» » Неравноправие полов. Примеры гендерного неравенства во всем мире

Неравноправие полов. Примеры гендерного неравенства во всем мире

Доминирование самцов над самками не универсальное явление. У многих видов самки не слабее самцов. Однако у ряда высших животных сексуальное поведение самцов отражает их иерархическое доминирование над самками (рогатый скот, дельфины, обезьяны и проч.). Поэтому иногда у животных одного пола имитация полового акта (реже реальный контакт) демонстрирует их различный статус в группе. При этом доминирующее животное выполняет активную роль самца, тогда как подчиненная особь – пассивную функцию самки. Этологи также неоднократно отмечали, что у самцов обезьян демонстрация своей эрекции равнозначна вызову (Кон 1988: 82‑84; Бутовская 1999а: 60).

Подобные отношения между полами характерны и для людей. Даже на подсознательном уровне нередко женская роль ассоциируется с подчиненной функцией ("жертвой"), тогда как мужская – с господствующей ("насильником"). Во многих человеческих культурах активная гомосексуальная позиция воспринимается естественно, тогда как пассивная – резко отрицательно (в уголовной субкультуре – пассивные гомосексуалисты имеют самый низкий статус). Наиболее распространенные бранные ругательства в разных обществах связаны с гениталиями, помещением ругаемого в сексуальную позицию женщины (вспомните обобщенное название сквернословия в русском языке – "мат", "по‑матерному").

Интерпретируя в своих ранних работах данное свойство человеческой психики, Зигмунд Фрейд полагал, что сексуальность мужчин обусловлена агрессивным поведением, желанием доминировать. Однако было бы слишком просто видеть истоки полового неравенства в обществе только в мужской сексуальности. В человеческом обществе имеются несколько подчас взаимосвязанных обстоятельств, которые обусловили различные социальные позиции мужчин и женщин в обществе.

Одна из самых очевидных причин заключается в длительном периоде взросления человека. В силу продолжительного периода ухода за новорожденным женщина должна была больше уделять внимания ребенку и домашним обязанностям, тогда как мужчина становился главным добытчиком пищи в семье. Возможно, частые роды также явились причиной длительной исключенности женщин из социальной деятельности группы.

Другое обстоятельство связывается исследователями с представлениями о различной социальной роли мужчины и женщины. Эти представления опосредованы нормами, которые усваиваются еще в детстве. Родители и окружающие за редким исключением поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение, когда дети ведут себя неподобающим образом. Согласно наиболее распространенным нормам в большинстве обществ мужчина должен работать и обеспечивать свою семью ("инструментальная" роль). На долю женщины выпадает забота о семейном очаге и детях ("экспрессивная" роль). Именно это обуславливает физическое и социальное преимущество мужчин. Однако даже новорожденные мальчики обычно крупнее и тяжелее девочек, а их мышцы и легкие мощнее. Считается, что усиленное развитие мышц у мужчин обусловлено стимулирующим воздействием андрогенов.


Нельзя исключать и уже упоминавшееся выше обстоятельство, что мужчины в целом более агрессивны, чем женщины. Неудивительно, что именно агрессивность у мужчин, как и у других приматов, является одним из важных факторов определения их места в той или иной общественной иерархии. Женщины, как правило, в иерархических играх мужчин не участвуют. Они образуют группировки "статусно‑возрастного" характера: девочки, подростки, взрослые девушки, молодые женщины с маленькими детьми, женщины с уже выросшими детьми, бабушки. Часто статус женщины определяется статусом ее партнера.

Наконец, имеется точка зрения, согласно которой сила и преимущество мужчин обусловлены эволюционными причинами. Необходимость рожать детенышей с большой головой предполагает наличие широкого таза у женщин. Вследствие этого происходит смещение центра тяжести. Женщины стали уступать мужчинам в выносливости и скорости. При движении приходилось их ждать, а при нападении хищников защищать (Дольник 1998: 44‑46). Но и в этом случае неясно, привела ли данная особенность женского организма к последующим генетическим изменениям, поскольку не только у человека, но и у обезьян особи мужского пола в целом крупнее и сильнее самок.



Так или иначе, согласно данным Дж. Мердока и К. Провост (Murdock, Provost 1973), именно большая физическая сила мужчин и несовместимость ряда форм трудовой деятельности с уходом за детьми обусловили разделение труда между полами у людей (кросскультурная выборка по 185 обществам). Мужчины должны защищать слабый пол и потомство, а также обеспечивать их пищей. Женщины – заботиться о малолетних детях и заниматься работой по дому.

С развитием сложных форм человеческой культуры и цивилизации это привело к закреплению жестких императивов тендерного поведения. Согласно этим ролям мужчина должен обладать силой и знаниями, выступать в роли кормильца семьи, участвовать в жизни общества. Женщина должна заниматься домашним хозяйством, рожать и растить детей (вспомните, например, знаменитое немецкое "три К" – Kinder, K?che und Kirche).

За небольшим числом исключений и определенными вариациями данные стереотипы распространены в большинстве человеческих культур. По данным социолога Морриса Зельдича, проанализировавшего 56 обществ, в 35 обществах мужская роль имела инструментальный характер, в 1 обществе – экспрессивный и в 19 – смешанный характер. Тендерные функции женщин, согласно Зельдичу, оказались еще более выражены. В 48 обществах женская роль имела экспрессивный характер и лишь в 3 – инструментальный и в 5 – смешанный характер (Parsons, Bales et al 1955).

Доминирование мужчин поддерживается процессом социализации и усиливается через различные общественные институты. Если ребенок ведет себя не так, как это предписывают нормы поведения, взрослые и сверстники оказывают на него определенное давление. Существует три теории половой социализации, которые, скорее, взаимодополняют, чем исключают друг друга. Согласно теории идентификации ребенок бессознательно копирует поступки взрослых представителей своего пола, и в первую очередь поведение своих родителей. Истоки этой теории в психоанализе. По теории половой типизации, восходящей к теориям социального научения, решающее значение отдается механизмам психологического подкрепления. Взрослые поощряют детей, когда они ведут себя в соответствии с образцами поведения, принятыми для их пола. Теория самокатегоризации акцентирует значение на самостоятельности процесса познавания. Ребенок первоначально усваивает представления о половой идентичности, а впоследствии старается вести себя так, как предписывают ему соответствующие культурные нормы (Кон 1988: 195‑197).

В антропологической и социологической литературе существует неомарксистская конфликтная теория господства мужчин над женщинами, восходящая к концепции "патриархата" из знаменитой работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи…". Согласно этой концепции на определенной ступени развития мужчины стали доминировать над женщинами и эксплуатировать их (Hartman 1976; Leacock 1983; Gailey 1987; Флюер‑Лоббан 1990; Гейли 1990 и др.).

В советской науке существовала теория "матриархата", согласно которой до господства мужчин существовало равенство между полами, а в некоторых обществах было распространено и господство женщин. Однако это далеко не так. Современные данные показывают, что матриархат – это кабинетный миф ученых XIX столетия (Першиц 1986). Нередко с матриархатом путают матрилинейностъ – определение родства по материнской линии. Во многих культурах существовали культы поклонения женщинам (мужчины всегда боготворили слабый пол), но это нисколько не мешало мужчинам доминировать в обществе.

Степень и формы полового неравенства в различных культурах опосредованы разнообразными факторами: системой культурных ценностей, развитостью экономики, типом политического режима и т. д. Проиллюстрируем это несколькими примерами.

В различных описаниях путешественников и профессиональных этнографов можно найти много ярких свидетельств эксплуатации мужчинами женщин. Это хорошо видно на примере аборигенов Австралии.

