» » Проблема защиты отечества. Защита Отечества – священная обязанность

Проблема защиты отечества. Защита Отечества – священная обязанность

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 1.1История становления законодательства России о защите отечества 7 1.2 Общие положения о воинской обязанности гражданина 15 Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА РФ 22 Глава 3 АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ 30 3.1 Права, обязанности и ограничения военнослужащих 30 3.2 Ответственность военнослужащих 31 3.3 Воинский учёт. Организация воинского учёта и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Призыв на военную службу 38 3.4 Обязательная подготовка к военной службе 47 3.5 Нахождение граждан в запасе (резерве) вооружённых сил РФ, других войск и федеральных органов 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59 Приложение 64

Введение

Среди нравственных ценностей, которые характеризуют русского человека, важное место занимает долг. Это понятие знакомо каждому с детских лет. В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, чувстве долга, осознании долга, об исполненном долге. Что же такое долг? Долг - это обязанность. Обязанность перед обществом, в котором живёшь, перед коллективом, в котором трудишься. Обязанности перед семьёй и т.д. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданский долг перед Отечеством. Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей. Понятие «воинский долг» имеет глубинные корни, поскольку военное дело на Руси имеет богатейшую историю. Веками русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную независимость. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, любуется её красотой. Профессия воина, защитника всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идёт, прежде всего, о таких непреходящих ценностях как честь и воинский долг. В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь правовых основ сознательного служения Отечеству. Изложенные обстоятельства обусловливают актуальность и своевременность настоящей выпускной квалификационной работы, определяют её теоретическое и практическое значение. Цель ВКР состоит в раскрытии правовых основ защиты Отечества, как долга и обязанности граждан. Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач: - изучить правовую основу воинской обязанности и военной службы в российской федерации; -проанализировать проблемы организации правового обеспечения человеческого фактора защиты отечества, формирование личности защитника - рассмотреть рекомендации по повышению роли политической власти в формировании статуса граждан РФ в защите отечества Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты отечества. Предметом исследования является нормативные акты, что содержатся в Конституции РФ по защите Отечества в Российской Федерации. Научна разработанность проблемы. Степень научной разработанности темы исследования. К конституционным основам защиты Отечества в Российской Федерации в той или иной степени проявляли интерес многие правоведы. Многоаспектность данной темы объясняется тем, что отдельным её вопросам уделялось внимание как в юриспруденции (прежде всего в науке конституционного и военного права), так и в философии, психологии, социологии. Комплексный характер исследуемой темы предполагает многоплановость поставленных в работе, проблем и необходимость обращения к литературе, освещающей различные аспекты Общетеоретическую основу исследования составили работы в области теории государства и права, а также теории прав человека и гражданина. Среди них труды М.В. Баглая, А.В. Кудашкина, Д.Н. Бахраха, Г.В.Атаманчука, Н.Т. Шерипова, В. Борисенка и других. Источниковая база исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, метод единства исторического и логического, системно-структурный в сочетании с другими частно-научными методами: сравнительного правоведения, формально-юридического. Нормативная и эмпирическая база исследования основывается на положениях Конституции РФ и конституций ряда зарубежных государств, международно-правовых актах, федеральном законодательстве, подзаконных правовых актах, практике Конституционного Суда РФ, связанных с вопросами защиты Отечества. В работе использованы конституции и иные нормативно-правовые акты советского периода, законодательные акты некоторых субъектов РФ, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие вопросы понятия, содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества. Особую роль в разработке темы дипломного исследования сыграли стенограммы, материалы и документы Конституционного совещания 1993 г. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии научного понимания правового аспекта защиты Отечества в Российской Федерации как гражданской обязанности. Результаты исследования, сформулированные на основе всестороннего анализа и обобщения научных данных и материалов практики, призваны способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в сфере защиты Отечества. Структура работы содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть курсовой работы содержит три главы. Список использованных источников содержит в себе периодику, справочные издания и научную литературу.

Заключение

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству. Защита Отечества является важнейшим направлением в деятельности современного Российского государства и его граждан. От успешного разрешения существующих в данной сфере проблем зависит будущее России как суверенного государства, полноправного субъекта международного права. Защита Отечества на протяжении всей истории России имела большую актуальность. В основе этого лежит ряд факторов: особое географическое положение, значительная территориальная протяжённость, многонациональный состав населения, частые посягательства иностранных государств и дестабилизирующих групп на суверенитет и целостность страны, а также разнонаправленные векторы становления российской государственности. Реформирование российского общества сегодня выдвигает ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного и цивилизованного государства, решение которых требует глубокого осмысления гражданами Российской Федерации всего исторического, культурно-нравственного и духовного наследия, оценки происходящего, формирования конструктивной жизненной позиции. Это предполагает необходимость развития у граждан высоких патриотических чувств - любви к Родине, готовности к выполнению долга и обязанности по защите Отечества. Уяснение природы, нормативного содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества имеет важное теоретическое и практическое значение. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что угроза безопасности России, которая имела место в прошлом, в настоящее время не исчезла, а приобрела иной характер. В рамках обязанностей и функций государства можно справиться с любым видом «вируса агрессии», но дело здесь не только в государственных инструментах, но и в каждом гражданине. Активность самого индивида - самостоятельный и существенный элемент реализации долга и обязанности по защите Отечества. Поэтому представляется необходимым, в первую Проблемы совершенствования правового обеспечения деятельности государства и граждан по защите Отечества приобретают особую актуальность с учётом незавершённости процесса реформирования военной организации страны, и несовершенства нормативной правовой базы в указанной сфере С этого следует, что воинский долг - это, прежде всего, выражение внутренней убеждённости воинов Армии, Флота, Пограничных войск в правоте ратного труда по защите и охране государственных интересов Российской Федерации. Для воина должно быть характерно чувство высокой ответственности за общее дело, подчинение ему личных интересов. Постоянная готовность добровольно выполнить воинский долг - дело чести и совести. Таким образом, приходим к выводу, что субъектами обязанности по защите Отечества выступают каждый гражданин Российской Федерации, весь многонациональный народ России, Российское государство, все органы государственной власти и их должностные лица, органы местного самоуправления. Обосновывается целесообразность раздельного рассмотрения взаимосвязанных категорий «конституционный долг по защите Отечества» и «конституционная обязанность по защите Отечества», рассматривается их взаимосвязь. Даётся аргументированное опровержение научной точки зрения, согласно которой долг по защите Отечества представляет собой непременное требование государства, которое может обеспечиваться принуждением со стороны последнего. Определим, что конституционный долг по защите Отечества как отражённое и закреплённое в Конституции РФ моральное требование, предъявляемое к поведению человека, социально-политическая сущность которого выражается в защите России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины. Отечество - это не абстракция, а объективная действительность, реально существующее общественное явление, которое находится в постоянной и неразрывной связи с личностью, представляя собой ценностно-насыщенный организм, выступает определённой всеобъемлющей средой, связанной со всеми сферами жизни общества, где деятельность людей находит своё отражение в её историческом развитии. Защита Отечества - долг не только граждан Российской Федерации, но и любого иного лица, чей субъективный выбор определил Россию Отечеством. Такому лицу нельзя отказать в осуществлении его защиты. В случае, когда лицо целенаправленно «увеличивает» границы своей Родины (получает второе гражданство), у него возникает прямая обязанность по ее защите от проявлений внешней агрессии со стороны другого государства группы государств), о чем должно быть обязательно указано в соответствующих международных актах. Защиту Отечества, помимо внешнего, характеризует и внутренний аспект, т. е. она предполагает не только участие граждан в обороне государства, когда имеют место проявления внешней агрессии, но и их участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения, а также в предотвращении узурпации государственной власти.

