» » Теория к заданию 8. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Теория к заданию 8. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Урок посвящен разбору задания 8 ЕГЭ по информатике


8-я тема — «Программирование алгоритмов с циклами» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1

Алгоритмические структуры с циклами

В 8 задании ЕГЭ используются алгоритмические структуры с циклами. Рассмотрим их на примере языка Паскаль.

  • Для знакомства и повторения цикла While , .
  • Для знакомства и повторения цикла For , .

Сумма арифметической прогрессии

Формула для вычисления n -ого элемента арифметической прогрессии:

a n = a 1 + d(n-1)

n членов арифметической прогрессии:

  • a i
  • d – шаг (разность) последовательности.

Сумма геометрической прогрессии

Свойство геометрической прогрессии:

b n 2 = b n+1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

\[ q = \frac {b_{n+1}}{b_n} \]

Формула для вычисления n -ого элемента геометрической прогрессии:

b n = b 1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

Формула для вычисления суммы первых n членов геометрической прогрессии:

\[ S_{n} = \frac {b_1-b_{n}*q}{1-q} \]

\[ S_{n} = b_{1} * \frac {1-q^n}{1-q} \]

  • b i – i-ый элемент последовательности,
  • q – знаменатель последовательности.

Решение заданий 8 ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

1 2 3 4 5 var k, s: integer ; begin s: = 512 ; k: = 0 ; while s

var k,s:integer; begin s:=512; k:=0; while s


✍ Решение:
  • В цикле k увеличивается на единицу (k — счетчик ). Соответственно, k будет равно количеству итераций (повторов) цикла. После завершения работы цикла k выводится на экран, т.е. это и есть результат работы программы.
  • В цикле s увеличивается на 64 . Для простоты расчетов возьмем начальное s не 512 , а 0 . Тогда условие цикла поменяется на s < 1536 (2048 — 512 = 1536):
s:=0; k:=0; while s < 1536 do begin ...
  • Цикл будет выполняться пока s<1536 , а s увеличивается на 64 , отсюда следует что итераций цикла (шагов) будет:
1536 / 64 = 24
  • Соответственно, k = 24 .

Результат: 24

Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 8 задания ЕГЭ по информатике:

10 Тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ по информатике 2017, задание 8, вариант 1 (Ушаков Д.М.):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var k, s: integer ; begin k: = 1024 ; s: = 50 ; while s> 30 do begin s: = s- 4 ; k: = k div 2 ; end ; write (k) end .

var k,s: integer; begin k:=1024; s:=50; while s>30 do begin s:=s-4; k:=k div 2; end; write(k) end.


✍ Решение:

Результат: 32

Подробное решение смотрите на видео:

ЕГЭ 8.3:

При каком наименьшем целом введенном числе d после выполнения программы будет напечатано число 192 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 var k, s, d: integer ; begin readln (d) ; s: = 0 ; k: = 0 ; while k < 200 do begin s: = s+ 64 ; k: = k+ d; end ; write (s) ; end .

var k,s,d: integer; begin readln (d); s:=0; k:=0; while k < 200 do begin s:=s+64; k:=k+d; end; write(s); end.


✍ Решение:

Рассмотрим алгоритм программы:

  • Цикл зависит от переменной k , которая каждую итерацию цикла увеличивается на значение d (вводимое). Цикл закончит «работу», когда k сравняется с 200 или превысит его (k >= 200 ).
  • Результатом программы является вывод значения переменной s . В цикле s увеличивается на 64 .
  • Так как по заданию необходимо, чтобы вывелось число 192 , то число повторов цикла определим так:
64 * x = 192 число повторов: x = 192 / 64 = 3
  • Так как в цикле k увеличивается на значение d , а повторов цикла 3 (при этом цикл завершается при k>=200 ), составим уравнение:
3 * d = 200 d = 200/3 ~ 66,66
  • Поскольку число получилось нецелое, то проверим и 66 и 67 . Если мы возьмем 66 , то:
66 + 66 + 66 = 198 (< 200)

т.е. цикл после трех прохождений еще продолжит работу, что нам не подходит.

  • Для 67 :
67 + 67 + 67 = 201 (>200)
  • Данное число 67 нас устраивает, оно наименьшее из возможных, что и требуется по заданию.

