» » Теорию инстинктов социального поведения. Теория инстинктов Ученых разработал концепцию инстинктов социального поведения

Теорию инстинктов социального поведения. Теория инстинктов Ученых разработал концепцию инстинктов социального поведения
Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Социология

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.

Основа социального поведения- психическая реальность. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Вместе с тем, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Важным моментом для исследователœей научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.

Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы - гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на базе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия 2) Внушение 3) Подражание

41."ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ".

В корне лежит чисто философская концепция.Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное слзнание,ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет направление деятельности.Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. В дальнейшем отказался от понятияʼʼ дух целого и дал более четкое понятие. Далее предложил исследовать язык обычаи и мифологию. В языке заложены великие смыслы, разные я зыки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Там изучались пласты обыденного сознания: культура, формула повсœедневного поведения.Все изучения дают возможность предсказывать реакцию народов на определœенные внешние воздействия. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Язык, миф, обычай - ϶ᴛᴏ не фрагменты народного духа, но самый данный дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает всœе остальные процессы. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом ʼʼмифʼʼ принято понимать всœе первобытное миросозерцание, под словом ʼʼобычайʼʼ - всœе зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык - ϶ᴛᴏ форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методы психологии народов по В. Вундту - ϶ᴛᴏ анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в т.ч. и психология народов, - ϶ᴛᴏ не наука о законах, по крайней мере, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития ʼʼдуши народаʼʼ.

Третьей теоретической предпосылкой современной науки о человеческом общении можно считать теорию инстинктов социального поведения, которая возникла из идеи эволюционизма Ч. Дарвина (1809–1882) и Г. Спенсера (1820–1903).

В центре этого направления теория У. Мак-Даугалла (1871–1938), английского психолога, с 1920 г. работавшего в США. Основные тезисы его теории таковы.

1. Психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

2. Главной причиной социального поведения индивидов являются врожденные инстинкты. Под инстинктами понимается врожденная психофизиологическая предрасположенность к восприятию внешних объектов определенного класса, вызывающая эмоции и готовность реагировать тем или иным образом. Другими словами, действие инстинкта предполагает возникновение эмоциональной реакции, мотива либо поступка. При этом каждому инстинкту соответствует вполне конкретная эмоция. Особое внимание исследователь уделял стадному инстинкту, порождающему чувство принадлежности и тем самым лежащему в основе многих социальных инстинктов.

Эта концепция претерпела некоторую эволюцию: к 1932 г. Мак-Даугалл отказался от термина “инстинкт”, заменив его понятием “предрасположенность”. Было увеличено количество последних с 11 до 18, но суть доктрины не изменилась. Бессознательные потребности в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении, комфорте и т. д. по-прежнему считались основной движущей силой человеческого поведения, фундаментом общественной жизни. Однако постепенно американский интеллектуальный климат менялся: ученые разочаровывались в довольно примитивной идее неизменности человеческой природы, и чаша весов склонялась в пользу иной крайности – ведущей роли окружающей среды.

Бихевиоризм

Новое учение, получившее названиебихевиоризма, ведет начало с 1913 г. и имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Родоначальниками его считаются Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958), сильное влияние на которых оказали труды известного русского физиолога И.П. Павлова.

Бихевиоризм– наука о поведении – предлагает отказ от непосредственного изучения сознания, а вместо этого – исследование человеческого поведения по схеме “стимул – реакция”, т. е. на первый план выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, вступает в силу “закон эффекта”: данная поведенческая реакция закрепляется. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения. При этом игнорируются не только врожденные задатки личности, но и неповторимый жизненный опыт, установки и убеждения. Иначе говоря, в центре внимания исследователей находится связь между стимулом и реакцией, но не их содержание. Однако бихевиоризм оказал существенное влияние на социологию, антропологию и, что особенно важно, на менеджмент .

В необихевиоризме (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Хоманс и др.) традиционная схема “стимул – реакция” усложняется введением промежуточных переменных. С точки зрения проблемы делового общения наибольший интерес представляет теория социального обмена Д. Хоманса, согласно которой частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула.

Фрейдизм

Особое место в истории социальной психологии занимает З. Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог. Фрейд прожил в Вене практически всю жизнь, совмещая преподавательскую работу с медицинской практикой. Существенное влияние на становление его учения оказала научная стажировка в Париже в 1885 г. у известного доктора-психиатра Ж. Шарко и поездка с целью чтения лекций в Америку в 1909 г.

