» » Перечислить сословия. Сословия в российской империи

Перечислить сословия. Сословия в российской империи

Сосло́вие - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия , выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Франция, где с 14-15 веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий.

Формирование сословий

Формирование сословий представляло собой длительный процесс, связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определенных социальных функций (военных, религиозных, профессиональных). По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, и где принцип наследования абсолютен, в сословиях наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в сословии может быть куплено за деньги, даровано верховной властью. Вместе с тем, сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений в образовании, науке, на государственной или военной службе, например, шэньши в Китае. Особую роль, подрывавшую принцип сословной организации, в Европе играло духовенство, поскольку членство в этом сословии не было наследуемым. Признаком сословия является также наличие у его членов внешних символов сословной принадлежности - украшений, знаков различия, предметов одежды, причесок. Также складывается специфическая сословная мораль.
Классическим образцом сословной организации общества считается феодальная Франция . Формирование наследственных сословий здесь завершилось к 14-15 векам. К этому времени французское общество делилось на сословие духовенства, сословие дворянства и третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства - Генеральные штаты. Каждое из сословий имело свои права и привилегии. Сословия духовенства и дворянства были освобождены от налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от третьего сословия, стиль жизни. Сословный строй во Франции был разрушен Великой французской революцией.

Сословия в России

Оформление сословий в России началось с середины 16 века одновременно с созданием едино Русского централизованного государства, ослаблением удельной аристократии, ростом влияния дворянства и верхов городского посада. В это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярами, дворянами, духовенством участвовали представители посадского населения, а на соборе 1613 года - несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличалось пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 века и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное сословие. Ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I Великом, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало смягчению сословных границ и пополнению привилегированных сословий за счет продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. В дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных сословий. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество, просуществовавшее вплоть до революционных событий 1917 года. Российские сословия делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане). В Азии существовали различные формы социального устройства - от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме. Разрушение сословий связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, при которых на смену иерархии наследственных статусов выдвигается иерархия богатства, провозглашается равенством всех перед законом.

.
(Историческая справка).

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:

дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:

почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди,
т.е. работавшие по найму

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества - дворянство.

Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).

В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и у становившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них - Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода , подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.

После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами.

Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .

В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян, но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей

Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им...
Слово "Мещанин" - происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: - первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ

КАЗАЧЕСТВО

военное сословие в России в XVIII - начале XX вв. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI-XVII вв. и в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.

Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение....


Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Первое сословие: Аристократы, бояре.

Права: Высшее сословие в стране. Владели землями, стадами скота и холопами как личной собственностью. Власть их над холопами была практически безграничной, допускались над ними часто любые зверства. Права бояр могли ограничить лишь представители их собственного сословия, либо царской семьи.

Обязанности: Отбывать службу на благо государства. Это служба заключалась в занятии государственных постов, то есть управленческой деятельности, военной и дипломатической деятельности. Это министры, генералы, генерал-губернаторы больших областей, послы в крупных державах. За это называются «служилыми людьми»

Сословие: дворяне и боярские дети (низшие слои общества аристократов)

Права: Аналогичны первому сословию, но земель и холопов имели немного, во всем подчинялись боярам.

Обязанности: Отбывать обязательную (до 18 века) службу на благо государства. «Служилые люди». Чаще всего занимали управленческие посты более низкого ранга. К этому сословию относились офицеры, послы мелких княжеств, чаще азиатских, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций.

Сословие: Стрельцы

Права: Низшее сословие из всех «служилых людей», еще традиционно назывались «приборными людьми» (то ест призванными в войско извне). Получали денежное и продуктовое жалование от государства, а также право пользования земельными наделами. Жили в стрелецких слободах на окраинах городских «посадов». Это зажиточные слои населения.

