» » Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов. Строение и многообразие цветка Биология: и функции их стеблевой части

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов. Строение и многообразие цветка Биология: и функции их стеблевой части

Мир растений богат и разнообразен, а цветущие растения (в простонародье называемые цветы) занимают в нем особое место. Существуют разные виды цветов, среди них - уличные и комнатные, постоянно цветущие и сезонные, многолетники и однолетки, но все они способны украсить жизнь вокруг и сделать ее намного прекраснее.

Описание и многообразие цветов

Обычно после такого «курорта» обитатели подоконников возвращаются домой заметно окрепшими и радуют владельцев ярким и продолжительным цветением. Ну а уличные жители не всегда легко переселяются в замкнутые пространства квартир. Для благополучной вегетации им, как правило, надо создавать особые условия влажности, прохладной зимовки и прибегать к другим ухищрениям, чтобы добиться цветения подобного тому, как это происходит в открытом грунте .

Многолетние и однолетние растения

Среди многолетних цветов, которые можно выращивать как в открытом грунте, так и дома, стоит обратить внимание на следующие:

  • гербера;
  • роза;
  • пеларгония;
  • фуксия.

Тема: Инструктаж по БЖ. Художественные материалы. Многообразие цветов в природе

Цель:

Знакомить с основными видами изобразительного искусства, особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера ;

Показать изобразительные возможности художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина);

- развивать эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира, способность удивляться и радоваться его красоте;

Развивать способность к творческому самовыражению;

- пробуждать интерес к изобразительному творчеству.

Наглядные пособия: образ цветика- семицветика .

Художественные материалы и инструменты: пластилин, доска

Ориентировочные практические задания: создать образ цветика- семицветика , используя цветной пластилин или другой материал.

Ход урока

    Организация начала урока

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Проверьте, ребята, готовность к уроку. На столе должны лежать ваши папки для творчества.

1.1. Правила техники безопасности

    Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.

    Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.

    Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо.

    Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.

    Нельзя краски пробовать на вкус.

    Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.

    Готовые рисунки должны храниться в папках, а объёмные поделки в шкафу.

    После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.

    После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.

    На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.

    Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот, -

Просто постарались... (краски)

Стройная девчушка

С головой лохматой

Купается в речушке,

И - прыг на берег-ватман! (Кисточка)

Острый нос чертеж выводит

Аккуратно, не спеша.

Ровно линии проводит

Тонкий нос... (карандаша)

Стенгазету выпускаем,

В классе - творческий кураж.

Пишем, красим, сочиняем.

Пригодится нам... (гуашь)

Все рисунки нецветные

Разукрасит без труда,

Для него дела такие -

Пустяки и ерунда.

Он ведь настоящий мастер.

А зовут его... (фломастер)

Мою кисточку в воде.

А вода налита где?

Знает каждый первоклашка,

Что в стакан-... («непроливашку»)

Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства? (Ответы детей.)

Посмотрите, сколько детских рисунков на доске! Как вы думаете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать?

У вас есть свои рисунки?

Что вы любите рисовать?

    Изучение нового материала

На уроках изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, выполнять аппликации, учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать. У вас будут помощники: наши принадлежности для творчества.

Физкультминутка

3.1. Беседа о художественных материалах (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка)

4. Практическая работа «Обложка творческой папки – визитная карточка художника».

Ребята, сегодня мы с вами изготовим титульный лист для нашей папки с рисовальными принадлежностями. «Обложка творческой папки – визитная карточка художника».

4.1. Повтороение правил техники безопасности

Физкультминутка

4.2. Изготовление обложки творческой папки любимым художественным материалом

5. Подведение итогов урока

Как называется урок, на котором мы будем рисовать, лепить?

Что мы сегодня изготовили?

С какими материалами для работы на уроках изобразительного искусства познакомились?

Какие правила техники безопасности запомнили?

5.1.Выставка и анализ творческих работ.

Расскажите о своей обложке.

Что вы изобразили?

Почему вы сделали именно такую обложку? Использовали именно такие материалы? Выбрали именно такие цвета?

5.2. Уборка рабочих мест .