Список литературы

Нормативно – правовые акты 1. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года (ред. от 15.02.2016), // СЗ РФ от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475. 2. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. от 01.02.2012) – ст.1– Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 3. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 № 424-ФЗ) – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 4. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (с изменениями от 04.12.2006) - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об альтернативной гражданской службе" 6. Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 года, // СЗ РФ от 3 июня 1996 г. N 23 ст. 2750. 7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская Газета от31 июля 1995 г. 8. Федеральный закон от 03.04.95 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ a. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30. 12.2008.Де7-ФКЗ) 9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) –Глава 33 - Режим доступа: //www.consultant.ru 10. Конституция СССР принята на внеочередной седьмой Сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года II Ведомости ВС СССР. 1977N 41, ст. 617. 11. Военное законодательство Российской Империи (Кодекс русского военного права) //Русский военный сборник. Вып. 10, 1996, с.364. 12. Указ Президента РФ от 02.03.95 № 232 (ред. от 05.08.2002) «Об утверждении положения о федеральной пограничной службе Российской Федерации» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 13. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года //Собрание законодательства РФ. 1999. № 2 14. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495) (с изменениями от 23 октября 2008 г., 14 января, 29 июля 2011 г.) 15. Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ: (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495) (с изменениями от 29 июля 2011 г.) - Ст. 5749 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ Научная и учебная литература 16. Авчинников А. Г. Письма Р. И. Кондратенко.- «Братская помощь», № 7. Спб., 2011. 17. Административное право Украины: учебник для юридических вузов и фак. / Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др. ; под ред. Ю.П. Битяка.- X., 2000.- 520с. 18. Административное право Украины: учебное пособие / под ред. Ю.П. Битяк, В.В. Зуй.-Х., 1999.- 224с. 19. Актуальные вопросы формирования у воинов Вооружённых Сил Российской Федерации патриотизма и высоких моральных качеств / Отв.ред. B.C. Пусько. М.: Военный ун-т, 2013. 20. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012. 21. Бахрах Д. Н. «Административное право России. Учебник для вузов». М.: НОРМА, 2012 22. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998. 23. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997; СПб.: Норинт, 1997. 24. Борисенко В. Повысить ответственность за преступления против военной службы //Российская юстиция. 2002. № 6. С.52-53 25. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодёжи. Сов.гос. и право, 2013, 26. Вестник военной информации. 1998. № 1-12. 27. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. - М., 1997. 28. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. 29. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 5. 30. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998. 31. Военное законодательство Российской империи (кодекс Русского Военного права). М.: Военный университет, 1996. 32. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986 33. Волкова И.В. Военное строительство Петра I н перемены в системе социальных отношений в России І! Вопросы истории. №3.2016. 34. Воспитание и образование войск.- «Военный сборник», № 4. Спб., 2011. 35. Государственное право Российской Федерации: Учебник для высших учебных заведений / Е. И. Козова, О. Е. Кутафин, Н. А. Михалева, Ю. И. Скуратов. - М., 1996. 36. Епишев A.A. Воспитание воина-гражданина. В сб.; Проблема революции в военном деле. М.- Боениздат, 2011 37. Жуйков В. И. Права человека и власть закона. - М., 1996. 38. Кедрин С. Образование солдата и офицера и их взаимное сближение.- «Братская помощь», № 9. Спб., 2009. 39. Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. 40. Козова Е. И. Конституционное право России. - 2-е изд. - М., 1998. 41. Кондратьев. Тактическое образование офицеров. Военные беседы, исполненные в штабе войск гвардии и петербургского военного округа в 1896-1897 гг. Спб., 2010. 42. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. 43. Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2014. Вып. 5. С. 6. 44. Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и её месте в системе государственной службы // Право в Вооружённых Силах. 2003. № 8. 45. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997. 46. Маликов М. К. Гражданство Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 21. 47. Методические материалы к занятиям по общественно-государственной подготовке. М., 2005. С. 26. 48. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. 49. Мятлев Н. Тысячники и московское дворянство XVI столетия. Орел, 2012. 50. Новое положение о порядке обучения молодых солдат.- «Военный сборник», № 2. Спб., 2011. 51. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 1996. 52. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,:Азбуковник, 1999, с.672. 53. Пузыревский. Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого. Спб. 2009. 54. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М., 1994. 55. Семакин А.С. Российский институт вооружённой защиты Отечества И Основы безопасности жизнедеятельности. №11.2010. 56. Сравнительное конституционное право. М., 1996. 57. Хлыновский М. Новые методы обучения в военной школе.- «Военный сборник», № 6. Спб., 2015. 58. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996. 59. Шерипов Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы //Журнал российского права. 2010. № 7. С. 37

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

§1.1. Генезис института защиты Отечества в российском законодательстве: краткий исторический очерк.

