» » Сделать небольшую сказку основные элементы зачин концовка. Зачин нужен в сказке обязательно, особенно если эта сказка для малышей

Сделать небольшую сказку основные элементы зачин концовка. Зачин нужен в сказке обязательно, особенно если эта сказка для малышей
28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева Сказка под номером 82 Сказка под номером 83 Сказка под номером 84
Вид теремка «Построила муха терем» Кувшин Лошадиная голова
Кто жил в теремке муха-горюха

вошь-поползуха

блоха-попрядуха

комар долгоногий

мышечка-тютюрю́шечка

ящерка-шероше́рочка

лиса Патрикеевна

заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха

комар-пискун

мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

собака гам-гам

волк из-за кустов хап

мышка-норышка

лягушка-квакушка

заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремок медведь толстоногий медведь лесной гнёт медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок спустил лапой по терему и разбил его Сел на кувшин и всех раздавил сел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норышка; а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

- Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель , т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! - сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

А я лесной гнёт!

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

А я всех вас давишь! - сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Разделы: Работа с дошкольниками

“Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!”

(А.С.Пушкин В письме брату Льву из Михайловской ссылке 1824г.)

Программное содержание:

  1. Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
  2. Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
  3. Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
  4. Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
  5. Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
  6. Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.

Предварительная работа:

  1. Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
  2. Выставка рисунков по сказкам.
  3. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
  4. Заучивание детьми загадок.
  5. Создание игровой среды.

Ход занятия

Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.

Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.

Ну тогда заходите, да слушайте.

“Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”

I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)

  1. Лягушка – попрыгушка
    Лягушка – квакушка
  2. Серый волк – волчок
    Волчок – драный бочок
    Волк – волчок шерстяной бочок
  3. Коза – рогатая
    Коза – дереза
    Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
    Коза хлопота
    Козлятушки – ребятушки
    Серенький козлик
  4. Мишка – топтыжка
    Медведь – лежебока
    Медведюшка – батюшка
    Медведь – богатырь
    Мишка – косолапый
    Мишка – плишка – коротышка
  5. Лисичка – сестричка
    Рыжая лисица
    Лисонька – лиса
    Рыжая плутовка
    Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
    Лиса – кумушка,
    Лиса – при беседе краса.
  6. Мышка – норушка
    Мышка – поскребушка
    Мышка – погрызуха
    Маленькая серенькая мышка.
  7. Петушок – золотой гребешок
    Петушок – красный гребешок
    Петенька – петух
    Петя – петушок.
  8. Зайчик – побегайчик
    Заюнок – кривоног – по горке скок
    Зайчишка – трусишка.
  9. Котик серый, хвостик белый
    Котик – коток кудрявый лобок
    Котя – серенький лобок
    Мурлыка – кот
    Кисонька – мурысенька
    Котишко – мурлышко – серый лобишко.

По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.

II. Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?

Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?

С зачина.

  1. В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
  2. Жили старик со старухой……
  3. Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
  4. Жил был старик….
  5. Жили были дед да баба…
  6. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
  7. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
  8. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
  9. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
  10. Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
  11. Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
  12. Было это ещё в старое недоброе время…
  13. Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
  14. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
  15. В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
  16. В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
  17. Было это давным – давно, в едва памятные времена…

А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”

Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.

– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.

“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”

Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?

  • И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
  • Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
  • Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
  • Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
  • Да не простое, а золотое.

Концовка

  • Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
  • С тех пор стали они жить славно…
  • Жили долго и счастливо до глубокой старости.
  • Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
  • А на том мой сказ и кончается.
  • Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
  • И стала она в добре поживать, лиха не знать.
  • Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
  • Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
  • И стали они жить дружно, в любви и согласии.
  • И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
  • Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
  • Сказка вся, больше врать нельзя
  • Стали они жить – поживать, да горя не знать.
  • Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
  • И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
  • На этом и сказка вся…

III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).

Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.

“Курочка ряба”

Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

“Колобок”

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай
  • Доверяй, но проверяй
  • Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

“Репка”

  • Без заботы и репу не вырастить.
  • Конец – делу венец.
  • Мала капля, а большое дело делает
  • Дружба дороже всего.

“Волк и козлята”

  • “Страшись волка в овечьей шкуре”
  • Бояться волков – быть без грибков

“Гуси – лебеди”

  • Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
  • Долг платежом красен.

Круглый, мохнатый, “масляный”

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет.

“Маша и медведь”

Не сиди на печи, не жди калачи

“Жихарка”

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
“Теремок”, “Рукавичка” В тесноте, да не в обиде.
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” Всему своё время

IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.

Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.

Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:

Дети (хором)

Бабка Ежка – костяная ножка
С печки упала
Ноженьку сломала
А потом и говорит:

Баба – Яга – У меня нога болит

Дети – (поочерёдно)

Пошла на улицу – раздавила курицу
Пошла на лужайку – напугала зайку
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)

Баба – Яга –

А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах

Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)

Баба – Яга –

Да я, если захочу
Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.

