» » Александр горшков фигурист личная жизнь вторая жена. Александр Горшков: биография, фото, достижения

Александр горшков фигурист личная жизнь вторая жена. Александр Горшков: биография, фото, достижения


Их имена знали во всём мире, а в Советском Союзе их готовы были носить на руках: шесть лет им не было равных в танцах на льду. Их дуэт можно было назвать идеальным во всех отношениях: на ледовой арене и в семье они умели всегда найти правильный стиль. Только в жизни танго Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова так и осталось неоконченным.

Бесперспективные фигуристы

Людмила Пахомова в юности.

Когда юную Людмилу Пахомову бабушка записала в секцию фигурного катания, никто не смог рассмотреть в ней будущую чемпионку мира. Та же участь ждала и Александра Горшкова. До их встречи было ещё далеко, но тренеры не ждали ничего фееричного от двух весьма заурядных детей.

Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин.

Он так и продолжал кататься в одиночестве, а Людмила, поддавшись уговорам Виктора Рыжкина перешла в танцы на льду. С Владимиром Рыжкиным Мила, как все её называли, феерично выступала на чемпионате СССР, но дальше их не пускали, слишком уж негармонично они смотрелись вместе. Виктор был гораздо старше 18-летней фигуристки, он был худощав, а Людмила – пухленькая, улыбчивая и со смешной гулей на голове. Пара вскоре распалась и Людмила пришла к молодому тренеру Елене Чайковской с просьбой о тренировках у неё.


Александр Горшков в юности.

Тренер была не против, вот только напарника для спортсменки у неё не было. Но Мила уже присмотрела в группе юношу, который мог бы ей подойти. Сама Мила описывала его, как худенького мальчика с большими печальными глазами. Казалось, перворазрядник никак не мог стать в пару с чемпионкой Советского Союза, однако Мила решительно взялась за дело.


Людмила Пахомова и Александр Горшков, работа с музыкой.

Они часами пропадали на тренировках, а после Мила продолжала работать с Александром. Она всё время ему что-то объясняла, они вместе работали с музыкой, изучали технику. На недоуменные вопросы фигуристов о том, что она в нём нашла, мила лишь загадочно улыбалась: увидите.

Людмила Пахомова и Александр Горшков.

И вскоре все действительно увидели новую пару. У них был идеальный союз на льду. Мужественный и сдержанный Александр прекрасно дополнял своей кажущейся холодностью страстную и женственную Людмилу. Они нашли свой особенный стиль в танцах на льду, который позже назовут русским. Это их пара разбавила почти академические ледовые выступления эмоциональными народными танцами.

Лед и пламень

Людмила Пахомова и Александр Горшков, 1970 год.

Вполне естественно, что при круглосуточном совместном времяпровождении между молодыми людьми возникла поначалу симпатия, а затем и более глубокие чувства. Конечно, они мечтали о свадьбе, но при этом Людмила заявила: в ЗАГС только после «золота» на чемпионате мира. В 1970 году они впервые стали чемпионами мира и вскоре действительно отправились расписываться.

Людмила Пахомова и Александр Горшков в день свадьбы.

Пока они активно выступали, бытовые проблемы отходили на задний план. Их жизнь состояла из сборов, перелётов и соревнований. Жили в гостиницах, питались в ресторанах.


Людмила Пахомова и Александр Горшков с тренером Еленой Чайковской.

Шесть лет, с 1970 года, им не было равных в танцах на льду. Каждый их выход на лёд заканчивался победой. Только в 1972 году золотой список был разбавлен получением серебряной медали на чемпионате Европы.


Людмила Пахомова и Александр Горшков.

В 1975 серьёзно заболел Александр. Разрыв лёгочного кровеносного сосуда вполне мог привести к летальному исходу. Под угрозой была не только дальнейшая спортивная карьера, но и жизнь спортсмена. Через несколько месяцев после операции, когда врачи настоятельно советовали отказаться от любых физических нагрузок, они приняли участие в показательных выступлениях.


Людмила Пахомова и Александр Горшков.

Вопреки прогнозам врачей, уже в 1976 году они снова завоевали все мыслимые и немыслимые награды, получив золотые медали на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. А потом ушли из большого спорта. На пике славы, непобеждёнными.
Прерванное счастье


Людмила Пахомова и Александр Горшков.

Людмила Пахомова ушла на тренерскую работу, Александр Горшков ушёл на офисную работу, служил Государственным тренером в Госкомспорте.


Людмила Пахомова и Александр Горшков с дочерью Юлей.

