» » Подробное описание грехов. Грех многословия

Подробное описание грехов. Грех многословия

М ного лет тому назад моя мужская малая группа обсуждала тему дисциплины языка. Когда мы прочитали одну главу из книги “Духовные Дисциплины Благочестивого Мужчины” (Kent Hughes) и соответствующие стихи из Притч, у всех нас возникло желание замолчать и больше ничего не говорить! Однако мы быстро сообразили, что это – не метод. Это было бы слишком просто – молчать. Правильным решением было бы стать на трудный путь самодисциплины – путь применения мудрости в сфере укрощения самого “могущественного куска мышц” в нашем теле. Это побудило меня задуматься об опасностях многословия. Их много. Вот некоторые из них:

  • Многословие открывает двери греху

“При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен” (Пр. 10:19). “Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою” (Пр. 21:23). “Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда” (Пр. 13:3). Эти стихи, по всей видимости, показывают, что чем больше мы говорим, тем больше грешим. Причину этого мы можем найти в той важной и грустной истине, которая записана в Иак. 3:8: “А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” . Следует дисциплинировать себя, воздерживаясь от речи тогда, когда нужно промолчать. Это один из признаков мудрости и зрелости. “Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумный” (Пр. 17:27, 28).

  • Многословие порождает сплетни

Словарь Уэбстера определяет сплетника как “человека, который передает чью-то болтовню и слухи” . То есть, сплетня состоит, главным образом, из болтовни и слухов. Однако важно понимать, что речь идет не просто о том, чтобы передавать лишь точную информацию. Есть вещи (даже правдивые), которые просто не нужно и даже безнравственно передавать. Негативные последствия сплетен не пересчитать. Сплетни разрушают дружбу: “Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга” (Пр. 17:9). Сплетни порождают конфликты: “Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает” (Пр. 26:20). Сплетни разрушают доверие. Они сродни предательству. “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся” (Пр. 20:19). Сплетни глубоко ранят других: “Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева” (Пр. 18:9). Пуританин Томас Уотсон сказал: “Скорпион носит яд в хвосте, а клеветник – в языке. Его слова ранят словно иглы дикобраза”.

  • Многословие – враг способности слушать других

Все мы время от времени виновны в том, что не слушаем другого, потому что начинаем придумывать в голове ответ еще до того, как наш собеседник закончил высказывать свою мысль. Притчи называют такое поведение глупостью: “Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему” (Пр. 18:14). “Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него” (Пр. 29:20). Эту мысль подтверждает в Новом Завете Иаков: “Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова” (Иак. 1:19). Обратите внимание на связь между готовностью слушать и готовностью молчать. Очевидно, что если мы хотим научиться дисциплине слушания, нам нужно меньше говорить. И наоборот: если хотим меньше говорить, нужно научиться слушать. Таким образом, если я принимаю сознательное решение учиться внимательно слушать других, я не буду их перебивать. И если я буду осторожнее в словах, это сделает меня более внимательным слушателем.

  • Многословие часто подпитывает желание хвастать

Похвальба – результат нашей гордости тем, что мы имеем или делаем. Хвастуны отличаются от сплетников тем, что больше говорят о себе, чем о других. Притчи предупреждают и об этом: “Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой” (Пр. 27:2). “Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?” (Пр. 20:6). “Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками” (Пр. 25:14). Хвастовство огорчает Бога, потому что подпитывается гордостью. Нам следует внимательно отнестись к предупреждению Иакова: “Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло” (Иак. 4:13-16).

  • Многословие может привести к лести

Глупой будет затея как-то улучшить непревзойденное определение лести, автором которого является Кент Хьюз: “Сплетня – это когда вы говорите за спиной человека то, чего никогда не сказали бы ему в глаза. А лесть – это когда вы говорите человеку в глаза то, чего никогда бы не сказали за его спиной” . Библия осуждает лесть за корыстные мотивы, которые за ней скрываются. “Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его” (Пр. 29:5). Блудница находит свою жертву с помощью лести (Пр. 2:16-18; 6:24; 7:21). Когда в прошлом я встречался со льстецом, мне часто хотелось прервать его фразой: “Просто скажи, что тебе нужно” . Будьте начеку, когда кто-то много, неискренне и не совсем объективно вас хвалит.

