» » Русь во второй половине XI – начале XII вв. Владимир Мономах

Русь во второй половине XI – начале XII вв. Владимир Мономах

Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне.

К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Из «Повести временных лет» Нестора мы также узнаем, что у древлян была своя столица Искоростень, свой князь – Мал, а у него – «мужи, иже держаху Деревску землю». Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.

Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусского государства пришелся на правление в Киеве великих князей Владимира Святославовича Святого (980-1015) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) - эпоху, когда Киевская Русь переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (златники и серебреники). Ярославом Мудрым, княжившим в Новгороде, до завоевания им Киева создается древнейшая часть «Русской правды» - первого письменного свода законов. На рубеже X - XI веков Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения. Стали появляться новые «княжеские грады» - Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань и др. Туда князь стал сажать по волостям своих детей в качестве наместников. Так, первоначально своего сына Ярослава Мудрого Владимир отправляет в Ростов, и здесь на северо-восточной окраине Руси Ярослав основал город Ярославль. Увидев в нем способного организатора и талантливого политика, отец перемещает его в Новгород.

Сложившийся на Руси тип государства часто называют раннефеодальной монархией. Но при этом следует иметь в виду, что Русь Х - начала XII века была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем. Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в полюдье. Княжеские старшие дружинники – бояре и младшие – гридни («отроки», «детки») исполняли судебные функции, получая плату за счет дани, пошлин и добычи в военных походах; население было обязано кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X - XII веках боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец из смердов, т.е. простых свободных общинников.

В новых городах и крепостях князь оставлял свои гарнизоны с наместниками; сюда стекалась дань, одна треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные служебные повинности – сторожить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский стол и т.д. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как военно-феодального, или дружинного, а отношения власти и подданных – как служебную организацию общества. При этом власть еще не окончательно «оторвалась от народа». Одним из обычаев на Руси был пир князя. В эпоху становления государственности на Руси такие застолья являлись своеобразным общественным институтом – совещанием князя с его дружиной и «множеством» народа, где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подданных земель, приема послов и заключения договоров с той или иной стороной, отправки в эти страны людей «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь не только восхвалял подвиги своих храбрых дружинников, но и творил «праведный суд», наделял обездоленных т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Важным институтом древнерусской государственности являлось вече, которое играло важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав, к сожалению, точно определить нельзя. При этом вече не подменяло княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные, «молодшие», князья перемещались, занимая все боле важные и богатые княжения – волости. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти отца среди сыновей зачастую разгорался спор, а то и борьба за владение киевским «столом», как это было в 972 и 1015-1019 годах да и позднее. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах они пытались договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.

Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами.

Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле.

Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви, ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Император Византии Василий II в 987 году вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Князь обязался послать на помощь войска и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру императора Анну. После разгрома мятежника Фоки (с помощью 6-тысячного русского войска) Василий II не спешил с исполнением взятого на себя обязательства. Владимир не стал долго ждать, вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Херсонес. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием Владимира и Анны и восстановить мирные отношения с Русью.

О дате и обстоятельствах этих событий у историков, к сожалению, нет единого взгляда, это обусловлено трудностью анализа иностранных источников с различной системой летосчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира и его подданных (в 988 году или позднее), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь. В отличие от светской власти церковь до наших дней сохранила единую систему управления: Патриарху подчинены территориальные (областные) епархии во главе с архиепископами, на местах – приходы с приходскими храмами и штатом священнослужителей и монастыри. Церковь, будучи более зрелой и организованной структурой, взяла на себя в древнерусском государстве часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с «Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного права – «Номоканон», или «Кормчая книга». В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. В храмах оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности, выступалои в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в IX-X веках за счет десятины – отчислений от княжеских доходов, от бояр, служилых людей и купцов, а также от крестьян десятой части дохода; церковь стала серьезным и богатым институтом. А когда храмам и монастырям стали жертвовать целые села с крестьянами, церковь становится и крупным землевладельцем.

Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в пожаре и в потоке; пленным искупление, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»,– так характеризует эти обязанности памятник XIII века «Правило о церковных людях». В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни: в «церковном доме» могли найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники, а также юродивые.

Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для государственного вмешательства сфере семейного быта. Священники уговаривали господ «миловать… челядь» и терпеливо приучали к исполнению христианских заповедей своих прихожан. Особенно много труда и терпения требовали от священнослужителей высокопоставленные чины, которые без «стыда и срама» имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания, с буйными плясками, «гудением и плесканием», не признавали постов, устраивали языческие игрища и творили насилие прямо в храме.

Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников «молвити своя грехи» духовному отцу – «белому» или «черному» священнику, призванному контролировать повседневную жизнь прихожан. Надо было добиться стыда и раскаяния, и привычки осознавать свои прегрешения - не отпугивая при этом кающихся строгостью наказания на том свете. По грехам и праведным делам каждого после исповеди назначалась епитимья, а при огласке какого-либо бытового грехопадения виновники представали перед закрытым епископским судом.

Церковь активно участвовала и в территориальном распространении православного вероисповедания. С расширением границ княжеских владений расширялась и христианская вера: строились новые храмы, основывались епископские кафедры. В свою очередь князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким как мощи князей Бориса и Глеба. В период феодальной раздробленности Руси епископы вмешивались в политическую борьбу, поддерживая своих князей в этой братоубийственной войне. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением на север почитаемой иконы Богоматери (будущей Владимирской) [Богоматери] и введением санкционированного Константинополем праздника Покрова. Однако у князей с митрополитами случались и конфликты. Монастыри и епископат с конца XI века начинают получать земельные владения вместе с работниками. Одним из первых таких землевладельцев в конце XI века стал Киево-Печерский монастырь.

При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить существующий общественный строй. Внедрять силой никакую идею нельзя, и если эти идеи были бы угодны узкой правящей прослойке, но чужды подавляющему большинству населения, то они были бы обречены на провал. Утверждение новой религии - это и переворот в мировоззрении людей: которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе: это был длительный и сложный процесс. Наиболее заметен он был в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло активное строительство храмов. Достаточно отметить, что если во второй половине XI века на Руси было построено всего 18 церквей, то во второй половине XII века – уже 112. Однако в то же время, например, в Суздале прямо за городским валом по-прежнему насыпались курганы и усопшие отправлялись в последний путь и с крестиком на груди, и с погребальным инвентарем, как это полагается в языческих обычаях. В X-XII веках это явление было не единичным, смешение языческих и христианских верований наблюдалось как в городах, так и в сельской местности, что, в общем-то, было характерно и для других европейских государств, где основы христианского вероучения сопровождались его фольклоризацией и смешением с мифами и легендами прошлого. Сочетание церковной культуры и культуры повседневной жизни выражалось в двуязычии: в храме звучал церковнославянский язык, а в миру разговорный древнерусский. Теперь каждый человек имел два имени - крещальное и языческое, иногда прозвище («Толстой», «Шепелявый» и т.д.) сопровождало его всю жизнь. По имеющимся источникам официально фамилии тех или иных лиц, в первую очередь знати, на Руси появились в XV веке, а у крестьян в XIX веке.

Сакральному пространству храма и красному углу в крестьянской избе с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог, овин и баня (в ней проживали домашние «темные силы», там полагалось снимать крест, и совершать гадания). Вместе с молитвами в течение многих столетий в употреблении оставались заговоры на все случаи жизни. Духовенство, понимая менталитет, духовный мир прихожан, осторожно и постепенно соединяло языческие ритуалы и рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческий праздник Русалки и Рождество Иоанна Предтечи. Христианские святыни, подобно языческим богам, принимали многие функции защиты от злых духов, а также помощи в повседневных житейских проблемах. Святые Флор и Лавр охраняли лошадей, св. Терентий – кур, св. Николай-угодник был покровителем всех путешествующих, св. Антип помогал больным и т.д. Многие языческие традиции почитали не только простолюдины, но и великие и светлые князья. Первый русский митрополит Илларион, прославляя князя Владимира, подчеркивал, что тот является продолжателем славных дел великих князей Игоря и Святослава – отца князя Владимира, хотя те были язычниками.

Русские князья так же, как и их подданные, в X-XII веках носили двойные имена, совершали языческие воинские обряды («постриги»), на княжеских дворах устраивали веселые пиршества с играми, на которых исполнялись ритуальные языческие танцы. Запечатленные в ювелирных произведениях киевских мастеров, на женских браслетах XII века, языческие образы и сюжеты органически вписывались и в мир «высокой» культуры: мифологические животные и птицы, грифоны, львы, «древо жизни» присутствуют в росписи Софийского собора в Киеве, в декоре белокаменных Владимирских соборов XII века.