Западная Европа на рубеже XIX–XX вв. характеризовалась социальной стабильностью, бесконфликтностью, избыточно-оптимистическим отношением к цивилизации, безграничной верой в человеческий разум и возможности науки, буржуазным ханжеством викторианской эпохи в сфере морали и нравственных отношений. В этих условиях молодой и честолюбивый Фрейд, воспитанный на идеях естествознания и враждебно настроенный к “метафизике”, приступил к исследованию психических заболеваний. В то время причиной психических отклонений считались отклонения физиологические. У Шарко Фрейд познакомился с гипнотической практикой лечения истерии и начал изучать глубинные пласты человеческой психики.
Он сделал вывод, что нервные заболевания вызываются бессознательными психическими травмами, и связал эти травмы с половым инстинктом, сексуальными переживаниями. Научная Вена не приняла открытия Фрейда, но поездка в США с лекциями о психоанализе, сделала переворот в науке.

Рассмотрим те положения, которые имеют непосредственное отношение к закономерностям человеческого общения и поведения в обществе и в той или иной степени выдержали испытание временем .

модель психической структуры личности , по Фрейду, состоит из трех уровней: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я” (по-латински “Ид”, “Эго”, “Супер-Эго”).

Под “Оно ” понимается самый глубинный, недоступный сознанию слой человеческой психики, изначально иррациональный источник сексуальной энергии, именуемый либидо . “Оно” подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя и иногда прорывается в сознание в образной форме сновидений, в виде описок и оговорок. Являясь источником постоянного психического напряжения, “Оно” социально опасно, так как бесконтрольная реализация каждым индивидом своих инстинктов может привести к гибели человеческого общения. На практике этого не происходит, поскольку на пути запретной сексуальной энергии встает “плотина” в виде нашего “Я”.

Я ”подчиняется принципу реальности, формируется на основе индивидуального опыта и призвано способствовать самосохранению личности, ее адаптации к окружающей среде на основе сдерживания и подавления инстинктов.

“Я”, в свою очередь, подконтрольно “Сверх-Я ”, под которым понимаются усвоенные индивидом общественные запреты и ценности, моральные и религиозные нормы. “Сверх-Я” формируется в результате идентификации ребенка с отцом, выступает источником чувства вины, укоров совести, недовольства собой. Отсюда следует парадоксальный вывод, что психически нормальных людей нет, все – невротики, поскольку у каждого присутствует внутренний конфликт, стрессовая ситуация.

В этой связи практический интерес представляют предложенные Фрейдом механизмыснятия стрессового напряжения, в частности вытеснение и сублимация. Суть их можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе герметически закрытый паровой котел, в котором неуклонно возрастает давление. Взрыв неизбежен. Как его предотвратить? Либо максимально укрепить стенки котла, либо открыть предохранительный клапан и выпустить пар. Первое – это вытеснение, когда нежелательные чувства и желания вытесняются в область бессознательного, но даже после перемещения продолжают мотивировать эмоциональное состояние и поведение, остаются источником переживаний. Второе – сублимация: сексуальная энергия катализируется, т. е. трансформируется во внешнюю деятельность, не противоречащую общественно значимым ценностям, например, художественное творчество.

Таким образом на основе выше сказанного можно констатировать, чтоСоциальная психология освещает закономерности возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений. Социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, мезо-, микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

К пониманию и объяснению науки о социально-психологических феноменах в обществе в научной среде определились 3 подхода по вопросу предмета социальной психологии:

1-й определяет, что Социальная психология – это наука о «массовидных явлениях психики» под которыми понимают различные явления от психологии классов и общностей до изучения нравов, традиций, обычаев групп, коллективов и т.д.;

2-й исследует общественную психологию, понимая под этим изучение общественного сознания, через изучение социальной психологии личности;

3-й попытка синтезировать два предыдущих подхода, изучая массовые психические процессы и положение личности в группе.

За единицу анализа в социальной психологии берут «взаимодействие» в результате которого, образуются социально-психологические явления. По существу они и есть эффекты взаимодействия. Именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких отраслей знания сложилась социальная психология как наука?

2. Что можно выделить в качестве объекта и предмета исследования в социальной психологии?

3. Что вы знаете о национальной психологии и ее значении для практики использования в деловом общении?

4. Какова суть психологии толпы? В чем особенности манипулирования толпой?

5. Расскажите о бессознательных механизмах личности по учению З. Фрейда.

