» » Существует ли врожденная грамотность. Врождённая грамотность — проблемы одарённых детей Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

Существует ли врожденная грамотность. Врождённая грамотность — проблемы одарённых детей Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

Вы уже битый час стоите над своим ребенком, пытаясь втолковать ему, что "жи-ши" пишется через "и", а Ваше чадо все равно с завидным упорством лепит ошибки в упражнениях, направленных на закрепление этого простого правила. Опустим момент, каким недобрым словом Вы вспоминаете про себя учительницу своего ребенка, которая не смогла объяснить ему на уроке русского языка все нюансы правописания этих сочетаний или смогла, да ребенок ничего не понял. Мы лишь посочувствуем Вам. Ведь впереди Вас ждет еще, как минимум, отработка правил про "ча-ща" и "чу-щу" (которые всегда через "а" и через "у"), а сил и терпения на нелегкую борьбу с полным отсутствием у Вашего школьника грамотности уже совсем нет. Знакомая картина?

Каждый из Вас, конечно, знает выражение "врождённая грамотность". Скорее всего, многие знают его еще со школьной скамьи. Вы с завистью поглядывали на соседа по парте, обладающим этим навыком, и если (увы и ах!) не могли похвастаться им сами, с обидой и упорством зубрили из учебника русского языка все правила без исключения. А ошибки в диктантах, тестах и упражнениях все равно были. Что греха таить - по этому предмету Вы, что называется, перебивались с "троечки" на "двоечку". И ребенка Вы своего понимаете, как никто другой. Но поделать с этим ничего не можете. Не дано ему, как и Вам, освоить все нюансы правильной грамматики, с ужасом признаетесь Вы себе.

Осознав это, Вы готовы опустить руки и не мучить больше своего ребенка двадцать пятым написанием одного и того же слова подряд. Живете же Вы уже столько лет, в конце концов, с пробелами в знаниях и полным отсутствием навыков грамотного письма, и не хуже других (успокаиваете Вы себя) ведь живете. Так, может быть, стоит оставить в покое своего бездаря? И не мучить ни себя, ни его? Сразу оговоримся, что от безграмотности, действительно, еще никто никогда не умирал. Как показывает практика, для жизни все равно необходимы несколько другие навыки. Если, конечно, Ваша профессия не связана непосредственно с написанием текстов и оформлением документов. Так что помнить все эти нудные правила русского языка, вроде бы, как и ни к чему. А значит, мучить своего ребенка никому не нужной зубрежкой - это почти варварство.

А, между тем, обладание навыками грамотной письменной и устной речи - это очень важная черта современного образованного человека. И в Ваших силах не оставить ребенка безграмотным на всю жизнь и даже (внимание!) параллельно с ним наверстать то, что прошло мимо Вас в школе. Итак, в этой статье мы расскажем Вам, зачем и почему надо обязательно отправлять школьников на курсы повышения грамотности, а самим родителям галопом бежать записываться на курсы интенсивного освоения русского языка для взрослых, если они сами, порой, забывают про всякие "жи" и "ча".

Врожденная грамотность

К сожалению, врождённая грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет. Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти.

Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит Вам, что у Вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова. А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей - ходить в вечных "двоечниках" по русскому языку.

Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове. Зубрежкой, "набиванием" руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками…методы у всех свои. Итог может быть один - ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это "тройка", а то ведь и "двойка". Еще одна "пара" в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.

В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу. Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока - все сами, сами. "Двойки" от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания.

А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.

Грамотность детям

На сегодняшний день существуют даже специальные курсы русского языка и развития речи для школьников младших классов. Здесь ученикам самых первых двух классов объяснят, что называется, на пальцах азы будущей грамотности, которые пригодятся им в дальнейшем. Здесь к каждому ученику опытный лингвист-психолог найдет свой индивидуальный подход.

Для школьников постарше существуют курсы повышения грамотности, на которых отрабатывается весь курс русского языка средней школы, а также разбираются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Каждый центр обучения предлагают свою уникальную систему обучения. Все методики нацелены на формирование прочных навыков правописания.