Обязанности: Военная служба на благо государства. Это регулярное войско России. Командирами их были дворяне и боярские дети. Иногда командирами становились и сами стрельцы (их звали «начальными людьми»)

Сословие: Посадские люди (низшие слои городских жителей, простолюдины)

Права: Минимум. Подчиняться всем высшим сословиям и трудиться на них. Это ремесленники, называемые «черными людьми». Лично свободны.

Обязанности: Отбывать «тягло» (систему повинностей и налогов в пользу государства), за это назывались «тяглыми людми». Это был чаще всего оброк либо уплата податей. Например, горожанин отбывал какое-то время на службе ямщика и приносил доход со службы в казну. Права владеть землей не имели, жили общинами, землей владели община, подчинялись ей.

Сословие: Крестьяне

Права: Минимум. До конца 18 века крестьяне не имели права даже жаловаться не жестокости к ним государству. Лично свободны. Также «Тяглые люди», «черные люди», «черные души», жители «черных слобод».

Обязанности: Работать на общинной земле (частной собственности на нее не имели), покоряться общине, платить массу податей в казну.

Сословие: Холопы:

Права: Ноль. Полная собственность барина. Могут быть убиты, искалечены, проданы или разлучены с семьей по приказу барина. Убийство холопа не считалось по закону убийством, за него хозяин не отвечал – отвечал штрафом лишь убийца чужого холопа. Самое низшее сословие всего общества. Не относились даже к «тяглым людям». Не отвечали перед судом за кражу или иное правонарушение, тк не считались субъектами закона, наказать мог лишь барин. Податей в казну не платили, за них все решал барин.

Обязанности: Работать на барина, отбывать барщину, то есть объем труда в пользу хозяина, даже непосильный. В целом права и обязанности раба. В холопы можно было продать самого себя за долги. Выполняли черную работу, иногда и ремесленную.

Таблица сословий 19 века

Сословие: дворяне

Права: это феодальное привилегированное сословие. Дворянин мог одновременно принадлежать и к духовенству. До 1861 года дворяне в основном были в России помещиками – владельцами земель и крестьян. После реформы право владения людьми у них было отобрано, но большая часть земель и угодий оставалась в их владении. Имели собственное сословное самоуправление, свободу от телесных наказаний, исключительное право в стране покупать землю.

Обязанности: Из числа дворян набирались офицеры, но военная и государственная служба не была обязательна с 1785 года. Власть на местах – губернаторская, городское самоуправление в крупных городах, в 19 веке была исключительно из дворян. В земствах также заседало большинство дворян. Существовало личное и потомственное дворянство. Первое назначалось за заслуги перед Отечеством и его нельзя было передать по наследству.

Сословие: духовенство.

Права: Освобождались от телесных наказаний, налогов и повинностей, имели внутри сословное самоуправление. Духовенство было лишь половиной одного процента всего населения страны. Освобождены были от службы в армии (и рекрутских наборов от их отмены во время реформы 1861 года).

Обязанности: Служили в церквях – русской православной, католической либо прочих вероисповеданий. Часть духовенства могла наследовать свое сословие. Часть приобретала его лишь на время своей жизни. Если же священник снимал с себя сан, он возвращался в то сословие, в котором пребывал до принятия сана.

Сословие: городское. Оно делилось на пять весьма не похожих друг на друга состояний. К ним относились почетные граждане городов, купцы, мещане, ремесленники и рабочие. Купцы, в свою очередь, по степени количества привилегий подразделялись на гильдии.

Права: Купцы право именоваться купеческим сословием лишь пока платили сбор своей гильдии. Почетные граждане, как дворяне и духовенство, были освобождены от телесных наказаний. Почетные граждане (не все) могли передавать свое состояние в сословии по наследству.

Обязанности: Рабочие и ремесленники (так как они объединялись в цеха, то именовались еще цеховыми людьми, практически ничего из привилегий не имели. Городское сословие не имело права переселяться в деревни (равно как и крестьянам запрещено было переходит в город). Городское сословие платило основную массу податей в стране.

