» » Оснащение кабинета логопеда в доу по фгос. Оснащение логопедического кабинета

Оснащение кабинета логопеда в доу по фгос. Оснащение логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

Список оборудования, необходимого для логопедического кабинета:

    ученические парты и стулья по количеству занимающихся учеников;

    стол канцелярский, стулья;

    шкафы или стеллажи в достаточном количестве для хране­ния дидактического материала, наглядных пособий и ме­тодической литературы;

    классная доска, расположенная на высоте, соответствую­щей росту учеников начальной школы (часть доски жела­тельно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, с целью демонстрации правильного написания букв, их соединений);

    магнитная доска;

    настенное зеркало, стол возле зеркала, 2 стула;

    настольные зеркала 9x12 см по количеству учеников на занятии по коррекции произношения;

    набор логопедических зондов, шпатели;

    этиловый спирт для обработки рук и инструментов, поло­тенце;

    умывальник;

    настенная касса букв;

    индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика;

    наборное полотно;

    песочные часы, секундомер;

    магнитофон, кассеты;

    диапроектор, экран;

  • настольные игры, конструкторы, игрушки;

    медицинская аптечка.

Логопедический кабинет размещается в помещении обра­зовательного учреждения, должен отвечать санитарно-гигие­ническим нормам и иметь площадь не менее 20 кв. м.

На двери логопедического кабинета должны быть его но­мер и расписание работы учителя-логопеда, например:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Время работы:

Учитель-логопед: ФИО.

С расписанием логопедических занятий должны быть оз­накомлены завуч и учителя начальных классов.

На администрацию образовательного учреждения возлага­ется ответственность за оборудование логопедического каби­нета, его санитарное состояние и ремонт помещения.

Требования к содержанию

и оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет при общеобразовательной школе должен отвечать определенным требованиям.

    Наличие достаточного количества дидактического мате­риала и наглядных пособий.

    Соответствие содержания дидактического материала воз­расту детей и характеру речевых нарушений учащихся.

    Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

    обследование речи;

    психических функций;

    развитие звуковой стороны речи;

    грамматической стороны речи;

    лексической стороны речи;

    связной речи;

    коррекция нарушений чтения и письма;

    развитие мелкой моторики пальцев рук;

    психических функций;

    методический материал;

    документация.

    Соблюдение единого формата дидактических пособий.

    Правильное хранение дидактических пособий и эстетич­ ность их оформления.

    Достаточное накопление дидактического материала.

Дидактические пособия, используемые в работе

    Дидактический материал по обследованию речи (альбо­ мы, карточки, содержащие речевой и картинный материал).

    Речевой и картинный материал по основным разделам.

    Дидактический материал по коррекции нарушений чте­ ния (таблицы, индивидуальные карточки).

    Карточки с заданиями (раздаточный материал) по кор­ рекции различных видов нарушений письма.

    Раздаточный материал (фишки, схемы, сигнальные кар­ точки и т.д.).

    Занимательный материал.

    Дидактические речевые игры.

    Дидактический материал по развитию познавательных процессов.

    Дидактический материал и специальные приспособле­ ния для развития мелкой моторики пальцев рук.

    Демонстрационные таблицы (стандартная таблица пе­ чатных и прописных букв, алфавит с выделенными гласны­ ми и согласными буквами соответственно красным и синим цветом и т.д.).

    Методическая литература, профильные журналы «Лого­ пед», «Дефектология», «Начальная школа» и др.

    Каталог методической литературы и журнальных статей.

    Учебники для 1-4 классов.

    Книги для дополнительного чтения на каждого ученика.

    Методическая копилка, новые методические разработ­ ки, обобщение опыта работы логопеда, конспекты открытых занятий и выступлений.

    Материал для работы с родителями.

Раздаточный материал и карточки с заданиями для инди­видуальной работы изготавливаются по количеству детей в группе.

Дидактические пособия должны быть систематизированы и сложены в специальные пронумерованные ящики или ко­робки. В каждом шкафу помещается общий список храня­щихся в нем пособий.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Все наглядные и дидактические пособия могут быть зане­сены в «Паспорт логопедического кабинета» или «Каталог дидактических пособий», где они распределяются по разде­лам и годам (по мере накопления). В паспорте кабинета ря­дом с названием каждого пособия проставляется номер ящи­ка (коробки), в котором оно хранится.