Во время перекочевок женщина укладывает и несет на себе весь домашний скарб. Мужчина идет впереди с пустыми или почти с пустыми руками, ему приходится нести только легкое оружие, тогда как женщины следуют за ним нагруженные, как вьючные мулы, четырьмя‑пятью корзинами, наполненными провизией. Если в одной из корзин сидит ребенок, то это не мешает матери нести на плече и другую, побольше. Пища мужчин СОСТОИТ главным образом из меда; иногда, случайно, из яиц, дичи, ящериц; но вообще он приберегает для себя животную пищу, предоставляя жене и детям питаться растительной и добывать ее где угодно. Для мужчины охота – прежде всего спорт, а не способы добывания пропитания для семьи; кормить семью – не его дело. Он не признает, чтобы роль мужа налагала на него какие‑нибудь обязанности. Он живет в свое удовольствие, уходит на охоту лишь только обсохнет роса на траве и возвращается уже под вечер, иногда с пустыми руками, пожрав на месте пойманную добычу. Но если муж‑австралиец несет мало обязанностей, зато у него много прав; он может по произволу бить, истязать, даже убить свою жену. Эта несчастная ночью, во всякую погоду принуждена ходить за хворостом и за водой. Один из самых интеллигентных людей из туземцев, сопровождавших Лумгольца, провел добрую половину ночи, колотя свою жену, и даже сломал ей два пальца за то, что она, как он выразился, под предлогом, будто ночь слишком холодна, не сразу согласилась идти в лес за хворостом (Летурно 1897: 24).

Подобным образом было организовано разделение труда в иных обществах охотников‑собирателей, например бушменов Калахари, хадза (Салинз 2000: 38, 65 и др.), а также у кочевников‑скотоводов. Нравы номадов были описаны еще в знаменитом трактате "История Монголов" (гл. IV, § IV) итальянского монаха Плано Карпини, побывавшего в середине ХIII в. при дворе великого монгольского хана Гуюка.

Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе. Женщины их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры.

Аналогичные данные приводятся в описаниях кочевников различных регионов более позднего времени (см.: Крадин 1992; 1996: 86 и др.).

В работах О.Ю. Артемовой (1987; 1991; 1993 и др.) подробно рассматривается неравенство в отношениях между мужчинами и женщинами в архаических обществах. В сводной книге немецкого историка Райнхарда Зидлера "Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX в.)" (М., 1997) приводится много фактов доминирования мужчин в семейной жизни, сексуальных отношениях, в общественной жизни общины на рубеже Нового и Новейшего времени в Европе.

В современном обществе неравенство между мужчиной и женщиной сохраняется. Несмотря на то, что в результате многолетней борьбы женщины добились в наиболее развитых странах избирательных прав, возможности получать высшее образование и делать личную карьеру, мужчины по‑прежнему имеют более высокий реальный статус. Женщины заняты в основном в наиболее низкостатусных и малоквалифицированных отраслях экономики и общества. Так, в США в 1980 г. средняя зарплата мужчин составляла 322 доллара в неделю, тогда как недельная зарплата женщины была на 118 долларов меньше. Из самой низкооплачиваемой категории американских граждан, получающих менее 150 долларов в неделю, 65% – женщины, тогда как из самой высокооплачиваемой группы, зарабатывающих более 500 долларов в неделю, почти 90% – мужчины (Смелзер 1998: 349‑350).

В нашей стране существует аналогичное положение дел. Так, например, в современной российской науке количество женщин превышает 50%. Однако средняя зарплата женщин составляет не более 3/4 от средней зарплаты мужчин. Большая часть высокостатусных должностей (профессура, руководители) заняты представителями сильного пола. Из более чем тысячи членов Российской академии наук лишь 8 академиков и 21 чл.‑корр. РАН – женщины.

В Республике Корее, которая быстрыми темпами прошла этап модернизации, остаются глубоко патриархальные взгляды на место женщин в обществе. По‑прежнему широко распространены взгляды, что женщина не должна работать. Родители ориентируют дочерей не на карьеру, а на удачный брак. Нередко девушек увольняют с работы после выхода замуж. Труд женщин менее оплачиваем, чем работа мужчин. Любопытно, что в этой стране более 40% учителей составляют женщины, тогда как среди преподавателей вузов их уже менее 20%, а среди руководителей средних и высших учебных заведений лишь 2,5% (In‑ho Lee 1995).

Неравенство в оплате между мужчинами и женщинами не единственная составляющая более низкого статуса женщин. Как правило, именно женщины выполняют основную долю домашней работы, которая не оплачивается, но отнимает часто не меньше физических сил и времени, чем основная работа. Необходимо отметить, что данная деятельность имеет не менее важную роль для воспроизводства рабочей силы и воспитания потомства (будущей рабочей силы). Тем не менее она не рассматривается как полноценный труд, и женщины не могут претендовать на полноценную пенсию, как мужчины.

Однако за пределами западной цивилизации и ряда других стран, включая Россию, статус представительниц слабого пола намного ниже. В странах исламского мира, например, несмотря на постепенное вовлечение женщин в активную общественную жизнь, по‑прежнему их влияние на сильный пол минимально. Здесь широко распространено многоженство, мужчина имеет в семье полную власть. Даже в тех странах, где развод теоретически возможен по инициативе любой из сторон (например, в Йемене), расторжение брака по инициативе женщины роняет ее репутацию. При разводе дети остаются с отцом. В ряде исламских стран женщины лишены права голоса: все политические, экономические, религиозные решения принимаются мужчинами. Даже там, где женщины имеют право голосовать и быть избранными, лишь незначительная часть женщин добилась высокого политического статуса.

В Иране до сих пор остаются многие черты неравенства полов. Единственное равное с мужчинами право иранской женщины – это право голосовать. В остальном представительницы слабого пола остаются гражданами "второго сорта". В первую очередь женщина воспринимается как средство воспроизводства потомства. В семейной жизни женщины обладают даже юридически меньшими правами, чем мужчины. До сих пор сохраняется полигамия. Во многих сферах жизни существует разделение на мужское и женское (раздельное образование в университетах, обслуживание в больницах, банках и проч., дискриминация женщин в спорте и т. д.). При поступлении на работу жене требуется разрешение мужа. Длительное время официально было ограничено право женщин на получение образования, но и до сих пор число женщин с высшим образованием в целом невелико. Незамужние женщины лишены права на государственную стипендию для получения высшего образования за рубежом, но и замужние имеют такое право только в случае, если отправляются за рубеж вместе с супругом (Saadatmand 1995: 1‑24).

Прислушайтесь по внимательнее. Это возмущенное и эмоциональное восклицание можно услышать из доброй половины окон, за которыми протекает семейная жизнь. Вроде, на словах мы называем партнеров «половинками». А на деле нередко кто-то из двоих в плане прав представляет из себя все три четверти, а то и больше, из-за этого возникает так называемое «неравноправие мужчины и женщины».

Разделение труда

Подумайте, в скольких областях одному никак не позволительно то, что можно другому! Начать с мелочей вроде личных расходов и внешнего вида. Муж-неряха вполне способен всерьез осуждать подругу жизни за то, что она недостаточно следит за собой. А супруга, не пропускающая ни одного киоска с бижутерией, искренне негодовать, когда благоверный раз или два в месяц не отказал себе, скажем, в приобретении нового ножика для коллекции.

Чуть ли не всеобщий камень преткновения - количество обязанностей на одного члена семьи. Знаю мужчин, которые свято уверены, что все без исключения домашние заботы - сугубо женское дело. «А я семью должен кормить» - таково наиболее распространенное оправдание. Но ведь и «золушка» при этом обычно работает полный трудовой день!