Сословие: крестьяне

Права: Крестьяне получили личную свободу лишь в 1861 году. До этого свободных крестьян в России фактически не существовало – все они были крепостными. По принципу того, кому они принадлежали, крестьяне делились на помещичьих, на казенных, то есть государственных и посесионных (принадлежали предприятию). Имели право подавать жалобы на своих помещиков за жестокое обращение. Покидать деревню имели право лишь с согласия помещика (либо представителя администрации). Те по своему усмотрению выдавали им паспорта.

Обязанности: Работать на хозяина, отбывать барщину или, работая вне его хозяйства, приносить ему оброк в денежном выражении. Земли не имели. Право владеть землей либо арендовать ее у помещика крестьяне получили лишь после 1861 года.

§ 8. Сословия в России. Их численность и распределение по лицу земли русской.

Сословный строй в России является, по справедливому замечанию проф. Н. Коркунова, ничем иным, как остатками совершившихся в XVIII в. попыток привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя, в котором все население разделялось в средние века на четыре строго обособленных сословия: дворянство, духовенство, горожан и крестьян, причем каждое пользовалось особыми правами и составляло объединенное целое, противополагавшееся другим сословиям. В современном государственном быту Зап. Европы это сословное деление исчезло; сохранялось же, как особое привилегированное сословие, одно только дворянство, и то значительно изменив свой характер. В настоящее время дворянство пользуется в большинстве государств лишь почетными преимуществами и не составляет объединенного целого¹*. В России до Петра I сословий в собственном смысле слова не было, и в языке Московской Руси не найти даже слов для выражения таких понятий, как “сословный строй”, “сословные учреждения”, “сословные предрассудки”²*. Сословный строй России - создание последних столетий русской истории. Но в то время, как в Зап. Европе население уже не делится на обособленные сословия, русское законодательство до сих пор удерживает сословную группировку населения, - группировку, чуждую нашей истории, заимствованную нами с Запада в эпоху слепого подражания всему иностранному³*. “Сословный строй (в смысле западноевропейском), говорит далее проф. Н. Коркунов, никогда не мог пустить в нашем быту сколько-нибудь глубоких корней, а реформы Александра II лишили его и последней опоры. Благодаря этому, современное русское законодательство, все еще сохраняющее сословную почву, оказывается в странном противоречии с фактическими условиями русской жизни. Сословные начала, упорно сохраняемые русским законодательством, в действительности так чужды русской жизни, что у нас не редкость встретить человека, который и сам не знает, к какому сословию он принадлежит”. Общее положение, помещенное в начале IX тома “Свода законов”, показывает, что “все природные обыватели России предполагаются разделенными на четыре главных рода людей: 1) дворян, 2) духовенство, 3) городских обывателей, 4) сельских обывателей (крестьяне, казаки, инородцы). Закон дает им название сословий (ст. 4), но большинство их вовсе не составляет единого целого, даже дворяне делятся на потомственных и личных, духовенство - по вероисповеданиям, городское сословие - на почетных граждан, купцов, мещан и цеховых; среди крестьянства тоже целый ряд разновидностей. Далее, некоторые из „сословных состояний” не наследственны, даже не пожизненны и вообще не замкнуты”. По Коркунову, сословиями на Руси могут быть признаны лишь дворяне, почетные граждане, мещане и крестьяне, но и в этих “сословиях” жизнь пробила большие бреши. Официальная статистика рисует следующую картину распределения российских обывателей по сословиям (Финляндия не принимается при этом в расчет). Нижеследующая таблица, составленная на основании переписи 1897 г., показывает абсолютное число лиц разных сословий. В этом году было насчитано:

На каждую тысячу населения

Дворян потомственных

Дворян личных и чиновников не из дворян

Лиц духовного звания всех христианских исповеданий

Потомственных и личных почетных граждан

Крестьян

Войсковых казаков

Инородцев

Финляндских уроженцев

Лиц, не принадлежащих к вышеупомянутым сословиям

Лиц, не указавших своего сословия

Иностранцев

На каждую тысячу населения приходится: 771 человек крестьян, 106 мещан, 66 инородцев, 23 казака, 10 дворян, 5 из духовенства, 5 почетных граждан, 8 “прочих”⁴*. Инородцы и казаки являются при этом, так сказать, разновидностями крестьянства.