Результат: 67

Разбор задания смотрите на видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.4 (источник: вариант 3, К. Поляков)

Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var k, s: integer ; begin s: = 3 ; k: = 1 ; while k < 25 do begin s: = s+ k; k: = k+ 2 ; end ; write (s) ; end .

var k, s: integer; begin s:=3; k:=1; while k < 25 do begin s:=s+k; k:=k+2; end; write(s); end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Результатом программы является вывод значения s .
  • В цикле s меняется, увеличиваясь на k , при начальном значении s = 3 .
  • Цикл зависит от k . Выполнение цикла завершится при k >= 25 . Начальное значение k = 1 .
  • В цикле k постоянно увеличивается на 2 -> значит, можно найти количество итераций цикла.
  • Количество итераций цикла равно:
n = 25 / 2 ~ 12

(т.к. k изначально равнялось 1 , то в последнее, 12-е прохождение цикла, k = 25 ; условие цикла ложно)

  • В s накапливается сумма арифметической прогрессии, последовательность элементов которой удобней начать с 0 (а не с 3 , как в программе). Поэтому представим, что в начале программы s = 0 . Но при этом не забудем, что в конце необходимо будет к результату прибавить 3!
s:=0 ; k:=1; while k < 25 do begin ...
  • Тогда арифметическая прогрессия будет выглядеть:
1 + 3 + 5 + 7 ... количество членов прогрессии - 12, т.к. 12 итераций цикла
  • Существует формула вычисления суммы арифметической прогрессии:

s = ((2 * a1 + d * (n — 1)) / 2) * n

где a1 — первый член прогрессии,
d — разность,
n — количество членов прогрессии (в нашем случае — кол-во итераций цикла)

  • Подставим значения в формулу:
(2 * 1 + 2 * 11) / 2 * 12 = 144
  • Не забудем, что мы к результату должны прибавить 3 :
144+3 = 147
  • Это и есть значение s , которое выводится в результате работы программы.

Результат: 147

Решение данного задания ЕГЭ по информатике видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.5 (источник: вариант 36, К. Поляков)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var s, n: integer ; begin s : = 0 ; n : = 0 ; while 2 * s* s < 123 do begin s : = s + 1 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 0; n:= 0; while 2*s*s < 123 do begin s:= s + 1; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • В цикле переменная s постоянно увеличивается на единицу (работает как счетчик), а переменная n в цикле увеличивается на 2 .
  • В результате работы программы на экран выводится значение n .
  • Цикл зависит от s , причем работа цикла завершится когда 2 * s 2 >= 123 .
  • Необходимо определить количество прохождений цикла (итераций цикла): для этого определим такое наименьшее возможное s , чтобы 2 * s 2 >= 123 :
1 шаг: s = 2*1 2 =2 2 шаг: s = 2*2 2 =8 3 шаг: s = 2*3 2 =18 ... 7 шаг: s = 2*7 2 =98 (меньше 123, т.е. цикл еще работает) 8 шаг: s = 2*8 2 =128 (больше 123, цикл не работает!)

Либо просто нужно было бы найти такое наименьшее возможное четное число >= 123, которое при делении на 2 возвращало бы вычисляемый корень числа:

S=124/2 = √62 - не подходит! s=126/2 = √63 - не подходит! s=128/2 = √64 = 8 - подходит!

  • Таким образом, программа выполнит 8 итераций цикла.
  • Определим n , которая увеличивается каждый шаг цикла на 2 , значит:
n = 2 * 8 = 16

Результат: 16

Видео данного задания ЕГЭ доступно здесь:

ЕГЭ по информатике задание 8.6 (источник: вариант 37, К. Поляков со ссылкой на О.В. Гасанова)

Запишите через запятую наименьшее и наибольшее значение числа d , которое нужно ввести, чтобы после выполнения программы было напечатано 153 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var n, s, d: integer ; begin readln (d) ; n : = 33 ; s : = 4 ; while s < = 1725 do begin s : = s + d; n : = n + 8 end ; write (n) end .

