» » Правление николая 1 апогей самодержавия. Россия в правление Николая I

Правление николая 1 апогей самодержавия. Россия в правление Николая I

Годы царствования Николая I (1825 - 1855) оцениваются историками как "апогей самодержавия".

Влияние восстания Декабристов на правления Николая I А. Ф. Тютчева «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний» . Порядок, к которому стремился Николай: ØСтрогая централизация; ØПолное единоначалие; ØБезоговорочное подчинение низших высшим. ØПостоянная борьба с революционны движением, гонение на все передовое и прогрессивное в стране

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейскобюрократического аппарата, учреждались многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении царя и часто подменявшие министерства.

В центре внимания правительства Николая I стояли три важнейшие проблемы: административная - совершенствование государственного управления, социальная - крестьянский вопрос, идеологическая - система просвещения и образования.

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений.

Укрепление роли государственного аппарата Собственная Его Императорского Величества Канцелярия Отделение 2: Кодификаци я законов Отделение 1: Контроль за исполнением распоряжений императора Отделение 3: Орган политического сыска и контроля за умонастроениями 4 отделение создано в занималось женскими училищами и благотворительностью 5 отделение создано в Для реформы государственных крестьян. 6 отделение. Создано в по вопросам управления Кавказа

31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного".

Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством Сперанского. М. М. В "Своде Законов Российской Империи" были изложены действующие законы.

Подготовка Единого свода законов. 1830 1833 Законодательные акты с Собрание законов «Соборного уложения» 1649 до Российской конца царствования империи в 45 т. Александра. I Свод законов Российской империи в 15 томах. Законодательные акты классифицированные по сферам их действия. М. Сперанский осуществил кодификацию за 5 лет.

Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов.

В 1828 г. прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя)

Попытки Решения Крестьянского вопроса В 1842 г. вышел указ об «обязанных» крестьянах. Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещиков.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи, вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление

Попытки Решения Крестьянского вопроса В государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожаев, было решено создать «общественную запашку» . Здесь крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.

Попытки Решения Крестьянского вопроса 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Крепостное право в России продолжало сохраняться.

Укрепление Дворянского сословия Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались старшему в роде. С 1928 г. в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников.

Укрепление Дворянского сословия Указ о майоратах 1845. Повышение чинов, дававших право на дворянское звание (1845). Усиление роли дворянских собраний.

Почетные граждане были двух степеней: потомственные (купцы первой гильдии, ученые, художники, дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом) и личные (чиновники до 12 -го ранга) Почетные граждане: потомственные личные

В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных заведений.

26 июля 1835 г. был издан «Общий устав императорских российских университетов» учреждается ряд специальных учебных заведений: Технологический институт, Архитектурное училище, Императорское училище правоведения, Земледельческий институт, Главный педагогический институт, Военно-морская академия в Петербурге.

Введение Цензуры Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру. Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлял С. С. Уваров. «Устав о цензуре» 1826 г. , названный «чугунным» . Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения. С. С. Уваров.

И все же, несмотря на цензурные строгости, в 30 -40 -е годы были опубликованы "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя, повести А. И. Герцена "Доктор Крупов" и "Кто виноват? "

В 30 -40 гг. 19 века в России начался промышленный переворот. Под промышленным переворотом понимают исторический период перехода от мануфактуры – предприятия, основанные на ручном труде, - к машинному производству. Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчато-бумажной промышленности

С середины 30 -х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г. (работали 6 паровозов, закупленных за рубежом), были выпущены Варшавско-Венская (1848 г.) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851 г.).

Реформы Е. Ф. Канкрина К 1825 году внешний долг России достиг 102 млн рублей серебром Министр финансов Канкрин: Ограничивал государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839- 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменять на серебро. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил финансовое положение страны. Сохранялась пропорция между количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра.

«Внешняя политика Николая I»: Направления внешней политики a) Западноевропейское направление b) Ближневосточное Западноевропейское направление a) b) c) d) Русско-польская война 1830- 1831 годов. 1848 г. – революция во Франции. Март 1848 - лето 1849 – революция в Германии. 3 марта 1848 - 5 сентября 1849 – революция в Венгрии. Ближневосточное направление. a) Война в Закавказье b) Русско-турецкая война 1828- 1829 годов.

Основной задачей внешней политики России в Западной Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Николаю импонировала роль международного жандарма в Европе, которую взяла на себя Россия в связи с образованием "Священного союза".

Русско-польская война 1830- 1831 годов. Началась 29 ноября 1830 года и продолжалась до 21 октября 1831 года. Лозунг - восстановления «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года. Сейм принял акт о низложении Николая и запрете династии Романовых занимать польский престол. К концу восстания, армия насчитывала 80. 821 человек. Численность всех войск, которые предполагалось употребить против поляков, доходила до 183 тыс.

В 1848 -1849 годах по Европе пронёсся новый, еще более мощный, шквал революций. В их подавлении Николай I принял самое активное участие.

Вторым и главным направлением внешней политики России в 20 -50 -х годах было решение восточного вопроса. На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном.