  • Многословие часто приводит к пустой болтовне

Если нам тяжело укротить свой язык, однажды мы поймаем себя на том, что вовлеклись в пустую болтовню. В Пр. 14:23 написано: “От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб” . Другими словами, постоянные разговоры без каких-либо действий в итоге приводят к нужде. Нас должно отрезвить предупреждение Иисуса, что однажды всем нам придется дать отчет за свою болтовню: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мт. 12:36). Перспектива отвечать за свои слова перед Судилищем Христовым является мощнейшим сдерживающим фактором (если помним об этом), чтобы не говорить лишнего.

  • Многословие может породить сквернословие

Сквернословие – это то, что мы можем назвать «бранью» или неприличной божбой – несовместимо с жизнь Божьего дитя. “Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть” (Иак. 3:9-10). Не должно быть так, что в воскресенье мы поем хвалу Богу, а в понедельник кого-то проклинаем. “Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду” (Иак. 3:11-12). Таким образом, наш статус нового творения во Христе должен отражаться в отказе от гнилых слов (2 Кор. 5:17).

Подписывайтесь:

  • Многословие может причинить огромный вред

“Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иак. 3:5-6). Национальный Пожарный Центр сообщает, что в течение одного года 2000 пожаров уничтожили 8 422 237 акров дикой природы, и что для тушения этих пожаров федеральные агентства потратили 1.3 миллиарда долларов. Мы можем измерить количество уничтоженных пожаром лесов, но кто измерит тот опустошительный вред, который нанес язык? Достаточно одной искры! Одной фразы!

Укрощение языка – чрезвычайно тяжелая задача. Но не невозможная. Если являем любовь и практикуем дисциплину языка, Святой Дух произведет в нас плод “воздержания”, т.е. самоконтроля (Гал. 5:23). Когда возрастаем в благодати и познании Господа Иисуса, мы все больше становимся похожими на “человека совершенного” (зрелого, состоявшегося), который “не согрешает в слове” (Иак. 3:2). Давайте молиться об этом.

Просмотры: 10 045

В современном мире многие люди привыкли общаться друг с другом, употребляя плохие и даже матерные слова. Некоторые считают такую речь нормальной, вполне адекватной, а главное, допустимой и выражаются так, не стесняясь ни взрослых, ни детей. Самое страшное в этом то, что родители, говоря плохие слова, подают тем самым негативный пример своим детям. Они же в свою очередь впитывают в себя все как губка, и потом применяют те же слова и в своей жизни. Задавая себе вопрос: «Почему родителям можно так выражаться, а нам – нет?». Однако интересно другое, что если ребенок начинает повторять плохие слова родителей, то взрослые ругают его и даже могут наказать. Так поступают глупые люди, которые неспособны к здравому рассуждению. Они видят нарушения этикета вокруг себя, но при этом не замечают, как сами же нарушают правила.

В Библии много говорится о том, что нужно следить за своим языком, за потоком мыслей своих, так как наша речь может многое рассказать о нас самих и окружающие сделают определенные выводы, зачастую, неверные. Поэтому, изначально, стоит правильно мыслить и излагать точно свою мысль и при этом никому не навредить.

Примеры из книги Притчей

Царь Саломон был мудрым из мудрейших правителем в Ирусалиме. И эта мудрость была дана ему Самим Богом.

3-я Царств 6:11 – 13 «И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот ты строишь храм, если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля».

Он как никто другой знал, какая сила содержится в наших словах. В святом Писании приводится много примеров того, как язык глупого может стать для него погибелью. Притчи Соломона не раз учат нас следить за своей речью, поступками, потому что потом это может обернуться против Вас.

В Притчах написано: «Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его». (Притчи 18:4, 6-7)

Из этого отрывка следует, что человек, который не следит за своей речью, может попасть в самые тяжелые ситуации, приводящие к самым печальным последствиям.

Примеры их жизни из жизни известных людей.

Большинство важных персон за всю историю забывали о том, что только Бог властен над миром, жизнью и смертью. Только Ему под силу все, а не «сильным мира сего». У подобного рода людей развилась звездная болезнь, и проявился один из самых страшных грехов – гордость.

Ниже будут приведены примеры из жизни знаменитостей, которые пустословили и не понимали, вернее, не осознавали до конца смысл и важность сказанных слов.


Амендо Невес

Подтверждение таким событиям есть тот факт, что необходимо тщательно выбирать слова, чтобы они со временем не приносили вред говорящему и окружающим его людям. В книге Прит.21:23: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». Если мы не хотим навлечь на себя проблемы в жизни, то должны следить за собою и направлять свои эмоции в нужное позитивное русло.