Впрочем, подобный «перекос» инициируют и дамы, твердо убежденные, что «Настоящий Мужчина» просто обязан совершать ежедневные подвиги во имя заработка, и человек с финансовыми проблемами просто недостоин этого почетного звания. Сами же позволяют себе минимальную активность, в том числе и ради этого самого добытчика.

А свои личные дела, не связанные с общесемейными! Мы ревнуем милых к друзьям и футболу, но пусть только попробуют нас лишить обстоятельного шоппинга и подробных телефонных выяснений подружкиной личной жизни. Они, в свою очередь, недовольно морщатся на воскресный выход милой на танцы, но ничего зазорного не видят в собственном возвращении за полночь.

И, наконец, венец несправедливых личных притязаний - вопрос супружеской верности. Муж позволяет себе «безобидные походы налево» с присказкой про укрепление брака, но, едва узнав, что супруга осталась на работе наедине с симпатичным коллегой… подает на развод. И, хотя это действительно наиболее характерный для сильного пола случаи, женский и мужской род в этой истории иногда может и поменяться местами…


О неравноправии

Называется это явление «двойная мораль»: для одного что-то считается разрешенным, другому - запрещается. Во многом об этом позаботилась история. Очень уж долго формировались стереотипы. Мужчина рождается более сильным - значит, будет вожаком. Пока она воспитывает потомков, он успевает охотиться за дичью и дамами - значит, в личной жизни ему позволено куда больше…

Правда, к сильному полу традиционно тоже есть свои претензии. Мальчик не должен плакать и обязан дать отпор обидчику. Юноше негоже заниматься домашней работой. Мужчине во вторую очередь доверят воспитание детей. В общем, демонстрировать слабость и проблемы - ни в коем случае, а быть мягким и хозяйственным - подозрительно.

Грустно не то, что эти шаблоны образовались. А то, что люди продолжают на них ориентироваться и в современных изменившихся обстоятельствах. А стоит только спросить себя: а почему, собственно? Почему женщина, не связанная выводком малышей, не может быть «полигамной» по характеру, а мужчине, у которого лучше, получается, вышивать, чем разгружать вагоны, нехорошо быть домоседом?

Посмотри на себя

Когда возникают обиды, связанные с неравноправием, честные вопросы как раз помогают лучше всего. Почему я обязана (обязан) выполнять это? Только потому, что: так положено по традиции; так делала твоя мама; этого не может быть, потому что этого не может быть никогда? А может, ненужное - вычеркнуть?


Обратная сторона медали

В отношениях, в принципе, и не обязано быть математически точное распределение всего «пятьдесят на пятьдесят». Двое тогда составляют гармоничную пару, когда умеют уживаться, то есть сглаживать острые углы. Кто-то из них вполне удачно может выполнять роль ведущего, если другой комфортнее чувствует себя в роли ведомого. Однако, чтобы уравновешенные «качели» со временем не накренились в одну сторону, нужно помнить:

1. Сила означает не столько полномочия, сколько повышенную ответственность. Если вспоминать дикую природу, то яркая раскраска птиц-джентльменов не так демонстрирует их превосходство, сколько делает их более заметными для хищников, пока скромная и незаметная мадам сидит в гнезде. Тот, кто берет на себя функции главы семьи, должен помнить, что с него и спрос, повышенный за семейное благополучие.

2. Во всяких разделениях прав и обязанностей должна соблюдаться гибкость и мера. Даже у пассивного человека есть граница, за которой более сильному все же не позволено вторжение на его интимную территорию. Полезно выяснить этот «предел позволения» как для партнера, так и для себя. Чтобы не терпеть притеснений до той поры, когда они превысят все критичные отметки.

Зная небольшие недостатки своей половины, вы вполне можете компенсировать их своими достоинствами. Но все же партнеру лучше знать, что вы были бы рады, скажем, раз в две недели уступить ему почетное право воскресной уборки. Иначе ему покажется, что «это ее дело, это, само собой разумеется», а такие мнения - враги всякой осознанности.

Когда мы говорим о самых бедных среди бедных, мы почти всегда имеем в виду женщин и детей. Это касается отдельной страны и мирового сообщества в целом.

Гендерное неравенство – это степень, в которой женщины и мужчины обладают различными правами, ресурсами и властью.

Практически во всех обществах женщины обладают меньшим объемом власти, чем мужчины, получают меньшую оплату за свой труд, а также имеют меньший контроль над ресурсами, а во многих странах даже получают более низкое образование. Женщины имеют меньший доступ к более высокооплачиваемым работам в государственном и коммерческом секторах экономики. Когда женщинам предоставляется возможность попасть на тот же рынок труда, что и мужчинам, они нередко сталкиваются с проявлениями дискриминации.

Хотя женщины в среднем работают меньшее количество часов, чем мужчины, это различие возмещается их участием в ведении домашнего хозяйства. В Бангладеш женщины и мужчины работают в неделю приблизительно одинаковое количество часов. Но в то время когда мужчины 90% своего времени посвящают деятельности, приносящей доход, женщины 80% своего рабочего времени отдают домашнему хозяйству. Женщины Аргентины работают в среднем по 73 часа в неделю дома, в том случае, если они не трудоустроены, и 56 часов, если имеют работу. Это во много раз превышает среднюю продолжительность рабочей недели мужчин. Экономические различия сказываются на распределении власти в семье. Поскольку женщины приносят меньший заработок, у них меньше участия в решении важных семейных вопросов – во всяком случае в традиционном обществе, в частности в исламских странах. Неравное распределение власти оказывает негативное влияние на детей, особенно дочерей. Большая власть мужчин в большинстве обществ определяет степень участия женщин в трудовом процессе. Иногда мужчины предпочитают, например, чтобы их жены не работали вне дома. Не получив квалификации и профессии, они оказываются в невыгодном положении после развода и пополняют ряды безработных.

Женщины составляют 50% взрослого населения мира и одну треть зарегистрированной рабочей силы, отрабатывают около двух третей всех рабочих часов, за что получают только одну треть мирового дохода и имеют в своем распоряжении менее 1% мировой собственности. Мужчины сохраняют относительное преимущество в структуре занятости, учитывая их непропорционально высокую долю среди квалифицированных рабочих. Кроме того, у них более высокая региональная мобильность, позволяющая отказываться от принятия первой же попавшейся работы по месту проживания. В принятии решений относительно трудовой миграции мужчины в отличие от женщин не связаны соображениями возможной потери пособия по уходу за ребенком.

Россия и раньше лидировала по количеству женщин трудоспособного возраста в составе рабочей силы. К моменту развала в СССР почти все женское население трудилось на производстве или в сфере обслуживания. Когда страна перешла от социализма к капитализму, больше всех в рядах рабочих оказалось именно женщин, причем хорошо образованных. Из числа безработных россиян, имеющих высшее образование, женщины составляют 70,1%, среднее образование – 69,5, начальное образование – 62,8%. Самая незащищенная часть населения приняла на себя удар рыночной экономики и пострадала в ходе реформ больше других. Среди безработных женщины составляют 65-70%, в то время как вакансий для них всего 25–30%.