Стремление царизма распространить свое влияние на территории Кавказа встретило упорное сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. В 1817 г. началась длившаяся многие годы Кавказская война

В горах Дагестана появился знаменитый Шамиль. В центральной части Чечни Шамиль создал сильное теократическое государство – имамат со столицей в Ведено. В 1854 г. Шамиль потерпел поражение

Кавказская война продолжалась без малого полвека (с 1817 по 1864 г.) и стоила многих жертв (русские войска потеряли в этой войне 77 тыс. человек).

В конце 20 -х начале 30 -х годах внешняя политика России на Кавказе и Балканах была исключительно успешной. Русско-персидская война 1826 -1828 годов закончилась поражением Персии, и в состав России вошли Армения и Северный Азербайджан.

Война с Турцией (1828 -1829 годы), тоже успешная для России. В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20 -х годов XIX века в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи.

Оборона Севастополя сентябрь 1854 - август 1855 гг Герои обороны Севастополя: Адмиралы: Корнилов, Истомин, Нахимов Военный врач: Н. И. Пирогов - первое применение наркоза Первая сестра милосердия: Даша Севастопольская Разведчик-матрос: Кошка Военно-инженерное дело: генерал Тотлебен – укрепления

Малахов курган, господствующая высота юго-восточнее Севастополя. 27 августа 1855 г. превосходящие силы французов овладели Малаховым курганом, после чего русские войска оставили южную сторону Севастополя.

Окончание войны 1855 г. – гибель Корнилова, Нахимова, Истомина Август 1855 г. – Севастополь взят. Падение Севастополя = конец войны. Новый император – АII идет на переговоры о мире. Март 1856 г. – Парижский мир. Россия теряет часть Бесарабии, покровительство над Сербией и Дунайскими княжествами. Самое унизительное для России – Черное море = нейтральное Россия не имеет права иметь там военные укрепления. Севастополь обменен на крепость Карс.

В первой половине XIX в. завершился процесс добровольного вхождения Казахстана в состав Российской империи и было положено начало присоединению Средней Азии.

Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Во второй четверти XIX века в некоторых европейских странах произошли значительные изменения (общая либерализация государственного строя, выход на арену политической борьбы новых социальных слоёв общества). В России эти процессы были значительно заторможены: Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов; система министерств фактически подменялась Собственной Его Императорского Величества канцелярией (она стала правительственным учреждением и была разделена на отделения - I отделение - личная канцелярия императора, II - кодификация законов, III - отделение ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными учреждениями и т.д.).

В 1826 г. создано III отделение канцелярии, связанное с осуществлением политического сыска. Его работой руководил граф А.Х. Бенкендорф, безгранично преданный Николаю I. Страну окутала сеть агентов и шпионов. В 1827 г. был создан корпус жандармов и введено несколько жандармских округов. Таким образом, фактически впервые в России возникла эффективная полицейская система, позволившая на длительное время затормозить революционное движение и подавить инакомыслие.

Вступая на престол, Николай I заявил о намерении обеспечить стране законность. С этой целью проводилась работа по кодификации (упорядочению) российского законодательства. М.М. Сперанский, возвращённый из ссылки, возглавил деятельность II отделения канцелярии. В результате появилось "Полное собрание законов Российской империи" в 45 томах и "Свод действующих законов" в 15 томах.


Россия во второй четверти XIX века оставалась аграрной страной. Крестьяне составляли основную массу населения. Именно крестьянский вопрос являлся главным и требовал незамедлительного решения. Но, правительство ограничивалось лишь полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли; в 1843 г. - безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных; в 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ 1803г. Ряд указов этого периода регламентировал отношения между помещиками и крестьянами; фиксировал размеры крестьянских наделов и повинностей; определял меры возможного наказания. Таким образом, крепостное право не было уничтожено, но рабские проявления крепостничества ликвидировались.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян. Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное Министерство государственных имуществ, должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации).

Сфера образования и просвещения развивалась достаточно противоречиво. С одной стороны, поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения, с другой - правительство всячески стремилось установить над ним жёсткий контроль. В 1828 г. был утверждён Устав низших и средних учебных заведений. Он закрепил замкнутую сословную систему обучения (приходские школы для низших слоёв населения; уездные училища для горожан недворянского происхождения; гимназии для детей дворян и чиновников). В 1835 г. был введён новый устав, лишавший университеты значительной части автономии. Устанавливался жёсткий политический контроль, вводилась четкая регламентация университетской жизни, повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов, отменялось преподавание государственного права и философии. Усиление реакции правительства в отношении просвещения и образования произошло после революционных потрясений, проходивших в Западной Европе в 1848-1849 гг. Сократились связи с Западной Европой, иностранцам запрещался въезд в Россию, а русским - выезд за границу. Наступила эпоха "цензурного террора". Но, жизнь требовала дальнейшего развития высшего образования. Несмотря на принимавшиеся карательные меры правительства, восстанавливались закрытые раннее учебные заведения и появлялись новые, готовившие специалистов широкого профиля.