§1.2. Конституционная обязанность защиты Отечества в системе юридических обязанностей государства и гражданина: понятие, взаимодействие, место.

§1.3. Нормативное содержание конституционной обязанности гражданина России по защите Отечества.

§1.4. Особенности содержания института защиты государства в конституциях зарубежных стран.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНИНОМ РОССИИ ОБЯЗАННОСТИ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА.

§2.1. Основные аспекты реализации конституционной обязанности гражданина по защите Отечества.

§2.2. Конституционно-правовые гарантии выполнения гражданином конституционной обязанности защиты Отечества.

§2.3. Защита Отечества в доктрине Конституционного Суда Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций

  • Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения 1999 год, доктор юридических наук Ерицян, Армен Генрихович

  • Реализация человеком и гражданином в Российской Федерации конституционных обязанностей как важнейшее условие законности: Теоретико-правовое исследование 2006 год, кандидат юридических наук Юнусов, Муслим Абдулжабарович

  • 2005 год, кандидат юридических наук Гончарук, Евгения Викторовна

  • Конституционно-правовой статус российского государства: вопросы теории и практики 2006 год, доктор юридических наук Бутусова, Наталия Владимировна

  • Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации 2008 год, кандидат юридических наук Панов, Андрей Павлович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционные основы защиты отечества в Российской Федерации»

Актуальность диссертационного исследования. Защита Отечества является важнейшим направлением в деятельности современного Российского государства и его граждан. От успешного разрешения существующих в данной сфере проблем зависит будущее России как суверенного государства, полноправного субъекта международного права. Внешнеполитический курс Российской Федерации как великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН определяется заявленной готовностью всемерно содействовать достижению целей Организации Объединенных Наций, изложенных в положениях Устава ООН 1945 г. Важнейшая из них - поддержание мира и международной безопасности.

Защита Отечества на протяжении всей истории России имела большую актуальность. В основе этого лежит ряд факторов: особое географическое положение, значительная территориальная протяженность, многонациональный состав населения, частые посягательства иностранных государств и дестабилизирующих групп на суверенитет и целостность страны, а также разнонаправленные векторы становления российской государственности.

В начале XXI в. стало ясно, что Россия на пути модернизации и трансформации столкнулась не только со сложностями внутреннего, но и внешнего порядка, в частности факторами, обусловленными ростом международной напряженности. Ее источник - политика (стратегия) односторонних действий, дестабилизирующих международную обстановку; военный авантюризм некоторых государств, сопровождающийся применением принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход Устава ООН и ее Совета Безопасности, общепризнанных принципов и норм международного права; увеличивающееся количество государств, обладающих ядерным оружием; открытые вызовы международного терроризма.

Сегодня современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы России и ее граждан. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 июля 2008 г. № Пр-1440, отмечается, что в международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позиций Российской Федерации на международной арене - проявляются и негативные тенденции1. Начало нового столетия было ознаменовано глобальными преобразованиями во всем мире, детерминировавшими новые вызовы как для России, так и для всего человечества, которые в настоящее время требуют адекватных ответов. «В условиях обострения политической обстановки и кризиса в стране, а тем более при наличии глобальных военно-террористических угроз политическая власть должна быть адекватной степени этих угроз. .»2.

Политическая обстановка на мировой арене после грузино-осетинского конфликта (август 2008 г.) серьезно изменилась, сформировалась качественно новая геополитическая ситуация. Все мировое сообщество стало свидетелем, как развалился прежний миропорядок и на его основе стал формироваться новый.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев отметил, что «локальная авантюра тбилисского режима обернулась ростом напряжённости далеко за пределами региона, во всей Европе, во всём мире. Поставила под сомнение эффективность международных институтов обеспечения безопасности. Фактически дестабилизировала основы глобального порядка» . Реакция на события 8 августа и на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, добавил он, ещё раз показала, что мы живём в мире двойных стандартов.

1 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2008 года№ пр-1440. Документ опубликован не был. Доступ из справ,-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 5.

События на Кавказе наглядно продемонстрировали несостоятельность нынешней архитектуры международной безопасности, основанной на однополярности, и еще более усилили девальвацию традиционных международных устоев.

По прошествии трех лет все также актуально звучат слова В.В. Путина о необходимости быть в постоянной готовности отразить «.потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны отвечать на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет»1.

Реформирование российского общества сегодня выдвигает ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного и цивилизованного государства, решение которых требует глубокого осмысления гражданами Российской Федерации всего исторического, культурно-нравственного и духовного наследия, оценки происходящего, формирования конструктивной жизненной позиции. Это предполагает необходимость развития у граждан высоких патриотических чувств - любви к Родине, готовности к выполнению долга и обязанности по защите Отечества.

Уяснение природы, нормативного содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества имеет важное теоретическое и практическое значение. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что угроза безопасности России, которая имела место в прошлом, в настоящее время не исчезла, а приобрела иной характер.

В рамках обязанностей и функций государства можно справиться с любым видом «вируса агрессии», но дело здесь не только в государственных инструментах, но и в каждом гражданине. Активность самого индивида - самостоятельный и существенный элемент реализации долга и обязанности по защите Отечества. Поэтому представляется необходимым, в первую

1 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11 мая. очередь, основательное понимание и осознание со стороны каждого гражданина России его личного долга и обязанности, закрепленной в ст. 59 Конституции РФ.

