» » Виды и формы цензуры. Цензура - это что такое? Виды цензуры Виды цензуры

Виды и формы цензуры. Цензура - это что такое? Виды цензуры Виды цензуры

Система ограничений и запретов присутствует в деятельности любого государства. Наравне с этим все граждане обладают правом свободы слова. Этот противовес Фридрих фон Хайек объяснил необходимостью навязывание людям сторонних убеждений для создания единых общественных целей. Как одна из форм государственного надзора выступает цензура. Значение этого слова с латинского языка - «критика, строгое суждение».

Вконтакте

Одноклассники

Википедия определяет это понятие как систему государственного надзора. Её функцией является контроль содержания распространяемой информации, печатных изданий, телевизионных передач, сценических постановок, сайтов и порталов в интернете, радиоэфиров, музыкальных произведений, предметов изобразительного искусства. Она призвана не допустить распространение сведений и идей, нежелательных для власти.

В демократическом государстве цензура обеспечивает безопасность страны, стабильность политического строя, соблюдая свободы и права человека. Её функции при тоталитарном режиме более строгие. Она осуществляет не только контроль распространения нежелательных сведений, но и имеет возможность вторгаться в творческую или профессиональную деятельность граждан, их личную жизнь.

Виды цензуры

По типу регулируемой информации она бывает:

По способам её осуществления:

  • предварительная - получение одобрения автором или издателем выхода в свет какой-либо информации (видеозаписи, текста, эскиза и т. п.),
  • последующая или карательная - оценка выпущенной в массы информации и возможное принятие ограничительных мер в отношении опубликованного произведения или конкретного издания; осуществление санкций по отношению к нарушившим требования юридическим или физическим лицам.

Цензура может быть религиозной или светской.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

История появления

В Древнем Риме цензор был обязан контролировать общественные нравы. Чиновник следил за доходами граждан и их местом жительства в целях налогообложения. Их поведение он тоже анализировал. Римляне не видели в этом ограничение своих прав. Интерес государства к их личной жизни был естественным. Цензура в то время означала оценку имущества для деления людей на сословия.

В эпоху античности она становится атрибутом власти. Платон предлагал введение запретов на художественные произведения. Ограничение свободомыслия существовало и в Римской Империи. В Китае император Шихуанди повелел сжечь все книги для защиты империи от возможной опасности философии и поэзии. Не была уничтожена только научная, сельскохозяйственная и медицинская литература.

Специально для инквизиции в XVI веке был издан «Индекс запрещенных книг» . Он просуществовал вплоть до 1966 года. В том же столетии папа Пий V создал Congrecatio Indicis , который утверждал список литературных произведений, разрешенных к прочтению всеми католиками. Непослушание жестоко наказывалось сжиганием запрещенных книг и их авторов. Инакомыслие пресекалось и в начале XVII века. Церковные запреты поддерживала власть, используя силовые, административные и судебные методы.

Позднее появились критики и противники цензуры. Философы эпохи Просвещения распространяли идеи свободы слова и печати. Томас Гоббс, например, видел в церковном запрете лишь совет, не подкреплённый государственным законом. Во многих странах Европы предварительная цензура прекратила своё существование к середине XIX века.

В России этот период характерен ростом количества репрессий в отношении издателей. Стали появляться нелегальные библиотеки литературы с ограниченным доступом - спецхраны . Советская цензура XX века была полностью под контролем коммунистической партии. Появление телевидения и интернета повлекло за собой создание средств ее глушения.

Цензурные ограничения сегодня есть даже в самых либеральных странах. Они призваны ограничить призывы к насилию, контролировать возрастной порог пользователей материалов сексуального характера. Свобода прессы не может быть абсолютной в целях сохранения общественного порядка и национальной безопасности.

В 1865 году в России была приведена цензурная реформа на основе изданных «Временных правил о печати». В XIX веке под запрет попали некоторые произведения Бальзака, Пушкина , Толстого. Из поэмы Гоголя «Мёртвые души» цензура удалила повесть о капитане Копейкине. Её требования затронули романы Достоевского и поэзию Лермонтова . В тексте литературного произведения след цензуры называли купюрой.

С 1905 года была отменена предварительная цензура периодических изданий и книг. Комитеты по делам печати могли только арестовать то или иное литературное произведение. Признаки преступления устанавливались судом.

Сторонники и противники

Любое общество предполагает наличие различных социальных групп, которые могут иметь свои взгляды на один и тот же вопрос. Но информация определенного характера не должна нарушать спокойствие граждан. Цензура останавливает распространение подобных идей. Она необходима при любой форме власти.

Государственные органы объясняют ввод той или иной формы цензуры соображениями национальной безопасности. Меры конституционного и административного контроля служат формой борьбы с экстремизмом, ограничивают распространение вредоносной информации, не позволяют обществу морально разлагаться . Церковь и многие политические партии солидарны в этом вопросе с государством.

Критики применения ограничительных мер по отношению к информации не разделяют такую точку зрения. По их мнению, цензура не решает социальные вопросы. Она их замалчивает. И не способна быть эффективной при стремительном увеличении числа авторов и наличии интернета. Призывы её введения служат признаком бессилия политических организаций в вопросе разрешения социальных проблем.

"Цензура" — слово, которое нередко можно услышать в речи как известных политиков, так и простых граждан. Кто-то утверждает, что она необходима, а кто-то, наоборот, борется против нее, обвиняя в ограничении свободы слова и самовыражения. Таким образом, роль цензуры в современном мире довольно спорная.

СМИ постоянно твердят нам, что информационные потоки не подвергаются цензуре, что права гражданина Российской Федерации на вольные слова и мысли, а также свободный доступ к любого рода информации, закрепленные Конституцией, ничем не ограничиваются. Но некоторые эксперты заверяют, что это не так.

В данной статье мы разберемся, что это такое — цензура, и выясним, существует ли она в России и других странах мира.

Где искать значение слова

Если вам необходимо толкование какого-либо слова или даже целой фразы, вам будет полезен словарь. В зависимости от того, что вам требуется разъяснить, вы можете использовать толковый словарь русского языка или же словарь фразеологизмов.

Наиболее популярными авторами, составителями словарей считаются Ожегов Сергей Иванович, Ушаков Дмитрий Николаевич, Шведова Наталья Юльевна, Ефремова Татьяна Федоровна. Также внимания заслуживает и Владимир Иванович Даль, который оставил свой след в истории и сделал значительный вклад в лингвистику, благодаря тому, что представил миру самый известный и большой по своему объему «Толковый словарь живого великорусского языка».

В случаях, когда вы затрудняетесь определить значение слова или сомневаетесь в нем, вам следует воспользоваться творением одного из выше представленных авторов. Именно поэтому для ответа на вопрос, цензура — что это такое, вам необходима именно эта книга.

Словарное определение слова

Если вы обратитесь к словарям (будь то современные издания или вышедший еще в восемнадцатом веке словарь Владимира Ивановича Даля), вы увидите, что под словом «цензура» кроется не что иное, как контроль, подразумевающий просмотр любой информации, в каком виде она не была бы представлена.

Примерами употребления данного значения слова в речи являются следующие словосочетания: предварительная цензура, подвергнутый цензуре.

Но это не единственное значение «цензуры». Под толкованием этого слова, также подразумевается и государственное учреждение, что осуществляет этот контроль или надзор. В данном случае примеры могут быть иные, нежели в предыдущем значении слова: работаю в цензуре, подцензурный.

Откуда взялось слово?

Большинство слов русского языка понимается гораздо лучше, если вместе с толкованием рассматривается и его этимология. Причиной этого является то, что история происхождения любого слова как раз и объясняет его значение. Чтобы в этом убедиться, выясним исследуем более подробно определение «цензура».