Инородцы обитают, главным образом, в Средней Азии и Восточной Сибири, а в Европейской России встречаются лишь в губерниях Астраханской и Архангельской и на Кавказе, в Терской области и Ставропольской губернии. Всего насчитано инородцев 8.297.965 чел., да и те во многих местах быстро вымирают под давлением тех условий, который созданы для них “развитием русской торговли” и “упорядочением” инородческой жизни трудами русской администрации⁵*. Что касается до казаков, то их насчитано в 1897 г. 2.928.842 чел. На каждую тысячу казаков приходится 400 донских, 228 оренбургских, 410 кубанских, 179 терских, 18 астраханских, 179 амурских, 291 забайкальских, 62 приморских, 109 акмолинских, 42 семипалатинских, 30 семиреченских, 177 уральских. Если считать инородцев и казаков вместе с крестьянами, то Россия оказывается настоящим крестьянским царством: группа т. наз. “сельских обывателей” составляет в ней 86% всего населения, тогда как группа других сословий всего лишь 14%, т. е. почти в 7 раз меньше. Но и эти 14% еще не составляют из себя т. наз. командующего класса, - т. к. в это число входят, например, мещане, цеховые и т. п. По отдельным частям государства крестьянская группа сельских обывателей распределяется так: наибольший процент их наблюдается в Средней Азии (97,2%), затем Сибири (90%), на Кавказе (86,7%), в Европейской России (86,2%) Привислинском крае (73,1%). Что касается до других сословий, то они распределены по разным частям России следующим образом:

1. Дворянство . Наибольший процент его наблюдается на Кавказе (24 на каждую тысячу жителей), затем в Польше (19 на кажд. 1000), в Европ. России (15 на 1000), Сибири (8), Ср. Азии (4). Многодворянские губернии суть следующие: Петербургская (72 на 1000), Кутаисская (68), Ковенская (68), Виленская (49), Варшавская (41), Минская (36), Елизаветпольская (35), Мо­сковская (32), т. е. все инородческие, за исключением Санкт-Петербургской и Московской, двух центральных правительственных.

2. Духовенство . Наибольший процент его на Кавказе (по 6 на каждую тысячу жителей), затем в Европ. России (5), Сибири (3), Польше (1). Больше всего процент духовенства в губерниях: Кутаисской (22), Ярославской (14), Архангельской (12), Костромской, Московской, Оренбургской, (по 11), Тверской, Тифлисской (по 10).

3. Почетные граждане и купцы. Это сословие оказывается еще более разреженным. На каждую 1000 жителей приходится купцов и почетных граждан: в Европ. России по 6, на Кавказе по 4, в Сибири по 3, в Ср. Азии и Польше по 1. Эти цифры превосходно иллюстрируют допотопность и нелепость деления обывателей на сословия. Оказывается, что в такой промышленной области, как Польша, чрезвычайно мало лиц купеческого сословия. Очевидно, торговля больше всего интересует лишь другие сословия, - иначе говоря, сословие тут не причем.

4. Мещане. Это сословие оказывается наиболее распространенным в Польше (235 чел. на каждую 1000 жителей), затем в Европ. России (106), на Кавказе (81), Сибири (56), Ср. Азии (20). Особенно богаты лицами этого сословия губ. Варшавская (330), Петроковская (316), Херсонская (274), Гродненская (250).

По полу и по местностям сословия распределяются следующим образом.

Европейская Россия

Средняя Азия

Дворяне потомственные

Дворяне личные

Духовенство всех христианских исповеданий

Потомственные и личные почетные граждане

Крестьяне

Инородцы

Из этой таблички нельзя не видеть, что потомственные дворяне-мужчины составляют лишь небольшую группу, менее чем в полмиллиона человек, но их все же гораздо больше, чем купцов и почетных граждан.

