» » Айкидо 8 кю какой пояс. Описание ситуации с цветными поясами в айкидо

Айкидо 8 кю какой пояс. Описание ситуации с цветными поясами в айкидо

Как и в большинстве других видах боевых искусств, в айкидо существует традиционная система разрядов. Она включает в себя, как ученические степени — кю, так и мастерские — даны. Примерно оценить какой уровень у айкидоки можно по цвету его пояса . Последовательность смены цветов у поясов в айкидо может существенно отличаться, в зависимости от стиля, однако, речь мы будем вести именно о градации, принятой в ёсинкан.

10-й, 9-й и 8-й кю. Это самые младшие уровни, которым в айкидо, как и в прочих боевых искусствах, соответствует белый цвет пояса .
7-й кю: жёлтый пояс.
6-й кю: оранжевый пояс.
5-й кю: зелёный пояс.
4-й кю: синий пояс.
3-й, 2-й, 1-й кю. Это старшие кю. В айкидо им соответствует коричневый цвет пояса.
1-й, 2-й, 3-й дан, и так далее, вплоть до самого старшего — десятого. Это мастерские степени.

Цвета и система поясов в айкидо по порядку

Обладатели данов носят пояса чёрного цвета . Поэтому определить наверняка уровень мастера уже затруднительно.

Подобные цвета поясов в ёсинкан приняты по всей стране. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, в некоторых школах на занятиях айкидо носят только белый пояс, коричневый и чёрный, а все промежуточные расцветки игнорируют.

Кроме того, в Санкт-Петербурге принята другая цветовая последовательность. Это связано с тем, что за время своего существования Хомбу додзё меняло не только экзаменационные программы, но и цвета поясов, а в Питере привычного уклада решили не менять.

Там приняты следующие цвета поясов :

Следует отметить, что многие начинающие айкидоки ошибочно считают, что чем темнее у них пояс, тем они становятся техничнее. Это не совсем так. В идеале тезисы должны стоять в обратном порядке. Поэтому основной целью занятий должно быть не упорное стремление к скорейшей сдаче на очередной кю, и получению следующего пояса айкидо , а методичная отработка техник. В конечном итоге, фраза «бьют не по поясу, а по тыкве» своей циничной справедливости не утратила, а экзамены в айкидо — это не более чем ещё один компонент тренировки.

На самом деле айкидо трудно назвать спортивной дисциплиной в общепринятом смысле. В нем отсутствуют соревнования, и поэтому малышам нет необходимости постоянно доказывать в поединках, на что они способны. У менее физически развитых ребят не появляется комплекс неудачника, они не чувствуют себя слабыми, ведь в айкидо побеждает умение, а не сила.

6-7-летний малыш, имеющий навыки основных приемов, способен дать достойный отпор обидчику, будь тот даже выше на голову!

Дело тут не в каких-то «волшебных» приемах, научившись которым ребенок сможет, как супермен, победить всех злодеев. Только регулярная практика научит малыша решать конфликты без применения грубой силы. Какие же преимущества дают занятия айкидо детям?

Сильный или слабый?

Многие родители, отдающие ребенка в секцию айкидо, не ставят задачи вырастить спортсмена. Привлекает скорее оздоровительный аспект занятий. Но в любом виде спорта есть элемент соревнования. Кого возьмут в команду? Кто покажет лучший результат! В разумных дозах соперничество полезно, ибо дает стимул заниматься, воспитывает волю. С другой стороны, слабый ребенок всегда будет чувствовать, что он хуже своих более развитых сверстников. И наоборот, физически развитые дети, которым все в спорте дается легко, могут стать заносчивыми и нетерпимыми к «слабакам». Как этого избежать? Одно из решений предлагают восточные единоборства. Тут детей учат не только развивать в себе внутреннюю силу, но и правильно использовать ее. Тренер объяснит, что лучший способ решения любого конфликта — предотвратить его. Необходимо, чтобы ребенок изначально был уверен в себе и мог, если нужно, постоять за себя.

В айкидо приемы выполняются за счет перемещений, отходов с линии атаки, бросков или удержаний. Здесь не используют блоки и удары. Особое внимание уделяется страховке. Учеников обучают падать и кувыркаться вперед и назад. Таким образом, формируется очень ценный навык. Если обычный ребенок, случайно споткнувшись на улице, скорее всего, заработает пару ушибов и синяков, то маленький айкидоист рефлекторно упадет «по правилам». А затем, отряхнувшись, пойдет дальше, как ни в чем не бывало. Специалисты знают, что малыш, если он когда-то занимался айкидо, даже через много лет сохранит навыки безопасных падений. Проблемы с осанкой? Для такого ребенка их просто не существует! На занятиях много времени посвящают отработке стойки — с прямой спиной! Если вы увидите айкидо в действии, сразу же отметите необыкновенную красоту и грацию движений. Это весьма нетипично для того, что мы привыкли считать борьбой.

Как быть с непоседой?

Японские традиции требуют очень строгого выполнения правил поведения во время тренировок.

Пояса в айкидо

Не разрешается бесцельно ходить по залу, разговаривать, мешать другим. В начале и в конце занятия практикуется общее построение. Ученики садятся в ряд и должны несколько минут сидеть молча и неподвижно, для того чтобы настроиться на тренировку. Это нехитрое упражнение учит концентрироваться, фокусировать внимание. Многие родители отмечают, что регулярные занятия айкидо для детей, делает их более собранными, дисциплинированными. Недаром японцы славятся своей самодисциплиной и вежливостью!

