! (первый)

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно повышая тон голоса)

Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходя от «стона» к «лаю») говорит:

Твой шире! Вот мой «потолок», Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно понижая тон голоса)

Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй: И я закончу заодно.

Не забывайте о сонорном согласном М в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире» как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «подлаивании». Оно позволяет проверить «рабочие» высокие и низкие тона голоса.

Упражнение «Батут».

ЛОВКО С СИЛОЙ ОТТОЛКНУСЬ -

Вверх стрелою я взовьюсь,

Сальто сделав, - снова вниз,

Но батут бросает ввысь!

Все в порядке.

«Лай» помог Укрепить мне «потолок!»

Упражнение «Дельфин».

Мой дом - океан,

мне легко в нем одном:

Я прыгаю вверх и

спускаюсь на дно.

Работает мой резонатор

грудной. Я долго и ловко

плыву под водой.

Прыжок! Вот еще!

Я уже над водой,

Теперь резонатор звенит

головной.

В полете легко.

И не трудно на дне.

Но лучше всего

отдохнуть на волне.

Упражнение «Легкокрылая пушинка».

Легкокрылая пушинка

Села елке на вершинку,

Поднялась под облака,

Огляделась свысока,

Охладиться захотела -

Над рекою пролетела.

Над печной трубой метнулась,

Сорок раз перевернулась,

Прокатилась по траве

И пропала в синеве...

Целевая установка упражнений: добиваться совокупности работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верхних - в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним видением это движение голоса.

Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить низкие тона своего голоса.

Упражнение «Аквалангист».

Чтоб овладеть грудным регистром.

Я становлюсь «аквалангистом».

Постепенное

ниже опускаюсь!

расчетливое

понижение

А дно морское

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть «погрузился» глубоко,

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать «аквалангистом».

Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» постепенно, с небольшими интервалами. Понижение контролируйте рукой. На низких нотах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь - руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое понижение голоса.

Упражнение «Парашютист». Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, давая себе словесную установку:

Ив резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул, и...

стремительно

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!.. Надо мною спасательный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

А земля подо мною все ближе

и ближе...

С голубыми озерами,

ширью полей...

Крепко стою я на ней.

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре.

Мысль развивается в диапазоне. И если пет движения голоса вверх или вниз, нет и ясного выражения не только смысла одной фразы, но и всей мысли, складывающейся из нескольких фраз. Вот почему К. С. Станиславский предупреждал о том, что говорить надо «по вертикали», а не «по горизонтали». Только так можно избежать играиия «на вольтаже», когда голос напряжен и звучит невыразительно, становится «прямым, как палка».

Однако следует научиться экономно пользоваться диапазоном голоса. Как нельзя отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Постепенность, скупость, расчет в пользовании диапазоном голоса - непременное условие сценической речи. К. С. Станиславский подсказывает нам прием голосовых «оттяжек», который помогает создавать впечатление широкого диапазона голоса у исполнителя:

«Пять нот - вверх, две - оттяжка!

Итого: только терция!

А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две - оттяжка вниз! Итого: только две ноты повышения. А впечатление -

четырех! И так все время. При такой экономии диапазона хватит на все сорок

Упражнение «Девятый вал».

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

  • 1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 128.

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.

Идет волна.

Еще волна...

Вот третья им во след

За нею, силою полна,

Волна четвертая бежит.

Вот пятая о скалы бьется

И отступает далеко...

Стремителен шестой полет:

Она, взмывая высоко,

Разбилась в брызги!

Пошла на берег наступать

Волна седьмая!

Вслед - восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Звучит он выше,

Встает огромною волной

(очень легкое повышение на слове

вверх к «шестой» волне)

(держитесь того же тона)

(звук слегка понизился, чтобы взять

разгон вверх, на каждом слове

к «седьмой» волне)

подобраться к самой высокой и самой сильной ноте звучания)

(началось повышение)

Девятый вал...

передо мной!

(легкое понижение перед

броском вверх)

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому, как на море движение волн непрерывно, так и в речи должна быть непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «добор» частый).

Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда - сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Сила звука в речи оратора - это и сила убеждения, и сила чувства, и сила его желания достичь поставленной цели. Поэтому и бытует такое понятие, что говорить с силой - значит говорить с большим душевным подъемом.

И вот тут-то, когда оратор говорит с силой, возникают зажимы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе «мышечного контролера». «...Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность.., главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема»1.

Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение.

У п р а ж н е н и е «Добьюсь цели». Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Чтобы желание ваше было выполнено, добивайтесь этого, используя различные глаголы:

Ну иди же!

Добежать одна минутка!

(просите)

(умоляете)

(приказываете)

Проследите за тем, достигли ли вы различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

Упражнение «Сделать по-моему». Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: хочет взять не ему принадлежащую вещь.

  • К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 110-111.

Яблоко Алле. (Напоминаете. Речь звучит свободно, озвучен-

ный воздух «сам вытекает в природу»)

Яблоко Алле. (Предупреждаете с угрозой. Речь звучит

с силой, и воздух «выгоняется»)

Алле - яблоко! (Приказываете. Воздух «выталкивается»

в рывке.)

Усиливая звучание, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате, завышения топа голоса. «Мышечный контролер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания. Растет активность действия (заставляете выполнить то, что требуете) - растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упражнения фиксируйте внимание на действии «дыхательного пояска».

Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Вспомните замечания К. С. Станиславского об относительности таких понятий, как «громко» и «тихо».

«... Forte - понятие относительное. Допустим, что вы начали

бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее forte .

В этом постепенном превращении звука из piano - pianissimo в forte - fortissimo заключается нарастание относительности громкости»1, - пишет К. С. Станиславский.

Упражнение «Сони». Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

Эй, вы, ну ли! (средний уровень громкости)

Что заснули? Ну и ну!

Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! (усиление звука)

Поднимайтесь,

одевайтесь, И айда скорей гулять!

Ну же! (с каждым приказом растет сипа звука)

Эй, вы! Хватит спать!

  • 1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 110-111.

Не посылайте звук далеко. Товарищи - рядом. Они могут подыгрывать вам «сон». Конкретность же адреса удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи - волевым приказом, поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимайте малейшее мышечное напряжение с фонационных путей. Этому помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 15 сонорных звуков).

Затем попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..

Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «нарисовать» различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную линию звучания. Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» во второй строчке или два вопроса в третьей и четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала «будите», не торопясь, успевая оцепить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтыва-ния слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи способствуют развитию автоматизма вдоха, ровности звучания голоса на протяжении всего текста, голосовой гибкости при большой силе звука, помогают удерживать звук от повышения.

У п р а ж н е н и е «Народный шквал». Целевая установка упражнения - владеть силой звука. При этом уметь искусством пиано и форте владеть.

Все ближе, все громче рокочущий шум:

ТрУм-ту-ту-тУм!

ТрУм-ту-ту-тУм! Сильней все

барабан бьет,

ТрАм-та-та-тАм!

ТрАм-та-та-тАм! Трепещут враги;

задрожали враги. Народ наступает.

Сдавайся!

Народного гнева

бушующий шквал

Поднялся,

обрушился! Враг злобный пал.

Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Следующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).

Выработайте в себе контролера, знающего, какие тона вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчитайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на верхних тонах.

Упражнение «Необычный базар». Многолюдный, шумный базар, где есть все! От цветов и овощей всех времен года до всевозможных спортивных товаров! Вы бойко, радостно зазываете покупателей, увлекая их своими товарами.

Первый продавец.

В ларьках овощных

на прилавках не пусто:

Вот вам - огурцы, Помидоры, капуста.

Морковь, баклажаны, укропа пучок,

Картошка, редиска, зеленый лучок,

И репчатый лук, и капуста цветная,

Вот хрен, кольраби и тыква большая,

Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки,

Петрушки душистые есть корешки,

В продаже и редька и репа...

Что надо? Иди - покупай!

Угодить будем рады.

А ягоды, фрукты!

