» » Адская «Ракушка» для ВДВ: что может новейший российский БТР. БТР-МДМ: десантируемая "Ракушка" Бтр на гусеницах

Адская «Ракушка» для ВДВ: что может новейший российский БТР. БТР-МДМ: десантируемая "Ракушка" Бтр на гусеницах




MULTIPURPOSE ARMORED PERSONNEL
CARRIER (LANDING) BTR-MD (OBJECT 955)
RAKUSHKA AND BTR-MDM RAKUSHKA-M (OBJECT 955M)

19.01.2020


17 января 2020 года на территории десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии в Пскове под руководством заместителя командующего ВДВ генерал-майора Анатолия Концевого состоялся торжественный ритуал передачи новейших образцов военной техники.
В состав седьмого по счету батальонного комплекта техники для псковских десантников входит 39 боевых машин десанта нового поколения БМД-4М (31 единица) и БТР-МДМ «Ракушка» (8 единиц).
В торжественной обстановке с участием командования и военнослужащих гвардейского соединения, ветеранов части, представителей администрации Пскова и молодежных военно-патриотических организаций новая техника передана военнослужащим одного из десантно-штурмовых батальонов.
Как отметил в своем выступлении заместитель командующего ВДВ генерал-майор Анатолий Концевой, сегодня прославленный 234-й гвардейский десантно-штурмовой Черноморский ордена Кутузова III степени полк имени святого благоверного Александра Невского поступили боевые машины нового поколения БМД-4М и БТР-МДМ. Созданные конструкторами боевые машины повышают мощь Воздушно-десантных войск, которые стоят на страже национальных интересов России.
«Войска продолжают развиваться и совершенствоваться. С учетом спланированных поставок современных образцов бронетанкового вооружения и техники в 2020 году в соединения и воинские части ВДВ запланирована поставка еще двух батальонных комплектов боевых машин», - сообщил генерал-майор Анатолий Концевой.
Оснащение войск современной техникой и средствами управления способствует повышению боевых возможностей подразделений ВДВ, а реализация заданий государственного оборонного заказа в интересах Воздушно-десантных войск позволяет повысить долю новых и модернизированных образцов.
Все военнослужащие десантно-штурмового полка, получившего новую технику, накануне прошли курс обучения и переподготовки на новые образцы вооружения в Омске на базе 242-го учебного центра (подготовки младших специалистов Воздушно-десантных войск).
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации


76-Я ГВАРДЕЙСКАЯ ДЕСАНТНО-ШТУРМОВАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ КРАСНОЗНАМЁННАЯ ДИВИЗИЯ


МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР (ДЕСАНТНЫЙ)
БТР-МД (ОБЪЕКТ 955) «РАКУШКА»
И БТР-МДМ «РАКУШКА-М» (ОБЪЕКТ 955М)


Новый авиадесантируемый многоцелевой бронетранспортёр БТР-МД «объект 955» создавался в КБ Волгоградского тракторного завода по теме «Ракушка» на базе шасси БМД-3. В различных источниках имеет неофициальные обозначения: БТР-Д-3,БТРД-3 или БТР-МД. В перспективе этот бронетранспортер должен заменить собой БТР-Д. Создан в 2003 г. Серийное изготовление предполагалось на ООО Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Планировалась закупка 499 ед. до 2015 года.
Характерные свойства машины:
многоцелевое назначение, мобильность
авиадесантируемый, плавающий
высокая проходимость, маневренность
улучшенные показатели хода
возможности модернизации


Представляет собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую и авиатранспортируемую гусеничную машину для решения транспортных задач подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта. Он имеет повышенную эффективность и эксплуатационные характеристики, а конструкция отвечает всем современным требованиям по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, а также быстрому преодолению больших водных преград. Габариты корпуса по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и необходимой грузоподъемности.
Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси БМД-4М начата в 2008 г. СКБМ Курганского машиностроительного завода (главный конструктор до октября 2014 г. — С.С.Сальников). БТР-МД имеет корпус рубочного типа с высокими бортовыми листами и плоской крышей, занимающий переднюю и среднюю часть до моторной перегородки. Он выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши. В корме рубки находится продольный проем с наклонным люком для выхода экипажа. Корпус имеет устройства для крепления средств десантирования. Длины отделений управления, среднего отделения и МТО соотносятся как 2,1:2:1,9.