Таким образом, крещение Руси, несомненно, изменило взгляды и понятия о мире у большинства населения страны в целом, однако сохранившиеся традиции и обычаи языческой культуры естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи и сохранялись также и на последующие столетия.

Открыл период жестоких княжеских усобиц.

После Ярослава великим князем сделался старший из живых его сыновей, Изяслав Ярославич (1054 – 1078 гг.). Первые смуты начал князь-изгой Ростислав Владимирович, отец тоже был сыном Ярослава, и старше Изяслава, но умер еще при ярославовой жизни. Ростислав, недовольный своей владимиро-волынской областью, набрал дружину и овладел в Крыму Тмутараканью, но здесь был отравлен греками. Однако у него остались сыновья Володарь и Василько. Кочевники-половцы , появившиеся в это время в южных степях, разбили соединенные силы русских князей. Киевляне хотели вторично сразиться с половцами, но Изяслав этому воспротивился, и тогда Изяслава изгнали из Киева (1068). При помощи польского короля Изяслав опять занял Киев (1069), но вскоре поссорился с братьями, был изгнан ими и бежал в Западную Европу. Великокняжеский престол занял не по праву (1073) следующий за ним брат, Святослав черниговский. Лишь после смерти Святослава Изяслав снова возвратился в Киев.

Изяслав погиб (1078) в борьбе с Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем, которые в союзе с половцами восстали против него и его брата Всеволода, так как дяди не хотели давать племянникам волостей. Изяславу наследовал в Киеве слабый Всеволод Ярославич (1078-1093), чьё княжение было очень беспокойно, так как младшие князья вели споры за уделы, а половцы нападали на русскую землю. Только при помощи своего знаменитого сына Владимира Мономаха Всеволод мог удержаться на престоле до самой смерти. О Всеволоде мы знаем из поучения его сына Мономаха , что он очень любил образование и знал 5 языков; вообще любовь к образованию была наследственна в семье Ярослава.

Русь в 11 - начале 12 века

Всеволоду наследовал по старшинству (Игорь и Вячеслав Ярославичи умерли еще в первые годы княжения Изяслава) слабый и нерешительный, но властолюбивый Святополк II Изяславич (1093 – 1113 гг.). При нем Олег Святославич с половцами несколько раз опустошал русскую землю, желая возвратить себе отцовский город Чернигов.

Для прекращения междоусобий князья съехались на общий совет в Любече (1097 г.), где положили каждому владеть тем, чем владел его отец: Святополку – Киевом, Мономаху – Переяславлем, Святославичам (Олегу, Давиду и Ярославу) – чернигово-северской и муромо-рязанской землями. Князьям изгоям Давиду Игоревичу и Ростиславичам Володарю и Васильку дана была владимиро-волынская земля, разделенная на 2 части – волынскую, доставшуюся Давиду, и Червонную Русь, которую получили Ростиславичи. «Зачем губим русскую землю», говорили князья на съезде, «поднимая сами на себя ссору? Станем лучше жить единодушно и не дадим половцам разносить русскую землю», и при этом скрепили мирный договор крестным целованием.

Согласие князей однако продолжалось недолго. Вскоре после съезда Давид Игоревич, недовольный уделом и боявшийся воинственных Ростиславичей, особенно Василька, храброго и предприимчивого, захватил последнего с согласия Святополка и ослепил его. Произошли новые усобицы, окончившиеся вторым съездом князей – в Витичеве (1100 г.), на котором они наказали Давида, отняв у него Владимир Волынский. Половцы, пользуясь непрерывными усобицами князей, неоднократно разоряли русскую землю. Владимир Мономах по прекращении смут убедил князей соединиться и идти на половцев. Было совершено 2 похода. Во время второго из них князья, углубившись в половецкие земли, разбили половцев на голову при реке Сале, впадающей в Дон (1111 г.). Полная победа над половцами, постоянными врагами Руси в глубине их степей произвела сильное впечатление в русской земле, так как после Святослава Игоревича , о походах которого уже мало кто помнил, ни один из князей не ходил так далеко на восток. Понятно, какую славу приобрел главный герой этого похода – Мономах. Долго ходило предание о том, «как пил он Дон золотым шеломом, как загнал окаянных агарян за железные ворота».