В 1977 они стали родителями. Благодаря Юле Мила и Александр не спали ночами, постоянно пытаясь укачать беспокойную малышку. Казалось, в их жизни всё складывается удачно. Крепкая семья, любимая работа, много планов впереди. Но в 1979 году Людмиле ставят страшный диагноз: онкологическое заболевание лимфатической системы.


Людмила Пахомова с учениками Еленой Батановой и Алексеем Соловьевым.

Спортсменка не желала сдаваться. Он упорно отказывалась оставить тренерскую работу и в перерывах между курсами лечения снова и снова спешила на каток. А в больнице вечерами разбирала ошибки своих учеников и до последнего дня жизни вела особый дневник с заданиями для них.


Людмила Пахомова и Александр Горшков.

Её не стало в мае 1986 года. Александру Горшкову пришлось очень непросто, он потерял не только любимую жену, но и друга, маму 8-летней Юли. Со временем, когда улеглась боль потери, он смог снова найти своё счастье. Но Александр Георгиевич всегда чуть грустнеет, когда вспоминает о Людмиле. И снова становится похож на того мальчика с печальными глазами, которого она когда-то заметила на катке.

Александр Георгиевич Горшков - советский фигурист, олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). С июня 2010 года - президент Федерации фигурного катания России.

Родился 8 октября 1946 года в Москве. Отец - Горшков Георгий Иванович (1910-1968). Мать - Горшкова Мария Сергеевна (1912-1995).

В самом начале спортивного пути Александра Горшкова судьбоносной стала его встреча с Людмилой Пахомовой, которая к тому времени уже успела познать радость победы в чемпионатах СССР. В результате был «сколочен» дуэт из уже опытной фигуристки и делающего первые шаги в большом спорте юнца.

Наставником вновь образованной пары стала Елена Чайковская, которая поставила перед собой амбициозную задачу создать оригинальный русский стиль в танцах на льду, базой которого должны были являться наработки в области балета, и богатого народного звукового аккомпонемента. В результате мэтр добилась своей цели: Александр Горшков в паре со своей партнёршей через три года буквально ворвались в мировую элиту фигурного катания - в 1969 пара стала обладателем бронзы на континентальном первенстве и серебра на мировом форуме.

Большие победы пришли к Горшкову-Пахомовой в 70-е годы. В это время дуэт буквально царил в программах танцев на льду. В частности, советские спортсмены являются единственными шестикратными чемпионами Европы и мира в своём классе фигурного катания, что нашло своё отображение в Книге рекордов, а оригинальный танец «Танго Романтика», поставленный в 1973 году, стал обязательным танцем во всех состязаниях под эгидой спортивных танцев на льду.

Однако эти результаты негативно сказались на здоровье спортсмена. В 1975 году фигурист Александр Горшков перенёс тяжелейшую операцию на лёгких. По словам эскулапов жизнь спортсмену удалось спасти благодаря его уникальной физической закалке. А вскоре после выписки из больницы Горшков возобновил свою профессиональную карьеру и пара тут же начала готовиться к Олимпиаде-76 в Инсбруке. Кстати именно тогда спортивные танцы на льду впервые были включены в программу Олимпийских игр и Горшков-Пахомова стали первыми триумфаторами в данном виде спорта на Олимпиаде.

Этот успех стал венцом удивительных достижений Горшкова. В начале 1977 года пара официально распалась. Пахомова и Горшков продолжили работать в системе родного вида спорта.

С 1977 по 1992 год работал Государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, а с 1992 года он возглавляет Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР). В 2001 году А. Горшков был избран членом исполкома ОКР.

С 2000 года он является также вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда "Искусство и спорт" имени Людмилы Пахомовой.

В июне 2010 года Александр Горшков был избран президентом российской Федерации фигурного катания. В 2014 году он был переизбран на новый срок.

С 2010 г. совмещает пост президента Федерации с должностью Главного тренера сборной команды России по фигурному катанию на коньках. Является членом Исполнительного комитета Олимпийского комитета России (ОКР).

Александр Горшков продолжает жить и приносить пользу своей родной стране.

Фигуристка Людмила Пахомова вместе со своим партнёром Александром Горшковым господствовала на льду целое десятилетие. Советская пара, единая не только на соревнованиях, но и в повседневной семейной жизни, полностью изменила облик танцев на льду и влюбила в себя весь мир. Пахомова и Горшков по шесть раз выигрывали чемпионаты Европы и мира, а блестящим завершением спортивной карьеры стало и золото Олимпийских игр. Людмила могла бы ещё много добиться в своей жизни, но из-за тяжёлой болезни ушла слишком рано – не дожив и до сорока лет.

