Город и село.
Окружающий мир
2 класс
г. Ноябрьск МАОУ СОШ № 2
Учитель начальных классов
Степанова Галина Владимировна
Расшифруй слова
На каких фотографиях изображён город?
Работа в паре.
Обсудите, чем отличается город от села?
Дома.
Многоэтажные
дома из кирпича.
Деревянные
частные дома.
Покрыты асфальтом.
Просёлочные.
Работа.
В селе люди занимаются
выращиванием культурных
растений и разведением
домашних животных.
В городе множество
заводов и фабрик.
Транспорт.
В городе развит общественный транспорт:
автобусы, троллейбусы, трамваи.
В сёлах для передвижения используют
автобусы, велосипеды, лошадей.
В городе множество памятников, музеев,
кинотеатров и театров.
Подумай, чего много в городе
и чем окружены сёла?
Сёла окружены лесом, в котором много
грибов, ягод, трав.
Чистый воздух,
экологически чистые
продукты питания.
Мало зелени,
загазованный воздух.
Что ты можешь сказать о воздухе и зелени
в городе и селе?
Город
ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.
Село
СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) –небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.
Работа по учебнику.
- Открой учебник на стр. 10-11.
2. Рассмотри на рисунках дома.
3. В чём сходство и различие
городского и сельского домов?
4. Что в них сделано для удобства
жителей?
Городской дом.
В городском доме всё сделано для удобства человека:
- магазин на первом этаже;
- балкон;
- центральное отопление;
- отдельные помещения для кухни и спальни и т.д.
Сельский дом.
В сельском доме есть:
- подвальное помещение для хранения овощей и запасов на зиму
- чердак - где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.
Работа в паре.
Найдите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах.
- Стр. 11, ответить на вопросы.
- Выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради.
Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь
На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.
План моего выступления на презентации.
1) Город, в котором я живу
2) История моего города: год основания, развитие
3) Достопримечательности моего города
4) Чем сейчас живет мой город
5) Я люблю свой город
Презентация «Город, в котором я живу»
Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.
Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.
Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.
Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.
Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.
А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.
Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!
Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).
Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.
Благодарности за помощь и сотрудничество.
Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.
1. Запиши основные сведения о своём городе (селе).
Название города (села): Москва
На какой реке (озере, море) стоит город (село): Москва
Главная улица: Тверская
Основные достопримечательности: Кремль, Царь-колокол, Царь-пушка, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Московский зоопарк, памятник Петру Первому, ВДНХ, Большой театр.
2. Нарисуй дом, в котором ты живёшь, или наклей фотографию.
3. Расспроси взрослых об истории своего дома (например, когда и кем он построен, когда поселилась в нём ваша семья, что изменилось в доме со времени постройки, как менялась территория вокруг дома). Если в семейном альбоме есть фотографии вашего дома в прошлом, рассмотрите их. Сравните с тем, как дом выглядит сейчас.
Здесь вы можете наклеить копии старых фотографий вашего дома или перерисовать их.
Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.
Я - дом, обычный панельный дом. Вырос я на большом пустыре, а вместе со мной на этом пустыре выросли другие, точно такие же как и я дома. Можно сказать, что мы все братья близнецы - так мы друг на друга похожи. Во мне живут самые разные жильцы: молодые и старые, весёлые и грустные, воспитанные и не очень. Больше всего любят во мне селиться молодые семьи с детьми, поскольку рядом со мной есть и уютный детский сад, и большая школа, и интересные детские площадки, и тихие уютные парки.
Жильцам постарше парки также очень нравятся. Правда они еще всегда хвалят меня за широкие коридоры, большие лифты, высокие потолки и просторные комнаты.
Я рад, что я такой молодой и современный дом. Мои жильцы очень счастливы жить во мне.
4. Рассмотри фотографии одного и того же дома в прошлом и настоящем. Сравни их. Придумай рассказ по этим фотографиям (устно).
Окружающий мир
Расшифруй слова
Где изображён город?
Работа в паре.
Обсудите, чем отличается город от села?
Многоэтажные
дома из кирпича.
Деревянные
частные дома.
Покрыты асфальтом.
Просёлочные.
В селе люди занимаются
выращиванием культурных
растений и разведением
домашних животных.
В городе множество
заводов и фабрик.
Транспорт.
В городе развит общественный транспорт:
автобусы, троллейбусы, трамваи.
В сёлах для передвижения используют
автобусы, велосипеды, лошадей.
В городе множество памятников, музеев,
кинотеатров и театров.
Подумай, чего много в городе
и чем окружены сёла?
Сёла окружены лесом, в котором много
грибов, ягод, трав.
Мало зелени,
загазованный воздух.
Чистый воздух,
экологически чистые
продукты питания.
Что ты можешь сказать о воздухе и зелени
в городе и селе?
ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.
СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) –небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.
Работа по учебнику.
- Открой учебник на стр. 98-99.
2. Рассмотри на рисунках дома.
3. В чём сходство и различие горо-
ского и сельского домов?
4. Что в них сделано для удобства
Городской дом.
В городском доме всё сделано для удобства человека:
- магазин на первом этаже;
- балкон;
- центральное отопление;
- отдельные помещения для кухни и спальни и т.д.
Сельский дом.
В сельском доме есть:
- подвальное помещение для хранения овощей и запасов на зиму
- чердак - где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.
Работа в паре.
Найдите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах.
Каратун Ольга Валерьевна
учитель начальных классов
МАОУ «Зональненская СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 городского округа Кохма
КОНСПЕКТ
урока по учебной дисциплине «Окружающий мир»
на тему: «Город и село»
Учитель начальных классов
2018 г
Тема: Город и село.
Класс: 2.