Интересно присмотреться к распределению лиц некрестьянского сословия по городам и деревням. Оказывается, что 1897 г. более половины потомственных дворян (52,7%) жили вне городов. После событий 1905‑1906 гг. такое распределение значительно изменилось во многих губерниях, и многие потомственные дворяне выселились из своих имений. Личные дворяне и чиновники довольно равномерно распределены по Империи, исключая Ср. Азию, где они составляют всего 0,2% населения. Представители этого сословия живут преимущественно в городах (75%), так же, как и купцы (из них 80% городские жители). Большая часть мещан тоже - горожане (56%). Что касается до крестьян, то из их общего числа приходится на города лишь 6,7%, но их много в крупных в быстро развивающихся центрах: в 1897 их было в Петербурге 745 905 в Москве 661 628⁶*. За последние годы, благодаря обезземелению крестьян по закону 9 ноября 1906 года в голодовке 1911‑1912, в очень многих городах наблюдается небывалое стечение деревенских жителей, ищущих работы и прокормления.

Посмотрим теперь, какие сословия с течением времени увеличиваются, какие уменьшаются в численности? Официальная статистика дает нам возможность отчасти судить об этом. Сравнительно с 1870 г. произошли следующие перемены: относительная численность дворянства (потомственного и личного, - о потомственных мы будем говорить ниже, особо) стала больше. В 1870 г. приходилось их на каждую 1000 по 13 чел.⁷* а в 1897 г. уже по 15. Наоборот, духовенство отодвинулось назад (с 9 чел. на каждую 1000 населения в 1870 г. до 5 чел. на то же число в 1897 г.). Процент дворян личных и служащих остался без перемены. Процент городских сословий (купцов, мещан, почетных граждан) сильно вырос к 1897 г. (с 93 до 111.).

Попробуем теперь набросать, так сказать, статистическую характеристику главнейших сословий, а именно дворянства, потомственного и личного, чиновного и военного, затем духовенства.

¹* Коркунов. Русское Государственное право. Изд. 7‑е т. I, стр. 274, 280.

²* Там же. Стр. 274.

³* Там же. Стр. 275.

⁴* Ежегодник Центр. Ст. Комитета 1905 г. и 1909 г. То же и в “Общем Своде результатов переписи”.

⁵* Ужасные факты, иллюстрирующие это вымирание, см. у П. Берлина “Пасынки цивилизации”. Изд. Г. Львовича, и у Н. Ядринцева “Инородцы Сибири”.

⁶* Эти сведения и вышеприведенная таблица заимствованы нами из ст. Д. Рихтера из 4 т. Доп. к Энц. Слов. Брокгауза.

⁷* Стат. Временник. Вып. X 1875 г.

Существовали ли сословия в России?

В дореволюционной российской историографии было высказано несколько точек зрения на социальный строй в России, некоторые из которых отличались друг от друга акцентами, деталями. Абстрагируясь от нюансов, пусть важных, их можно свести к двум концепциям. Согласно первой к 18в. Естественным и органическим путём, в ходе социального, политического и экономического развития страны сформировался сословный строй. Государство содействовало формированию сословий ровно настолько, насколько это требовалось в ходе объективного развития событий. Жалованные грамоты дворянств и городам 1785г. Подвели юридический итог в этом закономерном процесс. Вторая концепция отличалась от первой тем, что считала сословный строй в России хрупкой, недолговечной и искусственной структурой, созданной в результате попыток государства «привить к русской жизни начала западноевропейские, чуждые русской истории». Как видим, сторонники данной точки зрения также не отрицают того, что в течение большей части императорского периода в России существовали сословия, пусть и искусственно созданные.

В советской историографии сословия трактовались, как «социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитом, сложившемся виде сословия характеризовались наследственностью, относительной замкнутостью, осознавали свое единство, закрепленное в общегосударственном масштабе».