Опытные преподаватели помогают школьникам не только овладеть практикой русского языка, но и преодолеть неуверенность, страх перед письменными работами, экзаменами по русскому языку или Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), результаты которого идут не только в школьный аттестат, но и учитываются при поступлении в ВУЗы.

Как не прискорбно это признавать, зачастую школьной подготовки явно недостаточно, чтобы успешно выполнить все задания ЕГЭ. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на самом высоком уровне, то есть знать все теоретические основы русского языка, владеть практикой грамотного письма, а также обладать навыком выполнения заданий в тестовой форме. Мы уж не говорим обо всех остальных нюансах.

К сожалению, в обычных школах на занятия по русскому языку в старших классах отводится очень мало часов, которых явно недостаточно для того, чтобы охватить все аспекты подготовки к ЕГЭ.

Между тем, многие курсы русского языка, направленные на повышение грамотности школьников, по содержанию программ и последовательности материала соответствуют программе по русскому языку общеобразовательной школы. Вместе с тем, как уверяют специалисты, методики курсов русского языка по повышению грамотности представляют собой сочетание лучших традиционных методов обучения правописанию и новейших достижений в области дидактики и психологии восприятия. Учащийся усваивает все правила и осваивает алгоритм их применения посредством специальных упражнений. Обучение проходит в интересной для школьников форме, не похожей на ту, что применяется учителями на занятиях в школе.

Преподаватели уверяют, что первые же успехи, которые Ваш ребенок сделает, посещая специальные курсы по русскому языку, незамедлительно скажутся на школьной учебе. В конце обучения курсов проводится тестирование, призванное продемонстрировать достигнутый прогресс.

Как правило, все курсы предлагают каждому учащемуся индивидуальную программу, соответствующую лично его возможностям и целям. Для того чтобы правильно выбрать учебную программу, преподавателям необходимо оценить уровень подготовленности и интеллектуальный потенциал учащегося. С этой целью при записи на курсы в большинстве случаев проводится бесплатное тестирование.

Русский язык для взрослых

Многие из нас уже давно закончили школы и ВУЗ, вроде бы прошли неплохую учебную подготовку, а все равно делают при написании текстов ошибки. К сожалению, не все из нас могут похвастаться тем, что помнят все правила правописания и обладают в полной мере всеми навыками грамотного письма. Отсюда досадные курьезы в виде орфографических ошибок в серьезных документах. Подобное абсолютно недопустимо в деловой среде и может напрочь подорвать уважение партнеров и клиентов.

Тем родителям, которые и сами не сильны в русском языке и кому пробелы в знаниях мешают в жизни, можно посоветовать курс интенсивного освоения русского языка для взрослых. Специалисты помогут Вам не только восполнить пробелы, но и повысить грамотность, наработать навыки грамотного письма. Сделать это никогда не поздно и не стыдно.

Стоимость таких курсов вполне доступна. Так, цена одного занятия в небольших группах в течение одного академического часа (40 мин.) начинается от 200 рублей.

Сами курсы (30 -36 ак. часов) для детей и взрослых стоят от 7 000 руб. до 13 900 руб. в зависимости от количества человек в группе и уровня обучения.

Индивидуальные занятия в группе, состоящей из 2-3 человек, обойдутся в более чем 30 000 руб. (за те же 30 - 36 ак. часов).

И хотя, как все мы знаем, врожденная грамотность является навыком врожденным, оказывается, давно существуют курсы, обещающие привить этот навык в любом сознательном возрасте.

Уникальная методика, которую мы разыскали на просторах интернета, обещает всего за чуть более десятка занятий снизить количество ошибок в письменных работах до 70 раз от исходного уровня. Особо подчеркивается, что уникальная технология обучения запатентована как изобретение в России и за рубежом и не имеет аналогов.

