» » Технологическая карта урока по окружающему миру «Город и село. Сообщение темы урока

Технологическая карта урока по окружающему миру «Город и село. Сообщение темы урока

Город и село.

Окружающий мир

2 класс

г. Ноябрьск МАОУ СОШ № 2

Учитель начальных классов

Степанова Галина Владимировна


Расшифруй слова


На каких фотографиях изображён город?


Работа в паре.

Обсудите, чем отличается город от села?


Дома.

Многоэтажные

дома из кирпича.

Деревянные

частные дома.


Покрыты асфальтом.

Просёлочные.



Работа.

В селе люди занимаются

выращиванием культурных

растений и разведением

домашних животных.

В городе множество

заводов и фабрик.


Транспорт.

В городе развит общественный транспорт:

автобусы, троллейбусы, трамваи.

В сёлах для передвижения используют

автобусы, велосипеды, лошадей.


В городе множество памятников, музеев,

кинотеатров и театров.

Подумай, чего много в городе

и чем окружены сёла?

Сёла окружены лесом, в котором много

грибов, ягод, трав.


Чистый воздух,

экологически чистые

продукты питания.

Мало зелени,

загазованный воздух.

Что ты можешь сказать о воздухе и зелени

в городе и селе?


Город

ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.


Село

СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) –небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.


Работа по учебнику.

  • Открой учебник на стр. 10-11.

2. Рассмотри на рисунках дома.

3. В чём сходство и различие

городского и сельского домов?

4. Что в них сделано для удобства

жителей?


Городской дом.

В городском доме всё сделано для удобства человека:

  • магазин на первом этаже;
  • балкон;
  • центральное отопление;
  • отдельные помещения для кухни и спальни и т.д.

Сельский дом.

В сельском доме есть:

  • подвальное помещение для хранения овощей и запасов на зиму
  • чердак - где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.

Работа в паре.

Найдите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах.


  • Стр. 11, ответить на вопросы.
  • Выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради.

Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.

План моего выступления на презентации.

1) Город, в котором я живу
2) История моего города: год основания, развитие
3) Достопримечательности моего города
4) Чем сейчас живет мой город
5) Я люблю свой город

Презентация «Город, в котором я живу»

Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.

Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.

Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.

Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.

Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.

А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.

Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.

1. Запиши основные сведения о своём городе (селе).

Название города (села): Москва
На какой реке (озере, море) стоит город (село): Москва
Главная улица: Тверская
Основные достопримечательности: Кремль, Царь-колокол, Царь-пушка, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Московский зоопарк, памятник Петру Первому, ВДНХ, Большой театр.

2. Нарисуй дом, в котором ты живёшь, или наклей фотографию.

3. Расспроси взрослых об истории своего дома (например, когда и кем он построен, когда поселилась в нём ваша семья, что изменилось в доме со времени постройки, как менялась территория вокруг дома). Если в семейном альбоме есть фотографии вашего дома в прошлом, рассмотрите их. Сравните с тем, как дом выглядит сейчас.
Здесь вы можете наклеить копии старых фотографий вашего дома или перерисовать их.

Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.

Я - дом, обычный панельный дом. Вырос я на большом пустыре, а вместе со мной на этом пустыре выросли другие, точно такие же как и я дома. Можно сказать, что мы все братья близнецы - так мы друг на друга похожи. Во мне живут самые разные жильцы: молодые и старые, весёлые и грустные, воспитанные и не очень. Больше всего любят во мне селиться молодые семьи с детьми, поскольку рядом со мной есть и уютный детский сад, и большая школа, и интересные детские площадки, и тихие уютные парки.
Жильцам постарше парки также очень нравятся. Правда они еще всегда хвалят меня за широкие коридоры, большие лифты, высокие потолки и просторные комнаты.
Я рад, что я такой молодой и современный дом. Мои жильцы очень счастливы жить во мне.

4. Рассмотри фотографии одного и того же дома в прошлом и настоящем. Сравни их. Придумай рассказ по этим фотографиям (устно).

Окружающий мир


Расшифруй слова


Где изображён город?


Работа в паре.

Обсудите, чем отличается город от села?


Многоэтажные

дома из кирпича.

Деревянные

частные дома.


Покрыты асфальтом.

Просёлочные.



В селе люди занимаются

выращиванием культурных

растений и разведением

домашних животных.

В городе множество

заводов и фабрик.


Транспорт.

В городе развит общественный транспорт:

автобусы, троллейбусы, трамваи.

В сёлах для передвижения используют

автобусы, велосипеды, лошадей.


В городе множество памятников, музеев,

кинотеатров и театров.

Подумай, чего много в городе

и чем окружены сёла?

Сёла окружены лесом, в котором много

грибов, ягод, трав.


Мало зелени,

загазованный воздух.

Чистый воздух,

экологически чистые

продукты питания.

Что ты можешь сказать о воздухе и зелени

в городе и селе?


ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.


СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) –небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.


Работа по учебнику.

  • Открой учебник на стр. 98-99.

2. Рассмотри на рисунках дома.

3. В чём сходство и различие горо-

ского и сельского домов?

4. Что в них сделано для удобства


Городской дом.

В городском доме всё сделано для удобства человека:

  • магазин на первом этаже;
  • балкон;
  • центральное отопление;
  • отдельные помещения для кухни и спальни и т.д.

Сельский дом.

В сельском доме есть:

  • подвальное помещение для хранения овощей и запасов на зиму
  • чердак - где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.

Работа в паре.

Найдите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах.


Каратун Ольга Валерьевна

учитель начальных классов

МАОУ «Зональненская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 городского округа Кохма

КОНСПЕКТ

урока по учебной дисциплине «Окружающий мир»

на тему: «Город и село»

Учитель начальных классов

2018 г

Тема: Город и село.

