Наука о животных - это зоология. Данная наука изучает все живые организмы, относящиеся к царству Животные.
Зоология - это наука, представляющая собой раздел биологии, в котором изучаются многообразие, строение, жизнедеятельность животных, индивидуальное и эволюционное развитие, их взаимосвязи со средой обитания, распространение, значение в природе и для человека.
Из определения науки о животных видно, что это комплексная дисциплина, так как изучает разные вопросы, связанные с животными. Поэтому зоологию можно еще определить как систему наук о животных . В эту систему входят такие науки как морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеонтология, этология и др. Следует понимать, что большинство из этих наук входят в состав ботаники, изучающей растения, а также других разделов биологии, изучающих другие формы жизни. Поэтому говорят, например, об экологии животных или экологии растений.
- Морфология изучает внешнее и внутреннее строение организмов.
- Физиология изучает процессы жизнедеятельности в клетках, органах, системах органов, целом организме.
- Экология изучает взаимоотношения организмов между собой и с неживой природой.
- Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов, их изменение в процессе эволюции.
- Этология изучает поведение организмов. Данная наука в основном характерна только для зоологии, так как только у животных есть нервная система.
Наука о животных делится на разделы и по другому принципу. Животный мир планеты очень разнообразен: от простейших одноклеточных форм до млекопитающих. Насекомые, черви, рыбы, птицы, звери и другие отличаются между собой по многим признакам. Поэтому в зоологии выделяют науки, изучающие отдельные группы организмов. Например, птиц изучает наука орнитология, насекомых - энтомология, млекопитающих - маммалогия и т. д.
Между растениями и животными есть как сходства, так и различия. Поэтому науки о животных (зоология) и растениях (ботаника) имеют как общее, так и собственную специфику. Общие свойства жизни (клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, размножение и др.) характерны для все живых организмов. В то же время клетки животных имеют некоторые отличия от клеток растений. У животных клеток нет целлюлозной оболочки, пластид, крупной центральной вакуоли. Животные, в отличие от растений питаются готовым органическим веществом, обычно путем его заглатывания (а не всасывания как это происходит у грибов). Животные активно воспринимают раздражения и реагируют на них, обычно могут передвигаться.
В настоящее время на Земле обитает более 1,5 млн. видов животных. По количеству видов их больше, чем растений. Однако биомасса растений на Земле (суше и воде) больше, так как именно они производят органическое вещество, которое нужно им самим и которое служит пищей другим организмам, в основном животным. Среди животных по количеству видов больше всего насекомых (более 1 млн. видов).
Животные распространены почти по всему земному шару. Они обитают в глубинах морей, там где растения жить не могут из-за отсутствия солнечного света. Животные встречаются в полярных зонах, там, где растения не растут из-за наличия постоянного снежного покрова.
Слово «зоология» состоит из двух слов - «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.
Что изучает
При изучении обширной области зоологии науки о животном мире - затрагиваются следующие биологические дисциплины:
- цитология - наука о клетках;
- физиология - наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
- анатомия (морфология) - внешнее и внутренне строение организма;
- эмбриология - наука о развитии зародыша;
- палеонтология - наука об ископаемых животных;
- генетика - наука о развитии и наследственности организмов;
- систематика - разработка принципов классификации.
Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.
Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.
В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:
Рис. 1. Животные.
Зоология тесно связана с другими смежными науками - медициной, ветеринарией, экологией.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Отличия от растений
Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:
- клеточное строение;
- рост;
- обмен веществ;
- дыхание;
- выделение продуктов жизнедеятельности;
- размножение.
Однако животных от растений отличает ряд признаков:
- отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
- гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
- наличие системы органов или её зачатков;
- активное движение;
- наличие инстинктов и поведения.
Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.
Виды животных
В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.
Рис. 3. Членистоногие - многочисленные животные.
Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:
- Надцарство (Домен);
- Царство;
- Подцарство;
- Класс;
- Отряд;
- Семейство;
Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.
Что мы узнали?
Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 13.
В современном мире насчитывается около полутора миллионов видов различных живых организмов. Среди них можно встретить и простейших одноклеточных, которые видны исключительно под микроскопом, и гигантов нашей планеты - китов, достигающих тридцати метров в длину. Царство животных затмевает своим количественным разнообразием все другие категории.
Некоторые виды приспособились к жизни в водной толще нашей планеты, другие живут в подземном мире, либо парят в небе. Животные являются очень значимой частью биосферы Земли, пчелы занимаются опылением растений, многие насекомые работают над почвообразованием или чистят водоемы.