Логопедический кабинет должен быть оформлен эстетич­но. Не рекомендуется помещать на стены таблицы, картины и рисунки, не связанные с коррекционным процессом, по­скольку они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Примечание: методические разработки, дидактические пособия, наглядный материал, книги, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собствен­ностью.

В логопедическом кабинете должны находиться:

    Инструкция по технике безопасности для логопеда и Пра­вила по технике безопасности для учащихся, которые вы­вешиваются на стену или шкаф в логопедическом каби­нете;

    этиловый спирт, необходимый для занятий по коррекции произношения и в период обследования, подлежащий пра­вильному хранению.

Основание: Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. С. 10.

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы ;

Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Дизайн интерьера кабинета;

Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал : прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

Дидактическое панно «Семья грибов»,

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3. Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5. Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев - для детей и учителя-логопеда.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8. Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18. Различные речевые игры, лото.

19. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20. Методическая и учебная литература.

21. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2. Журнал обследования устной и письменной речи.

3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4. Индивидуальные карточки учащихся.

5. Общий план методической работы на учебный год.

6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

ЖУРНАЛ

учета посещаемости логопедических занятий

на логопедическом пункте при школе _

района города (области)

в 200 / уч. году

В разделе журнала «Сведения об учащихся» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, - по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1: дисграфия на фоне общего недоразвития речи - III уровня».

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница - 16-00-16-35. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях, а на правой - темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом. На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Точкой (.) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание : если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика. На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул, например:

Оценки в Журнал учета посещаемости не выставляются.

Для Журнала обследования устной и письменной речи учащихся учитель-логопед использует общую тетрадь. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся в конце мая. В процессе повторного обследования письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.

При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».

Образец заполнения Журнала обследования устной и письменной речи учащихся

После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен. Журнал обследования устной и письменной речи ведется несколько лет.

Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая по прилагаемой схеме (см. приложение 1). Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то необходимо своевременно произвести запись в Общую речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из Общей речевой карты заносится в Журнал учета посещаемости и Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Индивидуальные карточки учащихся заполняются на первом родительском собрании в сентябре. Учитель-логопед раздает их родителям, и родители четко заполняют лицевую сторону карточки и ставят внизу свою подпись.

Возможен другой вариант. После того как учитель-логопед проведет вторичное углубленное обследование учащихся и скомплектует группы и подгруппы, он передает индивидуальные карточки учащихся учителям или воспитателям группы продленного дня. Учитель или воспитатель группы продленного дня (ГПД) передаст индивидуальные карточки родителям учеников. После заполнения родители могут вернуть карточки учителю или воспитателю ГПД либо передать непосредственно логопеду.

Это позволит учителю, с одной стороны, ближе познакомиться со своеобразием раннего речевого развития ребенка и отнестись к нему с большим пониманием, а с другой стороны, он будет серьезнее относиться к контролю за посещением детьми логопедических занятий.

Индивидуальная карточка учащегося

Фамилия, имя, дата рождения

Школа, класс

Домашний адрес

Посещал ли детский сад (речевую или массовую гр.)

Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие)

Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, стоять, ходить)

Раннее речевое развитие: когда появились лепет, гуление, первые слова

Расписание занятий:

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий».

Подпись родителей

Дата заполнения

При изготовлении и заполнении Индивидуальной карточки учащегося пункты 2-4 могут быть изменены в зависимости от места проживания ребенка.

Обратная сторона Индивидуальной карточки учащегося заполняется логопедом в течение учебного года.

Дата зачисления на логопедический пункт

Логопедическое заключение при поступлении на логопункт

Результат коррекционной работы после первого года обучения

Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы

Результат коррекционной работы после второго года обучения

Консультации у врачей-специалистов

Дата выпуска

Подпись логопеда

На каждого ученика заполняется одна индивидуальная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.