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщить и пополнить знания о средствах художественной выразительности языка (литература);
  • обобщить знания об особенностях строения цветка как органа полового размножения растения (биология).

2. Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.

3. Развивающие:

  • развивать навыки работы с поэтическим текстом;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • совершенствовать культуру речи;
  • продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Структура урока:

  • актуализация знаний;
  • работа с терминологическим словарём;
  • анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах;
  • особенности строения и функционирования околоцветника и главных частей цветка;
  • особенности полового размножения цветковых растений;
  • закрепление знаний по темам.

Учитель литературы: Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах.

На экране текст стихотворения.

Ученик читает наизусть стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои …».Слайд 20

Учитель литературы: Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Слайд 21.

Задание 10

Учитель литературы: Найдите в стихотворении А.К. Толстого олицетворение

Ученик выходит к доске и подчеркивает олицетворение в стихотворении. «Колокольчики мои, что глядите на меня», «головой качая». Слайд 20.

Ученик: Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.

Учитель биологии: Вся удивительная красота растений, запах, сладкий нектар существует для одной единственной цели – опыление.

Актуализация опорных знаний (учитель биологии задает вопрос – ученик отвечает).

Учитель: Что такое опыление?

Ученик: Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого.

Учитель: Что является женскими органами цветка?

Ученик: Пестик – это женский орган цветка.

Учитель: Что является мужскими органами цветка?

Ученик: Тычинки – это мужской орган цветка.

Учитель: Почему у растений не происходит самоопыление?

Ученик: У цветков растений разновременное созревание пыльцы и пестика.

(На экране SMART-BOARD рисунок цветков с пчёлкой. Слайд 22)

Ученик передвигает пчелку с цветка с недозревшей пыльцой на цветок с созревшей пыльцой

Вывод:

Учитель биологии: Что же такое цветок?

Ученик: Цветок – орган полового размножения растений, который состоит из главных частей (пестика и тычинки) и вспомогательных: (чашечки и венчика), а также привлекает насекомых для опыления.

Задание 11. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 23.

  • 1-й уровень на «3» – 1, задание;
  • 2-й уровень на «4» – 1-2 задание;
  • 3-й уровень на «5» – 1-3 задания.

Учитель биологии : Укажите правильный ответ.

Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 23.

На экране SMART-BOARD стихотворение А.А. Фет «Первый ландыш» читаетучитель литературы.

Задание 12 . На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 24.

Укажите правильный ответ.

  • 1-й уровень на «3» – 3 задания;
  • 2-й уровень на «4» – 6 заданий;
  • 3-й уровень на «5» – 9 заданий.

Учитель литературы:

Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 24.

Учитель биологии: На пороге весна, потом лето. Мы ждём их с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматом цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не рвите их

Учитель литературы читает наизусть стихотворение Л. Чарской «Не рви цветов»

Учитель биологии: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…

Урок завершается музыкой П.И. Чайковского «Вальс цветов».

ученики 6 класса

сообщения учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

В лугах сестрички - золотые глазки, белые реснички" Ромашка

Легенды о ромашке - в них тепло, нежность и любовь...

Девчонка гадает у реки -
Ромашки лучистые губит.
И, словно снежинки,
летят лепестки:
Любит - не любит - любит.
Ты правду всю знаешь,
цветок полевой,
Иль это придумали люди?
За все отвечаешь своей головой:
Любит - не любит - любит.

Конечно, всем известно, что это - ромашки, на которых так хорошо гадать. Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун).
Название ромашка происходит от латинского слова "romana", что в переводе означает "римская", в средневековой медицинской литературе ромашку называли "Романовым цветкомВ Древнем Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра.

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка.
А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков

Легенда о Ромашке
Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи.
Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.
...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить.
Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали, там выросли
ромашки . Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.
А пастух, тем временем, с каждой слезинкой силу терял, которую ему передала лесная фея. И настал тот день, когда вся сила его ушла, и удача его покинула. Отвернулись от него люди. И вспомнил тогда пастух о своей фее. Пришёл он на луг, где они всё время виделись, глядь - а всё поле ромашками усыпано. Стал он кликать лесную фею, да кругом была лишь тишина, только ромашки тянули к нему свои головки, словно ластились к нему. Махнул он на всё рукой и пошёл назад, к своим коровам.