var n, s, d: integer; begin readln(d); n:= 33; s:= 4; while s <= 1725 do begin s:= s + d; n:= n + 8 end; write(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Цикл программы зависит от значения переменной s , которая в цикле постоянно увеличивается на значение d (d вводится пользователем в начале программы).
  • Кроме того, в цикле переменная n увеличивается на 8 . Значение переменной n выводится на экран в конце программы, т.е. по заданию n к концу программы должно n = 153 .
  • Необходимо определить количество итераций цикла (прохождений). Так как начальное значение n = 33 , а в конце оно должно стать 153 , в цикле увеличиваясь на 8 , то сколько раз 8 «поместится» в 120 (153 — 33)? :
120 / 8 = 15 раз (количество итераций цикла)
  • Как мы определили, цикл зависит от s , которая в начале программы s = 4 . Для простоты работы примем, что s = 0 , тогда изменим и условие цикла: вместо s <= 1725 сделаем s <= 1721 (1725-1721)
... s:= 0; while s <= 1721 do begin ...
  • Найдем d . Так как цикл выполняется 15 раз, то необходимо найти такое целое число, которое при умножении на 15 возвращало бы число большее 1721 :
1721 / 15 = 114,733 - не целое, не подходит 1722 / 15 = 114,8 - не целое, не подходит... берем кратное 5: 1725 / 15 = 115 - целое, подходит!
  • 115 — это наименьшее d при котором n станет равным 153 (за 15 шагов цикла).
  • Найдем наибольшее d . Для этого надо найти такое число, которое соответствует неравенствам:
14 * d <= 1721 при этом: 15 * d > 1721
  • Найдем:
14 * 122 = 1708 (<=1721) 15 * 122 = 1830 (>1721)
  • Наибольшее d=122

Результат: 115, 122

Смотрите видео данного 8 задания ЕГЭ:

8 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 260 ; n : = 0 ; while s > 0 do begin s : = s - 15 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 260; n:= 0; while s > 0 do begin s:= s - 15; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:
    Рассмотрим алгоритм:
  • Цикл зависит от значения переменной s , которая изначально равна 260 . В цикле переменная s постоянно меняет свое значение, уменьшаясь на 15 .
  • Цикл завершит свою работу когда s <= 0 . Значит, необходимо посчитать сколько чисел 15 «войдет» в число 260 , иными словами:
260 / 15 ~ 17,333...
  • Эта цифра должна соответствовать количеству шагов (итераций) цикла. Так как условие цикла строгое — s > 0 , то увеличим полученное число на единицу:
17 + 1 = 18 итераций цикла Проверим: 17 * 15 = 255 (< 260) 18 * 15 = 270 (> 260)
  • Проверим на более простом примере. Допустим, изначально s=32 . Два прохождения цикла даст нам s = 32/15 = 2,133.. . Число 2 больше 0 , соответственно, цикл будет работать еще третий раз.
  • В результате работы программа распечатывает значение переменной n (искомый результат). В цикле переменная n , изначально равная 0 , увеличивается на 2 . Так как цикл включает 18 итераций, то имеем:
n = 18 * 2 = 36

Результат: 36

Подробное решение данного 8 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 2 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, i: integer ; begin i : = 1 ; s : = 105 ; while s > 5 do begin s : = s - 2 ; i : = i + 1 end ; writeln (i) end .

var s, i: integer; begin i:= 1; s:= 105; while s > 5 do begin s:= s - 2; i:= i + 1 end; writeln(i) end.


✍ Решение:
  • Рассмотрим алгоритм. Цикл зависит от переменной s , которая уменьшается каждую итерацию цикла на 2 .
  • В цикле также присутствует счетчик — переменная i , которая увеличится на единицу ровно столько раз, сколько итераций (проходов) цикла. Т.е. в результате выполнения программы распечатается значение, равное количеству итераций цикла.
  • Поскольку условие цикла зависит от s , нам необходимо посчитать, сколько раз сможет s уменьшиться на 2 в цикле. Для удобства подсчета изменим условие цикла на while s > 0 ; так как мы s уменьшили на 5 , соответственно, изменим и 4-ю строку на s:=100 (105-5):
... s:= 100; while s > 0 do begin ...
  • Для того чтобы посчитать, сколько раз выполнится цикл, необходимо 100 разделить на 2 , т.к. s каждый шаг цикла уменьшается на 2: 100 / 2 = 50 -> количество итераций цикла
  • В 3-й строке видим, что начальным значением i является 1 , т.е. в первую итерацию цикла i = 2 . Значит, нам необходимо к результату (50) прибавить 1 .
  • 50 + 1 = 51
  • Это значение и будет выведено на экран.