Есть, правда, ограничение в виде возраста. Здесь ждут школьников, начиная с седьмого класса и за исключением тех, кто страдает от дислексии и от "врожденной безграмотности". Да, оказывается, есть и такое. Поэтому прежде чем, говорить ребенку, который какой день подряд не может понять, что "жи-ши" пишется через "и", что он бездарь и все в таком духе, и отвешивать очередной подзатыльник, задумайтесь, а, может быть, у безграмотности Вашего ребенка есть вполне логичное объяснение в виде вот такого вот необычного расстройства.

Врожденная безграмотность

Итак, вернемся к термину, который мы озвучили выше, но так и не объяснили, что он означает. Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Этот вид специфического нарушения обучения имеет неврологическую природу и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.

При этом нарушения письма имеют в российской логопедии самостоятельное наименование - дисграфия. Это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Есть также понятие "дисорфография". Это, когда ребенок не может применять правила правописания при написании слов.

Как говорят специалисты, дислексия довольно сложно диагностируется. Основные ее симптомы: замедленное чтение, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв. При этом само понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик. Самые распространённые из них:

Дезориентация в пространстве, дезорганизация;

Трудности с восприятием информации;

Трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;

Неуклюжесть или нарушение координации;

Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

При этом признаки отставания в умственном развитии у таких детей исключаются. Надо сказать, что человек с симптомами дислексии или дисграфии абсолютно адекватен, просто он особенный и воспринимает окружающую действительность иначе, чем другие люди. Удивительно, что во многих других областях деятельности ребёнок с дислексией и дисграфией может проявлять удивительные способности. Он может отличиться в спорте, живописи, музыке, математике или физике.

Врачи отмечают, что дисграфия и дислексия бывает нескольких форм и разной степени выраженности. Родителям стоит обратить особое внимание, если ребенок делает при написании текста следующие характерные ошибки: пропускает буквы и слоги, меняет их местами, читает текст справа налево или даже "вверх ногами". В этом случае вероятность того, что у ребенка дислексия или дисграфия, достаточно велика. Неплохо для начала отвести ребенка к логопеду. Постоянные занятия с этим врачом помогут ребенку справиться с этими нарушениям.

Важно помнить, что дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексиками рождаются. Это нарушение либо есть у человека, либо его нет. Однако ни в коем случае нельзя опускать руки и пускать все на самотек.

Важным моментом является поведение родителей и педагогов во время занятий с такими детьми. Названные диагнозы не являются поводом для обучения ребенка дома. Он может запросто учиться в обычной школе. Однако главной задачей учителя и членов семьи является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Ребенок должен знать, что его не накажут и не отругают за сделанные при письме или чтении ошибки. Как показывает практика, снятие напряжения во время обучения, когда ребенок уверен, что ему не грозит наказание, приводит к уменьшению количества самих ошибок.

В случае если Вашему ребенку поставили диагноз "дисграфия", не впадайте в панику. Стоит помнить, что Вы и Ваш ребенок не одиноки. Людей, столкнувшихся с такой проблемой, тысячи. Почитайте соответствующие форумы и сайты, посвященные этой проблеме.

Самое главное - надо помнить, что это не болезнь, а индивидуальная особенность Вашего ребенка и в Ваших силах как-то ему помочь. Выявив причины ошибок у школьника, с ними можно и нужно бороться. Делать это надо совместными усилиями с логопедом. В этом случае помогут специальные упражнения.

Специалисты говорят, что при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок у детей-дисграфиков и детей-дислектиков исчезает совсем.