Э. Хит, сравнивая карьерные возможности мужчин и женщин, пришел к выводу, что шансы покинуть низшие должности, связанные с физическим или рутинным умственным трудом, используя чисто рыночные возможности, у женщин скромнее. Зато шансы на вертикальную мобильность посредством вступления в брак у них оказываются более благоприятными по сравнению с мужчинами. Что же касается мужских групп, то среди них выше и внутренняя дифференциация, и конкуренция за лучшие места . Г. Маршалл со своими коллегами пришел к выводу, что в социально-профессиональном отношении позиции женщин менее предпочтительны. Многие из них заняты полуквалифицированной, конторской и обслуживающей работой .

Немало женщин трудится на монотонных конвейерных линиях. Женщины составляют большинство специалистов в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении. Они преобладают в "армии" офисных клерков, торговых служащих, работников общественного питания и бытового обслуживания. В целом интенсификация женского труда включает:

  • 1) большую продолжительность рабочего дня;
  • 2) высокие нагрузки;
  • 3) напряженный ритм работы в ночные смены или в ранние утренние часы;
  • 4) растущие запросы к квалификации и уровню образования;
  • 5) больший контроль над рабочим процессом;
  • 6) совмещение нескольких видов работ одним человеком;
  • 7) создание рабочих мест с четко не прописанными обязанностями.

В Европе 79% занятых женщин работают в сфере обслуживания, которая становится все более и более "женским" сегментом. Молодое поколение немцев может выбирать профессиональную подготовку по 376 занятиям. Вместе с тем 80% молодых немецких женщин фокусируются только на 25 занятиях из этого большого числа, и почти все эти занятия относятся к сфере обслуживания. Хотя приобретаемая ими сегодня квалификация выше, чем когда бы то ни было, более половины женщин сконцентрированы в сфере торговли, на секретарской работе, уходе за детьми, больными и престарелыми и в системе образования.

"Женские" профессии рассматриваются общественным мнением как что-то непривлекательное, малоквалифицированное и хуже вознаграждаемое. Женщины проигрывают мужчинам в зарплате и материальном доходе. Женщинами чаще комплектуются группы вторичного рынка труда: временно занятых, работающих неполное рабочее время. Женщин реже встретишь на высших и средних менеджерских постах. Им намного сложнее сделать деловую карьеру. По ним больнее бьет безработица. До сих пор распространено мнение, что у российской безработицы "женское лицо". Уровень женской безработицы в России по итогам 2011 г. составил 22%, уровень мужской безработицы – 19%.

Женская рабочая сила менее мобильна. Практически по всем секторам экономики и категориям занятости вероятность сохранения прежнего статуса у женщин выше, чем у мужчин. Последние в случае потери работы не прекращают ее поиска, они более активны на рынке труда; женщины в аналогичной ситуации часто прекращают поиск нового рабочего места, переходя в состав экономически неактивного населения . К тому же женская безработица нередко принимает затяжной характер, что выражается в более продолжительных периодах поиска работы и трудоустройства. В этом отношении российский рынок труда изменяется сообразно общемировым тенденциям, которые позволяют приверженцам гендерных исследований заключать, что "половое разделение труда... настолько же важно, как и классовое разделение" .

В современном обществе принадлежность к полу часто оказывает большее влияние на продвижение по социальной лестнице, чем принадлежность к классу. Так, женщины за аналогичную работу получают меньше, чем мужчины; они могут подвергаться дискриминации, когда заходит речь о служебном продвижении или приеме на работу. В то же время женщины выполняют большую, чем мужчины, часть домашней работы и занимаются воспитанием детей. Среди наиболее вопиющих форм дискриминации на рынке труда неравноправные стандарты найма и продвижения по службе; неравный доступ к подготовке и переподготовке, к кредитам и другим производственным ресурсам; неравная оплата за равный труд; профессиональная сегрегация и неравноправное участие в принятии экономических решений.

Гендерная дифференциация оплаты труда возникла очень давно, но сохраняется до сих пор. Женщины получают лишь 10% доходов в мире и владеют 10% собственности. Хотя в большинстве стран мира, особенно в промышленно развитых государствах, за равный труд по закону положено одинаковое вознаграждение, на практике зарплата женщин как категории трудящихся почти везде отстает от заработков мужчин. В результате наблюдается тенденция снижения средней зарплаты женщин: в Австралии – 91% от заработка мужчин, в Швеции – 90, во Франции – 81, в Японии – 54%. В США работница-негритянка получает 62% от заработка белого мужчины. В странах "третьего мира" положение еще хуже. Даже в "среднеразвитых" Бразилии и Южной Корее женщина получает в среднем половину заработка трудящегося мужчины. В Германии женщина зарабатывает в среднем 70% от заработков мужчины. В Индии заработная плата женщин составляет 51% от зарплаты мужчин, в Кении они зарабатывают на 18% меньше мужчин одинаковой квалификации. В Латинской Америке средняя зарплата женщин составляет 71% от заработка мужчин. В странах СНГ женщины получают в среднем на 30% меньше, чем мужчины. В Эквадоре, на Ямайке и Филиппинах женщины в среднем более образованы и опытны, чем мужчины, но получают на 20–30% меньше них.

Неудивительно, что доход женщины не превышает две трети дохода мужчины. Средняя зарплата работниц в "женских" отраслях производства (легкая, текстильная промышленность) составляет в последние годы около 40% от средней зарплаты по стране. В то же время средняя зарплата в "мужских" отраслях производства (нефтедобывающая) составляет 360% . В 1980-х гг. работающие наравне с мужьями женщины тратили на домашние дела в два-три раза больше времени, чем их супруга. Отношение мужчин к этому, их готовность принять такое положение вещей так же характерно: только 66% мужчин против 80% среди женщин считают, что оба супруга должны заниматься хозяйством. Тем временем 75% всей домашней работы по-прежнему лежит на плечах женщины .

Гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим среди самых доходных и высокопрофессиональных групп. Женщины по-прежнему не могут пробиться к верхнему эшелону управления. И в США, и в Германии доля женщин, занимающих президентский пост в крупных компаниях, многие годы не превышает 3%. В пределах отдельных профессий (и в развитых западных, и в постсоциалистических странах) также наблюдается гендерное неравноправие.

Например, в Великобритании в середине 1970-х гг. женщины составляли 90% рядовых учителей, тогда как среди старших преподавателей их было 57%. Зарплата женщин в госсекторе составляла около 70% от среднего заработка мужчин, в частном секторе – 58% . Профессиональная сегрегация по признаку пола остается значительной во всех регионах мира, независимо от уровня развития страны.

Во всех регионах мира женщины работают более продолжительное время за меньшую оплату по сравнению с коллегами-мужчинами. В развитых странах рабочая неделя женщин по меньшей мере на два часа длиннее, чем у мужчин; нередки случаи, когда продолжительность их рабочей недели больше на 5–10 часов.

Так, в Австралии, Канаде и Германии продолжительность рабочего времени мужчин и женщин примерно одинакова, но в Италии женщины работают на 28% больше, в Австрии – на 12, во Франции – на 11% . В Японии неоплачиваемый труд женщин в девять раз превышает неоплачиваемое рабочее время мужчин.

Неравное разделение труда сохраняется даже тогда, когда мужчины работают только половину рабочего дня или вовсе остаются без работы. В Европе, как и в США, в семьях с двумя работающими женщины несут двойную нагрузку: трудятся на работе и дома. В Японии, где мужчины в среднем затрачивают на домашний труд 11 минут в день, женщины тратят три с половиной часа после полного рабочего дня вне дома.

Помимо того что женщин берут на работу в последнюю очередь, их первыми увольняют. Уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин. В развитых регионах мира официальный уровень безработицы среди женщин в последние годы на 50–100% выше, хотя в абсолютном выражении безработных мужчин зарегистрировано больше (так как их доля в рабочей силе значительнее). Дискриминация женщин имеет тенденцию к усилению по мере увеличения безработицы. В оправдание такой дискриминации обычно приводится довод о том, что мужчины нуждаются в работе больше, чем женщины. В результате женщины, особенно старшего возраста, преобладают среди тех, кто продолжительное время не имеет работы .