Результат: 51

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике 2018 (диагностический вариант экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков, Тренажер ЕГЭ):

Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. Ответ запишите в виде целого числа.

1 2 3 4 5 6 7 a: =- 5 ; c: = 1024 ; while a< > 0 do begin c: = c div 2 ; a: = a+ 1 end ;

a:=-5; c:=1024; while a<>0 do begin c:=c div 2; a:=a+1 end;1000 do begin s : = s + n; n : = n * 2 end ; write (s) end .

var n, s: integer; begin n:= 1; s:= 0; while n <= 1000 do begin s:= s + n; n:= n * 2 end; write(s) end.


✍ Решение:

    Рассмотрим алгоритм:

  • Условие цикла зависит от переменной n , которая изменяется в цикле согласно получению степеней двойки:
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
  • Когда переменная n принимает значение 1024 (11-й шаг цикла), условие цикла становится ложным и цикл перестает работать. На экран выводится значение s.
  • Переменная s — это сумма элементов геометрической прогрессии, т.к. в ней аккумулируются значения n

    Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы:

    Паскаль:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 522 ; n : = 400 ; while s - n > 0 do begin s : = s - 20 ; n : = n - 15 end ; write (s) end .

    var s, n: integer; begin s:= 522; n:= 400; while s - n > 0 do begin s:= s - 20; n:= n - 15 end; write(s) end.


    ✍ Решение:
    • В алгоритме присутствует цикл. Для того, чтобы разобраться в алгоритме, выполним трассировку начальных итераций цикла:
    • Видим, что в условии разница между значениями составляет 5 :
    122 - 117 = 5 117 - 112 = 5 ...
  • Таким образом, чтобы определить количество итераций (шагов) цикла, необходимо значение условия цикла, полученное в первой итерации, разделить на 5 :
  • 122 / 5 = 24,4 24 * 5 = 120 (120 + 2 = 122)

    Это значит, что на 24-й итерации цикла переменные s и n получили такие значения, после которых условие еще осталось истинным: 2 > 0. На 25-м шаге выполняется это условие:

  • В конце выполнения 25-й итерации, получаем условие для 26-й итерации:
  • 25 * 5 = 125 (125 - 3 = 122)
  • Значит, всего в цикле присутствует 25 итераций , в каждой из которых s уменьшается на 20 . Посчитаем, на сколько уменьшится значение s в общем:
  • 25 * 20 = 500 (за 25 итераций) 522 - 500 = 22 (вычитаем из исходных данных)

    Результат: 22

    Предлагаем посмотреть видео решения задания:

    ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

    Задание № 8 имеет 3 варианта.

    1 вариант задания № 8

    Алгоритм ответа:

      Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

      Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

      Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

      Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

      Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

    Сравните:

    уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

    НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

      Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

      ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

      Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

    2 вариант задания № 8

    Алгоритм ответа:

      Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

      Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

      Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

      Ответ: кОнституционный

    3 вариант задания № 8

    Алгоритм ответа:

      Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

      Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

      Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

      В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

      Ответ: собИрать

    Запомните корни с чередованием:

    Без ударения - О

    гар-гор

    клан-клон

    твар-твор

    Без ударения - А

    зар-зор

    плав-плов

    Зависит от последующей буквы в корне

    раст-ращ-рос

    лаг-лож

    скак-скоч

    Зависит от суффикса А, стоящего после корня

    кас+А - кос

    Зависит от значения

    равн-ровн

    мак-мок

    Завис т от суффикса А.

    Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

    бер-бир

    дер-дир

    мер-мир

    пер- при

    тер-тир

    бест-блист

    стел-стил

    жег-жиг

    чет-чит

    Буквы в корне им

    (занять- занИмать)

    ин

    (начать- начИнать)

    Запомните исключения и пишите их правильно

    Разберём примеры

    Пример 1

    Образец рассуждения

      Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

      Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

      Ответ: лЕ леять

    Пример 2

    Образец рассуждения

      Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

      Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

      Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

    Пример 3

    Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

    изгот..вле­ние

    ф..ло­ло­гия

    расст..лать

    предл..жение E-mail

    Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку состоит в поиске слова с безударной проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной. Здесь проверяется умение подбирать проверочные слова, находить корни с чередованием и разбираться в особенностях их написания, а также знание слов, написание которых нужно запомнить.