В носовой части машины по центру расположено кресло механика-водителя с органами управления (в т.ч. регулируемая рулевая колонка), а справа и слева от него – два универсальных сиденья (все кресла размещаются на возвышенном полике), а в крыше – три верхних люка. Средний люк механика-водителя имеет три перископических прибора наблюдения, центральный может заменяться на ПНВ. Перед правым люком находится прицел-прибор наблюдения для ведения прицельной стрельбы из курсовой пулеметной установки (7,62 мм). На крыше корпуса слева на погонном устройстве размещена башенка с автономной закрытой пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом, с наружной системой питания, прицельным и приборным комплексами и осветителем. Она имеет подъемный механизм, а также связанное с верхним погоном универсальное сиденье командира-оператора и верхний люк.
В среднем отделении по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья, по три на борт. Имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусных носилок с ранеными вдоль обоих бортов машины, а также устройства для закрепления с помощью привязных ремней с замками различных грузов (ящиков с боеприпасами, емкостей с жидкими веществами и пр.). Сверху в центральной части размещены два продольных прямоугольных люка с крышками. В кормовой части слева расположен отсек с автономным энергоагрегатом, справа – короб воздуховода с выдвигающейся воздухозаборной трубой, с которой может соединяться труба для обеспечения забора воздуха в условиях волнения водной поверхности до трех баллов. Система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой расположена с правого борта. В каждом из бортов десантного отделения имеется по одной закрывающейся бойнице с шаровой установкой для стрельбы из личного оружия.
В моторно-трансмиссионом отделении установлен расположенный вдоль оси машины оппозитный дизельный двигатель с турбонаддувом, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и в одном блоке с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач. Водометные движители с рабочим колесом диаметром 340 мм выполнены с подпружиненными заслонками и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствамию. Привод на водометы осуществляется от реверсивного вала КПП.
Ходовая часть БТР-МД с ведущим колесом заднего расположения, состоит (на борт) из пяти опорных односкатных катков и четырех поддерживающих роликов. Пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеют гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный. В каждую из пневморессор встроен гидравлический амортизатор. Гусеница мелкозвенчатая, с последовательными резинометаллическими шарнирами.

МОДИФИКАЦИИ:
БТР-МД «Ракушка» (объект 955) — первый вариант десантного БТР нового поколения, создан на базе шасси боевой машины десанта БМД-3. При разработке имел обозначение БТР-Д-3,БТРД-3.
БТР-МДМ «Ракушка-М» (объект 955М) — модернизированный вариант БТР-МД «Ракушка». Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси БМД-4М начата в 2008 г.
БММ-Д «Травматизм» (объект 956) – бронированная медицинская машина десантная. Варианты: бронированный санитарный транспортер — БММ-Д1, бронированная машина медицинского взвода — БММ-Д2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, не более, т. 13,2
Экипаж, чел. 2 (командир и механик-водитель)
Грузоподъемность, т 2
Количество посадочных мест, шт. 13
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) 22,3 (30,3)
Максимальная мощность двигателя, 331 (450)

Скорости движения, км/ч:

Средняя скорость по сухой грунтовой дороге 45-50
Максимальная скорость:
по шоссе, не менее 71
на плаву, не менее 10

Авиадесантирование:

самолеты, тип ИЛ-76(М, МД), АН-124
вертолет, тип МИ-26 (на внешней подвеске)

ВООРУЖЕНИЕ :

ВАРИАНТЫ ЗАГРУЗКИ ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)

БТР-МД "Ракушка" / Объект 955 / БТРД-3
БТР-МДМ "Ракушка-М" / БТРД-3М

Многоцелевой десантируемый бронетранспортер (БТР). Разработан КБ Волгоградского тракторного завода на базе для замены в частях ВДВ БТР-Д. Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси начата в 2008 г. СКБМ Курганского машиностроительного завода (главный конструктор до октября 2014 г. - С.С.Сальников). Серийное производство по состоянию на 2014 г. (серия для испытаний) ведется Курганским машиностроительным заводом (г.Курган).