Форма урока: коллективный творческий проект.
Цели урока:
Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;
Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.
Задачи урока:
- систематизировать представление учащихся о жизни города и села, расширить у учащихся понятий «город», «село», «горожане», «селяне»;
- развивать умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
- воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к его истории и традициям, пробуждать желание сохранить его культуру и красоту. Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- пользоваться предложенным планом для устного рассказа об объекте окружающего мира;
- учиться высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;
- взаимодействовать в группе при выполнении учебных задач, выполнять взаимопроверку;
определять истинность (ложность) высказываний
Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и селе.
- ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;
- развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;
- формировать выводы из изученного материала.
Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.
- доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров;
- излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы;
- грамотно строить речевые высказывания.
Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу
- самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе;
- понимать необходимости приобретения новых знаний;
- представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей;
- проявлять чувство гордости за свою малую родину
Предметные результаты:
- иметь представление о понятиях «город», «село», «горожане», «селяне»; называть их отличительные признаки;
- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
- рассказывать о своём городе (селе) по плану;
- сравнивать городской и сельский дома;
- рассказывать о своём доме по плану.
Знания: узнают о характерных особенностях города и села.
Умения: научатся сравнивать объекты города Кохма деревни; особенности городских и сельских домов, собирать информацию для проекта.
Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села.
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день . Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы во втором классе учимся!
Всё у нас получится!
2. Целеполагание и мотивация.
Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на фото. Что изображено на фото? СЛАЙД 1
Так о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке?
Сформулируйте тему, цель нашего урока.
ГОРОД и СЕЛО (слова на доске)
Сейчас вы закроете глаза и будете очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали, что вас окружает, где можно услышать такие звуки. Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина, и вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, то выкрикивать не нужно, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?
(Аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы»)
– Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.
3. Изучение нового.
Перед вами различные фотографии. (набор фотографий каждой группе). Я утверждаю, что на всех этих слайдах изображён город. Кто со мной согласен?
Я вижу, что вы хотите со мной поспорить.
Разделите фотогафии на группы.
– Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села. Для этого нам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.
СЛАЙД 2.
Город | Село |
Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей. | Частные дома, в которых живет одна семья. |
Дороги покрыты асфальтом. | Дороги могут быть асфальтированы, могут быть проселочными. |
Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях. | Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных. |
Большое количество транспорта. | Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях. |
Зелени мало, воздух загазован. | Вокруг много леса, воздух свежий. |
Много памятников, музеев, кинотеатров и театров. |
Сейчас каждый из вас выберет только те иллюстрации, где изображен город.
Что же такое город?
ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.
Что такое село?
Село СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) – небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных. Есть такое еще понятие – деревня. Чем оно отличается от понятия села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви.
Определения на экране.
– Как вы думаете, где лучше жить в городе или селе?
Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.
Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.
Физкультминутка-игра
- Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.
Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.
Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец; кинотеатр; топор; утка; цирк; приусадебный участок; много машин.
4. Закрепление изученного. Краеведение.
В России много больших и малых городов, сёл, деревень... все они по-своему красивы.
– В каком населенном пункте мы живем?
В какой области находится наш город?
Расскажите, что вы о нем знаете? (Кохма – красивый древний город с богатой историей и неповторимой архитектурой.)
Свыше пяти столетий насчитывает славная история города Кохмы. Существует несколько легенд по поводу названия нашего города:
- «Кох- маа!» - «Вот земля!».
- По другой легенде, в давние времена правил князь по имени Кох», отсюда и название «Земля Коха».
Наш город прошёл трудный путь от небольшого села Рождественское-Кохма до города Кохма.
Как называются жители нашего города?
– Какая река протекает в нашем городе? (Уводь)
– Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете?
Что ещё вы знаете о нашем городе?
Чем наш город отличается от сёл, деревень?
РАБОТА В ГРУППАХ.
Давайте вспомним правила работы в группах.
1 ГРУППА . У каждого города есть свой герб. Восстанови герб нашего города.
Герб
Центральная фигура герба - вздыбленный конь, который говорит о мужестве кохомчан, неоднократно отражавших нападения иноземных захватчиков.
Основным ремеслом жителей Кохмы являлось ручное льноткачество. В гербе это отражено символическим городским ключом:
- крестообразно расположенные челноки в державке ключа указывают на текстильную отрасль (самое крупное предприятие города - АО "Кохма - текстиль";
- бородка ключа из двух переплетенных стропил олицетворяют ОАО "Строммашина" - второе по величине градообразующее предприятие.
2 ГРУППА. Восстанови достопремечательности нашего города.
3 ГРУППА. Нарисуй многоэтажный дом. Найдите по три плюса и три минуса в городских квартирах.
4 ГРУППА. Нарисуй сельский дом. Найдите по три плюса и три минуса в сельских домах.
По мере готовности, результаты вывешиваются на доску.
Посмотрите, что у нас получилось. На доске - кусочек нашего города.
Стихотворение о КОХМЕ.
VI. Подведение итогов.
Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Всего важнее сохранить красоту и богатство города, села.
- Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.
- Беречь природу, приумножать ее богатства.
- Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели.
– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Давайте и мы украсим наш город.
Достаньте из конвертов маленькие частички ваших знаний - цветы.
Если вы узнали много интересного, и урок вам понравился, то тогда выбираем красный цветок.
Трудности – синий.
Не понравился урок – зелёный.
– Что же мы получили в итоге? (Наш город.)
– Достигли ли мы все цели, поставленные в начале урока.
– С какими понятиями познакомились вы на уроке. Попробуйте сформулировать понятия «город», «село».
Домашнее задание: Нарисовать дом, в котором вы живете. Урок окончен.