Существуют люди, которые всегда (ну, или почти всегда) пишут правильно, но при этом совершенно не помнят никаких правил, не ищут проверочные слова на безударные гласные или непроизносимые согласные, не заучивают списки исключений. Такое явление в быту часто называют «врожденной грамотностью» - как будто бы эти люди родились с умением правильно писать. Конечно же, это неверно: невозможно родиться со знанием правил орфографии и пунктуации какого-то определенного века (а то и десятилетия). В чем же дело? По-видимому, дело здесь в хорошей зрительной памяти: «врожденно» грамотный человек помнит слова как картинки. В принципе, в этом нет ничего невозможного. Это показали наблюдения над людьми с разделенными полушариями: в норме (у правшей) языковую информацию может обрабатывать только левое полушарие. Но оказалось, что некоторые очень распространенные слова люди иногда могут узнать и без помощи левого полушария - значит, они помнят их, как картинки. Вообще говоря, помнить слово, как картинку, могут не только люди, но и обезьяны: у бонобо Канзи, который учил язык-посредник «йеркиш», состоящий из клавиш с абстрактными изображениями (лексиграмм), на некоторых клавишах в качестве таких изображений были написаны слова. И Канзи их запомнил.

Видели ли Вы когда-нибудь, что делает «врожденно» грамотный человек, когда не может вспомнить в точности, как пишется то или иное слово? Он пишет на бумажке оба возможных варианта - и тут же один из них с омерзением замазывает, густо-густо, чтобы стало совсем не видно. Ключевое слово здесь - омерзение: действительно, неверно написанное слово вызывает у «врожденно» грамотного человека массу отрицательных эмоций. Об этом пишет : «для многих грамотных людей сам вид безграмотного текста мучителен, как скрип пенопласта». Зато писать такому человеку очень легко: пока приятно - значит, всё правильно, а если вдруг рука по ошибке выведет не ту букву (или палец промажет по клавише), подкорковые структуры мозга, отвечающие за эмоции, сразу подадут сигнал: «фу, какая гадость!», и можно будет быстро всё исправить (главное, понятно, на что: на то, что не вызывает отрицательных эмоций).

Обычно считается, что «врожденную» грамотность можно приобрести, если много читать. В большинстве случаев это действительно помогает, но не всегда: если вы читаете слишком быстро, угадывая слова по общему, приблизительному контуру, «врожденной» грамотности вам не видать - слишком невелики различия контуров у слова, написанного правильно, и слова, написанного с ошибкой в одну букву. Что же делать, особенно теперь, когда едва ли не главным показателем успешности чтения во многих случаях считается его скорость? Мне кажется, что здесь могли бы помочь упражнения, направленные на детализацию картинки: взять список «словарных» слов, с непроверяемыми гласными и согласными, и выписать из него, например, все слова, у которых гласные идут в алфавитном порядке. Или все слова, у которых во втором слоге буква «и». Или все слова, у которых все согласные буквы - «звонкие» (то есть такие, которые обычно обозначают звонкие звуки). Или - да что угодно, лишь бы внешний вид слова стал максимально детализированным. Невозможно написать «собака» с «а» после «с», если выписывал его как слово, в котором есть «о». Кстати, привычка «детализировать картинку» помогает и в жизни: такой человек не купит поддельный товар, чье название отличается от настоящего на целую букву.

А самое главное, чего делать ни в коем случае не следует, - это писать фонетическую транскрипцию. Особенно целых слов. Особенно в строчку - потому что в этом случае внешний вид слова с «неправильными» (с точки зрения орфографии) буквами примелькается, станет привычным и перестанет вызывать однозначные отрицательные эмоции. И вот тогда, встретившись со словом, вам придется всякий раз мучительно выбирать, какая же из двух одинаково привычных картинок является правильной. Вспоминать все правила и исключения - и так едва ли не для каждой буквы в слове. Ужасная перспектива, не правда ли? Так что, если не хотите мучиться, учитесь, глядя на правильные слова.

Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия -- нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков и дисграфии:

Зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

Замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

Специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно, текст распадается. Или наоборот -- при хорошем понимании прочитанного могут возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость, наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м. н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери, щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни -- все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье -- еще одна возможная причина правописания с ошибками. Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте», -- поясняет Владислав Брагинский.


ак научное выражение формулировка «врожденная грамотность» некорректна. На самом деле, о какой врожденности может идти речь, если ребенок при рождении имеет не более чем способность к развитию речи? Он не только не говорит, но может и не овладеть речью вообще, если не будет воспитываться в определенной социальной среде (вспомним настоящих Маугли – детей, воспитанных животными).