Как вы думаете, где же можно отыскать историю происхождения слова? Разумеется, в этимологическом словаре. Если вы заглянете в него, то узнаете, что слово «цензура» не отличается русскоязычными корнями. Оно пришло к нам из латинского языка, где существует схожий термин censura, что переводится как «суждение».

Однако это определение совсем не объясняет почему государственный контроль за информацией получил именно такое название. А это значит, что нужно копнуть еще немного. Тогда вам откроется, что латинская цензура образовалась от глагола censere, под которым подразумевается процесс определения цены или оценки чего-либо.

Синоним слова

Если вы все еще с трудом представляете, что это такое — цензура, вам следует прибегнуть к помощи русскоязычного словаря синонимов. Который представляет толкование интересующего слова в виде иных родственных слов, имеющих схожее значение и общий смысл с изучаемым вами.

Конечно, синонимы есть не у всех слов русского языка. Но для исследуемого в данной статье родственными словами будут: надзор, контроль, пристойность, допустимость.

Что говорится в Конституции РФ о цензуре

Поскольку цензура осуществляется государствам, она должна быть как-то регламентирована. Именно поэтому в Конституции Российской Федерации данному вопросу посвящена целая статья.

При необходимости вы можете прочесть о цензуре в статье двадцать девятой главе второй. Вот некоторые выдержки:

  • Пункт 1.1 Цензура не должна ограничивать свободу мысли и слова.
  • Пункт 2. Не допускается пропаганда, агитация, возбуждающие ненависть людей друг к другу.
  • Пункт 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Выше представлены основные положения данной статьи. Переформулировать их более простым и понятным языком можно следующим образом: каждый человек имеет право на свободу мысли, слова, выбора качества и вида информации, но при этом он несет ответственность за безопасность любой исходящей от него лично информации по отношению к другим людям.

На что распространяется цензура РФ

Как вам кажется, что представляет собой русская цензура? Да и есть ли она вообще?

Несмотря на то что на основании Конституции РФ цензура в России запрещена, она все же действует на территории нашей страны. И охватывает все информационные потоки. Например:

    Цензура на телевидении запрещает приглашение в программы, транслируемые на федеральных каналах, таких оппозиционеров, как Алексей Навальный, Гари Каспаров и других.

    Цензура в культуре особенно ярко проявилась в 2015 году, когда известная газета опубликовала статью со следующими словами министра культуры: государство, субсидирующее культуру, должно также осуществлять и контроль за ее содержанием, поощряя лишь угодные ему [государству] ценности.

    Цензура в Интернете была узаконена в 2014 году, когда в силу вступил закон, подразумевающий реальный срок не только за написание экстремистских текстов, но и за репост их.

    Цензура печати показала себя в 2013 году, когда школьная литература была тщательно изучена на предмет наличия в ней мистики, ужасов и эротики. А вскоре многие печатные издания перестали выходить в тираж вследствие политических причин.

Таким образом, надзор за содержанием информации в нашем государстве осуществляется в пределах нормы, сохраняя свободу слова, мысли и самовыражения. Однако информация все же подвергается контролю посредством законов о блогерах, о запрете использования нецензурной лексики в культуре, Интернете и т. п., о защите детей от вредоносной информации, о защите прав верующих и т. д.

Некоторые граждане России полагают, что жители поселка «Рублевка» без цензуры как-то обходятся, и это их совершенно не портит. Все же остальные россияне, наоборот, подвергаются тотальному контролю. Это мнение имеет право на существование, но подтвердить его фактами пока нельзя.

Цензура в других странах

Наибольшую опасность распространения неверной, пагубной, запрещенной информации представляет Интернет. Ведь в современном мире практически у каждого человека имеется электронный гаджет, позволяющий с помощью Всемирной паутины связываться с любой точкой мира и получать от туда или, наоборот, отправлять туда любую информацию.

Именно поэтому многие страны стремятся уберечь своих граждан от ненужных и неправильных информационных потоков. Например:

    Китайская цензура — создали «Золотой щит», который защищает, как жителей страны от вредоносного содержимого интернет ресурсов, так и иностранцев от многих китайских сайтов.

    Цензура в Северной Корее строго контролирует СМИ, а потому доступ в интернет имеют лишь государственная элита и люди, приближенные к ней. Остальным гражданам остается довольствоваться лишь газетами и телевидением, вещающим с разрешения государства.

    Японская цензура одна из тех, которую полноправно можно назвать правильной и даже необходимой. Поэтому для ее рассмотрения выделим следующий пункт.

Цензура в Японии — польза или вред?

Япония — страна, которая с трудом, но все же пришла к решению введения цензуры на своей территории. В большей степени японские власти решили взять под контроль такую культурную сферу, как аниме. И, возможно, это решение вполне можно считать правильным.

Однако, если вы спросите у японцев цензура — что это такое, получите довольно противоречивый ответ. Кто-то скажет, что она мешает развитию особого вида искусства, и поэтому она принесла лишь вред стране. А кто-то начнет утверждать, что цензура — необходимость, которая принесет огромную пользу стране, так как препятствует развращению граждан.

Японская цензура на фото, видео

Вы наверняка хотя бы единожды видели нарисованных милых и безумно привлекательных девочек с огромными глазами чуть ли ни на пол лица. Они всегда ходят в чрезвычайно коротких юбках, с откровенным декольте.

Эти девочки попадают в разные истории, начиная от самых невинных школьных будней и заканчивая такими, которые даже ни все взрослые могут представить. Что и говорить, детям такие "картинки" абсолютно не рекомендуются для просмотра.

Ведь практически во всех японских компьютерных играх, мангах, аниме изображаются сцены насилия, нетрадиционные отношения, инцест, разврат, создание гаремов и т. п. Это пагубно влияет как на несовершеннолетних, так и на взрослых людей. Однако под действие закона попадают лишь экранизации, а не оригинальные произведения, поэтому цензура хоть и была введена, полностью обезопасить японцев от развращающей информации она пока не смогла.

систематический контроль содержания одного, нескольких или всех средств коммуникации путем конституционных, судебных, административных, финансовых или чисто физических мер, которые либо непосредственно проводятся правящей властью, либо осуществляются с ее молчаливого согласия. Может быть выборочной или тотальной. Определяющий признак цензуры – систематический характер контроля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цензура

лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-, видео- или фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способам осуществления цензура подразделяется на предварительную и последующую. Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет публикаций СМИ, книг, постановку пьес и т.д., последующая заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и т.д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают требования цензуры. В средние века цензура носила преимущественно религиозный характер, осуществлялась церковными властями и распространялась на рукописные богословские и церковнослужебные книги в целях недопущения ересей и иных отклонений от официально признанных церковью эталонов. Принимались церковные постановления о запрете книг. Так, при папе римском Урбане VI (XIV в.), было установлено, что можно пользоваться только теми книгами, которые верно переписаны с оригиналов и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Папа Мартин V (начало XV в.) учредил коллегию из числа епископов для контроля за содержанием книг. Позднее появилась и государственная (светская) цензура за деятельностью переписчиков книг и содержанием их продукции, функции ее выполняли, как правило, университеты. С развитием книгопечатания развивалась и система цензуры. В 1471 в католических странах Европы было установлено, что книги духовного содержания могут печататься только с предварительного разрешения церковных властей. В середине XVI в. католической церковью был составлен перечень запрещенных книг, который в дальнейшем неоднократно расширялся. С XVI века функции цензуры постепенно переходят к светским властям, особенно в тех странах Западной Европы, где имелись типографии. При абсолютизме цензура становится одним из основных инструментов борьбы государства и церкви с идеологией, враждебной феодальному строю. Расширяется сеть органов цензуры, усиливается и законодательно оформляется ответственность за нарушение цензурных правил. Великая французская революция и буржуазные революции в других странах провозгласили свободу выражения мысли и отмену цензуры. Однако, овладев политической властью, буржуазия стала сама широко использовать цензуру, ограничивая тем самым возможность использования демократических свобод для большинства граждан. Например, во многих странах рабочая печать долгое время была запрещена. В большинстве современных государств существует последующая (карательная) цензура, т.е. привлечение к уголовной ответственности за распространение в печати «порочащих и клеветнических» или недостоверных сведений (эта ответственность влечет обычно такие меры наказания как штраф, конфискация и запрещение изданий, арест тиража и т.п.). Нормы законов о печати в большинстве стран обычно сформулированы столь расплывчато, что дают возможность предельно широкого толкования. Например, в США запрещается «злоупотребление свободой слова и печати», в Великобритании правительство может в «национальных интересах» запретить публикацию тех или иных сведений. Англосаксонская доктрина права считает, что этот вид цензуры не противоречит принципу свободы слова и печати. Предварительная цензура печати формально не установлена в большинстве стран, однако во многих странах (в т.ч. в США, Франции, Великобритании) действует целый комплекс государственных мер, позволяющих на деле осуществлять жесткое регламентирование свободы печати и информации. Возможности распространения информации и печати ограничиваются установлением разрешительной системы создания органов СМИ, их обязательной регистрации в компетентных государственных органах, необходимостью привлечения крупных денежных средств для их функционирования и т.д. Средства массовой информации являются предметом собственности, что неминуемо определяет отбор публикуемой информации, отсеивание нежелательных сведений. В большинстве стран мира существует система цензурирования кинофильмов, школьных учебников (особенно жесткая в США). В большинстве стран существует государственный надзор министерства юстиции, прокуратуры или органов внутренних дел за соблюдением цензурных запретов. В России цензура зародилась в XVI веке как духовная, с 1721 года ее осуществлял Синод. С разрешением частным лицам заводить типографии, указом 1783 года была введена предварительная цензура: теперь рукопись могла быть напечатана лишь после рассмотрения ее в Управе благочиния. Начало Великой французской революции вызвало ужесточение цензурной политики. В 1790 была уничтожена книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в 1792 закрыто издательство Н.И. Новикова. Указом 1796 для контроля за изданием и ввозом в Россию книг были учреждены цензурные комитеты в Петербурге, Москве и других городах. В XIX веке порядок осуществления цензуры определялся специальными уставами, например, первый цензурный устав 1804 года возложил надзор за печатью на Главное правление училищ при министерстве народного просвещения. Согласно уставу, запрещению подлежали сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю». В 1826 году был принят второй устав (прозванный современниками «чугунным»), вводивший массу мелочных ограничений, которые давали цензуре право запрещать любое сочинение. По уставу 1828 года, формально менее стеснительному, для основания любого нового периодического издания требовалось разрешение императора Николая I. Надзор за печатью поручался Главному управлению цензуры при министерстве народного просвещения, которому подчинялись местные цензурные комитеты. На практике цензуру осуществляло «Третье отделение», т.к. цензоры были обязаны сообщать туда о «вольнодумных сочинениях» и их авторах. Из истории литературы известно, как жестокой цензуре подвергались сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. В 1834 году из цензурных соображений был закрыт журнал «Московский телеграф» Н.А. Полевого, а в 1836 – «Телескоп» Н.И. Надеждина. Период 1848–55 гг. вошел в историю русской литературы как эпоха цензурного террора. Напуганный революциями 1848–49 гг. в Западной Европе, царизм усилил надзор за периодической печатью и литературой, видя в них главного проводника революционных идей. 2 апреля 1848 по распоряжению императора Николая I был учрежден негласный комитет (председатели: до 1849 Д.П. Бутурлин, до 1853 – Н.Н. Анненков, до 1856 – М.А. Корф), который рассматривал уже вышедшие в свет издания и докладывал царю обо всем «противоречащем видам правительства». Таким образом, наряду с существовавшей ранее предварительной цензурой вводилась карательная. По докладам негласного комитета в 1848 году был сослан М.Е. Салтыков-Щедрин, в 1852 году был арестован и выслан И.С. Тургенев; подвергались гонениям славянофилы. Цензурный террор достиг апогея после дела петрашевцев. Был уничтожен тираж изданного ими «Карманного словаря иностранных слов». Специальными циркулярами запрещалось публиковать исследования по истории народных движений, фольклору и т.п., резко сократилось количество издаваемых в России книг, журналов и газет. Общее оживление общественной жизни после поражения России в Крымской войне 1853–56 гг. и смерти Николая I, широкое распространение бесцензурной рукописной литературы, основание за границей Вольной русской типографии, обусловили изменение политики правительства. 6 декабря 1855 года негласный комитете (носивший негласное название «Бутурлинского комитета») был упразднен, началась подготовка цензурной реформы. 6 апреля 1865 года были изданы Временные правила о цензуре и печати, возложившие цензурные обязанности на Главное управление по делам печати при министерстве внутренних дел, которое ведало также книжной торговлей, библиотеками, типографиями. От предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения (объемом свыше 10 печатных листов), переводы (свыше 20 листов), периодические издания в столицах – по разрешению министра внутренних дел и издания академий и университетов. За нарушение положений о цензуре была установлена судебная ответственность, конфискация изданий также осуществлялась по приговору суда. Министр внутренних дел мог давать «предупреждения» журналам и газетам за «вредное направление». После третьего такого предупреждения Сенат мог приостановить издание на 6 месяцев или запретить его. Цензурная реформа 1865 года была одной из наименее последовательных реформ 1860–70-х гг., но и она вскоре была сведена на нет различными поправками. С 1868 года министр внутренних дел мог запрещать розничную продажу периодических изданий. С 1872 года дела о конфискации изданий стали решаться в административном порядке Комитетом министров. С 1882 года право запрещать периодические издания было предоставлено Совещанию министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода. По этой процедуре в 1866 году были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», а в 1884 году – «Отечественные записки». Многие газеты и журналы закрылись, не выдержав цензурных преследований. Прессе запрещалось сообщать о политических процессах, забастовках, крестьянских волнениях. Всего в 1865–1904 гг. было уничтожено 218 наименований книг; 173 периодических издания получили 282 предупреждения, 218 раз запрещалась розничная продажа, 27 изданий были вообще прекращены. В 1865–1901 были запрещены к обращению в публичных библиотеках и читальнях 205 книг (в т.