Женщины работают больше, но живут хуже или не лучше, чем раньше. Одной из главных причин бедности и неполной занятости женщин эксперты называют дискриминацию в образовании: на долю женщин приходится две трети от почти миллиарда неграмотных взрослых. В ряде развивающихся стран, например в Бенине, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Мали, Мозамбике, Нигере, Сенегале и Того в Африке, а также в Афганистане и Непале в Азии, более 90% женщин старше 25 лет никогда не посещали школу. Из примерно 100 млн детей в мире, лишенных возможности получить начальное образование, девочки составляют 60% .

Современные социологи предлагают объяснять стратификацию не только при помощи традиционных переменных – таких, как социальное происхождение, уровень квалификации, образования, место проживания (город/село), возможности на рынке труда. По мнению E. Р. Ярской- Смирновой, в контекст стратификационных теорий необходимо добавлять новые понятия, в частности социальную эксклюзию (исключение), которая объясняет механизмы закрепления привилегированных статусов и ролей за определенными группами людей.

Есть старый и очень жизненный анекдот: "Женщина только тогда сравняется с мужчиной, когда сможет пройтись по улице, лысая, пьяненькая, с пивным брюшком и при этом полностью уверенная в своей неотразимости".

Наше поколение привыкло слышать, что все люди должны быть непременно равны. Но если отказаться от стереотипа XX века и попытаться посмотреть на это не предвзято, легко может возникнуть вопрос: нужно ли женщине равняться с мужчиной? Разница, которая существует между полами, совершенно естественна, у нас разное жизненное предназначение.

Равенства между полами не существует в природе и поэтому бороться за него - бессмысленно. Да, по Конституции все люди равны, но политические права - это совершенно другое. Все мы, и мужчины, и женщины, имеем право пойти на выборы и торжественно отдать свои голоса за понравившегося кандидата. Все мы имеем право на получение пенсии по достижении определённого количества лет, на проживание там, где нам нравится. Но те блага, которые даёт Конституция, не превращают женщину в мужчину.

Все предыдущие века женщина оставалась женщиной. Она была матерью, занималась домом и семьёй, и это - огромная работа и ответственность. Недаром современные женщины хотят её избежать, потому что проще каждый день по восемь часов заниматься какой-то определенной работой на производстве, чем работать в своём доме и в своей семье с утра до поздней ночи. У женщины-домохозяйки нет ни выходных, ни праздников, минимум 12 часов в сутки она занята, и занята так, что никакому работающему мужчине не снилось. Это он отработал, пришёл и лёг на диван, а домохозяйке прилечь некогда. Именно потому, что домашняя работа была достаточно серьёзной и тяжёлой, все предыдущие века существовало чёткое разделение: мужчина содержал семью, защищал, охранял, зарабатывал деньги, а женщина имела возможность выполнять свой женский труд в семье. Женщина не роптала, потому что её содержали, о ней заботились, она могла заниматься своими детьми и домашними делами, больше ни на что не отвлекаясь.

Сейчас, благодаря эмансипации, все мы стали как бы равны, все мы имеем право делать одно и то же, но на деле получается, что женщина "имеет право" делать мужскую работу (зарабатывать деньги, защищать, охранять), и при этом она должна обслуживать семью. Иными словами, она делает всё то же самое, что делала в предыдущие века, плюс ту работу, которую ей навязли так называемым равноправием. Но никаких положительных плодов от подобного равноправия на самом деле не существует.

Кто-нибудь может возразить мне и сказать: женщина сейчас имеет право быть президентом. А разве в прошлом было мало королев и княгинь, которые правили своими народами? Кстати, правящих королев в истории гораздо больше, чем женщин-президентов. Например, в таких мировых державах, как СССР-Россия или США женщин-президентов или генеральных секретарей, не было ни одной. В "век равноправия" у власти всё равно остаются мужчины.

Современная женщина полна иллюзий, что она свободна, и заявляет, что только в наше время она может быть кем угодно: "Захочу - буду светской львицей, захочу - шахтёром" - как написала мне одна из оппонентов. Вот только на деле она, эта современная женщина, уже не сможет быть ни тем, ни другим. На шахтёра у неё сил не хватит, на светскую львицу не хватит воспитания. Женщина лишь занимается самообманом, потому что ей полтора последних века внушали, что она должна бороться "за право выбора".

Мне такие фразы кажутся какой-то странной инфантильностью. Вспоминается старый советский фильм "Девчата", где одна девушка, выросшая в детдоме, попадает во взрослую жизнь и заявляет: "Что хочу теперь - то и делаю: хочу халву ем, хочу - пряники". Сейчас подобная инфантильность присутствует в подавляющем большинстве взрослых людей. Так их воспитывали весь XX век, вырабатывая и у женщин и у мужчин иллюзию, будто сейчас у них больше выбора, чем было раньше. На самом деле женщина могла урабатываться в любое время: женщины-шахтёры существовали и в 18 веке, например, в Англии. Только тогда они становились шахтёрами из горькой нужды, если никто из мужчин не мог обеспечить им и их детям достойное существование. Отличие нашего времени от всех предыдущих эпох лишь в том, что сейчас быть только домохозяйкой для женщины стало "не престижно" и даже унизительно. Слово "домохозяйка" стало синонимом "неудачницы". Мужчина уже не хочет содержать женщину, а сам норовит пристроиться так, чтобы его кто-нибудь содержал. При таком положении, женщине приходится брать на себя мужскую работу. Н.С. Лесков ещё в 1870 году, в своём романе "На ножах", писал: "...значение женщины в так называемый "наш век" едва ли возвеличено тем, что ей, разжалованной царице, позволили быть работницей!" Но сейчас это считается достижением.

Итак, своё "право на труд" женщины отстояли, как бы ни абсурдно это звучало. Теперь они могут прибавить к своему домашнему труду ещё и труд на каком-нибудь заводе. Но даже такой свободы показалось мало. За что ещё можно бороться современной женщине? Вот за аборты, например. То есть, за право женщины не быть женщиной и убивать своих ещё нерождённых детей. Или можно бороться за право женщины сделать пластическую операцию и создать иллюзию того, что она - мужчина (мужчины, кстати, сейчас тоже активно борются за право не быть мужчинами). Всё это - результат современного воспитания. Если в XIX веке женщина была - прекрасный пол, то сейчас, постоянно сравнивая её с мужчиной, общество подводит её к тому, что она - какой-то недочеловек. Из прекрасного пола она превратилась в нечто презираемое. Со знака плюс она ухнула сразу на знак минус, и поэтому некоторые неразумные девочки хотят поменять пол, чтобы "соответствовать званию человека". Если бы они захотели что-то подобное в XIX веке - их сочли бы сумасшедшими. А теперь они не сумасшедшие, они - продукт современного менталитета. В результате, при прогрессировании "равноправия" всё общество стало относиться к женщине пренебрежительно, перестало уважать её женскую домашнюю работу, перестало уважать в женщине мать. Неуважение материнства началось вместе с всеобщей трудовой повинностью, когда женщина должна была идти на производство, работала до семи месяцев беременности, и освобождали её от работы только на два последних месяца. Отпуск по беременности и родам был очень небольшой: 56 дней до родов и 56 дней - после, чтобы по максимуму можно было задействовать женщину на производстве. Только в 80-е годы советские женщины получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Женщина обязана была бросить ребёнка в какие-нибудь ясли и вернуться на производство, иначе она теряла стаж, а подчас и саму работу. Подобное неуважение материнства длилось почти весь XX век. И современная женщина, оставаясь женщиной, ощущает себя недочеловеком, если только она не сделала себе карьеру ибо семья и дети - это никакая не карьера. Ещё в XIX веке она гордилась собой, перед женщиной мужчина снимал шляпу. А сейчас кто снимет перед ней шляпу?