В новейшей американской историографии высказано несколько мнений о социальном строе российского общества императорского периода. М.Конфино полагает, что сословий в России никогда не существовало, а общество делилось на многочисленные социальные группы. Большинство западных историков в понимании сословного строя склоняются к одному из вариантов государственной школы, полагая, что сословия были созданы государственной властью в России в течение 18в., получили первое законодательное оформление жалованными грамотами дворянству и городам в 1785г.

Таким образом, за исключением Конфино, исследователи различных, методологических ориентаций признают в России в 18 веке, сословного строя, хотя многие говорят о его искусственности и принципиальном отличии от западноевропейской модели. Поэтому, а также и в силу того, что русское законодательство признавало существование сословий, а массовое сознание принимало сословную парадигму, анализ социальной структуры целесообразно проводить именно в сословном разрезе, но сначала нужно ответить на следующий вопрос: насколько русская модель сословности соответствовала западноевропейской модели?

Если применить критерии западноевропейского сословия к социальным группам России первой половины 17в., то окажется, что в России в это время еще не существовало сословий. Во-первых, хотя различные группы населения отличались своим социальным статусом, но это различие было скорее фактическим, чем юридическим. Во-вторых, социальные группы различались не столько по правам, сколько обязанностями в отношении к государству: одни служили ему лично, другие платили налоги и несли повинности, или тягло, третьи не несли ни государственной службы, ни государственного тягла. Соответственно этому общество разделилось на три состояния:

1. служилые люди, или чины служилые;

2. тяглые люди, или чины земские, или жилецкие люди;

3. нетяглые люди. Они в свою очередь подразделяются на несколько разрядов, соединявших служилых и тяглых людей неуловимыми переходами.

Служилые люди не образовывали сословия. Между ними не существовало сословного равенства и корпоративного единства: они объединялись в многочисленные служебные разряды, мало между собой связанные; даже между членами одного разряда постоянно существовали споры о служебном старшинстве, что не совместимо с сословным строем. Принадлежность к служилым людям определялось нахождением на придворной, военной или гражданской службе, а не наличием потомственных прав. Наличие привилегий определялось службой, если человек оставлял службу, он терял и привилегии. До середины 17 в. Служилыми людьми могли стать как нетяглые люди (холопы), так и представители тяглых людей (крестьяне, посадские люди и др.). Культурные стандарты были едиными для всех социальных групп, включая и высший «чин» боярство.

Тяглые люди также не образовывали сословия. Два главных признака тяглого состояния - уплата государственных налогов и выполнение повинностей и прикрепление к государственной и посадской общине - не являлись признаками сословия. Посадские люди - тяглое население каждого города - составляли тяглую общину на тех же основаниях, как и крестьянство в волости: прикрепление к месту жительства, общинное владение землей, круговая порука в уплате налогов и несении повинностей, выборное самоуправление. Между крестьянами и посадскими не было различий в правах и обязанностях, и даже сам город не являлся отдельной административной единицей. Переходы из одного разряда тяглого населения в другой были широко распространены и зависели от перемен в имущественной состоятельности и занятиях человека.

Еще менее единства имелось среди представителей нетяглых людей, так как они включали вольных, или гулящих, людей, бывших лично свободными, и холопов, находившихся в личной зависимости.

Таким образом, Московское государство являлось государством бесклассовым и бессословным, т.к. существовавшие в то время социальные группы не подходили к выше сформулированным признакам класса и сословия. Обязанности в отношении к государству, большая или меньшая имущественная состоятельность, виды имущества и занятия были наиболее важными отличительными признаками различных разрядов служилых, тяглых и нетяглых людей но, как это ни парадоксально, они участвовали в работе представительного учреждения, что применительно к 17 в., всегда рассматривается историками как важнейший признак сословия. Социальные группы приобретали и другие признаки сословия: наследственность социального статуса; различия в правах, хотя только фактическое; наличие корпоративной организации (например, общины у тяглых людей); самоуправление. С начала 17 в. наметилась тенденция к консолидации социальных групп в сословия. В актах и грамотах, принятых на земских соборах 17 в., обычно указывались те «чины», которые присутствовали на заседаниях и подавали свое мнение. Перечень 6-8 чинов в порядке ступней иерархической лестницы переходил с небольшими вариациями из одного акта в другой, приобретая характер эталона. Иногда эти чины сводились в устойчивость номенклатуры чинов может свидетельствовать о перерастании « чиновного» строя в сословный. Однако постоянная дробность этих групп говорит о том, что процесс консолидации социальных групп в сословия в середине 17в. был весьма далек от завершения.