Зоология - наука о животных
Итак, что такое зоология? Начнем с того, что это греческое слово, и его дословный перевод звучит как «учение о животном». Она относится к научным знаниям и изучает строение организмов, жизнь животных, их многообразие и то, какое значение они имеют для человека. Она тесно взаимосвязана с медициной, многими другими биологическими науками, сельским хозяйством, ветеринарией, защитой животных и производственной деятельностью людей.
Ее предмет подразумевает изучение основ эмбриологии, анатомии, экологии и филогении животных, то есть подвижных гетеротрофных многоклеточных эукариот.
На что подразделяется зоология
Изучение структуры зоологии как науки даст нам более четкое представление о том, чем она занимается. Разберем разделы зоологии более подробно:
- Систематика. Этот раздел не просто описывает все разнообразие видов, но и составляет некую систему признаков отличия и гомотипии. Систематика также отражает иерархические категории, иллюстрирующие, как животные эволюционировали.
- Исследованием анатомического строения животного или отдельных частей его организма занимается морфология. Она, в свою очередь, делится на два подраздела. Первый - внутренняя морфология, второй - наружная.
- Эмбриология. Данный раздел зоологии отвечает за изучение эмбриогенеза, т. е. процесса развития зародыша, под которым подразумевается любой организм на стадиях до вылупления или рождения.
- Изучением закономерностей функционирования тех или иных биологических систем занимается физиология.
- Этология. Данный раздел посвящен инстинктам животных, в том числе и людей, т. е. генетически обусловленному поведению. Эта тема в зоологии появилась сравнительно недавно, окончательно этология сформировалась лишь в 1930-е годы. Она базируется в первую очередь на эволюционном учении и полевой зоологии.
- Взаимоотношения организмов как внутри своего вида, так и с остальными обитателями животного царства и окружающей средой рассматривает экология.
- Зоогеография. Данный раздел зоологии животных изучает вопросы их распространения по Земле.
Научные дисциплины, которые включает зоология
Зоология - занимательная наука, она также делится на ряд вспомогательных дисциплин, изучающих различные группы животных:
- Зоология беспозвоночных. К данной группе принадлежат такие дисциплины, как протозоология, гельминтология, малакология, карцинология, арахнология, нематология, энтомология (наука о насекомых, в свою очередь, делится еще на несколько разделов) и пр.
- Зоология позвоночных подразумевает такие дисциплины, как герпетология (пресмыкающиеся и земноводные), ихтиология (рыбы и бесчелюстные), орнитология (птицы), териология (млекопитающие). Последняя дисциплина, в свою очередь, подразделяется на кинологию, приматологию, кетологию, иппологию и др.
- Палезоология. Что это такое? Зоология в данном разделе палеонтологии изучает ископаемых, давно вымерших животных. Особенно понравится эта дисциплина тем, кто увлечен темой динозавров.
История развития зоологии
Люди с глубокой древности копили знания об окружающем мире, в том числе и о животных и их роли в природе. Отцом зоологии можно смело считать Аристотеля. Он в своих трудах впервые описал 452 представителя животного мира, обозначил особенности их поведения, рассказывал про среду, в которой они обитали. Обогатили науку знаниями о животных и походы римлян. Так, Плиний Старший (древнегреческий ученый, 23-79 гг. н. э.) в своем многотомном труде описал всех известных на тот момент животных.
В эпоху феодализма общество оказалось под гнетом религии, строгих церковных канонов. Все это тормозило развитие науки и привело к длительному застою.
Когда наступили времена Возрождения, то новые горизонты и материки начали покорять и изучать известные современникам путешественники - Колумб, Магеллан, Марко Поло и др. Путешествия в самые отдаленные уголки обогатили знания европейцев о животном мире Земли. Обширный накопленный материал требовал систематизации и обобщения, чем и занялся швейцарский ученый Геспер. В XVII веке был создан первый микроскоп и глазам ученых открылся удивительный и огромный мир многоклеточных животных.
Начало XIX века ознаменовалось открытиями в палеонтологических работах Кювье и большим скачком в развитии зоологии. Его писания утверждали, что все внутренние органы и части тела находятся в связующей цепочке развития, то есть если поменяется функция одного из органов, то будет меняться и весь организм. Ведя разговор о том, что такое зоология, нельзя не упомянуть про эволюционные идеи Ч. Дарвина, которые окончательно одержали верх после публикации его работ.
Различия между растениями и представителями животного мира
Удивительная тема о сходстве животных и растений была подтверждена тестами по зоологии и исследованиями. Оказывается, у них больше общего, чем мы можем себе представить. Например, схожий химический состав клеток, да и сама конструкция организма - клеточная, похожий механизм обмена веществ.