Из двух стихий выбрала лёд

В семье Героя Советского Союза полковника авиации Алексея Пахомова дочь появилась в последний день уходящего 1946 года. Глава семейства прекрасно катался на коньках, однако сам хотел, чтобы его дочь занималась парашютным спортом. Поэтому на первую тренировку в секцию фигурного катания Людмилу отвела бабушка. Девочка долго не добивалась никаких успехов, и родители неоднократно пытались забрать её из секции. Однако что-то каждый раз заставляло их остановиться и дать дочери ещё один шанс проявить себя на льду.

Когда, казалось, уже ничего не сможет возвести юную Пахомову на пьедестал, тренер Виктор Рыжкин предложил ей попробовать себя в новой области фигурного катания – танцах на льду. Людмила очень долго выбирала между классическим парным катанием и новыми, неизведанными танцами и всё-таки решила рискнуть. Решение оправдалось сполна – в 18 лет Пахомова в паре с Рыжкиным стала чемпионкой СССР. Однако успех был мимолётным: на международных соревнованиях дуэт оказался не слишком успешным, а потому вскоре распался.

Горшков не смог отказать чемпионке

Чемпионка страны долгое время была предоставлена самой себе – ни тренера, ни клуба, ни партнёра. Что делать дальше – неизвестно. И тогда Пахомова решилась сделать приглашение Александру Горшкову, который тренировался на том же ледовом катке. Отказать титулованной фигуристке Александр не смог. Однако создание новой пары не привлекло практически никакого интереса. Пахомова и Горшков продолжали тренироваться, где и как получится – куда пустят хотя бы на время. Тренера у пары также не было довольно долго – и выполнять его роль приходилось более опытной партнёрше.

Пару долгое время не воспринимали всерьёз – поначалу она почти всем казалось малоперспективной, но время доказало обратное. Как оказалось, Пахомова и Горшков идеально подходили друг другу. Это был сплав яркой эмоциональности Людмилы и холодной мужественности Александра – лёд и пламень, которые едва ли не сражались друг с другом на льду, но делали это столь прекрасно и элегантно, что заставляли зрителей восхищаться и восторгаться. И всё это в конце 60-х годов, когда советские танцевальные дуэты значительно уступали зарубежным конкурентам.

Пара художников на льду

Впрочем, отставание от зарубежных конкурентов сокращалось на глазах. Секрет стремительного успеха был прост: Пахомова и Горшков меняли мир танцев на льду под себя и в новых условиях легко побеждали некогда непревзойдённых соперников. До конца 60-х танцы на льду были строгим, академичным видом соревнований, но советские фигуристы не испугались сделать их более яркими, зажигательными и озорными, чем в первую очередь покорили болельщиков, а затем и судей. «Вдоль по Питерской», «Озорные частушки», «Кумпарсита» – всё это и по сей день эталон танцев на льду, более близкое к искусству, чем к спорту.

Ключевым для пары стал 1970 год. Именно тогда советские фигуристы начали победную серию на чемпионатах мира и Европы. За последующие шесть лет на крупных международных соревнованиях Пахомова и Горшков проиграли лишь однажды – на европейском турнире 1972 года. Но это было исключением из правила, доминирование пары на мировой арене было абсолютным. Людмила и Александр сделали танцы на льду привлекательными, заразили половину Советского Союза любовью к фигурному катанию и закономерно стали первыми олимпийскими чемпионами в новой дисциплине – соперники могли рассчитывать лишь на ошибки лидеров, но их не случилось. Пахомова и Горшков так и остались непобеждёнными.

Тренерские заботы до последних дней

А ещё в 1970 году спортивная пара стала и супружеской, так что все свои главные победы Людмила и Александр одерживали, будучи мужем и женой. Спустя год после ухода из любительского спорта и грандиозного прощального бала в семье появилась очаровательная дочка Юлия. Впрочем, даже семейные хлопоты не заставили Людмилу оставить фигурное катание. Завершив карьеру спортсменки, она стала тренером и вскоре добилась успехов на новом поприще: с 1978 года Пахомова встала у руля сборной и приложила руку к воспитанию целой плеяды чемпионов.

Спустя год стало известно о тяжёлой болезни чемпионки. От неё ничего не скрывали – сразу сказали, что нужно делать химиотерапию, облучение, операции. Людмила проходила курсы лечения, однако каждую свободную минуту отдавала занятиям на льду. До последнего дня Пахомова составляла тренировочные планы для своих подопечных, общалась с ними. А 17 мая 1986 года великой спортсменки не стало – она скончалась после семи лет болезни, не дожив даже до сорока. Однако в сердцах поклонников фигурного катания Людмила живёт до сих пор – она влюбила в фигурное катание миллионы людей по всему миру и ушла непобеждённой.