Василек


Синий, как небо, цветочек - василек

И средь колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки
Да кузнечики играют,
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
С. Дрожжин

По древнегреческой легенде, "цветок Кентавра", или Центавра, отсюда латинское название василька - Центауреа, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была "центауреа" - василек синий.
Он нашел, что сок василька обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану.

Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Украинская сказка о Васильке
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.
Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.
- Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!
Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.
- Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!
Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки.
«…приводим историю написания И. А. Крыловым басни «Василек», посвященной императрице Марии Федоровне. Начинается басня так:
«В глуши расцветший василек
Вдруг захирел, завял до половины
И, голову склоня на стебелек,
Уныло ждал кончины…»

Ландыши

«Распустились почки,
лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился;
На его окраине, из травы душистой,
Выглянул на солнце ландыш серебристый...»

Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора, колокольчиков на длинном стебельке и пара светло-зеленых листьев -- вот и все; а между тем как это красиво, как изящно! Особенно же красив ландыш в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леска, окруженный массой ярко-зеленой листвы.

По древнерусской легенде молодая царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.Е. Репина, С. Ковалевской.

Ландыши были дороги русским людям. Великий композитор П.И.Чайковский, будучи во Флоренции, где всегда пышно цвели цветы, вспоминал о родном ландыше. О нём он писал в одном из своих стихотворений:

Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы,-тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз ещё на ландыши взглянуть...

По отцветении ландыша, как известно, вырастает красная круглая ягода. Одно немецкое предание говорит, что это не ягоды, а горючие, огненные слезы, какими ландыш оплакивает оканчивающуюся весну, к которой он возгорелся сильной, без слов любовью. Да и сама весна была неравнодушна к маленькому, изящно одетому в беленькое платьице цветочку, укрывающемуся под широким зеленым листовым зонтиком. Но весна в блестящем одеянии и золотистых локонах, это чудное, веселое, жизнерадостное создание -- всемирная кругосветная путешественница. Она нигде не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни на ком не останавливается. И так она очаровала, так обворожила наш цветочек, что он расцвел от внутреннего счастья, влюбился в прелестницу по уши и стал жить только ее жизнью...

В связи с этим языческим преданием, быть может, возникло и христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Горючие эти слезы падали крупными каплями на землю, и на этом месте возникали чистые белые ландыши, которые, осыпаясь, превращались в красные, напоминавшие собою капли крови плоды...

Не на ладан, на ландыш дышите,

Чтобы душу свою воскрешать.

И спешите, спешите, спешите

Лесом, ландышами подышать.

Вот он – чистый, как совесть

младенца,

Образец простоты, красоты

Не сорву и не стану владельцем

Этой ландышевой чистоты.

Даже прутика не сломаю,

Пусть красуется каждая ветвь.

Я не маленький, понимаю:

Лес губить – и себя не жалеть!

В. Боков

С сиренью связано у нас воспоминание о весне, о чудном мае, когда обновленная природа является во всей своей красе: кусты и деревья покрыты, свежей благоухающей зеленью, луга усеяны пестрыми цветами, в лесах раздается пение целых хоров птичек, на опушке жужжат пчелы и шмели, по цветам порхают ярко расцвеченные, только что выведшиеся из куколок бабочки, и человеку легко дышится, хочется жить и жить... Как прав поэт, восклицая:

«Пока еще не отцвели сирени,
И сладкое дыханье их волнует грудь,
Иной раз хочется пасть на колени,
Сказать весне: Не отходи! Побудь...»

Когда вы будете в Спасском, – писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен смертельно, - поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок».

Отягощенная крупными кистями своих прелестных белых и лиловых цветов сирень служит теперь лучшим украшением наших садов. Чудный запах ее чувствуется издалека, и как-то невольно тянется рука нарвать цветов, чтобы украсить ими свое жилище.