6. Как связаны бихевиоризм и современные концепции управления персоналом?

Контрольный тест

1. Бихевиоризм – это учение

А) о поведении человека основанное на изучении его жизненного опыта

Б ) о поведении вызванного внешним раздражителем

В) о поведении человека руководствующегося сознательным отношением к происходящему.

2. Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднестатистической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:

А ) в психологии народов

Б) в психологии масс

В) в психологии толпы

3.Значение психологии народов заключается в том, что:

А ) в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию

Б) в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием

В) в уподоблении себя другому человеку

4.Непосредственными создателями психологии масс были:

А) В. Макдаугал

Б) М. Лазарус, Г, Штейнталь

В) Г. Лебон, Г. Штейнталь

Г ) С.Сигеле, Г.Лебон

5. Функционализм как направление в социальной психологии возник под влиянием:

А) теории К.Маркса о прибавочной стоимости

Б) концепций психологии народов и психологии масс

В ) эволюционной теории Ч. Дарвина и теории социал-дарвинизма Г. Спенсера

Г) бихевиоризма

6. Частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула относится к:

А) теории социального обмена

Б) необихевиоризм

В) теории психологии масс

7. Центральной идеей бихевиоризма в социальной психологии является:

А) идея неизбежности влияния

Б) идея наказания

В ) идея подкрепления

Г) идея измерения

8. Какое из приведенных ниже высказываниям не относится к предписаниям, описанным Э.Берном

А) «будь совершенным»

Б ) «поторопись»

В) «будь сильным»

Г) «будь собой»

9. Концепции психологии масс содержат в себе важные социально-психологические закономерности:

А) взаимодействия людей в толпе

Б) влияние средств массовой культуры на общественное и массовое сознание

В) отношений массы и элиты

10. Понятие социальное влияние в социальную психологию ввел:

А) Дж. Уотсон

Б) Оллпорт

В) Мак Дугалл

А) Музафер Шериф

Б ) Курт Левин

В) Лион Фестингер

11. Для индивида в толпе типичны:

А) обезличенность,

Б) резкое преобладание чувств, утрата интеллекта
В) утрата личной ответственности

Г ) все выше перечисленное

12. «Психология народов» как теоретическая школа сложилась:

А ) в Германии

Б) во Франции

В) в Англии

Лекция 2. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП

Тема 2.1. История исследования групп в социальной психологии

«Простой социальный контакт порождает стимуляцию инстинкта, повышающего эффективность каждого отдельного работника». (К. Маркс)

Жизнь большинства людей проходит в тех или иных группах (взросление, социализация, обучение, приобретение навыков, умений, профессий) сопряжена для каждого из нас со вступлением во все новые и новые группы. Принадлежность к группе – непременное условие человеческого существования, сохранения психического здоровья.

Теоретики психологии масс Г. Тард и Г. Лебон убедительно доказали, что поведение и психика отдельно взятого индивида и его же, но находящегося в массе, среди других людей, сильно различаются. Собрание уже двух людей образует массу. У истоков социально-психологического и собственно социологического понимания групп стоит психология масс.

Социальная психология обратилась к проблеме группового, массового поведения лишь через несколько десятилетий после психологии масс, в 1930-х г.г. Изначально в социальной психологии существовала традиция, которая предписывала изучать социальное поведение на уровне действия индивидов, а не групп. Психологи основное внимание уделяли личностному восприятию, индивидуальным установкам, действиям, межличностным взаимодействиям и т. д.

Некоторые психологи утверждали, что групп как носителей особой психологии вообще не существует, что группы – это некие фикции, созданные воображением. Так, в частности, Флойд Оллпорт утверждал, что группа представляет собой лишь набор разделяемых людьми ценностей, мыслей, привычек, т.е. всего того, что одновременно присутствует в головах нескольких людей. Данная точка зрения получила в истории социальной психологии название персоналистиического или чисто психологического подхода . Н. Тритлетт, У. Мак-Дугалл, М. Шериф, С. Аш, Л. Фестингер, Дж. Хоманс продолжили данную традицию, но их подход был менее радикальным.

Параллельно с персонализмом в социальной психологии сложилась и социологическая традицияидущая от Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Г. Тарда. Сторонники этого подхода утверждали, что все социальное поведение не может быть адекватно объяснено и понятно, если изучать его лишь на уровне поведения индивидов. Поэтому группы и групповые процессы необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии.