Каких только нет! Скорей выбирай

на свой вкус и на цвет. Есть крымские персики,

груши и дыни,

Арбузы херсонские славятся ныне,

Вот яблоки - белый налив,

вот ранет,

А вот земляника,

что слаще конфет,

Черешня и вишня...

А здесь посмотри-ка!

Красавицей выросла

наша клубника,

Крыжовник садовый,

чудесная слива,

Малина душистая -

прямо на диво!

Есть красная, черная также сморода...

Все щедро земля

отдает для народа.

Здесь вам можно купить

самый нежный товар.

Перед вами роскошный

цветочный базар:

Гиацинты, нарциссы, ромашки, тацеты,

Кампанула, душистой сирени букеты,

Львиный зев, незабудки, анютины глазки,

Обратите вниманье

на формы и краски!

Астры белые, красные маки,

тюльпаны.

Наперстянки, гвоздика,

роскошные канны,

Олеандры, жасмины,

фиалки, мимозы,

Георгины, настурция,

нежные розы,

Гладиолусы, крокусы,

флоксы, левкои,

Хризантемы, пионы...

Вот чудо какое

Создала нам природа -

нельзя отойти!

Надо эту красу

вам с собой унести!

Четвертый.

Кто любит сладкое - ко мне!

Довольны будете вполне.

Печенье, вафли, мармелад,

Зефир, фигурный шоколад

Доставят детям радости.

Восточные есть сладости:

Рахат-лукум, халва, щербет...

Есть много кисленьких конфет:

«Мечта», «Фруктовая смесь»,

это - «Лимонные», «Весна» и «Лето»,

«Прозрачная» и «Барбарис», «Дюшес», «Снежок»...

А вот ирис:

«Кофейный», «Ледокол», «Забава»,

Вот «Ключик», «Тузик»... «Летний»...

Разнообразен выбор наш:

«Антракт», «Цирк», «Белочка», «Грильяж»...

Решил со сливочной начинкой?

Доволен будешь

«Украинкой», «Славянской», «Детской» и «Столичной»...

Вот шоколад на вес - отличный!

Орехи в шоколаде есть...

Сортов конфет не перечесть!

Эй, всех возрастов люди,

скорее сюда!

Покупай, если хочешь

быть молод всегда!

Из снастей рыболовного спорта

в продаже:

Всевозможные спиннинги, удочки,

даже Для ухи котелки,

блесны, лески, крючки,

Чтобы рыбу таскать, из капрона сачки,

А на случай дождя есть в продаже

Палатки...

Вот гантели и гири,

для бокса перчатки,

Для гимнастики обручи, ленты, скакалки,

Есть коньки с сапогами, есть лыжи и палки,

Все для тенниса есть, бадминтона, футбола.

Ядра, молоты, копья, мячи волейбола...

Маску, ласты, ружье, акваланг покупай,

Интереснейший мир под водой изучай!

Спорт вам силу, и ловкость,

и бодрость дает.

В вашем теле здоровом

душа запоет!

Сочиняйте сами, что вы продаете: игрушки для детей или всевозможную радиозвуковую технику...

Упражнение «Базар» вырабатывает: единую выразительную линию звучания (товар перечисляется без пауз в речи, но с конкретностью видений и отношений); автоматизм вдоха, обеспечиваемый приемом «подлаивания»; ясность и четкость дикции (названия предметов должны быть понятны); посыл звука па большое расстояние (зазываете народ «к себе»); силу звука (полнозвучие, но не крик); голосовую гибкость при громком звучании (умение модулировать при силе голоса).

Однако на практике оратор чаще пользуется сдержанной силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать голос с «опоры» (что часто случается). При этом слух должен контролировать чистоту звучания голоса. Оправдывайте необходимость говорить тихо.

Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (придыхательная атака).

Упражнение «У микрофона». Прочитайте «по микрофону» такое стихотворение:

Лес заснул. И, как во сне, Сосны стряхивают снег. И доносится сквозь сон Медных сосен медный звон. В сизой дымке тишина Четких звуков лишена. Мир тишайший из тишин От корней и до вершин...

Мир покоя без границ

В тихом цвиньканье синиц.

Породнить его спеши

С тихой музыкой души.