    Алгоритм выполнения задания

    • подберите проверочные слова (если это возможно);
    • проверьте наличие чередования в корне;
    • если невозможна проверка, слово словарное.

    Написание слов с гласной, которую нельзя проверить, нужно заучивать. Слова, на которые стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

    Лиловый, конституционный, лелеять, критерий, экскаватор, пьедестал, косметология, ветеринар, ко варный, великолепный, резервуар, репетиция, реставрировать, реставрация, величие, ко мби не зон, поликлиника, ко мпо но вать, ка та строфа, инквизиция, досконально, контингент, календарь, де кла раци я, приоритет, при ми тивный, дисциплина, шедевр, вестибюль, дивизия, профориентация, ка рна вал, приве редливый, багровый, а но малия, сковорода, инте лли гентный, околдовать, а нта го низм, приоритет, делегация, перламутр, оригинал, а пелляци я, гастроном, де зе ртир, ко ри фей, торжество, ветеран, лорнет, симметричный, резиденция, кондуктор, озорник, профиль, тротуар, ре аби ли таци я, ва кансия, де фи ци т, корысть, ре ста врировать, экспе ри мент, но ста льгия, пе сси мист, ме це нат, агроном, бо йкот, а па рта менты, суверенитет, по ро лон, кампания, се рти фикат, винегрет, натюрморт, а ва нтюра, предва рительный, ва трушка, фломастер, ураганный, каталог, ижди венец, привилегированный, ка морка, акварель, оранжевый, пейзаж, ко нфорка, стадион, гарнизон, па ра докс, ме ри ди ан, конференция, мо ти вировать, на ва ждение, а пло ди сменты, процент, аккордеон, га ба риты, вереница, ли ноле ум, палисадник, нотариус, лаконизм, контрастный, фантазер, кобура, па но рама, инициалы, торпеда, обоняние, оптимист, а дво кат, сти пендия.

    Способ проверки безударной гласной – подбор проверочного слова (его формы или однокоренное): акробатический – акробат, покаяние – каяться, обделенный – делит, настроение – настрой, щадящий – пощада, хожу – ходим, десна – дёсны, полила – полил.

    Корни (чередующаяся гласная)

    Гар-гор: под ударением пишется а, без ударения о – угар, угореть. НО пригарь, выгарки, изгарь;
    Зар – зор: без ударения а, под ударением – что слышится – зарница, зорька. НО зоревать;
    Клан – клон: без ударения о, под ударением – что слышится – раскланиваться, наклониться;
    Твар – твор: без ударения о, под ударением – что слышится – творец, тварь. НО утварь.
    Чит-чет, дир-дер, тир-тер, стил-стел, бир-бер, блист-блест, пир-пер, мир-мер, жиг-жег пишется и, если есть суффикс а: раздирать – раздерет. НО сочетать, сочетание, чета;
    Кас-кос: а, если есть суффикс а – касательная, прикосновение;
    А(я)-им(ин): пишется им (ин), если суффикс а – сжать, сжимать.
    Лаг-лож: перед г – а, перед ж – о – слагаемое, сложение. НО полог;
    Скак-скоч: перед к – а, перед ч – о – ускакать, выскочка. НО скачок, скачу, скачи, скачкообразный;
    Раст-ращ-рос: перед с – о, перед ст и щ – а – растение, подрос. НО росток, отрасль, отраслевой, на вырост, Ростислав, Ростов, ростовщик.
    Плав–плов: плов – в словах «пловец, пловчиха», плав – в остальных. НО плывуны;
    Равн-ровн: равн – «подобный по размеру, качеству» – уравнять в возможностях, ровн – «гладкий» – разровнять. НО равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник;
    Мак-мок-моч: мак – «опускать в жидкость» – макать кисточку, мок, моч – «пропускать жидкость, быть мокрым» – отмокать.

