» » Алексе й никола евич крыло в. А.Н

Алексе й никола евич крыло в. А.Н

Крылов Алексей Николаевич
Родился: 3 (15) августа 1863 года.
Умер: 26 октября 1945 года.

Биография

Алексей Николаевич Крылов (3 августа 1863, село Висяга, Симбирская губерния - 26 октября 1945, Ленинград) - русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР (с 1916 года; член-корреспондент с 1914 года), генерал флота (06.12.1916), генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911), лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943).

Алексей Крылов родился 3 (15) августа 1863 года в селе Висяга Симбирской губернии в семье Николая Александровича Крылова (1830-1911) и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец, артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855-1856 годов, получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненного под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).

По традиции, Алексея Николаевича ждала судьба военного, но большее влияние на него оказало окружение многочисленных родственников, Филатовых (по бабушке со стороны отца) и Ляпуновых (по линии матери), которые в дальнейшем стали знаменитыми русскими (и французскими - Виктор Анри) врачами, учёными, композиторами.

В 1878 году поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь.

«Основания теории девиации компаса»;
«Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»;
«О теории гирокомпаса».

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.

В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.

В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1896 году избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.

С 1900 года А. Н. Крылов деятельно сотрудничает со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и учёным-кораблестроителем, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом повреждённого корабля затоплением неповреждённых отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет… на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение».

В 1900-1908 годах заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908-1910 годах - главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель). С 1910 года - ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911-1913 гг. - экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. В 1915-1916 годах - председатель правительственного правления Путиловских заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

В 1912 году подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром И. К. Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств.

А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. славился острым языком.

В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 году - консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919-1920 годах - начальник Морской академии.

В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходства и торговли. После Великой Октябрьской социалистической революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие Отечественного флота. В 1921 году Крылов был направлен в Лондон, как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.

В 1928-1931 гг. - директор Физико-математического института АН СССР.

А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн.

А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

В 1931 году Крылов опубликовал работу по теме, известной теперь как подпространство Крылова (или методы подпространства Крылова). Работа касалась проблем собственных значений, а именно вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление, не типичное для математической публикации 1931 года[источник не указан 1441 день]. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор.

В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

В 1944 году принял участие в судьбе Физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В. М. Молотову, автором которого был А. Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.

Перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915).

А. Н. Крылов умер 26 октября 1945 года. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева.

Семья

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые тёплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. Сыновья А. Н. Крылова Николай и Алексей служили в Белой армии и погибли на Гражданской войне.

Популяризаторская деятельность

А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод "Математических начал натуральной философии" Ньютона на русский язык принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям. Благодаря Крылову, широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности.

Адреса в Санкт-Петербурге - Ленинграде

1901-1913 - доходный дом - Зверинская улица, 6, кв. 8.
1937 - 26 октября 1945 года - Университетская набережная, 5.

Память

В 1955 и 1963 годах в честь Крылова были выпущены марки «Почты СССР».
В 1963 году в честь Крылова была отчеканена настольная медаль.
В 1960 году в Москве у Северного речного вокзала установлен бюст А. Н. Крылова.
Ещё один бюст академику стоит перед входом в Севмашвтуз.
В Алатыре установлен памятник Крылову: бюст и два якоря, соединённые цепью. В Алатыре также названа в его честь школа-гимназия № 6.
На родине академика в селе Крылово Порецкого района Чувашии действует мемориальный музей.
16 августа 2015 года в Речном порту города Чебоксар установлен памятник А. Н. Крылову
22 августа 2015 года на территории Порецкой школы открыт мемориальный комплекс «Флотская слава Поречья», центральное место в котором отведено бюсту А.Н. Крылова (автор - А.Зиновьев).

В честь А. Н. Крылова названы

Кратер на Луне
Премия имени академика А. Н. Крылова Российской академии наук. Присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики».
Премия имени А. Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга. Присуждается за выдающиеся научные результаты в области технических наук.
Головной, ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова.
Улица Академика Крылова в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Улица Академика Крылова в Севастополе.
Улица Академика Крылова в центре Чебоксар.
Улица Академика Крылова в Алатыре.
Улица Крылова в Николаеве
Подпространство Крылова в математике.
В честь А. Н. Крылова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5247) Krylov, открытый 20 октября 1982 г. Тот же первооткрыватель назвала малую планету (5021) Krylania в честь дочери А. Н. Крылова и жены П. Л. Капицы Анны Алексеевны Капицы.

Библиография

Работы

Крылов А. Н. Мои воспоминания. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
Из писем А. Н. Крылова дочери (с предисловием Е. Л. Капицы)
Природа, № 5, 2004
Крылов А. Н. Ньютон и его значение в мировой науке. - М.: 1943
Крылов А. Н. Воспоминания и очерки
Крылов А. Н. Лекции о приближенных вычислениях
Крылов А. Н. Вице-адмирал Макаров
Собрание трудов академика А. Н. Крылова. - М.: Академия наук СССР

Переводы

Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова. - М.: Наука, 1989. - 688 с. - ISBN 5-02-000747-1.

Издания о Крылове

Алексей Николаевич Крылов. Его жизнь и деятельность. - М.: 1950
Штрайх С. Я. Алексей Николаевич Крылов. - М.: Воениздат, 1956
Лучининов С. Т. А. Н. Крылов. Выдающийся кораблестроитель, математик и педагог. / Под. ред. Депмана И. Я. - М.: Учпедгиз, 1959
Лучининов С. Т. Великий кораблестроитель. - М.: Военмориздат, 1951
Ханович И. Г. Академик Алексей Николаевич Крылов. - М.: Академия Наук СССР, 1967
Писаржевский О. Адмирал корабельной науки

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

«Для теории необходимы знания, для
практики, кроме того, ещё и умения»

А.Н. Крылов
Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945)

Соединял в себе три категории учёных. Он одновременно был выдающимся математиком, физиком и инженером.