Класс: 2.

Форма урока: коллективный творческий проект.

Цели урока:

Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;

Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

Задачи урока:

  • систематизировать представление учащихся о жизни города и села, расширить у учащихся понятий «город», «село», «горожане», «селяне»;
  • развивать умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
  • воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к его истории и традициям, пробуждать желание сохранить его культуру и красоту. Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • пользоваться предложенным планом для устного рассказа об объекте окружающего мира;
  • учиться высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;
  • взаимодействовать в группе при выполнении учебных задач, выполнять взаимопроверку;

определять истинность (ложность) высказываний

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и селе.

  • ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;
  • развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;
  • формировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.

  • доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров;
  • излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы;
  • грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу

  • самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе;
  • понимать необходимости приобретения новых знаний;
  • представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей;
  • проявлять чувство гордости за свою малую родину

Предметные результаты:

  • иметь представление о понятиях «город», «село», «горожане», «селяне»; называть их отличительные признаки;
  • сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
  • рассказывать о своём городе (селе) по плану;
  • сравнивать городской и сельский дома;
  • рассказывать о своём доме по плану.

Знания: узнают о характерных особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать объекты города Кохма деревни; особенности городских и сельских домов, собирать информацию для проекта.

Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села.

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день . Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы во втором классе учимся!

Всё у нас получится!

2. Целеполагание и мотивация.

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на фото. Что изображено на фото? СЛАЙД 1

Так о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему, цель нашего урока.

ГОРОД и СЕЛО (слова на доске)

Сейчас вы закроете глаза и будете очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали, что вас окружает, где можно услышать такие звуки. Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина, и вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, то выкрикивать не нужно, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?

(Аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы»)

– Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.

3. Изучение нового.

Перед вами различные фотографии. (набор фотографий каждой группе). Я утверждаю, что на всех этих слайдах изображён город. Кто со мной согласен?

Я вижу, что вы хотите со мной поспорить.

Разделите фотогафии на группы.

– Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села. Для этого нам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.

СЛАЙД 2.

Город

Село

Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей.

Частные дома, в которых живет одна семья.

Дороги покрыты асфальтом.

Дороги могут быть асфальтированы, могут быть проселочными.

Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях.

Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных.

Большое количество транспорта.

Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях.

Зелени мало, воздух загазован.

Вокруг много леса, воздух свежий.

Много памятников, музеев, кинотеатров и театров.

Сейчас каждый из вас выберет только те иллюстрации, где изображен город.

Что же такое город?

ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.

Что такое село?

Село СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) – небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных. Есть такое еще понятие – деревня. Чем оно отличается от понятия села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви.

Определения на экране.

– Как вы думаете, где лучше жить в городе или селе?

Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.

Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.

Физкультминутка-игра
- Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.

Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.

Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец; кинотеатр; топор; утка; цирк; приусадебный участок; много машин.

4. Закрепление изученного. Краеведение.

В России много больших и малых городов, сёл, деревень... все они по-своему красивы.

В каком населенном пункте мы живем?

В какой области находится наш город?

Расскажите, что вы о нем знаете? (Кохма – красивый древний город с богатой историей и неповторимой архитектурой.)

Свыше пяти столетий насчитывает славная история города Кохмы. Существует несколько легенд по поводу названия нашего города:

  • «Кох- маа!» - «Вот земля!».
  • По другой легенде, в давние времена правил князь по имени Кох», отсюда и название «Земля Коха».

Наш город прошёл трудный путь от небольшого села Рождественское-Кохма до города Кохма.

Как называются жители нашего города?

– Какая река протекает в нашем городе? (Уводь)

– Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете?

Что ещё вы знаете о нашем городе?

Чем наш город отличается от сёл, деревень?

РАБОТА В ГРУППАХ.

Давайте вспомним правила работы в группах.

1 ГРУППА . У каждого города есть свой герб. Восстанови герб нашего города.

Герб

Центральная фигура герба - вздыбленный конь, который говорит о мужестве кохомчан, неоднократно отражавших нападения иноземных захватчиков.

Основным ремеслом жителей Кохмы являлось ручное льноткачество. В гербе это отражено символическим городским ключом:

  • крестообразно расположенные челноки в державке ключа указывают на текстильную отрасль (самое крупное предприятие города - АО "Кохма - текстиль";
  • бородка ключа из двух переплетенных стропил олицетворяют ОАО "Строммашина" - второе по величине градообразующее предприятие.

2 ГРУППА. Восстанови достопремечательности нашего города.

3 ГРУППА. Нарисуй многоэтажный дом. Найдите по три плюса и три минуса в городских квартирах.

4 ГРУППА. Нарисуй сельский дом. Найдите по три плюса и три минуса в сельских домах.

По мере готовности, результаты вывешиваются на доску.

Посмотрите, что у нас получилось. На доске - кусочек нашего города.

Стихотворение о КОХМЕ.

VI. Подведение итогов.

Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Всего важнее сохранить красоту и богатство города, села.

  1. Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.
  2. Беречь природу, приумножать ее богатства.
  3. Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели.

– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Давайте и мы украсим наш город.

Достаньте из конвертов маленькие частички ваших знаний - цветы.

Если вы узнали много интересного, и урок вам понравился, то тогда выбираем красный цветок.

Трудности – синий.

Не понравился урок – зелёный.

– Что же мы получили в итоге? (Наш город.)

– Достигли ли мы все цели, поставленные в начале урока.

– С какими понятиями познакомились вы на уроке. Попробуйте сформулировать понятия «город», «село».

Домашнее задание: Нарисовать дом, в котором вы живете. Урок окончен.