Индивидуальные карточки учащихся хранятся в отдельных для каждой группы конвертах или помечаются различными опознавательными знаками, например: группа № 1 - желтые кружки, группа № 2 - синие кружки и т. д.

Общий план методической работы на учебный год -составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:

а) обследование устной и письменной речи учащихся 1- 4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);

б) комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий (сроки);

в) формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей и т. п.); учителей-логопедов школьных и дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного логопункта (этот пункт плана целесообразно согласовать с общим планом методической работы старшего логопеда района), учителя-логопеда и врачейспециалистов;

г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях);

д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие пособия предполагается приобрести или изготовить, в какие сроки);

е) мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом и т.п.).

Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

Ежедневные рабочие планы учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.

Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.

Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненныхзаданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность.

Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то в этом случае ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед обязательно объясняет ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к «Общей речевой карте», поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

Расписание занятий (в двух экземплярах) учитель-логопед составляет после комплектования групп в сентябре. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй - на логопедическом пункте.

Паспорт логопедического кабинета представляет собой небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.

Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.

Отчет о проделанной профилактической и коррекционно-образовательной работе за учебный год учитель-логопед составляет в конце учебного года по следующей форме:

о работе логопеда (ф.и.о), проделанной в 200_____ /__ уч. году

на логопедическом пункте при школе №

района города (области)

Всего выявлено с нарушениями речи учащихся

Классифи кация речевых нарушений Сведения о движении детей Общее недоразвитие речи Нарушение письма, обусловленное Фонетические нарушения Заикание итого
элементами ОНР фонетич. нарушен.
без фонетич. нар. с фонетич. нар. без фонетич. нар. с фонетич. нар. без фонетич. нар. с фонетич. нар.
Принято на логопункт
Выпущено
Оставлено для продолжения коррекционной работы
Выбыло

К данной таблице прилагается текстовой отчет, в котором учитель-логопед рассказьшает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год. Отчет составляется в трех экземплярах. Два экземпляра сдаются старшему логопеду или инспектору районного отдела (управления) образования, а третий остается на логопункте.


Похожая информация.


Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.

Свободина Н.Г. ,
учитель-логопед, практический психолог ГБОУ СОШ № 913, член Оргкомитета Российской ассоциации дислексии, Москва

В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, Интернете можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Красиво, всего много, глаза разбегаются.

Смотрю на свой кабинет — ощущения те же самые. Вспоминаю 1980 год, когда я начала работать в Волгоградском районе (сегодняшние Кузьминки) в детском саду логопедом. В магазинах не было того изобилия, которое мы видим сегодня. Хватали все, что появлялось на книжных прилавках. Ездили за специальной литературой в Минск и Киев, где с этим было чуть лучше. Хвалились друг перед другом книгами, дидактическим материалом, который удалось достать. Было какое-то негласное соревнование — у кого больше, лучше, интереснее. Но была среди нас одна немолодая, как мне тогда казалось, женщина, которая работала логопедом в детском саду уже больше 10 лет. Мы знали, что очень многие родители просили их ребенка с логопедическими проблемами направить именно к ней. И вот она, глядя на наши метания в поисках литературы, как-то раз на методическом объединении сказала: «Девочки, вот у меня есть только одна коробка. В ней все самое необходимое для работы логопеда: зеркало, минимум картинок, подручные средства, книга с речевым материалом. Остальное я нахожу вокруг нас. А результат — сами знаете, какой». Я еще долго не могла утолить жажду приобрести что-то новое для своего кабинета. Но ее слова помню до сих пор. И в своем, как говорят, идеальном кабинете, я вижу книги, которые купила много лет назад, просмотрела, но так больше и не открыла ни разу. Нахожу игры, которые успела только разрезать, но ни разу не использовала. Есть иллюстрации, в том числе и для фронтальных занятий, которые ни разу не пригодились.

  • Вывод первый: самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.

Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Меняются вещи вокруг. Картинка, на которой нарисован чайник 70-х гг. XX в., вызывает недоумение у ребенка. В 90-е гг. XX в. на тестовых рисунках с недорисованными предметами из известной методики, которую используют сегодня психологи и нейропсихологи, — носик от заварочного чайника. Многие дети называли его куриным окорочком. Весы для взвешивания продуктов из тех же времен сегодня дети не узнают. И это нормально. Сколько у нас таких картинок, которые сегодня неактуальны. Кто-то не может с ними расстаться, кому-то они достались от старших коллег. А сколько места они занимают…

  • Вывод второй: весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени. Раритетные пособия — для музейной полки, чтобы иногда понастальгировать, рассказывая молодым коллегам о том, как нам было не просто работать.

Сегодня, в какую группу детского сада не зайди, везде можно увидеть игрушки, о которых мы в детстве даже не мечтали, потому что не знали, что такие есть. Хотите в больницу поиграть — пожалуйста, к вашим услугам готовые наборы, где даже кресло-каталка есть да мини-рентгеновский аппарат. В магазин — и прилавки, и товар, и касса, и деньги. В «дочки-матери» — кукольный многоэтажный дом с мебелью, посудой, с членами семьи из трех поколений и даже разного цвета кожи. И так — на все темы. Но вот наблюдение из жизни…

Два года я собирала кукольный дом со всеми атрибутами. Внучке было пять, потом шесть лет. Когда она приезжала в гости, я давала ей поиграть. Но почему-то моего энтузиазма по поводу этого игрушечного чуда девочка не разделяла. Она вытаскивала из дома всю начинку, набивала его игрушечными животными и что-то с ними изображала. Однажды я ей рассказала, как мы в детстве делали кукольные дома: брали большую коробку из-под сапог, вырезали окна, двери, находили красивые цветные бумажки и клеили обои. Из бумаги и маленьких коробочек делали мебель. Из пластилина лепили посуду, продукты и т.д. Глаза у ребенка загорелись: «Бабушка, а давай и мы сделаем такой дом». С тоской посмотрев на красивый трехэтажный кукольный особняк, я взялась за дело. Целую неделю мы искали материал, мастерили разные предметы для нашего дома. А потом она играла с этим самодельным домом с гораздо большим желанием, чем с моим покупным чудом.

  • Вывод третий: одна из предпосылок к формированию письма и чтения у детей — развитие абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Не надо постоянно давать детям игрушки, где нет места фантазии. Время от времени давайте коробку с «разными штучками», из которых он выберет необходимое и для больницы, и для магазина, и для других игр. Такую коробку я держу и в логопедическом кабинете, потому что развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.

За много лет работы у меня ни разу не было случая, чтобы ребенок, благодаря моим манипуляциям с логопедическими зондами, получил какие-либо заболевания, типа стоматита и т.п. Когда-то, в советские времена, нам выписывали медицинский спирт для обработки инструментов. Очень многие, по старой памяти, продолжают обрабатывать инструменты, приобретая дезинфицирующие средства в аптеках. Но это еще не вошло в широкую практику. А напрасно. В продаже появилось много различных наборов логопедических зондов, как для постановки звуков, так и для логопедического массажа. Значит, есть спрос.

Сегодня многие логопеды идут на курсы логопедического массажа. Иногда можно слышать возражения: мол, не имеют права логопеды делать какой-либо массаж. Те, кто окончил «курсы логопедов», или обучался в институте по ускоренной или упрощенной системе, конечно, не имеют. Они себя даже дефектологами не могут назвать. Но те, кто учился по-настоящему, получил высококачественное образование, не только могут, но и обязаны делать логопедический массаж. Дети с дизартрией, которых становится все больше, с ДЦП не могут обойтись без этого вида коррекционного воздействия. И здесь вопрос к высшей школе — к качеству специального образования.

Итак, обработка инструментария…

В интернете много чего написано, но нет единого подхода. СанПин об этом молчит. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится больше. Инструменты для логопеда все более разнообразные. Нет ни правил обработки, ни регламента.

  • Вывод четвертый: необходимо разработать адекватные реальности правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент манипуляций (как часто, как долго), привести перечень сертифицированных приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.

Любой педагог в любое время дня и ночи может прочитать целую лекцию о пользе, необходимости, обязательности развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с задержкой речевого развития — особенно. Но что мы видим в реальности?