ч. соч. Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова и многих др.) и 10 журналов. В 1905–1906 гг. была отменена предварительная цензура и восстановлена ответственность авторов и издателей перед судом. Однако система Чрезвычайной и усиленной охраны, введенная в России почти повсеместно после подавления декабрьских вооруженных восстаний 1905 года, дала простор административному произволу: с октября 1905 года по январь 1907 года был наложен арест на 361 книгу, закрыто 371 периодическое издание, 607 авторов и редакторов заключены в тюрьму или оштрафованы. 9 ноября 1917 года был обнародован Декрет о печати, направленный прежде всего против открыто оппозиционной новой власти периодики. «Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, как бомбы и пулеметы. Вот почему и были предприняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса», – в таких определениях аргументировалась актуальность Декрета. Подчеркивался его временный характер. В постановляющей части Декрета и печати определялись пределы ответственности печати перед судом и, таким образом, по мнению исследователей, этот документ не ликвидировал буржуазную прессу в целом, а преследовал призывы к открытому сопротивлению и неповиновению Советской власти, ложь и клевету. С октября 1917 года по июнь 1918 года на основании Декрета о печати были закрыты или прекратили существование по другим причинам более 470 оппозиционных газет. Основная часть интеллигенции отнеслась к Декрету о печати негативно. Декрет от 9 ноября 1917 года и ряд последующих ограничивали возможности старой и оппозиционной прессы, впрочем, все эти документы имели кратковременный характер. Принципиально важны были положения по свободе слова, включенные в Конституцию РСФСР, принятую в июле 1918 года. Ограничения обосновывались действиями во имя трудящихся, свобода слова и печати законодательно предоставлялась только части населения страны. В резолюции Первого Всероссийского съезда советских журналистов, проходившего в Москве в ноябре 1918 года предлагалось «допустить в советской прессе свободную критику как общей политики, так и недочетов в деятельности местных и центральных государственных учреждений; при разоблачении злоупотреблений редакции газет должны внимательно проверять весь поступающий материал, устраняя все недостаточно обоснованное…». Взвешенно определялись взаимоотношения с цензурой: «Военная цензура должна ограничиться исключительно надзором над опубликованными сведениями, составляющими военную тайну (оперативные действия советских войск, их численность, состав и т.п.), но ни в коем случае и ни под каким предлогом недопустима политическая цензура, запрещающая опубликование тех или иных сведений под предлогом «возбуждения страстей», «волнения населения», «внесения уныния» и т.п. Ответственность за опубликованное возлагается на редакцию». 23 декабря 1918 года вышло в свет подписанное Л.Д. Троцким «Положение о военной цензуре». Издатели газет, журналов, фотографических и кинематографических снимков и прочих произведений печати, заведующие телеграфными, почтовыми и телефонными установлениями, пассажиры, пересекающие границы Республики, обязаны были представить на цензуру «материал, указанный в особых перечнях». Организация военно-цензурных отделов проходила с большими сложностями. Процесс централизации цензуры был связан с созданием Госиздата (см. Издательское дело, издательство), которому были предоставлены беспрецедентные права контроля и цензуры над всем издательским процессом. В июле 1921 года Госиздатом начали выпускаться «Бюллетени Государственного издательства», детализировавшие процесс цензурирования периодики и всей издательской продукции. В июне 1922 года все цензурные функции были переданы новому специальному учреждению – Главному управлению по делам литературы и издательств, Главлиту. Достаточно полно содержание деятельности Главлита характеризуется его же инструкцией от 2 декабря 1922 года: «недопущение к печати сведений, не подлежащих оглашению (государственная тайна), статей, носящих явно враждебный к Коммунистической партии и Советской власти характер», под цензурные запреты попадали произведения «враждебной нам идеологии в основных вопросах (общественности, религии, экономики, в национальном вопросе, области искусства и т.д.)», запрещались бульварная пресса, порнография, недобросовестная реклама, рекомендовалось изъятие из публикаций «наиболее острых мест (фактов, цифр, характеристик), компрометирующих Советскую власть и Коммунистическую партию», предусматривались такие меры как приостановка отдельного издания, сокращение тиража, закрытие издательства «при наличии явно преступной деятельности, предавая ответственных руководителей суду или передавая дело в местное ГПУ». В параграфе 9 этой инструкции оговаривались связи Главлита с ГПУ-НКВД, последние должны были оказывать «техническую помощь в деле наблюдения за распространением печати, за типографиями, книжной торговлей, вывозом и ввозом печатных произведений из-за границы и за пределы Республики…». Главлит был также уполномочен засекречивать информацию путем составления соответствующих циркуляров. В «Положении о Наркомпросе» 1925 года само слово цензура отсутствует, а функции Главлита расширяются: он получает права на выдачу разрешений по открытию издательств и периодических изданий, отдельных произведений, на издание правил, распоряжений и инструкций, обязательных к исполнению всеми средствами массовой информации. С началом в ноябре 1924 года регулярного радиовещания в стране, общий контроль за ним был поручен Агитпропу ЦК. Цензурирование радиоэфира было поручено республиканским Главлитам и Главреперткомам Наркомпросов республик. Главлиту также поручалось цензурирование кинематографа. Журналистика русской эмиграции, прямо не подпадая под контроль цензурных ведомств, тем не менее проходила через определенный цензурный режим, включавший и обязательства перед страной проживания, и цензуру общественного мнения, для которого важнейшее значение имело показательное отношение к большевизму и Советской власти, и самоцензуру. Цензурным изъятиям подвергались произведения С. Есенина, М. Горького, А. Белого, А. Толстого, А. Куприна. Окончательное установление тотальной цензуры в стране было связано с утверждением власти И. Сталина. Его статья «Печать как коллективный организатор», опубликованная в «Правде» в мае 1923 года, стала краеугольным камнем советской теории журналистики. Информационность журналистики объявлялась троцкистским измышлением, так как именно Л. Троцкий был инициатором исследования проблем информации в печати. Все теоретики информации были подвергнуты критике, некоторые репрессированы, все сферы коммуникации ставились на службу делу партии. В 1930–1940-х годах к основополагающим принципам советской журналистики добавляется еще один – бдительность. Дважды, в 1935 и в 1939 годах руководство Главлита ставит перед партийным руководством вопрос о необходимости еще большей централизации цензурной деятельности, репрессии в журналистской среде особенно усиливаются с приходом на должность заведующего отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) Л.З. Мехлиса. Созданный в 1933 году Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме СССР устанавливает систему тотального политического контроля за радиовещанием. В перечне государственных тайн 1936 года насчитывалось 372 позиции, в 1937 году их стало на 300 больше, в 1938 году политически вредными были объявлены 10375706 книг, было уничтожено 55514 газет и журналов на иностранных языках. К 1940-м годам сложилась всесторонняя система партийного контроля и руководства журналистикой. Все структуры партаппарата имели определенные цензурные полномочия, партийный цензурный режим определял не только содержание, но и формы журналистики – язык, стиль, весь творческий процесс, что вело к необходимой режиму мифологизации информации. С появлением телевидения существенных изменений в цензурном режиме не произошло. Постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» 1960 года были четко регламентированы структура и содержание телепередач. С образованием в 1978 году Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), подчиненного непосредственного Генеральному секретарю ЦК КПСС, цензура на телевидении и радио стала еще более централизованной. Из цензорских новаций можно отметить использование технических возможностей: на телевидении господствует проходящая предварительную цензуру видеозапись, прямое вещание сведено к минимуму. После ликвидации Главлита (1990 год) его имманентные функции перешли к Главному управлению по охране государственной тайны в печати и других средствах массовой информации (ГУОТ), его сменило (1991 год) Агентство по защите государственных тайн в СМИ при Министерстве информации и печати СССР, в 1993 году в России появился закон о государственной тайне. В России, как и в Кыргызстане, предварительная цензура законом запрещена. 14 апреля 1994 года принят Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики», согласно которому Государственный Комитет Кыргызской Республики по национальной безопасности является основной структурой, обеспечивающей функционирование системы защиты государственных секретов.