Цветы сирени обладают замечательно приятным, нежным запахом горького миндаля. Запах этот происходит, как предполагают, как и у других пахнущих миндалем цветов, от присутствия в них минимального количества синильной кислоты -- того страшного яда, 5/100 грамма которого достаточно, чтобы отравить человека, и присутствие которого в воздухе в количестве 1/10 на кубический метр является смертельным для дышащих этим воздухом насекомых и даже животных.

По новым исследованиям французского химика Буркело, синильная кислота встречается не только в цветах, но и в листьях сирени. Этим, вероятно, объясняется и целебное действие этих листьев, которые в русской простонародной медицине прикладывают часто для лечения долго не заживающих ран Действие их в этом случае бывает поразительным, и нам не раз приходилось слышать о заживлении таких ран, лечение которых не поддавалось научной медицине.

Листья накладывают на рану свежие, предварительно хорошенько обмыв их, и меняют по мере увядания.

Строение и многообразие цветка.

Цветок -это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений. Исключительная роль цветка связана с тем, что в нем совмещены все процессы бесполого и полового размножения, в то время как у низших и многих высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Особенности строения цветка позволяют осуществлять перечисленные функции с минимальными затратами пластических веществ и энергии.

Строение цветка

Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики). Цветок занимает апикальное положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Если цветоножка сильно укорочена или отсутствует, цветок называется сидячим(подорожник, вербена, клевер). На цветоножке располагаются также два (у двудольных) и один (у однодольных) маленьких предлиста - прицветника, которые часто могут отсутствовать. Верхняя расширенная часть цветоножки называетс цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Цветоложе может иметь различные размеры и форму -плоскую (пион), выпуклую(земляника, малина), вогнутую (миндаль), удлинённую (магнолия). У некоторых растений в результате срастания цветоложа, нижних частей покрова и андроцея образуется особая

структура - гипантий. Форма гипантия может быть разнообразной и иногда участвовать в образовании плода (цинарродий - плод шиповника, яблоко). Гипантий характерен для представителей семействрозовых, крыжовниковых, камнеломковых, бобовых.

Части цветка делят на фертильные, или репродуктивные (тычинки, пестик или пестики), и стерильные (околоцветник). Околоцветник Околоцветник - стерильная часть цветка, защищающая более нежные тычинки и пестики. Элементы околоцветника называются листочками околоцветника, или сегментами околоцветника. У простого околоцветника все листочки одинаковы; у двойного - дифференцированны. Зелёные листочки двойного околоцветника образуют чашечку и называются чашелистиками, окрашенные листочки двойного околоцветника образуют венчики называются лепестками. У подавляющего большинства растений околоцветник двойной (вишня, колокольчик, гвоздика). Простой околоцветник может быть чашечковидным (щавель,свёкла) либо (что бывает чаще) венчиковидным (гусиный лук). У небольшого числа видов цветок вообще лишён околоцветника и поэтому называется беспокровным, или голым(белокрыльник, ива).Цветок одного из лютиковых - живокости, с пятью голубыми чашелистиками и белым глазком, образованным лепестками-нектарниками и лепестками-стаминодиями.

Чашечка состоит из чашелистиков и образует наружный круг околоцветника. Основной функцией чашелистиков является защита развивающихся частей цветка до его распускания. Иногда венчик полностью отсутствует, или сильно редуцирован, а чашелистики принимают лепестковидную форму и ярко окрашены (например, у некоторых лютиковых). Чашелистики могут быть обособлены друг от друга или срастаться между собой.

Запрос «Венчик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Венчик образован различным количеством лепестков и образует следующий за чашечкой круг в цветке. Происхождение лепестков может быть связано с вегетативными листьями, но у большинства видов они представляют собой утолщённые и разросшиеся стерильные тычинки. Вблизи основания лепестков иногда образуются дополнительные структуры, которые в совокупности называют привенчиком. Как и чашелистики, лепестки венчика могут срастаться с собой краями (сростнолепестнойвенчик) или оставаться свободными (свободнолепестной венчик). Особый специализированный тип венчика - венчик мотылькового типа - наблюдается у растений из подсемейства Мотыльковые и семейства Бобовые.