Оставь несказанными грубые слова!

Оставь несказанными грубые слова,
Пускай они умрут в своём зачатьи.
Пусть нерождёнными останутся, тогда,
Возможно ты поймёшь, насколько Счастлив

Тот Человек, который не услышал их,
Слова, что с уст твоих, чуть было, не сорвались.
Да ты и сам поймёшь, насколько ценен миг
Предотвращения грядущего проклятья.

Умей прощать того, кто был с тобою груб.
И не желай, чего себе ты не желаешь.
Пусть лучше слово превратится в труп,
Чем наблюдать за тем, как от него страдает

Тот Человек, который стал тебе врагом
Из-за того, что впал в твою опалу.
Оставь невысказанным в его адрес зло,
Чтобы к тебе твоё же зло не возвращалось.

Эндрю Фриз

Грех пустословие

Время нужно тратить с умом. А малосодержательные разговоры, сплетни и пустая болтовня «крадут» драгоценное время, которого итак совсем немного. Пустые разговоры не приносят никакой пользы, и считаются праздным времяпрепровождением. Кроме этого Библия дает четкое определение подобной речи – это грех пустословие. Апостол Павел не раз говорил о том, чтобы люди, особенно верующие, не занимались этим, так как это неприлично святым.

«А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться ». 2 Тим. 2:16-17

А вот следующий стих в Прит.15:2: «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость».

Еще раз убеждаюсь в том, что доброе дерево дает хорошие плоды, а плохое – гнилые и червивые. То, что мы говорим, показывает наше внутреннее состояние и содержимое нашего сердца. За красивым внешним видом может прятаться испорченная и гнилая натура, которая выдаст себя через глупую речь человека и его рассказы. Давайте быть естественными! Зачем прятаться за масками?

Как перестать говорить глупости ?

  1. Начать уделять чтению книг больше времени. Классическая литература перестраивает человеческое сознание и непроизвольно учит нас культуре речи и поведения.
  2. Затем нужно понимать, что для того, чтобы очистить свою речь, нужно приложить максимум усилия и каждую секунду контролировать то, что хочется сказать.
  3. Нужно просить Бога, чтобы Он помог избавиться от этого греха пустословия. Но, хочется отметить, что человек, который всем сердцем верит в Бога, старается регулярно изучать Писание и пребывать в молитве, находится в процессе освящения и очищения. Его сердце постоянно наполняется всем чистым и святым и он уже не хочет грешить и заниматься сквернословием или пустословием. Сердце такого верующего очищается и глупая речь небудет исходить из его сердца и уст.
  4. Огромное значение имеет и то, с кем мы общаемся и в какой среде находимся. В Библии написано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». 1Кор.15:33 Поэтому тем, кто хочет избавиться от этих грехов, нужно больше времени проводить с христианами или другими людьми, чьи уста и сердце не наполнены всякой скверной. Ведь недаром народная мудрость гласит: «С кем поведешься, того и наберешься». Этот принцип действует всегда.

Вам один раз в жизни предстоит сделать выбор: быть с Богом или нет….

Как связаны между собой праздность, уныние, любоначалие и празднословие? Над молитвой преподобного Ефрема Сирина продолжает размышлять протоиерей Игорь Прекуп.

Единый дух у праздности и уныния, любоначалия и - единый, хотя и кажется это странным: что касается праздности и уныния - еще куда ни шло, ну празднословие, ладно, допустим, но при чем тут любоначалие?

Во-первых, стоит обратить внимание на то, что уныние - явление отнюдь не «плоскостное». Его не следует сводить к подавленности, бессилию, точно так же, как и праздность - к лени. Это явление объемное и многоаспектное, скажем так. Сводить уныние к депрессии - по меньшей мере, поверхностно. Не говоря уже о том, что отождествление тех или иных духовных состояний с похожими, пусть даже с общей в чем-то этиологией, явлениями психического плана - некорректно.