Различия, конечно, преобладают в количестве, самые основные из них следующие:
- В отличие от животных, растения получают питание посредством фотосинтеза.
- У растений органы вегетативного строения, у животных же соматического.
- Подвижности у растений нет, зато животные могут передвигаться в окружающем пространстве.
- Рост растений продолжается всю жизнь, а у животных рост организма ограничен во времени.
- Животным необходимо искать себе пропитание самим, в отличие от растений.
Изучение одноклеточных
Самой многочисленной группой животного мира являются одноклеточные организмы. Считается, что они - первые земные живые организмы. Простейшие могут отличаться не только по размеру (от 0,3 мкм до 20 см), но и по форме. Большинство из них имеют микроскопические параметры тела. Впервые одноклеточные были обнаружены А. Левенгуком, случилось это в 1673 году.
Главным натуралистом и великим ученым, безусловно, является Чарлз Дарвин. Такая честь ему оказана не спроста. Именно он определил движущие силы эволюции растительного и животного мира. Известно даже школьникам, что ими являются изменчивость, наследственные факторы и естественный отбор.
Под изменчивостью Дарвин подразумевал отсутствие одинаковых признаков у потомства одной и той же пары. Его исследования выявили различие и у растительных организмов и у животных, в отличие от прадедов, живших в древние времена. К примеру, все породы собак, по версии учебного, произошли от волков.
Изменчивость - это кардинальные отличия среди представителей какого-либо вида, причем не обязательно млекопитающих, но и других разнообразных живых организмов. Она может быть наследственной и ненаследственной, направленной и ненаправленной, групповой или индивидуальной, количественной либо качественной.
Наследственность в зоологии
Изучение зоологии беспозвоночных и позвоночных позволило сделать вывод о том, что определенные признаки могут передаваться из поколения в поколение, а иногда и «перескакивать». Именно по этой причине мы можем наблюдать передачу родинки на шее от отца к дочери. Но если некие признаки изменения организма были приняты в течение жизни, то следующее поколение их не получит. То есть приобретенной наследственности не существует. Если собаке отрезали хвост, изначально являвшийся длинным, то у ее щенков вырастет хвост нормальной длины. А вот порода с изначально короткими хвостами - это произошедшая мутация, отобранная для дальнейшего размножения искусственными силами, то есть человеком.
Естественный отбор
Если одомашненных животных человек обеспечивает едой и заботой, то дикие виды вынуждены бороться за свое выживание. В дикой природе большую роль играет не только выносливость, но и хитрость.
Например, зимой многим необходимо следить за сохранением тепла, дабы не замерзнуть насмерть. Для этого приходится наедать жировую прослойку, так как пища в этот период достаточно скудная. Кто-то заметит первым слабого зайца и съест его, а кто-то погибнет от голода. Выживает сильнейший. Это утверждение знакомо нам со школьной скамьи, и оно как нельзя лучше отображает суть естественного отбора. В результате этого мощного и основного эволюционного процесса количество особей с максимальной приспособленностью к условиям жизни увеличивается в популяции, а число тех, что имеют неблагоприятные признаки - уменьшается.
Развитие адаптаций
Понятно, что выживут только те, кто максимально смог приспособить свой организм к изменившимся условиям среды обитания.
Много особей умирает в младенческом возрасте, поэтому в дикой природе наличие большого потомства очень важно для выживания определенного вида. По опытам Ч. Дарвина можно понять, что остаются жить те организмы, которые получили определенные адаптации (приспособления), пусть даже и незначительные. Они могут развиться на уровне отдельной клетки, либо группы клеток, органов, либо как морфологическое или функциональное целое.
Примеров удивительных адаптаций в животном мире огромное количество. Чего только стоят аляскинские лягушки, которые буквально вмерзают на зиму в лед, они впадают в «криосон». Подобное состояние стало возможно благодаря особому строению печени.
Искусственный отбор - основной метод селекции
Что такое зоология, думаем, понятно. Как уже было сказано выше, данная наука тесно связана со многими биологическими дисциплинами, в том числе эволюцией и селекцией.
Искусственный отбор в зоологии обусловлен в первую очередь необходимостью выведения новых пород одомашненных животных: кошек, собак, птиц и так далее. Как это происходит? Когда в каком-либо потомстве заводчик находит интересный и отличительный новый признак, он тут же отгораживает его от размножения с "неправильными" особями и тем самым продолжает развивать уникальную мутацию. Например, выбирая собак только с короткими ногами, человек создал такую породу как такса. Если людям необходимы коровы с большим удоем, то тех, у кого молока всегда больше, отбирают и проводят только их размножение. То есть остаются только те отличия, которые выгодны людям. При естественном отборе все изменения в первую очередь полезны самим животным.