Родился учёный в селе Висяга (ныне поселок Крылово в Чувашии, Россия) в семье офицера. Его родственники - известные российские деятели: основатель российской физиологической школы И.М.Сеченов, академик славянской филологии Б.М.Ляпунов, известный профессор-окулист В.П.Филатов и др. Уроки математики молодому Крылову давал его дядя - выдающийся математик А.М.Ляпунов.

Главным делом всей жизни Алексея Николаевича было кораблестроение. Он создал знаменитую теорию мореходных качеств, получившую название «теория Крылова» . Впервые наука о корабле обрела классическое решение вопросов о качке корабля, о вибрации судов, об их непотопляемости.

Колыбелью будущего академика-кораблестроителя стал Петербург. В 1878 г. поступает в Петербургское морское училище (ныне Военно-морская академия им. Адмирала Н.Г. Кузнецова).

После блестящего окончания училища в 1884 г. он был произведён в мичманы, а его имя занесено на мраморную доску.

Первые научные работы о девиации компасов (явлении искажения показаний магнитной стрелки компаса под влиянием железного корпуса корабля ) написаны им в 1884-1887 гг. во время работы в Компасной мастерской Главного гидрографического управления. В 1886 г. опубликовал описание своего первого изобретения - сконструированного им дромоскопа , который в отличие от созданных за границей аналогичных приборов для определения девиации, позволял точнее вести корабль в открытом море. Дромоскоп А.Н. Крылова получил широкое применение на флоте.

Первую научную работу в области кораблестроения «Расчёт башни броненосца "Император Николай I"» Алексей Николаевич написал во время работы на Франко-русском судостроительном заводе в 1887-1888 гг. Именно здесь начинается его путь учёного-кораблестроителя.

После блестящего окончания Морской академии (ныне Военно-морская академия имени адмирала Н.Г. Кузнецова), с 1890 года начинается преподавательская деятельность А.Н. Крылова, которая продолжалась более полувека.

В 1892 г. он приступает к чтению курса лекций по теории корабля, который впоследствии был опубликован под названием «Записки по теории корабля. Теория мореходных качеств корабля». «Теория корабля» - главный труд академика А.Н. Крылова, принесший ему мировую известность.

В 1896 и 1898 гг. он выступает на заседаниях кораблестроителей в Лондоне по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные работы Английское общество кораблестроителей присудило ему, первому из иностранцев, высшую награду - большую золотую медаль. Теория качки была переведена на многие иностранные языки и получила название «теории Крылова» .

В 1900 г. в Петербурге при активном участии А.Н. Крылова открылся Политехнический институт, на кораблестроительном отделении которого учёный читал лекции.

В 1900-1908 гг. он возглавляет Опытовый бассейн Морского ведомства, где производились испытания моделей будущих кораблей. В эти годы он сближается с адмиралом С.О. Макаровым , основоположником науки о непотопляемости, и совместно с ним развивает это учение, умело сочетая теорию с практикой. Алексей Николаевич составляет специальные «Таблицы непотопляемости» , которые в 1905 г. были приняты на всех кораблях русского флота и, несколько позднее, во всех иностранных флотах.

Алексей Николаевич и Елизавета Дмитриевна
Крыловы вскоре после бракосочетания

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а затем председателем Морского технического комитета. Спроектированные и построенные под его руководством первые русские линейные корабли ("Марат" , "Севастополь" , "Гангут" и др.) долгие годы оставались боеспособными и с честью выдержали испытание Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.

По представлению Н.Е. Жуковского , отца русской авиации, в 1914 году Московский университет присудил Алексею Николаевичу почетную степень доктора прикладной математики, в том же году его избирают членом-корреспондентом Академии наук.

В 1919 г. назначается начальником Морской академии. На этом посту в полной мере раскрылся его талант педагога и организатора. В тяжёлых условиях гражданской войны он осуществляет реорганизацию этого высшего военно-учебного заведения.

В 1921-1926 гг. А.Н. Крылов работает за границей. Он участвует в различных международных судостроительных комиссиях, разрабатывает проект перетранспортировки оборудования для Волховской ГЭС, закупает и отправляет приборы для Пулковской обсерватории и Главной палаты мер и весов.

Кроме того, он ведет переговоры с французским правительством о передаче коллекций А.Ф. Отто (Онегина) Пушкинскому дому и богатейшая коллекция рукописей А.С. Пушкина возвращается на Родину.

Из воспоминаний дочери - Анны Алексеевны Капицы:

«В моих детских воспоминаниях отец - высокого роста, плечистый, с густыми чёрными волосами и окладистой чёрной бородой. Творчество всегда его поглощало, оно было частью его жизни. Алексей Николаевич никогда не бывал праздным. Чтобы отвлечься от одной работы, он находил другую. Но это не был кабинетный учёный, он всегда находился среди людей. Блестящий рассказчик, очень остроумный, он любил весёлый солёный анекдот и шутку. В молодости папа играл в теннис, ездил на велосипеде и очень увлекался стрельбой в цель».

После возвращения с заграничной командировки А.Н. Крылов продолжает преподавательскую деятельность. Как педагогу ему были свойственны предельная ясность изложения, умение сосредоточить внимание на главном, оригинальность и остроумие.

Лекции по «Теории корабля» стали образцом общедоступности при изложении сложных научных проблем.

В 1936 г. выходит фундаментальный труд А.Н. Крылова «Вибрация судов», позднее - ещё один фундаментальный труд «Качка корабля». Эти работы стали основными учебными пособиями по одному из важнейших разделов курса теории корабля.