Интернет-передача "Обретение смыслов"
Тема: "Цензура"
Выпуск №121

Степан Сулакшин: Добрый день, коллеги! Сегодня мы будем выполнять объявленное намерение разобраться с цензурой. Вообще-то в России разобрались с ней после кончины Советского Союза. Тогда многие решения и отношение к важнейшим социальным, политическим, экономическим институтам определялись от противного. Вот было противно, что Советский Союз тоталитарное государство, значит, нужно сделать иначе. Это «иначе» очень простенько записано в Конституции – «цензура запрещена».

Российская Конституция содержит много малообоснованных, облегченных, тривиальных позиций, иногда даже примитивных подходов, и поэтому эта тема важна. Итак, цензура. Вардан Эрнестович Багдасарян.

Вардан Багдасарян: Действительно, статья 29-я Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на цензуру в России. И вообще в либеральной версии цензура – это нечто такое, что ассоциируется с мракобесием, с подавлением творчества, с признаком некой тоталитарности и так далее. В действительности нет ни одного общества, где был бы абсолютно исключен механизм цензурирования.

Цензура исходит из того представления, что и слово может воевать, причем и культурная, и литературная продукция может быть направлена как в одну, так и в другую сторону, потому и существует нравственная цензура. Задача нравственной цензуры – подавить разжигание низменных чувств, пропаганду криминалитета, преступлений, и устанавливается она для недопущения появления такой продукции, которая пропагандирует эти аморальные стороны жизни.

Второе направление цензуры – цензура идеологическая. Она связана с тем, что могут быть призывы к свержению государственной системы, причем эти призывы могут исходить как изнутри государства, так и извне, и в данном случае цензурирование связано с вопросом национальной безопасности.

Фактически цензурирование возникло едва ли не с возникновением государства. Ее этимология берет свое начало еще в Древнем Риме. Тогда существовала профессия «цензоры». Они занимались тем, что когда решался вопрос о гражданстве, цензор мог заявить о каких-то аморальных поступках претендента на римское гражданство, и этот человек до получения гражданства не допускался. Ведь гражданин Рима, помимо всего прочего, должен был обладать моральными качествами.

Средние века, Европа, католическая церковь. Так называемый индекс запрещенных книг появился достаточно поздно – на излете средневековья, в XVI веке. Католическая церковь во все новое время периодически выступала с этим индексом запрещенных книг. Последняя такая публикация была в 1966 году. То есть в Европе традиция цензурирования в масштабах католического сообщества существовала до этого периода.

Такое цензурирование существует даже в западных странах, позиционирующих себя как страны либеральные, правда, называется оно по-другому. Согласно Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» допускается установление ограничений в праве на свободу слова из соображений обеспечения национальной безопасности и общественного порядка.

В законодательства европейских стран внесена одна из популярных для Западной Европы норм – запрещено подвергать сомнению холокост, потому что предпринимаются попытки ревизии в отношении того, что во время Второй Мировой войны погибло 6 миллионов евреев, называется какая-то другая цифра. В связи с этим и существует запрет ставить под сомнение факт трагедии еврейского народа, запрет на появление печатной продукции на эту тему, озвучивание соответствующей позиции.

Соединенные Штаты Америки, казалось бы, позиционируются как страна – носитель идеи свободы, которая поучает в этом отношении другие страны и устанавливает индексы, где свобода слова подавляется, где есть цензурирование в качестве основного признака несвободы. Но в Соединенных Штатах Америки механизмы цензурирования существуют давно.

Еще 1873 году был принят закон, который получил название «закон Комстока». Он гласил о том, что запрещается распространение по почте непристойной литературы, и, исходя из этого запрета, произведения многих классиков – Вольтера, Руссо, Дефо, Льва Толстого и других оказались в США под цензурированием.

Если сравнить степень запретов, которые были в Российской Империи, традиционно обвинявшейся в жесткой цензуре, и которые были в Соединенных Штатах и некоторых западноевропейских либеральных странах, то здесь большой вопрос, где цензура была более жесткой.

Существует так называемая Американская библиотечная ассоциация. Она периодически составляет список из 10 книг по отзывам населения, которые наносят наибольший вред нравственности. Эти 10 книг изымаются из библиотек, запрещаются к распространению. В общем, в США существует такой механизм цензурирования.

Тот же механизм действует и в отношении кино. В США была создана Национальная комиссия по просмотру художественных фильмов, которая подвергала запрету фильмы, подрывающие нравственные устои государства. В 1930 году был принят так называемый Кодекс Хейса, который определил 3 базовые принципа.

Первый принцип – недопустимость картин, подрывающих нравственные устои, запрет на изображение в привлекательном виде преступлений, пороков. Второй принцип – представление нравственно правильных моделей жизни, и третий – недопустимость дискредитации закона. Я говорю об этом, потому что пару лет назад Путин говорил о том, что и у нас было бы хорошо, чтобы появилось нечто подобное на Кодекс Хейса. Пожелание было озвучено, но ничего подобного не появилось.

Существует цензурирование предварительное, когда еще до появления культурной продукции определяется, будет ли она допущена, и есть цензурирование более мягкое, хоть оно и называется «карательным», когда появляется соответствующая печатная или культурная продукция, и она оценивается с точки зрения потенциала, который она привнесет. Есть цензурирование публичное и есть непубличное, когда вроде бы законодательной цензуры нет, но по факту осуществляемой политики происходит подавление определенных направлений творчества.

В условиях современных вызовов существует проблема интернета, насколько он цензурируем. Еще сравнительно недавно Медведев говорил о том, что цензура в интернете недопустима, невозможна, но, если мы посмотрим на опыт многих стран мира, мы увидим, что цензура в интернете применяется.

Где-то эта цензура применяется более жестко, проводится более развернутая политика, как, скажем, в Китае, где-то используются другие формы – блокирование сайтов, пропагандирующих подрыв нравственных устоев, призывы к низложению существующего государственного порядка и так далее. Такая цензура действует и в Соединенных Штатах Америки, и во Франции, и в Германии, и в других странах, где особенно громко звучат призывы, разжигающие чувство ненависти и так далее. Таким образом, механизмы цензурирования существуют везде.

Между тем в России декларируется, что цензура – это плохо, что цензурирование недопустимо, и Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на цензуру. Но здесь необходимо сделать оговорку. Конечно, все эти принципы цензурирования должны быть, но они правильны с одной оговоркой: государственная власть, которая осуществляет цензурирование, нравственна и суверенна.

Если же власть не нравственна и не суверенна, то цензурирование будет осуществляться в отношении той продукции, которая ориентирована на нравственные идеалы и на увеличение суверенных потенциалов. И здесь возникает вопрос – а кто же цензор? Мы знаем, что в 90-е годы, в постсоветский период, сложилась ситуация, что, несмотря на запрет цензуры, де-факто цензура все-таки была. Неслучайно стало нарицательным словосочетание «геббельсовское полторанинское телевидение».

Понятно, что допускались или не допускались определенные виды продукции. Понятно, что тренд был задан, и то, что было представлено на телеэкранах, что получало поддержку, наоборот, разжигало, поднимало интенции – подрыв нравственных устоев, разврат, гедонизм и так далее, с другой стороны, инокультурная продукция была ориентирована на подрыв национальной безопасности страны.

В заключение я хочу сказать, что цензура – это такой механизм, где все зависит от того, в чьих руках он находится. Конечно же, для современного мира – мира информационных войн, значимость этого инструмента все более возрастает. Процитирую бывшего министра обороны США Дональда Рамсфельда: «В современных войнах самые критические баталии проходят не в горах Афганистана или на улицах Ирака, но в студиях новостей в таких местах как Нью-Йорк, Лондон, Каир и так далее». В этой информационной войне цензура занимает одно из важнейших мест.

Степан Сулакшин: Спасибо, Вардан Эрнестович. Владимир Николаевич Лексин.

Владимир Лексин: По нашей действующей Конституции цензура попадает в перечень того, что можно назвать запретом – запрет на цензуру как на некие четко обозначенные действия. Цензура запрещена, это очень жесткое установление нашей Конституции. Вардан Эрнестович совершенно прав, в просмотренных мной полутора десятках конституций зарубежных стран аналогичные нормы тоже существуют.

Слово «цензура» действительно очень давнее, оно происходит от латинского censura, что означает опись, перепись и так далее. Должность цензора в Древнем Риме была очень почетной. Было два цензора, они избирались сроком на 5 лет, причем с IV века до новой эры они избирались не только из патрициев, но и из плебса. Все это было до той поры, пока небезызвестный Цезарь не присвоил себе право цензора, и через какое-то время этот институт не был ликвидирован вообще.