В 2013 г. в ВДВ для проведения испытания поставлены первые 2 БТР-МДМ. Испытания планируется завершить до июля 2015 г.

Первая серийная партия в 12 БТР-МДМ "Ракушка" передана ВДВ Западного военного округа 03 марта 2015 г. (). Планируется, что до 2025 г. ВДВ получат более 2500 бронетранспортеров "Ракушка" различных модификаций.

Корпус выполнен выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом БТРа. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка для выхода из машины ().

В левой части корпуса машины на крыше установлена башенка, под которой в корпусе бронетранспортёра находится кресло командира-наводчика. Башенная установка оборудована наружной системой питания, а также механизмом вертикального наведения. В средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для десанта, по три с каждого борта. Кроме того по бортам закреплены кронштейны для размещения носилок с раненными ().

Бронирование - противопульное

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный ().

Двигатель :

БТР-МД БТР-МДМ
Моторно-трансмиссионное отделение находится в задней части машины. Двигатель машины оппозитный, оснащён турбонаддувом и эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещен механизм передач и поворота. Он состоит из реверсивной двухвальной коробки передач, а также привода с реверсивным валом на водомётный движитель. Дизель УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный.

Трансмиссия гидромеханическая, четырехскоростная, с отбором мощности на водометные движители и с отбором мощности на привод насоса гидросистемы машины. Водометные движители - 2 ед. - одноступенчатые осевые шнекового типа с направляющим аппаратом.

Мощность двигателя - 450 л.с.
Удельная мощность - 30.3 л.с./т
Мощность двигателя - 500 л.с.
Удельная мощность - 34 л.с./т

ТТХ БТР-МД / БТР-МДМ :

БТР-МД БТР-МДМ
Экипаж 2 чел (командир и механик-водитель)
Дорожный просвет Рабочий - 420 мм +- 20 мм
Минимальный - 100 мм - 30 мм
Максимальный - 500 мм + 30 мм
Масса 13.2 т 13.2 т +-2%
Грузоподъемность 2 т
Скорость по шоссе до 71 км/ч 70 км/ч
Скорость по грунтовой дороге 45-50 км/ч 45-50 км/ч
Скорость по воде 10 км/ч 10 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км 500 км
Запас хода по пересеченной местности 350 км 350 км
Запас хода на плаву 7 часов
Преодолеваемые препятствия подъем - 35 град
крен - 20 град
стенка - 0.8 м
ров - 1.5 м
брод - плавает
подъем - 35 град.
крен - 20 град
стенка - 0.8 м
ров - 1.5 м
брод - плавает

Вооружение :

Оборудование ::
- 13 посадочных мест десанта


БТР-МД / БТР-МДМ может десантироваться и транспортироваться самолетами Ил-76 разных модификаций, Ан-124, вертолетами Ми-26 (на внешней подвеске).

Модификации :
- Объект 955 / БТР-МД "Ракушка" - базовая модель БТР разработанная на шасси

Первоначальная цель бронетранспортеров на поле боя заключалась в мобильной доставке людей на заданные позиции. Это позволяло поддерживать танковые наступления, быстро переориентировать войска в ответ на меняющуюся фронтовую обстановку. В дополнение к этому БТР доставляли грузы и вывозили раненых.

В современных условиях бронетранспортеры все больше конструируются по типу боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Это делает БТР полноценной боевой единицей поддержки и прикрытия, что особенно важно при операциях в тылу.

БТР «Ракушка» - многофункциональная десантная (МД) машина России, созданная для поддержки подразделений ВДВ . Акцент делается не только на быстрой доставке бойцов и снабжении, но и на высадке с воздуха. Также учитывается и автономность проводимых операций, в которых машина становится основным прикрытием пехоты.

История создания модели

Задача по разработке новой многоцелевой машины десанта была поставлена перед конструкторами еще в 1992 году. Тяжелое экономическое положение страны и недостаток финансирования армии привел к заморозке проекта. В итоге активная работа над ним началась только в 2008.

Ключевой задачей нового БТР ставилась замена устаревшего советского десантного бронетранспортера, выпущенного еще в 1974. Новая машина должна была отвечать требованиям современной техники и вооружений, а также учитывать специфику десантных операций.