В годы Великой Отечественной войны А.Н. Крылов, эвакуированный из Ленинграда в Казань, продолжает работать в качестве постоянного эксперта технического совещания и члена комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам Академии наук СССР.

Перу учёного принадлежит 285 работ по математике, механике, истории науки и техники, а особенно много по теории корабля.

Полное собрание его сочинений в 12 томах было издано Академией наук СССР в 1951-1956 гг. Отличительной чертой всех его трудов было умение изложить любой сложный вопрос, умение довести результаты исследований до уровня, который был доступен пониманию инженеров. Его девизом было сосредоточение творческих усилий на решении проблем и задач, которые выдвигает практика .

А.Н. Крылов изобрел ряд корабельных и артиллерийских приборов и построил первую в России машину для интегрирования дифференциальных уравнений.


20-е годы прошлого века

Большим вкладом в развитие математики стала его работа «О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, которые имеют применение в технических вопросах» . В этой работе исследуются вопросы, которые относятся к вынужденным колебаниям упругих систем, приводится способ улучшения сходимости тригонометрических рядов.

«Лекции по приближенным вычислениям» А.Н.Крылова - первый в мировой литературе курс приближенных вычислений.

Большое значение имеют труды учёного, которые посвящены исследованию наследия классиков науки - И.Ньютона, Л.Эйлера, К.Гаусса и др. Алексей Николаевич перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона и написал к ним ценные дополнения, воссоздал яркие страницы жизни и деятельности многих выдающихся учёных. Его автобиографическая книга «Мои воспоминания» свидетельствует о высоком художественном мастерстве учёного.

А.Н.Крылов быв выдающимся педагогом. Его педагогическое кредо - «научить учиться» .

Он считал, что ни одно учебное заведение не может подготовить полностью завершенного специалиста. Дальнейшая практика и самообразование должны шлифовать квалификацию и мастерство . Педагог, с его точки зрения, должен развивать общую культуру студентов, прививать им любовь к труду, науке. А.Н.Крылов воспитал яркую плеяду отечественных учёных.

Академик был выдающимся математиком, механиком, основоположником теории корабля.

Он был удостоен Государственной премии СССР, награжден тремя орденами Ленина, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Литература
1. Крылов А.Н. Собрание трудов. Т. 1-12. - М.-Л.,1951-1956.
2. Крылов А.Н. Мои воспоминания. - Л.,1979.
3. Ханович И.Г. Алексей Николаевич Крылов. - Л.,1967.
4. Яновская Ж. Академик корабельной науки. - М.,1976.
5. Шмигевський М.В. Видатні математики. - Х.,2004.

Н.В. Шмигевский

«Флот – это органическое целое, относительная малочисленность или отсутствие какого-либо типа судов не искупается увеличенным развитием количества судов другого типа – излишнее их число не даст преобладания над противником, а приведет лишь к напрасной трате средств».
А.Н. Крылов

Современный корабль является подлинным шедевром техники, колоссальным драгоценным слитком человеческого труда. Начиная с момента, когда судно спускают на воду, ему угрожают множество опасностей. знает несчетное количество примеров того, как великолепнейшие корабли погибали при ремонте или при рядовых испытаниях, не говоря уже о трагедиях во время бурь и туманов, в боях. Основная цель любого корабельного инженера – создать судно, способное наилучшим образом выполнять свою работу, надёжно защищённое от всех случайностей, ударов стихий и вражеского .

Одним из самых известных русских мастеров-корабелов по праву считается Алексей Николаевич Крылов. Этот человек, прежде всего, известен созданием современной теории корабля и написанием основополагающих трудов по строительной механике судов. Однако направления деятельности гениального ученого не ограничиваются лишь этим. Он внес огромнейший вклад в развитие математики, механики и компасного дела в России. Широкое распространение получили его работы по истории наук, труды по астрономии, педагогические взгляды.

Родился Алексей Николаевич 3 августа 1863 года в поселке Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии (Ульяновская область). Дед Крылова участвовал во всех войнах с Наполеоном, дослужился до чина полковника, за храбрость был удостоен золотого оружия. Отец будущего русского и советского кораблестроителя, Николай Александрович, был состоятельным помещиком, офицером, занявшимся после выхода в отставку общественной деятельностью и сельским хозяйством. Крылов писал о нем: «Отец мой был артиллеристом. Он учился на казенный счет, поскольку деда ранили под Бородином, и он получил право бесплатно обучить всех своих детей». Мать, Софья Викторовна Ляпунова, принадлежала к старинному дворянскому роду. По отцу и по матери в родственных связях с Алексеем Николаевичем находилось множество выдающихся деятелей отечественной науки, в частности физиолог И.М. Сеченов, лингвист Б.М. Ляпунов, врач Н.Ф. Филатов, математик А.М. Ляпунов.

Алексей рос резвым и шаловливым подростком, с взрослыми любил ходить на охоту, часто ездил по Волжским степям к своим многочисленным родственникам. Когда мальчику исполнилось девять, Николай Александрович из-за проблем со здоровьем принял решение пожить на юге Франции. Вся семья Крыловых на два года (с 1872 по 1874) поселилась в Марселе. В частном пансионе мальчик выучил французский язык и впервые познакомился с арифметикой.

Вернувшись в Россию, отец Алексея занялся коммерческой деятельностью. В связи с этим Крыловым приходилось часто менять место жительства. Во время пребывания в Севастополе мальчик свел знакомство с моряками – героями обороны города в русско-турецкую войну. Под влиянием их рассказов о славных подвигах наших воинов 13 сентября 1878 года юный Крылов поступил в Петербургское Морское училище. В те годы в данном учебном заведении еще поддерживались традиции предыдущего директора – Римского-Корсакова, приходящегося братом известному русскому композитору. Этот человек был необыкновенно образован, являлся прекрасным моряком, горячо любившим свое дело и свою родину. О времени, проведенном в Морском корпусе, Алексей Николаевич писал: «Царское правительство страшно боялось каких бы то ни было кружков и обществ, основанных воспитанниками училища. Подобная боязнь доходила до смешного. Помню, как нам в назидание зачитывали приказ великого князя о том, как ряд воспитанников старших классов организовали общество для эксплуатации Северных богатств. Даже в подобной безобидной организации власти намеревались обнаружить политический оттенок».