И дело не в том лишь, что смешивать разные дискурсы - моветон. Это разные области исследования: связанные, да, но разные, поскольку психика и душа - не одно и то же, подобно тому как тело человека и одежда на нем, хотя и влияют одно на другое - температура тела прогревает одежду, одежда удерживает тепло; состав ткани влияет на телесное самочувствие (поносите-ка свитер из неочищенной шерсти), а тело своими особенностями конструкции, движений влияет на состояние одежды (где-то образуются «пузыри», в определенных местах швы расползаются, обувь стаптывается характерным образом) - тем не менее, не отождествляются (хотя «по одежке встречают», а она, в самом деле, зачастую много говорит о личности, и наоборот, отношение к человеку непроизвольно переносится на его одежду, а части одежды святых чуть ли не наряду с их мощами издревле почитаются как носители благодати Духа Святого (Деян. 19; 12)).

Поэтому, когда приходится читать или слышать, что «депрессия - это уныние», возникает желание поставить кол и отправить на пересдачу. лечится медикаментозно, - нет, потому что это - страсть, явление душевного порядка, химией тут не поможешь.

Уныние охватывает человека по его малодушию: при виде трудностей у него опускаются руки, он не видит смысла ни в сопротивлении противникам, ни в попытке преодолеть обстоятельства: от него ничего не зависит, все уже предрешено…

Доходит до совершенно анекдотических ситуаций. Мой родственник, нейрохирург, рассказывал об одном ассистенте, что всякий раз, когда во время операции случалась какая-нибудь не то, чтобы даже экстремальная ситуация, а просто требующая принятия энергичных мер, например, кровотечение открылось, так тот буквально опускал руки и отходил от стола со словами: «Ну, вот и все… вот и все…» Хирург ему: «Зажим! Иначе, в самом деле „все“ будет!» - а тот себе в прострации пребывает и повторяет как мантру: «Вот и все…».

Комично, да. Идиотизм всегда комичен. Можно, конечно, отмахнуться, трус, дескать. Трус-то он трус, но не в этом только дело. Страх дает импульс, а вот что этот импульс в человеке активизирует? В данном случае можно констатировать, что с тем горе-ассистентом происходил приступ уныния: все кончено, предпринимать что-либо бесполезно, бессмысленно. Это именно уныние, а не отчаяние - тут нечего чаять: есть ситуация конкретная в настоящем, а сил ее решить нет. И нет их потому, что человек позволил себе впасть в уныние, позволил страсти овладеть собой (уныние влечет за собой отчаяние, но это особый разговор). А позволил - тут тебе и праздность, и парализующая лень…

Уподобляет уныние «смертоносному червю», который касается не только плоти, но и самой души, «оно - моль, поедающая не только кости, но и разум, постоянный палач, не ребра рассекающий, но разрушающий даже и силу души, непрерывная ночь, беспросветный мрак, буря, ураган, тайный жар, сожигающий сильнее всякого пламени, война без перемирия, болезнь, затемняющая многое из воспринимаемого зрением». Он же объясняет, что душа, будучи «объята облаком уныния», неспособна «ни спокойно выслушать что-либо полезное, ни сказать», и что очень важно: в этом состоянии она «скоро задыхается, если у нее нет руки, которая бы поддержала ее».

О том же говорит и прп. Нил Синайский: «…Душа, когда отовсюду окружило ее уныние, скоро бывает подавлена, если не найдет, кто простер бы к ней руку, и утешил ее». А каково это - «протягивать руку» тому, кто не расположен «спокойно выслушивать»?

И, тем не менее, никаких нет оправданий нам, типа «сам виноват», «что я могу сделать, если человек сам себе помочь не хочет», «а он меня о помощи не просил» (не звал, не приглашал, не жаловался). В состоянии уныния такого «пассивного» типа, располагающего к глухой замкнутости, человек вряд ли попросит о помощи. У него даже и на это сил нет. Все блокировано внутренне. Это как раз тот самый случай, когда не надо (якобы смиренно) ждать, пока позовут на помощь или обратятся за советом.

Впрочем, говоря, что уныние - причина праздности и лени, не будем забывать, что у этих пороков есть не только «пассивная», но и «активная» форма. «Уныние, - пишет прп. Иоанн Лествичник, - подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных… увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных»…

Ах, какая «золотая жила» эти слова для тех, кто, оправдывая свой эгоизм, ставит под сомнение доброкачественность милосердия своих ближних, качество их отзывчивости, щедрости, гостеприимства, и собирает аргументы против укоров своей совести! Как удобно, ссылаясь на прп. Иоанна, опорочить чьи-то искренние порывы, чтобы раз и навсегда успокоиться насчет своего лицемерия!