БТР-МД создан на Волгоградском тракторном заводе. Позже серийное производство было переведено на Курганский машиностроительный завод, где собирается уже модернизированная версия БТР-МДМ. В 2013 первые машины отправлены на испытания.

В 2015 году бронетранспортеры стали поступать на вооружение армии, с этого момента их фото стали появляться в сети. По состоянию на 2018 год имелось уже 30 таких машин. Ожидается, что к 2025 году на вооружение десанта поступит около 200 БТР данной линейки в разных модификациях. В итоге БМД-4М и бронетранспортеры «Ракушка» станут базовой десантной техникой.

Цели и задачи по применению

Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой - поддержка подразделений в любых боевых условиях.

К задачам бронетранспортера относятся:

  • поддержка пехотных соединений, прикрытие;
  • транспортировка грузов, снабжение подразделений;
  • вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
  • организация командного центра или узла радиосвязи.

Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.

Конструкция и устройство амфибии

Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.

Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения . Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.

С учетом вооружения прицеливание обеспечивается с позиции стрелка. Также башенная установка оборудована прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для наведения и автоматической стрельбы с позиции командира. Через данное устройство он может наблюдать и за местностью.

Основное вооружение

Вооружение бронетранспортера «Ракушка» представлено курсовым пулеметом Калашникова калибра 7,62 мм. Питание обеспечивается двумя коробками по 1000 патронов, объединенных единым трактом. В правой передней части у модифицированной версии имеется дополнительный пулемет.

Броня БТР защищает бойцов от пуль и осколков. Предусмотрена защита ходовой части, позволяющая преодолевать мины.

Средства маскировки

Большинство элементов оснащения бронетранспортера «Ракушка» заимствована у БМП-3 . К ним относят и средства маскировки. Помимо камуфлированного окраса БТР оборудован дымовыми гранатами «Туча».

Технические характеристики

Технические характеристики БТР «Ракушка» отвечают требованиям современной боевой машины. Определенные отличия есть у разных модификаций, ориентированных на узкоспециализированные задачи. Основная модель за счет своих показателей также сохраняет широкий диапазон возможностей для применения.

Двигатель и трансмиссия

Бронетранспортер работает на оппозитном двигателе с турбонаддувом УТД-29, также позаимствованном у БМП-3. Мощность двигателя - 450 л. с. Система охлаждения инжекторно-вентиляторная. Механизм передачи и поворота находится в одном блоке с двигателем и состоит из двухвальной реверсивной коробки передач. Имеется и привод на водометный движитель, обеспечивающий управляемую плавучесть машины.

Электрооборудование

Учитывая заимствование элементов от БМП-3, электрооборудование БТР «Ракушка» представлено аппаратурой 6ЭЦ088. Точных данных о модифицированной версии машины не имеется.

Ходовая часть

Для лучшей проходимости БТР-МД передвигается на гусеничном ходу. Ходовая часть представлена пятью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Гусеницы имеют мелкозвенчатые резино-металлические шарниры. Опорные катки крепятся пневматическими рессорами.

Одна из ключевых особенностей ходовой части БТР-МД - регулируемый клиренс. Имеется три положения - минимальный в 70-100 мм, рабочий в 420 мм и максимальный в 500-510 мм.

Десантирование

Бронетранспортер «Ракушка» способен перевозить до 15 человек, включая механика-водителя и командира. Для десантирования предусмотрен люк в кормовой части. Также имеются два круглых люка в крыше рубки управления и два прямоугольных в средней десантной части бронетранспортера.

Максимальная скорость на воде и суше

Скоростные характеристики БТР-МД представлены следующими показателями:

  • максимальная скорость по шоссе - до 71 км/ч;
  • скорость на сухой грунтовой дороге - 45-50 км/ч;
  • скорость на плаву - 10 км/ч.

Запас хода по шоссе составляет 500 км, по пересеченной местности - 350 км. Гусеничная ходовая часть позволяет бронетранспортеру преодолевать подъемы в 35 градусов, объекты и стены высотой 0,8 м и рвы в 1,5 м.