Проблемы совершенствования правового обеспечения деятельности государства и граждан по защите Отечества приобретают особую актуальность с учетом незавершенности процесса реформирования военной организации страны и несовершенства нормативной правовой базы в указанной сфере.

Б.С. Эбзеев справедливо отмечает, что «не канули в Лету и угрозы узурпации суверенитета народа псевдопартиями, «прорастающими» не из потребностей социального прогресса, а из сложившейся политической конъюнктуры. Появились и новые угрозы, синтезирующие опасности генерируемого главным образом бюрократией «демократического» цезаризма и партийного «авангардизма», чреватые. вытеснением из активной политической жизни народа и его превращением в объект манипулирования партийной верхушкой»1.

Изложенные обстоятельства обусловливают актуальность и своевременность настоящего диссертационного исследования, определяют его теоретическое и практическое значение.

Степень научной разработанности темы исследования. К конституционным основам защиты Отечества в Российской Федерации в той или иной степени проявляли интерес многие правоведы. Многоаспектность данной темы объясняется тем, что отдельным ее вопросам уделялось внимание как в юриспруденции (прежде всего в науке конституционного и военного права), так и в философии, психологии, социологии.

Комплексный характер исследуемой темы предполагает многоплановость поставленных в настоящей диссертации проблем и необходимость обращения к литературе, освещающей различные аспекты

1 Эбзеев Б.С. Конституция России и политический плюрализм (методология, теория, ориентиры правоприменения) // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 2. С. 41. темы. Вопросы защиты Отечества затрагивают целый спектр взаимоотношений личности и государства, пронизывают многие направления внутренней и внешней политики страны.

Общетеоретическую основу исследования составили работы в области теории государства и права, а также теории прав человека и гражданина. Среди них труды С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, Е.И. Козловой, Г.Н. Комковой, В.И. Крусса, O.E. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, A.B. Малько, Н.И. Матузова, A.C. Мордовца, B.C. Нерсесянца, О.Ю. Рыбакова, В.М. Сырых, И.Е. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, Г.Ф. Шершеневича, Б.С. Эбзеева, Л.С. Явича.

Большую значимость для разработки проблем диссертационного исследования имели философские труды H.A. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, И.А. Ильина, И. Канта, С.А. Муромцева, В.А. Ребрина, Д. Ролза, B.C. Соловьева, Спинозы, Цицерона.

Изучению конституционных основ защиты Отечества в советский период были посвящены работы таких авторов, как В.Г. Белявский, Г.И. Бушуев, Ф. Давудов, В.К. Мамаладзе, К.В. Ордин, Г.В. Орлов, П.И. Романов, Ф.В. Саганюк, В.Г. Стрекозов, Ф.А. Хоменок.

В военном и административном праве России изучению отдельных вопросов защиты Отечества (в первую очередь проблемам военной службы, альтернативной гражданской службы и правового статуса военнослужащего) посвящен ряд работ Н.М. Богатыревой, А.Т. Вахидова, И.В. Григорьева, И.М. Докучаевой, A.B. Кудашьсина, Ю.И. Мигачева, A.C. Семакина, B.C. Украинцевой, Д.О. Шустрова и некоторых других исследователей.

Среди немногочисленных работ по конституционному праву посвященных вопросам защиты Отечества в Российской Федерации следует, прежде всего, отметить комментарий Б.С. Эбзеева к ч. 1 ст. 59 российской Конституции1.

Вместе с тем при всем богатстве научного материала, посвященного рассматриваемой теме, в науке конституционного права России отсутствует комплексная разработка проблем конституционных основ защиты Отечества. Большинство работ по указанной теме носило фрагментарный характер. Многие содержательные аспекты конституционных основ защиты Отечества анализировались до принятия Конституции РФ 1993 г. и нового российского законодательства. Не получили глубокого научного исследования вопросы, связанные с конституционно-правовым анализом таких социально-юридических категорий, как: «защита Отечества», «долг по защите Отечества», а также проблемы взаимной ответственности и конституционных обязанностей личности и государства в сфере защиты Отечества.

Объектом исследования послужили общественные отношения, возникающие по поводу конституционно-правовой регламентации, а также реализации государством и гражданином конституционной обязанности по защите Отечества.

Предметом исследования является нормативное содержание конституционных основ по защите Отечества в Российской Федерации, выраженных в соответствующих нормах Конституции РФ.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении конституционных основ защиты Отечества в Российской Федерации в новых политических и правовых реалиях российского общества и выработке на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач:

1 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 511-514. изучить генезис института защиты Отечества в российском законодательстве; определить сущность и место конституционной обязанности защиты Отечества в системе юридических обязанностей государства и гражданина, а также их взаимодействие; дать понятия «конституционный долг по защите Отечества» и «конституционная обязанность по защите Отечества» и раскрыть их содержание; дать определение и раскрыть содержание таких понятий, как «Отечество» и «защита Отечества»; провести сравнительный анализ института защиты Отечества в зарубежных странах; рассмотреть основные аспекты реализации конституционной обязанности по защите Отечества; раскрыть систему гарантий выполнения конституционной обязанности по защите Отечества; определить место и роль доктрины Конституционного Суда РФ в регулировании института защиты Отечества.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, метод единства исторического и логического, системно-структурный в сочетании с другими частнонаучными методами: сравнительного правоведения, формально-юридического.

Нормативная и эмпирическая база исследования основывается на положениях Конституции РФ и конституций ряда зарубежных государств, международно-правовых актах, федеральном законодательстве, подзаконных правовых актах, практике Конституционного Суда РФ, связанных с вопросами защиты Отечества.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие вопросы понятия, содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества.