Важнейшим орудием идеологической работы с народом являлась православная церковь. Большое внимание обращалось на "чистоту православного вероисповедания", поддержание государственного значения церкви.

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830-1831 или отправка в 1848 войск за границу - в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-56 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой.

Николай I (1825 - 1855). Апогей самодержавия

александр реформа декабрист правление николай

Николай I вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра I и в связи с отказом от престола второго брата цесаревича и великого князя Константина. Он жестоко подавил восстание 14 декабря 1825 года и первым мероприятием нового императора была расправа с восставшими. Император Николай I во все свое царствование помнил «своих друзей 14-го декабря” (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел возможность вдуматься в обстоятельства дела.

Первое, что он вынес из своего знакомства с делом, было заключение о неблагонадежном настроении всего дворянства. Поэтому он не слишком доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве дворянского сословия, как правила, например, Екатерина II, Николай не хотел, страшась за полноту своей власти. Потому он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страною посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. При императоре Николае была значительно усилена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения превратились в простые исполнительные органы министерств.

С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, что стремились уничтожить декабристы, было действительным злом русской жизни. Император понял, что правительство само должно исправить эти недостатки и законным путем начать реформы. К таким реформам Николай сразу же показал свою готовность - при условии незыблемости самодержавного строя, на который покушались декабристы.

Централизация власти

«Апогей самодержавия» - так называют время Николая I. Действительно, каждый день своего 30-летнего царствования Николай использовал для того, чтобы всемерно укреплять самодержавный режим. Царствование Николая - период наивысшего расцвета абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме.

Недоверие к окружению, а также представления Николая об обязанностях монарха привели к сверхцентрализации власти в руках лично императора. Николай хотел во все мало-мальски важные дела вникать самостоятельно и руководить всеми процессами на территории империи. Следствием этого стало стремительное разрастание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Параллельно с ростом влияния Канцелярии идет процесс разрастания ее штата и дробления ее на отделения. Всего начитывалось 6 отделений.

I отделение: все личные дела монарха и надзор за административным аппаратом.

II отделение: кодификация законов (руководство поручено М.М. Сперанскому). Также наблюдение за соответствием законов и хранение их.

III отделение: политическая полиция. Придан Корпус жандармов. Самое обширное отделение. Делилось на Экспедиции.

1. Политический сыск и следствие. (Ежегодные отчеты о нравственно-политическом состоянии общества).

2. Государственные преступления неполитического характера (изготовление фальшивых денег, должностные преступления). Дела по расколам и сектантам.

3. Наблюдение за иностранцами, находящимися в России (~ аналог контрразведки).

4. Борьба с природными катаклизмами и крестьянскими бунтами. Давала информацию о взаимоотношениях помещиков и крестьян, пытались пресечь злоупотребления помещиков. Т.о. стремились к поддержанию порядка в империи.

5. Цензура, преимущественно театральная (кроме того, почти все ведомства имели в николаевское время свои цензуры).

Численность III отделения небольшая (~ 40 человек), но имело много добровольных и платных помощников. В каждой губернии III отделение представлял офицер с жандармской командой.

IV отделение: благотворительность (учреждения Ведомства Марии Федоровны - вдовствующей императрицы) - женские учебные заведения, больницы, богадельни. Возникло в 1828 г., после смерти Марии Федоровны.

V отделение: (временное, 1836-56 гг.): подготовка и проведение реформы государственных крестьян (во гл. с П.Д. Киселевым)

VI отделение: (временное, 1842-45 гг.): подготовка административной реформы на Кавказе.

Наибольшее значение имело «Третье отделение» - управление тайной политической полиции.

В конце 1826 года был создан секретный комитет (известный под названием «комитет 6 декабря 1826 года») для разбора бумаг императора Александра и вообще «для пересмотра государственного управления». Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений.

Первым из них был проект сословной реформы. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только наследственно, по праву рождения, и по «высочайшему пожалованию». А для чиновников, купцов и буржуазной интеллигенции новые сословия - «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, которые освобождались бы, как и дворяне, от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Комитет разрешил помещикам освобождать крестьян не только с землей, но и без земли, причем все освобожденные крестьяне должны были образовать еще одно сословие - «вольноотпущенных земледельцев».

Второй проект «Комитета 6 декабря» предусматривал административную реформу. Государственный совет сохранял лишь законосовещательные функции при царе, а Сенат разделялся на Правительствующий (высший орган исполнительной власти) и Судебный.

В годы правления Николая был составлен «Свод законов Российской империи» - кодекс всех существующих к 1835 г. законодательных актов.

«Апогей самодержавия». Реформы Николая I

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая к нему недоверие, вызванное восстанием декабристов. Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём:

1. создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура);

2. ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений;

3. реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян; уездные училища – для купцов и мещан; приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины;

4. создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца, и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел также и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономи-ческую ситуацию в империи:

1. Кодификацию законодательства, проведённую М.М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов, вышедших с 1649 по 1825 годы – Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг).


2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П.Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд.

3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.), реализованную Е.Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого – в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и, как следствие, привели к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).