Активное исследование групп началось в 1930-х г.г. Именно тогда Курт Левин провел в США первые лабораторные исследования групповых процессов («групповых динамик»). В социальной психологии благодаря Левину появились такие понятия, как «групповая сплоченность», «тип лидерства», им же было сформулировано первое определение группы (Шихерев П. Н., 1999, с. 89).

В 1950-60-х г.г. происходило интенсивное сближение вышеназванных течений социальной психологии – персоналистской и социологической школ. Противоречия постепенно преодолевались. Эта объединительная тенденция возникла не случайно. Проблема изучения закономерностей групповых процессов приобрела актуальное практическое значение. 75% всех исследований малых групп финансировалось промышленными фирмами и военными организациями. Интерес государственных учреждений, бизнесменов и финансистов к изучению групп был продиктован потребностью совершенствования методов управления группами-организациями, а через них индивидами.

Количество публикаций, касающихся проблем групп в мировой литературе с 1897 по 1959г. составило 2112 наименований, но с 1959 по 1969г. оно возросло на 2000, а с 1967 по 1972г. еще на 3400, 90% всех публикаций, касающихся исследования групп, пришлись на долю США. (Семечкин Н. И., 2004, с. 292).

Определение группы

По мере становления социальной психологии отрицание групп как носителей особой психологии было преодолено. Но остались другие проблемы. Одна из них связана с определением того, что же такое группа.

Разнообразие групп, членами которых мы являемся, лучше всего подтверждает то, что группы – это не фикции, не фантомы сознания, а активные психологические субъекты социальной реальности. Разнотипность групп затрудняет саму возможность выделить в них нечто общее, чтобы дать определение группы. Очевидно, что не всякую совокупность людей, даже собравшихся в одном месте, можно считать группой.

Что же делает группу группой? Что является наиболее общим признаком группы? Э. Берн утверждает, что это некое осознание принадлежности и непринадлежности, т.е. «Мы» и «Вы». Австралийский социальный психолог Джон Тернер говорил, по сути, о том же, утверждал, что члены группы должны воспринимать себя как «Мы» в отличие от «Они» (Майерс Д., 1997).

Но это слишком общий критерий. Он не позволяет понять, что, собственно, заставляет некую совокупность индивидов осознавать себя как «Мы».

Наиболее бесспорным представляется критерий определения группы, предложенный Куртом Левиным, который предполагал, что суть группы состоит во взаимозависимости ее членов. Следовательно, группа представляет собой «динамическое целое», а изменение в одной ее части влечет за собой изменения в любой другой части. Сплоченность группы определяется степенью взаимозависимости и взаимодействия всех частей и членов группы.

Большинство современных определений группы является производным от формулировки, предложенной К. Левиным. Группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Наличие структуры;

Наличие организации;

Активное взаимодействие членов группы;

Осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы» в отличие от всех остальных людей, которые воспринимаются как «Они».

Таким образом, группа возникает всякий раз, когда по крайней мере два человека начинают взаимодействовать друг с другом, выполняя свою роль и соблюдая определенные нормы и правила.

Группа появляется тогда, когда взаимодействие людей приводит к формированию групповой структуры. Причем не обязательно, чтобы люди находились в тесном, непосредственном взаимодействии. Они могут находиться на большом расстоянии друг от друга, редко, а может быть никогда не видеться друг с другом и тем не менее образовывать группу.

Джозеф Мак-Грас полагает, что группы могут различаться по степени выраженности в них групповых признаков: количеством социальных взаимодействий, степенью влияния членов группы друг на друга, количеством групповых норм и правил, наличием взаимных обязательств и т.д. (McGrath, 1984)

Все это будет определять меру сплоченности группы и долговременность ее существования.

Размер группы

Группа предполагает взаимозависимость и взаимодействие своих членов, вследствие чего у них возникают общие переживания, развиваются и устанавливаются эмоциональные связи, а также формируются определенные групповые роли. Группы отличаются друг от друга по многим параметрам. Они могут различаться по размеру, составу, т.е. по «внешнему виду» - возрастной, гендерной, этнической, социальной принадлежности своих членов. Кроме того, группы отличаются друг от друга структурно.

На протяжении всей истории изучения групп исследователи пытались установить оптимальный размер группы, необходимый для решения тех или иных задач. Проблемы, решаемые различными группами существенно различаются: у семейной – одни, у спортивной – другие. Поэтому ставить вопрос об оптимальном размере группы бессмысленно: прежде чем говорить о размере группы, необходимо уточнить, о какой конкретно группе идет речь.