Особую роль в разработке темы диссертационного исследования сыграли стенограммы, материалы и документы Конституционного совещания 1993 г.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы на современном этапе развития конституционного права, а также намеченными целью и задачами и заключается в том, что диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование конституционных основ защиты Отечества в Российской Федерации. ч

Специфика исследования заключается в детальном юридическом анализе и авторской трактовке ряда конституционных понятий с опорой на философскую базу, а также на данные других отраслей наук.

В диссертации разрабатывается специальная логическая форма для непротиворечивого отражения сложных связей между такими понятиями, как: «конституционная обязанность» и «конституционный долг» по защите Отечества. Поэтому в работе, наряду с исследованием общетеоретических аспектов, значительное место уделено рассмотрению философских оснований анализируемых понятий.

Учитывая сложность и многогранность проблемы, автор не стремился к постановке и рассмотрению всех аспектов выбранной темы. Работа посвящена исследованию ее наиболее важных, базовых вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение.

На защиту выносятся следующие основные положения, являющиеся новыми или характеризующиеся элементами новизны:

1. Конституция РФ 1993 г. отражает преемственность конституционных основ защиты Отечества, которые прошли долгий путь становления. Она вобрала в себя и развила традиционные для России на различных этапах ее истории основные концепции в сфере защиты Родины. По мере модернизации российского общества, изменения его социальной структуры, упрочнения государственного строя, расширения и видоизменения внешних и внутриполитических задач совершенствовалась и конституционная база рассматриваемого института. При этом сами конституционные основы защиты Отечества образуют гарантию конституционного строя Российской Федерации и представляют собой неотъемлемый элемент прогрессивного развития государства и каждой личности в отдельности.

2. Конституционная обязанность по защите Отечества, закрепленная в ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, имеет двойственную объективно-субъективную природу. С одной стороны, это норма Основного Закона, которая не зависит от воли и желания отдельного лица и имеет своим адресатом не только рядового гражданина, но и законодателя, призванного актуализировать данную обязанность в текущем законодательстве, а также органы исполнительной и судебной власти. С другой стороны, сам факт того, что эта обязанность, которая может быть реализована лицом в избранных им самим формах и адекватными им способами, адресованная каждому конкретному лицу, а не абстрактному гражданину, позволяет говорить о ее субъективной стороне. В данном случае объективно-правовое веление трансформируется в субъективную обязанность вследствие актуализации законодателем данного положения.

3. На основании комплексного анализа конституционных основ защиты Отечества в Российской Федерации диссертант выдвигает тезис о том, что, с одной стороны, субъектом конституционной обязанности по защите Отечества выступает гражданин Российской Федерации, с другой - Российское государство, которое как регулятор существующих отношений в области защиты Отечества, указывая на целесообразный, разумный и социально необходимый вариант поведения, связано с народом и отдельной личностью соответствующей обязанностью защиты Родины в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц.

Специфика конституционной обязанности государства по защите Отечества заключается в следующем: данная государственная обязанность не имеет прямого закрепления в тексте Основного Закона, но является одним из приоритетных направлений всей государственной деятельности; она служит гарантией прочности конституционного строя, суверенного развития Российского государства, прав и свобод человека и гражданина; данная обязанность синтезирует в себе политические, юридические, нравственные и иные аспекты отношений между народом, личностью и государством; неисполнение или ненадлежащее исполнение государством в лице его органов и их должностных лиц конституционной обязанности по защите Отечества влечет наступление конституционной и иного вида ответственности.

4. Диссертантом сформулировано синтетическое определение понятия «конституционная обязанность по защите Отечества», под которой понимается закрепленное Конституцией РФ в интересах всех членов общества высшее правовое требование, предписывающее как государству, так и каждому российскому гражданину определенные законом вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение и имеющее своей целью защиту России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины.

Таким образом, автор приходит к выводу, что субъектами обязанности по защите Отечества выступают каждый гражданин Российской Федерации, весь многонациональный народ России, Российское государство, все органы государственной власти и их должностные лица, органы местного самоуправления.

Обосновывается целесообразность раздельного рассмотрения взаимосвязанных категорий «конституционный долг по защите Отечества» и «конституционная обязанность по защите Отечества», рассматривается их взаимосвязь. Дается аргументированное опровержение научной точки зрения, согласно которой долг по защите Отечества представляет собой непременное требование государства, которое может обеспечиваться принуждением со стороны последнего.

Диссертант определяет конституционный долг по защите Отечества как отраженное и закрепленное в Конституции РФ моральное требование, предъявляемое к поведению человека, социально-политическая сущность которого выражается в защите России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины.

5. Автор доказывает ошибочность тезиса о сведении связи Родины с личностью только к биологическому акту и гражданской принадлежности. По его мнению, любовь и уважение к России далеко не всегда определяются вышеуказанными моментами и нередко являются проблемой нравственного выбора личности и ее сыновнего отношения к России как к Отечеству, нуждающемуся в защите.

Диссертант считает, что Отечество - это не абстракция, а объективная действительность, реально существующее общественное явление, которое находится в постоянной и неразрывной связи с личностью, представляя собой ценностно-насыщенный организм, выступает определенной всеобъемлющей средой, связанной со всеми сферами жизни общества, где деятельность людей находит свое отражение в ее историческом развитии.

Защита Отечества - долг не только граждан Российской Федерации, но и любого иного лица, чей субъективный выбор определил Россию Отечеством. Такому лицу нельзя отказать в осуществлении его защиты. В случае, когда лицо целенаправленно «увеличивает» границы своей Родины (получает второе гражданство), у него возникает прямая обязанность по ее защите от проявлений внешней агрессии со стороны другого государства группы государств), о чем должно быть обязательно указано в соответствующих международных актах.

6. Защиту Отечества, помимо внешнего, характеризует и внутренний аспект, т. е. она предполагает не только участие граждан в обороне государства, когда имеют место проявления внешней агрессии, но и их участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения, а также в предотвращении узурпации государственной власти.