Грамотность – приобретается. А выражение «врожденная грамотность» отражает удивление и восхищение перед людьми, которые, не прилагая никаких видимых усилий, пишут грамотно. У них есть нечто вроде интуиции, которая подсказывает, что вот так – правильно. Спроси такого человека, почему это правильно, он не сможет объяснить рационально. Скажет только: «я так чувствую», «это красиво», «это звучит лучше».

Поэтому врожденную грамотность правильнее называть «чувством языка».

Немного о себе

Люди с хорошим чувством языка встречаются не так уж редко. Могу сказать, что, начиная с более-менее последовательных школьных воспоминаний, я не испытывала проблем с грамотностью. Диктанты, изложения только на «отлично», при этом я не пользовалась правилами. На переменке перед уроком русского языка прочитывала нужное правило, забивая его в короткую память, чтобы ответить на уроке, а потом оно благополучно вылетало из головы.

Если возникало сомнение в том, как писать какое-то слово, я записывала варианты написания на черновике. Посмотришь на них, и сразу понятно, что правильно вот это написание.

Казалось бы, вот она, врожденная грамотность! Но вот моя мама говорит, что с грамотностью у меня не всегда дело обстояло так хорошо, как мне помнится. В первом-втором классе школы были и ошибки, и обидные описки. Менялись местами слоги, пропускались буквы. Кстати, о начальных классах у меня нет последовательных и четких воспоминаний. В памяти остались только несколько простых правил: «жи-ши» и «ча-ща», как проверить окончания «-тся» и «-ться», «не» с глаголами пишется раздельно.

А вот свою первую учительницу я помню хорошо. Мы ее любили. Надежда Васильевна была молодой, только из института, и наш класс был у нее первым. Она относилась к нам очень ответственно, старалась, чтобы каждый ребенок в классе успевал. На классных часах она читала нам интересные детские книжки, ярко помню «Незнайку на Луне» и свое впечатление от сцены невесомости (начало книги).

Когда нас приняли в пионеры, Надежда Васильевна предложила выпускать газету. Она называлась «Пионерский голос». Сначала дело шло вяло, но потом меня назначили ответственной за газету. Мама рассказывает, что это было общее решение – ее и учительницы. Газета представляла собой лист ватмана, на котором нужно было писать красивым почерком и без ошибок. Помню, что поначалу я писала карандашом, а потом обводила ручкой. Уже через полгода отказалась от карандаша, и стала писать сразу начисто и без ошибок.

На мой субъективный взгляд, именно работа над стенгазетой окончательно сформировала мое чувство языка. Нельзя сказать, что в раннем возрасте я очень много читала, чуть больше, чем положено, но не чрезмерно. Много и систематически читать я начала примерно с 10 лет. При этом в 3 года я могла рассказать наизусть «Мойдодыра». Родные вспоминают, как в раннем детстве я «замучивала» их просьбами почитать, причем могла слушать одно и то же несколько раз.

Это субъективный опыт. Попробуем разобраться, что в нем закономерно, а что случайно.

От чего зависит врожденная грамотность?

Психологи и педагоги сходятся в том, что чувство языка не зависит от каких-то особых врожденных качеств, хотя некоторые свойства памяти и анализа информации могут дать преимущества.

Ребенок познает язык сначала подражанием, затем части складываются в систему, он начинает пользоваться языком, со временем все более совершенно.

Исследователи отмечают, что на раннем этапе важную роль играет этническая принадлежность семьи. И хотя сейчас диалекты под влиянием СМИ все больше вытесняются, говор жителей северных, центральных областей России, Поволжья еще отличается от южан. Выработать интуицию грамотности южанам сложнее, потому что фонетика их диалектов больше отличается от нормативной орфографии.