Во время учебы в училище Алексей Николаевич много времени уделял занятиям математикой по французским руководствам. Кроме того ему помогал его дядя – Александр Михайлович Ляпунов, в будущем сам известный математик, готовящийся в то время к защите магистерской диссертации. Руководя математическими занятиями молодого Крылова, он рассказывал ему многие новаторские мысли, высказываемые на лекциях Пафнутием Чебышевым.
В мае 1884 года Крылов блестяще окончил училище, его произвели в мичманы, а в качестве поощрения предложили совершить кругосветное плавание, от которого он, однако, отказался. Первым местом работы Алексея Николаевича стало Главное гидрографическое управление, Компасная часть. Прикомандировали будущего ученого к специалисту, фанатику компасного дела И.П. Коллонгу, про которого на флоте говорили в шутку: «Коллонг убежден, что корабли необходимы только для того, чтобы было на чём размещать компасы».

В мае 1886 свет увидела первая научная работа 23-летнего Крылова, посвященная уничтожению девиаций компаса, то есть отклонений магнитной стрелки под воздействием магнитного поля судна. Вместе с ней молодой мичман предложил конструкцию дромоскопа – прибора механически воспроизводящего зависимость девиаций компаса от курса корабля. Устройство вскоре внедрили на кораблях военного флота, а изобретатель получил премию в 1000 рублей. Благодаря последующим совместным работам Коллонга и Крылова отечественное компасное дело вышло на первое место в мире.

Уже на первых порах добившись значительных успехов, Алексей Николаевич не захотел ограничиваться лишь этой научной областью. Его притягивала теория корабля и кораблестроение в целом как «обширнейшее поле для употребления математики». Летом 1887 года Крылов был отправлен на стажировку на Франко-русский судостроительный завод, расположенный в Петербурге, а сразу же после этого в октябре 1888 поступил штатным слушателем на кораблестроительное отделение Морской академии. Лекции выдающихся учёных – А.Н. Коркина, Н.Я. Цингера и И.А. Евневича – произвели огромное впечатление на Алексея Николаевича.

Академию Крылов окончил в октябре 1890 года, его имя было занесено на почетную мраморную доску этого заведения, а сам он удостоился чести работать преподавателем Морского училища, одновременно являясь доцентом Морской академии, продолжая изучать механику и математику и посещая лекции в Петербургском университете.

В мае 1892 года Крылов успешно выполнил расчеты для проекта подводной лодки Степана Джевецкого, а в 1893 году свет увидела его первая работа, посвященная новому методу расчета подводной части судов. Она так и называлась «Новый метод вычисления элементов корабля», представленные в ней схемы и приёмы для вычисления «пловучести и остойчивости» с тех пор стали классическими. После этого Крылов переключил свое внимание на изучение существовавших методик расчетов килевой качки кораблей при волнении. О причинах побудивших его заинтересоваться данной проблемой математик писал: «Во время сооружения Либавского порта был выкопан в море длинный канал глубиной приблизительно футов в 30. В один прекрасный день экипаж яхты «Полярная звезда» получил приказ отправиться в Либаву. Было свежо, и сильный ветер поднимал крупные волны. Командир яхты бросил якорь у входа в данный канал, отказавшись идти дальше. Приключился крупный скандал, поскольку на яхте должен был плыть сам царь. В Петербург ему пришлось ехать по железной дороге. Меня в связи с этим пригласили в Гидрографический департамент и предложили разобраться с вопросом о килевой качке кораблей, установить, насколько суда качаются кормой и носом и какой необходимо учесть под килем запас глубины, дабы обеспечить безопасность прохождения в любую погоду».

28 ноября 1895 года в Русском техническом обществе Алексей Николаевич произнес знаменитую речь «О килевой качке корабля на волнении», а в 1896 году выступил с докладом в Английском обществе корабельных инженеров. Крупнейшие авторитеты встретили его работу с одобрением. Через два года Крылов довел свою методику до совершенства, дав исчерпывающие ответы на вопросы о поведении судна при любом волнении, то есть, фактически решив вопрос о мореходных характеристиках судна ещё до его спуска на воду. Вместе с этим ученый успешно преодолел еще одну проблему судостроителей – определения усилий, возникающих при качке в разных частях корпуса корабля, требовавшихся с целью обеспечить должную прочность корпусу. Данный труд принес автору мировую известность. Британское королевское общество удостоило Крылова золотой медали и включило в свой состав, хотя до этого момента не имело членов иностранных держав. Теорию Алексея Николаевича стали преподавать во всех крупных судостроительных школах мира.

Гениальный ученый не собирался останавливаться на достигнутом. При испытаниях крейсеров «Баян» и «Громобой» Крылов первым обратил внимание на весьма значительную вибрацию, возникающую при плавании этих судов. В то время, несмотря на то, что существовали простейшие приборы для улавливания вибраций корабля, этот вопрос еще совершенно не был изучен, хотя данная проблема представляла огромные затруднения для корабельных мастеров. Представляя корабль в виде гигантского камертона, Алексей Николаевич установил, что любое судно имеет определённый временной интервал собственных колебаний, иными словами свой основной тон. В случае приближения периода толчков судового механизма (к примеру, периодов толчков поршня) к периоду собственных колебаний судна неизбежно наступление резонанса. При этом корабль принимается вибрировать в такт оборотам машин, некоторые сотрясения складываются между собой, в результате чего вибрации делаются всё сильнее и сильнее. В конце концов, они могут затруднить любую деятельность экипажа корабля, сделав само пребывание на корабле непереносимым. Представленная теория было доказана Крыловым строго математически, кроме того ученый привел указания о том, как уменьшить и даже полностью исключить вибрацию судна и влияние резонанса, чрезвычайно вредное для прочности корабля.

