» » Презентация на тему спп. Презентация СПП с несколькими придаточными презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Презентация на тему спп. Презентация СПП с несколькими придаточными презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно. Что это такое?


В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно,когда,куда и др.) Союзные слова(относительные местоимения и наречия который,чей, кто, куда, почему и др) Строение


Средства связи употребляются только как союзные слова только как союзы или как союзы, или как союзные слова Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько Пока, пока не, с тех пор как и др. (временные);чтобы,с тем чтобы и др.(целевые);если,если бы и др.(условные;хотя,несмотря на то,что и др. (уступительные);так как,потому что и др.(причинные);будто,словно,как будто и др. (сравнительные);так что (союз следствия) Что, когда, как Ср.: Знаю,что произошло(что- союзное слово). Знаю, что произошло важное событие (что- союз).


В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем) например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было - составной союз


В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1)Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2)Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция, если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!




Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое]; Придаточные определительные


Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства]; Придаточные изъяснительные


Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность); Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала); Придаточные обстоятельственные


Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно); Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?); Присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).


Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно ]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);


Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (опреде­лительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). , (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным), [весь настежь распахнут поэт] (А. Ахматова). (чтоб), . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с ка­кой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением. Синтаксический разбор

Урок русского языка


  • 1 . Вопрос:
  • какой?
  • 2 . Контактное слово (часть речи):
  • существительное
  • 3 . Средства связи:
  • союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда.
  • 4 . Возможны указательные слова:
  • тот, такой
  • 5 . Позиция по отношению к контактному слову
  • всегда постпозиция
  • 6 . Вид придаточного:
  • определительное


  • 1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
  • 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
  • 3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

  • 1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
  • 2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
  • 3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

  • 1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
  • 2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
  • 3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

  • 1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
  • 2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
  • 3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

  • 1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)
  • 2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)
  • 3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

  • 1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
  • 2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
  • 3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
  • 4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

  • Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……
  • Тема, над которой мы работали, …..
  • Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
  • Какими были предыдущие 3 предложения по строению?

  • за работу!
  • Успехов!

1 из 16

Презентация - Сложноподчинённые предложения

2,491
просмотр

Текст этой презентации

Сложноподчинённые предложения
Теоретические сведения

Строение сложноподчинённых предложений
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине главного предложения или перед ним:
1. , ().
2. [ ,(), ].
3. (), .

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон. Пример: В полдень из гнезда, которое находилось прямо над крыльцом, вылетел еще один птенец.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Союзы К ним нельзя задать вопрос. Не являются членами предложения. Можно заменить другим союзом или опустить.
Союзные слова К ним можно задать вопрос. Являются членами предложения. Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом.
Придаточные предложения присоединяются к главному союзом или союзным словом:

Союзы союзные слова в сложноподчиненном предложении
Примеры: Ей снится, что она идёт по сказочно красивому мосту. Что написано пером, то не вырубишь и топором.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными можно разделить на три группы: с однородным подчинением; с неоднородным подчинением (параллельным); последовательным подчинением; Иногда в СПП с несколькими придаточными используются комбинации связей (одновременно однородное и последовательное или параллельное и последовательное и т.д.)

Однородное подчинение
Придаточные предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении или ко всей главной части; придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Пример: Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
(Пока), (пока), .

Параллельное (неоднородное) подчинение
Придаточные предложения отвечают на разные вопросы; придаточные предложения поясняют разные слова главной части, но могут относиться к одному и тому же слову.
Пример: Когда прогремел гром, гул проник в ущелье, где ехали путники. (Когда), , (где).

Последовательное подчинение
Придаточные предложения располагаются цепочкой. Первое придаточное поясняет главное. Это придаточное предложение 1 степени. Второе придаточное (2 степени) поясняет придаточное 1 степени и т. д.
Пример: Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
, (чтобы), (как).

Запятая ставится: Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то между союзами ставится запятая. ,(что,(если …), …). Например: Я уже подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.
Запятая не ставится: Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – то или так. ,(что (если …), то …). Например: Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

Пример: Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки.
Однородное и последовательное подчинение
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны комбинации связей

Виды придаточных предложений
Определитель ные
Изъяснитель ные
Обстоятельст венные
Присоедини тельные
что чтобы как как будто …
который что кто где куда откуда когда …
времени (когда, пока, …) причины (потому что, …) условия (если, …) места (где, куда, …) цели (чтобы, …) образа действия (как, …) сравнения (как, …) уступки (хотя, …) следствия (так что, …) присоединительные (что, …)
что почему отчего

Изъяснительные придаточные
Отвечают на падежные вопросы; относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал(что?), сообщение(о чём?), известен(чем?)), мысли (подумал (о чём?), вспомнил(что? о чём?), мысль(о чём?)) или чувства (обрадовался(чему?), рад(чему?), жаль(чего?))и др.; уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов; соединяются с изъяснительными словами при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза. Пример: Я пришел к тебе с приветом рассказать(что рассказать?), что солнце встало.