Замечено также, что в двуязычных семьях, особенно когда родной язык (не русский) используется как язык бытового общения, феномен «врожденной грамотности» встречается редко. Кстати, замечательный русский педагог Константин Ушинский именно поэтому был против .

Значит, первое влияние на чувство языка оказывает та языковая среда, в которой растет ребенок. Чем грамотнее, правильнее, богаче речь родителей, чем больше ребенку читают хорошей детской литературы, тем больше «языковой» информации обрабатывает его мозг. Обрабатывает, значит, устанавливает связи и закономерности.

Рано или поздно ребенок начинает читать. В процессе чтения появляется и закрепляется так называемый «образ слова» — ребенок связывает уже знакомый ему звукокомплекс с графическим написанием слова. Если ребенок наделен хорошей зрительной памятью, орфография слов волей-неволей отложится в памяти. При этом важное условие – качественные, грамотно выстроенные, высокохудожественные тексты, и, конечно, они должны быть без опечаток.

Фонетический канал чтения – основной, но не единственный. Довольно большая часть правил языка основана на морфологическом и других принципах. Часто повторяясь, они невольно осознаются ребенком как некие закономерности. Так языковые модели могут быть освоены интуитивно.

И закрепляется чувство языка письмом. Не случайно в младшей школе так распространены задания по простому списыванию текста. К зрительному образу через письмо добавляется кинетический (двигательный). Именно через кинетический образ человек оценивает соответствие написанного слова некоему эталону, закрепившемуся в сознании.

Вот так и получается, что человек знает не правила, а логику правописания, и ощущает эту логику как «чувство языка». Точное научное определение этого понятия будет таким:

Чувство языка — феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций.

Цит. по: Гохлернер М. М., Вейгер Г. В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, №6, с.137-142.

Как выработать у ребенка чувство языка?

Бессознательно чувство языка вырабатывается у человека с доминирующим образным мышлением, цепкой памятью, хорошим восприятием зрительной информации.

Но это не значит, что детям с другими психофизиологическими особенностями чувство языка не доступно. Оно появится, если приложить к этому небольшие усилия.

Слушаем, читаем и развиваем память

О важности того, что ребенок слышит и что он читает, мы уже говорили. В раннем возрасте, до того как ребенок начнет читать сам, необходимо:

  1. Следить за своей речью, много разговаривать с ребенком.
  2. Приохотить ребенка к чтению, читать ему так много, как он просит.
  3. Не читать все подряд, подбирать наиболее ценные в художественном и стилистическом отношении произведения.
  4. Когда ребенок начнет немного читать, произносить с ним слова по буквам.
  5. Если ребенок начал читать самостоятельно до школы, не прерывать традицию чтения вслух.
  6. Уделять особое внимание развитию памяти. Учите наизусть стихи, играйте в игры, тренирующие память, просите его пересказать прочитанную книгу.

Пишем

Успех придет быстрее, если ребенок будет заинтересован в том, чтобы писать грамотно и красиво. Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Заведите традицию выпускать на дни рождения, крупные праздники семейную поздравительную газету. Пусть ребенок отвечает за написание текста.
  2. Очень полезно подписывать к праздникам открытки всем близким и знакомым. Пусть это сейчас не принято, попробуйте, и вы удивитесь, как будут рады получатели открыток. А ребенок приобретет бесценный опыт.
  3. Попробуйте писать с ребенком летопись. Расскажите и покажите, как писали книги в древности, до изобретения печатного станка. Купите очень красивую толстую тетрадь или украсьте обычную. Другие детали можно додумать самостоятельно. Можно записывать в летопись события, происходящие дома и в школе, новости, впечатления от книг и фильмов. Поначалу пишите текст на черновике с тем, чтобы ребенок переписал начисто. Со временем откажитесь от черновика. Можно переписывать и какую-нибудь настоящую старинную летопись, например, «Повесть временных лет».

Если ребенок делает ошибки при списывании текста, требуйте, чтобы он произносил слова по буквам так, как они пишутся (кОза, зуБ). Нужно, чтобы ребенок проговаривал буквы, которые не произносятся, выделял слабые доли.