Дается дефиниция «защита Отечества» - это система военных, экономических, политических, научно-технических и иных мер, предпринимаемых государством и гражданами Российской Федерации, имеющая своей целью обеспечение, укрепление и наращивание военно-оборонительного потенциала страны, а также защиту (в том числе и вооруженную) от агрессии или иных форм ущемления интересов России.

7. Особое место в системе способов гарантирования реализации конституционной обязанности граждан по защите Отечества принадлежит институту позитивной конституционной ответственности. Конституционная ответственность граждан, на которых возложена конституционная обязанность по защите Отечества, представляет собой обусловленное нормами Конституции сознательное осуществление и соотношение поведения гражданина Российской Федерации с предъявляемым Основным Законом требованием защищать Родину.

8. Доктрина Конституционного Суда РФ в силу большой обобщенности, емкости и информативности является важнейшим фактором совершенствования и развития правовых норм, регламентирующих деятельность государства и всего общества по защите Отечества, а также эффективным ориентиром конституционного поведения в данной сфере.

В целях всестороннего и полного анализа и адекватного отражения правовых позиций Конституционного Суда, выражающих его официальную доктрину и относящихся к сфере защиты Отечества, диссертантом предпринята попытка классификации правовых позиций по функционально-предметной специализации на следующие виды: правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам применения Вооруженных Сил Российской Федерации; правовые позиции Конституционного Суда РФ, связанные с правовым статусом защитника Отечества; правовые позиции Конституционного Суда РФ, связанные с вопросами воинской обязанности и военной службы; правовые позиции Конституционного Суда РФ, связанные с вопросами социальной защиты лиц, несущих военную службу.

Новизна исследования подтверждается и другими выводами и положениями, сформулированными автором, в том числе предложением по принятию Федерального закона «О приграничных территориях Российской Федерации»; по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» и иные акты, осуществляющие правовое регулирование прав и обязанностей граждан в области защиты Отечества.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии научного понимания конституционных основ защиты Отечества в Российской Федерации, в возможности использования содержащихся в диссертации научных выводов и предложений для дальнейшего развития конституционного и военного права. Результаты исследования, сформулированные на основе всестороннего анализа и обобщения научных данных и материалов практики, призваны способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в сфере защиты Отечества.

Основные теоретические выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке курса лекций по конституционному праву России.

Материалы диссертационного исследования расширяют конституционно-правовые основания для дальнейших теоретических разработок в сфере защиты Отечества и могут послужить основой для последующих научных изысканий в этой области.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, выводы и рекомендации диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры конституционного и международного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

Отдельные положения и результаты исследования апробированы в выступлениях на международных научно-практических конференциях: VIII Международной научно-практической конференции молодых учёных «Традиции и новации в системе современного российского права» (г. Москва, ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия им. O.E. Кутафина», 3-4 апреля 2009 г.); XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Ломоносов-2009» (г. Москва, ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», 14-17 апреля 2009 г.).

Структура диссертация обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

  • Правовые основы защиты социалистического отечества гражданами СССР 1984 год, кандидат юридических наук Саганюк, Федор Васильевич

  • Конституционно-правовая характеристика Российской Федерации как социального государства 2011 год, кандидат юридических наук Добрынин, Егор Юрьевич

  • Конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда: Современный российский опыт 2006 год, кандидат юридических наук Фролов, Сергей Иванович

  • Конституционно-правовое регулирование государственной политики Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов боевых действий 2006 год, доктор юридических наук Чепурной, Андрей Геннадьевич

  • Актуальные проблемы конституционной законности в Вооруженных Силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении 2002 год, доктор юридических наук Савенков, Александр Николаевич

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Казаков, Рустам Марбиевич

Выводы, сформулированные в настоящей работе, представляют собой частную методологическую попытку исследования конституционных основ защиты Отечества в Российской Федерации; выявления тенденций и перспектив их развития, в том числе и согласно доктрине Конституционного Суда РФ. Диссертант не считает исчерпанной данную тему и бесспорность сделанных им выводов. В месте с тем они могут быть полезны в ходе научных разработок проблем источников права, правового положения личности в России, а также других конституционных прав и свобод человека и гражданина. Ряд аспектов данной темы могут стать предметом научного анализа не только в конституционном праве, но и со стороны представителей военного, административного права.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Казаков, Рустам Марбиевич, 2009 год

1. Законодательные, нормативные акты и иные официальныедокументы

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008. №7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.

3. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; 2001. № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334; 2005. № 15. Ст. 1273; 2007. № 7. Ст. 829.

4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997, № 9. Ст. 1011; 2006, № 43. Ст. 4411; 2008. № 24. Ст. 2788.

5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753.

6. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

7. Федеральный закон от 25 ноября 1994 года N 41-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства» // СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3192.

8. Федеральный закон от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» // СЗ РФ. №51. Ст. 5683.

9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № ИЗ-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 22; 2006. № 29. Ст. 3122.

10. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст.2063; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2006. № 29. Ст. 3123; 2007. № 49. Ст. 6070.

11. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. № 45. Ст. 5149; 2009. № 1. Ст. 29.

12. Федеральный закон от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // СЗ РФ. 2008. №. 48. Ст. 5499; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 32; 2009. № 9. Ст. 1041.

13. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 июня 2001 года № 198-СФ «Об итогах работы «круглого стола» на тему о проекте Федерального закона «О приграничных территориях Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 25. Ст. 2531.

14. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 1992 года № 1659 «О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 1. Ст. 1.

15. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» //Российская газета. 1997. 26 декабря; 2000. 18 января.

16. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №17. Ст. 1852.

17. Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2000 года № 1463 «Об утверждении статута ордена Святого Георгия, положения о знаке отличия Георгиевском Кресте и из описаний» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3552; СЗ РФ. 2008. № 33. Ст. 3823.

18. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1510 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих» // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 2). Ст. 5152.

19. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 г. № 793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3044; 2004. № 34. Ст. 3538.

20. Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» // СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3271.

21. Указ Президента Российской Федерации от 12 июля 2008 года № Пр-1440 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // документ опубликован не был. Содержится в СПС «КонсультантПлюс».

22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006.11 мая.

23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.

24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам» // СЗ РФ 1997.№ 32. Ст. 3786.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая2004 г. № 256 «Об утверждении порядка о прохождении альтернативной гражданской службы» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2309.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»» // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3064; СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4907.

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4894.

29. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 241 «О создании Комиссии Министерства обороны Российской

30. Федерации по реализации стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации» // Военный железнодорожник. 2008. № 19-20.

31. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2008 г. № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 22 августа.

33. Конституция СССР, утвержденная Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 года // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.

34. Конституция СССР принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977N41.Ct.617.

35. Указ князя Петра Алексеевича от 1 марта 1711 г. № 2326 «О наборе из дворовых людей, по случаю войны с Турцией, из двух третьего человека в рекруты» // Полнее собрание Законов Российской Империи. Т. 4. СПб, 1830. С. 640-641.

36. Устав воинский от 30 марта 1716 года // Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Т. 5. № 3006. СПб. 1830. С. 205-206.

37. Устав рекрутский от 28 июня 1831 года // Полное собрание Законов Российской Империи. Т. 6. № 4477. СПб., 1832. С. 501-502.

38. Манифест о введении всеобщей воинской повинности от 1 января 1874 года // Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Т. 49. № 52982. отделение первое. СПб., 1876. СЛ.

39. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа от 12 января 1918 года// Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 341-343.

40. Декрет Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 года // Собрание Узаконений РСФСР, №17, 1918, ст. 245; Декрет Совета Народных Комиссаров от 14 февраля 1918 года // СУ РСФСР, №28, ст. 325.

41. Декрет Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 года «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» // Собрание Узаконений РСФСР, №17, 1918, ст. 245.

42. Декрет Совета Народных Комиссаров от 21 февраля 1918 года // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 490-491.

43. Декрет Всероссийского Центрально Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству трудящихся» // СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 443.

44. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов от 29 мая 1918 года «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Армию» // СУ РСФСР. 1918. №41. Ст. 518.

45. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительнгого Коммитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов от 26 апреля 1918 года «О сроке службы в Рабоче-Крестьянской Армии» // СУ РСФСР.1918. № 33. Ст. 445.

46. Приказ Народного Комиссариата по военным делам от 14 июня 1918 года «О порядке приема на военную службу рабочих и крестьян, подлежащих призыву на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 12 июня 1918 года» // СУ РСФСР. 1918. № 43. Ст. 530.

47. Постановление Совета Народных Комиссаров от 20 июня 1918 года «О тыловом ополчении» //СУ РСФСР. 1918. № 54. Ст. 604.

48. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комисаров от 28 сентября 1922 года // СУ РСФСР. 1922. №61. Ст. 786.

49. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комисаров от 18 сентября 1925 года // СЗ СССР. 1925. № 62. Ст. 462.

50. Постановление Государственного Комитата Обороны от 17 сентября 1941 года «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» // Известия, 1941,19 сентября.

51. Закон СССР от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. Ст. 552.

52. Международные нормативно-правовые акты

53. Устав Организации объединенных наций от 26 июня 1945 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.

54. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.

55. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12,1994.

56. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575 -587. (Извлечения).

57. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 71 100.

58. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.-М., 1957. С. 125-204.

59. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЬУ1. М., 1993. С. 134-182.

60. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

61. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 13 января 1993 года // Собрание законодательства РФ. 9 февраля 1998 г. N 6. Ст. 682.

62. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

63. Материалы судебной практики

64. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Человечество ещё не научилось разрешать конфликты, не прибегая к кровопролитию и войне. Поэтому во все времена в литературе остро вставал вопрос о необходимости граждан защищать свою страну в трудные времена. Об этом пишет Ф. Сологуб в предложенном тексте. Молодой эстонец Пауль Сепп, герой текста, был призван новобранцем на войну. «Ничего не бойтесь, Лиза. Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим», - говорил Пауль своей возлюбленной Лизе. Ф. Сологуб подчёркивает то, с какой гордостью девушка говорит матери о Пауле: «Вот мой жених, мамочка. Он защитник Отечества». Автор обращает внимание на то, что не все молодые люди с покорностью принимали необходимость отбывания воинской повинности. Бубенчиков и Козовалов воевать совсем не хотели.

«И вам не стыдно! Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться», - упрекает их Лиза. Ф. Сологуб сравнивает молодых людей с Паулем Сеппом: автор симпатизирует эстонцу, который остро чувствует долг перед страной и во что бы то ни стало готов защищать Отчизну. Позиция автора мне ясна: Ф. Сологуб уверен в том, что воевать за Родину необходимо и это обязанность каждого гражданина. Я полностью согласна с писателем. Действительно, какие бы ужасы не приносила война, как бы не калечила она людские судьбы, каждый гражданин должен осознавать свой долг перед Отчизной и защищать её от врага. Вспомним рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой рассказа, Андрей Соколов, храбро сражался на войне. Он вынес все испытания, выпавшие на его долю, побывал в плену у фашистов. Гражданский долг Андрея Соколова ни за что не позволил бы ему уклониться от воинской обязанности. Когда герою всё же удалось бежать из плена, он первым делом принялся целовать родную землю, задыхаясь от радости, что говорит о его безграничной любви к Отчизне и готовности защищать её. Григорий Мелехов, главный герой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон», всю жизнь находился в поисках истины. Он не знал, к кому примкнуть, к красным или белым. Единственное, в чём был уверен Григорий, так это в том, что он обязан сражаться за мир в своей стране. Бессмысленная, беспощадная война, сначала мировая, а потом братоубийственная Гражданская, унесла жизни многих товарищей Григория, но главный герой был уверен в том, что необходимо сражаться за правду и справедливость, защищать своих любимых. Таким образом, я еще раз подчеркну: долг каждого гражданина – воевать за Родину. Но всё же мне хочется верить, что в будущем человечество откажется от кровопролитных войн и научится решать конфликты мирным путём.