Определительные придаточные
Отвечают на вопрос какой?; относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику; соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов – местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где, и др.; всегда стоят после определяемого слова. Пример: Слово – удивительный дар(какой?), которым обладает человек.
Местоимённо-определительные придаточные Отвечают на вопросы кто именно? что именно? Относятся не к существительным, а местоимениям, которые употребляются в значении существительного. Пример: Кто ищет, тот всегда найдёт.

Обстоятельственные придаточные
Относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действие и др.; имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те вопросы; соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов. Пример: Так я заглядывала в колодец до вечера (до каких пор?), пока не зажглись первые звезды.
Времени
Причины
Условия
Места
Цели
Образа действия и степени
Сравнения
Уступки
Следствия
Различают виды обстоятельственных придаточных:

Присоединительные придаточные
Содержат добавочное сообщение и соединяются с главным предложением союзными словами что, почему, отчего. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, что осложнило ситуацию. Из сложноподчиненного предложения с придаточным присоединительным можно составить сложносочиненное предложение с союзом и. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, и это осложнило ситуацию.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

1 слайд

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 133 Невского района Санкт-Петербурга СПП с придаточными определительными УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка в 11 классе на тему Учитель: Солодченкова Ю.К. 2012 год

2 слайд

Цель – повторить и систематизировать знания по теме; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме. Задачи: 1. Выделить отличительные признаки сложных предложений с прида- точными определительными; 2. тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3. предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ; 4. раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5. тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложе- ниях с придаточными определительными; 6. познакомить учащихся с особенностями употребления в речи пред- ложений придаточными определительными.

3 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.С. Лихачев СПП с придаточными определительными

4 слайд

,() подчинительный союз или союзное слово ГЛАВНАЯ ПРИДАТОЧНАЯ? Какое предложение называется сложноподчинённым? Из каких частей состоит СПП? Как они называются? К чему может относиться придаточное предложение? При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному?

5 слайд

, () (), [ ,(), ] на какой вопрос отвечает к чему относится место придаточного чем прикрепляется Характеристика придаточных Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?

6 слайд

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ обстоятельство __ _ __ _ __ _ __ _ __ _ _ дополнение _ _ _ _ _ _ _ _ _ определение

7 слайд

Усваиваемый человеком в раннем детстве язык называют родным. Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве,называют родным. Язык, называют родным. Язык, ЧТО человек усваивает в раннем детстве,называют родным. Тот язык, что человек усваивает в раннем детстве,называют родным. КОТОРЫЙ человек усваивает в раннем детстве какой? какой? какой? какой именно?

8 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. () какой?

9 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя (можно) заменить причастным оборотом? Замена придаточной части СПП причастным оборотом невозможна, если союзное слово который имеет предлог есть указательное слово в придаточном предложении глагол в форме будущего времени или условного наклонения

10 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? Хор птичьих голосов, который доносился в лесу, поразил мой слух. 2) Я прожил жизнь, которая была насыщена инте-ресными встречами. 3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы! 4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утрен-нем воздухе.

11 слайд

В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. который был показан вчера показанном вчера В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. которые недавно пополнили труппу. недавно пополнившие труппу. Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланные на конкурс Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланным на конкурс

12 слайд

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? , (… который …) [ ,(… который …), ]

13 слайд

Каменные дорожки(1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. 1) 1,3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4 2) 1,4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

14 слайд

() , ± ук.сл. + сущ. который какой чей где куда откуда когда – оттенок признака – оттенок значения места – оттенок значения времени какой?

15 слайд

[ ,(куда …), ] , (когда …) Усадьба, куда Платон Платоныч привёз Невзорова, была действительно прекрасно расположена среди холмов невдалеке от речки. (А. Толстой) Юность – самая чудесная пора, когда с особой силой проявляется жажда нового, неизведанного. (Н. Бирюков) _ _ __ _ _ _ _ __ _ , – ,

16 слайд

17 слайд

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (2) Всех не перечислишь. (3) На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов». (4) Из прихожей через приемную, большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, попадаем в кабинет поэта. (5) Как много сделано в этой комнате для русской литературы! (6) Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (7) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (9) Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. (10) На камине часы и фигурки двух лошадок. (10) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (11) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова. М. Басина Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова в Петербурге (1) Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (7) Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (8) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (11) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (12) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова.