Зоология - наука о животных
Замечание 1
Зоология («зоо» - животное и «логия» - учение), - наука о животных.
Определение 1
Зоология - часть биологии, которая изучает разнообразие животного мира, строение тела и жизнедеятельность животных, их распространение на планете, связь с окружающей средой, закономерности индивидуального и исторического развития.
Зоология помогает человеку для понимания своей физической сущности. Изучение зоологии дает возможность охранять животный мир Земли, и обеспечения себя продуктами, одеждой и другими материальными ценностями из животного мира.
Предмет, объект и задачи зоологии
Замечание 2
Предмет – живые организмы царства животных и царства протистов. Объект – определенный вид животного.
Задачи зоологи направлены на изучение:
- Внутреннего и внешнего строения животных;
- Жизнедеятельности животных;
- Индивидуального и исторического развития;
- Взаимосвязь животных с внешней средой;
- Географическое распространение животных.
Методы исследования в зоологии
Методы исследования зоологии являются общими для многих биологических дисциплин. Метод наблюдения. Применяется в естественных и специальных условиях. При наблюдении фиксируются изучаемые явления, с помощью записывания и зарисовок.
Эксперимент – активная форма изучения. С помощью опытов преследуется определенная цель и решается ряд возникших вопросов.
Сравнительный метод. Применяется для сравнения изучаемого объекта животного мира. Данный метод помогает классифицировать и анализировать характерные черты близкородственных форм животных.
Мониторинг. Постоянное наблюдение и анализ изучаемых исследований отдельных объектов.
Моделирование. Изучает процессы которые невозможно воспроизвести экспериментально. Данный метод заключается в демонстрации и исследований определенных процессов и явлений, случаемых в животном мире.
Статистический метод. Направлен на статистическую обработку количественного материала, который всестороннее анализируется и в итоге устанавливается определенные закономерности.
Исторический метод. Изучает закономерности и развитие животных.
Зоологический метод – организация мероприятий по борьбе с животными – вредителями сельского и лесного хозяйства.
Эколого-зоологический метод – организация производства рыбных запасов, численности объектов охотничьего хозяйства, акклиматизации полезных животных.
Дисциплины науки зоологии
По задачам исследования зоология делится на дисциплины:
Систематика. Данная дисциплина описывает внешнее и внутреннее строение животных, тем самым систематизирует их по сходству. Систематика включает в себя таксонологию.
Морфология. Исследует внешнее и внутреннее строение животных. Сопоставляет схожесть разных групп животных, и устанавливает закономерности их развития.
Филогенетика. Изучает пути эволюции представителей животного мира.
Эмбриология животных. Изучает индивидуальное развитие животных.
Экология. Взаимосвязь между собой и другими живыми организмами, и неживыми факторами окружающей среды.
Этология. Изучает поведение животных.
Палеозоология. Изучает древних вымерших животных.
Физиология животных. Изучает функции животного организма.
Класс :7
Раздел: Общие сведения о мире животных. (1).
Теме: Зоология - наука о животных
Цель урока : Познакомить учащихся с правилами поведения в ка-бинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представ-ление о месте биологии в системе естественных наук, структуре на-уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многооб-разии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи-вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока-зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре-дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че-ловека.
Оборудование : таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация.
Ключевые понятия и термины: Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбрио-логия, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогео-графия, этология.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Формирование знаний, умений, навыков.
1. Зоология (от греч. «зоон» - животное, «логос» - учение) - раз-дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро-ения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.
Современная зоология - система наук о животных. Среди них мор-фология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение орга-низмов, цитология - их клеточное строение; физиология изучает дея-тельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, сис-тематика - классификацию животных. Важную часть зоологии составля-ет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изу-чает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: ге-нетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии - распространение животных, этологии - их поведение.
Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.
2. Сходство и различие животных и растений
Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к пи-танию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организ-мом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следу-ющим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отли-чие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сооб-ществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Живот-ные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно пере-двигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные ос-воили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.
3. Многообразие животных
4. Значение животных. Дикие и домашние животные
Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сооб-ществах. Велика роль в природе животных - опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распро-страняют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхоже-сти, и распространяются на большие расстояния.
Итак, современная зоология - это система наук, имеющих важ-ное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагают-ся в настоящем учебнике.
IV. Закрепление знаний, умений, навыков.
1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленно-сти отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а так-же в организме других животных.
3.Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особен-ностях внешнего строения животных.
4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем от-личие их от растений?
5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и извест-ные вам способы борьбы с ними.
V. Итог урока.
VI. Задание на дом .
Дома: § 1
В тетради записать значение животных.
Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов», «Признаки живого».