Современная женщина, возможно, более унижена, нежели наложница в гареме. В гареме жёны какого-нибудь султана жили, одеваясь в шелка и драгоценности, в неге и довольстве, сытые и толстые. Попробовал бы кто-нибудь проявить неуважение к жене султана - тут же оказался бы на колу или на плахе. Как раз неуважение - это признак современности, когда женщину могут толкнуть, избить, оттеснить от трамвая, чтобы проскочить самому, обругать, отпихнуть её от места и сесть самому. Это совершенно невероятное поведение для 19 века или предшествующих веков, потому что тогда так вели себя с женщинами только негодяи. Но сейчас это нормально и женщины порой даже гордятся этим. Я помню, как одна моя знакомая искренне говорила, что она гордится, что ей не уступают место в транспорте, потому что это для неё свидетельствует о том, что её "считают за нормального человека". Вот такое извращённое понятие о гордости свойственно современной женщине.

Мужчина и женщина не могут быть равны. У каждого своя работа. Женщина не должна делать мужскую работу, мужчина не будет рожать детей. Есть особенности пола, которые даны человеку, в попытках это изменить нет смысла.

Мне могут возразить тем, что хотя в XIX веке были некоторые слои населения, у которых женщины занимались только домашней работой (большинство горожан, например), но вот среди сельских жителей, которых в любой стране большинство, женщина вынуждена участвовать в сельскохозяйственных работах. Но крестьянство тоже было очень разное. Были хорошие хозяева, которые не выгоняли своих женщин в поле. А вот среди крестьянских низов - плохих хозяев, пьяниц, бездельников, которые не могут или не хотят организовать работу правильно - у таких крестьян женщины вынуждены были работать на более тяжёлой сельскохозяйственной работе. В нормальной семье пока мужчина в поле - женщина должна готовить ему обед, иначе он останется голодный. Вся суть в том, что должно быть разделение труда. Если мужчина не в состоянии руководить хозяйством, если не может поставить его так, чтобы было разделение труда, то семья его не будет полноценной. Как женщина будет рожать и воспитывать детей, если она вынуждена пахать в поле? Её ждёт участь жены из фильма "Поселенцы" (реж. Ян Труэль, Швеция, 1972 год), где глава семьи, у которого никак не складывалось собственное хозяйство в Швеции, решил в корне поменять жизнь и увёз всю семью в Америку. Но в Америке он точно так же не может создать хорошего хозяйства, или не хочет ничего менять в образе жизни, к которому привык. Его жена трудится наравне с ним, продолжая рожать детей, надрывается и умирает раньше времени. Даже на плодородной, благодарной земле, где можно жить гораздо лучше, человек не может организовать должное разделение труда - и в результате гробит женщину, как более слабое и неприспособленное к двойным нагрузкам существо.

Нормальная крестьянская семья не будет выгонять женщину на сельхозработы, потому что у той достаточно обязанностей по дому. Какой кулак свою жену погонит в поле? Он предпочтёт, чтобы жена приготовила ему еду, сшила новую одежду, содержала в порядке дом и детей. Но почему именно в крестьянской среде мы часто видим такое явление, как женщина на тяжёлых полевых работах? Мужчина более обеспеченных классов традиционна женился взрослым человеком, когда он уже получил хорошую должность или организовал своё дело, приобрёл устойчивое положение в обществе, которое гарантировало бы его семье хорошую жизнь. Но в крестьянской традиции брак совершался совсем по-другому. Когда мальчику исполнялось 12-13 лет, ему шили штаны - и он считался женихом, у девочки проходили первые месячные - она уже невеста. Таких подростков тут же женили и каким этот мальчик вырастет мужем и хозяином - никто не знал: может быть работягой, а может - пьяницей. Результат такой традиции - большой процент нерадивых хозяев в деревне, которые не могут достойно содержать семью и вся тяжесть труда в таких семьях ложится на женские плечи. В других сословиях женщина будет работать, только если потеряла кормильца.

Вернёмся к ХХ веку. При всеобщей уравниловке появляются различные проблемы. Пока женщина остаётся матерью и хранительницей семейного очага, воспитывает детей, а мужчина работает - всё нормально. Конечно, есть и была масса мужчин, которые не могут содержать семью, и тем не менее стремятся её создать. Ничего хорошего в таком случае не получается. Сейчас такое видишь очень часто. Мужчина не может или не хочет обеспечивать семью. При таком положении, женщина вынуждена работать, и работать очень много. А женщина учится на своих и чужих ошибках и думает: "Зачем мне это надо? Зачем мне семья, когда придётся тащить на себе мужа и детей, и плюс к этому ещё работать на нескольких работах, чтобы всех их прокормить?" В результате, современная семья, созданная на основе равноправия полов, становится очень недолговечной. По сведениям из Демоскопа, на 1000 зарегистрированных браков в 2012 году приходится 529 зарегистрированных разводов Каждый третий ребенок рождается вне брака. Семья становится не нужна, а из-за этого разваливается и всё общество.

В чём корень бед? Некоторые говорят: "Бабы виноваты, они заняли все руководящие должности". На деле мы видим, что императриц в предшествующие века было гораздо больше, чем нынешних женщин президентов и в этом наше равноправие отнюдь не прогрессирует, зато прогрессирует в другом - мужчине всё чаще лень содержать семью и он взваливает на женщину кроме её собственных ещё и свои обязанности. Семья для женщины становится бессмысленной и очень тяжёлой и потому она всё чаще от неё отказывается. Мужчина перестал выполнять свою функцию руководителя семьи, человека, который должен содержать жену и детей и обеспечить разделение труда. Он больше не хочет "в поте лица своего добывать хлеб" - и женщине самой приходится его добывать, потому что хлеб нужен, а добывать его больше некому.

Мужчина сейчас часто не заводит семью, потому что не хочет нести даже маленькую ответственность за неё. Ему гораздо больше нравятся беспорядочные отношения, он норовит пристроиться так, чтобы женщина его содержала. Но такие мужчины были во все времена, и просто не женились. И общество их осуждало. А теперь, при "равноправии" такое поведение как бы нормально.

Поскольку мужчина, по своим физиологическим особенностям, всё равно нуждается в женщине, он будет стремиться к сексу, но при этом стремиться избежать ответственности за семью. Такое желание получило отражение в современном искусстве (кино, книги, музыка) и средствах массовой информации. Женщине старательно внушают всеми возможными путями, что ей нужен секс и что семья существует только ради удовлетворения физиологической потребности в сексе, а вовсе не для продолжения рода. Полноценная, настоящая семья отходит в прошлое, ребёнка, если он всё-таки родится, будет вынуждена растить и воспитывать одна мать, а это тяжело и денежно. Отсюда идёт стремление женщин делать аборты. Всё чаще в отношениях мужчин и женщин на первое место ставится секс. Женщине внушают: это нужно "для здоровья", "для того, чтобы быть полноценной женщиной", "чтобы подруги не смотрели как на неудачницу", "чтобы все уважали"... И женщина, как существо, которому свойственно подчиняться, соглашается и сама себе уже начинает внушать, что ей "нужен секс". И если она секса не имеет, то начинает скрывать это, стесняться и комплексовать. Этой податливости есть и логическое объяснение: женщина создана для семьи, в ней всё ещё живо стремление иметь мужа, мужчину, в котором можно найти защиту и помощь, быть продолжательницей человеческого рода. Она может не осознавать этого, но в ней ещё не окончательно убито её первейшее предназначение - быть женой и матерью. Ей подсознательно нужна хоть какая-то семья, а значит, хоть какие-то отношения.