Вопрос о размерах группы – вполне прагматический. Например, из скольких человек должна состоять академическая студенческая группа, чтобы каждый учащийся и группа в целом могли максимально эффективно пользоваться ресурсами ВУЗа.

Американские социальные психологи традиционно занимались проблемой оптимального размера двух разновидностей групп. Во-первых, групп, предназначенных для решения интеллектуальных задач (П. Слейтер – 5 человек, А. Осборн – от 5 до 10); а, во-вторых - жюри присяжных (компактное жюри из 6 человек может быстрее достичь единогласия).

Таким образом, размер группы – это не просто описательная характеристика, он является важным фактором, влияющим на течение внутригрупповых процессов: большой группе трудно принять единогласное решение.

Каким должен быть размер группы, которая работает в экстремальных условиях (подводная лодка, космос, пограничная застава и т.д.)? Словом, все те места, где люди длительное время находятся в условиях вынужденной групповой изоляции.

Нередко замкнутость относительно небольших групп, обусловленная различными причинами (экономическими, психологической безграмотностью, равнодушием и т.д.) приводит к конфликтам, психическим расстройствам и заболеваниям, самоубийствам и убийствам среди членов групп, оказавшихся в изоляции. Это явление известный полярный исследователь Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством», а другой, не менее известный путешественник Т. Хейердал - «острым экспедиционитом».

Размер семейной группы затрагивает еще один аспект данной проблемы. Известно, что традиционная семья состояла из нескольких поколений, что и обеспечивало ее стабильность. Современная нуклеарная семья (родители и дети до совершеннолетия) малочисленна, а потому и неустойчива.

Конечно, в данном случае важен не только размер семейной группы сам по себе, поскольку это вопрос семейных ценностей – т.е. установок в отношении семьи как социальной ценности. Тем не менее, многочисленность семейной группы можно рассматривать как фактор самосохранения семьи. (Мацумото, 2002г.).

Таким образом, неправомерно ставить вопрос об оптимальном размере группы вообще, безотносительно к тому, что это за группа. Во-первых, не существует единого критерия успешности и эффективности всех групп во всех отношениях и в любых условиях. Большие группы могут способствовать снижению активности своих членов, ухудшению психологического климата, но в большой группе легче найти единомышленников. Однако если в маленькой группе человек всегда рискует остаться в одиночестве, то в большой группе ему легче найти единомышленников. Во-вторых, размер группы должен соотноситься со сложностью решаемой задачи. Выполнение одних задач под силу одиночке, тогда как для решения других требуется участие многих людей. В-третьих, размер группы должен зависеть от того, насколько структурирована задача, т.е. насколько ее можно разложить на подзадачи.

Кроме того, при определении размера группы необходимо учитывать ее тип, обстоятельства, в которых ей предстоит действовать, а также возможную продолжительность ее существования. (Семечкин Н.И., 2004, с. 297).

Структура группы. Роль, ролевые ожидания и статус

Структура группы является системой групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой. Все эти элементы групповой структуры могут возникнуть стихийно, в процессе становления группы, но могут быть установлены и организаторами группы. Структура группы обеспечивает единство членов группы, поддерживает ее функционирование, жизнедеятельность. Кроме того, поскольку структурные характеристики у каждой группы свои, структура является выражением специфики той или иной группы, ее направленности, сущности, устойчивости и постоянства.

Что касается роли , то она связана с выполнением тех или иных функций человеком, занимающим определенную социальную позицию.

Ролевые ожидания – это представления о том, что должен делать человек, играющий конкретную социальную роль. Ролевое разделение является характеристикой групповой структуры.

Малые группы делятся на формальные и неформальные. Основное различие между ними состоит в том, что первые создаются и организуются целенаправленно, в то время как вторые обычно возникают стихийно. В зависимости от того является ли группа формальной или неформальной, ролевое разделение происходит либо спонтанно, либо целенаправленно.

В формальных группах роли распределяются и предписываются – например, назначается формальный лидер. Но в любой формальной группе параллельно идет и самопроизвольное ролевое распределение. Так, наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий даже большим влиянием.

Когда группа еще только формируется, роли ее членов определены нечетко, но затем происходит достаточно неоднозначный процесс вычленения тех или иных ролей. Например, в любой студенческой группе определяется «комик», «самый умный», «самый тупой», «самый справедливый», «самый хитрый», «сексапильный» и т.д. член группы. Когда же группа уже сложилась и какое-то время функционирует, то для новичка, только что вступающего в группу, может быть заранее отведено определенное место, как правило, не очень престижное.

В любом социальном обществе всегда выстраивается определенная система соподчинения авторитетов, поэтому людям присуща «борьба за статус». Т.к. не все роли пользуются одинаковым уважением и соответственно обладают равным статусом. Степень статусности зависит от возраста, уровня образования, пола, культурной принадлежности членов группы, характера ее деятельности, направленности и т. д. (Морис, 2002).

Социологи Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали теорию статусных характеристик. Эта теория объясняет, как возникают статусные различия. Согласно данной теории, основанием для неравенства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов – членов группы. Статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других. В различных исследованиях было выявлено, что статусными могут оказаться такие характеристики, как способности, военные чины и звания, напористость, демонстрируемая озабоченность групповыми целями и т. п. В целом же, исследователи установили, что в западных культурах большими шансами на получение высокого статуса обладают мужчины, люди белой расы, пожилые, в отличие от женщин, чернокожих и молодежи.

Контрольные вопросы

1. Чем группа отличается от случайного, или агрегатного, скопления людей?

2. Из каких элементов складывается групповая структура?

3. В чем состоит суть группы, по мнению К. Левина?

4. Назовите основные признаки группы.

5. Правомерно ли ставить вопрос об оптимальном размере группы?

6. Почему численность группы приобретает жизненно важное значение, когда группа работает в экстремальных условиях?

7. Почему численность группы можно рассматривать как фактор самосохранения семьи?

Контрольный тест

1.Малая группа – это

А) небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Б) стихийно возникшее, характеризующееся отсутствием общей цели скопление людей, находящихся в непосредственном контакте.

В)небольшое по размеру объединение людей, не связанных непосредственным взаимодействием.

2. Групповое давление – это

А) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива.

Б) процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

В) изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

3. Социальный стереотип – это

А) относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события, явления.

Б) тенденция переоценивать степень, в которой поведение человека зависит от внутренних, диспозиционных факторов, и недооценивать роль ситуационных факторов.

В) установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия.

4. Социальная перцепция – это

А ) восприятие и понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

5. Социометрия – метод

А) сбора информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемого;

Б) сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений;

В ) диагностики социально-психологической структуры взаимоотношений в малых группах

6. Ситуация, в которой факт присутствия другого усиливает продуктивность деятельности. называется

А ) социальной фасилитацией

Б) социальной ингибицией

В) сдвигом риска

Г) каузальной атрибуцией

7. Ситуация, в которой очевидность правильного решения приносится в жертву единодушия группы

А) социальная фасилитация

Б) групповая поляризация

В) сдвиг риска

Г) огруппленное мышление

8. Социальный статус – это

А ) положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.

Б) изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

В) процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

9. Механизм проекции – это

А) неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах.

Б) наделение познаваемого объекта исключительно положительными качествами.

В) перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия.

10. Социальная дистанция – это

А) сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат.

Б) оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

В) специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

11. Конформизм – это

А) процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Б) некоторое противоречие между двумя или более установками.

В) изменение изначально противоречащих мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

12. Интерактивная сторона общения –

А) восприятие и понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Б) связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами.

В) связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействие.

13. Частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула относится к:

А) теории социального обмена

Б) необихевиоризм

1. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на западе / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

2. Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. – Л.: Эго, 1991.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М.. Грановская. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

4. Кульмин, Е.С. Социальная психология / Е.С. Кульмин; Под ред. В.Е. Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

5. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори. – М.: Дело, 1992.

6. Платон. Государство / Платон // Соч.: В 3 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3. Ч. 1.

7. Федотов, Г. Святые Древней Руси / Г. Федотов. – М.: Московский рабочий, 1990.

8. Франклин, Б. Автобиография / Б. Франклин. – М.: Московский рабочий, 1988.

9. Фрейд, З. “Я” и “Оно” / З. Фрейд // Труды разных лет. – Тбилиси, 1991.

10. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1984.

Персоналии

Аристотель

(384-322 до н. э.)

Аристотель - древнегреческий ученый, философ,
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Наиболее известными его трудами считаются «Метафизика», «Физика», «Политика», «Поэтика».

Платон (Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.) –

древнегреческий философ.

Родился Платон в семье с аристократическими корнями. После знакомства с Сократом принял его учение. Затем в биографии Платона состоялось несколько путешествий: в Мегарц, Кирену, Египет, Италию, Афины. Именно в Афинах Платоном была основана собственная академия.

Философия Платона получила наибольшее выражение в учении о познании, а также политико-правовом направлении. Теория познания у Платона базируется на двух способах обретения знаний – посредством ощущений (вера, уподобление) и умом.

В своем труде «Государство» философ описывает политическую утопию. Также в своей биографии Платон рассматривал различные виды правления, представленные тимократией, олигархией, демократией, тиранией. Следующий труд «Законы» также был посвящен утопическому государству. Целиком изучить наследие философа удалось лишь в 15 веке, когда его работы были переведены с греческого.

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) –

невролог, психиатр, психолог.

Родился 6 мая 1856 года в Фрайберге, Чехия. Затем из-за преследований евреев в биографии Фрейда состоялся переезд вместе с семьей в город Тысменица Ивано-Франковской области Украины.

Психоанализ Фрейда основан на изучении ранее испытанных травматических переживаний. Разбирая сновидение как сообщение, он выяснял причины заболевания, давая таким образом пациенту вылечиться.

Изучению психологии Фрейд посвятил несколько работ. Его метод свободных ассоциаций представлял неконтролируемый поток мыслей пациента.

В 1938 году в биографии Зигмунда Фрейда состоялся еще один переезд: в Лондон. Макс Шур по просьбе Фрейда, претерпевающего значительные боли в результате заболевания раком, дал ему превышенную дозу морфия. От нее Фрейд скончался 23 сентября 1939 года.

Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) -

экономист, философ, политический журналист.

Родился 5 мая 1818 года в Трире, Пруссия.

Образование в биографии Маркса было получено в гимназии Трира. После ее окончания в 1835 году, Карл поступил в университет города Бонн, затем Берлинский университет. В 1841 году Карл Маркс окончил университет, защитил докторскую диссертацию. В то время он увлекался выдвижением атеистических, революционных идей из философии Гегеля.

В 1842-1843 годах работал в газете после закрытия газеты увлекся политической экономией. Женившись на Дженни Вестафлен, переехал в Париж. Затем в биографии Карла Маркса происходит знакомство с Энгельсом. После этого Маркс жил в Брюсселе, Кёльне, Лондоне. В 1864 году им была основана «Международная рабочая ассоциация».

Представители психологии масс считали, что социальное поведение может быть объяснено через такие социально-психологические механизмы, как …

Решение:
Представители психологии масс считали, что социальное поведение может быть объяснено через такие социально-психологические механизмы, как например, подражание (Г. Тард) или психологическое заражение (Г. Лебон).

В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что …

Решение:
В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами; на действии инстинктов строятся все социальные учреждения. Автором теории инстинктов социального поведения является У. Мак-Дугалл. Основной тезис его теории заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого У. Мак-Дугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Также в концепции инстинктов социального поведения утверждается, что на действии инстинктов строятся социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Методы соц.пс.

К методам активного социально-психологического обучения относится ___________ метод.

Высокий субъективизм при сборе данных, относительная ограниченность в обобщении результатов исследования являются недостатками метода …

Проблема лич. В СП

Объединение ситуативного и личностного аспектов социального поведения было предложено в рамках __________ подхода к проблематике личности.

Решение:
Объединение ситуативного и личностного аспектов социального поведения было предложено в рамках интеракционистского подхода к проблематике личности. Выдвинув в качестве базовой категории «взаимодействие», интеракционисты наиболее полно определяют само содержание понятия «социальная сущность личности». Дж. Г. Мид обосновывает тезис, что человек становится существом социальным лишь тогда, когда включает в свой внутренний мир других людей, когда соотносит свои собственные действия с возможными реакциями или оценками их.

Подход к проблеме социализации, в основе которого лежит позиция о решающем значении раннего детства для будущего личности, называется …

Пр.общенияч в СП

Механизм взаимопонимания в процессе общения, в основе которого лежит осмысление человеком того, как он воспринимается партнером, называется …

Решение:
Механизм взаимопонимания в процессе общения, в основе которого лежит осмысление человеком того, как он воспринимается партнером, называется рефлексией. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.

МакДугл. Введение в СП.

  • - Любым соц. поведеним людей управляют врожденные инстинкты.
  • - Сущ. принцип целесообразности, кот подчинено соц. поведение чела. Вся жизнь это стремление к цели. Все стремится к цели. Цели порождены инстинктами. Движ. к цели управляется эмоциями, в кот разряжается нервная энергия; каждому из осн. инстинктов соотв. набор эмоций (инстинкту борьбы соотв. гнев и страх; бегства – ч-во самосохранения; воспроизведения рода – женская робость и ревность)

Социальные аспекты личности (системы ценностных ориентаций, социальные установки)

Ценностные ориентации . Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Соц. установки – Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Биосоциальный характер инстинктов,

Определение инстинктов социального поведения.

Определение инстинктов:

Инстинкт - наследственная предрасположенность к восприятию определенных объектов внутреннего и внешнего мира, способность испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним.

Виды сложных инстинктивных процессов:

1. Инстинктивные реакции, допускаемые и восприятием стимульных объектов и представлением о них.

2. Реакции, которые могут видоизменяться и усложняться.

3. Сложные представления, возникающие одновременно, когда несколько процессов переплетаются один с другим (страх и любовь, слезы и смех).

4. Инстинктивные стремления, группирующиеся около некоторых объектов или представлений о них.

Инстинкты – первопричина человеческого действия.

Группы инстинктов:

I. Инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида. Продолжения первичных эмоций:

1. инстинкт бегства и эмоция страха;

2. инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;

3. инстинкт любопытства и эмоция удивления;

4. инстинкт драчливости и эмоция гнева;

5. инстинкт самоунижения или самоуверенности и эмоция отрицательное или положительное самочувствие.

II. Инстинкты, направленные на сохранение рода, вида, то есть социальные инстинкты:

1. родительский инстинкт;

2. половой инстинкт (инстинкт воспроизводства рода) – связан с родительским инстинктом, включает в себя ревность;

3. стадный инстинкт.

III. Социальные инстинкты, свойственные только человеку, но не имеющие особо важного значения:

1. инстинкт приобретения;

2. инстинкт строительства.

IV. Прирожденные тенденции, имеющие большое значение для социальной жизни. Они обладают общим характером, но не имеют постоянного ядра возбудителя. Псевдоинстинкты.

1. симпатия – совместное переживание эмоций с другим существом;

2. внушение – процесс усвоения переданной мысли при отсутствии логического основания для понимания этой мысли (один плачет – все плачут);

3. подражание: проходит по механизму симпатии или механизму идеомоторных реакций, основывающихся на том, что идея стремится перейти в действие, или по механизму социального подражания.

Иначе говоря, инстинкт – способность действовать целесообразно, но без сознательного видения цели и без предварительной выучки производить данное действие (т.е. импульсивно). Это импульс.

Человек, в отличие от животного, может осознавать свое поведение.

Дополнения к лекции:

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе , предполагавшем существование некой "животной души", обеспечивавшей психические функции животных. Термин инстинкт (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков . Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений. Первое эволюционное учение было разработано Жаном Батистом Ламарком . Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованной поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой.

Первым психологом, включившем инстинкт в психологическую теорию, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что инстинкты служат источником энергии для подсознательного и проявляются в виде желаний. Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Стремление к агрессии и разрушению определяется инстинктами смерти (танатос), половое влечение, самосохранение, любовь определяются инстинктами жизни (эрос).

Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция «горме» была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом. Он же разработал собственную классификацию инстинктов (первые две группы перечисленных в лекции инстинктов).

Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала.Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию целевой или гормической (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Биосоциальный характер инстинктов.

Герин: все инстинкты биосоциальны, человек неотделим от людей.

Инстинкты.

Номер группы инстинктов. Название. Характеристика содержания инстинкта.
Существовать Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, быть счастливым
Расти Физически, духовно, интеллектуально становиться сильнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения, заводить семью, растить детей, добиваться собственной неповторимости, воспитывать
Утверждаться Занять свое место под солнцем, быть заметным, уважаемым, достигать чина, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, обладать чувством собственного достоинства 0 8 10
Защищаться Не допускать вторжения других в свою жизнь, собственную личность, оберегать свое племя, родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни, избегать ударов судьбы, природы и людей
Взаимодействовать Соединять свою жизнь с другими, создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь, диалог, делиться знаниями и опытом, привязываться к ним эмоционально, делиться радостями и горестями, быть патриотом, сохранять верность идеалу и добру, жертвовать собой ради других

Дополнение к лекциям:

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью . Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное , то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления.

Человек - существо биосоциальное, ему присущи как биологические, так и социальные качества. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.