Огромную роль в развитии научно-технических работ Алексея Николаевича сыграла его деятельность в 1900-1908 годах в должности заведующего Опытового бассейна, расположенного в Морском ведомстве. Оставив пост преподавателя Морской академии, Алексей Николаевич получил огромные возможности экспериментальных – на моделях судов - проверок и исследований своих идей. Данный бассейн возник в 1891 году по инициативе Дмитрия Менделеева, который, к слову, «приложил руку» и к воспитанию Алексея Крылова. Владимир, старший сын Дмитрия Ивановича, учился в Морском корпусе и был хорошим товарищем Алексея Николаевича. На праздники он приезжал к своему отцу вместе с Крыловым, который получил возможность лично познать знаменитую менделеевскую школу постановки эксперимента. А в 1901 году, после того как Алексей Николаевич получил предложение принять участие в полярном путешествии на ледоколе «Ермак», он по старой памяти обратился к Менделееву, возглавлявшему Депо образцовых мер и весов, с просьбой найти ему точные приборы, необходимые для магнитных исследований во время плавания.

Вскоре после того как заведывание Опытовым бассейном оказалось в руках Алексея Николаевича, он провел комплексное обследование его работы, изучил все недостатки и, проведя капитальный ремонт, их устранил. В дальнейшем в ходе проводимых в бассейне экспериментов Крылов познакомился со знаменитым учёным и моряком Степаном Макаровым, оказавшим огромное влияние на формирование его научно-морских взглядов и идей.

Именно благодаря участию Степана Осиповича в 1902 году возникли первые работы Крылова, рассматривающие вопросы непотопляемости корабля. До этого момента времени традиционные методы борьбы за живучесть судна при получении пробоины сводились к откачке воды из всех затопляемых отделений. Как правило, при этом в пробоину поступало гораздо больше воды, чем водоотливные установки затронутых отсеков могли откачать. Корабль тонул вовсе не потому, что утрачивал плавучесть, а вследствии потери равновесия. Вес воды, заполняющей отделения с одного борта, достигал критической массы и переворачивал корабль. Развивая предположения Макарова, Алексей Николаевич предложил довольно странную для тех лет идею: разработать целую систему – последовательность самостоятельного затопления отсеков судна с целью его выравнивания. Данное утверждение легло в основу созданных Крыловым таблиц непотопляемости, помогающих в угрожающей обстановке правильно определить, что затоплять. Они составлялись индивидуально для каждого корабля и предсказывали, как повлияет затопление того или иного отделения на дифферент и крен судна. Основной целью же являлось выравнивание корабля с частичным восстановлением одного из его главнейших мореходных качеств – остойчивости. Затопление необходимых отсеков предполагалось проводить с помощью специальной системы клапанов и труб.

Докладная записка ученого по поводу новых вглядов на вопросы непотопляемости судов вместе с таблицами было представлена в 1903 году командованию флота в Порт-Артуре и председателю Морского технического комитета. В этом же году Крылов выступил на Кронштадском морском собрании с речью «О непотопляемости судов и ее обеспечении» и получил выговор за «резкий тон». Являясь выдающимся общественным деятелем, ученый и кораблестроитель продолжал яростно отстаивать интересы родного ему флота, однако ничего не мог поделать против невежд и казнокрадов, засевших в правящих кругах. Корабли продолжали проектироваться-строиться по-старому. Ни таблицы, ни какие-либо иные предложения Крылова и Макарова о необходимости существенных изменений в конструкции судов так и не были своевременно приняты. Алексей Николаевич с горечью писал: «Из-за теории моей пришлось мне выдержать большую битву. Корабельные инженеры, сидевшие в Морском техническом комитете и облаченные в генеральские мундиры, не могли отречься от рутины. Я обвинял их в этом, за что в приказе по флоту мне был объявлен выговор».

Правоту гениального ученого военные чиновники признали только после 1904 года. В ходе Цусимского сражения многие русские корабли, получив незначительные пробоины, тонули. 31 марта 1904 «Броненосец Петропавловск», на котором находился легендарный военно-морской деятель Степан Макаров, подорвался на мине и перевернулся. Экипаж корабля и его командующий погибли. Лишь гибель множества русских моряков заставила чиновников принять теорию к практике. Постепенно все отечественные боевые корабли стали снабжаться таблицами непотопляемости Крылова. Появились они и на морских флотах других государств. Например, в Англии, крупнейшей морской державе, данные таблицы были введены только в 1926 году, спустя несколько лет после потрясшей мир гибели «Титаника», считавшегося непотопляемым.

В 1907 в Черном море проводились обширные артиллерийские опыты. Крылову, бывшему председателем одной из подкомиссий, было поручено исследовать проблему влияния качаний судна на меткость стрельбы. В ходе этих исследований им была разработана методика фотографической записи качаний корабля. А в 1909 году Алексей Николаевич представил подробную теорию работы гироскопа-успокоителя, его подробные расчеты были напечатаны в «Морском сборнике». Однако предложение экспериментальной проверки данного прибора на яхте «Стрела» и миноносцах отечественного флота было отклонено морским министром. Позже Крылов писал: «Если бы наше Морское министерство не пожалело выделить 50 000 рублей на установку и испытание гироскопичекого успокоителя качки на «Стреле», мы бы в этом деле обогнали Сперри (Элмер Амброуз Сперри – американский изобретатель и предприниматель, которому приписывают создание гирокомпаса)».