Габариты и вес

По габаритам ТТХ БТР-МД имеют следующие значения:

  • длина корпуса - 6,085 м;
  • ширина - 3,15 м;
  • высота - 2,7 м;
  • масса - 13,2 т.

Габариты машины позволяют десантировать ее с воздуха с самолетов ИЛ-76 (М, МД), АН-124, а также с внешней подвески вертолетов Ми-26. Это делает бронетранспортер оптимальным выбором для проведения десантных операций.

Достоинства и недостатки

Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр - от санитарной машины до командного штаба.

БТРД «Ракушка» учитывает автономность проведения операций при десантировании в тыл. Электрооборудование, навигация и системы наведения позволяют эффективно выполнять боевые задачи даже новичкам, прошедшим базовую подготовку.

Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.

Применение и испытания в реальных боевых условиях

Первые испытания БТР-МД «Ракушка» были проведены в 2013 году. Бронетранспортер показал полное соответствие заявленным техническим характеристикам, высокую проходимость и многофункциональность. На базе полученных результатов машины стали поступать на вооружение ВДВ. В реальных боевых условиях они еще не применялись.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

В этой обзорной статье пойдет речь про две родственные модификации бронетранспортера БТР-МД «Ракушка» и БТР-МДМ "Ракушка-М" . БМД-МД расшифровывается, как бронетранспортёр машина десанта, соответственно БТР-МД М расшифровывается, как бронетранспортёр машина десанта модернизированный. Название "Ракушка" получила из-за своей формы и противопульной круговой брони. Иногда бронетранспортёр не официально называют БТР-Д-3 или БТРД-3 . БТР-МДМ Разработкой нового БТР-4М для десантников началась в 2008 году на базе БТР-МД «Объекта 955». В свое время, ТТХ по созданию БТР-МД были даны в 1992 году, за базу нового БТР была взята база знаменитого БМД-Д. БТР-МД было выпущено мало, так как образец был «сырым» и за ним сразу в 2008 году последовала разработка БТР-МДМ. БТР-МДМ стал хорошо известен после своей премьеры на 9 мая 2015 года во время военного парада на Красной Пощаде в Москве. Так получилось, что буква М (модернизированный) в названии разные источники информации, то писали, то забывали и обе модели слились в одном названии «Ракушка» , и тут снова буква М потерялась, а должно было получится БТР-МДМ «Ракушка» . А сама «Ракушка» создана на базе БМД-4М. Производством БТР-МДМ занимается Курганмашзавод, главный конструктор-С.С.Сальников. Первые две «Ракушки-М» прошли испытания в 2013 году. Новый БТР должен заменить БТР-Д, который принят на вооружение в 1974 году. Характеристики нового БТР выросли практически в два раза.

Отличием «Ракушки» от БМД-4М является отсутствие башни увеличенная высота кабины, за счет чего увеличилось количество посадочных мест. Так в БМД-4М 3 места под экипаж и 5 мест для десантников, в то время, в как БМД-МДМ помещается 2 члена экипажа и 13 десантников. На практике на 1 место больше, 1 лишние места нужно командиру и механику-водителю, чтобы с помощи него занять свои штатные места. При этом «Ракушка» способна дать отпор и поддержать десантников из двух пулеметов ПКТ (курсовой у десантника и дистанционный у командира). По сути «Ракушка» -это бронированный автобус на гусеничном ходу, который можно оборудовать под медицинские, штабные, саперные задачи. БТР- МДМ во время боя не только подвезет десант, но также сможет вывести раненых, подвезти горючее или боеприпасы. Для посадки десанта и экипажа имеется 6 люков, десантный-кормовой люк в открытом виде делает очень удобную высадку и посадку десанта. Десантное и экипажные места имеют общее пространство. Меньше всего свободного пространства у командира, так как место окружено оптикой, различными приборами, пультом дистанционного управления пулеметом ПКТ, прожектерами подсветки. В передней части бронетранспортера находятся 4 гранатомета «Туча» для создания дымовых завес.