Баба – Яга –

Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.

Топает ногой, дети рычат, наступают на неё.

Баба – Яга – А-а-а вы кусаться
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.

V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

(В.Берестов)

Показ пальчикового деревянного театра “Теремок” (Смотри приложение )

Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.

VI. Загадки про сказки – загадывают дети. (Смотри приложение )

VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.

  • Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
  • Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
  • Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди (“Гуси – лебеди”)

VIII. “Назови сказку”

  • Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
  • Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
  • Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
  • Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)

IX. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки “Курочка Ряба” – аппликация

X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)

Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.

Список литературы:

  • Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5/2009
  • Дошкольная педагогика (август)2009
  • Детский сад со всех сторон №30 (66) август 2001 “Игры и изобретения. Вячеслава Воскобовича”
  • “Дошкольное воспитание” Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы (разработана воспитателем МДОУ № 27 О.Обросовой)
  • Русские народные сказки.
  • Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.– М: ТЦ Сфера, 2008г. С.61.

Сказка «Теремок» является русской народной сказкой, которая имеет множество интерпретаций во многих народах. Впервые, три варианта сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1873 году.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях.
Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Но за этим перечислением животным явно есть какой-то смысл.

Посмотрите, во-первых, животные перечислены по градации возрастания размеров. Наполнение теремка начинается от мелких животных и насекомых, таких как мышь, муха, комар, а заканчивается, такими крупными как волк, медведь. Медведь эту цепочку обрывает. Во-вторых, животные изображены без каких-либо дополнительных характеристик. В сказке просто указывается на факт появления очередного животного у теремка, после чего оно (животное) личностно идентифицируется с помощью клички-прибаутки (мышка-норышка, лягушка-квакушка...). Действительно, в этом перечислении животных дается понимание для ребенка того, что нужно видеть в ближнем, в первую очередь, Человека, не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно этот человек: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норышка; а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами говорится: не думай сколько места у тебя в жилище: много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический диссонанс. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.
Почему не влез медведь?

Муниципальное бюджетное общеобоазовательное учреждение

«Сугайкасинская средняя общеобоазовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Урок литературного чтения

Тема «Сказки. Сказки о животных»

(Медведь-дурень»)

по учебнику «Парус – 4»

Сугайкасы-2010

Задачи урока.

1.Сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения сказки

2. Способствовать раскрытию содержания сказки через композицию сказки (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

3. Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.

4. Продолжить развитие интереса к устному народному творчеству.

Оборудование. Презентация «Сказки о животных», учебное пособие «Парус – 4» (,), ручка, тетрадь, раздаточный материал для проверки домашнего задания, компьютер.

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой «Медведь-дурень» астраханской собирательницы сказок М. И, Костровой. Раскроем её содержание через композицию сказки.

Проверка домашнего задания.

–Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, фольклора).

Устное народное творчество

(фольклор)

    Былины Пословицы (поговорки) Обрядовые песни Танцы Частушки Загадки Заговоры (заклинания) Народные сказки

(Учащиеся в русских народных сказках о животных Лиса и журавль, Лиса и кувшин, Маша и медведь, Теремок, Волк и козлята, Зайкина избушка, Медведь и лиса, Колобок, Лисичка – сестричка и волк, О щуке зубастой – находили зачин, концовку и кульминацию сказки.) Задания собираются для оценивания работ.

Индивидуальный пересказ 2-3 сказок.

О ком вы прочитали в этих сказках? (О животных.)

Каких животных здесь встретили? (Волка, лису, зайку…)

Что они делают? (Разговаривают.)

Лиса какая? (Хитрая.)

Волк какой? (Жадный, глупый..)

Зайка? (Трусливая.)

О ком эти сказки? (Русские народные сказки.)

Это и есть сказки о животных.

Сказки о животных - это такие сказки, где герои-животные разговаривают и ведут себя как люди (лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, а заяц труслив…)

Работа над темой урока «Композиция сказки «Медведь-дурень»:

а) беседа: это ещё одна сказка о животных. Познакомимся с композицией этой сказки;

б) словарная работа:

несговорчивый - такой, с которым трудно сговориться, упрямый

стружка - небольшой кусочек дерева, тонкий и узкий слой, срезанный ножом, строгательным инструментом

поупрямилась (заупрямилась) – проявить в течение некоторого времени упрямство, несговорчивость в чём-нибудь

услужливая – всегда готовая оказать услугу

стосковаться – соскучиться, загрустить

уговор – договор, сделка, согласие

в) нахождение зачина :

Жили-были дед да баба. Было у них три внучки.

и концовки сказки:

И по сие время они живут. Только старшая и средняя внучки стали лучше слушаться бабушку и дедушку;

г) работа над основной частью сказк: (чтение по цепочке вслух).

Сказка от начала читается,

до конца читается,

а в серёдке не перебивается

д) проверка прочитанного текста:

Какие внучки были у дедушки да бабушки? (Двое – несговорчивые, третья – услужливая.)

О чём однажды попросил дедушка? (Покормить его в лесу, так как он там работал.)

А внучки исполнили желание дедушки? (Не исполнили, потому что две внучки не смогли найти его, стружки перебросил к своей избе медведь.)

Что помогло выбраться девочкам из беды? (Ум и смекалка третьей внучки.)

Как это сделала третья внучка? (Третья внучка велела медведю отнести блинов бабушке да дедушке в деревню, девочкам прятаться внутри корзины, а медведю не есть блинов.)

В этой сказке медведь какой? (Дурень.)

Почему? (Потому что поверил девочке, не смог понять хитрость девочки…)

Астраханская собирательница сказок поэтому и назвала эту сказку «Медведь-дурень».

Какую сказку напоминает эта сказка? («Маша и медведь».)

Чему учит эта сказка? (Быть послушным, умным, трудолюбивым…)

е) составление плана по композиции сказки:

Мы уже знаем зачин, кульминацию и концовку сказки, а сегодня узнаем о других частях сказки.

Зачин.

Кульминация.

Концовка.

Композиция сказки

1. Зачин. Жили-были.

2. Завязка. Три внучки.

3. Развитие действия. Две внучки у медведя.

4. Кульминация. Очередь третьей внучки.

5. Развязка. Спасение внучек.

6. Концовка. Стали жить да поживать.

Вот так можно отобразить её схематически.

ж) пробный пересказ по плану.

В чём отличие этой сказки от предыдущих сказок? (Она большая по содержанию, есть повторы. Композиция сказки состоит уже не из 3-х частей, я из 6-и.)

Сколько повторов? (Три.)

Это ярославский вариант сказки «Маша и медведь».

Ум и смекалка крестьянской девочки.

Мечта ярославцев о радостном свободном труде, о счастливой жизни.

5. Домашнее задание. Пересказ сказки «Медведь-дурень».

6. Оценивание работ учащихся.

Присказка

Приложение.

Сказки о животных

Бобовое зернышко

Война грибов

Волк и козлята

Журавль и цапля

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Зайкина избушка

Звери в яме

Зимовье зверей

Колобок

Кот - серый лоб, козел да баран

Кот и Лиса

Кот, петух и лиса

Лев, щука и человек

Лиса и журавль

Лиса и козёл

Лиса и кувшин

Лиса и рак

Лиса и тетерев

Лиса, заяц и петух

Лиса-исповедница

Лиса-повитуха

Лисичка-сестричка и волк

Маша и медведь

Мизгирь

Мужик, медведь и лиса

Нет козы с орехами

О щуке зубастой

Овца, лиса и волк

Теремок

Яичко (Курочка Ряба)

Волшебные сказки

Баба-яга

Баба-яга и Заморышек

Белая уточка

Василиса Прекрасная

Ведьма и Солнцева сестра

Вещий сон

Волшебная дудочка

Волшебное кольцо

Волшебный конь

Глиняный парень

Горе

Гуси-лебеди

Дочь и падчерица

Заколдованная королевна

Иван - коровий сын

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

Иван-царевич и серый волк

Клад

Королевич и его дядька

Крошечка-Хаврошечка

Кузьма Скоробогатый

Лихо одноглазое

Мальчик с пальчик

Марья Моревна

Морозко

Морской царь и Василиса Премудрая

Никита Кожемяка

Ночные пляски

Окаменелое царство

Пёрышко Финиста ясна сокола

Петух и жерновцы

По щучьему веленью

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Правда и Кривда

Птичий язык

Семь Симеонов

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сивка-бурка

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

Снегурочка

Солдат и черт

Солнце, Месяц и Ворон Воронович

Сума, дай ума!

Терешечка

Три царства - медное, серебряное и золотое

Хитрая наука

Хрустальная гора

Царевна-лягушка

Черт-заимодавец

Чивы, чивы, чивычок...

Чудесная рубашка

Шабарша

Бытовые сказки

Барин и мужик

Барин и собака

Барин-кузнец

Горшок

Добрый поп

Докучные сказки

Дочь-семилетка

Дурак и береза

Жена-спорщица

Заяц

Иванушка-дурачок

Каша из топора

Лутонюшка

Наговорная водица

Не любо - не слушай

Петухан Куриханыч

Похороны козла

Про нужду

Солдатская шинель

Три калача и одна баранка

Федул и Меланья

Хорошо, да худо

Составитель

МБОУ «Сугайкасинская СОШ»

Канашский район

Чувашская Республика