Дополнительные упражнения по переписыванию нужно вводить тогда, когда ребенок уже научился достаточно хорошо писать (не раньше 2 класса школы).

Трудности

У «врожденной грамотности» есть своя оборотная сторона.

Если ребенок пишет, не задумываясь о правилах, у него не возникает потребности их учить. Чувство языка не гарантирует отличное написание тестов по русскому языку, потому что они проверяют знание правил. Оно не гарантирует «пятерки» на уроках, — когда учитель спрашивает, почему написано так, а не иначе, ребенок не может привести нужное правило.

Кроме того, преподаватели русского языка знают, что у детей с отличным чувством языка часто бывают проблемы со знаками препинания. А причина в том же – учить правила не хочется, потому что пользы от этого не чувствуется.

Если давить на ребенка, заставлять зубрить вопреки здравому смыслу, знания не будут прочными. Он может начать жаловаться, что правила его только запутывают, что он начинает сомневаться в правильности написания.

С таким ребенком нужно заниматься по методу – от примера к правилу (в школе обычно делают наоборот). Запишите с ним несколько подходящих фраз, попросите порассуждать – что в них общего, какой из этого можно сделать вывод. Тогда правило возникнет само, без труда, в процессе наблюдения за фактами языка. Такой подход не противоречит интуиции ребенка и не требует много времени.

Проверьте свое чувство языка. Припомните слово, в написании которого вы сомневаетесь. Запишите варианты написания на листок. Посмотрите на них – возникло ли у вас ощущение, что какое-то из них правильное?

Инструкция

На самом деле, формулировка «врожденная грамотность» не совсем корректна. Ведь понятие «грамотность» означает знание правил грамматики и умение ими пользоваться. Так что «врожденной» она в принципе не может быть, т.к. знания не передаются генетически. То, что в народе называется «врожденной грамотностью», правильнее будет назвать «чувством языка», т.е. способностью быстро ориентироваться в правилах языка. Врожденным же может быть предрасположенность к обучению тем или иным предметам. Например, если у человека лучше функционируют части мозга, отвечающие за логическое мышление, ему легче будет изучать точные науки, такие как физика или математика. Это можно сравнить с другими способностями – к музыке или спорту. Так что «грамотность» – вещь приобретенная.

На то, что называется «врожденной грамотностью», в первую очередь, влияет память, особенно зрительная. Как правило, люди, которым приписывают это свойство, много читают в детстве. Особенно если они читают классическую литературу. Высокий интеллектуальный и культурный уровень этих произведений, а так же грамматически правильно написанный текст, непременно отложится в памяти. А если читать много, то со временем мозг способен так обработать накопившуюся информацию, что самостоятельно выработает алгоритм верно выстроенной грамматики и орфографии.

Кроме того, не последнюю роль играет обстановка, в которой вырос ребенок. Например, если в семье общаются на каком-нибудь диалекте, а ребенок потом идет в русскоязычную школу, ему будет намного сложнее ориентироваться в русском языке, чем тому, кого растили русскоязычные родители. То же самое касается детей, воспитанных в двуязычной семье – в подсознании ребенка образуется смесь из грамматики из двух языков. Ярким примером является ситуация в университетах Германии – на некоторых специальностях студентам повторно преподается немецкий язык, если они родом из местности с сильно отличающимся от литературного языка диалектом.

Таким образом, «врожденная грамотность» образуется посредством ряда факторов: среды, в которой вырос ребенок, хорошей памятью, чтением литературы, заучиванием правил языка и, конечно, практикой. Для развития «грамотности» необходимы постоянные тренировки. При написании диктантов, ребенок научится применять накопленный словарный запас, отложившиеся в памяти основы правописания и образованную цепочку «логической грамотности» таким образом, что со временем формулировки правил забудутся, а человек все равно будет писать грамотно «на автомате». Этот эффект и называется «врожденной грамотностью».