Венчик, как правило, самая заметная часть цветка, отличается от чашечки более крупными размерами, разнообразием окраски и формы. Обычно именно венчик создаёт облик цветка. Окраску лепестков венчика определяют различные пигменты: антоциан(розовая, красная, синяя, фиолетовая), каротиноиды (жёлтая, оранжевая, красная), антохлор (лимонно-жёлтая), антофеин(коричневая). Белая окраска связана с отсутствием каких-либо пигментов и отражением световых лучей. Чёрного пигмента тоже не бывает, а очень тёмная окраска цветов представляет собой очень сгущённые тёмно-фиолетовые и тёмно-красные цвета.

Аромат цветков создают летучие вещества, главным образом эфирные масла, которые образуются в клетках эпидермы лепестков и листков околоцветника, а у некоторых растений- в смофорах (особых различной формы желёзках, имеющих секреторную ткань). Выделяющиеся эфирные масла обычно сразу испаряются.

Роль венчика заключается в привлечении насекомых-опылителей. Кроме того, венчик, отражая часть спектра солнечных лучей, днём предохраняет тычинки и пестики от перегрева, а закрываясь на ночь, создают камеру, препятствующую их охлаждению или повреждению холодной росой.

Тычинки (андроцей)

Тычинка - мужской репродуктивный орган цветка покрытосеменных растений. Совокупность тычинок называется андроцеем.

Большинство ботаников считают, что тычинки являются видоизменёнными микроспорофиллами неких вымерших голосеменныхрастений.

Количество тычинок в одном цветке у разных покрытосеменных широко варьируется от одной (орхидные) до нескольких сотен (мимозовые). Как правило, число тычинок постоянно для определённого вида. Нередко расположенные в одном цветке тычинки имеют разное строение (по форме или длине тычиночных нитей).

Тычинки могут быть свободными или сросшимися. По числу групп сросшихся тычинок различают разные типы андроцея:однобратственный, если тычинки срастаются в одну группу (люпин, камелия); двубратственный, если тычинки срастаются в две группы; многобратственный, если многочисленные тычинки срастаются в несколько групп; братственный - тычинки остаются несросшимися.

Тычинка состоит из тычиночной нити, посредством которой она нижним концом прикреплена к цветоложу, и пыльника на её верхнем конце. Пыльник имеет две половинки (теки), соединенныне связником, являющимся продолжением тычиночной нити. Каждая половинка разделена на два гнезда- два микроспорангия. Гнёзда пыльников иногда называют пыльцевыми мешками. Снаружи пыльник покрыт эпидермой с кутикулой и устьицами, затем располагается слой эндотеция, за счёт которого при подсыхании пыльника вскрываются гнёзда. Глубже в молодом пыльнике проходит средний слой. Содержимое клеток самого внутреннего слоя-тапетума- служит питанием для развивающихся материнских клеток микроспор (микроспороцитов). В зрелом пыльнике перегородки между гнёздами чаще всего отсутствуют, исчезает тапетум и средний слой.

В пыльнике происходит два важнейших процесса: микроспорогенез и микрогаметогенез. У некоторых растений (лён, аистник) часть тычинок становится стерильной. Такие бесплодные тычинки называются стаминодиями. Часто тычинки функционируют как нектарники(черника, голубика, гвоздичные).

Плодолистики (гинецей)

Внутреннюю часть цветка занимают плодолистики, или карпеллы. Совокупность плодолистиков одного цветка, образующих один или несколько пестиков называют гинецеем. Пестик - наиболее существенная часть цветка, из которой формируется плод.

Полагают, что плодолистики - это структуры, у которых прослеживается листовая природа происхождения. Однако функционально и морфологически они соответствуют не вегетативным листьям, а листьям, несущим мегаспорангии, то есть мегаспорофиллам. Большинство морфологов считают, что в ходе эволюции из плоских и открытых возникли вдоль сложенные (кондупликатно) плодолистики, которые затем срослись краями и образовали пестик. Пестик занимает центральную часть цветка. Он состоит иззавязи, столбика и рыльца.