Понятие семьи слишком часто заменяется понятием "секс". Наверное, такой разгул гомосексуализма сейчас - тоже результат необходимости секса: семья не нужна - нужен половой партнёр, а сексом лучше заниматься с кем-то бесплодным, не обременяя себя детьми. Да, у гомосексуалистов иногда возникает странное желание взять чужого ребёнка на воспитание. Но подоплёка этому - вовсе не то, что мужчина-гомосексуалист хочет почувствовать себя матерью, или женщина хочет, не рожая сама, получить ребёнка. Скорее всего, это просто стремление вырастить ещё одного гомосексуалиста, с которым можно будет заниматься сексом.

Отойдём от темы гомосексуализма и вернёмся к так называемой "свободе" современной женщины.

Главное заблуждение нашего времени: считать, что женщина впервые свободна за всё время существования человечества, а до этого она была чуть ли не в рабстве. Якобы она была несвободна, а сейчас - свободна. Именно сейчас женщину со всех сторон пытаются заставить делать то, что ей всегда было чуждо. Её убеждают, что она должна заниматься свободным сексом без семьи и брака, что она должна делать аборт и убивать своих нерождённых детей, убеждают что она должна сама себя обеспечивать, а заодно и обеспечивать мужа, обязательно работать, обязательно делать карьеру, иначе будет выглядеть неудачницей. Даже в таком мощном средстве воздействия на умы, как кино, часто даётся презрительный взгляд на домохозяйку, потому что она не кандидат наук и не бизнес-леди. Женщина начинает сама себе казаться ущербной из-за того, что она ради семьи и детей бросила карьеру скрипачки или научного работника.

Борьба за право женщины быть "как мужчина" - это унижение женщины. Мы и так равны перед Богом, в равной степени будем отвечать за свои поступки, хорошие и плохие. Иное дело, что у нас разное предназначение. Женщина испокон веков была помощницей мужчины, матерью и воспитательницей его детей, хранительницей домашнего очага, вдохновительницей на подвиги. Мужчина знал, что за его спиной есть крепкий тыл, дом, в котором его ждут, а его обязанность этот дом защищать, обеспечивать материально, беречь и хранить. Женщина гордилась мужчиной, мужем, точно так же, как мужчина гордился женщиной - женой и помощницей, благодаря которой его род не прерывается. Мужчина проливал кровь на полях сражений, женщина проливала кровь, рожая его детей. Мужчина делал открытия, изобретал новые машины для облегчения жизни, женщина каждодневно берегла его дом и воспитывала новых мужчин, которые становились продолжателями дел своих отцов. И мужчина, и женщина трудились и делили плоды своего труда. Они понимали необходимость друг друга. Сейчас этого почти не осталось и поверить в то, что женская эмансипация добилась чего-то хорошего и полезного для человечества - я не могу. Эмансипация женщин привела лишь к тому, что сейчас женщины и мужчины перестали быть нужными друг другу во всём, кроме секса. Это не просто печально, это самая настоящая катастрофа, которую почему-то принято считать "победой".

Увы, у современной женщины нет выбора, она уже поставлена в такие условия, когда ей легче не быть женщиной. Лично я не желаю делать то, что делают мужчины: участвовать в выборах, заниматься политикой, руководить кем бы то ни было, служить в армии и т.д. Мужчина - по природе своей лидер, пусть им и остаётся. Если мужчина в современном мире не может выполнять роль лидера - это его проблема, я не собираюсь его подменять. Если мужчины так ослабели, что не могут быть первыми - значит, пусть мобилизуются и снова научатся тому, что успели забыть. И вот когда мужчины снова научатся быть мужчинами - женщины смогут стать женщинами. Только на таких условиях у нас есть шанс избежать полной деградации человеческого общества.

​​​​​​​Раз за разом в комментариях и в письмах женщины пишут в редакцию Психологоса возмущенные послания.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, мужчины - это что, какие-то эксперты? Они на ярмарке невест, что-ли? Это они выбирают, а женщины только развиваются и развиваются, работают и работают над собой? Мужикам это не надо? Спасибо, что не гей, не извращенец, не женат и т.п. Но ведь женщины лучше. Почему они должны быть в положении подчиненных? С чего бы это?

Уважаемые мужчины, вам нужно понять, что времена изменились. Все продолжают по старинке считать, что женщина создана для того, чтобы создавать мужчинам комфортные условия, готовить им и "дарить власть". Ваши взгляды не применимы к браку: союзу двух равных людей. Дети слушаются родителей, потому что родители умнее и опытнее (кстати, когда дети вырастают, то уже родители слушаются их), генерал выше стоит, чем рядовой солдат. К сожалению, у мужчины нет ничего, что априори ставило бы его выше женщины: нельзя сказать, что мужчина по умолчанию умнее, опытнее и так далее. Если в конкретной ситуации муж будет пожилой и умный, а жена - юная и неопытная, она будет его слушать, потому что он как человек опытнее и умнее ее. А если супруги близки по возрасту, по степени образования, по интеллекту, почему один обязан подчиняться другому и "дарить власть"?

Действительно, почему мужчины ставят женщин в подчиненное положение?

Почему статьи на Психологосе (и не только на Психологосе) по факту исходят из того, что мужчины находятся в каком-то привилегированном положении, что женщины должны под них подлаживаться, как будто они существа какого-то второго сорта?

Потому что те, кто на рынке пользуется большим спросом, могут диктовать свои условия. В юные годы преимущество чаще на стороне очаровательных девушек, которые могут диктовать свои условия влюбленным в них неловким юношам. Здесь неравенство в пользу женщин. В зрелые года ситуация меняется, и в более выигрышной ситуации оказываются увернные и хорошо зарабатывающие мужчины. Однако женщины, которые вкладываются в свое развитие, могут изменить эту ситуацию и могут выстраивать свои отношения с мужчинами - на равных. Это не просто, но возможно.

Это - если коротко. А теперь обо всем этом подробнее.

Первое. Я искренне убежден, что ни о каком преимуществе мужчин перед женщинами говорить нельзя. Мы все разные. Среди мужчин есть и умные, и недалекие люди, люди порядочные и нет, живущие как люди и как животные. Также и женщины: это не только блондинки как героини анекдотов, это и Жанна д"Арк, это жены декабристов, это Софья Ковалевская, Хеди Ламар , мать Тереза , Маргарет Тетчер, Ангела Меркель и многие-многие другие удивительные женщины, которыми можно только восхищаться и до которых большинству мужчин даже близко не дотянуться. Мы все разные. Разница между особями в мужской и женской популяции по отдельности больше, чем разница между среднестатистическим мужчиной и среднестатистической женщиной. В любом случае, женщины не уступают мужчинам в интеллекте, а если мужчины лучше разбираются в предметном мире, то женщины лучше разбираются в мире отношений. Мужчины лучше водят машину, но на кухне они хуже малых детей и не знают, в какой кастрюльке - эмалированной или стальной - нужно варить кашу, чтобы она не пригорала. Мужчинам и женщинам меряться "кто лучше, а кто хуже" - дело глупое и неблагодарное.