Какой же смысл заключается в этом слове? Первое, цензура – это официальный контроль светских или духовных властей за той или иной продукцией, которая сейчас называется средствами массовой информации – книги, кино и прочее. Второе – это контроль распространения этой продукции. Третье – контроль содержания того, что там содержится. При необходимости это запрет на определенное содержание – на концерты, спектакли, сценические произведения, изобразительное искусство, радио, телевидение и так далее.

Контроль осуществляется, для того чтобы ограничить распространение сведений или идей, признанных властями нежелательными или вредными. И вот здесь сразу возникает вопрос: а кто эти власти, и сколь вредным или нежелательным они считают то или иное явление? Вардан Эрнестович употреблял выражение «нравственная власть». Сейчас это очень неудобопроизносимое многими словосочетание, но в любом случае это официальная позиция каждой власти – считать, что является для общества вредным, что является нежелательным и так далее.

Официально в разного рода юридических документах, в комментариях закона и так далее цензура делится на два типа – цензура предварительная и цензура последующая. Что такое предварительная цензура? Это разрешение на выпуск чего бы то ни было – кино, книги, разрешение на спектакль, на постановку пьесы и так далее. То есть это разрешение на что-то, чего еще не было.

Цензура последующая наиболее часто используется во всех странах мира. Это оценка уже опубликованных, выпущенных, сыгранных, просмотренных явлений культуры, политической жизни и так далее. Ее сейчас называют цензурой карательной, потому что при внешнем ее отсутствии – выпускай, что угодно, пиши, что угодно, публикуй, что угодно – она имеет действительно карательный смысл, и даже существуют определенные нормы кары.

На полгода может прекратиться выпуск того или иного журнала, издатель может быть на год лишен права издавать что бы то ни было, на 3 года может быть запрещен показ того или иного фильма и так далее. Опять-таки это норма, которая существует во многих странах.

Кроме предварительной и последующей цензуры есть еще два ее направления: это цензура официальная и самая, конечно, жуткая цензура – так называемая инициативная или самодеятельная цензура людей, которые очень чутко улавливают настроения властей и в своей деятельности их отрабатывают.

И действительно, сейчас в России нет предварительной цензуры, но, тем не менее, существуют реальные запреты на публикацию разного рода книг, на использование негативных оценок в отношении президента и правительства в печатной продукции, кино и так далее. Иногда эти запреты имеют глуповатый характер – начинает пикать телевизор, когда там появляется какая-нибудь нецензурщина. Это вид последующей цензуры. В политической жизни все это более откровенно и более четко.

Действительно, цензура прошла огромный путь. В средние века это была в основном цензура католической церкви. В России она была очень незначительной. Главным ее направлением была борьба с ересями. В России с XVI века была только духовная цензура, но, начиная с 1721 года, появляется цензурный комитет в синоде, и он начинает следить за выпуском не только духовной, но и светской литературы. При Павле I появляется указ о цензурных комитетах, который выводит цензуру из ведения только лишь синода и распространяет ее уже на государственный уровень.

Есть очень любопытный момент в истории цензуры в России. В 2004 году два наших известных историка-архивиста Печатников и Горбачев издали свой труд «Историко-правовой комментарий по цензуре в России с XVI по XX век». Там было использовано очень любопытное выражение о том, что цензура в России была не столько карательной, сколько попечительской.

Такое попечительское, патроналистское отношение к читателю, к зрителю и так далее бытовало достаточно долго. В таком виде оно, кстати, было и в Советском Союзе, когда очень многие цензурные вещи фактически защищали советского человека от инакомыслия, которое могло смутить его сознание и опровергнуть те идеалы, которым в то время люди поклонялись.

Страдал ли от этого народ ранее? Не думаю, что в этом плане что-то было. А что же сейчас? Конституционный запрет никто не снимал. Более того, недавно было постановление Конституционного суда, которое запретило цензуру писем заключенных. Тем не менее, реально существует вот эта неофициальная инициативная так называемая самодеятельная цензура, которая идет по телефонному праву только потому, что те, кто может ограничить распространение тех или иных сведений, очень четко улавливают то, что исходит от высшего начальства страны.

Я думаю, что было бы очень хорошо, чтобы все-таки у нас в стране существовала какая-то официальная цензура, тем более, что есть очень много того, что не нужно было бы допускать к распространению. А вот второй ее тип, вот эту инициативную самодеятельную так называемую цензуру, наверно, нужно было бы значительно сократить, потому что, с моей точки зрения, кроме вреда от этого ничего нет. Спасибо.

Степан Сулакшин: Спасибо, Владимир Николаевич. Цензура – это ограничение содержания информации, но информации не любой, а публичной. Какое же это ограничение? Нормативно-правовое, законодательное и операциональное, то есть осуществляемое практически, непосредственно государством. Вот и получается, что цензура – это государственное нормативно-правовое и операциональное ограничение содержания публичной информации.

Это непростая категория, потому что она конфликтует с очень важным естественным правом и свободой человека на создание, распространение и получение информации. Тонкость государственно-управленческих устроений, конституционных положений заключается в том, чтобы эти две важные, как уже становится совершенно понятно из выступлений коллег, категории совместить и сбалансировать.

Во-первых, здесь есть одна деталь. Информация, которая содержится в голове, которая есть мнение, мировоззрение, интенция и не выходит вовне, не становится публичной, под это дело не подпадает. Невозможно человеку запретить иметь свое мнение внутри себя, иметь определенные мировоззренческие взгляды, он ведь может их никому не сообщать, но такие попытки в жестких тоталитарно-полицейских политических режимах все же производятся.

Условно говоря, можно дать человеку сыворотку правды, он тут же расколется и расскажет, что у него внутри. За это можно покарать, но это уже предельный, надрациональный и, в общем, на цивилизованный взгляд вряд ли допустимый вариант, кроме тех случаев, когда это касается расследования преступлений, или шпионажа, или чего-нибудь в этом роде. Но это должно быть в крайних исключительных форс-мажорных случаях и не должно становиться правилом.

На самом деле, несмотря на конституционную норму «цензура запрещена», она в России существует, всегда существовала и всегда будет существовать в плане ограничения публичной информации. Что же это такое? Во-первых, в самой Конституции записано, что права на получение и распространение информации ограничены в случае государственной и коммерческой тайны. Это естественно, и ни у кого, вероятно, возражений и сомнений не вызывает. Но в той же Конституции еще записаны запреты на призывы к свержению государственной власти, на разжигание национальной, расовой, религиозной розни.

Есть общая формула, которая говорит о том, что права и свободы человека могут быть ограничены в той мере, в которой этого требуют соображения безопасности и общественной нравственности. Это способствует тому, чтобы представлять себе институт цензуры, механизмы и процедуры его осуществления, средства реализации на ответственном серьезном государственно-управленческом общественном уровне, а не так примитивно и неправильно, как это записано в действующей Конституции.

Коллеги уже говорили о типах цензуры, но я бы скорее отнес их к способам цензурирования, таким как предварительный и разрешительный, который, кстати, действует в соответствующих режимных предприятиях и институтах. Ни одна публичная информация, какая-либо статья или отчет не выйдут в свет без предварительного просмотра уполномоченной комиссии, у которой есть соответствующий перечень сведений, подлежащих ограниченному распространению с точки зрения той самой государственной и коммерческой тайны.

Цензура контрольно-надзорная, или санкционная, или апостериорная, или карательная – это тоже институт, который по факту состоявшегося распространения кусочка информации оценивает его и может применить к автору санкции. Это некий профилактически-предупредительный механизм, потому что эффективность его основана на том, что все потенциальные авторы, генераторы публичной информации, задумаются, зная о последствиях, которые могут наступить.