После смерти Святополка Изяславича великим князем сделался Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.). При этом сильном и умном правителе усобицы на Руси временно прекратились. О нём можно прочитать в статьях нашего сайта Владимир Мономах – краткая биография , Владимир Мономах – исторический портрет .

Мономах и вся его семья приобрели такое расположение народа, что после смерти Владимира старший его сын Мстислав занял Киев, хотя и не был старшим в доме Рюрика . Мстислав правил русской землей (1125 – 1132 гг.) подобно своему отцу и держал в повиновении удельных князей. Дому Мономаха принадлежали в это время Киев, Новгород, Смоленск, Переяславль, Туров, Волынь, Ростов и Суздаль. Кроме того Мстислав завладел еще княжеством полоцким и отдал его своему сыну Изяславу, а полоцких князей отправил изгнанниками в Грецию. Таким образом, дом Мономаха по своим владениям был сильнее всех других Рюриковичей. Во время Мстислава он был силён и братским единодушием всех своих членов.

Мстиславу наследовал в Киеве его брат Ярополк (1132 – 1139 гг.), при котором между Мономаховичами произошли раздоры – племянники захотели быть старше дядей и наследовать киевское княжение. Этими раздорами воспользовались Ольговичи, сыновья Олега Святославича, и начали борьбу с Мономаховичами за старшинство. Полоцкие князья также воспользовались этими усобицами и снова заняли полоцкое княжество.

После смерти Ярополка великим князем сделался старший из Ольговичей Всеволод выгнав из Киева Вячеслава Владимировича, (1139 – 1146 гг.). Всеволоду хотел наследовать брат его Игорь, но киевляне, не любившие Ольговичей и привязанные к дому Мономаха, призвали к себе Изяслава II Мстиславича (1146 – 1154 г.), а Игоря убили. Изяслав занял Киев помимо старших в роде дядей его Вячеслава и Юрия, но он мало думал о том, на чьей стороне право: «не место идет к голове, – говорил он, – но голова к месту».

Против Изяслава вооружился за нарушение старшинства дядя его Юрий Долгорукий ; произошла упорная борьба за Киев, в которой принимали участие другие русские князья, а также венгры и половцы. Два раза изгоняемый из Киева Юрием, но не желавший уступить ему, Изяслав отдал Киев старшему, но неспособному дяде Вячеславу Владимировичу (1151 – 1154 гг.), и под его именем правил Киевом до своей смерти. После Изяслава II Юрий Долгорукий окончательно занял Киев и владел им до смерти (1157 г.).

Киевская Русь при Ярославичах. Противостояние и усобицы князей. Войны с половцами. Кто одержал победу в череде войн и конфликтов за первенство среди равных?

Киевская Русь при Ярославичах

Незадолго до своей смерти в 1054 г. Ярослав Мудрый составил завещание, в соответствии с которым Киевская держава была поделена между пятью его сыновьями: Изяслав получил в удел Киев, Новгород и Туров, Святослав — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволод — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю, Вячеслав — Смоленск, а Игорь — Волынь. Великим Киевским князем стал Изяслав (1054-1078 гг.).

Рис. 1. Ярославичи ()

После смерти Вячеслава (1057 г.) и Игоря (1060 г.) реальная власть сосредоточилась в руках «триумвирата Ярославичей», которые, памятуя завет своего отца, на первых порах не враждовали между собой и действовали сообща. В 1060 г. они успешно отразили нашествие торков на Киев, в 1065 г. выступили единым фронтом против своего племянника, князя-изгоя Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань, а в 1067 г. разгромили полоцкого князя Всеслава Брячиславича, захватившего Новгород. Но 1068 г. стал серьезным испытанием для Ярославичей: после поражения от половецкой орды хана Шерукана и вспыхнувшего затем восстания киевлян Изяслав бежал в Польшу и только через год при поддержке своего тестя польского короля Болеслава II возвратил себе киевский престол.

В 1070/1072 гг. в княжеской резиденции в Вышгороде состоялась встреча Изяслава, Святослава и Всеволода, в ходе которой были приняты новые статьи к «Русской Правде», получившие название «Правды Ярославичей». Но уже в 1073 г. Святослав и Всеволод, заподозрив старшего брата в узурпации власти, изгнали его из Киева, и великокняжеский престол занял черниговский князь Святослав (1073-1076 гг.). В 1078 г. разгорелась новая княжеская усобица, итогом которой стала гибель Изяслава в битве на Нежатиной Ниве и вокняжение в Киеве переяславского князя Всеволода (1078-1093 гг.).