Беларусь даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса убедительно доказала способность противодействовать разносторонним вызовам современности. Об этом заявил глава государства Александр Лукашенко, выступая сегодня на приеме по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси, передает БЕЛТА.

Президент подчеркнул, что в Беларуси поставлен надежный заслон любым проявлениям экстремизма и антиконституционных действий.

Беларусь на протяжении многих лет олицетворяет собой пример политической и социальной стабильности, в чем немалая заслуга силовых структур. По словам главы государства, "обеспечено поддержание необходимого уровня боевой готовности войск, высокого морального духа военнослужащих". Взвешенный и конструктивный процесс военного строительства проверяется и регулируется в ходе крупномасштабных учений, которые красноречиво говорят о готовности белорусской армии эффективно выполнять поставленные перед ней задачи.

Александр Лукашенко отметил, что День защитников Отечества давно вышел за рамки профессионального праздника и стал поистине всеобщим. "Это не просто дань традиции, - добавил он. - Мы помним свою историю, свято чтим тех, кто с оружием в руках защищал от агрессоров нашу Родину. С глубоким уважением относимся к наследникам воинской доблести - людям в погонах".

"Как показывают социологические исследования, армия в нашем обществе пользуется высоким авторитетом и доверием у людей. Это значит, что молодое суверенное белорусское государство делает все, чтобы его Вооруженные Силы были надежной гарантией безопасности и спокойствия в нашей стране", - сказал Лукашенко.

На долю Беларуси в XX веке выпало немало суровых испытаний, но страна неизменно с достоинством выходила из трудных ситуаций потому, что народ и армия в едином строю вставали на ее защиту, проявляя доблесть и героизм. "Мы выстрадали Победу и осознали, что защита Родины - дело всенародное. Поэтому и сегодня вполне закономерно высокое чувство ответственности наших людей за сохранение мира и стабильности на белорусской земле. Первое десятилетие нового века показало, что проблема защиты своего Отечества не становится для нас менее актуальной", - отметил Президент.

По его словам, глобальный кризис, затронувший все страны, обостряет и геополитические проблемы человечества, существенно влияет на военную обстановку в самых разных регионах планеты. "Чаще для достижения корыстных целей пользуется неприкрытое давление. Растущую тревогу вызывает обострение конкурентной, не всегда добросовестной борьбы, активизация информационных атак, поощрение деструктивных сил из-за рубежа. Этим и другим угрозам надо умело и системно противостоять", - заявил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что Беларусь в таких непростых условиях успешно развивается и доказала свою способность противостоять вызовам современности.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Долг и обязанность

Защита Отечества - это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества - это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, - говорил писатель И. С. Тургенев (1818-1883), - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым, мужественным характером.

    Путешествие в прошлое
    Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.
    Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.
    Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.

    Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодёжь повторить подвиг предков?

Памятник на Бородинском поле

    Тебе уже известно об одном из полей боевой славы - Куликовом. Узнай, с какими событиями связаны Бородинское поле и Прохоровское поле. Подготовь сообщение об изображённых на фотографиях монументах.

Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм, чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества. История учит: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Памятник на Прохоровском поле

Долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах и защищать Отечество.

В чём заключается военная служба

Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?

Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения возраста 17 лет. Он обязан состоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате (военном комиссариате).

Гражданин проходит обязательную подготовку к военной службе. В чём она состоит?

На уроках истории ты узнаешь о войнах далёкого и недавнего прошлого, о воинской славе наших предков, об организации обороны страны от внешней угрозы. По направлению военкомата ты сможешь получить ту или иную военно-учётную специальность. Многие ребята по собственному желанию ходят на занятия по военно-прикладным видам спорта (стрелковым, парашютным и т. п.).

Военная подготовка осуществляется также в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах, кадетских корпусах. Это образовательные учреждения среднего (общего) образования с дополнительными образовательными программами, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте. Гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание заключить с Министерством обороны контракт, подаёт заявление в военный комиссариат, где он состоит на учёте, или в воинскую часть. В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и условия контракта, такие, как исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей, а также его права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Для военнослужащих установлена военная форма одежды и знаки различия.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству - Российской Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

После принятия Военной присяги военнослужащий может привлекаться к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.

Каковы общие обязанности военнослужащих? Вот некоторые из них:

  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.

Военнослужащие, занимающие различные должности, выполняют должностные обязанности (например, обязанности офицера).

Те военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве, в наряде, привлечены к ликвидации стихийных бедствий, а также действуют в других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности (например, обязанности часового).

Готовить себя к исполнению воинского долга

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

Реактивная система залпового огня «Смерч».
Парад в честь 65-летия Победы. 2010 г.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе - перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба - обслуживание военной техники, походы и учения - трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Танк Т-90С, названный за высокую манёвренность летающим

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

Проверим себя

  1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина.
  2. Что такое военная служба?
  3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?
  4. Каковы основные обязанности военнослужащего?
  5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

В классе и дома

  1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?
    • «Всякий воин должен понимать свой манёвр».
    • «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».
    • «Дисциплина - мать победы».
    • «Солдат - не разбойник».
    • «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
    • «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа».
  2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?
  3. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.
  4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.
  5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.
  6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Учимся быть мужественными

Вот некоторые советы, которые давал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.

  • «Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей.
  • С детства учись быть верным слову. Верность слову - нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать...
  • Силы твои могут быть слабые и ограниченные, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым...
  • Воспитывай в себе с малых лет волевую устремлённость, стойкость и выдержку...
  • Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил, и они превращаются в холодный пепел. Мужество - это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
  • Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость - это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью...

Посвятить свою жизнь защите Отечества - честь юноши...»