В 1908-1910 годах Крылов, занимая пост председателя Морского технического комитета и главного инспектора кораблестроения, фактически руководил судостроением во всей России. Его работа в должности председателя Морского технического комитета стала славной порой для всего Морского министерства. В эти годы отечественный военный флот вышел на одно из первых мест в мире по своим военно-морским и техническим качествам. В 1909 году кораблестроитель принял участие в разработке и строительстве первых русских линкоров-дредноутов. Алексей Николаевич предпочитал лично вникать во все подробности проектов, а его неподкупность, прямолинейность и смелость суждений, к сожалению, в итоге сделали для него невозможным дальнейшее нахождение в министерстве. 12 февраля 1910 года Крылов подал рапорт морскому министру об уходе с должности председателя Морского технического комитета.

В 1911 году Алексей Николаевич был назначен генералом по особым поручениям при морском министре. В 1912 ученый написал текст доклада о необходимости выделения ассигнований на пятьсот миллионов рублей с целью воссоздания русского флота. Доклад был зачитан морским министром Григоровичем в Государственной Думе, в результате запрошенные суммы были выделены. В последующие годы Крылов являлся консультантом по делам морского флота, руководил Путиловскими заводами, распределял пособия и пенсии в Морском ведомстве, участвовал в операциях по подъёму затонувших кораблей, занимался военно-метеорологическими делами и многими другими проблемами. По проектам ученого было изготовлено множество оригинальных приборов (среди которых дальномеры, оптические прицелы для корабельных орудий, замыкатели для мин заграждения) в дальнейшем получивших широкое распространение на флоте. Сам ученый отмечал, что его предложения сэкономили царскому правительству «больше стоимости современного дредноута».

Революция застала Алексея Николаевича на должности члена Правления Российского общества пароходства и торговли. Без колебаний и в полном порядке Крылов передал большевикам подведомственный ему торговый флот и предложил свои богатейшие знания, огромный жизненный опыт и выдающиеся способности в распоряжение молодой республики. Здесь необходимо добавить, что 26 ноября 1914 года Академия наук выбрала его членом-корреспондентом по направлению физических наук. А в апреле 1916 на собрании Академии наук было решено избрать Крылова ординарным академиком. В этом же году Московский университет присудил Алексею Николаевичу степень почётного доктора прикладной математики.

В 1916 году Крылову было поручено возглавить Главное военно-метеорологическое управление и Главную физическую обсерваторию, в 1917 его назначили директором физической лаборатории Академии наук, а в 1918 он стал консультантом комиссии по особым артиллерийским опытам. Популярность Крылова в Советской России стремительно росла. Как математик, умеющий применять математику к решению важнейших практических задач, Алексей Николаевич не знал себе равных в стране, а возможно и во всём мире. Занимаясь даже самыми узкими вопросами, преследуя самые практические интересы, Алексей Николаевич обладал поразительной способностью взглянуть на них с общей, высшей точки зрения, применить тончайшие инструменты механики и математики, известные ему до мельчайших подробностей, и в процессе применения существенно усовершенствовать качества и свойства самих этих инструментов. В июле 1919 года выдающийся ученый был назначен руководителем Морской академии. Благодаря неустанным трудам Крылова через короткое время академия преобразилась, превратившись в одно из лучших заведений в мире в своем роде. Главные кафедры технических отделений были заняты его талантливыми учениками, обеспечивавшими высокий уровень преподавания.

Прикладные кораблестроительные науки требовали постоянного улучшения методов вычислений. В связи с этим, несмотря на множество дел, Крылов успевал заниматься «чистой» математикой. Его работы пользовались заслуженным уважением у проектировщиков и инженеров-практиков. С целью облегчить их труд ученый изобрел первую в нашей стране машину для выполнения механического интегрирования.

В 1921 году Академия наук командировала Алексея Николаевича за границу с целью восстановления научных связей, закупки технической литературы, приборов и инструментов. За рубежом он наблюдал за строительством кораблей для нашей страны, работал в различных комиссиях, обменивался опытом. Весной 1924 года Крылов принял участие в работе первого Международного конгресса по прикладной механике, проводимого в голландском городе Делфте. Помимо этого ученому довелось заниматься приобретением, заказом, фрахтованием необходимых для России лесовозов, нефтеналивных судов и пароходов, а также в перевозке купленных в огромном количестве паровых котлов и паровозов. Как раз по этому поводу Крылов отмечал в воспоминаниях: «Наша страна нуждалась в паровозах. На иностранных паровозостроительных заводах их было заказано 1250 штук. Транспортировать в Россию необходимо было водным путем и в собранном виде. Мне было доверено приискивать пароходы выгодные и пригодные для этих перевозок. Ознакомившись с делом, я выдвинул предложение не фрахтовать по дорогой цене пароходы, а приобретать их. Во время транспортировки паровозов, купленных в одной только Швеции, получилось сэкономить около полутора миллионов рублей золотом».

В апреле 1926 года ученый принял участие в составлении договора с британской оптической компанией на изготовление 41-дюймового рефрактора, предназначенного для Пулковской обсерватории. А в октябре 1927 Алексей Николаевич принял в столице Франции Пушкинский архив и переправил его на Родину. Ум, энергия и чисто русская смекалка помогали Крылову выполнять каждое порученное дело самым лучшим образом. От иностранцев Алексей Николаевич всегда требовал товары только самого высшего качества, поражая их своей выдающейся и разносторонней осведомлённостью. Всё необходимое ученый доставал в кратчайшие сроки, при минимальных тратах государственных средств и доставлял в Советскую Россию в полной сохранности.

В зарубежных поездках Алексея Николаевича часто сопровождала его дочь – Анна. В 1926 году в Париже она познакомилась с русским физиком, работавшим в Кавендишской лаборатории в Англии. Звали его Петр Капица. Через некоторое время молодые люди поженились. Вместе с Анной Крыловой Пётр Леонидович прожил долгие 57 лет.