В большинстве своем логопедические кабинеты, даже если это отдельная комната, а не стол и шкаф в спальном помещении детского сада или классный угол в школе, очень маленькие. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Где играть? В идеале — только когда сидим перед зеркалом, или когда пишем, рисуем. Остальную деятельность осуществляем или в движении, или переносим в другое место. Но как это сделать, если нет места? И другого кабинета для занятий вам не дадут. У многих и такого нет.

Если я прихожу к логопеду, или как коллега, или в составе комиссии, и вижу маленькое помещение, где невозможно развернуться, задаю вопрос: «А где вы играете в игры из серии “Речь и движение”?» Самый распространенный ответ: «Дети встают за спинкой своего стула и делают упражнения, сопровождаемые речью». Это не двигательные упражнения.

  • Вывод пятый: логопеды не могут перестроить здание, не могут за свой счет расширить помещение, но они должны быть готовы к вопросу: «Где вы играете?». А значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.

Я убеждена, что сегодня ни один логопед в одиночку не справится с теми нарушениями речи, которые демонстрируют дошкольники и школьники. Появилось много технологий и методик в образовательной кинезиологии, психофизиологии, психологии, нейропсихологии. Без помощи медиков мы часто просто бессильны.

У любого логопеда есть два выхода:

— собрать команду; знать, к какому специалисту можно отправить ребенка за помощью, быть уверенным в компетентности этого специалиста, поддерживать с ним связь. Это может происходить по типу мини-консилиумов, по телефону, по скайпу, лично — как угодно;

— продолжить свое образование. Любому специалисту вполне по силам получить второе высшее образование по курсу психологии. Не годичные курсы, а полноценное обучение. Знание возрастных особенностей детей, проблемы детско-родительских отношений помогут правильно выстроить свою работу, как с детьми, так и с родителями. А медиков, в которых можно быть уверенным, надо искать.

  • Вывод шестой: для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии, уметь использовать знания смежных наук. Подписка на профильный журнал обязательна. Повышение квалификации раз в три года не должно быть простой данью инструкциям. Полученные знания необходимо использовать в работе.

На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Есть чему поучиться. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится.

На первом курсе дефектологического факультета МГПУ имени Ленина преподаватели специальной психологии учили нас, что для детей с проблемами развития (ОВЗ, как сегодня принято о них говорить) необходимо создавать специальную обстановку, атмосферу на занятии. Ничего не должно его отвлекать, особенно на первых этапах работы. И только гораздо позже, достигнув определенных результатов, можно начинать использовать прием «зашумливания» во время занятия.

  • Вывод седьмой: в логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Все остальное необходимо убрать. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Я не говорю о том, что кабинет логопеда — пустая убогая комната. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка.

Итак, вот несколько выводов, которые я сделала, исходя из своего опыта. Думаю, что будут еще, а для школьного кабинета — другие. Во всяком случае, об этих сторонах организации логопедической работы я не читала в книгах и учебниках.

Повторим еще раз.

  • Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.
  • Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени и реалиям.
  • Не надо постоянно давать детям игры и игрушки, где нет места для фантазии. Развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.
  • Необходимо разработать адекватные реальные правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент этих манипуляций (как часто, как долго), привести перечень приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.
  • Логопед должен в своих планах предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести логопедическое полноценное занятие с использованием двигательных упражнений.
  • Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, уметь использовать знания смежных наук. Обязательна подписка на периодические издания. Повышение квалификации раз в три года не должно являться простой данью инструкциям. Полученные знания должны выводить работу специалиста на новый этап. И это должно найти свое отражение в работе: планы, печатные работы, презентации, выступления и т.д.
  • В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения.

А теперь о том, каким должен быть логопедический кабинет.

В связи с введением ФГОС, где немало внимания уделено коррекционному образованию, назрела необходимость в пересмотре некоторых позиций по части организации пространства для логопедической работы.

Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации, Программах отмечена актуальность проблемы работы с детьми с ОВЗ, четкости в требованиях нет. Отсутствуют методические рекомендации не только для специалистов, но и для других участников коррекционного процесса: воспитателей, учителей, руководителей образовательных организаци, что создает ложное ощущение у последних необязательности такой штатной единицы, как логопед (психолог).