(М. Дудин)

Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать звук на опоре, лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Ни один миллиграмм воздуха не расходуется впустую. Дыхание не слышно. В процессе тренинга:

Надо навык закрепить:

Научиться по секрету -

По секрету всему свету,

То есть залу говорить.

Одновременно с развитием природного тембра голоса, диапазона, силы звука идет работа и над темпо-ритмом речи.

Темпо-ритм речи

Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Работа над темпо-ритмом речи - это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. Для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

При скороговорке надо сохранять действие, стараться «вложить» в партнера свои мысли и видения. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

При быстром темпе четче говорить, Мысль ярче рисовать, ни оговорки Не допускать и виденья «вложить» - Закон сценической скороговорки.

Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер) Призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки:

Темпу речи помогу -

Стометровку пробегу.

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами.

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка,

Сразу темп взять - тренировка.

Я несусь быстрее ветра,

Что секунда - десять метров...

Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок...

Никаких нет оговорок,

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. Упражнение «Алла-меняла».

Алла меняла:

Карандаш на марку, (Постепенное повышение тона

Марку на палку,

Палку на брошку,

Брошку на гармошку,

Гармошку на рожок,

Рожок на гребешок,

Гребешок на книжку,

Книжку на шишку,

Шишку на ложку,

Ложку на плошку,

Плошку на линейку,

Линейку на лейку,

Лейку на горшок,

Горшок на цветок,

Цветок на карандаш...

Вот какой ералаш

В голове у менялы -

Глупейкиной Аллы!

Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов (можно, дойдя до слова «цветок», идти в обратном порядке: цветок на лейку, лейку па линейку, линейку на плошку...), двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.

Упражнение «Карнавал».

В ночь, под самый Новый год,

Карнавал у нас идет. (Постепенное повышение тона

И за маской мчатся маски... убыстрением темпа речи)

Пробегает крокодил,

Стадо взбалмошных горилл,

Два индейца и ковбой,

Черти-лешие толпой.

Квазимодо, Робинзон,

И какой-то фон-барон,

И какой-то водолаз,

И какой-то дикобраз,

Космонавты и верблюд,

Великан и лилипут,

Огнедышащий дракон,

И большой ушастый слон,

И мордастый бегемот...

Закружился хоровод!

Упражнение «Репортаж». Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:

Шастает мяч бросками, (Средний темп произнесения)

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых,

Сплющить его готовых. (Темп несколько убыстрился)

То он уходит здраво

Прямолинейно вправо.

То он уходит влево

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном (Темп еще убыстряется)

Свечкой над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая.

Вот его вновь погнали

Вниз по диагонали.

Вот его завернули,

Держат на карауле.

Вот он, попав в болтанку,

Скачет вдоль стадиона,

Вот он ударил в штангу (Самый быстрый темп)

Лбом со всего разгона.

Прыгнул назад с капризом,

К центру рванулся с лета,

Но воротился низом

И угодил в ворота!

(С. Васильев. «Стадион "Динамо"»)

Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они выделены разрядкой). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.

Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения (как в приведенном упражнении). Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значительность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.

Упражнение «Словарь». Прочтите стихотворение С. Маршака так, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей и чувств, выраженных в словах:

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: - Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку. .

Век заедать, век заживать чужой...

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами, ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстом.

Темно-ритмический слух (или чувство ритма) поможет искусно использовать диалектическое единство темпо-ритма речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.

Чтобы усилить эмоциональность речи, выразить свое отношение к высказываемому, необходимо использовать эмоциональную функцию мелодики и искусство тембрирования.

Эмоциональная функция мелодики

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, горечь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересованно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, воодушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка...). Но все эмоции, заключенные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого действия. Интонация может придать противоположный смысл словам: так «мерзавец» может прозвучать с любовью, обожанием, радостным укором и т. д.

Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!

Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков - обертонов. Разнообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сменяющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоционального тембра мы обходимся условными словесными обозначениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли»1.

  • 1 В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. - Л.; Наука, 1967. С. 3.