Александр Горшков родился 8 октября 1946 года в городе Москва. В возрасте 20 лет начал выступать в паре с Людмилой Пахомовой, уже имевшей титул чемпионки Советского Союза в паре с Виктором Рыжкиным. Сам Горшков на тот момент был неизвестным «перворазрядником».

Тренером пары Горшков-Пахомова стала Елена Чайковская, которая решила создать совершенно новый стиль спортивных танцев на льду, основанный на достижениях отечественной балетной школы, классической и народной музыки. Задумка удалась, уже через три года Горшков и Пахомова взошли на мировой спортивный пьедестал. В 1969 году они выиграли «бронзу» на чемпионате Европы и «серебро» на чемпионате мира.

Череда «золотых» побед началась в 1970 году, сначала на чемпионате Европы, затем - мира. После этого «золото» на чемпионатах мира с 1971 по 1974 и 1976 году и на чемпионатах в Европы 1971 и с 1973 по 1976 года. Горшков и Пахомова стали единственными шестикратными чемпионами мира и Европы по спортивным танцам на льду, их имена вписаны в Книгу рекордов Гиннеса, а оригинальный танец «Танго романтика», подготовленный в 1973 году, включен в качестве обязательного танца во все соревнования по спортивным танцам на льду.

За мировую славу пришлось заплатить здоровьем. В 1975 году, сразу после очередного чемпионата Европы, Александр Горшков оказался в больнице и перенес сложнейшую операцию на легких, из-за этого ему пришлось пропустить чемпионат мира. По мнению врачей, жизнь спортсмену спасла колоссальная закалка.

Вскоре после операции Горшков вернулся на лед и блестяще выступил на Олимпиаде 1976 года в Инсбруке. Тогда в программу Игр впервые включили спортивные танцы на льду, и Горшков с Пахомовой сразу завоевали «золото» в этом олимпийском виде спорта.

Эта победа стала завершающим аккордом их спортивной карьеры. В канун 1977 года пара покинула лед, Пахомова стала тренером, Горшков - спортивным функционером. До 1992 года Александр работал государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, затем возглавил управление международных связей Олимпийского комитета России. В 2000 году Александр Горшков стал вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой, она скончалась от тяжелой болезни.

В июне 2010 года Горшков Александр Георгиевич избран президентом Федерации фигурного катания России. В 2014 году переизбран на этот пост. Еще через четыре года в мае 2018 года снова переизбран на пост президента Федерации фигурного катания России.

Результаты Александра Горшкова

Олимпийские игры

Февраль 1976 года, Инсбрук, Австрия - 1-е
Чемпионаты мира
Февраль-март 1967 года - 13-е
Февраль 1968 года, Женева, Швейцария - 6-е
Март 1969 года, Колорадо-Спрингс, Колорадо, США - 2-е
Март 1970 года, Любляна, Югославия - 1-е
Март 1971 года, Лион, Франция - 1-е
Март 1972 года, Калгари, Альберта, Канада - 1-е
Февраль 1973 года, Кёльн, Германия - 1-е
Март 1973 года, Братислава, Чехословакия - 1-е
Март 1974 года, Мюнхен, Германия - 1-е
Март 1976 года, Гётеборг, Швеция - 1-е

Чемпионаты Европы

1967 год, Любляна, Югославия - 10-е
1968 год, Вестерос, Швеция - 5-е
Февраль 1969 года, Гармиш-Партенкирхен, Германия - 3-е
1970 год, Ленинград, СССР - 1-е
1971 год, Цюрих, Швейцария - 1-е
Январь 1972 года, Гётеборг, Швеция- 2-е
Январь 1974 года, Загреб, Югославия - 1-е
1975 год, Копенгаген, Дания - 1-е
1976 год, Женева, Швейцария - 1-е

Чемпионаты Советского Союза

1967 год - 2-е
Январь 1968 года, Воскресенск - 2-е
Январь 1968 года, Москва - 1-е
1974 год - 1-е
Январь 1975 года, Киев - 1-е

Московские соревнования по фигурному катанию

Ноябрь 1972 года - 1-е
Ноябрь-декабрь 1975 года - 1-е

Семья Александра Горшкова

Отец - Горшков Георгий Иванович (1910-1968). Мать - Горшкова Мария Сергеевна (1912-1995).