Но это отличается от такого общественного или индивидуально-психологического явления как самоцензура. Здесь принцип такой: «Как бы чего не вышло. Не было бы хуже. Не высовываться. Лучше промолчать, не то…» Этакая психология премудрого пескаря. Это неприятное очень регрессивное политико-психологическое явление, потому что сворачивается инициатива общества во взаимоотношениях с публичным пространством, с политическим процессом, с действующими властями. Это ведет к монополизации власти и властных институтов, к их загниванию.

В современной России это явление очень распространено во многих сферах жизни, общественных и государственных. Но есть нечто еще, похожее на так называемые саморегуляции или саморегулируемые организации, некие цеховые конвенции, договоры. Например, Союз журналистов, или писателей, или каких-то иных публичных производителей информации, допустим, артистов на сцене, в кино могут договариваться, что в целях нравственности, социальности не будут произноситься бранные слова. Такое тоже вполне возможно.

Поэтому выглядят бесспорными три позиции как основание, обоснование необходимости института цензуры – это безопасность, национальная и корпоративная, это нравственность и это социальность, то есть, по большому счету, это добро, в отличие от зла, в котором общество и государство должны быть заинтересованы.

Какие вещи при этом подлежат ограничению? Конечно, это грязная ругань, порнография, сцены насилия, разного рода извращения, девиации, сцены, культивирующие асоциальность, культ индивидуализма, силы, стяжательства и так далее. В целом они подпадают под критерии нравственности и асоциальности. Поэтому очевидно, что упрощенный подход к категории «цензура» довольно неприятен и не созидателен, нормы в российской Конституции надо менять, а институты цензуры, в том числе на основании мирового опыта, о котором говорили коллеги, в России нужно применять.

Может быть, тогда печальные тенденции расчеловечивания, опускания нравственно-морального уровня российского общества и населения обратятся вспять, и общество будет оздоравливаться вместе с каждым его членом, а ведь это, между прочим, все мы, наши дети, дети наших детей. Вот таков градус уровня актуальности нахождения настоящего, глубинного смысла термина, категории «цензура».

Хочется поблагодарить вас за внимание и объявить следующую категорию. Это слово существует, наверное, с самых древних времен, с самого первого человеческого словаря, а, может быть, еще и дочеловеческого, это слово «война». Оно общеизвестно, затерто, понятно и вроде бы совершенно прозрачно, но стоит ли в нем поискать важные смыслы, мы увидим в следующий раз. Всего доброго.

Понятие цензуры и ее роль в формировании исторической реальности

Нестеров Андрей Андреевич,

аспирант Удмуртского государственного университета

В ряду наиболее важных проблем истории России задача рассмотрения и исследования цензуры представляется весьма актуальной.

Актуальность исследования обусловлена тем, что наступление 21 века сопровождается созданием мирового информационного пространства и формированием нового мировоззрения людей, на которое активно влияют СМИ. В связи с этим вопросы обеспечения свободы информации и ее ограничения становятся все более актуальными. Актуальность тематике придает и современное состояние развития связей государства и СМИ. Проблема вмешательства государства в деятельность СМИ, проблема свободы слова – проблемы вечные. В любом государстве не вся информация предается гласности, в чем заинтересованы различные социальные группы, что также подтверждается наличием различного рода тайн: государственной, военной, коммерческой. Информационные потоки, циркулирующие в обществе, регулирует такой государственный институт, как цензура . С одной стороны цензура как государственный надзор в демократическом обществе недопустим, с другой стороны она всегда присутствует в той или иной форме. Необходимость исследования данной проблемы объясняется потребностями дальнейшего развития научной концепции регулирования отношения СМИ с государством, углубления научных знаний по проблемам свободы слова и цензуры.

История – это интерпретация истины на основе имеющихся фактов. Историческая реальность формируется на основе определенных фактов. С изменением интерпретации факта меняется и сама история. В принципе можно говорить, что человек существует в фиктивном мире. Таким образом, приходим к выводу о том, что история оказывается неустойчивой и зависит от той или иной исторической эпохи.

Цензура является одним их элементов исторической реальности. Именно цензура отбирает те или иные факты, на основе которых формируется историческая реальность. Слово «цензура» принадлежит к числу терминов, описывающих простые на вид, но весьма сложные в действительности социальные механизмы, являющиеся в современных политических условиях предметом ожесточенных споров . В ходе этих споров такие термины нередко подвергаются односторонней трактовке или даже полному искажению смысла. При слове «цензура» обычный человек испытывает негативный рефлекс, побуждающий его, как правило, возражать против использования цензуры. Само понятие цензуры на протяжении всей истории носит негативный оттенок. С точки зрения действительности и полезности для общества в целом цензура скорее друг, чем враг. Цензура – борец за спокойствие. Охраняет человечество от лишнего груза знаний, различных идей и теорий, которые могут разрушить данный уклад общества. Она является неким сторожем на плотине. Необходимо отметить, что на заре своей истории цензура рассматривалась как необходимый элемент справедливого порядка управления, и это мнение господствовало на протяжении тысячелетия с лишним, пока отношение к цензуре в обществе не изменилось. Даже в настоящее время некоторые формы явления, называемого «цензурой», бытуют более широко и пользуются более массовой поддержкой, чем, казалось бы, ввиду дурной репутации этого понятия.

Любопытным образом, ни «Оксфордский словарь английского языка», ни «Новый международный словарь Вебстера» (стандартный толковый словарь английского языка в американском варианте) не дают достаточных сведений о слове «цензура». В Оксфордском словаре это слово вообще не удостоено отдельной рубрики. Оно фигурирует лишь в списке производных от слова «цензор» с довольно туманным толкованием: «должность или должностные обязанности цензора». Словарь Вебстера добавляет к этому определению еще «деятельность цензора». Такая ситуация указывает не только на общую неясность понятия «цензура», но и на чуждость этого понятия англосаксонскому образу мышления .

Словарное обеспечение термина «цензор» выглядит несколько лучше. Оксфордский словарь дает ему три более или менее распространенные толкования плюс одно специальное: «1. Одно из двух должностных лиц (магистратов) в Древнем Риме, проводивших переписи (цензы) граждан и надзиравших за общественными нравами. 2. Чиновник, обязанный просматривать перед публикацией книги, журналы, пьесы и прочие материалы, чтобы не допустить наличия в них чего-либо безнравственного, еретического или оскорбительного либо вредного для государства. 3. Чиновник, просматривающий частную переписку граждан (например, в военное время). 4. Психический механизм, подавляющий некоторые элементы бессознательной сферы».

Взяв эти определения за отправную точку, мы обнаруживаем, что цензура в интересующем нас смысле впервые возникла в древнеримском государстве, где цензор был обязан помимо прочего «надзирать за общественными нравами». Римляне не видели ничего странного в том, что чиновник, следивший за местожительством и доходами граждан в интересах налогообложения, был обязан также обращать внимание на поведение этих граждан. Не сомневались они и в том, что личная жизнь людей законно входит в сферу интересов государства.

Второе толкование подводит нас ближе к сути дела, поскольку в нем фигурируют все элементы того, что мы сейчас считаем развитой цензурной системой: как объекты цензуры (книги, журналы, пьесы и т.п.), так и профилактическая функция цензора, оберегающего общество от «безнравственности», «ереси» и высказываний «вредных для государства». Ключ к пониманию того, что произошло после эпохи Древнего Рима, содержится в слове «ересь», которое заставляет нас обратиться к христианской религии и к становлению христианской церкви. История цензуры в Европе связана, прежде всего, с историей развития и упадка церкви как общественного института.