Искусство тембрирования

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения - есть воспитание культуры чувств человека, и это - важнейшая проблема дня. «Помните, что ваша интонация, - пишет один из авторов, - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания»".

Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей.

У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «пришла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушел?! Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного

Избави бог от этих встреч! облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жадность; смелость-трусость...

  • 1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1980. С. 206.

Упражнение «Контрасты».

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво!

Она уродлива не от природы.

То - порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а «нечто»!

Он глуп, «как пробка», хоть красив.

От глупости еще спесив.

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним!

Он жаден - все себе, все в дом.

Богач? Нет, бедный.

Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна,

Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет.

Чем больше отдает - тем больше богатеет:

Умом и сердцем, добрыми делами,

Успехами в труде и верными друзьями.

Уж если его что за сердце забрало,

Идет он в атаку «с открытым забралом».

Трусливый же смелостью хоть поражен -

Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»

Как трудно б ни было - молчит. И знает:

За днями трудными и светлые мелькают.

Он - оптимист. Честь и хвала ему!

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете,

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он - не гений, не кумир.

(Уродство)

(Глупость)

(Жадность)

(Доброта)

(Смелость)

(Трусость)

(Безверие)

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

Упражнение «Луна». Восприятие явлений действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, дает возможность услышать, попять глубочайшую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

Эх, как некстати нам она!

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.

Какая темень. Пропадем.

Дорогу к дому не найдем.

Луна! Ура! О, лунный свет,

Тебя дороже в мире нет!

Ну, выходи скорей, свети!

Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного

предмета с чувством

радостной благодарности)

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна - Нам союзница она.

Черт возьми, луна выходит!

Нас «под монастырь подводит»:

Засекут и... «крышка» нам.

Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)

Лицо луны

Взгляни на небо - на луну.

Вот это диво! Ну и ну!

Мне видится лицо луны:

И нос, и лоб, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного

ранее явления природы

с чувством изумления

и радости открытия)

Луна?! Подумаешь, луна?

На кой же черт она дана?

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И светит «на фу-фу».

Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)

Влюбленные

Луна! Волшебница луна!

О, как божественна она!

Любовную раскинув сеть,

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

Без нее мне счастья нет.

Грусть, тоска меня снедает.

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)

Отчаянье

Я в отчаянье, луна!

Ты во всех краях бываешь,

Так открой же: где она?

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,

с мольбой и отчаянием)

Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков - Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.

Искусству тембрирования поможет натренированный тональный слух, способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.

Наиболее удобным материалом для обогащения тембра являются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты...

В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.

Ненастный день потух: ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла...

Все мрачную тоску на душу мне наводит...

А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.

Для тренировки тонального слуха полезно работать с магнитофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (артиста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окрашены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?

Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.

«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу сообщения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэтическая культура, уникальная сама по себе, развивала возможности устной речи - ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.

Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей - говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлобленный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!

Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.

Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.

Артикуляционные паузы необходимы при произношении некоторых звуков, слогов, в слове, между словами.

Например: Нет хуже удела,

Чем быть не у дела.

У бахчи - сарай -

Не Бахчисарай.

В танцах из вращений

Не делай извращений.

В цветенье скор пион.

А на подлость - скорпион.

В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.

Я - колокол. Подам я зык -

И в час луны, заката иль утра ты

Услышишь вновь набатный мой язык

Глас радости, тревоги и утраты.

Разговор о литературе

Чем заняты таланты?

Возвести!

Да продолжают славный воз везти!

А бездари?

Те мнят, Что делают погоду.

А критики?

Темнят Или молчат по году.

(Я. Козловский)

Усилительные паузы возникают перед или после слова, логически выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.

Цветок,] засохший, безуханный,

Забытый в книге | вижу я.

Не осуждай меня | без нужды.

Я так хочу увидеться с тобой!

Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполнению приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть записать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое расстояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю...)

Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы - стихотворные. Постоянные паузы ставятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы - в середине строки, когда в ней более четырех стоп:

Простишь ли мне | ревнивые мечты?

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

Всегда пугать | мое воображенье?

Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.

Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе - забывается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом воспринимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, например, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Когда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.

Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.

Психологические паузы - это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, например, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:

«- Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда... Скажу сию минуту... Это моя тайна, но вы все должны знать... Не могу молчать... Я люблю, люблю... Люблю этого человека... Вы его только что видели... Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина...»

Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:

Попова: Почему вы не хотите драться?

Смирнов: Потому что... потому что вы... мне нравитесь.

Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.

Смирнов: Послушайте... Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли... как бы этак выразиться... Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря... Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я... я почти влюблен!

Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.

Контрольные вопросы

  1. Какова роль мелодики речи в речевом действии?
  2. Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения?
  3. Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога в русской речи?
  4. Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?
  5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи?
  6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?
  7. Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?
  8. Что надо знать об относительности пиано и форте?
  9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?
  10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?
  11. Каковы условия звучания сценической скороговорки?
  12. Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?
  13. Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?

Задания для самостоятельной работы

Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении.

Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.

Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:

Отечество

которое есть,

НО ТРИЖДЫ -

которое будет.

да квартирка,

да счет текущий

отечества райские кущи.

Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, отношением, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом и втором двустишии.

Полезно повторять какую-либо фразу, текст с различным настроением: подавленным, приподнятым, веселым, меланхолическим, шутливым, гневным, энергичным, благодушным, раздраженным, радостным, грустным, трагическим, комическим.

Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма и т. д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой, индивидуальный «блок голосо-речевой разминки». Напоминаем еще раз последовательность расположения упражнения для развития того или иного навыка.

Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)
Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)
Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)
Словарь - это вселенная, расположенная в алфавитном по-
рядке. (А. Франс.)
11. Прочитайте высказывание профессора Казанского уни-
верситета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Го-
ворова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за
основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой
текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументи-
рована.
Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчас-
ти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории,
но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слу-
шателя, но и вредно для оратора.
12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассу-
ждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте ар-
гументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точ-
ку зрения.
1) Язык голову кормит, он же и спину портит.
2) Поменьше говори, побольше услышишь.
3) Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, от-
рубишь - не приставишь.
4) От одного слова да навек ссора.
5) Не ножа бойся, языка.
13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые
пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Вы-
бор слитного или раздельного написания зависит от контек-
ста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите
или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении
«Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и
раздельно?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст
О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём
сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного
текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры,
применяйте цитирование.
В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, ко-
торая понимается как осознание ситуации в целом, определе-
143
ние основного направления воздействия на слушателей, чтобы
максимально достичь цели общения. Стратегия общения реа-
лизуется в речевых тактиках, под которыми понимаются рече-
вые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в кон-
кретной ситуации. Нужно иметь в виду , что в ситуациях
бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой
сфере - другие. Если неудачно выбрать речевую тактику, то
можно не достичь коммуникативной цели.
В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда
убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак не
хорошо , а курить вредно. Интересно проследить, как это дела-
ет профессиональный оратор, юрист, социальное назначение
которого как раз в том, чтобы уметь убеждать.
Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздейст-
вия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын...» Однако она не дей-
ствует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а ро-
дители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику
довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что
это не так серьёзно, потому что вскоре последуют заверения
в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.
Тогда прокурор переходит на привычные для него выраже-
ния судебной речи, используя речевую тактику, которую услов-
но можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не
имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каж-
дый человек имеет право пользоваться только своим собствен-
ным добром». Но и это не действует, отчасти потому , что ре-
бёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка,
которую ему подарили, - его собственное добро? Если да, то
почему её могут у него отобрать в любую минуту?
Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из меди-
цины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь
слабая...»), делая акцент на морально-психологические поня-
тия и т. д. И несмотря на то что всё логически безупречно,
сказано доступным и понятным языком, положительного ре-
зультата он не добивается.
Наконец , анализ ситуации, профессиональный и оратор-
ский опыт подсказывают правильное решение.
«Слушай, - начал он... - В некотором царстве, в некото-
ром государстве жил-был себе старый-престарый царь... У ца-
ря был единственный сын, который курил. От курения царе-
вич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой
помощи».
144