Первая жена - партнерша Людмила Пахомова (умерла 17 мая 1986 г.). Вторая супруга - Горшкова Ирина Ивановна (1953 г. рожд.).

Дочь от первого брака - Пахомова-Горшкова Юлия Александровна (1977 г. рожд.), модельер, живёт в Париже. У второй супруги так же есть сын от предыдущего брака - Беляев Станислав Станиславович (1978 г. рожд.).

Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает Александр Георгиевич Горшков.

Он родился 8 октября 1946 года в Москве. На коньки он встал в 6 лет, но еще в группе начинающих за Сашей закрепился ярлык «неспособного». После года занятий тренер перевел его в группу самых слабых, что давало этим ребятам самое плохое время на открытом катке. И если бы не мама фигуриста, его спортивная карьера на этом, возможно бы и закончилась.

«Мама посчитала (не знаю уж, на основании чего), что я не заслужил такой оценки, что со мной поступили несправедливо. Она испугалась, что меня вообще скоро отчислят, потому что из группы самых слабых дальше дороги не было. И вот она решила перехитрить тренера.

Середина 1950-х гг.

(…) Тренера моя мама перехитрить сумела. Наверное, потому, что, как любая мать, она увидела у моего тогдашнего тренера одну очень плохую черту - равнодушие, невнимательность к детям, хотя технику фигурного катания, помнится, он знал неплохо и мог - если хотел - научить кататься достаточно хорошо. Две недели прошло после «перегруппировки» ребят. И вот мама приходит со мной на занятия сильнейшей группы и незаметно вталкивает меня в общую шеренгу. Я стою ни жив ни мертв. Страшно и стыдно будет, если обнаружит, что незаконно стою в строю, ребята меня засмеют, а ничего горшего в жизни нет, чем такой смех.

И о, чудо! - тренер останавливается передо мной, смотрит внимательно и, когда я уже чуть было слезу не пустил, спрашивает: «А где ты был целых две недели? Болел что ли?». Потом махнул рукой и сказал, чтобы я оставался.

Так я попал в число перспективных. Но сам-то я помнил эту историю, помнил, что обошлись со мной… Да что об этом говорить: обходный маневр мамы принес успех, хотя надо сказать, что впоследствии она в мои «фигурные» дела не вмешивалась. Только болела, слезу роняла, телеграммы присылала и помогала по дому, как могла. За это и поклон ей низкий!» - вспоминал о своих первых шагах в спорте Александр Горшков (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Но при всем при том спортивные результаты Александра и в парном катании, которым он поначалу занимался, и в танцах на льду оставляли желать лучшего. Выступая в дуэте с Ириной Нечкиной, Александр так и не смог подняться выше первого разряда.

Однако на льду его заметила Людмила Пахомова, чемпионка СССР 1966 г. Она к тому моменту закончила свои выступления с Виктором Рыжкиным и искала себе нового партнера. Видимо, проницательная Людмила оценила не только внешние данные Александра, но и угадала в нем такие качества, как поразительное трудолюбие, выдержка, терпение и целеустремленность. Работать с новым дуэтом стала молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская.

Вот как вспоминала о создании дуэта Пахомова - Горшков Татьяна Анатольевна Тарасова: «Однажды Мила перед тренировкой сказала мне в раздевалке: «Ты знаешь, я нашла себе партнера!» — «Кого?» — спросила я. «Ты его знаешь, очень красивый мальчик! Вы учитесь в институте в одной группе». Красивые мальчики со мной вроде бы не учились. «Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными».— «Кто это?» — недоумевала я. «Саша Горшков». А Саша Горшков был тогда настоящий крючок, весь согбенный, катался всегда с ужасными партнершами. И его неудачные партнерши мне запали почему-то в память больше, чем его действительно прекрасные глаза.

Пахомова с Горшковым начали тренироваться вместе. На первом же тренировочном сборе, который проходил у нас на Украине, в Плютах, Саша меня поразил. Он проделывал такое количество работы, которое нам и не снилось. Мы бегали кроссы, выполняли часовые пробежки на песке. Горшков опережал нас в три раза. Только успеваешь выйти на дорожку, а он уже пропыхтел рядом и обогнал тебя. Смотришь — уже бежит навстречу. Туда и обратно, туда и обратно, а мы, несчастные, гонимые солнцем и Чайковской, мотались еле-еле.

Занималась с ним не только Чайковская, но и сама Мила. И с первого же года их выступлений, глядя на Пахомову, было видно, какой спортсменкой она хочет стать, и не приходилось сомневаться, что она ею будет. И «крючок» Саша распрямился» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., «Советская Россия», 1985).

