» » Некрасов как поэт новатор. В чем заключается новаторство лирики Некрасова? Основные задачи исследования

Некрасов как поэт новатор. В чем заключается новаторство лирики Некрасова? Основные задачи исследования

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877).

Несмотря на то что Некрасов противопоставлял свои произведения (прежде всего стилистически) «школе гармонической точности», он сохранил связь с русской поэтической традицией (в его произведениях встречаются олицетворения, характерные для поэзии классицизма, и романтические формулы). Новаторство Некрасова связано с тем, что он включал в поэтический текст прозаическую тематику и народно-разговорную лексику, сближая тем самым литературу с действительностью, живую речь простого народа с языком образованного общества. Таким образом, Некрасов провел очередную (следующую за пушкинской) демократизацию словаря русской лирики.

Николай Алексеевич Некрасов изменил господствовавшие до него представления о поэтичности языка

Стилистическое богатство стихов Некрасова достигается путем включения в текст многочисленных диалектизмов (слов крестьянского обихода и бытовые выражения провинциального духовенства), городского просторечия (лексика и фразеология петербургских чиновников, разночинцев, людей свободных профессий) и прозаизмов. Нередко поэт использовал подобную лексику для создания речевой характеристики персонажей, индивидуальных психологических портретов, и в этом смысле Некрасов оказался продолжателем опять же прозаической, гоголевской традиции. По своей речевой характеристике чиновник в цикле «О погоде» (1865) не похож на горюющую о безвременно умершем сыне крестьянку из стихотворения «В деревне» (1854), и каждый из них в свою очередь отличен от персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Стремление к изображению представителей разных социальных слоев и воссозданию характерной для них речи объясняется жанровая специфика произведений Некрасова. Поэт отдает предпочтение стихотворным рассказам-балладам, ролевой лирике, в которых наиболее полно проявляется индивидуальные языковые особенности.

Еще одной важной чертой некрасовской лирики является использование лексических, фразеологических, словообразовательных возможностей фольклора. В его стихах встречаются постоянные эпитеты и речевые формулы, характерные для фольклора, разнообразные пословицы, а также многочисленные сложные слова и слова, образованные путем наращения приставок, уменьшительно-ласкательных суффиксов (поразъехались , кручинушка , тихохонько , святорусский , любвеобильный и др.).

Закономерно, что одним из наиболее часто используемых Некрасовым приемов оказывается стилистический контраст. Так, в стихотворении «Друзьям» (1876) Некрасов, продолжая тему пушкинского «Памятника» и сохраняя общую торжественную интонацию, трансформирует заданную картину: вместо высоких одических образов памятника нерукотворного и народной тропы появляются бытовые могила и проторенные лаптями пути:

Вам же - не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути...

Это сочетание просторечной лексики, бытовых образов и возвышенной интонации в трехсложных стихотворных размерах (характерных для некрасовской лирики) создает особый эффект возвышенного разговора о простых, обыденных вещах.

Особенностью поэзии Некрасова были также многочисленные семантические сдвиги - изменения в лексическом значении отдельных слов. Примерами подобных сдвигов К. И. Чуковский называл понятия дело , злоба , терпенье , пошлость , роковой , которые приобрели у Некрасова остросоциальный смысл. Именно этот прием лежит в основе некрасовского эзопова языка.

Своеобразие некрасовского стиля наиболее полно отражено в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо», создававшейся в 1866-1876 гг. В поэме сформулировано некрасовское отношение к народной русской речи, в которой нередко услышишь «слово меткое, какое не придумаешь, хоть проглоти перо!» Именно такое точное живое слово было одним из главных художественных средств Некрасова. Широтой представленной народной лексики поэма походит на «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, изданный в 60-е гг. XIX века. Как и Словарь Даля, некрасовская поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала настоящей энциклопедией народной жизни.

Поэзию Некрасова нередко критиковали, «отвергали вследствие ее формы», ее чрезмерной прозаичности (Ю. Тынянов «Стиховые формы Некрасова», 1921). Так, И. С. Тургенев в письме своему другу, поэту Я. П. Полонскому (январь 1868 г.) резко отзывался о стихах Некрасова, будто «поэзия и не ночевала тут». В действительности некрасовский «суровый, неуклюжий стих» существенно изменил картину русской поэзии середины ХIХ в., расширив представления о границах «поэтического».

Навигация
    • Разделы сайта

      • Дополнительные образовательные программы

        • Повышение квалификации

          Профессиональная переподготовка

          Общеразвивающие

          • Биология

            Образование и педагогика

            Русский и иностранные языки

            • Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский язык как иностранный (начальный курс)

              • Участники

                Общее

                Маршрут 1

                Маршрут 2

                Маршрут 3

                Маршрут 4

                Маршрут 5

                Маршрут 6

                Маршрут 7

                Маршрут 8

ПОЭТИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО Н. А. НЕКРАСОВА

Когда Некрасов начинает свою творческую деятельность, в рос­сийском обществе ослабевает интерес к поэзии с ее сентиментальнос­тью и отрывом от социальной действительности и, напротив, просы­пается интерес к реалистической прозе и злободневной публицистике. Поэзия в то время многим кажется чем-то неуместным, ибо перестает удовлетворять запросы передовой части общества, жаждущего пере­мен. Лучшие умы сознают, что назрела объективная потребность об­новления поэзии, подчинения ее новым веяниям, новым идеям.

Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки», вышед­ший в 1840 году, носил явно подражательный характер и оставил равнодушной читательскую аудиторию. Однако в течение последу­ющих пяти лет поэт настолько вырос и созрел как самостоятельный художник, что его творчество получило признание не только у чи­тателей, но и у профессиональных литераторов и критиков.

Некрасов, избегая расхожих штампов, намеренно создавал трудности для восприятия своих стихов читателем. Он расширил поэтический язык, ввел в него прозаизмы и низкую лексику:

Ой, бабье неугомонное! Полно взапуски реветь!

В стихотворении «Муза» поэт говорит о ней, что она «в пелен­ках» у него «свирели не забыла»; а в описании осени вводит разго­ворный прозаический язык:

Славная осень. Здоровый, ядреный, Воздух усталые силы бодрит.

Издательская деятельность Некрасова не могла не повлиять на его творчество: в его поэзии появляются интонации и обороты, свойственные публицистике; с этим связан и интерес поэта ко вся­кому факту, детали, подробности:


Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную.

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, ко­торых не было раньше в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженнос­тью в описании мира человеческих чувств. Поэт приобщает к поэзии ежедневную «прозу», далекую от какой бы то ни было идиллии:

Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья.

Однако для Некрасова характерно и то, что он никогда не оста­ется только в пределах факта, как это имело место у последовате­лей «натуральной школы». За обращением к деталям, частностям в его стихах неизменно следует поэтическое обобщение:

Так солнце осени без туч Стоит, не грея, на лазури, А летом и сквозь сумрак бури Бросает животворный луч.

Помимо богатства и новизны поэтического языка поэзию Не­красова отличает богатство интонаций. Внося в стихи чисто разго­ворные интонации, он часто ломает традиционную метрику, по­скольку синтаксическая единица не совпадает с метрической:

Денно и нощно Всевышнего Молит: «Грехи отпусти!»

Многие стихотворения Некрасова воспринимаются как песни, поскольку поэт намеренно использовал четырехстопный ямб, часто встречавшийся в народном песенном творчестве:

Ой! Тени, тени черные... Вас только, тени черные, Нельзя поймать, обнять.

Некрасов искусно вплетает в поэтическую ткань своих произве­дений чужие голоса, тем самым давая нам возможность составить представление о герое через особенности его речи, манеру говорить, давать оценку:

Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митодор.

Для некрасовского творчества характерно обращение к новым жанрам, которые до него почти не использовались в поэзии: это ли­рическая и народная песня, сказки, загадки, частушки. Интерес к народной жизни и быту, к крестьянской культуре, традициям и языку ни у одного из русских поэтов не проявлялся столь сильно, как у Некрасова. Поэт часто обращался к фольклору, ибо стремил­ся как можно более полно выразить особенности народной души. Расширяя поэтический диапазон выразительных средств, Некрасов вводит в поэзию новые темы, например он часто обращается к фи­гуре падшей женщины и ее горькой судьбе:

Когда из мрака заблужденья Горячим словом убежденья Я душу падшую извлек...

Заслуга Некрасова в том, что он, дворянин и аристократ, сумел не только воспеть красоту души русского народа, но и не побоялся говорить о бедах, суевериях и надеждах простого народа тем же языком, каким говорили крестьяне, солдаты, городская беднота. Его стихи проникнуты подлинно демократическим пафосом, и на них воспитывались грядущие поколения россиян, жаждущих сво­боды не только для привилегированных сословий, но для всех рус­ских людей.

Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, “в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между “гражданской” и “чистой” поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом”. Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Главное для Н. А. Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова “поэзия не ночевала”.
Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов “Мечты и звуки” - факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, “другом лени”. Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки

Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать... -

становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики:

Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю,
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть...

Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении “Извозчик”, которое выдержано в старой балладной форме:

Парень был Ванюха ражий,
Рослый человек, - Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век!


Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. “Элегия” у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, “Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения”. Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация “священной” поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.
Но Н. А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи “на злобу дня”, на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится “печаль народная”, при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения “Орина, мать солдатская”, он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.
В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно “из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия”. Такая мысль возникла у Некрасова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения “Из-возчик” взят из очерка Погодина “Психологическое явление”. Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как

Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Байт кучер, Иваныч Торопка... -

надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций “высокого языка” поэзии.
Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений:

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении “Рыцарь на час” являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - “тихий плач и жалобы детей”; вместо великолепия Петербурга он видит его “день больной”. Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин.
Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: “сивка”, “молодая бабенка ревет” и т. д. Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, пословица “Как у Христа за пазухой” приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице “Чья сила, того и правда” Некрасов противопоставляет свою:

Сила с неправдою
Не уживается...

Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь...”), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей (“Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...”), характерные эпитеты (“белая рученька”, “буйная голова”), повтор предлогов (“по торговым селам, по большим городам”) и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы “Кому на Руси жить хорошо” вводятся загадки (“Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет”), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:

А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая!
Точь-в-точь сапожки красные
Лежит на полосе.

Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку.
Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло­ва, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об­раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес­том...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче­ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова. Он утверждает необходи­мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова - стихо­творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав­ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за­дачи требует от поэта огромного мужества и стойкости.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра­жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа­ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что, Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в этом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от­вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том, чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

Начав с подражания поэтам-романтикам (сборник «Мечты и звуки»), Некрасов в 4О-5(3-е годы переходит на реалистические, демократические позиции. Огромную роль в его идейно-творческом становлении сыграли идеи Белинского.

Стихотворения Некрасова 40-50-х годов отличаются широтой и многоаспектностью тематики» Новаторский характер получило развитие «городских» мотивов в его лирике, страдания бедняков («Пьяница», «На улице»), сатирическое отношениек насильникам и имущим («Нравственный человек», «филантроп», «Колыбельная»). В этот период Некрасов постепенно переходит к теме крепостничества, изображению «деревни» («Псовая охота», «Родина», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»). В любовной лирике перед нами раскрывается внутренний мир демократического героя («Ты всегда хороша несравненное» «Когда из мрака заблужденья»«««, «Я посетил твое кладбище»

В борьбе с активизировавшейся в 50-е годы теорией «чистой поэзии» Некрасов создает стихотворение «Поэт и гражданин», где отстаивает гражданскую поэзию и осознает свою, музу как «музу мести и печали»«

В период общественного подъема 60-х годов Некрасов последовательно развивает идеи революционной демократии» Это прежде всего сказалось в изображении народной жизни («Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская»)» Народ в поэзии Некрасова предстает не только в сфере его тяжелого труда, но и радостной увлеченности, в духовных исканиях. Высоту нравственных принципов, душевную простоту, талантливость - вот то главное, что хочет утвердить Некрасов, приближаясь к народной точке зрения» В то же время он возмущается покорностью крестьянина, терпеливо сносящего издевательства «владельца роскошных палат» («Размышление у парадного подъезда»)» Отрицательно отнесясь к реформе 1861 года (ср. стихотворение 1874 года «Элегия»), он жаждет революции («Душно! Без счастья», «Песня Еремушке»), О своих минутных колебаниях поэт открыто говорит в стихотворении «Рыдать на час»« Особое восхищение своей непреклонностью и верой в великое будущее русского народа вызывают у него вожди революционеров-демократов («Памяти Добролюбова» «На смерть Шевченко», поэма «Несчастные»).

Верой в могучие силы народа проникнуто стихотворение «Железная дорога». Крестьянская тема доминирует в поэмах «Коробейники», «Мороз, Красный нос», где поэт дает ее осмысление с позиций революционной демократии.

Поэма-эпопея «Кому на Руси шить хорошо» показательна исключительной широтой охвата русской пореформенной действительности, постановкой проблемы народного счастья» В изображении противоречий между крестьянами и помещиками в пореформенную эпоху Некрасов беспощадно правдив. Крестьянский мир изображен в его экономическом оскудении (отсутствие земли, тяжелый труд, нищета, голод, непосильные налоги, физическое истощение), обрисованы беззаконие и произвол властей, низкий уровень культуры как результат тяжелого положения народа (невежество, пьянство). В поэме показано постепенное пробуждение протеста у крестьян: Савелий, Нагой - активные бунтари.

Глубоко раскрыты поэтом лучшие черты национального характера любовь к труду, ненависти к угнетателям, честность, широта натуры, моральная стойкость, ясный ум и гуманность» Основную надежду Некрасов возлагает на крестьянскую революцию, и потому образ борца за народ Гриши венчает поэму»

Поэтическое новаторство. Некрасова сказалось во всех областях в самом жанре народной поймы-эпопеи, в сложности и оригинальности композиционного решения, в исключительно глубоком проникновений в стихию русского народного творчества». Народно-поэтическая основа заметна и в лексике поэмы (много слов из сферы крестьянского обихода, диалектизмов, просторечий), а также и в ритмическом строе! дактилизация стиха, использование интонационных особенностей северных русских говоров. В стиле произведения Некрасов блестяще реализовал свой творческий принцип: «важен в поэме стиль, отвечающий теме».

В 70-е годы в поэзии Некрасова усиливаются сатирические тенденции (поэма «Современники»). Замечательны его историко-революционные поэмы, воспевающие декабристов и их иен, - «Русские женщины» и «Дедушка»,

Роль Некрасова в развитии русской поэзии исключительно велика. За Некрасовым последовала целая группа замечательных поэтов-демократов; В. Курочкин, Д. Минаев, М. Михайлов, в творчестве которых возобладала политически злободневная гражданская проблематика» Можно говорить о целой «некрасовской школе». Демократизм и народность лирики Некрасова оказали большое влияние и на поэзию XX века. Художественные принципы творчества Некрасова продолжают развиваться и в современной советской литературе,

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Н. А. Некрасов — выдающийся поэт-новатор . И в закладках появилось готовое сочинение.