В ноябре 1927 года Крылов вернулся на родину и возобновил свою преподавательскую деятельность в разных учебных заведениях страны. Параллельно с этой работой он консультировал строителей кораблей и проектировщиков. В основе его педагогических взглядов, которые, к слову, он всячески проводил в жизнь и пропагандировал, лежало непреложное требование «учить учиться». По словам Алексея Николаевича, никакая школа не способна была подготовить законченного специалиста, специалист мог образоваться в результате его собственной деятельности. Для этого требовалось, чтобы он умел и хотел учиться, учиться и учиться на протяжении всей жизни. Задача же преподавателей – привить ученикам любовь к науке, к выбранному делу, а также общую культуру. Будущий специалист должен был вынести из учебного заведения лишь критически усвоенные основы знаний, умение выискивать недостающие сведения, понятия о том, где их можно отыскать и как их употребить.

Алексей Николаевич являлся весьма изобретательным педагогом. Он умел находить поразительные формы преподавания труднейших дисциплин неграмотным курсантам. Биограф Крылова Соломон Яковлевич Штрайх писал об этом: «Простыми словами академик Крылов начинал свою лекцию и так же понятно и просто продолжал ее. Ни хитроумных названий, вызывающих зевоту от скуки у одних и бессмысленное благоговение у других. Ни вульгарного упрощения в изложении серьезных научных дисциплин. Заинтересованность слушателей возрастала с каждой его фразой. После основных понятий и определений всегда следовал интересный рассказ по истории кораблестроения. Постепенно Крылов переходил к сложным вопросам. Не только цифровыми выкладками и чертежами на доске сопровождались лекции. Академик отправлялся со слушателями в Опытовый бассейн или на моделях кораблей разъяснял изложенное. Теория подкреплялась красочными примерами из истории мореходства».

Точно такой же принцип – понятно излагать сложные вещи – Крылов применил в своих знаменитых переводах работ Леонарда Эйлера и Исаака Ньютона. Алексей Николаевич отмечал: «Имя Ньютона постоянно встречалось в разных трудах Морской академии. При этом его сочинения были написаны на латинском языке и являлись абсолютно недоступными простым слушателям. Я принял решение перевести важнейшее из них – «Математические начала натуральной философии» – на русский язык, добавив в текст 207 примечаний и пояснений для улучшения освоения этого творения Исаака Ньютона. Это заняло два года упорных работ по четыре-пять часов каждый день». Переводы произведений иностранных ученых выполнены Алексеем Николаевичем без архаизмов, на хорошем русском языке. Они сопровождаются обширными, глубокими и вместе с тем предельно ясными и доходчивыми комментариями, раскрывающими, восстанавливающими все недосказанное учеными, переводящими их слова на язык современной науки, сравнивающими с современниками, предшественниками и последователями. «Новая теория движения Луны» Эйлера и двухтомные «Математические начала» Ньютона до сих пор считаются вершинами научного перевода.

В феврале 1939 года Алексей Крылов был удостоен ордена Ленина, ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники. В 1941 году престарелый академик (которому исполнилось 78 лет) был награжден Сталинской премией первой степени. После начала Великой Отечественной войны Алексей Николаевич наотрез отказался покидать Ленинград. Он шутил: «Что касаемо бомбежки с воздуха и артобстрела, то я рассчитал, что шанс попадания в мой дом эквивалентен шансу выигрыша ста тысяч рублей по трамвайному билету». И все же под давлением друзей Крылов отправился в Казань, где продолжил работу над автобиографической книгой «Мои воспоминания». Данное произведение написано хорошим литературным языком, легко читается и отражает тот срез времени, в котором довелось жить великому кораблестроителю. В июле 1943 года Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Летом 1945 года восьмидесятидвухлетний старец, исполненный необыкновенного личного обаяния и мудрости, вернулся в родной Ленинград. Последние месяцы жизни он трудился не покладая рук, окружённый множеством своих учеников – моряков трёх поколений. 2 октября Алексей Николаевич выступил перед учащимися Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, а 26 октября 1945 года в 4 часа утра его не стало. По свидетельству очевидцев последними словами великого ученого были: «Идет большая волна». 28 октября Алексей Николаевич был похоронен на Волковом кладбище на «Литераторских мостках» неподалеку от могилы Д.И. Менделеева. Его последней, неоконченной работой стала «История открытия Нептуна».

Такова была жизнь этого замечательного представителя отечественной науки, отдавшего все свои исключительные дарования на служение русскому народу. Когда в 1939 году проходило празднование 75-летия академика, после многочисленных поздравлений смущенный Алексей Николаевич произнес: «Я около 60 лет служу любимому морскому делу и всегда полагал само это служение Родине, Флоту и народу высшей честью для себя. И поэтому я не понимаю, чем же снискал сегодня подобные почести?». В последнем своём публичном выступлении Крылов произнес: «Всю свою жизнь я отдал флоту и если бы располагал ещё одной такой же жизнью, то без сомнений и её отдал бы до самого конца любимому делу».

Алексей Крылов является автором свыше 300 статей и книг (из них около ста по теории кораблестроения), охватывающих огромный диапазон человеческих знаний и принесших ученому мировую славу. Корабельные науки, механика, математика, астрономия, физика являлись его родными стихиями, и не существовало такого вопроса, на который он не смог бы дать всестороннего ответа. Алексей Николаевич был блестящим знатоком истории развития наук. Им написаны замечательные по своей художественной яркости и глубине очерки, посвящённые деятельности классиков физических и математических наук – Ньютона, Лагранжа, Эйлера, Галилея, Чебышева. Очерки писались Крыловым в разное время, в основном к празднованиям памяти учёных, организуемых Академией наук.