За достаточно короткий срок была проделана колоссальная работа по совершенствованию техники ледового танца и поиску своего самобытного стиля: с 10-го места на ЧЕ и 13-го на ЧМ 1967 г., 5-го места на ЧЕ и ЧМ 1968 г. - до пьедестала почета в сезоне 1969 г., когда танцоры стали бронзовыми призерами ЧЕ и серебряными - ЧМ.

А в 1970 г. Пахомова и Горшков становятся чемпионами Европы и мира и вплоть до 1976 г. - безусловными законодателями мод в танцах на льду. Вот что говорила о своих учениках в их первом победном сезоне их тренер Елена Анатольевна Чайковская: «Больше всех привлекает сейчас внимание танцевальная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Их прогресс за последние годы непосвященным может показаться просто удивительным. А раз так, то, несомненно, и характеры у них удивительные.

Начну с того, что сам по себе поступок Людмилы, которая в 1966 году решила сменить партнера, с которым трижды завоевала звание чемпионки страны, беспрецедентен. Но решение ее было твердым, бесповоротным, хорошо продуманным. Но следующий шаг Людмилы совсем поверг всех в изумление. Она выбрала в партнеры неудачливого, совершенно бесперспективного перворазрядника Александра Горшкова, на которого все тренеры махнули рукой.

(...) То, что Пахомова обратилась именно ко мне с просьбой тренировать их, тоже было смелым шагом с ее стороны. И тоже показывает ее характер. Начало было трудным. Ох, каким трудным! Но передышек у нас не было. Тренировки сразу начались сверхнапряженные. Пахомова похудела, осунулась. У Горшкова только одни глаза на лице остались. Нам надо было проделать за один год работу, которая у других пар занимала несколько лет. И мы ее выполнили. Пахомова работала за двоих. И выстояла. Тогда-то и начали проявляться лучшие стороны ее дарования, ранее незаметные, а может быть, и просто не нужные для старой пары.

(...) Программы - от первой до последней - были построены на вспышках. Для Пахомовой такая вспышка - быстрый, молниеносный, я бы даже сказала, острый поворот, вращение. И для того, чтобы стремительные, неожиданные повороты и вращения стали реальностью, Пахомова уже имела хорошую технику катания и, если можно так выразиться, технику характера. Все теперь зависело от Горшкова. Партнер должен был сразу стать равноправным исполнителем в паре. Вместе с Пахомовой мы сделали все, чтобы это осуществить. И если бы характер у Людмилы был иным, то, вероятно, и облик пары получился бы не таким, каким его хотелось увидеть.

ЧЕ 1970 года

Любопытно, наверное, каков же характер у партнера Людмилы? Сразу должна сказать, что вряд ли кто-нибудь, кроме Александра Горшкова, смог бы выдержать те испытания, которые выпали на его долю. Явное неравенство партнеров требовало от него, в особенности на первых порах, необычайной крепости духа, безграничного фанатизма, преданности, целеустремленности, просто терпеливости. Как показало время, все это Саша имел. Вероятно, Горшков поддерживало в этом трудном испытании то, что пара создавалась на принципе равноправия партнеров. Он должен был стать на одну ступень мастерства с Людмилой. И он хотел, чтобы это произошло как можно раньше, он ведь мужчина, и он не может себе позволить, даже при имеющемся гандикапе, отставать от партнерши.

Людмила и Александр с тренером Еленой Чайковской. ЧЕ 1970 года

(...) Теперь я уже отлично знаю, скажем, что перед стартом Горшков сам себя может "съесть". Он замыкается в себе. Все его мысли концентрируются только на предстоящем выступлении. В принципе здесь нет ничего страшного. Даже хорошо, что спортсмен может, отвлекаясь от всего, сосредоточиться на самом главном. Но не следует все-таки терзать себя мыслями о предстоящем старте безмерно. И я всегда стараюсь отвлечь Сашу. Веселый разговор, несколько шуток - как мало иногда надо - и вот удалось снять напряжение. Важно только сделать это вовремя.

А на тренировке Горшков любит, когда тренер его похвалит. В особенности если это похвала не праздная, не ради красного слова, а по делу, если сам Саша знает, что действительно удачно выполнил тот или иной элемент. Тогда он на тренировке может горы свернуть. Улыбается. Радуется. На партнершу гордо посматривает. И все ему удается, все ладится» (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

Довольно скоро после начала совместной работы Александр понял, что его чувство к Людмиле не исчерпывается восхищением ею лишь как фигуристкой, и это чувство не разбилось о стену, оно оказалось разделенным. Любовь помогала им преодолеть многие неизбежные трудности ежедневной рутинной работы. Но они твердо решили, что семью создадут только после того, как достигнут своей главной цели - станут чемпионами мира. После возвращения из традиционного турне после ЧМ 1970 года, в апреле месяце Людмила и Александр сыграли свадьбу.