Второе. В современной культуре мужчины и женщины воспитываются по-разному. Если мальчиков воспитывают, как мужчин, а девочек - как девочек, то уже к восемнадцати годам перед нами очень разные существа. Да, молодые люди и девушки имеют примерно равно развитый интеллект и схожий уровень образования, при этом мальчиков (повторю, если их воспитывали по мужским лекалам) приучили в трудной ситуации думать, а не переживать, принимать решения, а не расстраиваться. Мужчин учили идти вперед и чуть что - не плакать. Мужчины - не плачут . Девочек сегодня учат другим вещам, и вы знаете, что девочки этому хорошо учатся. Девочки учатся жить чувствами, чуть что - расстраиваться, а в ситуации трудных выборов переживать и искать ответ внутри себя, вместо того чтобы спокойно разобраться, посчитать риски и вовремя принять наиболее оптимальное решение. В конце концов, мальчикам с детства внушали, что они умнее девочек и их дело - бизнес, а девочкам с детства покупали куклы и колясочки, ориентировали на роль жены и матери и рассказывали, что с мальчиками лучше не спорить и вообще умничать девочке не к лицу. Девочки начинают играть роль "немного дурочки" просто потому, что их так воспитали, а когда это сложилось в традицию, то девушке легче (дешевле) это принять, нежели воевать с этим и доказывать каждому упертому мужику, что он ничуть ее не умнее.

Третье. В возрасте 16 - 20 лет, отвечая на влюбленные глаза юношей, как раз молодые девушки ведут себя как привилегированные особы, под желания и капризы которых юноши, как существа второго сорта, должны подлаживаться. Ей опаздывать и обижаться можно, ему - с какой стати? Она может капризничать и топать ножкой, а он должен ждать, пока она сменит гнев на милость. Почему? Разве молодые люди чем-то хуже молоденьких девушек, разве у них хуже с интеллектом? Вы знаете, что дело вовсе не в этом. Просто молодые люди в этом возрасте сексуально напряжены, а женщин найти им себе затруднительно, в то время как девушки замуж еще не торопятся, а привлекательных и более взрослых мужчин вокруг них крутится уже достаточно. Это законы рынка: тот, кто больше заинтересован, в отношениях более уязвим, а тот, кто имеет больше предложений, в отношениях может в большей степени диктовать свои условия. У молодых людей в этом возрасте невыгодная рыночная позиция, и они вынуждены подлаживаться под то, что будут диктовать им девушки.

А кто будет настаивать на равенстве и качать права - будет спать не с девушкой, а с открытой форточкой.

Четвертое. Где-то с возраста 30 лет рыночная ситуация меняется. Девушки с рынка отношений переходят на брачный рынок, им уже хочется замуж, а мужчины по прежнему хотят женщин, а не семью. Не будем обсуждать, кто воспитывал таких мужчин, но этот факт общеизвестен: в то время, как женщинам пора выходить замуж, мужчины создавать семью не торопятся. Они не хотят. Зачем?

Женщины хотят замуж, женщинам нужно замуж - а мужчинам не нужно и они не хотят. Какие из этого будут следствия? Очевидные: если женщине нужна семья, она должна проявляться инициативу и она должна вести себя так, чтобы мужчина согласился даже на семью. Какое после этого равенство?

К этому добавляется еще более неприятное обстоятельство, подробно описанное нами в статье "Элитная женщина как жизненная перспектива ": на одного нормального мужчину, с которым можно создать семью, в среднем приходится две женщины, желающие выйти замуж. Итого, начиная с возраста около 30 лет, в невыгодной рыночной ситуации оказываются теперь женщины. Теперь у мужчин больше предложений со стороны женщин, а женщины, как заинтересованная сторона, вынуждены подлаживаться под то, что теперь диктуют им мужчины.

Неравенство мужчин и женщин - это не придумка того или иного автора, а объективные обстоятельства брачного рынка. Задайте себе вопрос: если ваша фирма продает принтеры и у нее мало клиентов, вы будете обижаться на капризных клиентов или работать над качеством принтеров? Так вот: если женщина хочет замуж, она находится на рынке брачных услуг, который живет по своим законам. Если вам не нравится рынок - не ходите на него. Но если вы на него пришли, глупо сердиться на невыгодную для вас динамику спроса и предложения. Хочешь продвигать свой товар - учитывай динамику спроса и предложения. Сделай так, чтобы твой товар покупали!

Не хотите замуж - ваше право.
Но если хотите и собрались, будьте готовы соответствовать требованиям.

Женщина старается найти то, что привлечет мужское внимание именно к ней, что окажется её максимально привлекательным торговым предложением. А что в первую очередь растапливает мужское сердце, если это не рыцарь, а обычный Вася? Васе не нужно ничего невероятного: его нужно покормить, развлечь, секс и чтобы слушалась. Покормить Васю не тяжело, развлечь его не сложно, секс - мы не против сами, а перечить по пустякам правда глупо. Однако учет требований рынка - это одно, а капитуляция перед мужчинами - это другое. Женщины недалекие, живущие страхами "вот вообще не выйду замуж", начинают демпинговать, забывая о каком-либо уважении к себе и соглашаясь на заведомо невыгодные для себя условия. Мужику приятно чувствовать себя умнее ее - она играет дурочку, он невнимателен к ней и грубоват - она это пропускает ... Это - тупиковый путь. Если женщина не уважает себя, её не будут уважать и мужчины.

Единственный ли этот путь? Слава богу, нет. Женщины более мудрые не торопятся выйти замуж абы за кого, развивают себя как личность, учатся быть Королевой и попадают в нишу эксклюзива, где уже не они охотятся за мужчинами, а мужчины борются за право оказаться рядом с ней. Королева выступает вне конкурса, ей предлагают руку Короли, и на этом уровне правит их отношениями уже уважение и любовь, а не рынок. Между людьми более высокого уровня подстройки друг к другу уже не покупка, а подарок. Это - прекрасно!

Только много ли среди нас Королей и Королев? Да, мало. И поэтому для всех остальных женщин, к сожалению, остается только рынок. И если женщина хочет не только выйти замуж, но и удерживать отношения после миража влюбленности, ей приходится учить волшебную мантру "Да, милый", "Конечно, дорогой", "Как ты скажешь, так и будет, любимый!". Да, это не всегда справедливо, учитывая мужские косяки, но по крайней мере прекращает ненужные разногласия и ссоры.

А завершить хотел бы снова разговором о любви. Я самый счастливый мужчина на свете, потому что рядом со мной живет прекрасная женщина. Я ее люблю, она моя жена, и она любит меня. А еще - она мне доверяет, потому что мы живем вместе уже много-много лет. И когда я понял и почувствовал, что могу стать главой семьи, я стал сам решать, какие вопросы мы обсуждаем, а какие вопросы Марина или я решаем без обсуждений. Я руководитель уже тридцать лет, и руководить семьей мне не сложно. Я это умею делать хорошо. Когда нужно, мы все обсуждаем, я внимательно Марину слушаю, часто с нею соглашаюсь. Когда же я уверен, что обсуждать ничего не нужно, я просто говорю, как мы решим этот вопрос, и вопрос на этом считается решенным. Личная ответственность за самые трудные решения - на мне. Называть это неравенством? Мы называем это заботой. Я беру на себя эту трудную работу, чтобы у нас в семье всегда был лад, уважение и взаимопонимание. У нас, кажется, это получается очень хорошо.

Скажите, ответил ли я на ваши вопросы? Что вам хотелось бы уточнить?

​​​​​​​

Видео от Яны Счастье : интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.