Спешу разочаровать: св. Иоанн Лествичник, перечисляя признаки «активной» формы уныния, ведет речь о тех людях, которые сами по себе не горят ни странноприимством, ни милосердием, но усердствуют во всем этом, чтобы отвлечься даже не столько от самой страсти уныния, сколько от той тоски, которую оно производит в душе; заботятся о дальних, уклоняясь от заботы о ближних, в частности, о домашних, и от работы над внутренними проблемами, порождаемыми страстями, в том числе и унынием.

Кстати, о тоске. Сохранилось наставление прмц. Марии Гатчинской проф. И.М. Андреевскому, благодаря которому это наставление дошло до нас во всей точности, ясности и утонченности мысли. «Тоска, - сказала ему м. Мария, - есть крест духовный - посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому - только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание.

Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение - сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов. От мысли этой - в умиление прийти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…»

Уныние - страсть крайне тяжкая и опасная. Если подверженный ей человек не в состоянии «приходить в умиление» и нести этот крест со смирением и благодарностью Богу, то не грех будет или заняться таким делом, которое помогло бы преодолеть тоску, или в меру развлечься, лишь бы только не сломаться, не впасть в отчаяние. Поэтому, если налицо симптомы «активной» формы уныния, это не повод налетать на человека и начинать обличать его состояние, попутно разоблачая суетность его стремления к доброделанию.

Тем более, что естественное доброе стремление-то может быть искренним, и благодаря унынию оно просто высвободилось как бы под предлогом создания позитивного психологического фона, а тут мы со своими «духовными увещеваниями» раз! - и припечатаем, заклеймим как обманный маневр… Нет, все же тут многое сгодится, только бы не дать трясине уныния засосать болящего. Многое, да, но в меру, постепенно приходя к мысли о необходимости решать духовные проблемы духовными средствами.

Конечно, борясь с унынием, стоит помнить о точках опоры этой страсти, чтобы невольно их не подпитать и не создать еще более благоприятной почвы для нее. Поэтому уместно вспомнить предостережение прп. Иоанна Лествичника, что матерь уныния - тщеславие.
Вот вам и связка с любоначалием.

Это лишь на первый поверхностный взгляд у любоначалия ничего общего ни с унынием, ни с праздностью. Напротив, любоначалие - закономерное следствие праздности духовной: уход от работы над собой, от строительства своей души, от роста духовного - в рост карьерный, отвлечение от своего внутреннего ничтожества на значимость внешнюю. Любоначалие - это характерное для уныния проявление тщеславно самоутверждающейся активности (использование служебного или иерархического положения, в том числе и возрастного - властолюбие в масштабах семьи, например). С унынием через тщеславие у любоначалия связь очень прочная.

Однако подобно тому, как некорректно сводить праздность к лени, было бы неправильно сводить любоначалие к властолюбию. Причина несводима к своему следствию. , рассуждая о любоначалии, акцентирует наше внимание на сути этого явления: «Если Бог - не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку (кредо секуляризма. - И.П.). Я становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих потребностей, моих мнений, моих желаний и моего суждения».

Жажда первенствовать - страстная, всеобъемлющая, всепоглащающая, подчиняющая себе все прочие стремления и потребности, определяющая восприятие реальности, всего и вся - вот что такое любоначалие. Прп. Ефрем употребил слово φιλαρχία <филархия> ; ἀρχή <архи> - начало, а отсюда уже значение возглавления, начальствования как правления, господства, но по сути это - первенство, которое может стремиться к власти, к господству, к подчинению своей воле кого-то или чего-то (от себе подобных до природных стихий), а может и не преследовать этих целей, довольствуясь упоительным сознанием достигнутого первенства («Я ль на свете всех милее, / Всех румяней и белее?»).

Любоначалие, не интересующееся управлением, не стремящееся властвовать, это отнюдь не безобидное явление на уровне мелкого самолюбия (и Пушкин это убедительно показал на примере злой мачехи). Стремление первенствовать любой ценой вынудит осваивать искусство манипуляции, заставит предпринимать самоотверженные усилия, ради достижения своей цели, не гнушаясь устранением конкурентов. Зависть пока еще никто не отменял.