В день свадьбы. 1970 год

За годы своей блестящей карьеры Людмила Пахомова и Александр Горшков были шестикратными чемпионами Европы (1970-71 и 1973-76 гг.), мира (1970-74 и 1976 гг.) и первыми в истории олимпийскими чемпионами в танцах на льду (1976 г.).

Лишь однажды - в 1972 г. - они уступили титул чемпионов Европы брату и сестре Анжелике и Эриху Бук из ФРГ, чья победа, впрочем, была отнюдь не бесспорной. И еще они не смогли защитить свой титул чемпионов мира в 1975 г. из-за серьезной болезни и операции на легком Александра, который поразил всех своим мужеством и преданностью своему виду спорта и людям, с которыми были связаны его успехи.

Произвольный танец на ЧМ 1971 года

Вернувшись в строй в олимпийском сезоне, он вновь доказал, что является самым надежным, самым техничным и при этом самым элегантным партнером, подчеркивающим лучшие качества своей блистательной партнерши.

Кстати, вот что сама Людмила говорила о своем партнере: «О нашем дуэте с Горшковым существовало мнение, что главное лицо в нем - я. С этим не могу согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, со своими бурными эмоциями буквально из кожи вон лезла. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный для меня, который мог бы меня урезонить. При другом партнере мои особенности не могли бы проявиться столь ярко.

Саша создал очень интересный образ партнера, тип этакого джентльмена. Не случайно он всегда танцевал во фраке. Англичане называют такой стиль «хэнсэм» - красота поз, линий. Красота именно мужская, строгая, холодная, подчеркнутая некоторой церемонностью. Мне это нравилось. Думаю, и Саше была нужна именно такая партнерша, как я. Представить кого-то на моем месте мне так же трудно, как себя на чьем-то.

(...) Наше эстетическое соответствие, психологическая совместимость позволили создать впечатление органичного единства пары, эту целостность. Некоторая разница на первых порах в техническом мастерстве со временем стерлась. Саша был хороший партнер. С другими было иначе, с другими и не возникало желания чувствовать себя ведомой» (Л.А.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).

ЧМ 1973 года

Творческая палитра Людмилы и Александра была поистине безграничной: им было под силу воплотить на льду любые образы, передать тончайшие нюансы любой мелодической темы. С первых же их совместных шагов в спорте их «визитной карточкой» стало танго «Кумпарсита».

Танго "Кумпарсита". Показательные выступления на ОИ 1976 года

«Впервые в этом танце движения характерного танца были перенесены на лед. Это относится и к движениям рук, и к движениям ног. И испанские сипатеады тоже вошли в него. И испанский - специфический, не встречающийся более нигде, - ход. И также впервые в танцах на льду был использован диалог партнеров. Партнерша делает движение - партнер как бы отвечает на него.

"Кумпарсита". 1969 год

И в танце мы отказались от обычной для танцевальных пар банальной синхронности. В «Кумпарсите» внешняя дисгармония некоторых жестов является отражением внутренней гармонии всего танца, как беспрерывного диалога двух влюбленных», - писала о «Кумпарсите» Елена Анатольевна Чайковская (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

"Кумпарсита". 1969 год

В арсенале показательных танцев Пахомовой и Горшкова, кроме «Кумпарситы», были еще и столь непохожие друг на друга «Соловей», «Вдоль по Питерской», «Памяти Луи Армстронга», «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», танец под песню Демиса Руссоса «Зимние дожди».

"Вальс" на показательных выступлениях ЧЕ 1975 года

Их произвольные танцы, которые они каждый сезон выносили на суд зрителей и специалистов, зачастую вызывали дискуссии, споры, но неизменно становились новым шагом вперед. Квинтессенцией их совместного с Чайковской творчества явился их олимпийский произвольный танец, принесший им победу на ОИ 1976 года в Инсбруке.

"Вальс". 1975 год

Вот как сам Александр Горшков вспоминает об этом танце: «Мы были влюблены в наш олимпийский танец. Я влюблен в него по сей день. (…) Олимпийская произвольная программа была для нас увлекательной прежде всего потому, что нам удалось сделать качественно новую программу, создав для нее и новые шаги, поддержки. Сумели не только увидеть, но и перенести на лед самобытные, ни с чем не сравнимые движения «Фламенко», «Танца каблучков».