    Примеры заданий и их разбор

    Пример 1

    Определите слово, в котором пропущена: безударная проверяемая гласная корня

    заб…рёт
    вопл…щение
    к…ртина
    выч…тать

    Пример 2

    Определите слово, в котором пропущена: безударная непроверяемая гласная корня

    пол…тический
    исс…кать
    выж…гать
    г..ризонт

    «Политический», «иссякать»: политика, иссякнуть. «Выжигать» – корень с чередованием -жиг. Ответ: «горизонт ».

    Пример 3

    Определите слово, в котором пропущена: безударная чередующаяся гласная корня

    разд…рает
    распор…диться
    п…литра
    р…скошный

    «Роскошный», «распорядиться» проверяем: роскошь, распорядок, слово «палитра» проверить нельзя. Ответ: «раздирает » (-дир).

    Вариант 1

    1. За-да-ние 8

    2. За-да-ние 8

    3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    7. За-да-ние 8

    8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    Вариант 2

    1. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    стаб..ли-за-ция пров.. кация несг...ра-е-мый пол..гать

    зам..реть (от не-ожи-дан-но-сти)

    2. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    раскр..снеть-ся пр..тен-зия предл..гать прим..рение уб..ди-тель-но

    3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    б..рёза з..рница обж..гать к..ммер-сант сож..леть

    4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    эк..логия г..мна-зист нач..на-ю-щий с.мпа-тия эт..кетка

    5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    н..жней-ший эт..кетка утр..мбо-вать инт..ллек-ту-аль-ный з..рница

    6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    нак..рмить б..рлога соб..рать-ся тра-диц..онный ап..лля-ция

    7. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-вер-не-мая глас-ная корня.

    зат.. мнённый выт.. рать-ся бл.. стеть комп.. тент-ность р.. шение

    8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    изгот..вле-ние ф..ло-ло-гия расст..лать пол..жение опр..де-лить

    10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    в..рхо-вье орнам..нт отб..рает к..снул-ся выр..ста-ю-щий

    Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    к..варный

    переб..рёшь

    просл..вляя

    вр..щение

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Приведём верное написание:

    обАяние-НГ

    кОварный-НГ

    перебЕрёшь-ЧГ

    прослАвляя-ПГ

    врАщение-НГ

    Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

    При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

    На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

    Ответ: переберёшь.

    Ответ: переберёшь

    Актуальность: Используется с 2015 года

    Сложность: обычная

    Раздел кодификатора: Правописание корней

    Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

    ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

    Общее понятие о корне как части слова

    Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

    В задании 8 встречаются:

    Для успешного выполнения задания необходимо:

    Уметь определять тип корня;

    Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

    В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

    8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

    ПГ

    В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

    Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

      ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
    2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
    3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
    4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
    5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
    6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

    8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

    Краткое обозначение в пояснении НГ

    Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

    8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

    Краткое обозначение в пояснении ЧГ

    Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

    Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

    8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
    Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

    1 собирать – би р(а) –

    2 запирать – пи р(а) –

    3 обдирать – ди р(а) –

    4 обтирать – ти р(а) –

    5 замирать – ми р(а) –

    6 выжигать – жи г(а) –

    8 расстилать – сти л(а) –

    9 блистать – бли ст(а)

    1 бер – собе рет

    2 пер – запе реть

    3 дер – обде рет

    4 тер – обте реть

    5 мер – заме реть

    6 жег – выже г

    7 чет – выче т

    8 стел – рассте лить

    9 блест – бле стеть

    7 сочетание, сочетать

    4 потерять, потерпеть

    5 мир, мера

    Обратите внимание:

    противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

    Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

    Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

    Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

    8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

    Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

    нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

    8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

    В зависимости от условий существует несколько типов.

    1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

    Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
    гар/гор
    Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
    клан/клон
    Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
    твар/твор
    Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
    зар/зор
    Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
    плав/плов/плыв
    Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

    Пишется а : поплАвок

    Пишется ы : плывучий, плывун

    пловец, пловчиха

    расплавленный

    2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

    Условие Примеры Исключения Похожие корни
    раст/ращ/рос
    Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

    подростко́вый, Ростов, Ростислав

    Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
    Перед С только о : вырОсли, отрасль
    Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
    лаг/лож
    Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
    Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
    кас/кос
    Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
    Нет А всегда о : прикОснуться нет
    скак/скоч
    Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
    Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

    3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

    Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
    равн/ровн
    корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
    Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
    мак/моч
    корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой