» » Великобритания в середине 20 века. II Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

Великобритания в середине 20 века. II Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году.

Внутренняя политика

В 1900 году была основана Лейбористская партия Великобритании.

В 1906 году прошли парламентские выборы. На этих выборах в первый и последний раз в истории Великобритании к власти пришла Либеральная партия, а также недавно основанная Лейбористская партия впервые приняла участие в выборах.

Демократизация государственного строя:

1. Реформа палаты общин – срок нахождения в парламенте сократился с 7ми до 5ти лет. Реформа была осуществлена в 1911 году.

2. В том же году была проведена реформа палаты лордов – их полномочия в финансовых вопросах были значительно сокращены и переданы в палату общин. Произошло это следующим образом: в 1911 году случился парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

В конце первого десятилетия XX века обострилась проблема Ирландии. В 1912 году было принято т.н. “home rule”, по которому Ирландия делится на две части – Северная остается в составе Великобритании, остальные же графства получают статус доминиона (владения – независимого государства в составе Британской империи). Данный законопроект вступил в силу в 1914 году после Первой мировой войны.

Внешняя политика

В 1904 г. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 г. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

Основные направления внешней политики:

1. конец политики «блестящей изоляции» - заключен военно-политический договор с Японией в 1902 г., предусматривавший следующее:

Нейтралитет в случае нападения одного противника, при 2х и более противниках – оказание военной помощи

Разделение сфер влияния в Китае

Признание особых интересов Японии в Корее

Договор был направлен против Германии, США и России.

2. В 1904 году – англо-французское соглашение, т.н. «Сердечное согласие» (Антанта). Были поделены сферы влияния: Франция получила Марокко, Восточный Сиам, Мадагаскар. Великобритания получила Египет, Западный Сиам, Ньюфаундленд.


3. 1907 год – англо-русское соглашение о разделе Ирана и Афганистана (под протекторатом ВБ). Таким образом три страны оказались объединены мирными соглашениями (франко-русское соглашение было заключено еще в 1892 году).

4. англо-бурская война в Африке 1899-1902 гг. Англичане одержали победу, территории были взяты под контроль.

5. 1900-1901 гг. Интервенция в Китае – подавление национально-освободительного движения. Англия принимала также участие в подавлении революции в Иране (1905-1911).

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной.

Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, поэтому она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена всеобщая военная мобилизация.

Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале 1920-х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Кое-что еще по этой теме (внешняя политика) можно почитать здесь: http://www.referat.ru/referats/view/22920

конце XIX века. Англия понесла наиболее длительной и тяжелой кризиса с 1873 г охватила промышленность, сельское хозяйство, торговлю, финансы протяжении 1870-1914 гг она утратила мировую промышленную мо онополию. Общее промышленное производство страны за это время удвоилось (но в мире она выросла в четыре раза). Вместо трети мировой индустриальной продукции (как было раньше) на долю. Англии придется ала теперь лишь седьмая часть. В начале 80-х годов ее обогнали. США, в начале XX в -. Германия. Английские товары потеряли конкурентоспособность в соревновании с немецкими и американскими. Однаими.. Однак

Англия еще занимала первое место в мире по объему вывоза капитала, ее торговый флот оставался мировым перевозчиком (половина американских товаров перевозилась английскими судами). Она имела н мощный военно-морской флот. Английский фунт стерлингов оставался мировой расчетной валютноою.

При власти находились. Либеральная (ветви) или. Консервативная (тори) партии, сменяя друг друга. Либеральная партия во главе с. Уильямом. Бенджамином. Гладстоном и. Консервативная партия во главе с. Дизраэли обстоюва али интересы крупного капитала, кроме того, консерваторы также представляли интересы крупных землевладельцев. Пытаясь привлечь на свою сторону массового избирателя, либералы были вынуждены осуществлять социальную и реформы. Консерваторы основное внимание уделялось внешней политике, хотя и прибегали иногда к ограниченному социальных реформння.

По либеральных правительств. Гладстона был увеличен государственное финансирование начального образования, введена экзамены при поступлении на государственную службу, а также парламентскую реформу: парламентские выборы стали тает емкими, а закон 1884 г расширил круг избирателей. Консерваторы в ответ отменили запрет на забастовку пикеты, уравняли в правах рабочих и предпринимателей перед судом, запретили работать детям до 10 лет тощщо.

Как консерваторы, так и либералы осуществляли активную колониальную политику. Консервативное правительство. Солсбери установил контроль над. Суэцким каналом, направил войска на о. Кипр, вел войну против бурских респ публики -. Трансвааля и. Оранжевой свободного государства, в 60-е годы - против. Афганистана, завершил завоевание. Бирмы,. Малаккского полуострова,. Судана. По либерального правительства. Гладстона был оккупирован. Египет, раз начато войну в. Судане, восторженно. Уганданду.

Колониальная экспансия. Англии стала причиной англо-бурской войны (1899-1902). Буры, потомки голландцев, переселившихся в. Южную. Африку, покорили местное население и более двух десятилетий оказывали оп пор англичанам. Открытие там залежей золота подтолкнули. Англию к подготовке агрессии против буров. Последние, убедившись в непосредственной угрозе их независимости, объявили войну. Англии, однако силы были неравны и 1902 г буры подписали мирный договор, по которому. Трансвааль и. Оранжевое. Свободное государство стали английскими колониями. Впоследствии они были объединены с другими английскими колониями в. Юго-Афр иканський. Союз, ставший английским доминиономоном1.

Буры (африканеры) - самоназвание голландских, французских и немецких колонистов в. Южной. Африке. Центром колониализма в

Южной. Африке была. Папская колония, созданная голландцами во второй половине XVII в. Сюда переселялись также французские гугеноты и выходцы из. Германии. Захватив земли местных африканских племен, бу. Ури создавали в районе мыса. Доброй. Надежды фермы, где активно использовалась рабский труд в первой половине XIX в. Папская колония перешла к. Англии, которая ликвидировала местном самоуправлении буров, в водила английский язык и активно переселяли колонистов из. Англии. После принятия закона 1833 об освобождении рабов в английских колониях бури начали покидать. Капской колонии и захватывать соседние земл и зулусов. В сражениях 1838 ("День. Динг-ана") и 1840г бури нанесли окончательное поражение зулусов, однако создать на их территории свое государство не смогли, поскольку были присоединены англичанами в. Папской кол онии. Буры вытеснили племена. Бечуаны и басуто из бассейна рек. Оранжевая и. Вааль и создали там два государственных образования -. Трансвааль (Южно-Африканская республика) и. Оранжевое (Оранжевое. Свободное государство а), независимость которых признала. Англия в середине XIX в. Летом 1867 на берегу реки. Оранжевая случайно нашли алмазы. Для их добычи начали создаваться акционерные общества, однако вскоре моноп олистом стала компания"Де. Бирс", созданная. С. Родсом, мечтавший о создании системы британских колоний в. Африке - от скверного в. Египет. Лондон активизировал политику в регионе и предложил проект федерации британских колоний и бурских республик для совместных колониальных захватов в. Африке. После отклонение бурами. Англия в 1877 захватила. Трансвааль. У1879-1887pp. Англия нанесла поражение. Зул самом и включила. Зулуленд в состав английской колонии. Наталь. Однако буры. Трансвааля отказались подчиняться англичанам и начали против них вооруженную борьбу. Это заставило. Англию снова признать независимость. Т рансваалю. После того как в. Трансваале были открыты залежи золота,. С. Роде, в то время премьер-министр. Папской колонии, начал активно вмешиваться во внутренние дела. Трансвааля. Иностранные золотодобытчики в. Трансваале ("уитлендеры") не допускали буров к участию в политической жизни республики. Тогда те создали собственную"партию реформ"и установили контакты с. С. Родсом и руководителем английской администрации в. Родезии. Джемс-ном. В декабре 1895 г члены"партии реформ"опубликовали ультимативные требования к правительству. Трансвааля следующий день английский отряд из 500 человек выступил с. Родезии в направлении. Йоганнесб. Урга - центра добычи золота в. Трансваале. Однако в январе 1896 г английских солдат разгромили бурские фермеры в битве при. Крюгенсдорфи. Пленных отправили в. Лондон, где они были осуждены за нарушь ения границ независимого государства. Однако"золото"и"алмазы"все больше привлекали колонизаторов, повлекшее англобурську войну 1899-1902p "алмази" все більше приваблювали колонізаторів, що спричинило англобурську війну 1899-1902pp.

Среди внутренних проблем острой была ирландская. В 60-80-е pp в. Ирландии усилилось национально-освободительное движение. Ирландская буржуазия выдвинула программу самоуправления (гом-рулю) для. Ирландии в предел ах. Британской империи. В. Ирландии началось движение неповиновения. Ирландская фракция в палате общин осуществляла обструкцию деятельности английского парламента. В начале 1886 г либеральный кабинет. Гладстона р озробив умеренный план гомрулю: в. Ирландии создавался местный парламент, но важнейшие вопросы внутренней политики должен решать. Лондон. Однако и такая умеренная уступка натолкнулась в. Англ ее на решительное сопротивление. Даже среди либералов произошел раскол. Правительство. Гладстона ушел в отставку відставку.

Монополизация производства в. Англии приводила к усилению эксплуатации рабочих и обострение социальных проблем. Организатором движения рабочих за улучшение их положения были тред д-юнионы, объединяющие высококвалифицированных рабочих. Усилилась также борьба неорганизованных рабочих (митинги и демонстрации безработных, забастовки рабочих спичечных фабрик, газовых заводе в. Лондон, лондонских докеров). В стране формировался"новый юнионизм"- тред-юнионы низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих 1893 г возникла независимая от тред-юнионов. Рабочая партия, боровшаяся я за избрание в палату общин представителей рабочего классабітничого класу.

Предприниматели решили ослабить влияние тред-юнионов 1900 г во время забастовки на железной дороге долины. Таффи железнодорожная компания подала в суд на железнодорожников, требуя выплаты убытков, которые компания получила от забастовки. Другие компании последовали примеру железнодорожной компании. Тогда по решению. Конгресса тред-юнионов на конференции был учрежден. Комитет рабочего представительства для проведения в парламе. НТУ рабочих депутатов для того, чтобы повлиять на законодательство страны и остановить наступление предпринимателей 1906 г. Комитет был переименован в. Лейбористскую партиипартію.

С целью ослабления социальной напряженности министр экономики. Ллойд. Джордж (правительство либералов) внес в 1909 г законопроект о максимальный возраст выхода на пенсию - 70 лет, введение материальной подт римкы бирж труда безработных, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности. Законопроект был утвержден. Однако социальное маневрирование. Ллойд. Джорджа не дало заметных результатов. Конфликты р обитникив с предпринимателями продолжались: в 1911-1912 гг бастовали шахтеры, докеры, моряки, железнодорожники, которые требовали повышения заработной платы, признания профсоюзов, 8-часового рабочего дно дня.

Не было успокоение и в мятежную. Ирландию. Либеральное правительство, который зависел от голосов ирландских депутатов в палате общин принял законопроект о гомруль. Ирландии, передавал все местные дела п под контроль ирландского парламента (при условии руководства. Лондоном внешней политикой, армией, полицией, финансами, налогами). Противники проекта требовали, чтобы в состав будущей ирландской гос. Авы не входил. Ольстер - северная часть острова, где концентрировались наиболее развитые промышленные центры их сторонники создали в. Ольстере вооруженные отряды, которые поддержала английский реакция. Однако официального ры английских военных частей, которые получили в начале 1914 г приказ отправиться в. Ольстер для наведения там порядка, отказались выполнить приказ. Либеральное правительство пошло на уступки мятежным офицераіцерам.

Первая мировая война фактически стала поводом для отсрочки закона о гомруль

В начале XX века международные позиции. Англии ухудшились. В условиях обострения борьбы империалистов за рынки и колонии был поставлен вопрос об их передел, что грозило прежде всего. Англии как самый йбильший колониальной государстве. Резко ухудшились англо-германские отношения, усилились военно-морское соперничество обоих государств, торговая конкуренция, борьба за колонненії.

К концу XIX. Англия осуществляла политику"блестящей изоляции": руководство страны считало, что противоречия между континентальными государствами острее, чем между. Англией и ее соперниками из. Континентальной ной. Европы. В связи с этим в случае конфликта с. Россией или. Францией. Англия могла рассчитывать на поддержку. Германии или. Австро-Венгрии, а потому она не испытывала нужды связывать себя союзными обязательство занных, которые могут втянуть ее в войну за чужие интересужі інтереси.

Разжигая противоречия между великими державами,. Англия обеспечивала себе свободу действий. Островное положение и мощный морской флот оберег ее территорию от нападения со стороны любого. Необходимость борьбы против своего главного конкурента -. Германии - заставила. Англию отказаться от прежней политики и формировать блоки с другими государствами 1904 г. Англия и. Франция достигли соглашения по основным колониальным х проблем. Франция прекращала противодействие. Англии в колониях, в частности в. Египте, а. Англия признавала за. Францией право на захват. Марокко 1907 г было подписано англо-французское соглашение, получившей название. Ант анти. Англия и. Россия поделили сферы влияния в. Иране,. Афганистане и. Тибете. Это сделало возможным англо-российское сотрудничество против. Германийімеччини.

При наличии франко-английского соглашения, соглашений между. Англией и. Россией завершалось создание англо-франко-русского союза -. Антанты целом. Антанта как военный союз сформировалась лишь во время. Первой св. Витово войни.

Великобритания во второй половине ХХ - начале XXI века

Предыстория

Великобритания как один из важнейших участников антигитлеровской коалиции вышла из Второй мировой войны победителем. При этом в ходе войны она понесла значительные потери - как человеческие, так и материальные. На момент окончания войны Великобритания имела внушительный внешний долг.

События

1947-1948 гг. - начало деколонизации Британской империи. В эти два года независимость получили Индия и Бирма. Независимыми государствами большинство британских колоний в Африке, Карибском бассейне и Океании стало в 1950-80-е годы. Многие из них при этом признают главой государства британского монарха и имеют статус королевств Содружества; такой же статус имеют Канада и Австралия.

1956-1957 гг. - Суэцкий кризис. Суэцкий канал, находившийся на территории Египта, формально не было его собственностью, так как некогда египетская доля была выкуплена Великобританией. Он был крайне важен для британской экономики. В 1956 г. правительство Египта заявило о национализации канала. Великобритания, Франция и Израиль договорились о совместных военных действиях и атаковали Египет. Это вызвало резкую критику со стороны США, традиционного союзника Великобритании, а СССР пригрозил противникам Египта ракетными ударами. В итоге Великобритания была вынуждена отозвать войска. Суэцкий кризис повредил имиджу британских властей и продемонстрировал зависимость Великобритании во внешней политике от позиции США.

1969-1972 гг. - эскалация конфликта в Северной Ирландии). В то время как государство Ирландия с 1949 стала окончательно независимым от Великобритании, выйдя из состава Содружества, Северная Ирландия (также называемая Ольстер) оставалась частью Великобритании. В этноконфессиональном плане население Северное Ирландии является смешанным, там многочисленны и британцы-протестанты, и ирландцы-католики. Конфликты между ними случались и в 1950-60-е годы, но на новый уровень они перешли после того, как Британия перебросила на остров дополнительные войска для устранения беспорядков. Британцам противостояла Ирландская республиканская армия, задачей-максимум которой являлось включение Ольстера в состав Ирландии. Конфликт сопровождался многочисленными террористическими актами, которые организовывали радикалы с обеих сторон. Стороны заключили мир лишь в 1998 году, однако мир этот не является достаточно прочным и по сегодняшний день.

1979-1990 гг. - Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании от Консервативной партии. В периоде ее премьерства:
. в рамках оптимизации государственных расходов сокращалась финансовая поддержка депрессивных регионов, образования, ЖКХ и других социальных сфер;
. государственные предприятия активно приватизировались;
. была ограничена деятельность профсоюзов;
. был введен крайне непопулярный подушный коммунальный налог.

В целом политика Тэтчер нередко давала положительный экономический эффект, но вызывала ненависть миллионов британцев, в первую очередь рабочих и представителей наименее обеспеченных слоев населения. В 1990 году она была смещена с должности коллегами по партии, опасавшимися, что из-за политики Тэтчер партия консерваторов теряет популярность (см. РИА Новости).

1982 г. - Фолклендская война. Расположенные у побережья Южной Америки Фолклендские острова принадлежали Великобритании. Весной 1982 г. Фолкленды были захвачены Аргентиной, но в результате военной операции возвращены Британией. Война привела к падению военной хунты в Аргентине и укрепила престиж правительства Тэтчер.

2005 г. - террористическая атака в Лондоне. Группа исламистов-смертников одновременно привела в действие четыре взрывных устройства в лондонском общественном транспорте. Взрывы привели к многочисленным жертвам и связаны с антитеррористической политикой Великобритании, проводимой совместно с США.

Заключение

Во второй половине XX века Великобритания утратила статус колониальной империи, и ей пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Тем не менее, такие факторы, как стабильная политическая система, складывавшаяся веками, развитая промышленность и др., позволили Великобритании избежать серьезных потрясений.

Конспект

На первых по окончании Второй мировой войны выборах победил ставленник лейбористской партии - Клемент Эттли . Консерваторы, руководившие страной в период войны, во главе с Уинстоном Черчиллем потерпели тяжелое поражение. Именно Эттли представлял Великобританию на Потсдамской конференции союзников.

В послевоенное время общество Великобритании переживало не лучшие времена. Великобритания из всех государств Европы, развивалась медленнее всех. Роль ведущей державы постепенно уходила из ее рук.

Рис. 1. Британия после Второй мировой войны ()

Послевоенное правительство Эттли провело ряд социальных реформ. Так, было введено всеобщее бесплатное образование, были приняты законы, направленные на поддержание малоимущих и бедных слоев населения, вводились пенсии по старости. Лейбористами было национализировано здравоохранение - медицинская помощь оказывалась за счет государства. В конце 1940-х гг. была национализирована одна из главных отраслей промышленности - сталелитейная. Затем огосударствлению подверглись транспорт, энергетика, угольная и металлургическая промышленность.

1950-е гг. в истории Великобритании характеризуются дальнейшим подъемом и восстановлением промышленности, подорванной войной. Вернувшийся в 1951 году к власти Черчилль денационализировал ряд производств, но сохранил некоторые социальные блага. В Великобритании 1950-е - начало 1960-х гг. характеризуются периодом своеобразного застоя в экономике и политической жизни. Из-за разрушения колониальной системы промышленность Великобритании долгое время не могла приспособиться к новым условиям. Бывшие «свои» рынки стали теперь «чужими» и свободными. Ко всему прочему Великобритания отгораживалась от создаваемого Европейского Экономического Союза , считая, что такая свободная торговая зона нанесет ещё больший вред ее экономике. Только в 1973 году она стала полноправным членом ЕЭС.

В 1964 году к власти пришло лейбористское правительство Гарольда Вильсона , которое снова национализировало ряд отраслей промышленности и заключило «социальный контракт » с профсоюзами - замораживание тарифов и цен в обмен на отказ от забастовок.

В Великобритании, как и во всем западном мире, начался рост «общества потребления ». 1960-е гг. характеризуются появлением массовой культуры, усилением антивоенных, женских, студенческих и прочих массовых организаций. Именно они стали влиять на политику страны и стали тем новым электоратом, за голоса которого боролись политические партии.

1960-е - годы крушения колониальной системы. Практически все колонии Великобритании получили независимость.

1970-е годы отмечены в истории Великобритании несколькими энергетическими кризисами, постепенным сокращением доли производства в экономике и прочими отрицательными явлениями. В тоже время, в стране наблюдается рост т.н. «белых воротничков » - людей, занимающихся инженерно-технической работой, численность которых превысила количество «синих воротничков » - рабочих.

В 1979 году к власти в Великобритании приходят консерваторы во главе с «железной леди» Маргарет Тэтчер . Являясь сторонницей жесткой экономии, Тэтчер повела войну с профсоюзами, приняв законы о запрете забастовок. Она закрыла нерентабельные предприятия, и в первую очередь угольные шахты, что вызвало массовую безработицу. По стране прокатились массовые акции протеста, которые жестоким образом подавлялись. В стране началась приватизация - т. е. передача в частные руки крупных государственных предприятий. Был введен подушный налог, обязывающий каждого британца, достигшего 18-летнего возраста платить налог, что вызвало возмущение малоимущих слоев общества. Тэтчер являлась ярким представителем течения «социал-дарвинизма », суть которого заключается в следующем - «в обществе выживает сильнейший».

Рис. 3. Маргарет Тэтчер ()

Новый премьер-министр Великобритании консерватор и преемник Тэтчер Джон Мейджор немного ослабил политику своей предшественницы. В 1990-х гг. Великобритания переживала экономический и промышленный спад. Разразившийся в Еврозоне финансовый кризис также не способствовал успехам. Но, несмотря на это, Великобритания оставалась одной из главных капиталистических стран Западной Европы.

В 1997 году премьер-министром стал лейборист Тони Блэр . При нем Великобритания стала все больше обращать внимание на решение противоречий между обществом и крупным бизнесом. Такой курс получил название третий путь . Большое внимание правительство Блэра уделяло вопросам образования, здравоохранения и социальной сфере.

На выборах 2010 года победу одержал консерватор .

Рис. 4. Дэвид Кэмерон ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Почему Великобритания, бывшая некогда главной державой мира, после Второй мировой войны уступила это первенство США?
  2. Охарактеризуйте понятие «тэтчеризм». Плюсы и минусы.
  3. Каким направлениям внутренней политики уделяется наибольшее внимание в современной Великобритании?
  1. Академик ().
  2. Интернет-портал Durov.com ().
  3. Интернет-портал Regnum.ru ().

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И ИСТОРИИ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Контрольная реферативная работа

по дисциплине "Всемирная (синхронная) история"

на тему: "Внутренняя и внешняя политика Англии в начале XXв"

Выполнила: студентка гр. 04.3-302

Калимуллина Альбина

Проверил: к.и.н., доцент кафедры

Международных отношений

Пеньковцев Р.В.

Введение

1. Внутренняя политика Англии в начале XX в

1.1 Особенности внутренней политики Англии XX в

1.2 Ирландский вопрос

1.3 Рабочее движение в Англии

2. Внешняя политика Англии на рубеже XX в

Заключение

Список используемых источников

Введение

В начале XX века английская экономика продолжала своё развитие. Возросло производство угля, увеличилось потребление хлопка, бурно развивалось сельское хозяйство, производство продуктов питания, сырья для легкой промышленности. Но, несмотря на успешное развитие, английская промышленность заметно теряла свои позиции, отставание от конкурентов увеличивалось. Из «Мировой кузницы», «Мировой мастерской» Англия превращалась в одну из высокоразвитых стран. Но, несмотря на некоторые неудачи в экономике, несмотря на то, что Великобритания проиграла экономическую гонку Германии, она оставалась величайшей колониальной державой с территорией, занимающей 20% поверхности земного шара. Англия практиковала как прямое, управление в колониях (колонии напрямую подчиненные английской короне). Многие колонии практически не имели никаких прав на самостоятельность, на самоопределение. Все их действия направлялись из Лондона. Так и косвенное управление. В некоторых колониях смешивались разные формы управления (Индия, Нигерия, и т. д.). Англия постоянно расширялась как колониальная держава. В 1907 году Новая Зеландия стала белым доминионом Англии. Доминионы даже при прямых формах управления имели самостоятельность на порядок выше, чем остальные колонии. В 1914 году Англия устанавливает протекторат над Египтом. Англия развивалась как колониальная держава вследствие того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли. Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести продукцию. Английская буржуазия диктовала официальному Лондону: «Чем больше у Англии колоний, тем богаче английская буржуазия.

1. Внутренняя политика Англии в начале XX в

1.1 Особенности внутренней политики Англии XX в

английский ирландский экономика политика

В декабре 1905 года еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. Лидер партии Г. Кэмпбелл-Баннерман включил в состав своего правительства как либералов-империалистов - Э. Грея, Г. Асквита и др., так и радикалов - Д. Ллойд Джорджа, У. Черчилля. Парламентские выборы 1906 года принесли жестокое поражение консерваторам. Правительство либералов оставалось вплоть до 1916 года. Правительство внесло ряд законопроектов. Считаясь с требованиями рабочих, оно сделало стачку и стачечные фонды легальными. Лорды из опасения перед тред-юнионами не решились задержать этот закон. Но зато все остальные билли, которое внесло правительство в 1906-1908 годах они либо отвергали, либо так уродовали, что правительство само брало их обратно. Бессилие парламента разочаровывало массы. Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение было отвергнуто. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты, требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либеральная буржуазия внушала массам, что борьба против палаты лордов- эта борьба за демократию в интересах народа. По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, что столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата. Асквит и руководство либералов не соглашались ни на одни из предложенных планов. Они пошли по другому пути. Они решили сохранить палату лордов как наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить ее права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет. Эта была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа - ведь лорды могли затянуть принятие любого закона. Летом 1910 было организовано “Совещание 8-ми”, которое, однако, так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес законопроект, основной смысл которого сводился к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат. Не трудно понять, что принятие этого предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5: 1 (ясно, что если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство). Палата лордов одобрила проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 г. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы.

В крайне ограниченном характере парламентской реформы проявлялась реакционная политика власти, которая стремилась сохранить как можно больше отживших институтов. Одним из важных имперских мероприятий Кемпбэлл-Баннермана было предоставление автономии завоеванным бурским республикам. Эта мера открыла возможность создания в Южной Африке нового доминиона- Южно-Африканского Союза. Вскоре Кемпбэлл-Баннерман, к тому времени уже больной старик, ушел в отставку. На посту его сменил Асквит. Сам Асквит принадлежал к крылу либералов-империалистов. Ллойд-Джордж получил в новом кабинете крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.

Годы правительства Асквита - это новая ступень в нарастании внутренних и внешнеполитических затруднений Британской империи, новая ступень в нарастании предвоенного кризиса. Рабочий класс становится все более беспокойным. С 1906 года непрерывно поднималась война стачек. Внутренняя политика характеризуется весьма сложным лавированием, сочетаемым с шумной кампанией вокруг социальных реформ. Отдельной строкой можно упомянуть о том, что выборы 1906 года характеризуется крупной победой кандидатов, выставленных новой политической организацией - Комитетом рабочего представительства, переименованным в том же году в рабочую партию. Либералы, обладавшие большим опытом социальной демагогии и лавирования, прикрывавшие свою агрессивность во внешней политике пацифисткой фразеологией, лучше могли выполнить роль, отведенную ей правящими кругами, чем чересчур прямолинейные консерваторы. Понятно, что буржуазия нуждалась в ловких демагогах, которые отвлекли бы внимание от гонки вооружений, сумели бы прикрыть милитаристскую политику фразами о том, что“все это делается исключительно в интересах мира, в интересах охраны культуры, в интересах родины и т. д. ”. Одной из наиболее ярких реформ этого периода можно считать закон о страховании. Оно было построено на значительных взносах со стороны рабочих и меньших со стороны хозяев, к которым государство прибавляло небольшую дотацию. Им охватывалось меньше половины рабочих и служащих страны. Страховое пособие было весьма небольшим. Страхование было передано не профсоюзам, а особым государственным организациям. Несомненной уступкой рабочему классу был также закон о компенсациях рабочим, принятый в 1906 году. Если по закону 1897 года право на получение пособий от предпринимателей при несчастных случаях распространялось лишь на некоторые категории рабочих, то теперь - практически все рабочие, хотя размер пособий был ничтожный. В 1908 году был принят закон о пенсиях для стариков. Право на пенсию в размере 5 шиллингов в неделю получили лица, достигшие 70-летнего возраста и имевшие не более 26 фунтов стерлингов годового дохода. В том же году специальным законом устанавливался 8-часовой рабочий день для углекопов. В 1909 году учреждены биржи труда, в функции которых входило посредничество между предпринимателями и рабочими при найме рабочей силы.

В марте 1913 года вошел в силу закон о фондах тред-юнионов. Закон был результатом борьбы тред-юнионов. Обилие стачек, их упорный характер заставили правительства Асквита отказаться от старой английской доктрины невмешательства в промышленные конфликты. Улаживание промышленных контактов Ллойд-Джорджем в 1906-1908 г. г было первым шагом в этом направлении, когда министр выступал только в качестве посредника между сторонами. При Асквите правительство пыталось официально с помощью законодательства, пойти дальше по этому пути. Асквит пытался ввести в Англии арбитражное разбирательство конфликтов государственными третейскими органами. Асквит придавал этой системе настолько большое значение, что сам стал даже председателем Центрального арбитражного совета.

Нужно отметить и тот факт, что Англия в этот период в основном свой бюджет расходует на армию, флот и укрепление бюрократического аппарата империи. Среди крупнейших европейских держав Англия стояла на первом месте по военным расходам на душу населения. Война начинает рассматриваться, как единственное средство покончить с двумя злейшими врагами английской буржуазии: кайзеровской Германией и рабочим движением. Англия принимала энергичные меры в подготовке войны. В 1901 году организуется комитет обороны империи, вместо главнокомандующего в 1895 г. создается высший военный совет. В 1909 году формируется имперский генеральный штаб, включавший представителей доминионов. Военный министр в кабинете либералов Холдейн проводит реорганизацию армии, взамен существовавших ранее гражданской милиции и добровольческих сил были сформированы единые территориальные части с массовым резервом. С Францией еще в 1905 году договорились о совместных действиях, а в дальнейшем- распределили обязанности военно-морских сил: Франция сосредотачивала свой флот в Средиземном море, а Англия - в Северном. Параллельно военным мероприятиям на суше осуществлялось военно-морское строительство. Назначенный в 1904 г. первым лордом адмиралтейства Фишер начал реорганизацию военно-морских сил с расчетом на войну против Германии. Особенностью милитаристской политики Англии было то, что она тщательно маскировала свою агрессивность миролюбивыми фразами, вводившими в заблуждение общественное мнение, как в самой Англии, так и за ее пределами, а также тем, что внимание самого народа было искусно отведено в сторону широковещательной программы социальных реформ. Истинный смысл политики либералов можно проследить по событиям, связанным с так называемым “революционным бюджетом” Ллойд-Джорджа. 29 апреля 1909 года Ллойд-Джордж внес проект бюджета на 1909-1910 финансовый год. В проекте фигурировал дефицит в более чем 15 млн. ф. ст., который обуславливался главным образом военными расходами. Достаточно сказать, что дополнительно к существующей военно-морской программе предполагалось построить восемь броненосцев. Стараясь ослабить впечатление от громадных военных расходов, либералы старались усиленно подчеркнуть “большие” ассигнования на пенсии старикам (по закону 1908 года). Основные споры развернулись, прежде всего, вокруг приходной части бюджета. Правительство предлагало ввести ряд новых косвенных налогов. Известно, что после ликвидации хлебных законов в 1846 году в Англии были отменены почти все косвенные налоги. Основным видом обложения был прямой налог с доходов. Однако по мере потери Англией своей промышленной монополии начали восстанавливать один косвенный налог за другим. Особенно ожесточенные споры шли в отношении прямых налогов. До 1902 г. существовало два основных прямых налога: налог на заработанный и незаработанный доход и введенный в 1894 году налог на наследства. Здесь Ллойд-Джордж предложил увеличить их и ввести новые прямые налоги, затрагивавшие в большей степени крупных землевладельцев:

1) Налог на “незаработанные приращения”. Так как по мере роста городов резко выросла и стоимость земли, чем пользовались помещики, искусственно взвинчивая на них цены. Правительство предложило произвести оценку действительной стоимости земли по всей стране. При продаже помещиком какого-либо участка одна пятая часть разницы между стоимостью этого участка и той ценой, за которую он продан, должна идти в пользу государства. Это и был налог за незаработанное приращение.

2) Налог на постройки, касающийся арендных отношений в Англии.

3) Обложение пустующих земель. В Англии существовало много пустующих земель, которые помещики не сдавали в аренду и не продавали, дожидаясь нового повышения цен. В бюджете 1909-1910 года было предусмотрено введение налога в размере 0, 5 пенса на каждый фунт рыночной стоимости этих земель.

4) Налог на ренту, получаемую лендлордами с предпринимателей-арендаторов. Много участков помещики сдавали шахтовладельцам, которые за право добычи, например, каменного угля, платили, кроме земельной ренты, лендлордам особую ренту.

Либеральный кабинет усиленно подчеркивал, что все эти дополнительные доходы пойдут в основном на улучшение жизни народа. В действительности никакого блаженного века, естественно, не наступило. Однако наиболее реакционные круги, защищая свои интересы, летом и осенью начали шумную агитационную кампанию против бюджета, особенно против налогов на незаработанные приращения. Палата общин утвердила в третьем чтении бюджет, предложенный кабинетом. Палата лордов отвергла бюджет. Это привело к обострению ситуации и впоследствии к реформированию палаты лордов.

1.2 Ирландский вопрос

Внутреннее положение Англии серьезно обострилось в связи с новыми осложнениями в ирландском вопросе. Надежды английских правящих кругов на то, что принятый в 1903 г. закон о продаже помещичьих земель крестьянам ослабит ирландское национальное движение, не оправдались. Партия шинфейнеров требовала полной независимости Ирландии, критиковала ирландскую фракцию в парламенте и ее лидера Редмонда, рассчитывавших получить из рук либералов самоуправление (гомруль) для Ирландии. Развитие массового движения в Ирландии побудило ирландскую парламентскую фракцию вновь поставить вопрос о гомруле. Либеральный кабинет, зависевший от поддержки ирландских депутатов, после долгих проволочек внес в 1912 г. в парламент билль о гомруле. Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась двухпалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов. Из ведения ирландского парламента изымались вопросы войны и мира, руководство вооруженными силами, сношения с иностранными государствами, введение новых налогов, полиция и т. д. Английский парламент мог отменить любой акт парламента в Дублине. Исполнительная власть оставалась в руках английского лорда-лейтенанта. Даже в таком виде билль о гомруле встретил решительное сопротивление английских консерваторов. Трижды он принимался палатой общин, но встречал упорное сопротивление в палате лордов. Согласно закону 1911 г. полагалось после третьего решения нижней палаты направить билль на подпись королю, несмотря на возражения палаты лордов. Однако консерваторы решили не уступать. Поскольку конституционные средства были исчерпаны, консервативная партия стала действовать иным путем. На первый план был выдвинут так называемый олстерский вопрос. Олстер -- северо-восточный угол Ирландии, представлял собой самую промышленную часть «зеленого острова». Около половины населения Олстера составляли протестанты, среди которых из поколения в поколение воспитывалась ненависть к ирландским католикам. Консерваторы решили оторвать Олстер от остальной Ирландии; с этой целью они начали формировать вооруженные отряды. Лидер олстерских консерваторов Э. Карсон осенью 1912 г. призвал силой воспрепятствовать распространению гомруля на «протестантские» графства Ирландии. Созданные Карсоном вооруженные отряды насчитывали почти сто тысяч человек, имели артиллерию, пулеметы, бронеавтомобили. В начале 1914 г. английское правительство решило отправить в Олстер несколько полков, чтобы взять в свои руки контроль над ним. В ответ офицеры этих полков объявили, что отказываются повиноваться приказу правительства. Офицерский «бунт» был поддержан высшим командованием -- генералами Вильсоном, Френчем и другими, угрожавшими подать в отставку. Правительство либералов поспешило уступить. «Армия похоронила законопроект о гомруле», -- торжествовала консервативная печать.

Летом 1914 г. в Ирландии началось создание армии волонтеров для защиты от банд Карсона. Вся Ирландия превратилась в вооруженный лагерь. Английское правительство, смотревшее сквозь пальцы на действия олстерцев, теперь всячески препятствовало доставке оружия ирландским волонтерам.

26 июля полиция в Дублине открыла огонь по ирландским националистам. Было убито и ранено несколько десятков человек. Дублинский расстрел вызвал взрыв возмущения в Ирландии. Большое возбуждение царило и в Англии. Только начавшаяся вскоре мировая война дала английской буржуазии возможность справиться с серьезными внутренними затруднениями.

В 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле, который палата лордов, пользуясь своим правом, дважды отклонила. Ирландия так и осталась “горячей точкой” для Англии. Здесь события разворачивались остро, дело явно шло к гражданской войне. Последствия нерешенной ирландской проблемы обнаруживаются по сей день.

1.3 Рабочее движение в Англии

Рабочее движение в Англии начала XX века определялось положением, в котором находился рабочий класс страны. В самом начале XX века мировой империализм переживал глубокий экономический кризис1. Англия окончательно потеряла свою промышленную монополию. Старые и новые, разорившиеся и процветающие отрасли промышленности стали испытывать кризисы. Это привело к тому, что наступление на права рабочих началось во всех отраслях и по всем линиям экономики Англии. И не было такого отряда рабочего класса, который не испытывал бы на себе все кризисные явления. Положение рабочего класса, естественно, ухудшилось. В наиболее сложном положении были отрасли тяжелой промышленности, угледобывающей, железнодорожной. Именно эти слои рабочего класса, прежде всего, стали испытывать давление со стороны предпринимателей, так как английские капиталисты стремились наверстать потери, которые они несли на мировых рынках, путем снижения себестоимости своих товаров за счет рабочего класса. В то время как имущие классы извлекали огромные прибыли (к началу XX века 1/30 часть всего населения Англии присваивала около трети всего национального дохода), уровень жизни трудящихся падал. Большие масштабы приняла безработица, даже среди квалифицированных рабочих она достигла в эти годы почти 5 %.2

Таким образом, первая особенность положения рабочего класса в начале XX века заключалась в резком ухудшении его материального положения. Объективно это приводило к тому, что для рабочего класса начинался период боевого наступления. Настроения рабочих нашли выражение в массовом стачечном движении, которое нарастало все эти годы, вплоть до начала Первой мировой войны. Начались забастовки в тех отраслях, которые давно уже не применяли забастовок. Большую роль в подъеме рабочего движения сыграла русская революция 1905-1907 гг. События 1905 года в России вызвали симпатию в рядах рабочего класса. 24 января 1905 года в Степни (район Лондона) состоялся митинг безработных. На следующий день рабочие процветающей судостроительной верфи в Ньюкасле организовали в обеденный перерыв митинг протеста против кровавой расправы с рабочими в Петербурге. Собрание Независимой рабочей партии, созванное 25 января, началось с того, что была предложена резолюция, в которой выражались симпатии русскому народу по поводу восстания против тирании. Подобная же резолюция была единодушно принята конференцией Комитета рабочего представительства. Таким образом, революция в России усилила брожение умов в Англии и явилась новым мощным фактором, стимулировавшим активность английского рабочего класса, который в это время проводил энергичную кампанию борьбы против безработицы3. В 1906 году в стачках приняло участие 217 тыс. человек.

Еще одна особенность положения рабочего класса к началу XX века заключалась и в том, что существовал огромный разрыв по уровню благосостояния рабочих в силу раскола отраслей. Такого контраста в материальном положении рабочих не было ни в одной другой европейской стране. Это было связано и с тем, что в Англии была большая прослойка рабочей аристократии. К началу Первой мировой войны она составляла 12 %. Это была уже не верхушка высококвалифицированных рабочих, подкупаемая за счет сверхприбылей английскими монополистами, а партийно-профсоюзная бюрократия, которая в начале XX века сильно увеличилась за счет разорившейся мелкой буржуазии. Таким образом, качественнее изменения в рабочем классе, вызванные его количественным увеличением за счет разорившихся помещиков, крестьян, мелкой и средней буржуазии, создавали дополнительные условия для раскола.

Экономический кризис 1900-1903 годов усилил забастовочные движения. Капиталисты увольняли рабочих с предприятий, ј часть жителей Лондона находилась в условиях нищеты. Даже неквалифицированные рабочие (горняки, докеры) стали осознавать, что необходимо выдвигать не только экономические, но и политические требования в борьбе с монополистической буржуазией (встать на путь самостоятельной политической борьбы). О росте политической сознательности английского рабочего класса косвенно свидетельствовало создание Лейбористской партии. Сознательные рабочие давно уже тяготились зависимостью своих парламентских депутатов от либеральной партии и добивались подлинно самостоятельного представительства в парламенте, чтобы непосредственно влиять на законодательство. Своей первой мишенью капиталисты избрали тред-юнионы. Не только рядовые рабочие, но и лидеры профсоюзов вынуждены были поддержать широкое рабочее движение. Они поняли, что без представительства во власти нельзя влиять на политические процессы в стране. Вопрос о сплочении рабочих сил следовало решить безотлагательно, возникла особенно острая нужда в массовой рабочей партии, способной отстаивать интересы трудящихся в парламенте и во всей стране. Решено было создать Комитет рабочего представительства. Этим было положено начало лейбористской партии. Передовые рабочие добивались создания боеспособной партии, которая направит свои усилия на построение нового общества. Структура Комитета рабочего представительства была весьма своеобразной: это была федерация ряда тред-юнионов и социалистических организаций. В 1906 году он был переименован в Лейбористскую партию Великобритании. Целью этой партии было проведение в парламент своих собственных депутатов. Лейбористская партия представляла собой, в сущности, федерацию различных тред-юнионов, Независимой рабочей партии, Социал-демократической федерации. Эти коллективные члены собирали по одному пенсу с каждого члена своих организаций и вносили деньги в кассу партии. Буржуазия попыталась подорвать материальную базу новой партии. Программа Лейбористской партии откровенно она не носила цельной социалистической направленности. По существу политика лейбористской партии в парламенте сводилась к попыткам «улучшить» капитализм, с тем, чтобы сохранить его, или, грубо говоря, чтобы подкупать английский рабочий класс за счет сверхприбылей, получаемых господствующими классами от империалистической монополии и эксплуатации колоний. Поэтому крупная победа, одержанная лейбористской партией на выборах, носила двойственный характер: с одной стороны, она явилась одним из проявлений дальновидной политики, проводимой той частью правящего класса, которая стремилась отвлечь от борьбы силы, выступавшие за проведение самостоятельной политики, и поставить их под свой контроль. С другой стороны, эти силы рабочих были вполне реальны; их численный рост сопровождался ростом боевого настроения рабочих, и уступки, которых они добивались, были также реальны. Рабочим удалось заставить руководство либералов сдержать свое обещание и принять билль 1906 года, освобождающий тред-юнионы от угрозы судебных преследований.

Очередной экономический кризис 1907-1909 гг. привел к усилению стачечного движения. Прежде всего, усилилось забастовочное движение в тех отраслях английской промышленности, которые находились в бедственном положении. В 1907 году крупные стачки затронули текстильную, машиностроительную и ряд старых отраслей промышленности. Начиная с 1910 года, стачечное движение нарастало еще быстрее. Бастовали железнодорожники, рабочие судостроительных заводов, текстильщики, горняки. Ожесточение борьбе придала политика правительства, которое направляло против стачечников войска; в Южном Уэльсе имели место кровавые столкновения. В 1911 году подъем стачечной борьбы продолжался.

Образование союзов отраслевых профобъединений было показателем усиления революционной тенденции в рабочем движении Англии. Теперь стали появляться истинные профсоюзы, в которых не только высококвалифицированные, но и неквалифицированные рабочие объединялись уже не по профессиям, а по предприятиям. Боевой характер стачечного движения этих лет углублял разрыв рабочей массы со своим руководством. Многие стачки возникали прямо против воли официальных лидеров тред-юнионов. Но самое главное заключалось в том, что забастовки новых тред-юнионов стали носить не только экономический, но и политический характер. Первые требования политического характера выдвинули рабочие тех отраслей, которые находились в состоянии упадка.

2. Внешняя политика

С 12 декабря 1902 года начались постоянные переговоры между французским и английским правительствами на разных уровнях по решению проблемных и спорных вопросов. В этот период после объявления таможенного протекционизма Англией привело к фактическому разрыву отношений с Германией, что способствовало сближению с другими более подходящими странами.

8 апреля 1904 г. Были подписаны соглашения, изменившие всю дипломатическую ситуацию в Европе. По этим соглашениям вопрос о рыбных промыслах в Ньюфаундленде, давно уже служивший яблоком раздора между обоими правительствами, был в основном разрешен в пользу Англии; французские рыбаки лишались права сушить рыбу в той части побережья, которую называли French Shore (французским берегом). Как бы в компенсацию, Франция получала порт на реке Гамбии, в судоходной ёе части, острова Лос, находящиеся против Слонового берега, и существенное исправление границ в области, расположенной между рекой Нигер и озером Чад. Франция и Англия договорились относительно раздела Сиама на сферы влияния. На Новых Гибридах был установлен кондоминиум. Англия признала за Францией право на установление таможенных пошлин на Мадагаскаре. Но самое важное соглашение касалось Египта и Марокко.

Англия и Франция заявляли, что они не намерены изменять политическое положение Египта и Марокко. Но Франция обязывалась ни в чём не препятствовать деятельности Англии в Египте, а Англия со своей стороны предоставляла Франции полную свободу вмешательства в дела Марокко «для обеспечения спокойствия в этой стране и для оказания ей помощи при проведении всякого рода административных, экономических, финансовых и военных реформ, в которых она нуждается». Другими словами, Англия предоставляла Франции право водвориться в Марокко так же, как она сама водворилась в Египте. Все вопросы, касавшиеся задолженности Египта были урегулированы, причем Франция по настоянию англо-египетского правительства отказывалась от права налагать вето на свободное распоряжение кассовой наличностью. Англия и Франция обязывались уважать (как в Египте, так и в Марокко) «принцип коммерческой свободы». Соглашение давало более точное определение этому принципу и устанавливало, что в течение 30 лет это определение останется неизменным. Англия и Франция обязывались не допускать возведения укреплений на северном побережье Марокко. Оба правительства обещали друг другу взаимную дипломатическую поддержку для выполнения этих пунктов. К вышеизложенной конвенции была приложена другая конвенция, секретная, ставшая известной широкой публике только 7 лет спустя. В предвидении возможности того, что обстоятельства вынудят то или другое правительство изменить свою политику по отношению к Египту или Марокко, другими словами, заменить оккупацию протекторатом в собственном смысле этого слова, соглашение определяло, что и в этом случае оба правительства будут оказывать друг другу взаимную поддержку в согласии с условиями, изложенными в опубликованной конвенции. Кроме того, Марокко делилось на две сферы влияния: французскую и испанскую, причём последняя охватывала северное побережье от Мелилы до Себу.

После подписания этого соглашение на него обрушилась критика, так 25 июня 1905 года выступая в палате общин, Ллойд Джордж заявил, что не приемлет подписание подобного соглашения, но в этот момент он ещё не был знаком с полным секретным соглашением, а когда стал членом кабинета был вынужден признать свою необоснованную по этому поводу крику.

После англо-французского сближения - для увенчания новой системы нужно было осуществить сближение Англии с Россией. Тем более что уже в течение десятка лет оно неизменно находило в Англии более многочисленных сторонников, чем сближение с Францией.В начале 1907 года начинаются активные дипломатические переговоры между Россией и Англией. Будучи министром торговли, Дэвид Ллойд Джордж начинает играть важную роль во внешнеполитической концепции Великобритании, так с мая 1907 г. он принимает непосредственное участие в переговорах с российскими дипломатами и играет не последнюю роль в подписании 31 августа 1907 г. англо-русской конвенции о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которая фактически завершила создание так называемого Тройственного Согласия (Антанты) в составе Англии, Франции и России направленного, прежде всего на военного усиление Германии и её союзников.

Двухсторонние соглашения Англии с Францией в 1904 г. и Россией в 1907 г. фактически означали формирование Антанты. Несмотря на то, под какой вывеской подписывались эти оба документа, безусловно, они имели антигерманскую направленность. Великобритания не хотела терять свою определяющую роль в Европе и чтобы не дать Германии усилиться и возможно опередить её Англия решилась на сближение с Францией и Россией. Но какие бы не были скрытые, причины подписания соглашения они меркнут, перед тем, какую роль они сыграли в Первую мировую войну.

Заключение

Таким образом, можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Не кто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что “такое преобразование не может быть произведено немедленно”. Правительство делало лишь те реформы, которые все равно были бы неизбежны. Рост рабочего движения, его организованность стала пугать буржуазные правящие круги страны. Нужно были идти на уступки, но и не допустить усиления рабочего движения. Поэтому реформы носили несколько эпизодический характер. Несомненно, что особенностью реформирования периода конца XIX века - начало XX века была двухпартийность политической системы Англии. В борьбе между собой за влияние над массами партии использовали популистские меры. Как, например, либералы в целях пошатнувшегося влияния в 1904 году внесли билль, согласно которому признается право мирного пикетирования с целью проведения стачек. Тред-юнионы не несут финансовой ответственности, как за проведение стачек, так и за пикетирование. Этот билль, как и следовало ожидать, был принят платой общин и отвергнут палатой лордов. Однако либералы подняли свой рейтинг в среде рабочих. Другой несомненной особенностью реформирования была разворачивающаяся в стране гонка вооружений, которую тщательно маскировали, отводя внимание на социальные реформы.

Правящие круги показали, что намерены проводить политику умеренных социальных реформ в сочетании с милитаризацией страны и подготовкой к войне.

Смерть королевы Виктории подвела черту под царствованием, продолжавшимся 64 года. Закончилась Викторианская эпоха -- эпоха наивысшего расцвета страны и имперского величия. Конец XIX - начало XX в. - время, когда в стране активно шел процесс модернизации, затронувший политику, экономику, общество. В Англии развивался монополистический капитализм, создавалась система социальных реформ. Борьба за сохранение и расширение колониальной империи, за международный престиж подвела Великобританию к порогу мировой войны.

Список используемых источников

1) А.А. Губер, М.Я. Гефтер, Всемирная история, том VII, М., 1960.

2) В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица. Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

3) Всемирная история - Новая история (1789-1914 гг), 9 класс.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международное положение Казахстана и выработка сбалансированной стратегии внешней политики в 90-х годах XX – начале XXI ст. Внешняя политика и проблемы международной безопасности. Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Общая характеристика развития России в начале XVII века, кризис всех сфер жизни общества, его предпосылки и этапы протекания. Направления внутренней и внешней политики государства, реформы православной церкви. Причины и результаты бунтовского движения.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2009

    Вопросы развития России на рубеже XIX – XX веков в исследованиях историков. Анализ основных направлений внешней политики России в начале XX века. Русско-японская война. Причинно-следственные связи в исторических событиях, происходящих в России в ХХ веке.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Мировая политическая ситуация в начале XIX века, место и роль России на политической арене мира. Внутренняя и внешняя политика страны. Восточный вопрос во внешней политике России первой половины XIX века. Предпосылки и последствия его возникновения.

    реферат , добавлен 25.12.2007

    Основные направления внешней политики Англии в 1800-1812 году. Исторический поворот в англо-ирландских отношениях. Англия в войне против революционной Франции. Англо-русские взаимоотношения в годы наполеоновских войн. Колониальная политика страны.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX веков. Внутренняя политика Николая II. Внешняя политика России в начале XX века. Нарастание экономического и политического кризисов в годы Первой мировой войны.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Политический строй и социальное положение США во 2-й половине XVIII – начале XX века, становление аграрной экономики и положение рабов-негров. Отношения между Североамериканскими колониями и метрополией после окончания Семилетней войны, потери Англии.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие

В 50-70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809-1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд... Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Профсоюзы. Образование Лейбористской партии

Экономические возможности предпринимателей и государства позволили повысить материальное благосостояние значительной части населения Англии. Заработная плата за период с 1840 по 1900 г. возросла на 50%, улучшились жилищные условия и питание населения. Но богатства были распределены крайне неравномерно. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.

Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента - принятия законов в пользу рабочих.

В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих - Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1880 г. ирландские арендаторы впервые применили как способ борьбы за улучшение своего положения бойкот (неповиновение, прекращение работы) в отношении управляющего англичанина Бойкота. С тех пор это слово получило широкое распространение.

Английский генерал Реглан погиб от холеры в Крыму во время войны 1853-1856 гг. Его именем назван фасон пальто, в котором рукава составляют одно целое с плечом. Генерал носил именно такое пальто, так как оно не причиняло боли его ране.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.