По материалам автобиографической книги А.Н. Крылова «Мои воспоминания».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) по окончании курса Инженерного училища, прослужив недолго в саперах, вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он сблизился и подружился с Сергеем Петровичем Боткиным (1832-1889). Докторская диссертация Ивана Михайловича была на тему: "О влиянии алкоголя на температуру тела человека".
Неизвестно, служил ли ему его родной братец, Андрей Михайлович, объектом наблюдений, но только через много лет, в конце 80-х годов, Иван Михайлович передавал такой рассказ С.П. Боткина:
"Вот, Иван Михайлович, был у меня сегодня интересный пациент, ваш земляк; записался заранее, принимаю, здоровается, садится в кресло и начинает сам повествовать:
"Надо вам сказать, профессор, что живу я давно почти безвыездно в деревне, чувствую себя пока здоровым и жизнь веду очень правильную, но все-таки, попав в Петербург, решил с вами посоветоваться. Скажем, летом встаю я в четыре часа и выпиваю стакан [чайный] водки; мне подают дрожки, я объезжаю поля. Приеду домой около 6 1/2 часов, выпью стакан водки и иду обходить усадьбу, скотный двор, конный двор и прочее. Вернусь домой часов в 8, выпью стакан водки, подзакушу и лягу отдохнуть. Встану часов в 11, выпью стакан водки, займусь до 12 со старостой, бурмистром. В 12 часов выпью стакан водки, пообедаю и после обеда прилягу отдохнуть. Встану в 3 часа, выпью стакан водки... и т.д."
Боткин:
"Позвольте вас спросить, давно ли вы ведете столь правильный образ жизни?"
Помещик:
"Я вышел в отставку после взятия Варшавы [Паскевичем в 1831 г.] и поселился в имении, так вот с тех пор; а то, знаете, в полку, я в кавалерии служил, трудно было соблюдать правильный образ жизни, особенно тогда: только что кончили воевать с турками, как поляки забунтовали. Так вот, профессор, скажите, какого мне режима придерживаться?"
Боткин:
"Продолжайте вести ваш правильный образ жизни, он вам, видимо, на пользу. Вы, Иван Михайлович, не знаете этого чудака?"
Сеченов:
"Кто же его в нашей местности не знает, это Николай Васильевич Приклонский".
Однако едва ли Иван Михайлович рассказал своему другу С.П. Боткину про не менее "правильный" образ жизни своего брата Андрея.

Пароходы на Волге

В детстве Алексей Николаевич Крылов каждый год ездил с родителями на Нижегородскую ярмарку. Большую часть пути приходилось проделывать по Волге, так что он оставил очень любопытные зарисовки о пароходах того времени:
"В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ "Самолёт", "По Волге", "Кавказ и Меркурий". Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся "мостиком", куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.
Пароходы были колёсные, машины большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы "Кокериль".
Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились "самолётские", и их предпочитали "волжским" и "меркурьевским".

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.
Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50-70 вёрст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескреплённых между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались в дровяной трюм.
Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г появился на Волге первый двухпалубный пароход "Александр II", американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако чёрного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы "дымовую завесу", если применить теперешний термин.
Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нём нефть взорвется, и т.п., поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию "Нижний – Астрахань" пять пароходов американской системы, да на линию "Нижний – Рыбинск" тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плёса были с одним задним колесом.
Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа".

Шадринск

В Вятской губернии в XIX веке существовал уездный город Шадринск. Потом он несколько раз менял своё административное подчинение. А.Н. Крылов так со слов отца объяснял происхождение этого названия:
"У помещиков Родионовых было в Вятской губернии 10 000 десятин векового вязового леса. Вязы были в два и в три обхвата, но никакого сплава не было, поэтому в лесу велось шадриковое хозяйство, теперь совершенно забытое.
Это хозяйство состояло в том, что вековой вяз рубился, от него обрубали ветки и тонкие сучья, складывали в большой костёр и сжигали. Получалась маленькая кучка золы; эта зола и называлась шадрик и продавалась в то время в Нижнем на ярмарке по два рубля за пуд; ствол же оставлялся гнить в лесу.
После этого не удивительно, что от вековых вязовых лесов Вятской губернии и воспоминаний не осталось".

Свободное время на корабле

"Во время якорной стоянки на военном корабле свободны и располагают своим временем кот, поп и доктор".

Закон Божий

В севастопольском уездном училище Алёша изучал Закон Божий на уроках протоиерея, настоятеля собора. Тот учил их Закону Божию по катехизису Филарета, старого издания, в котором к тексту: "властем предержащим повинуйтесь и покоряйтесь" при перечислении властей, которым надлежит покоряться, значилось: "крепостные своим помещикам и господам". Крепостное право было отменено в 1861 г., но в севастопольской лавке более нового издания катехизиса не было, и ребята смущали попа вопросом, как это "вера" была изменена царским указом. Обыкновенно следовал ответ:
"Стань до конца урока в угол на колени, учи, как напечатано; а кто ещё будет спрашивать, тому уши надеру".

О лесосплаве

по Волге и её притокам А.Н. Крылов рассказывал так:
"Большая часть лесных грузов перевозилась на белянах, которые строились на один рейс. Из Унжи, Ветлуги и Суры лес доставлялся или на белянах или на "расшивах", с их разукрашенными "кичками".
Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов груз, который называли “лотом”, а тот канат, на котором его волочили, назывался “сукой” (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна, помост, именовавшийся “кичкой”. Отсюда команда старинных волжских разбойников:
“Сарынь [т.е. бурлаки], на кичку!”"
Поясню, что беляна – это плоскодонная некрашеная баржа почти прямоугольной формы. Расшива – это тоже плоскодонное судно, но с заострённым носом и кормой; могла ходить и под парусом.