Слабое здоровье?

Человека, которого считают основателем айкидо, звали Морихей Уесиба. Этот японский мальчик рос слабым и болезненным. Знаете, что предприняли его родители? Отвели в группу, где малыш начал увлеченно заниматься восточными единоборствами! Хотите знать результат? К двадцати годам Морихей значительно опережал своих сверстников в силе и выносливости. Еще через десять лет он основал собственное направление боевых искусств! На восьмидесятом году жизни этот человек удивлял всех своей неисчерпаемой энергией…

Так что, если ваш ребенок не блистает здоровьем, ситуацию еще можно изменить! Задача родителей заключается в том, чтобы найти вид спорта, которым маленький человечек сможет заняться, несмотря на болезни. Каждый ребенок в айкидо начинает с изучения простейших движений. Поэтому дети поначалу практически не устают. По мере того как обучение продолжается, повышается сложность занятий и возрастает нагрузка. В результате организм постепенно адаптируется к нагрузкам, даже если никогда до этого ребенок не занимался спортом. Еще один очевидный плюс, который дают занятия айкидо, заключается в том, что всю тренировку малыш проводит босиком на татами. Постоянно двигаясь, он не подвергается риску переохладиться. Наоборот, идет процесс так называемого пассивного закаливания. К тому же хождение босиком по шероховатой поверхности татами расслабляет и одновременно тренирует ступни ног. Это приобретает особую актуальность в прохладное время года, когда ребенок по многу часов вынужден проводить в обуви.

От белого до черного

Основной критерий, по которому оценивается прогресс в айкидо, — система цветных поясов. Они присуждаются по результатам экзаменов два-три раза в год. На экзамене дети должны показать знание основных перемещений, страховки и некоторые базовые приемы. У маленьких могут спросить, как правильно складывать кимоно и завязывать пояс. В начале занятий у ребенка белый пояс, потом он получает желтый, красный и после многих лет занятий — заветный черный пояс.

В каждой спортивной секции свое отношение к пребыванию на тренировках родителей. В одном месте вам разрешат посидеть и посмотреть на успехи ребенка, а где-то запретят входить в зал после начала занятий. Этого не следует бояться. Дети в присутствии родителей часто менее внимательны, они стараются произвести впечатление и отвлекаются. Вполне достаточно того, что несколько раз в год вы сможете присутствовать на экзаменах, где ваш малыш покажет, чему он научился. В такой обстановке ваша поддержка окажется как нельзя более кстати.

— Мнение, что Айкидо стало терять свою популярность, стало всё чаще находить подтверждение. Наполняемость залов падает, звучат обвинения в полной оторванности от прикладных потребностей, в отсутствии методик, позволяющих готовить акидоистов «настоящего» уровня.

Айкидо Айкикай.

Статья с ежегодного журнала Национального Совета Айкидо России.

Материал подготовлен: Членом президиума НСАР, Президента Федерации Айкидо «Дзикисинкай России»

— Мнение, что Айкидо стало терять свою популярность, стало всё чаще находить подтверждение. Наполняемость залов падает, звучат обвинения в полной оторванности от прикладных потребностей, в отсутствии методик, позволяющих готовить акидоистов «настоящего» уровня.

Часть людей старается найти истину в «истоках» Айкидо — Дзюдзюцу и фехтовании, часть, разочарованная увиденным, переходит в иные единоборства.

Мне хотелось бы порассуждать на эту тему. Постараться выявить те болезненные явления, которые действительно ведут к утрате Айкидо позиций среди единоборств и как следствие — к снижению уровня знаний айкидоистов.

Сразу хочу заметить, что отсутствие в Айкидо ясных и прозрачных критериев оценки знаний занимающихся является следствием идеи «не соревновательности», введенной Основателем и безоговорочно поддерживаемой сообществом Айкикай. Основатель постулировал, что любое сравнение людей, попытка выяснить кто из лучше, а кто — хуже, противоречит его идее объединения с Духом (Ки) Вселенной. Во времена, когда традиционные боевые искусства являлись способом победить в бою, критерием превосходства была смерть противника. В настоящее время для проявления «лучших» используются соревнования. Вся наша жизнь строится на соревновательных принципах — лучшая отметка, лучший ученик, лучший студент, «победить социалистического соревнования», лучший по профессии… Первоначально, идея, что в Айкидо сравнение с другими людьми не допускается, кажется приходящим на занятия очень привлекательной, однако не проходит и недели, как весь опыт предыдущей жизни входит в противоречие с принципом, заложенным Основателем, никто не хочет уступать! Все хотят ПОБЕДИТЬ тренирующегося с ним партнера, и если не получается сделать это физически, то пытаются обмануть его и себя, лишь бы утвердиться в своём мнении о своей победе. И все меньше и меньше людей готовы и хотели бы справится с этим противоречием.

Когда я начинал изучать японские Будо, побудительным мотивом в первую очередь служил интерес к изучении Японии и японской культуры. Прикладная часть не имела столь большого значения, поскольку я был уверен, что знания, которые я собирался получить, были аутентичны и, тем самым, связывали меня с практиками, показавшими свою эффективность в прошлом, а необходимость ежедневно доказывать кулаками свою состоятельность — отсутствовала. В современном же мире интерес к изучению любой культуры, похоже, полностью утрачен. На фоне имеющейся в интернете и массово-издаваемой литературе «информации обо всем на свете» критерии выбора «хобби» зачастую отсутствуют, предлагаемая информация чаще всего — ложна, оценки — субъективны. Авторы, пишущие об Айкидо, в большинстве своем не являются истинными специалистами (автор, имеющий 3 или 4 Дан Айкидо, не должен был писать книги, а тем более — иллюстрировать их своим не знанием). Таким образом, первичная информация, с которой интересующиеся приходят в зал, оказывается не просто поверхностной, но и прямо противоположной тому, что они видят. Такое не соответствие заставляет их довольно быстро прекращать занятия.

Свою лепту вносит и широкое распространение залов, в которых тренируются люди, не имеющих на то никакого права. Своим не знанием они дискредитируют Айкидо, и по ним судят всех остальных, что тоже не способствует росту популярности.

Айкидо — это Будо. Так говорил Основатель. Так принято считать во всем мире. До того, как сформировать свое учение, О"Сенсей Морихей Уэсиба длительное время изучал разные школы японского фехтования, стал мастером меча и дзё, изучал дзюдзюцу. Синтез этих знаний и, особенно влияние Дайто Рю Дзюдзюцу привели к формированию своего направления, названного впоследствии «Айкидо», хотя и пережившего на пути становления нескольких иных названий. Таким образом, Айкидо и Дзюло являются «двоюродными братьями», ведущими свою историю от разных ветвей Дзю-Дзюцу. В доме семьи Уэсиба в настоящее время хранится письмо от создателя Дзюдо, г-на Д. Кано, в котором он выражает свое восхищение и уважение тому, как Основатель Айкидо смог развить идеи Дзю-Дзюцу и сформировать свою школу Будо. Однако, в повсеместных тренировках, мы чаще всего видим, что эти два «отпрыска» Дзю-Дзюцу совершенно не похлжи друг на друга. Да, конечно, современное Дзюдо далеко ушло от японского оригинала начала 20 века, приняв на вооружение методики и техники из других видов борьбы. Но и Айкидо теперь выглядит и практикуется совсем не так, как ранее.

— Самой главной проблемой современных залов в России является некомпетентность преподавателей.

Первоначально это было «болезнью роста» — мастеров просто не хватало, их неоткуда было брать, первые поколения русских айкидоистов были наполовину самоучками. Но тенденция сохранилась и даже набрала силу — теперь каждый обладатель черного пояса считает себя «учителем» и полагает, что вместе с поясом он получил и право учить других. Это — большая ошибка! Получение первого Дана в Айкидо и связанное с ним право ношения черного пояса, а иногда и — хакамы (во многих залах хакаму разрешают надевать еще до экзамена на первый Дан), является не более чем свидетельством о получении «неполного среднего образования» в Айкидо. В Японии, правом называться словом «Сенсей» в айкидо наделяются только люди, получившие степень 3 дан. Именно начиная с этого уровня, люди допускаются к ведению самостоятельных занятий в секциях, курируемых вышестоящими преподавателями. Обладатель второго Дана могут в таких секциях быть помощниками преподавателя (фукусидоин), которым доверяют ходить по залу и помогать занимающимся, на которых демонстрируют техники и ошибки, но ни в коем случае им не доверяют самостоятельное ведение занятий. Для этого у них нет ни должного опыта, ни технического арсенала, ни навыков. О различии в уровне осмысления обладателей со 2 и 3 Даном лучше всего прочитать у Тамуры Сэнсея в его интервью об экзаменах в айкидо. Ограничусь лишь констатацией громадной разницей в понимании и представлении техники на экзамене на 2 и на 3 Дан. И, напомню, между экзаменом на первый Дан и на третий Дан должно пройти не меньше пяти лет регулярных тренировок под руководством наставника. Если эти тренировки проводятся лишь пару дней в неделю срок должен был бы увеличен в двое! Мне представляется, что без введения жестких норм к преподавательскому составу мы и далее будем испытывать падение интереса к Айкидо — люди без знаний не могут научить других!

Вторая неприятность, поджидающая Айкидо — методики преподавания.

Мы много дискутировали на эту тему с С.В. Киселёвым (Вице-президент НСАР, Президент МЕАФА, 6 Дан Айкидо), и я полностью признаю его правоту: на тренировках по Дзюдо за тренировку спортсмен изучает один — два приема. Изучает досконально. Учит входы, разбирается с выведением и равновесия, многократно отрабатывает технику, получая постоянные подсказки тренера. Ничего этого на тренировках по Айкидо обычно нет. Такое положение явилось следствием «семинарского» способа изучения Айкидо, который мы длительное время вынужденно практиковали в России. Приезжая для проведения семинара, любой Сэнсей старается вместить в свои занятия максимум знаний и техник, предполагая, что занимающиеся потом весь год будут нарабатывать то что им показали. Из-за этого даже лучшие семинары по Айкидо превращаются в демонстрацию десятка техник за тренировку. Сопутствующие объяснения теряются в шуме, переводе или усталости.

Пояса в айкидо - «читаем» цвета и нашивки

Эта картина потом переносится на повседневный тренировочный процесс и копируется там, которая была задумана. Как результат — копирование внешней формы без его внутреннего наполнения и как следствие — неэффективность техник. Если добавить к этой картинке пренебрежение общей и специальной физической подготовкой, то получится неприглядная картинка падения уровня Айкидо.

Отдельно хотелось остановится на теме экзаменов в Айкидо.

Эта тема прекрасно раскрыта Тамурой Сэнсэем и замечательно разобрана в интервью Члена Президиума МФА г-на С. Стенудда, но, тем не менее, хотелось бы внести и толику своего понимания. В отсутствии соревнований в айкидо, экзамены становятся чуть ли не единственным способом в «стрессовой» ситуации оценить свои собственные достижения. Только там занимающимся приходится мобилизовать свою волю, концентрировать внимание и проявлять специальную выносливость на уровнях, близких к предельным. Хорошо, конечно, если весь тренировочный процесс проходит с интенсивностью, требуемой на экзаменах, но в жизни такое встречается редко. Таким образом, экзамен становится неотъемлемой и крайне важной частью учебного процесса. Поэтому, мне кажется, что желание части занимающихся проигнорировать экзамены, ссылаясь на то, что «мне не важны степени», просто лишает их целого аспекта учебного процесса. Экзамены в Айкидо принципиально отличаются от экзамена в школе или институте. Задача экзамена в Айкидо не поставить оценку сдающему, а дать возможность ему самому понять и прочуствовать степень своей готовности и уровень своего постижения. Задача экзаменатора — держать экзаменуемых на предельном для их возможностей, но соответствующем получаемой степени, уровне, а вовсе не «оценивание»

В 1994 году после экзамена на второй дан Курибаяси сихан сказал мне: «Экзамен как новая книга: сдал экзамен и получил для изучения новую книгу, которую придется изучать до следующего экзамена». Поэтому после сданного экзамена люди обычно меняются. И, если обучение идет правильно, они «вдруг» начинают делать техники так, как ни до, ни во время экзамена делать не могли. А если где-то в учебном процессе были упущения, люди «вдруг», после экзамена перестают заниматься лил впадают в длительную депрессию… Не встречали такого?

Самая больная тема Айкидо во всем мире — падение интереса к занятиям среди молодежи.

Такое падение интереса объяснимо и объективно, но что можно с этим сделать? На мой взгляд, проблему можно было бы решить, создав государственные программы поддержки детского и студенческого Айкидо. И если тема детского айкидо совсем далека от моего интереса, то программа студенческого Айкидо может быть решена достаточно просто. Мой собственный опыт руководства клубом Айкидо МГТУ им. Баумана с 1993 по 2009 годы показывает, что достаточно сделать Айкидо полноценным занятием физической культуры, позволить студентам с первого курса посещать занятия, получать зачет поо физкультуре, и мы сможем значительно расширить базу занимающихся, что в свою очередь позволит влить «новую кровь» в подготовку мастеров Айкидо. В настоящее время, однако, руководство кафедр физвоспитания ВУЗов не заинтересованно это делать, поскольку Айкидо не приносит ВУЗам ни мест, ни баллов в общем зачете студенческих Спартакиад, Первенств Вузов и иных «зачётных» мероприятиях. Решить эту проблему, мне кажется, можно только через утвержденную Министерством образования программу, создание которой должно быть таким же приоритетом Национального Совета Айкидо России, как и подготовка и сертификация тренерского состава. Самоучкам и полузнайкам, не должно быть места среди преподавателей Айкидо, тем более — в ВУЗах.

Член призидиума НСАР, Президент Федерации Айкидо «Дзикисинкай России»

О.К. Найдов-Железов, 6 Дан Айкидо Айкикай.

Фото Айкидо в Измайлово

Для того, чтобы взрослые, родители и посетители Нашего сайта могли посмотреть, как проводится семинар Айкидо и другие значимые события в жизни секции, мы создали раздел с фото и видео. Множество качественных и жизнерадостных фотографий находится в категориях, которые вы сможете посмотреть.

Фото занятий и экзаменов

Подбирая Айкидо фото для нашего сайта, мы стараемся найти только лучшие снимки, которые полностью передают суть занятий, показывают некоторые забавные моменты и раскрывают особенности наших тренировок. Самым значимым и ответственным событием каждого ученика, который планирует достичь высот в этом виде боевого искусства является экзамен. Аттестация Айкидо (экзамен) помогает определить самых старательных и волевых учеников секции.

Поэтому у нас есть фото Айкидо экзаменов за разные года.

Зачем нужны подобные фото? Для того, чтобы новые ученики и те, кто планирует записаться в секцию имели представление о том, что именно происходит на семинарах и экзаменах. Фотографии Айкидо также стимулируют наших подопечных к новым достижениям, которые будут увековечены на снимках.

Тренировки и семинары

Айкидо – серьезный вид боевого искусства . Чтобы находиться в тонусе и не терять навыков, для наших учеников проводятся специальные тренировки, на которых они узнают много нового и учатся друг у друга. Мы стараемся проводить семинар Айкидо как можно чаще, чтобы ученики смогли научиться дополнительным знаниям и получить больше практических навыков.

Чтобы запомнить такое событие, мы делаем фото и размещаем на сайте. Проводятся, как семинары для взрослых, так и для детей. Обычно, семинары проводит Сэнсэй (Мастер) с высоким уровнем подготовки и возможностью работать не только со взрослыми, но и с маленькими учениками.

Разнообразить жизнь Нашей секции Айкидо в Измайлово помогают детские игровые тренировки . Это позволяет детям развлечься, узнать лучше друг друга и играючи, приобрести какие-либо знания. Каждое из таких занятий направлено на развитие моторных навыков и облегчении постижения азов боевого искусства. Запомнить такие радостные моменты в жизни наших учеников помогают фотографии, которые наполнены только радостными и забавными моментами из игровой тренировки.

Письмо господина Хидэо Енэмочи,с изложением личного мнения Айкидо Досю и официальной позиции АЙКИКАЙпо отношению к вопросу о проведении соревнований по Айкидо.

От: Хидэо Ёнэмочи


Фонда АЙКИКАЙ
10 апреля 2003

Кому: г-же Марине Карповой
Председателю Тренерской Комиссии
Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России

Уважаемая г-жа Карпова, Спасибо за Ваше письмо от 2 апреля в отношении темы «Айкидо и соревнования».
В ответ на мою просьбу Досю высказал по этому вопросу следующее мнение:

Основатель Морихэй Уэсиба создал Айкидо на основе своих убеждений и философии, которая заключается в следующем: «Айкидо есть путь воспитания духа любви ко всему сущему в этом мире и создания духа гармонии, благодаря которому все живые существа в этом мире могли бы пребывать в гармонии». В соответствии с этим принципом Основатель учил, что: «В Айкидо нет и не может быть состязаний и соревнований».

Поэтому недопустимо проведение любых состязаний, соревнований или турниров, под каким бы то ни было наименованием, на которых производилось бы сравнение или оценка техники. Недопустимо соревноваться или состязаться с целью победы.

Все, что противоречит этому учению Основателя, не есть Айкидо.

Досю Моритэру Уэсиба был в числе участников «Всемирных Игр», состоявшихся в 1997 году в г. Лахти в Финляндии. Во время пресс-конференции журналисты настойчиво расспрашивали Досю в отношении этой темы. Досю дал следующий четкий ответ: «Проведение любых соревнований несовместимо с понятием айкидо».

Официальная позиция Фонда АЙКИКАЙ по данному вопросу такова:

Фонд АЙКИКАЙ, храня верность учению Основателя, Второго Досю Киссёмару Уэсибы и Досю Моритэру Уэсибы, запрещает проведение состязаний или соревнований в любой форме.

Я от всей души надеюсь, что все члены Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России будут практиковать айкидо в соответствии с традицией, созданной Основателем и унаследованной Досю Моритэру Уэсиба, и призываю Вас помнить заветы Основателя.

С уважением, Хидэо Ёнэмочи
Постоянный член Совета Директоров
Директор Международного Отдела
Фонда АЙКИКАЙ
10 апреля 2003.

В Айкидо не используется система поясов. Однако для дополнительной мотивации детей к занятиям в Детской школе Айкидо «Малышев Додзе» вводится система поясов. Носить пояса дети могут только в клубе и на мероприятиях клуба. На официальных мероприятиях и показательных выступлениях Федерации Айкидо Айкикай, Национального совета айкидо Росии и т. д. — цвет пояса белый.

Хакаму мужчины одевают с получением 1 дана, женщины с 3 кю. В отношении ношения хакамы для детей и для взрослых позиция клуба остается неизменной.

Пояс — этап жизни бойца

Белый

Цвет снега, цвет рождения жизни, цвет начала нового года, цвет чистого листа, на котором еще только предстоит написать первые строки Айкидо. Белый пояс — пояс для начинающих заниматься Айкидо.

Желтый

Цвет восходящего весеннего солнца, цвет утренней зари, цвет начала года и начала дня. Олицетворяет начало долгого пути, который еще только предстоит пройти ученику, он уже встал на правильную дорогу, солнце Айкидо осветило его своими лучами, но это только первые шаги.

Зеленый

Цвет расцветающей природы, цвет лета. На этом уровне учитель видит, что в ученике уже прорастают посеянные зерна, но эти зерна еще очень маленькие и слабые. Ученик делает первые шаги в понимании и восприятия Айкидо и себя как единого целого.

Синий

Цвет неба и морских глубин. Ученик, носящий этот пояс, задумывается о необъятности мира, непознаваемости всего Айкидо, осознает, что он частица целого. Обладатель синего пояса поднимается на новые высоты Айкидо и одновременно опускается в неизведанные глубины философии боевого искусства.

Красный

Цвет спелости плодов и зрелости знания, цвет осени — времени сбора урожая и подведения итогов. Обладатель красного пояса должен посмотреть на пройденный путь и определить новые цели и новые задачи.

Коричневый

Цвет древесного ствола. Несмотря на любые непогоды и ветры, это дерево крепко стоит своими корнями на земле — культуре и традициях Айкидо. Это накрепко связавший свою жизнь с Айкидо человек.

Черный

Цвет мудрости. Черный цвет объединяет в себе все цвета спектра — он постиг все ступени Айкидо, прошел все стадии от белого до коричневого. Обладатель черного пояса — боец постигший технику, мораль, культуру и этикет Айкидо.

Известно, что пояс для кимоно – это не просто аксессуар для удобства, он не только держит куртку в удобном положении, но и отражает статус бойца, иногда даже личные данные. Смотреть соревнования по айкидо будет интереснее, если научиться различать пояса. Если же ты занимаешься айкидо, то иерархия поясов покажет, к чему стремиться. Из этого материала ты узнаешь, какие бывают пояса в айкидо, что означают цвета и нашивки, как отличаются пояса в разных направлениях айкидо.

В восточных единоборствах пояса – это не просто элемент декоративного и практического значения. Каждый такой аксессуар несет в себе информацию, по поясу можно узнать много интересного про его обладателя. В каждом единоборстве своя иерархия, пояса в айкидо отличаются в первую очередь по цвету. Если научиться считывать информацию с пояса, то смотреть соревнования по айкидо станет намного интереснее.

Почему пояса разного цвета?

Уровни владения мастерством в айкидо делятся на два типа, степень мастера называется «дан», ученические степени называют «кю». Для каждой степени предусмотрена иерархия и система разных поясов. Чтобы узнать уровень мастерства айкидока, нужно всего лишь посмотреть, какого цвета пояс он носит.

Даже в одном додзё могут быть представлены пояса разных цветов – белые, черные, коричневые, синие и другие. Цвет пояса показывает не только уровень мастерства, но и отображает заслуги бойца, так как новая степень приходит только с определенными достижениями. Иерархия бойцов и их поясов очень наглядна и удобна.

Благодаря наличию разных поясов новички на тренировке знают, кому адресовать вопрос, цвет пояса укажет на то, что перед тобой более опытный айкидока.

Цвета поясов в айкидо по порядку

В некоторых додзё можно увидеть всего два цвета поясов, черный и белый, другие отличаются многообразием. Каждое направление айкидо и даже каждая школа в рамках одного направления могут придерживаться свой иерархии.

Что такое черный пояс знают даже те, кто никогда не интересовался восточными единоборствами, это высшая степень мастерства. Думая логически, можно предположить, что белый пояс – это самая начальная стадия. Такое предположение будет верным, пояса черного и белого цвета присутствуют в любой из школ. Также часто встречаются пояса коричневого цвета, они указывают, что их обладатель уже не совсем новичок, он скоро обретет статус мастера. В остальном соответствие цвета и уровня зависит от направления айкидо.

Цвета поясов в Айкидо Айкикай

  • Черный пояс – такой цвет носят мастера, чей статус соответствует первому дану или выше.
  • Коричневый пояс – степень 1 кю, если этот боец будет так же усердно совершенствоваться, то совсем скоро он получит первую степень мастера и пояс черного цвета.
  • Синий пояс – степень 2 кю, у бойца с поясом такого цвета достаточно высокий уровень в айкидо, он освоил многие техники;
  • Зеленый пояс – степень 3 кю, айкидока-ученик носит зеленый пояс перед тем, как дойти до синего.
  • Красный пояс – степень 4 кю, это уже не новичок, красный пояс указывает на то, что его обладатель переступил уже три ступени мастерства.
  • Желтый пояс – степень 5 кю, пояс такого цвета вручают сразу после белого, но после того, как боец-новичок сможет пройти аттестацию на 5 кю.
  • Белый пояс – степень 6 кю, в традиционных направлениях айкидо это пояс начального уровня. Белый пояс носит тот, кто только пришел обучаться, затем идет аттестация на степень 6 кю, после которой боец тоже носит белый пояс, пока не перейдет на следующую ступень.

Цвета поясов в Айкидо Ёсинкан

  • Белый пояс – в этом направлении все по-другому, первая аттестация учеников – это 10 кю. Белый пояс носят те, чей уровень соответствует 8, 9 и 10 кю.
  • Желтый пояс – таким цветом обозначают переход на уровень 7 кю, в традиционных школах айкидо такой уровень отсутствует, путь начинается с 6 кю.
  • Оранжевый пояс – в данном направлении уровень 6 кю уже не является начальной стадией, поэтому пояс уже не белого, а оранжевого цвета.
  • Зеленый пояс – более высокая ступень мастерства в ответвлении Ёсинкан.
  • Синий пояс – в данном случае синий цвет соответствует уровню 4 кю, и здесь это последняя стадия перед переходом на старшую ученическую квалификацию.
  • Коричневый пояс – это старшие степени ученика, коричневый цвет соответствует степени 1, 2 и 3 кю, обозначает то же самое, что и в предыдущей школе – ученик скоро станет мастером.
  • Черный пояс – как и в любом направлении, это мастерская степень.

Негласные отличия поясов

По приведенным двум школам становится понятно, что градации цветов могут быть очень разными, в них легко запутаться. Для того, чтобы не было путаницы, разработаны негласные принципы, их придерживаются практически все школы. Если предстоят соревнования или другое публичное мероприятие, то для наглядности обладатели младших степеней, которые носят зеленый, синий или желтый пояс, приходят в белых поясах. Обладатели черных и коричневых поясов приходят в них, им не нужно менять цвет.

Таким образом, внутри школы может присутствовать множество цветов и степеней, но на мероприятиях иерархия проще. Есть всего три цвета – белый, коричневый и черный, то есть три класса – ученики младшего и старшего уровня, их мастера.

Нашивки на поясах

Нашивки на поясах айкидо смотрятся очень эффектно, кажется, что они придают обладателю пояса какой-то особенный статус. У одного на поясе нашит логотип клуба, у другого – стороннее изображение, часто на поясах нашивают иероглифы. Нашивки – это красиво, эстетика – их единственная роль, обозначения не несут в себе никакого смысла.

Единственное исключение – золотая нашивка на черном поясе. Для того, чтобы мастер, который только что обрел такую степень, и его новый черный пояс стали единым целым, на черном поясе вышивают золотыми нитками имя мастера японскими иероглифами.

Сколько нужно заниматься айкидо, чтобы получить дан/пояс? Дан и пояса связаны между собой? и получил лучший ответ

Ответ от Ѐуслан Сурин[гуру]
Система цветных поясов и данов существует во многих восточных боевых искусствах: японских дзю-дзюцу (джиу-джитсу) , айкидо, карате; китайском кунгфу и многих других.
В японских боевых искусствах существует также понятие "кю" - уровень ученика.
Всего в айкидо существует 6 кю и 10 данов. Поясов - 7:
Белый пояс (первый год обучения, во многих школах ученик, не получвший ещё белый пояс, не считается учеником школы, экзамен на него сдают где после 2-ух месяцев, где после полугода с начала обучения) - 6-й кю
Желтый - 5-й кю
Оранжевый - 4-й кю
Зеленый - 3-й кю
Синий - 2-й кю
Коричневый - 1-й кю
Когда-то столь стройной системы не было, просто ученик, сдавший экзамен на получение белого пояса, кимоно для занятий стирать должен был, а пояс - никогда, и пояс постепенно из белого превращался в чёрный (в китайских боевых искусствах в некоторых местах, напр. в монастыре Шаолинь, такая система сохранилась и сейчас) поэтому сейчас каждый следующий цвет темнее.
В некоторых школах начальным считается не 6-ой кю, а 10-ый кю (те. там уровень обучения и требования намного ниже) , но тоже первый белый пояс. На получение жёлтого и оранжевого поясов уходит по году, далее на каждый цвет по несколько лет.
Далее идёт ЧЁРНЫЙ ПОЯС. Обладатели чёрных поясов подразделяются на 10 данов. Чаще всего у тренеров 2-3 или 4 дан. 5,6 - это уже, как правило, весьма известные воины. Про обладателей 10-го дана я мало что знаю, но слышал, что за всю историю японских боевых искусств их было всего 3 (не знаю, правда ли это) . Как правило, через каждые несколько лет каждый из них пытается выполнить норматив и получить квалификацию на следующий дан. Чтобы присвоить ученику новый цвет пояса, достаточно мнения его тренера (если у тренера чёрный пояс) , что ученик выполнил нормативы, а чтобы присвоить новый дан, нужно мнение комиссии из нескольких человек, у каждого из которых чёрный пояс и дан близкого уровня. Поэтому трудно представить себе комиссию, присвоившую кому-либо 10 дан!
P.S. Моё личное дилетантское мнение - китайское ушу интереснее, действеннее, универсальнее в общем и конкретно в смысле оздоровления и борьбы со сколиозом гораздо полезнее для человека, чем айкидо и карате.

Ответ от GABEN [гуру]
если вы занимаетесь только для того чтобы получить "пояс" этот вид спорта не для вас!


Ответ от Ѝдвард Волк [новичек]
есть разные школы и везде по разному тренируют так что...


Ответ от Григорий Тимофеев [активный]
Около двух месяцев


Ответ от Люба К [новичек]
Я занимаюсь айкидо два года и спустя два года получила желтый пояс


Ответ от Андрей Ханин [новичек]
Прежде чем отвечать, внимательно читаем вопрос - это тест на Вашу личную концентрацию и понимание сути вопроса:
"Сколько нужно заниматься айкидо, чтобы получить ДАН/ ПОЯС? Дан и пояса связаны между собой? "
1. Дан - мастерская степень, при получение которой рекомендовано носить чёрный пояс.
На сроки получения чёрного пояса влияет стаж занятий, интенсивность практики, ведущий тренер, школа.
1.1. Стаж занятий. Айкикай Хомбу Додзё - Всемирный центр Айкидо рекомендует 365 дней практики с момента получения 1-го кю по айкидо.
1.2. Интенсивность. 365 дней практики учитывают трёхразовые тренировки в неделю без пропусков занятий (исключение: болезнь, форс-мажор). В месяц получается в среднем 12 занятий. Возможно участие в шести тренировках в неделю, что служит основанием для закрепления пройденного материала и приобретению мастерства быстрее, при прочих равных возможностях.
1.3. Ведущий тренер. В международном Центре айкидо Айкикай занятия проводят сиханы - учителя от 6-го дана и выше. В периферийном российском городе занятия может вести инструктор не имеющий мастерской степени, в лучшем случае 1-й дан. Очевидно степень подачи материала и исправление ошибок под руководством достойного мастера происходит быстрее и качественнее изначально.
1.4. Школа. Как следствие вышеуказанного, в Центре Айкикай можно сдать экзамен на чёрный пояс после 3,5 лет интенсивной практики. В России для сдачи экзамена на чёрный пояс Вам может потребоваться от 5 лет и выше.
2. Степень дан, начиная с 1-го и выше предполагает ношение чёрного пояса, но не обязывает делать это. Есть хорошая практика, посещая другую школу айкидо, одевать белый пояс начинающего вне зависимости от Вашего мастерства. Всегда полезно стать учеником и смирять свое эго.