Уложение 1649г. являлось важным рубежом в развитии сословного строя в России. Если до этого времени отдельные социальные группы различались преимущественно обязанностями, то теперь - также закрепленными в законе правами. Уложение представило им преимущества, или привилегии, в постоянное и наследственное обладание с целью закрепить за ними постоянные государственные обязанности и постоянное место жительства. Личное землевладение стало исключительным правом всех служилых людей, владение крепостными - правом только потомственных служилых людей (служилых по отечеству). Духовенство получило исключительное право на религиозную деятельность. Посадским было присвоено исключительное право на занятие торговлей, ремеслом и промышленностью в черте города, а земледельческий труд стал правом крестьянского населения, хотя и неисключительным правом, т.к. посадским не запрещалось заниматься сельским хозяйством. Права, полученные в 17 в., отдельными социальными группами, стали в 18в. важным фактором превращения их в сословия.

Вторым фактором, способствовавшим развитию сословного строя, послужило понятие чиновной чести. Человек при нанесении ему оскорбления действием или словом, что называлось бесчестьем, имел право на материальную компенсацию соответственно его чину или на выдачу оскорбителя головой, т.е. на милость оскорбленного.

Третьим фактором развития сословности служило ограничение социальной мобильности, наследственное прикрепление социальных групп к занятию, службе месту жительства. В результате этого приобретаемые ими права превращались в наследственные.

Процесс образования сословий в 18 веке пошел более быстрыми темпами под влиянием сословного строя, существовавшего в 18в. в странах Западной Европы. Это обстоятельство послужило важной причиной того, что Россия к концу 18в. с точки зрения сословного строя была похожа на современные европейские государства 18в., где он уже разрушался, а не на западный сословный строй 13-15вв. в момент его расцвета. При Петре I из служилых людей по отечеству начало складываться шляхтинское или дворянское сословие, из посадских - мещанское или гражданское, из низших разрядов служилых людей и государственных крестьян - сословие казенных крестьян, из частновладельческих крестьян и холопов - крепостное сословие, из белого и черного духовенства - духовное сословие. В царствование Петра I за сословиями сохранилась обязанность служить государству. Но Екатерина II своими жалованными грамотами дворянству и городам пыталась создать сословие, не только по форме, но и по духу схожие с западноевропейскими сословиями. И это, как мы видим далее, ей в значительной мере удалось. Последовательно проведенные реформы Екатерины II положили сословный принцип в основу всего местного управления и судоустройства, придав ему огромное государственное значение.

Даже после утверждения сословной парадигмы, не говоря уже о более раннем времени, каждого из четырех сословий, как оно определялось в законе, никогда не составляло единого целого, а подразделялось на разряды, весьма различные по своему юридическому положению. Дворянство разделялось на 2 разряда - потомственное и личное, городское сословие - на пять, духовенство - на несколько по вероисповеданиям, крестьянство - на несколько разрядов. Несмотря на это, в общественном сознании четырехчленная сословная парадигма существовала достаточно четко и с точки зрения престижа и предпочтительности сословия ранжировались следующим образом: дворянство - духовенство - городское сословие - крестьянство. Данная стратификация общества основывалась не на точной оценке какого - либо одного «параметра» человека, а имела в виду многие аспекты: собственность, власть, психологическое удовлетворение, место жительства, религию и т.п.