Как известно, сама церковь в ранний период своей истории подвергалась преследованиям и подавлению со стороны властей, и это наложило неизгладимый отпечаток на ее последующее развитие. Как только христианство стало государственной религией Римской империи, церковь поспешила упрочить свое господствующее положение путем подавления чуждых ей идей и разногласий в собственной среде, на которые был наклеен ярлык «ереси» (интересно отметить, что латинское, а значит, и английское слова, обозначающие это понятие, этимологически связаны с греческим словом, означающим «выбор»). Это повлекло за собой, помимо прочего, установление строгого контроля над распространением и толкованием Священного Писания, что было возможно лишь посредством цензуры. Если бы цензура не коснулась Священного писания, разве бы сложилась единая и сильная церковь, которая так была необходима в тот исторический период. Именно при помощи цензуры сформировалась та историческая реальность, положившая начало формирования единой церкви, единой интерпретации священных текстов. Впрочем, на протяжении всего средневековья эта проблема не имела особого значения. Священные книги переписывались от руки. Их новые экземпляры появлялись на свет в результате долгого кропотливого труда немногочисленной группы посвященных. Даже для учрежденной в 13 веке церковной инквизиции цензура как таковая долго не являлась предметом первоочередной заботы. Отношение к цензуре коренным образом изменилось лишь под воздействием внешнего стимула - в середине 15 века Гуттенберг изобрел книгопечатание. Произошла внезапная революция в процессе изготовления и распространения книг. Появилась возможность «выбора» в невиданных прежде масштабах. А «выбор» был равнозначен ереси. Таким образом, цензура расширила свои полномочия и укрепила свои позиции.

В 1485г., всего 35 лет спустя после изобретения печатного станка, в Майнце, где жил и работал Гуттенберг, по просьбе местного архиепископства было учреждено первое светское цензурное ведомство. В 1493 г. возрожденная инквизиция в Венеции выпустила первый список запрещенных церковью книг, а в 1501 г. папа римский попытался ввести всеобщую цензуру для всего христианского мира. Эта первая попытка закончилась неудачно, но спустя полвека, в 1559 г., один из его преемников издал так называемый «Список запрещенных книг» («Index Librorum Prohibitorum »), который стал обязательным для всех католиков, то есть для большей части населения Западной Европы. Инквизиция, следившая за соблюдением “Списка”, существовала до 1774 г. во Франции и до 1834 г. в Испании. Сам же «Список» остается в силе для католиков по сей день, хотя имеет уже не обязательный, а рекомендательный характер. Отсюда приходим к выводу, что понятие цензуры тесным образом связано с понятием власти, а цензурная практика неотделима от деятельности властных структур. Цензура, в сущности, является служанкой власти, а власть - необходимым условием цензуры. Цензура есть орудие, используемое отдельными людьми, общественными институтами или государствами для достижения, сохранения и увековечения своей власти и сохранения порядка. Она представляет собой распространение физической власти в сферу мысли и духа. Соответственно, чем более централизованный характер имеет власть, и чем шире ее притязания, тем более жесткой, нетерпимой и всеохватывающей обычно становится цензура. Аналогичным образом цензура обычно практикуется (зачастую с согласия общества) в условиях революции, гражданской войны и таких чрезвычайных ситуациях, как мятеж или государственный переворот. Подобные события не очень-то желательны и, вообще говоря, не должны происходить в подлинно демократическом государстве. Однако когда они все же случаются, то введение цензуры часто встречается значительной частью населения с пониманием. Хотя общество должно понимать, что цензура существует не только во время войн и революций, она существует всегда и во всех демократических и недемократических странах. Просто изменяются ее функции и методы. Разумеется, и в таких условиях цензура, так же, как всегда, служит орудием борьбы за сохранение или захват власти, но сама ожесточенность этой борьбы побуждает граждан соглашаться на цензуру. Так было в 1918 г. в советской России, когда Ленин вновь ввел цензуру спустя несколько месяцев после ее отмены свободно избранным Учредительным собранием (которое он разогнал). Цензура была объявлена как временная чрезвычайная мера для защиты новорожденного большевистского режима от враждебной пропаганды, что не помешало ей существовать без особых изменений в течение последующих семи с лишним десятилетий. В Португалии в 1926 г. цензура также была провозглашена в качестве «чрезвычайной меры» после государственного переворота, однако сохранялась вплоть до Апрельской революции 1974 г. В Испании Франко ввел цензуру во время Гражданской войны 1936-1939 гг., и она не отменялась до самой смерти диктатора в 1975 г .

Таким образом, многие правительства отрицают существование цензуры у себя в стране, но в то же время оправдывают существование цензуры, хотя бы и скрытой под туманным понятием «исключительных мер», ссылаясь на якобы существующую угрозу безопасности извне либо изнутри. Цензура практически означает систематический контроль над деятельностью одного, нескольких или всех средств информации посредством мер конституционного, административного, финансового либо сугубо насильственного характера, осуществляемых либо по прямому указанию государственной власти или правящей группы, либо при попустительстве с их стороны . Цензура может сопровождаться насилием или обходиться без него; она может быть всеобъемлющей либо ограниченной. Само представление о цензуре как о социальном зле, с которым нужно бороться, возникло сравнительно недавно, в основном благодаря мыслителям эпохи Просвещения. Необходимо понять, что в любом обществе существуют различные группы, имеющие определенные взгляды на тот или иной вопрос. Задача цензуры не в том, чтобы уничтожить множественность взглядов и дать одну единственную истину. Общество, где царит полный порядок и спокойствие и где вокруг свободы выражения мнений не возникает противоречий и споров, есть общество умирающее или мертвое. Задача цензуры в том, чтобы информация определенного характера не нарушала спокойствие в обществе. Информация - это оружие, которое очень опасно в неумелых руках или в руках, которые намеренно хотят разрушить определенный уклад общества. Цензура охраняет определенного рода информацию и не допускает ее распространения. Цензура также помогает формированию единой исторической реальности. Как тот или иной факт интерпретируется на основе того, что необходимо на данный момент определенной исторической эпохе, так и строится историческая реальность. Всем известно, что Колумб открыл Америку – именно его назвали первооткрывателем – это исторический факт. Факт, что викинги побывали там еще задолго до него, интерпретируется, как догадка, вымысел, сказка или умалчивается вовсе. По данному поводу спорят, но не могут прийти к единому мнению. При помощи цензуры формируется одна историческая реальность и умалчивается или игнорируется другая, которая неприемлема для определенной исторической эпохи. Цензура помогает нам обрести спокойствие и устойчивость в мире фактов, которых с каждым годом становится все больше. А верить или нет – выбор человека и именно от его выбора будет зависеть то, в какой реальности он будет жить. Цензуру следует рассматривать не только как регламентирующую, контролирующую и охранительную, но и как некую стимулирующую силу. Она заставляет думать, задавать вопросы, находить ответы и таким образом образуется фундамент качественного знания, его усвоение и использование в обществе.

Получается, что само понятие цензуры хоть и носит негативный оттенок, является полезным и необходимым элементом истории. Без цензуры не существовало бы единого сильного общества, не было бы единой системы интерпретации фактов, не было бы единого точного знания, не было бы уверенности в точности знания, в конце концов, не было бы самой истории, в том виде какой она преподается в школах и университетах. Цензуру ругали, цензурой пугали, но то, что действительно необходимо обществу, было, есть и будет в той или иной форме.

Литература

1. Горбачев И.Г, Печников В.Н. Институт цензуры в Российском законодательстве 16-19 веков: Историко-правовое исследование.- Казань: Изд-во Казанск . ун-та, 2004.- 228 с .

2. Жирков Г.В. История цензуры в России 18-19 вв.: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 368 с .

3. Лебедев А.П. История запрещенных книг на западе.- Спб ., 2005 г.

4. Скэммелл М. Цензура и ее история. 2006 г.

5. Чолдин М.Т. Империя за забором: История цензуры в царской России.- М.:Рудомино , 2002.- 310 с.