Внутри кабины у каждого борта расположены двухместные сидения в три ряда. Сидения имеют ремни безопасности. При необходимости перевозки крупногабаритного груза сидения можно сложить и пристегнуть к бортам. Крепление негабаритного груза обеспечивают специальные ремни. Кабину «Ракушки» можно быстро адаптировать для перевозки раненых на носилках с помощи специальных кронштейнов. Для комфорта десанта и экипажа в бронетранспортёре «Ракушка» предусмотрены электропечи, который греют и циркулируют воздух внутри машины. Для безопасности десанта и экипажа в машине предусмотрена система пожаротушения, система избыточного давления воздуха необходимая во время химической или радиационной опасности. Помимо фильтрации воздуха имеются полумаски для дыхания.
Бронетранспортёр имеет сварной корпус рубочного типа из алюминиевого сплава. Корпус состоит из отделения управления, моторно-трансмиссионного и десантного отделения. Двигатель располагается в задней части машины. БТР-МДМ имеет противопульную броню, что подразумевает выдерживание бронебойной пули 7,62 мм на дистанции 50 метров. В качестве двигателя на БТР-МДМ ставят атмосферный всеядный дизельный двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с., (на БТР-МД 450 л.с.), который способен «пожирать» бензин, дизель, керосин. Двигатель отлично работает на высокогорье до 4500 метров над уровнем моря, что уже заслуживает высокого внимания. Двигатель способен разгонять БТР-МДМ до 70 км/ч. Крейсерская скорость по пересеченной местности составляет 40-50 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 500 км, а по пересеченной местности 350 км. «Ракушка» может плавать со скоростью до 10 км/ч с помощи двух водомётов, десантировании с корабля можно производить при волнении 4-5 баллов. Двигатель хорошо изолирован от кабины экипажа, так что дым и шум от двигателя не проникает в кабину, плюс кабина имеет дополнительную систему фильтрации воздуха. Бронетранспортёр имеет автономный электрогенератор в задней части, за двигателем.

Место водителя-механика достаточно удобно, так как в качестве управления вместо рычагов используется штурвал, четырехступенчатая полуавтоматическая коробка передач. Имеется две педали: тормоз и газ. Для удобства управления на марше сидение можно быстро приподнять, чтобы высунуть голову в открытый люк. Во время боя водитель ориентируется по трем перископам, при этом центральный перископ ТНПТ-1 можно оснастить прибором ночного видения ТКН-ЗМБ. В «Ракушке» отсутствуют аналоговые приборы, вместо них ЖК-монитор с показанием всех нужных параметров.
Как и в БМД-Д у "Ракушки" изменяемый клиренс от 130 мм до 530 мм (обычный рабочий клиренс 450 мм), который нужен для уменьшения высоты бронетранспортёра, что бы его можно было «запихать» в самолет для последующего десантирования. На данный момент планируется, что машину можно десантировать с самолета вместе с экипажей и десантом внутри.
На 2017 год в армию поступило 30 БТР-МДМ "Ракушка-М" . База "Ракушки-М" должна стать продолжением для других различных модификаций: противотанковые, медицинские, радарные и т.п. К 202 году российская армия планирует получить бронетранспортеров "Ракушка".

ТТХ БТР-МДМ "Ракушка-М"
Колесная формула Гусеничное шасси, тяга на передние звезды
Тип подвески Гидропневматическая
Двигатель УТД-29, дизельный
Объем двигателя нет данных
Мощность 450-500 л.с. 30-34 л.с./т.
Топливо многотопливный
Объем бака нет данных
КПП полуавтоматическая, четыреступенчатая
Габариты 6085х3150х2700 мм
Колея нет данных
Клиренс 130 мм "при десантировании", 450 мм"рабочая", 530 мм "максимальная"
Базовая масса 11 000 кг
Снаряженная масса 13 000 кг
Грузоподъемность 2000 кг
Масса буксируемого прицепа нет данных
Экипаж
2 человека+13 десантников
С корость максимальная 60 км/час, крейсерская 30-40 км/час, 4,5 на плову
Запас хода 350 км по пересеченной местности и 500 км по шоссе
Расход топлива нет данных
Преодолеваемое препятствие
подъем-35 гр., стенка 0,8 метра, ров 1,5 метра, плавает
Броня противопульная
Вооружение дистанционный пулемет ПКТ-1000 патронов+1000 патронов курсовой пулемет ПКТ, 4 дымовых гранатомета "Туча"