Рис. 2. Гибель Изяслава ()

Киевская Русь при Святополке и Владимире Мономахе

После смерти Всеволода киевский престол достался Святополку Изяславичу (1093-1113 гг.), который вместе с переяславским князем Владимиром Мономахом (1094-1113 гг.) разгромил половецкие орды ханов Итларя и Китана, совершивших разорительный набег на южные рубежи Руси. В 1096 г. Святополк и Владимир Мономах предложили своему кузену, черниговскому князю Олегу Святославичу, объединить усилия в борьбе с половецкой угрозой и совершить совместный поход в Половецкую степь. Однако Олег отверг их предложение и развязал новую междоусобную войну, в ходе которой погиб муромский князь Изяслав. Владимир Мономах попытался образумить своего воинственного брата, направив ему письмо с предложением о встрече, но Олег отверг его и начал готовиться к походу на Новгород. Тогда против черниговского князя поднялся весь род Мономашичей, и в битве при Муроме Олег был разбит. Он попросил о мире и поклялся прибыть на общекняжеский съезд для решения острейших общерусских дел.

В 1097 г. состоялся Любеческий съезд князей «Рюрикова дома», на который съехались Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Давыд Игоревич, Олег Святославич, Давыд Святославич и Василько Ростиславич. На этом съезде были приняты два важнейших решения:

1) отныне каждый князь «держит отчину свою»;

2) киевский великокняжеский престол занимается строго по старшинству.

Однако вскоре вспыхнула новая междоусобица. Владимир Мономах, более других сознававший всю опасность этих усобиц в условиях резкого обострения русско-половецких отношений, инициировал созыв Витичевский (1100 г.), Саковского (1102 г.) и Долобского (1103 г.) съездов русских князей, на которых были приняты решения о прекращении усобиц и организации общерусского похода против половцев.

Рис. 3. Мономах на охоте. Тормосов М. ()

В 1103-1111 гг. под водительством Владимира Мономаха состоялось несколько удачных общерусских походов в Половецкую степь, в ходе которых в битвах при Сутене, Хороле и Сольнице половецкие орды Боняка, Шарукана, Урусобы и Сугры потерпели сокрушительное поражение.

В 1113 г. скончался великий князь Святополк, смерть которого стала причиной мощного восстания киевлян, в ходе которого были разграблены дворы тысяцкого Путяты и близких к князю евреев-ростовщиков, получивших от Святополка монопольное право на торговлю солью. В этой критической ситуации по инициативе митрополита Никифора и части бояр в нарушение родового принципа наследования престола киевское вече призвало на великокняжеский престол переяславского князя Владимира Мономаха.

В годы своего недолгого правления Владимир Мономах (1113-1125 гг.) силой своего авторитета объединил под своей властной рукой все земли распадавшийся Киевской державы, издал новые статьи «Русской Правды», вошедшие в историю как «Устав Владимира Мономаха», и зорко берег рубежи своего государства от непрошенных гостей по всему периметру границ — от Половецкой степи до Балтийского побережья и Волжской Болгарии.

  1. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX-XII вв. М., 2001
  2. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003
  3. Орлов А. С. Владимир Мономах. М., 1946
  4. Плетнева С. А. Половцы. М., 1982
  5. Творогов О. В. Древняя Русь: события и люди. М., 1994
  6. Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб., 2003
  7. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII вв. М., 2012
  1. Правители России ().
  2. Всемирная история ().
  3. Половцы ().
  4. Половцы ().

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII-XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной.

Они обращают внимание на следующее:

Рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече);

Варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;


Крупные племенные супер союзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева; — в формировании Древне-тюрского государства важную роль сыграли внешние факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;

Варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;

Что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.

В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980-1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.

Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.

Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970 гг., русско-византийские договоры 911 и 944 гг., разгром Хазарского каганата в 964-965 гг. и др.).

Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого , или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.

Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды — первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве — вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе).

Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении последних историки не имеют единого мнения).

Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

Ярослав умер в 1054 г., до 1074 г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой — половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области. Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113-1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII—XIII вв.).

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любе-че принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились меж княжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII-XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжества слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125-1157). Его массовое заселение происходило в XI-XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостников, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237-1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем центром сплочения русских земель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Вла-димиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече.

О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купечески роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.

Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

Политическое единство Древнерусского государства сохранялось какое-то время после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). Изяслав занимал Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир, Вячеслав - Смоленск. Сыновья Ярослава, согласно завещанию, совместно управляли Русью. После смерти в 1057 г. Вячеслава Ярославича смоленского старшие сыновья составили своеобразный триумвират, распределяя доходы по своему усмотрению и устраняя неугодных князей. Первый пример устранения неудобного человека с помощью церкви - пострижение в монахи дяди Судислава.

Постепенно внутри княжеского рода разгораются распри. Обострилась борьба за волости. Братьям-триумвирам удалось удержать власть в своих руках и даже приумножить земли (Ярославичи устанавливают контроль над Полоцком, почти отпавшим от Киевской Руси в это время).

В 70-е годы XI в. осложнились отношения уже между братьями. После смерти Святослава в междоусобице приняли участие и племянники. Потомство Ярослава разрослось и им стало тесно. Начался передел контроля над волостями. Основная цель противников в этой борьбе - захват наиболее богатых волостей. При этом обе стороны не были разборчивы в средствах: привлекали половцев, Византию, калечили противника и т.д. Своеобразным центром, куда бежали проигравшие борьбу князья, стала Тмутаракань.

Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было временем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. В это время сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранивший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093 г. наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами.

Постоянные междоусобицы заставили князей искать компромисс. В 1097 г. на съезде южнорусских князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давыдом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - областями, переданными их отцам в управление по завещанию Ярослава Мудрого. На съезде также была достигнута договоренность о совместных действиях по обороне Руси от внешней опасности.

Вскоре после съезда усобица вновь разгорелась. В 1100 г. была предпринята очередная попытка примирения: инициатор распри Давыд Игоревич был перемещен в незначительный город Бужск. Распри на время затихают.

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного на Руси князя - Владимира Мономаха. Владимир был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии. Его дедом по материнской линии был византийский император Константин Мономах. По имени византийского деда Владимир Всеволодович также получил прозвище Мономах. На момент приглашения в Киев Мономах правил в своей вотчине Переяславле. Ему было уже 60 лет, и он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Владимира Мономаха уже давно знала Русская земля.

Став киевским князем (1113-1125) Мономах утихомирил восстание (См. дополнительный хрестоматийный материал). Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха». «Устав» упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место «Устав» уделял правовому положению закупов. Это позволяет сделать вывод, что закупничество стало очень распространённым явлением, и закабаление земледельческого населения происходило постоянно.

Мономах, как и все русские князья, уделял большое внимание борьбе с кочевниками. Ещё в 1111 г. он организовал общерусский поход против половцев. Русские воины зашли далеко в половецкие степи и на Дону разбили половцев. Половцы ушли к отрогам Кавказа и в правление Владимира больше не тревожили Русской земли. Мономах совершил около 83 больших и малых военных походов на Руси и в половецкие степи. Он был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения княжеских усобиц и охраны границ Русской земли (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал).

При Мономахе Киев украсился новыми постройками. Близ Киева был построен Выдубицкий монастырь, церковь на реке Альте.

В 1113 г. в Киеве - Печёрской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей «Повесть временных лет». В 1116 г. по приказу Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в «Повесть временных лет» была внесена легенда о призвании варягов - норманнов, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика, установившего мир среди славян, должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киеве на великокняжеский престол Владимира Мономаха, так же установившего мир и покой в Киеве.

Владимир Мономах поддерживал тесные связи со многими европейскими правителями. Сам он был сыном византийской принцессы, первая супруга его была Гида, дочь английского короля Гарольда; сын Мстислав был женат на дочери шведского короля, одна дочь - замужем за венгерским королём, другая - за греческим царевичем.

С именем Владимира Мономаха связано и появление на Руси символов царской власти - короны (шапки Мономаха), скипетра, державы. По преданию, их прислал в дар Мономаху его дед - византийский император Константин Мономах.

Славно потрудился Владимир Мономах во славу Русской земли. По словам летописца, «слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».

К XI в. за государством восточных славян окончательно закрепилось название «Русь», «Русская земля». Всех восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими».

Владимир Мономах смог объединить под своей властью 3/4 территории Древнерусского государства, на время прекратить княжеские усобицы. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета. В границах Руси уже сложились и выросли самостоятельные государства. Русь неудержимо распадалась. На Руси начинался период феодальной раздробленности.