Сколько нужно заниматься айкидо, чтобы получить дан/пояс? Дан и пояса связаны между собой? и получил лучший ответ

Ответ от Ѐуслан Сурин[гуру]
Система цветных поясов и данов существует во многих восточных боевых искусствах: японских дзю-дзюцу (джиу-джитсу) , айкидо, карате; китайском кунгфу и многих других.
В японских боевых искусствах существует также понятие "кю" - уровень ученика.
Всего в айкидо существует 6 кю и 10 данов. Поясов - 7:
Белый пояс (первый год обучения, во многих школах ученик, не получвший ещё белый пояс, не считается учеником школы, экзамен на него сдают где после 2-ух месяцев, где после полугода с начала обучения) - 6-й кю
Желтый - 5-й кю
Оранжевый - 4-й кю
Зеленый - 3-й кю
Синий - 2-й кю
Коричневый - 1-й кю
Когда-то столь стройной системы не было, просто ученик, сдавший экзамен на получение белого пояса, кимоно для занятий стирать должен был, а пояс - никогда, и пояс постепенно из белого превращался в чёрный (в китайских боевых искусствах в некоторых местах, напр. в монастыре Шаолинь, такая система сохранилась и сейчас) поэтому сейчас каждый следующий цвет темнее.
В некоторых школах начальным считается не 6-ой кю, а 10-ый кю (те. там уровень обучения и требования намного ниже) , но тоже первый белый пояс. На получение жёлтого и оранжевого поясов уходит по году, далее на каждый цвет по несколько лет.
Далее идёт ЧЁРНЫЙ ПОЯС. Обладатели чёрных поясов подразделяются на 10 данов. Чаще всего у тренеров 2-3 или 4 дан. 5,6 - это уже, как правило, весьма известные воины. Про обладателей 10-го дана я мало что знаю, но слышал, что за всю историю японских боевых искусств их было всего 3 (не знаю, правда ли это) . Как правило, через каждые несколько лет каждый из них пытается выполнить норматив и получить квалификацию на следующий дан. Чтобы присвоить ученику новый цвет пояса, достаточно мнения его тренера (если у тренера чёрный пояс) , что ученик выполнил нормативы, а чтобы присвоить новый дан, нужно мнение комиссии из нескольких человек, у каждого из которых чёрный пояс и дан близкого уровня. Поэтому трудно представить себе комиссию, присвоившую кому-либо 10 дан!
P.S. Моё личное дилетантское мнение - китайское ушу интереснее, действеннее, универсальнее в общем и конкретно в смысле оздоровления и борьбы со сколиозом гораздо полезнее для человека, чем айкидо и карате.

Ответ от GABEN [гуру]
если вы занимаетесь только для того чтобы получить "пояс" этот вид спорта не для вас!


Ответ от Ѝдвард Волк [новичек]
есть разные школы и везде по разному тренируют так что...


Ответ от Григорий Тимофеев [активный]
Около двух месяцев


Ответ от Люба К [новичек]
Я занимаюсь айкидо два года и спустя два года получила желтый пояс


Ответ от Андрей Ханин [новичек]
Прежде чем отвечать, внимательно читаем вопрос - это тест на Вашу личную концентрацию и понимание сути вопроса:
"Сколько нужно заниматься айкидо, чтобы получить ДАН/ ПОЯС? Дан и пояса связаны между собой? "
1. Дан - мастерская степень, при получение которой рекомендовано носить чёрный пояс.
На сроки получения чёрного пояса влияет стаж занятий, интенсивность практики, ведущий тренер, школа.
1.1. Стаж занятий. Айкикай Хомбу Додзё - Всемирный центр Айкидо рекомендует 365 дней практики с момента получения 1-го кю по айкидо.
1.2. Интенсивность. 365 дней практики учитывают трёхразовые тренировки в неделю без пропусков занятий (исключение: болезнь, форс-мажор). В месяц получается в среднем 12 занятий. Возможно участие в шести тренировках в неделю, что служит основанием для закрепления пройденного материала и приобретению мастерства быстрее, при прочих равных возможностях.
1.3. Ведущий тренер. В международном Центре айкидо Айкикай занятия проводят сиханы - учителя от 6-го дана и выше. В периферийном российском городе занятия может вести инструктор не имеющий мастерской степени, в лучшем случае 1-й дан. Очевидно степень подачи материала и исправление ошибок под руководством достойного мастера происходит быстрее и качественнее изначально.
1.4. Школа. Как следствие вышеуказанного, в Центре Айкикай можно сдать экзамен на чёрный пояс после 3,5 лет интенсивной практики. В России для сдачи экзамена на чёрный пояс Вам может потребоваться от 5 лет и выше.
2. Степень дан, начиная с 1-го и выше предполагает ношение чёрного пояса, но не обязывает делать это. Есть хорошая практика, посещая другую школу айкидо, одевать белый пояс начинающего вне зависимости от Вашего мастерства. Всегда полезно стать учеником и смирять свое эго.