19 слайд

Среди предложений 5-19 найдите сложные предложения, в составе которых есть придато-чное определительное. Запишите их номера. 5 , 1 7 (5) И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6) И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово «ляш». (7) Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости… (8) У меня был товарищ-шофёр. (9) К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу… (10) Когда в 1914 году началась война, его моби-лизовали. (11) И через два месяца я узнал: летел на мотоцикле с донесе-нием в соседнюю часть. (12) Не довезёт – тех окружат, отрежут. (13) По пути из лесу стрельба. (14) Пробивают ноги – поддал газу. (15) Пробива-ют бак с бензином. (16) Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр… (17) Больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18) А чего проще: стать. (19) Взяли в плен, перевязали, отправили в госпиталь.

20 слайд

Выполнить задания А24, А26 из вариантов ЕГЭ Найти примеры СПП с придаточными опреде- лительными из художественной литературы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Уроки 21-22. Основные группы СПП по их значению. Цель урока: формирование умения определять смысловые отношения между главными и придаточными предложениями, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПП.

2 слайд

Описание слайда:

Определите вид СПП, расставьте знаки препинания: 1) Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. (А.С. Пушкин) 2) Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке. (И.А. Бунин) 3) Когда пьешь воду помни об источнике. (Пословица) 4) -Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан? (А.С. Пушкин) Составьте схемы приложений.

3 слайд

Описание слайда:

Проверьте ваши схемы: 1) 1)[ … сущ.], 2) (которая …). – придаточное определительное 2) 1)[… сущ.], 2) (где …). – придаточное определительное 3) 1) (Когда …), 2)[ … ]. – придаточное обстоятельственное 4) 1) [ … ], 2) (с кем…)? – придаточное изъяснительное к а к о й? к а к у ю? к о г д а? о ч ё м?

4 слайд

Описание слайда:

Вид придаточного предложения нельзя определять по союзу или союзному слову, которые служат для связи придаточных частей с главными. Чтобы правильно определить вид придаточного, необходимо учитывать: 1) к чему присоединяется придаточная часть (к слову, словосочетанию или к главной части в целом) 2) в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части. Аркадий Николаевич любил, у него ёлка выходила на славу. (И.Куприн) – придаточное изъяснительное Только к концу следующего дня Кирилл выбрал минуту, послать Аночке записку. (К.Федин) – придаточное цели чтобы ч т о? с к а к о й ц е л ь ю? чтобы

5 слайд

Описание слайда:

Определите значение придаточных частей, присоединенных к главным при помощи союза как. 1) Он не слыхал, как подымался жадный вал. (А.С.Пушкин) 2) Зачем Арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (А.С. Пушкин) 3) Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоги медведи. (И. Соколов-Микитов) 4) Как ни старались в этот день добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось. (В.Арсеньев)

6 слайд

Описание слайда:

Сравните результаты: 1) изъяснительное. 2) обстоятельственное (сравнительное). 3) обстоятельственное времени. 4) обстоятельственное (уступительное).

7 слайд

Описание слайда:

Прочитайте отрывок из известного стихотворения. С какой целью автор допускает повтор одного и того же слова? Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу… (из англ. нар. поэзии, перевод С.Я. Маршака)

8 слайд

Описание слайда:

Повтор союзного слова который создает комический эффект и является художественным приемом. Чтобы избегать этого в других текстах, надо заменять повторы другими союзными словами. Использование разнообразных союзов и союзных слов не только устраняет повторы, но и вносит в придаточную часть дополнительные смысловые оттенки: какой – уподобления, сравнения; как – временные; чтобы – целевые; словно, будто, точно – сравнения. Проверьте себя:

9 слайд

Описание слайда:

Местоименно-определительные придаточные предложения Справка: чисто условно к сложноподчиненным предложениям с придаточной определительной частью относятся предложения с местоимениями (определительными и указательными) в главной части. Условно потому, что придаточные в таком случае не определяют местоимение, а конкретизируют его значение, раскрывают его смысл: Кто весел, тот смеется. (Л.Кассиль)

10 слайд

Описание слайда:

Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Аргументируйте свой выбор. 1) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе. (М.Пришвин) 2) А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. (М.Лермонтов) 3) А еще не бывало такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем. (Л.Леонов)