Она, проклятая, побудила Денницу к богоборчеству, она же побудила его в злобе на Отца надругаться над Его образом, склонив человека к погибельному предательству, она же возбудила в Каине смертоносную ненависть к брату и стала причиной первого убийства. Опять же в Каине было «всего лишь» желание первенствовать, а не властвовать, но Господь призрел только «на Авеля и на дар его» (Быт. 4; 4)… на Авеля, ставшего прообразом Христа, Которого тоже убили из зависти.

Н.О. Лосский, рассуждая о типах зла, делит все так называемые «отрицательные ценности» на две категории: зло сатанинское и зло как порождение земного эгоизма. Последнее выражается не в любви к злу как таковому, а в предпочтительном интересе к себе в смысле сосредоточенности на своих переживаниях и невнимания к чужой жизни, отсутствия интереса к ней, тогда как «сатанинское зло есть гордыня деятеля, не терпящего превосходства Бога и других деятелей над собою, стремящегося поставить себя на место Бога и занять исключительное положение в мире, выше остальных тварей».

Земной эгоизм толкает порой на страшные преступления, но злодей при этом как бы и сам не рад, он бы предпочел никому не причинять зла и ничему не наносить ущерб, ради получения тех или иных благ, да вот… не видит другого пути, ему не нравится само по себе средство, которым он достигает своей цели, он не радуется горю тех, кто из-за него страдает (хотя мало-помалу может войти во вкус) - он просто «борется за место под солнцем в виде гаража».

Иное дело - зло сатанинское: его стержень - стремление к первенству ради первенства: властвовать, чтобы переживать свое господство, наслаждаться им, состязаться в споре не для того, чтобы установить истину, но чтобы вынудить противника и аудиторию признать свою правоту, и если не доказать, так навязать ее! Любоначалие порождает властолюбие и побуждает любить власть как средство упиваться своим первенством, своим господствующим положением.

Любоначалие, коренящееся в порочной праздности духа и питаемое тщеславием, порождающим уныние, неизбежно выражается в празднословии (αργολογία <аргология> ). О чем, однако, лучше побеседовать, если Бог даст, в другой раз.

Библия о пустословии, смехотворстве, спорах и злоречии

Как вы понимаете, что такое пустословие?

Библия многократно упоминает, что пустословие - грех. Например, в Притчах 14:23 говорится: "От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб".

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.

Пустословие – пустые, бесплодные разговоры. Еще один общий недостаток говорения (и монологического, и диалогического) – это малая информативность речи, незначительность ее содержания. Устная речь не должна быть пустопорожней болтовней. Любое говорение должно нести полезный для слушателей смысл, нужную информацию – новую, поучительную, может быть, увлекательную – и в то же время верную, перспективную для них. Чтобы говорить так, прежде всего нужна предметная компетентность, т. е. совокупность хороших знаний в какой-то сфере, по какому-то предмету, о котором идет речь, по какому-то вопросу. По принципу «Говори то, что знаешь, а чего не знаешь – не говори». Компетентность должна совмещаться в речи с умственной (аналитической, контролирующей, корректирующей) работой, влияющей на выход содержания. Здесь должна быть специальная забота о том, чтобы не сказать что-нибудь не соответствующее положению вещей, противоречащее сказанному прежде; а также о том, чтобы не устраняться от сложностей в раскрытии темы. Не следует говорить на тему, которая до этого хоть как-то не прошла через сознание, через внутреннюю речемыслительную деятельность.

Обратимся к Библии:

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
(К Колоссянам 4:6)

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
(К Титу 1:10-11)

Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
(Псалтирь 33:14)

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.
(Притчи 12:18)

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
(Притчи 13:3)

Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
(Притчи 14:7)

Орфографический словарь-справочник

Пустословие - малосодержательные рассказы и разговоры. В этических концепциях также именуется "празднословием".

Сила слов Соломона

Враг по имени Пустословие

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.
(Притчи Соломона 18:4)

Как птица рождена для полета, так человек рожден для счастья. Все необходимое для гармоничной жизни уже дано каждому от рождения. Почему же так часто встречаются люди, недовольные своей жизнью? Одним из ответов на этот вопрос – непонимание человеком такой мощной силы, как сила СЛОВА.