ОИ 1976 года

(…) Новые элементы порождали новые приемы. Новые приемы давали возможность осуществить то, что казалось еше вчера просто немыслимым. Это и испанские шаги, и «дробушки», и кастаньетная дробь «каблучков», и вращения, и поддержки, и новые позы…

ОИ 1976 года

(…) Все лето, осень и начало зимы 1975-1976 годов мы добавляли к тому, что умели делать на льду, одну новинку за другой. Это и было тем главным, что склонило чашу весов в борьбе за первые в истории Игр звания чемпионов в спортивных танцах на льду. Не тот багаж славы, который обычно помогает чемпионам. Не повторение своих же рекордных взлетов. Нет. Успех нам обеспечило практически полное обновление всех постановочных приемов. Новая композиция. Новая техника. И органически связанный со всем этим творческий и духовный рост, который проявил себя скачкообразно на том мощнейшем фундаменте, который был воздвигнут за целое десятилетие.

ОИ 1976 года

(…) Как взять душу «фламенко» и перенести ее в ледовый танец? Считаю, что наш тренер и для себя в тот год установил своеобразный рекорд постановочной работы. Из «Фламенко» она взяла образ танца, его смысл и поставила его на коньки. Поэтому и шло от шага к шагу наращивание темы, и сам финал прозвучал необычайно свежо, победно!

ОИ 1976 года

(…) Для меня в олимпийской программе было несколько своих сложных «узлов». Если Мила в нем сама страсть, сама экспрессия и темперамент, то моя роль партнера, ведущего требовала большей сдержанности, строгости. Я бы сказал, требовала линии. Держать линию в испанском танце очень трудно. А ведь даже просто расправить до конца плечи мне было очень трудно, - тот, кто переносил операции грудной полости, знает, как долго просто интуитивно боишься сделать неловкое движение, чтобы шов не разошелся. Давно уже зарос хирургический разрез, бояться нечего, но шрам саднит, ноет, просто чешется. И ты помнишь о нем, ты боишься, как бы чего не случилось. И это - помимо твоей воли.

ОИ 1976 года

(…) Много месяцев я внимательно следил за всеми своими чувствами, реакциями в этом танце. Хотелось, чтобы была абсолютная не только художественная или техническая, но и чисто физическая надежность. Я проделывал сотни упражнений дыхательной гимнастики. Полностью восстановить объем легких так и не смог, зато приучил их к гораздо более эффективной, интенсивной работе. Научился более разумно регулировать дыхание, понял, где могу незаметно для зрителя, и даже для Милы, делать для себя передышки. За этот подготовительный цикл я сделал так много, чтобы превратить себя в Фигуриста Разумного» ((Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Произвольный танец на ЧМ 1976 года

В конце сезона 1976 г., завоевав в спорте все возможные титулы, Людмила и Александр покинули лед, а в 1977 г. у супругов родилась дочь Юля.

Людмила и Александр с дочерью Юлей. 1978 год

В том же году Горшков стал спортивным функционером и долгие годы (1977-1992) был государственным тренером по ФК Госкомспорта СССР. С 1992 г. он возглавил Управление международных связей Олимпийского комитета России. В 1984 г. он стал членом ИСУ по танцам на льду.

Александр Горшков со второй женой Ириной. 2000-е гг.

В 1986 г. Александр пережил тяжелую утрату - неизлечимую болезнь и смерть любимой жены Людмилы. Некоторое время спустя он создал новую семью. Его вторая супруга - Ирина Горшкова - переводчик. Дочь Юлия окончила МГИМО, живет сейчас во Франции и работает дизайнером.

Александр Горшков с дочерью Юлей. Начало 2000-х гг.

В 2010 г. Александр Георгиевич избран президентом ФФКР.

Деятельность Горшкова была высоко оценена правительством страны: он награжден орденами Знак Почета (1972), Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), За заслуги перед Отечеством IV степени (2007). Имя дуэта Пахомова-Горшков внесено в Книгу рекордов Гиннеса. В Одинцовском районе Москвы открыт центр фигурного катания имени Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Александр Георгиевич Горшков с Юко Кавагути. 2010 год

В памяти же тех, кому посчастливилось видеть этот дуэт на льду в пору его расцвета, Людмила Пахомова и Александр Горшков остаются непревзойденным эталоном мастерства, красоты и преданности друг другу и своему делу, в которое они вкладывали душу.