Исходя из требований ФГОС к общему образованию как дошкольному, так и школьному, попробуем перенести их в коррекционную область.

Разница в оборудовании и оснащении дошкольного и школьного логопедического кабинета состоит только в размерах мебели для детей и возрастной градации дидактических пособий. Поэтому мы будем говорить об усредненном кабинете, делая, по мере надобности, указания на возраст детей.

Одно из основных требований ФГОС для ДОО — создание специальной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОО рассматривается как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности. Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Все эти положения, облеченные в «книжные» формулировки находили свое отражение и в старых редакциях инструкций, справочников и учебников — в части организации коррекционной работы. Но выражались другими словами. Так что принципиально нового в этой части ФГОС для нас, на мой взгляд, почти ничего нет.

Однако взять и просто перенести «старое» на новую почву мы не можем, потому что изменилось время, изменились дети, изменились и их проблемы.

Назначение логопедического кабинета — создание максимально благоприятной обстановки и условий для коррекции речевых проблем дошкольника и проблем с устной и письменной речью школьника.

Исходя из сегодняшней реальности, учитывая не просто рост числа детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и трансформацию нарушений в сторону усложнения дефекта, наличием сопутствующих проблем различной этиологии, функции и спектр услуг логопеда как дефектолога (а логопеды с базовым образованием изначально являются дефектологами) расширяются и усложняются.

Необходимо учитывать, а возможно, и пересмотреть основные требования к оборудованию, содержанию и функционированию логопедического кабинета, как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Посмотрим, что из старого арсенала необходимо сохранить.

В первую очередь — наличие самого кабинета, т.е. помещения для занятий. Это самое «слабое звено» у логопеда. Вариантов решения предоставления места для работы логопеда множество: от уголка в спальной комнате до 2—3 комнат общей площадью 20—40 м2. Последний вариант, кстати, рекомендуется и во многих справочниках. Но до сих пор остается лишь мечтой для многих специалистов.

Решить сегодня проблему предоставления всем логопедам одинаковых помещений не предоставляется возможным. Это из области фантазий. Необходимо только отметить, что минимум — 10 м2, который заложен в СанПин для школ, и просто обозначение необходимости наличия кабинета для логопеда в СанПин для ДОО (без указания метража) явно недостаточны.

Нужно помнить, что логопедическая работа не сводится к «сидению» с ребенком перед зеркалом и постановке звуков, а включает в себя и работу с группами от 3 до 6—8 человек, и проведение фронтальных занятий, и организацию не только подвижных игр, но и динамичных двигательных гимнастик с речевым сопровождением. На сегодняшний день СанПин для ДОО предлагает только один способ расширения пространства, указанный в параграфе 1, пункт 6.14: «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, преду-смотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования».

Этого недостаточно.

Выход один — расширение пространства за счет использования других помещений, применение моментов «прохождения» (когда дети идут на занятие с логопедом, иногда через длинный коридор здания) и т.д. Однако начинающим специалистам и тем, у кого еще мало опыта, нужны не только «советы», но и четкие рекомендации: где, когда и как это можно сделать.

Логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами.

В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.

У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется! А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста. В кабинете должно быть чисто, комфортно, уютно.

Документация:

  • логопедические карты на каждого ребенка (с результатами промежуточной диагностики);
  • годовой план работы;
  • расписание занятий;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарно-тематическое планирование;
  • конспекты фронтальных занятий;
  • планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • тетрадь для индивидуальной работы на каждого ребенка;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • отчет о результатах работы;
  • паспорт логопедического кабинета;
  • портфолио специалиста;
  • нормативно-правовые документы (Закон об образовании РФ, СанПин, подборка приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ и Департамента образования г. Москвы, касающиеся коррекционного образования).

Это основные положения, касающиеся логопедических кабинетов.

Безусловно, каждый специалист, а среди логопедов подавляющее большинство людей творческих, с художественной, дизайнерской «жилкой», найдет свою изюминку, свое то, что сделает его кабинет желанным для детей, родителей, интересным для коллег.