Игнорирование одежды мысли - СЛОВА - привносит в нашу жизнь ПУСТОСЛОВИЕ
Пустословие имеет много синонимов: празднословие, пустая, праздная болтовня, голословие, бесплодные разговоры, словоблудие, словоблудство, фразерство, многоглаголание, многословие, суесловие, говорить без толку, болтать языком, говорить вздор, казакать, гагакать, болтать без умолку. Современный вариант пустословия – чепуха, ерунда.
Человек, который обожает балаболить, балагурить, разводить бобы, тараторить, щебетать, трещать, точить лясы, лепетать, молоть вздор, городить чепуху, говорить лишнее, переливать из пустого в порожнее, языком чесать, говорить на три короба, что в голову взбредет, то и молоть - называется Пустословом . Это - пустомеля, болтающий попусту человек, болтун, балагур, говорун, краснобай, мельница, резонер, сорока, водолей, балалайка, трещотка, фразер…
Такие люди обожают лапшу на уши вешать, то есть заливать такое, что уши вянут. Причем, обычно лапшу поминают в тех случаях, когда пустословие не злостное, а от желания посмеяться или просто почесать язык. Человек – пустослов обожает бла-бла-бла - т.е. бездумно болтать, прихлебывая языком, лопотать, лепетать. Пустословие может стать врагом человека.

Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе;
(Притчи Соломона 13:13)

Энергия человека-пустослова тратится впустую, без воздаяние добром или благодатью.
Пустое слово – хорошая почва для взращивания ложной гордости, самомнения, человеческого разрушительного эго. Даже справедливые и глубокие слова в устах пустослова становятся лживыми, потому что они наполняются ядом чувства превосходства над другим человеком.
Пустословие очень плохой фундамент для построения своей жизни.

От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
(Притчи Соломона 14:230

Ведь нет слова без значения. Жизнь переполнена словами - везде и всюду слова, слова, слова; все, что ни делается в этом мире, все делается словом, без слова не делается ничего!

Везде слово. Все делается словом!
И если это слово пустое, то и результат будет такой же. Пустое слово не способно созидать и даже сохранять уже сотворенное. Через пустословие в жизнь может прийти пустота и безысходность.

Покой, тишина в душе - способ избавиться от пустословия.

Современному человеку не хватает безмолвия, тишины. Он уже не хозяин жизни, а песчинка в вихре событий. Многие ищут кого-то, кто бы мог спокойно выслушать... Когда человек понял силу тишины, ему легче уйти от пустословия. Тишина и молчание уже не становятся целью, а средством достижения желаемого. Самое ценное в тишине - возможность через мысли, возникающие в мозгу и врожденных подсознательных способностях, воспринимать информацию, приходящую свыше. Поэтому, так редки пустословы среди молящихся людей.
В противовес пустословию, тишина в душе заставляет человека углубляться внутрь себя. Это приводит к перестройке личности, которая выявляет глубинные внутренние побуждения. Это – путь к самопознанию и самореализации. В это время человек способен ощутить свою личную ответственность за жизнь.
В наши дни, дни словесной шелухи, внутренней сосредоточенности надо терпеливо учиться. Истинная тишина в душе, настоящая сосредоточенность могут прийти только в результате душевного равновесия. Когда человек научится этому, он будет готов услышать слово, сказанное лично ему.
В состоянии покоя, отсутствия пустословия, присутствует чудесная сила сосредоточения на себе. Это факт общеизвестный. Из этого состояния внутреннего покоя прорастают семена слов, полных смысла и содержания. Мысли, избавленные от пустословия, способны творить чудеса в жизни. Главное и самое нужное можно сказать словами, которые рождены в глубине внутренней тишины.

От плода уст своих человек насыщается добром.
(Притчи Соломона 12:14)

Пустословие не так уже и безвредно. Важно пересмотреть свой лексикон. Умение произносить слова, полные жизни и света, очень ценно. Слова имеют свойства:
- Провозглашать
- Утверждать
- Творить
- Вдохновлять
- Назидать

Добрые слова ничего не стоят. Но почему их так трудно говорить порой? От добрых слов еще никто не потерпел крушение или неудачу. Еще ни одного человека добрые слова не привели к безумству. Поистине, добрые слова ничего не стоят в сравнении с тем, что они доставляют. Они пробуждают в людях самое прекрасное и накладывают свой неизгладимый отпечаток на душу человека, преображая ее и делая прекрасной.

Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
(Притчи Соломона 16:24)

То, что человек исповедует устно, в один прекрасный момент может стать реальностью.

Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
(Притчи Соломона 18:21)

Слова, наполненные ропотом, жалобами, раздражением, сеют раздор, снижают способность видеть свет в жизни.
Человек легко может угодить в ловушку собственных уст, давая пустословные обещания или обеты, необдуманные наедине с собой. Язык человека находится в нескольких сантиметрах от мозга, но, послушав некоторых людей, понимаешь - расстояние между языком и умом иногда может достигать метры.
Молчат уста. Но нет ли пустомыслия внутри? В человеке есть молчание внутреннее. Поток беспорядочных мыслей также бывает причиной разрушительного пустословия.
Во время тиши­ны, когда мы думаем о добром и обращены к доброму, устремлены к доброму, мы вспоминаем о законе доброты, который управляет нашей собственной жизнью.
Все в жизни имеет свои сроки и периоды.

Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(Екклисиаст 3:6-8)

Несколько местописаний из Библии, посвящённых этой теме:

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.
(Притчи 17:28)

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
(Притчи 18:14)

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
(Притчи 21:23)

Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.
(Притчи 27:14)

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
(Екклесиаст 5:1)

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(От Матфея 5:37)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
(От Матфея 12:36)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
(Иакова 1:19)

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
(К Римлянам 14:1)

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
(К Ефесянам 5:4)

от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
(1-е Тимофею 1:6)

тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
(1-е Тимофею 6:4-5)

Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
(2-е Тимофею 2:14)

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
(2-е Тимофею 2:16)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
(2-е Тимофею 2:23)

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
(К Титу 3:9)

Притчи 25:11
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.

О том, что празднословие греховно и непозволительно, говорится и в Евангелии: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). За все сделанное и сказанное нами придется отвечать. Поэтому христианин благодарит Господа Бога за каждый день своей жизни и делает все продуманно и целеустремленно. Он дорожит своим временем и не тратит его на праздные, пустые и ненужные дела и разговоры.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: «Пустыя речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу». Жизнь христианина имеет большое значение. Цель ее - очистить человека от греха, приблизить его к Господу Богу и наследовать жизнь вечную. Чтобы это достичь, нужно жить по заповедям Закона Божия. Праздность, пустые разговоры являются не только потерей драгоценного времени, но и порождают другие грехи: осуждение, клевету, злоречие, сквернословие, сплетни и т. п. Празднословие может быть плохой привычкой и даже страстью.

Чтобы не грешить празднословием, нужно заняться чем-то полезным. Ничто так не порождает празднословие, как безделие. Нужно помнить, что гораздо лучше молчание, чем многословие и пустые разговоры. Вспомните народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото».

Кроме того, чтобы не грешить празднословием, нужно следить за тем, что мы говорим, и обуздывать свой язык.

Святые отцы советуют:

«Кто бегает языка, который злословит ближнего, тот и сам избежит порока злословия» — святитель Нил Синайский.

«Больше дела, меньше слов. Слова без дел не всегда полезны» — преподобный Марк Подвижник.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» — апостол Павел (Еф. 4, 29).

«…говорившим худо надо страшиться и трепетать, потому что они за свое злоязычие потребованы будут к суду. Поистине это диавольская сеть, это такой грех, который никакого не приносит удовольствия, а только один вред…Если изрыгаемые им слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их…Зачем же ты оскверняешь себя и мараешь грязью? Стоишь на небесах и предаешься злословию? Удостоился лобызать Господа и произносишь злословие? Оставь это, прошу тебя. Такое поведение производит великие бедствия. Чего заслуживает тот, кто произносит дерзкие слова? Научим свои уста благоречию! Отсюда происходит великая польза, а от злоречия – великий вред… Кого ты злословил и поносил, проси у них наказания (прощения)». – святитель Иоанн Златоуст

И, конечно, совершенно недопустимы разговоры в церкви. Как часто, придя в храм и встретив там знакомых, мы забываем о том, что пришли в дом Божий, что идет литургия. О чем только ни беседуем мы, не обращая никакого внимания на молитвы, церковное песнопение. Батюшка произносит слова проповеди, обращенные к нам, к нашей душе, а мы обсуждаем свои болячки, судим-рядим своих знакомых. Некоторые умудряются даже по мобильному телефону поговорить. К нам, забывающим о том, с какой целью пришли на богослужение, обращены слова святителя Ефрема Сирина:

«Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей; а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе. Кто не хочет терпеливо простоять Божию службу, тот многое утратит; а кто стоит с благоговением и терпением, тот будет услышан. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него».